Что такое мануал по игре

Те, кто занимается коллекционированием лицензионных ретро-игр, знают о разной стоимости лотов с и без мануалов. Скачок цены порой довольно ощутимый, но какова реальная ценность мануалов? Об этом мы сегодня и поговорим.

ВАЖНО! Прежде чем мы приступим, хочу сделать небольшую ремарку: все, что я буду рассказывать является опытом, наблюдением и рассуждениями автора, которые не претендуют на энциклопедическую достоверность. Если у вас сложился другой опыт или есть дополнения -расскажите об этом в комментариях.

Начиная разговор о мануалах, нельзя обойти стороной… *особенности* распространения игр в странах СНГ. Во времена 8-ми, 16-ти битных консолей мы не догадывались о том, что к игре должен прилагаться мануал, инструкция. В боксах не было даже креплений для мануала. Это касалось, как многоигровок, так и поздних одноигровок.

Казалось бы, что не велика проблема, ведь в игре будет обучающая миссия, введение. На практике все не так просто. Как показал жизненный опты, если я не мог разобраться с игрой в течении 15 минут — можно идти и спокойно менять ее на что-то другое. Причин было несколько: 1) игра дерьмовая; 2) игра сложная; 3) для прохождения требуются какие-то дополнительные знания (например, пояснение поставленной задачи или комбинации клавиш управления); 4) языковой барьер не позволял понять азы. Из-за этого многие проекты прошли мимо меня. Даже, если бы я не дропнул какие-то картриджи, то, положа руку на сердце, все равно не разобрался бы. Но у нас был лайфхак — книги секретов и кодов. Их было много (различного объема и качества), но панацеей я это не назвал бы. Дело в том, что информативность не дотягивала до уровня справочной литературы (или самого мануала). Однако, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Всё равно, тогда нам не с чем было сравнить.

После этого, в моей жизни не было консолей, что я решил немного наверстать в последние пару лет. Пиратские игры на PS1 недалеко ушли от китайских картриджей, однако игры уже стали другими. Игры стали проходимым (в большинстве случаев) без мануалов. Самый яркий и очевидный пример необходимости мануала — Driver. Другие же разработчики вводили игрока в лор игры. Самым ярким примером может служить Wipeout 3, где нам в псевдодокументальной форме рассказывают о местных гоночных болидах. В отдельных случаях мануалы содержали некоторые особенности управления (например, в Red alert, Syndicate wars и Panzer Front).

Продолжим хронологию. У меня в 2006 году появился первый компьютер. Мои глаза стали квадратными, когда я понял, что игры на ПК нужно устанавливать. Искал инструкцию, как и что делать, однако пиратские игры (доступ к которым был у меня) в лучшем случае содержали рекламу на обратной стороне обложки.

Не смотря на это, были и те пираты, которые побеспокоились о ламерах (тогда нубов так называли) и разместили примитивные рекомендации по установке и запуску игры.

Были и такие обложки, в которых были дополнительные скриншоты. Не мануал, но тоже норм бонус.

Но лично от меня приз получают люди, ответственные за релиз игры «Александр: эпоха героев». Помимо информации по установке, обложка содержит минимальную информацию об историческом периоде и геймплее. Поскольку это тактическая РПГ с постоянной партией, то нам дают биографию персонажей и намекают о прокачке определенных навыков.

Сейчас современные игры либо не предусматривают мануал, либо его никто не читает. Из-за чего можно задать закономерный вопрос: «Почему мануалы к современным играм никто не читает?» По моему мнению ответа два: 1) старая русская традиция, которая говорит, что инструкцию открывает тот, кто уже сломал изделие; 2) уже отпала необходимость, поскольку игры стали совершенно другими. Если с первым вариантом всё понятно (многие вспомнили какие-то смешные эпизоды на эту тему и смущенно улыбнулись ;), то про второй я расскажу подробнее.

Для того, чтобы найти ответы -вернемся в эпоху NES и Mega Drive. Не смотря на то, что именно эти системы подарили нам подавляющее большинство жанров, а также хитов, все было не так просто. Их авторы еще только учились, а технические ограничения представляли неимоверную головную боль. Те, кто знакомился с книгой «Кровь, пот и пиксели» могут оценить масштаб головняка. Если не вдаваться в подробности, то обойтись без мануала не всегда получалось. Одно дело сделать аркадную гоночку, где все просто и понятно. Однако индустрия видеоигр вставала на ноги, набирая армию геймеров, поэтому пояснить основы геймплея и управления было необходимо. Возможно, именно поэтому почти каждый мануал объяснял как включить консоль и вставить картридж.

Опять таки, большая часть жанров были пионерами, поэтому устоявшейся практики еще не существовало. Это мы сейчас привыкли к пресетам управления в шутерах, рпг, стратегиях, а тогда каждая студия разрабатывала наиболее удобную (по их мнению) раскладку управление и интерфейс. И тут же встанет вопрос об обучении новичка азам «мудрости».

По современным «стандартам» раньше обучение не делали очень долго и старательно (если не вдаваться в глубокие поиски). Обычно первая миссия и была обучением, так сказать, 2в1 — миссия и обучение. Как правило, количество противников/угроз было минимальным, чтобы вы закрепили полученные знание об управлении из мануала. В этом плане самыми яркими примерами являются Dune 2 и Canon Fodder. А теперь вспомните обучение в Call of Duty 2, когда нам четко говорят как и что нажимать, а мишени не дадут сдачи. Как говорится, результат на лицо.

По этой же причине, в такой игре как Мафия, обучение плотно и качественно вынесено в опцию. наверное, поэтому, будучи вполне себе официально распространяемой, она не имела мануала.

К слову, обучение некоторых игр в наше время всё еще вызывает вопросы и насмешки от игроков.

Второй момент, который можно встретить только в старых играх — сюжет в мануале. И тут сложно сказать наверняка, почему так делали разработчики. Моя главная версия — объем картриджа. Даже если подать сюжет как текст, нужно нарисовать шрифты и анимировать полотно текста с минимальными эффектами, задниками. Такой прием активно использовался в Chakan.

Казалось бы, что заставки с сюжетом — это первое и самое простое, что можно придумать. Однако вспомните качество вступительной заставки в Syndicate на Mega Drive и все встанет на места. Именно из-за этого, по моему мнению, описать сюжет в мануале было такой распространенной и очевидной практикой. Как например, сюжет Herzog Zwei полностью помещен в мануале, а сама игра остается голым геймплейным ядром.

Исходя из сказанного, мануал становится не просто желанной частью комплекта, а продолжением игры. Однако это изменится с приходом в массы новых носителей информации — CD и DVD. Более нет смысла экономить место, поскольку емкость выросла колоссально. На крайний случай можно сделать многодисковое издание (Parasite Eve, Koudelka, Red Alert, FF7). Новые консоли уже позволяли вплетать ролики, выдвигая сюжет на новый, ранее недосягаемый, уровень.

Система интерактивного обучения, киношная постановка диалогов и сюжетных заставок сделали мануалы… Ненужными. Кто-то может сказать, что раньше игры были сложнее и более комплексными. Частично, но не в этом суть. Главным моим аргументом станет сравнение мануалов к: первой Final Fantasy, Fallout 1, Final Fantasy 8, Witcher 1, Neverwinter Nights и Witcher 3. Я специально выбрал ролевые игры, каждая из которых в свое время предлагала огромный открытый мир и комплексный геймплей. В сравнении я не буду акцентировать внимание на количестве страниц, поскольку формат (соответственно и размер) страниц у всех разный. Внимание будет уделено понятности обучения, качество подачи сюжета и погружения в лор.

Начнем с первой Финалки. Мануал к ней — это книга «Всё обо всём». Поскольку перед нами восходящая (в свое время) звезда жанра JRPG, то многое будет сделано впервые. Разработчики постарались на славу, поскольку сделали всё, чтобы игроку было понятно. Мануал буквально разрывается от информации, а также от цветных скриншотов. К слову о цветных и черно-белых полиграфиях. На первый взгляд экономия на мануале можно рассмотреть как откровенное жлобство. С другой стороны, не все так просто. Печать — удовольствие довольно дорогое, о чем я убедился на своем опыте. Купил я несколько штамповок на PS1. Стоили они не дорого, в пешей доступности, диски в идеальном состоянии, но обложек не было. Сканы нашлись без проблем (даже выбирать можно), но цветная печать 12х12 см обошлась в половину стоимости игры. Ладно, когда мануал хотя бы есть в физическом виде, а не содержится где-то в дебрях загрузочного диска (как в игре «Век парусников 2», где без мануала нельзя понять ничего).

Так, вернемся к информации. Разработчики постарались предусмотреть ответы на все вопросы, поэтому сложно придумать то, на что нельзя найти ответ.

Хотите узнать особенности и ограничения классов? — Нет проблем. Узнать характеристики и награду за монстра? — Там целая таблица. Уточнить возможности и совместимости оружия, брони и магии? — Сколько угодно. Кому-то такой подход может не понравится, аргументируя, что всё нужно узнать самому. Возможно. Как говорил мой преподаватель по философии: «Мудрость произростает из шишек на лбу». Я же считаю, что такой массив информации позволяет принять решение сразу, а не переигрывать игру из-за глупой неосведомленности.

Теперь посмотрим на другой образец РПГ-строения — первый, могучий Fallout. Разработчики сделали шаг в сторону «переноса» физического мануала в лор игры. Поскольку стартовая заставка рассказывает про выживание за стенами убежища, то и мануал представляет собой Гайд выходца из убежища, разработанного квалифицированными специалистами Voltec.

Нам подробно, в деталях рассказывают о назначении каждой кнопочки, каждой характеристики. При этом есть место и под вставки а-ля «Voltec не несет ответственности, если вы пострадаете». Разработчики буквально разжевывают то, как создать персонажа, какие характеристики, особенности и перки дают бонусы и прочее-прочее. Каждому элементу интерфейса уделено внимание. Другими словами, обучению уделено львиная доля внимания и объема. После прочтения мануала, как по мне, сложно накосячить с созданием персонажа. Это нужно быть уникумом с единицей интеллекта, чтобы не осилить данную опцию с таким чтивом.

Другой немаловажный момент, которому разработчики уделили внимание и бумагу — боёвка. Нам рассказывают сколько очков тратится на определенные действия, какие виды оружия как действуют. Мое уважение заслужила схема, которая показывает как работает стрельба очередями. Внимание на экран:

Уделено внимание также и ролевой системе: прокачка, получение опыта, уровни опыта, выбор перков и так далее. Печать, как видно черно-белая. По итогу, мануал носит исключительно обучающий характер, т.е. после того, как вы освоитесь в игре, необходимости открывать его не будет.

Вернемся к серии Final Fantasy, а именно к 8 части.Разработчики, по моему мнению, превзошли сами себя сделав монументальную документацию к этой игре. Когда я впервые увидел этот том… не так… ТОМ, у меня отвисла челюсть. Посудите сами, помимо всеобъемлющей информации про игру (которой более чем достаточно), разработчики написали прохождение игры. Посмотри сами, если вы видели что-то более впечатляющее — пишите в комментариях. За предоставленные фото выражаю отдельную благодарность Андрею Черняеву.

Теперь посмотрим на тяжеловеса мира РПГ — Neverwinter Nights.

По моему мнению это крайне комплексная и одна из самых сложных в освоении игр. Её стоит начинать только, если вы очень хардкорны и знаете, что делать. Если первое — это личное качество, которое приобретается с опытом, то со вторым может помочь мануал. Где-то половину объема авторы посвятили описанию классов, способностей персонажей. Другими словами, вся информация, которая нужна для того, чтобы создать жизнеспособного персонажа. Последняя фраза не является преувеличением. Другая же половина мануала содержит таблицы, разъяснения, которые должны раскрыть в деталях ядро геймплея (которое довольно скрупулёзно, даже слишком переносит настольные корни в игру). Да, что там говорить, есть даже глоссарий с терминами.

Теперь посмотрим на дебютную игру во Вселенной Ведьмак. Судя по всему, разработчики немного переживали по поводу того, что игрой может заинтересоваться человек, который не читал романы Анджея Сапковского, поэтому в самом начале (даже перед системными требованиями) сделали вступительную часть. В ней кратко описан мир, персонажи, что нам прийдется делать и кто наш главный герой. Разработчики в целом пошли классической тропой в вопросе наполнения мануала, поэтому каких-то откровений нет. Другой момент, который разработчики хорошо описали в мануале, но не отобразили в обучении — особенность боёвки. Когда я первый раз садился за игру, то долго не мог понять как в это играть. И, да, в самой игре есть обучение, но в мануале местами можно найти больше. Хотя часть из этого можно установить самому — путём проб и ошибок. Часть информации дублируется/доступна в игре. Однако кое-что из этого будет полезно новичку. Например, рецепты зелий, бомб нужно получать путем покупки книг. При этом перед покупкой нам известно только название полученного рецепта. В мануале можно почитать все необходимые описания, составить вишлист и только потом тратить кровные. В остальном же, это добротный мануал, где видно, что люди старались сделать понятно и доходчиво, местами даже перестарались.

Последняя, на сегодня, остановка — The Witcher 3. Это самый скудный мануал — 9 страниц общего объема с обложкой. Минимум объяснений, две страницы на описания интерфейса и одна на управление. Всё. Я понимаю, что краткость сестра таланта, но это как-то… слишком кратко. Я понимаю, когда в Doom не предлагает длинных простыней текста, но тут ролевая игра на 100 и более часов. Как же так получилось, что авторам не было о чём написать? Давайте проанализируем. Внутриигровое обучение отличное, дает максимальное представление о механиках, на которых работает игра. Нет никаких важных аспектов, которые «скрыты» от игрока. Всплывающие подсказки информируют о том, что может быть неочевидным новичку. Боёвка не отличается уникальностью, поэтому нет нужды её разжевывать. Все эти аспекты сделали подробный мануал морально устаревшим.

Подводя итоги, стоит сказать, что любая сфера деятельности приобретает и теряет черты в процессе своего развития. Самым первым видеоиграм мануал был не нужен, потому что они были аркадными, короткими. Их простота, граничащая с примитивностью не требовала пояснений. Позже игры стали сложнее, однако особенности/технические ограничения требовали дополнительной части, чтобы научить игрока и показать задумку разработчиков. Так мануал стал неотъемлемой частью 8-ми, 16-ти битных игр. Многие разработчики по полной пользовались этим инструментом, пока не настала эра новых носителей информации. Тогда-то и начали появляться первые сомнения относительно необходимости мануала, поскольку большую часть можно вложить в саму игру, не беспокоясь об объеме диска. Наиболее сложные и комплексные игры продолжали поддерживать связь с печатной инструкцией, которая даст обширные ответы на вопросы. Чем дальше двигалась индустрия, тем популярнее становились проекты, которые основывались на нескольких простых механиках (что не означает, что игра плохая), которые отлично поясняются во внутриигровом обучении. Управление стало унифицированным, но его раскладку (в большинстве случаев) можно переназначить как угодно. Добавьте различные фанатские вики, обзоры, прохождения и прочие справочные материалы. Как следствие — мануал стал рудиментом, который потерял свою ценность.

Всем спасибо за внимание и удачи!

Гайдом называют руководство, помогающее игрокам лучше понимать функционал игры и тем самым эффективнее ее проходить. Такие инструкции являются полезными для каждого геймера, начиная от новичков и заканчивая профессионалами. Чем может помочь изучение прохождения игр, расскажем ниже.

Компьютерные игры.

Компьютерные игры.

Фото: freepik, автор DCStudio.

Четыре полезных эффекта гайдов

Инструкции создаются как по самым простым играм, так и по тем, которые вызывают сложности у геймеров. Как может помочь изучение гайда по конкретной игре:

  1. Быстрое и эффективное продвижение. Начиная новую игру, геймеру не всегда понятно, какие действия необходимо предпринимать, чтобы «продвинуться». Игровые гайды рассказывают, как проходить уровни, выполнять задания и т.д. Такая информация поможет быстрее достигнуть высоких результатов и упростить игровой процесс. Особенно это полезно при возникновении сложных моментов, например, когда игрок сам не может пройти какой-то квест.
  2. Использование функционала игры по максимуму. Часто в играх, особенно современных, часть функций и возможностей скрыты. Часть геймеров проходят игру, так и не узнав многие ее «секреты». Гайды в этом отношении также весьма полезны – в них рассказывают о «фишках», не известных широкой публике.
  3. Повышение эффективности. Гайды могут содержать советы по оптимальному использованию ресурсов, таких как оружие, броня, персонажи и т.д.
  4. Изучение гайдов полезно для тех, кто любит ставить рекорды. Информация из видеороликов часто содержит новейшие стратегии, ценные рекомендации и советы, позволяющие улучшить вашу игру.

Кроме гайдов, полезно изучение всевозможных новостей из мира игр. Найти их можно здесь: https://gidplay.net/news.

Еще несколько полезных советов

Если вы когда-то проходили игру, но забросили ее по причине того, что столкнулись с тупиковой ситуацией, вы вполне можете вернуться к прохождению трудного момента. Для этого достаточно найти соответствующую информацию в сети.

Некоторые игроки предпочитают играть без подсказок и ставить собственные эксперименты, чтобы узнать новые механики и приемы игры самостоятельно. Им (и не только) мы рекомендуем отслеживать последние новинки мира игр по ссылке. Вы точно найдете то, во что поиграть вечером или на выходных!

4CQwVszH9pSaL57DQqU

Содержание

  1. Куда пропали мануалы из дисковых версий игр?
  2. Значение слова «мануал»
  3. мануа́л
  4. Делаем Карту слов лучше вместе
  5. Что значит «мануал» в интернет-сленге?
  6. Происхождение и основное значение
  7. Второстепенное значение
  8. Примеры использования сленга

Куда пропали мануалы из дисковых версий игр?

Мануалы в комплекте с игрой раньше имели большое значение, но со временем они стали и вовсе пропадать из коробочных версий игр. С чем же это связанно?

Прочитав статью пользователя timewobblers про бокс арты, я оставил довольно не большой комментарий, где высказал свое негодование на счёт отсутствия в современных дисковых изданиях различного рода макулатуры и мной было принято решение раздуть эту, казалось бы, незначительную проблему до масштабов целой статьи.

Так вот. Начну с того, что я сам очень люблю подобные мануальчики. Моя любовь к этому началась с 2000-х. В то время я, как и многие мои сверстники, играл на пк, денег понятное дело у меня,как и у любого ребенка было мало и игры удавалось покупать крайне редко, так что каждый новый диск был словно подарком на праздник. И вот, прибежав наконец домой, к своему пыльному черному (а может и бежевому) ящику ты вставляешь драгоценный диск в дисковод и ждешь окончания установки. И что же тебе остается делать во время этой самой установки, кроме того как прочитать мануальчик, который шёл у тебя вместе с диском? Правильно, много чего, но для меня это было что-то вроде особого ритуала. Конечно в двухтысячных мануалы уже ничего серьезного в себе не несли, но тем не менее их наличие в коробке с игрой всегда было для меня чуть ли не обязательным атрибутом и они действительно очень долго появлялись во все лицензионных дисковых версиях игр. До определенного момента.

Значение мануалов в видеоигровой истории

80-90 года являются золотой порой любого ретро геймера. За эти два десятилетия многе произошло как в мире, так и в видеоигровой индустрии. Но речь у нас идёт про манулы и прочую макулатуру, так что продолжим. В играх на тот момент было очень тяжело рассказать какую либо историю или хотя бы объяснить игроку, почему мы за этот набор пикселей, похожий на Сильвестра Сталлоне стреляет пикселями в другие кучки пикселей, похожих на людей. И как вы думаете, что же приходило на помощь в такой ситуации? Всё верно, наши любимые мануалы! Благодаря информации, изложенной в ней, игрок понимал, что мы играем не за набор спрайтов, а за Билла (а если вы играете с другом, то еще и за Ланса), которые спасают мир в далёком будущем от злобной организации, стремящейся уничтожить мир. Я думаю каждый уже догадался, что я говорю об игре Contra. Сейчас это всё легко гуглится за пару секунд, но тогда мануал был единственным спасением.

Или же к примеру можно взять Final Fantasy, игру, которая в буквальном смысле спасла фирму Square от банкротства. Типичная хардкорная JRPG тех времен, но владельцы оригинальной игры с мануалом могли пройти игру куда быстрей и легче чем те, кто решил пройти её на том же эмуляторе без использования интернет, ведь в мануале было много подсказок, помогающих в прохождении.
P.S. Хотя в таких играх можно очень сильно углубить своё прохождение, например зарисовывая на реальном листе бумаги подземелья, которые нужно тщательно запоминать. Попробуйте, испытаете абсолютно новые впечатления от прохождения старых игры.

Конечно же в нулевых мануалы уже не имели настолько важное значение, но все же его наличие ощущалось каждым геймером как данное, но об этом я уже писал чуть выше.

Начало исчезновения мануалов

И так. Идёт время, прогресс не стоит на месте и теперь у каждого игрока в доме есть интернет. Игроки начали массово популизировать онлайн игры на консолях, а мануалы всё по прежнему шли в комплекте с каждой игрой. В мануалах со временем стало уж слишком мало информации, а вскоре в комплект с игрой стали класть небольшую бумажку с описанием управления и/или картой мира, но впоследствии игроков лишили и этого. И здесь хочется привести несколько примеров из личной коллекции, а так же коллекции timewobblers, который решил мне помочь и поделился своими примерами. Начнем с моей:

Need for Speed Underground 2. 2004 год. Лицензионный (и единственный, который я нашёл) PC диск. Добротный, толстый манул полностью на русском языке, который помогает от установки и настройки игры, до разбора каждого пункта меню.

Gran Turismo 5 Prologue. 2007 год. Не такой добротный, но тем не менее хороший мануал, а это даже не полная версия игры!

Red Dead Redemption. 2010 год. У «Рокзвёзд» с этим всегда было всё хорошо и остаётся таковым по сей день! Мануал + карта очень сильно радуют. Могут же в отличии от некоторых!

Halo Reach. Тоже 2010 год. Наличием карты нас конечно же здесь не порадуют, но мануал тем не менее очень хорош. Есть даже русский язык, при том что в самой игре его нет.

New Super Mario Bros U. 2012 год. Сразу видна деградация по сравнению с прошлым поколением. В комплекте только такой листочек с описанием управления и картой мира на обратной стороне. Уже не так приятно, согласитесь? Ну хоть что-то. Дальше только хуже.

Assassins Creed 3. Тот же 2012 год. Я бы хотел оставить это без комментариев, но не могу. Листочек открыто посылает нас на саппорт в случаи возникновения проблем. Не очень приятно, правда ведь?

Дальше в играх для Wii U и вовсе стали пропадать подобные листочки, за то стали появляться рекламные брошюрки с лучшими играми из eShop, которые нет смысла показывать.

А теперь переходим к самому сладкому. 2017 году.

Horizon Zero Dawn Complite Edition. Хорошо, код на тему для PS4 это приятно, но кроме этих двух бумажек и диска больше ничего и нет. А игры на текущем поколении приходиться устанавливать точно так же, как и на пк.

Ну а теперь начинается самое веселое. С таким я конечно уже смирился в мультиплатформе, но никак не здесь.

Persona 5. Всё тот же 2017 год (Для Европы и США. В Японии игра вышла в конце 2016). Один из крупнейших эксклюзивов Sony. Нужно ли что-то комментировать? Сюда даже бумажку не положили 🙂

И такая ситуация сейчас не только на PS4. На Nintendo Switch я встретил хоть какую-то бумажку только в одной игре — Xenoblade Chronicles 2, и то она не несла в себе никакого смысла.
Но всё ли так плохо на сегодняшний день? Предлагаю обратиться к коллекции timewobblers что бы это узнать:

Здесь у нас идут несколько игр для Nintendo Wii. Причем довольно редких, тот же Docapon и Xenoblade Chronicles не часто встретишь за адекватную цену, но тем не менее в каждой коробочке найдётся что почитать по мимо названия игры на диске.



Выше я упоминал, что на Nintendo Switch даже бумажку не кладут. Но я не уточнил то, что многие инди разработчики, выпуская свои творения на физических носителях, не скупятся на подобные мелочи. В такую небольшую коробочку умудрились засунуть такой же небольшой мануал. Приятно? Приятно. А казалось бы, обычная инди игра.



Причины исчезновения

Я понимаю, что ко мне могло возникнуть много вопросов от геймеров, которые воспринимают подобные бумажки только как переплату за диск и т.п. Как говориться, у каждого свои тараканы в голове. Но предлагаю взглянуть трезво. Кто в последний раз на полном серьезе садился читать мануалы к новой игре что бы разобраться в управлении? Думаю, что таких людей довольно мало. И сами разработчики это понимают. Ещё на nintendo Wii U в начале всем предлагали электронное руководство, но хоть кто-то туда заглядывал? Мне тоже кажется, что нет. Да и какой смысл теперь читать эти же самые мануалы во время установки игры, когда у каждого человека в доме есть сверхскоростной интернет? Эпоха ушла и нужно идти в ногу с прогрессом, а подобная макулатура остаётся нужна все меньшему кругу геймеров. С каждым годом всё больше и больше людей предпочитают покупать игры в цифровом варианте, так как это банально удобнее, чем хранить груду дисков-пылесборников на полке и их можно понять. Коллекционеры — особые люди со своими заморочками, которых бывает трудно понять обычным игрокам.

Итог

С объективной точки зрения макулатура из физических копий с играми — пройденный этап. Для любителей подобного сейчас выпускают коллекционные издания в несколько раз дороже самой игры, а обычным геймерам в целом на подобное уже все равно. Макулатура остается чем-то значимым только для коллекционеров и людям, хоть как-то причастных к этому.

Источник

Значение слова «мануал»

Мануал (орган) — клавиатура органа

Manual — в скейтбординге, езда на двух парных колёсах скейта, не касаясь земли остальными

мануа́л

1. муз. клавиатура органа или клавесина для игры руками ◆ На его месте построили новый, восьмигранный, похожий на осьминога Концертный Зал, и соорудили в нём самый современный орган с тремястами регистрами и пятью мануалами. Л. В. Кириллина, «Сказка о Фуге, Органе и Доме с Привидением»

2. проф. то же, что мануальный терапевт ◆ В общем, сходите сначала к врачу, а потом уже к мануалу, или к массажисту.

3. комп. жарг. руководство пользователя ◆ Человеку, ремонтирующему сложную технику, окажется полезным сервис мануал, выпускаемый для конкретных устройств. Газаров А. Ю., «Устранение неисправностей и ремонт ПК своими руками», 2011 г. (цитата из библиотеки Google Книги)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: межклеточный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что значит «мануал» в интернет-сленге?

Даже людям с хорошим образованием иногда становится не по себе от множества терминов, появившихся в последнее время. Интернет наводнен словечками, о значении которых можно только догадываться. В статье будет разобрано: что такое мануал, происхождение и значение слова.

Происхождение и основное значение

Интернет сленг берется не откуда-нибудь, и не просто для красного словца. Как правило, сленговые образования – это средство общения между людьми в среде узких специализаций. Чаще всего, это техническая сфера. Взамен сложным объяснениям специалисты используют простейшие термины. Спустя какое-то время новые словоформы становятся общепризнанными. Их начинают повсеместно применять.

Большую часть таких слов, используемых в русском языке, связанных с современными технологиями, следует относить к иностранным заимствованиям. Чтобы узнать: что может значить «мануал»? – следует заглянуть в иностранный словарь.

Документация для мотоцикла Хонда.

Обратившись английскому «manual», можно установить, что в переводе этот термин означает: «инструкция», или «руководство». Менее распространено значение этого слова – «ручной».

Основное лексическое значение слова «мануал» – это подробное детальное описание, справочник к сложному техническому устройству, или программному обеспечению.

В практическом смысле, мануалы представляют собой документацию в цифровом или бумажном виде к приобретаемому оборудованию.

Например, инструкции для ознакомления с работой гаджетов, электронных изделий, программных продуктов. Это и есть то, что подходит под определение – мануал.

Тексты в таких инструкциях написаны понятным для рядового пользователя языком, и составляются специалистами, обладающими хорошими знаниями по существующим вопросам.

Также, документация может сопровождаться пояснительными фотографиями, рисунками, таблицами, графиками.

Документация по сервисному обслуживанию и ремонту лодочного мотора MERKURY.

Итак, мануал – что же это такое? Основное значение слова – техническая документация к продукту, выполненная в виде традиционной брошюры или в цифровом формате (компакт-диск, интернет-файлы).

Второстепенное значение

В музыкальной среде со словом «мануал» отождествляется клавиатура электронных клавишных инструментов. Происхождение лингвисты связывают с латинским «manus» (рука), поскольку игра на клавишах осуществляется при помощи рук.

В спорте этот термин используют скейтбордисты. Так называется прием, когда скейтборд вместо четырех колес катится на двух колесах.

Мануал – прием используемый скейтбордистами

Очень часто стало использоваться прилагательное – «мануальный». Его применяют при фото- или видеосъемке, при ручном способе управления рабочими процессами, в медицинской практике.

Примеры использования сленга

«У вас, дорогуша, гаджет «крякнул»! Вы, что, мануал не читали?»

«Программа зависла! Надо помануалить!»

«Мануальная терапия – лучшее средство при вашем диагнозе!»

«Управлять такой неразберихой можно только мануально!»

Слово «мануал» в сленге крайне удобен для употребления. В короткой словоформе заложено довольно емкое понятие, сразу дающее знать, о чем идет речь. Простота и звучность – главный фактор, способствующий быстрому распространению сленговых терминов.

Источник

В виртуальном мире не всегда просто разобраться новичку, да и профессионалы могут увязнуть на определенном фрагменте компьютерной игры. Когда попытки пройти миссию самостоятельно не увенчались успехом, можно облегчить себе жизнь, использовав гайды и прохождения к играм.

Определение и виды

Под словом «гайд» подразумевают путеводитель по игре. Шаг за шагом пользователь узнает, как преодолеть определенный момент или вообще всю игру. Обычно такие руководства составляют опытные игроки для начинающих.

По виду гайды можно условно разделить на:

  • Описательные. Это подробный разбор, который не найти в официальном релизе. Можно ознакомиться со всеми этапами: от создания персонажа до выбора профессии, фракции и начальной тактики.
  • Уровневые. Инструкция по преодолению определенного сложного квеста. Пользуются геймеры с разным опытом. Также встречаются гайды по классу, по крафту и конкретному игровому предмету.
  • Общие. Это руководство по полному прохождению игрового мира.
  • Технические. Могут понадобиться для оптимизации настроек, решения проблем с совместимостью.

На сайте gidplay представлены различные гайды, а также обзоры, моды, патчи, читы, коды к популярным играм. Например, можно узнать, какие школы есть в Ведьмаке 3 и как получить ту или иную броню по этой ссылке – https://gidplay.net/gajdy-i-prohozhdenija/20299-vedmak-3-dospehi-shkol.html

Рекомендации по использованию

Гайд в игровом мире становится палкой о двух концах. С одной стороны, он призван сохранить интерес, ведь дает возможность в подробностях узнать о процессе игры, героях, способах достижения результатов, а также не позволяет впасть в ступор на сложных моментах.

С другой стороны, слишком легкое достижение целей убивает наслаждение от процесса, сводя все только к удовлетворению от выполненной цели. При этом, от такой ловкости может потеряться до 80 процентов контента игры.

Каковы же правила безопасного использования?

  • Пользуйтесь общими советами и техническими рекомендациями. Они точно не навредят и не испортят впечатление от игры, напротив, помогут не раздражаться от незнания элементарного. Например, в игре ETERNAL SWORD нужно правильно выбирать перспективу для битв. 2,5D – для масштабных сражений, 3D – для близких поединков.
  • Начинайте постижение игр с описательных гайдов. Не зазорно прочитать или услышать, как устроен мир игры и ознакомиться с элементарными правилами.
  • Не злоупотребляйте. Но не стоит подсаживаться на гайды по прохождению с самого начала или прочитывать игру от корки до корки, наталкиваясь на спойлеры. Вполне нормально допускать ошибки, пытаться снова и снова. Тогда собственный опыт приобретает большую ценность. Опытным геймерам стоит поостеречься от использования чужих «мануалов», не впав при этом в отчаяние. Пока игрок не убедился, что использовал все свои техники прохождения, перенимать чужой опыт рано. Да и нубам лучше ограничиться первыми шагами, чтобы понять суть, но при этом не потерять эффект новизны.

Утраченное искусство печатных игровых мануалов

Andert

В далёкие-далёкие времена, когда игры для ПК выпускались в коробках размером с томик «Войны и мира», в комплекте с ними обычно поставлялись печатные руководства. Эти тайные талмуды, напечатанные на том, что предки называли «бумагой» (это как интернет, только она ещё и горит), содержали в себе сакральные знания, иллюстрации, шуточки для посвящённых и прочие веселые вещи. И пролистывать их перед тем, как запустить игру (или сидя в туалете), являлось обязательным ритуалом, увы, безнадёжно утраченным. Но среди нас остались и те, кто помнит, в чём была прелесть старых добрых печатных мануалов по любимым играм.

Baldur’s Gate

Baldur’s Gate

Baldur’s Gate

Разработчик: Black Isle/BioWare | Год релиза: 1998

Увесистое руководство по Baldur’s Gate – это не просто детальный разбор всех элементов игры, но ещё и неплохо написанный с художественной точки зрения экскурс в историю мира Фаэрун. Здесь описывается практически всё необходимое: от легенды о Дриззте До’Урдене до пошагового гайда по убийству огра. В издание также включены рукописные пометки от одного из главных рассказчиков D&D Волотампа «Воло» Геддарма. Однако если вас интересуют исключительно характеристики героя, то вы найдёте информацию и о них. Вся последняя четверть томика посвящена детальным таблицам, где, среди всего прочего, расписаны особенности школ магии и прокачка заклинаний.

Grand Theft Auto III

Grand Theft Auto III

Grand Theft Auto III

Разработчик: Rockstar North | Год релиза: 2001

Революционный шаг Rockstar North в трёхмерный мир сопровождался крайне примечательным игровым мануалом. Он был стилизирован под туристическую брошюру по Либерти-Сити и включал в себя уйму шуток и достаточно полезных советов: здесь даже объяснялось, как можно импортировать новый скин для персонажа (уникальная особенность ПК-версии). В руководстве содержалось описание внутриигровых банд, персонажей, радиостанций, а в качестве приятного бонуса шёл «засекреченный» раздел, как на фото выше.

Diablo

Diablo

Diablo

Разработчик: Blizzard North | Год релиза: 1996

Для игры, суть которой заключается в закликивании демонов насмерть на фоне бледных адских пейзажей, Diablo имеет довольно богатую историю мира, которая содержится в игровом мануале. Здесь можно найти описание каждого врага, предысторию великого конфликта между адом и раем, а также весьма впечатляющие иллюстрации. Всё это уже давно перекочевало на вики-страницы, созданные фанатами, однако это не заменит с любовью напечатанное руководство, предлагающее погрузиться в яркую мифологию.

Civilization II

Civilization II

Civilization II

Разработчик: MicroProse | Год релиза: 1996

Тяжёлые мануалы по серии Civ носят статус культовых. Книги размером с полноценный роман переполнены информацией обо всех игровых системах, юнитах и стратегиях, которые являются частью прохождения. Но игры Civ примечательны ещё и карточками, примеры которых можно увидеть на фото выше (показаны карточки из второй части). Многие приклеивали эти карточки на свои огромные ЭЛТ мониторы, чтобы посмотреть ветку развития технологий, стоимость будущих юнитов и их способности. Это было довольно удобно.

Grim Fandango

Grim Fandango

Grim Fandango

Разработчик: LucasArts | Год релиза: 1998

Мануалы по играм от LucasArts всегда отличались остроумием и живой подачей материала, чем, конечно же, напоминали уникальных стиль самих игр. К примеру, руководство по Grim Fandango с нотками ар-деко было стилизировано под брошюру, которую загробный туроператор Мэнни наверняка выдавал бы своим клиентам, отправляющимся в путешествие по миру мёртвых. В брошюре содержалось краткое описание локаций и персонажей. Мне особенно нравятся советы по прохождению в конце мануала, которые не выкладывают все карты на стол, а лишь подталкивают игрока к самостоятельному решению загадок.

Deus Ex

Deus Ex

Deus Ex

Разработчик: Ion Storm | Год релиза: 2000

Мануал от Ion Storm по великой Deus Ex не настолько разнообразен, как другие примеры из списка, но зато он ненавязчиво описывает все новаторские системы жанра immersive sim. А если вам повезло, и вам досталась версия Game of the Year Edition, то вас ждала страничка из The Midnight Sun – вымышленной газеты из мира игры (на фото выше), где были напечатаны свежие новости, пропитанные духом антиутопии. Подобные бонусы, скрывающиеся в больших коробках с ПК-играми, всегда были приятными сюрпризами.

Fallout

Fallout

Fallout

Разработчик: Interplay Productions | Год релиза: 1997

Один из самых запоминающихся игровых мануалов. Он был сделан в стиле руководства по выживанию для обитателей бункеров, и здесь содержалась информация как о постапокалиптическом мире игры, так и список характеристик, навыков, особенностей боевой системы и буквально каждой игровой механики. Руководство сопровождалось набросками от руки Смотрителя, иллюстрациями Волт-Боя и другими забавными мелочами. В конце даже перечислялись рецепты блюд, которые можно было приготовить в бункере. Пожалуй, самый практичный игровой мануал.

Гайд (от англ. Guide) – справочник, инструкция, которая описывает определенную тему или действие. Как правило, составляется для начинающих.

Данное понятие наибольшую популярность приобрело в среде геймеров. Гайд в играх помогает выбрать персонажа, улучшить его характеристики, определиться со стратегией, чтобы пройти квест.

Особенности гайдов

Особенность гайдов – полнота информации. В руководстве предоставлены все сведения об игре, которые позволяют не обращаться к дополнительным источникам. Здесь подробно рассказано обо всех персонажах, особенностях прохождения подземелий, предназначение тех или иных вещей и т.д.

Внимание! Обращение к гайдам помогает геймерам избежать многих ошибок в игровом процессе.

Виды гайдов

Выделяют несколько видов гайдов:

  • По описанию, развитию классов персонажей. Это помогает определиться с тем, какого персонажа выбрать, посмотреть все его характеристики и умения, подобрать подходящие предметы. В самой игре не указаны преимущества и недостатки героев, поэтому геймерам приходится обращаться к гайдам.
  • По прохождению заданий игры. Такие руководства пользуются наибольшей популярностью. Это и неудивительно, ведь они подробно описывают прохождение игры в подземельях, квестах. Данный гайд нужен не только новичкам, но и опытным геймерам, которые столкнулись с трудностями во время сражений с боссами.
  • По получению достижений, игровых предметов и т.д. Это позволяет геймерам улучшить характеристики персонажей.

Гайд в играх – полезный источник информации, который позволяет подобрать подходящего персонажа, определиться со стратегией и пройти даже самые сложные квесты. Это помогает избежать ошибок во время игрового процесса.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Итак, у вас отличная новая игра, все проверено и готово к выходу в свет, и последнее, что осталось добавить — это набор инструкций, которые помогут другим научиться в нее играть. Расписать совершенно новую игру для поклонников игр — это непросто, и важно помнить, что ваша аудитория не имеет ни малейшего понятия, как устроена ваша игра, и если вы будете объяснять новые предметы, не объяснив прежде основных, с игрой будет сложно разобраться.

Шаги

  1. Изображение с названием Write Game Instructions Step 1

    1

    Подробно и доступно укажите и объясните все предметы в игре. Очень важно, чтобы игроки понимали, что означают карты, рисунки, отряды, и пр., с которыми они сталкиваются, прежде чем вы сможете научить их, как с ними взаимодействовать. Начните с самого простого отдельного предмета, и постройте от него взаимодействия по отношению к другим предметам. Это немаловажная деталь.

  2. Изображение с названием Write Game Instructions Step 2

    2

    Объясните идею или цель игры. Как игрок побеждает? Как игрок проигрывает? Убедитесь в том, что никакие новые элементы игры здесь не представлены, все они должны быть описаны на первом этапе.

  3. Изображение с названием Write Game Instructions Step 3

    3

    Приведите примеры. Если у вашей игры пошаговая структура или иная форма очередности, приведите пример совершения хода. Этот пример, по возможности, должен охватывать большинство, если не все из доступных сценариев и взаимодействий между игровыми элементами. Возможно, понадобиться добавить больше одного хода, чтобы охватить все взаимодействия.

  4. Изображение с названием Write Game Instructions Step 4

    4

    Укажите любые специальные сценарии, которые, в противном случае, могли бы запутать игрока. Этот шаг может быть либо очень быстрым и легким, либо составлять значительную часть ваших объяснений, в зависимости от того, как составлена ваша игра. Этот шаг действительно личный выбор; если вы подозреваете, что определенный аспект игры может быть не совсем понятным, не спешите, постарайтесь четко объяснить результат этого сценария.

  5. Изображение с названием Write Game Instructions Step 5

    5

    Добавьте здесь особенности. Если есть альтернативные способы, как можно играть в вашу игру, перечислите их здесь. Если в вашей игре присутствуют предметы, которые не используются специально в основной игре, объясните их здесь. Все предметы, которые вы не описали ранее, нужно представить в конце инструкции.

    Реклама

Советы

  • Если вам трудно истолковать свою игру на бумаге, тогда ее будет еще труднее понять. Если у вас с этим возникнут сложности, вам следует серьезно рассмотреть вопрос об упрощении игры.
  • Начните с наиболее привычных аспектов игры и отталкивайтесь от иностранных концепций привычного аспекта.

Реклама

Что вам понадобится

  • Бумага
  • Ручка или карандаш

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9832 раза.

Была ли эта статья полезной?

Содержание

  1. Для чего нужна любая инструкция
  2. Какие бывают инструкции
  3. Как написать пошаговую инструкцию (самое интересное)
  4. Как написать инструкцию: пример
  5. 1. Стандарты
  6. 2. Структура
  7. 3. Пользователи
  8. 4. Особенности изложения
  9. 5. Внешний вид
  10. 6. Поддержка
  11. Заключение

Содержание статьи:

Имя собственный ресурс, для привлечения постоянного и качественного трафика, требуется размещать на нем полезный и нужный целевой аудитории материал. Таким материалом, практически всегда, является хорошая инструкция.

Инструкция — это некие указания, правила и порядок действия, для достижения какой-либо цели. Таких статей в сети Интернет тысячи и все они несут некую полезную информацию.

Как написать инструкцию — это вопрос больше к самому себе, так как написание хорошей инструкции полностью зависит от владения темой самого автора, но также существует некий план по ее написанию, придерживаясь которого можно создать действительно полезный материал для своего сайта или на заказ.

Для чего нужна любая инструкция

Ответ на этот вопрос очевиден, но поскольку мы говорим с точки зрения автора, то, для чего нужна инструкция, нам нужно разобраться чуть детальнее.

  1. С точки зрения читателя — это решение его проблемы, в том или ином вопросе, в зависимости от тематики сайта, на котором она опубликована;
  2. С точки зрения заказчика (владельца сайта) — привлечения целевого трафика, а как следствие потенциальных клиентов;
  3. С точки зрения копирайтера — написание качественного текста, который принесет доход или упорядочит информацию в голове.

Но, всеже в конечном итоге, инструкцию будет читать человек, которому нужно что-то сделать, а значит она должна быть в первую очередь рассчитана именно на читателя. То есть, быть максимально полной, информативной, структурированной, пошаговой и главное решать проблему пользователя.

Какие бывают инструкции

Четких критериев и определений на то, какие бывают инструкции, вряд ли кто-то сможет дать. Это сугубо индивидуальная тематика и даже для решения одного и того же вопроса, инструкция может быть совершенно разной и подана в разных стилях, в зависимости от места размещения и контекста.

Но некоторой классификации, в общих чертах, инструкции всеже можно подвергнуть, и так какие виды инструкций бывают:

  1. Инструкция по строительству или сборке чего-либо;
  2. Инструкция по применению чего-либо;
  3. Медицинская инструкция;
  4. Инструкция из разряда «Как сделать…»;
  5. Инструкция по приготовлению пиши (рецепт);

Естественно, это далеко не весь перечень, даже самых распространенных видов инструкций, но наиболее известный — это точно.

Существует отдельный вид инструкций, я его называю «специфический», к нему можно отнести:

  1. Пошаговую инструкцию как написать книгу;
  2. Инструкцию как в домашних условиях сделать что-то для этого не предназначенное;
  3. Инструкция как вести себя в той или иной ситуации.

И аналогичные этому.

Как написать пошаговую инструкцию (самое интересное)

По сути, эта статья — инструкция как написать инструкцию, плюс неплохо заточенные под СЕО текст с ключами. То есть, структура, выделенные ключи и заголовке в этой статье — это уже первый пример инструкции.

Но, помимо всего, я все же расскажу начинающим копирайтерам, по какому плану следует идти, чтобы написать качественную инструкцию, гайд или свод правил:

  1. Найдите проблему — это очень важный этап. Кроме того, проблема, которую решит ваша инструкция должна полностью соответствовать тематике вашего сайта или сайта заказчика;
  2. Разобраться в вопросе — полностью, досконально и глубоко разобраться в вопросе, о котором будете писать инструкцию;
  3. Разбить решение проблемы на шаги — составе план, в котором первым пунктом будет наличие проблемы, а последним описание результата ее решения. Промежуточными же пунктами должны стать, последовательные, четкие, полные и грамотные шаги по достижению цели;
  4. Распишите более подробно каждый шаг — даже уже написав текст в него всегда есть что добавить. Пусть последовательность решения проблему будет максимально подробной;
  5. Схемы, картинки, примеры — добавьте в статью максимально доступную визуальную информацию. Ее должно быть немного, но в тоже время и не мало. Но помните, что не для всех инструкций такой ход необходим, как, скажем, в этой;
  6. Полезные советы — добавите вставки в текст с полезными советами (также не для всех видов инструкций);

И вот теперь, как написать инструкцию, образец плана выше, можно понять наглядно, но еще прочитав эту статью и хорошо ее проанализировав, можно понять, как написать СЕО-текст с определенной тематикой.

Вы пришли сюда из поиска? Это доказывает вышесказанное.

Как написать инструкцию: пример

Как я уже говорил выше, пример написания инструкции — это вся эта статья. Более того, большинство статей на этом сайте, которые начинаются со слова «Как» — являются инструкциями, в той или иной степени.

Повторюсь еще раз, классификации и стандарта по написанию инструкций не существует. Главное в написании такого материала — это подробное и пошаговое решение проблемы читателя. Если читающий разобрался со своей проблемой, то инструкция написана верно.

Существует множество видов предоставления справочной информации пользователю – это и FAQ (frequently asked questions, часто задаваемые вопросы) и онлайн справка и руководство пользователя (user gu >

Существуют разные причины, по которым требуется написать руководство пользователя системы. Начиная с просьб заказчика (в моей практике был случай, когда заказчику надо было поставлять руководство пользователя после каждой итерации, чтобы с его помощью он смог бы провести приемочное тестирование функциональности итерации) и заканчивая условиями контракта, касающимися поставки готового ПО, если говорить о разработке ПО на заказ. В случае разработки собственного продукта написание руководства пользователя тоже часто имеет место.

К созданию руководства часто привлекают аналитика, если нет возможности поручить техническому писателю. В подавляющем большинстве случаев самыми полными знаниями о системе обладает именно аналитик, он же обладает умением ясно излагать свои мысли в письменной форме в силу специфики профессии. Поэтому, мне не однократно приходилось сталкиваться с созданием руководств пользователя.

Ниже я приведу несколько практик для составления хорошего руководства пользователя. Часть из них, возможно, кому-то будут полезны и при написании спецификаций требований.

1. Стандарты

Часто бывает нужно написать документ, который бы удовлетворял требованиям действующих стандартов. Это могут быть:

  • IEEE Std 1063-2001, «IEEE Standard for Software User Documentation»;
  • ГОСТ 19:
  • ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы;
  • ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Общее описание. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению.

Если потребности проекта позволяют вам не следовать жестким стандартам, в любом случае изучение этих документов может послужить стартовой точкой для написания качественного документа.

Также может оказаться полезной книга Юрия Кагарлицкого MetaGuide. Руководство для разработчиков технической документации к программному обеспечению.

2. Структура

Хорошо продумайте структуру документа: она должна покрывать все функциональные возможности системы, быть полной и понятной.

Хорошее руководство пользователя должно содержать:

  • Аннотацию, в которой приводится краткое изложение содержимого документа и его назначение. Также рекомендуется писать краткую аннотацию в начале каждого крупного раздела.
  • Введение, содержащее информацию о том, как лучше всего использовать данное руководство
  • Содержание
  • Главы, описывающие, как использовать ПО
  • Глоссарий и
  • Предметный указатель

Также руководство пользователя может содержать:

  • FAQ и ответы на них
  • Ссылки на дополнительную информацию по системе
  • Раздел, описывающий возможные проблемы и пути их решения

Все главы и пункты, а также рисунки и таблицы лучше нумеровать, чтобы на них можно было сослаться внутри этого документа или из другого документа.

3. Пользователи

Подумайте о типичных пользователях данного ПО: необходимо, чтобы документ помогал им решать их насущные задачи.

Возможно, даже имеет смысл сделать разные разделы (или даже разные документы) для разных групп пользователей, если их взаимодействие с системой будет кардинально различаться. Например, администраторов системы (людей, отвечающих за учетные записи, права доступа и т.д.) будет интересовать совсем другая функциональность, нежели обычных пользователей.

Уважайте пользователей системы, не пишите инструкции в пренебрежительном стиле.

4. Особенности изложения

Помните, что стиль изложения в устной речи или в деловом письме отличается от оного в технической документации, и в частности, в руководстве пользователя.

Стиль руководства должен быть нейтрально-формальным – использование стилистически окрашенных слов отвлекает пользователя от сути.

Для составления хорошего документа пригодятся знания грамматики и немного психологии.

4.1 Пишите кратко и логично. Не давайте лишних деталей, не дублируйте информацию. Последовательность упоминания информации в руководстве пользователя должна совпадать с последовательностью действий пользователя:

Хорошо: In File menu, select Save item.
Хуже: Select Save item from File menu.

4.2 Используйте повелительное наклонение, не употребляйте вежливые обороты (please, could и т.д.) — излишняя вежливость именно здесь будет помехой.

Хорошо: Click Logout to log out current user account from the system.

Хуже: It is needed to click Logout to log out current user account from the system.

Хуже: If user wants to log out current user account from the system (s)he needs to click Logout.

4.3 Структурируйте информацию. Часто можно встретить совет, что надо стараться избегать списков, однако, структурированная по шагам информация всегда лучше воспринимается.

Хорошо:
To create project:

  1. Click the Create button on toolbar.
  2. On the CreateProject overlay fill in all mandatory fields.
  3. Click the Savebutton to save the project.

Хуже: To create project click the Create button on toolbar, on the Create Project overlay fill in all mandatory fields, click the Save button to save the project.

4.4 Не используйте будущее или прошлое время. Например, часто встречаются руководства, в которых реакция системы на действие пользователя передается фразами, сформулированными в будущем времени. У ПО нет прошлого или будущего: всё случается в настоящем как прямой результат конкретного действия пользователя. Как только событие случается, ПО реагирует.

Хорошо: When user clicks the Start button, the program starts the process.

Хуже: When user clicks the Start button, the program will start the process.

4.5 Проверяйте значение слов. Если необходимо писать документ на иностранном языке, надо стараться максимально избегать ошибок, связанных с недостаточным знанием языка.

Например, глагол «press» означает нажатие клавиши на клавиатуре, а «click» – нажатие кнопки или значка в окне программы при помощи мыши, а «hit» вообще является жаргонным словом.

Разумеется, орфографические ошибки недопустимы.

4.6 Не используйте синонимы для одного и того же термина. В IT литературе на английском (или любом другом) языке есть стандартный набор глаголов, обозначающих действия (click, double-click, select, type, press и т.д.) и такой же стандартный набор названий элементов управления. Определитесь с терминологией и придерживайтесь ее в рамках всего документа.

Например, не допускайте, чтобы в одной части документа выпадающий список назывался dropdown, а в другой точно такой же элемент – combobox или dropdown list. Это путает пользователя.

4.7 Разумно используйте сокращения и исключите жаргон.

Считается, что сокращения использовать не стоит, но если длинный термин употребляется несколько раз, то при первом упоминании в тексте надо писать полное название и рядом — аббревиатуру в скобках, а далее по тексту можно использовать только аббревиатуру. Если в документе есть глоссарий или раздел с сокращениями, они должны быть там расшифрованы.

Не используйте жаргонные слова, метафоры и термины, заимствованные из языка отличного от языка руководства.

5. Внешний вид

5.1 Продумайте стиль документа. Это может быть корпоративный шаблон или цветовая схема ПО или специально сделанный для документа дизайн.

При написании не стесняйтесь выделять важные вещи стилями или цветами (например, названия кнопок выделять жирным шрифтом). Но важно понимать, что неправильно подобранные шрифты и цвета могут затруднить восприятие содержимого документа.

5.2 Не экономьте место – разбивайте текст на короткие абзацы, используйте сравнительно крупные заголовки, начинайте новый раздел с новой страницы. Это облегчит восприятие прочитанной пользователем информации.

5.3 Используйте пиктограммы и иллюстрации. Существует мнение, что не стоит увлекаться иллюстрациями, а также включать в текст пиктограммы (icons) в руководстве пользователя. Однако графическая информация всегда лучше воспринимается и запоминается, поэтому снимки экрана и нужные пиктограммы должны присутствовать в хорошем руководстве в достаточном, но разумном количестве.

6. Поддержка

Не упускайте из виду тот факт, что ПО со временем меняется, а значит, ваш документ тоже должен меняться, чтобы оставаться актуальным.

Заключение

Примите к сведению, что раздражение от некачественного документа может быть спроецировано пользователем на ПО и, тем самым, повлиять на решение использовать продукт.

Помните главное: документ должен помогать пользователям.

Статью подготовила

Тарасюк Надежда, участник сообщества analyst.by,

Итак, у вас отличная новая игра, все проверено и готово к выходу в свет, и последнее, что осталось добавить – это набор инструкций, которые помогут другим научиться в нее играть. Расписать совершенно новую игру для поклонников игр – это непросто, и важно помнить, что ваша аудитория не имеет ни малейшего понятия, как устроена ваша игра, и если вы будете объяснять новые предметы, не объяснив прежде основных, с игрой будет сложно разобраться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чтобы отношения с руководством были хорошими
  • Руководство по управлению рисками 2018
  • Спазган гель инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Вакцинация против ящура крс инструкция по применению в ветеринарии
  • Россельхозбанк руководство контакты