Что такое методическая помощь руководство

Л.А.Лебедева

ГБУ ДО ДДТ

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методист

Основные средства и формы методической помощи

педагогу дополнительного образования

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно- ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных  в процессе осуществления методического мониторинга.

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД.

Методическая помощь осуществляется различными средствами:

  • консультированием,
  • методическим руководством,
  • методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУ ДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУ ДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи;

  • Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию;
  • Число, месяц, год проведения консультации;
  • Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию;
  • отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию;
  • роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУ ДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУ ДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУ ДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая:

  • диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в УДОД и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;
  • фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;
  • анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;
  • постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;
  • выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:

  • Совершенствование образовательного процесса.
  • Повышение педагогического мастерства.
  • Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
  • Привлечение к работе в условиях УДОД специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.
  • Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из учащихся УДОД.
  • Организация и координация работы методических объединений.
  • Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.
  • Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

  • Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.
  • Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
  • Творческие отчеты педагогов.
  • «Школа педагогического мастерства».
  • Шефство опытных педагогов над молодыми.
  • Открытые занятия, мастер-классы.
  • Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
  • Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).
  • Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.
  • Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.)
  • Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

  • Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.
  • Психолого-педагогическая поддержка кадров.
  • Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.
  • Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество)(18).

Содержание

  • Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования
  • Консультационно-методическая помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию социально-культурной деятельности
  • Градостроительная деятельность и архитектура
  • Контрольная деятельность
  • Инициативные проекты
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Госуслуги
  • Нормативно-правовая деятельность
  • Жилищная политика
  • Реализация государственных программ
  • Методическая поддержка
    • Ежемесячные выпуски ИТС
    • Линия консультаций
  • Методология
  • Структура методологии
  • Направления методологии
  • Примечания
  • Методологическая основа научной работы как часть введения
  • Формулировка методологической основы в научном исследовании

Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования

Лекция 6.

План лекции:

1. Средства методической помощи

· консультирование,

· методическое руководство,

· методическое обеспечение.

2. Формы методической работы.

3. Принципы методической поддержки.

1. Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД, школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами –

· консультированием,

· методическим руководством,

· методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая:

· диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в Центре и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;

· фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;

· анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;

· постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях.

· выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:

1. Совершенствование образовательного процесса.

2. Повышение педагогического мастерства.

3. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.

4. Привлечение к работе в условиях Центра специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.

5. Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников Центра.

6. Организация и координация работы методических объединений в Центре, в городе.

7. Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

8. Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.

9. Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в ЦДОД «Росток» и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях г.о. Электросталь.

2.Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

1. Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.

2. Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.

3. Творческие отчеты педагогов.

4. «Школа педагогического мастерства».

5. Шефство опытных педагогов над молодыми.

6. Открытые занятия, мастер-классы.

7. Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.

8. Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).

9. Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.

10. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

11. «Деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

12. Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

13.Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

1. Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.

3. Психолого-педагогическая поддержка кадров.

4. Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.

5. Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество).

Консультационно-методическая помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию социально-культурной деятельности

Успешное развитие сферы досуга немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой работы и разработку методики осуществления и анализа культурно-досуговых мероприятий.
Основные виды методической деятельности:
самообразование;
описание и обобщение передового опыта;
создание методической продукции;
обучение кадров культурно-досуговой работы, методическое руководство;
методическая помощь;
методическая коррекция.
Методическая помощь — это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности творческих коллективов, кадров культурно-досуговой сферы, учреждений культуры.

Методическая помощь осуществляется различными средствами — консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Основные формы методической помощи
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у культорганизаторов и руководителей художественных коллективов в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводится по инициативе методиста, администрации, руководителей творческих коллективов в ходе организации и проведения, конкретных культурно-досуговых программ. Компетентность методиста проявляется в оперативной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами культурно-досуговых учреждений, а также при освоении результативного передового опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности организатора культурно-досуговой работы, анализа процесса и условий апробации новых методик, культурных программ и т. д.
В практике учреждений культурно-досуговой сферы сложились следующие подходы к ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи работникам». Форма журнала: виды оказываемой консультативной помощи; ФИО методиста, проводящего консультацию; число, месяц, год проведения консультации; ФИО работника, принимающего консультацию и его отзыв о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; росписи консультируемого и методиста в журнале.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с культорганизаторами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы.
Методическое обучение — это участие методиста в создании и работе методических объединений в учреждениях культуры, это — создание творческих мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность кадров культурно-досуговой работы, пополнить методический фонд, расширить издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности: теоретические семинары (доклады, сообщения);

семинары-практикумы (доклады, сообщения);
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, кассета «идей» и др.);
«деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации;
лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений в сфере организации досуга;
обсуждение отдельных открытых мероприятий или их цикла;
обсуждение и оценка авторских программ и проектов, методических разработок, учебно-методических пособий;
обсуждение методов диагностики развития культурно-досуговой среды;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий);
обсуждение результативного передового опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
конкурсы «Лучший методист», «Лучший культорганизатор года»;
научно-практические конференции, семинары и др.

>Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства>Национальные проекты Национальный проект «Жильё и городская среда»

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулирование Нормативно–техническое регулирование Ценообразование Деятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельности Экономически эффективная проектная документация повторного использования Саморегулирование в сфере строительства Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве Промышленность строительных материалов Государственный контроль Анкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской Федерации Специальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»

Контрольная деятельность

Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году

Инициативные проекты

«Я – строитель Будущего!» Развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ Разработка и внедрение единых стандартов работы общественных советов при профильных региональных министерствах >Городская среда Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХ Управление многоквартирными домами Капитальный ремонт в многоквартирных домах Ликвидация аварийного жилья Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере Общественный контроль в сфере ЖКХ Информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Графики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Госуслуги

Аттестация экспертов Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешения на строительство Выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации Подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения Видеоролики Формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых госорганом к рассмотрению Статистические и аналитические данные о предоставлении государственных услуг Градостроительный конкурс Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Нормативно-правовая деятельность

Нормативная база Административный порядок обжалования действий (бездействия) Минстроя России, подведомственных организаций и должностных лиц Судебный порядок обжалования действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими нормативных правовых актов Проекты нормативно-правовых актов Нормативно-правовые акты

Жилищная политика

Долевое строительство Ипотечное кредитование Мониторинг объемов жилищного строительства Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства Обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса Федеральный проект «Жилье» Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Арендное жилье

Реализация государственных программ

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации Строительный контроль Непрограммная часть Федеральные целевые программы

Методическая поддержка

Одним из важнейших преимуществ работы с компанией «Ласлия» является то, что наша компания оказывает клиентам полноценную методическую поддержку.

Что такое методическая поддержка?

Методическая поддержка – это набор специальных направлений сотрудничества с пользователями, которые позволяют сделать работу в программах «1С» максимально удобной и оперативной.

В методическую поддержку «1С» входит Информационно-технологическое сопровождение, услуги бесплатной «Линии консультаций», выпуск методических пособий по работе и программированию в системе программ «1С».

Ежемесячные выпуски ИТС

содержат большое количество постоянно обновляемой информации, позволяющей более эффективно использовать продукты системы 1С:Предприятие 8. Отметим наиболее важные составляющие ИТС:

  • Обновления технологической платформы «1С:Предприятие» и прикладных решений (конфигураций);
  • Методические материалы по технологической платформе 1С:Предприятия 8:
    • обзор возможностей платформы;
    • описание архитектуры 1С:Предприятия 8 и средств разработки;
    • демонстрационные конфигурации, иллюстрирующие использование основных механизмов платформы;
    • универсальные отчеты и обработки;
    • описание приемов эффективной работы пользователей в системе;
    • особенности администрирования системы;
    • конфигурирование системы для начинающих;
    • конфигурирование системы для опытных разработчиков;
    • ответы на типичные вопросы разработчиков при переходе с 1С:Предприятия 7.7;
    • библиотека картинок и макеты оформления;
    • приложение Autorun для создания дистрибутивов программ.
  • Методические материалы по прикладным решениям фирмы «1С»:
    • рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации;
    • приемы эффективного управления торговлей;
    • управление персоналом и расчет заработной платы;
    • управление производством и планирование;
    • ведение учета по МСФО;
    • подготовка регламентированной отчетности;
    • программное обеспечение и рекомендации по подключению и использованию торгового оборудования и многое другое.
  • Конфигурация «Конвертация данных» для настройки правил обмена между информационными базами 1С:Предприятия 8, имеющими различную конфигурацию;
  • Советы линии консультаций, помогающие пользователям «1С:Предприятия» получить ответы на наиболее часто встречающие вопросы и избежать типичных ошибок;
  • Демонстрационные ролики программных продуктов, позволяющие получить первое представление о возможностях прикладных решений;
  • Справочники по заполнению деклараций по налогам (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН, взносы в ПФР).
  • Обширная подборка бухгалтерской периодики, включая текущие выпуски журналов и архивы.
  • База аналитических обзоров законодательства и арбитражной практики.
  • Рекомендации по составлению квартальной и годовой отчетности в «1С:Бухгалтерии».
  • Справочник типовых хозяйственных операций хозрасчетного предприятия.
  • Справочник по оформлению расчетов с персоналом по оплате труда и правовым аспектам трудовых отношений
  • Справочная правовая система «Гарант» – полный набор нормативных документов законодательства Российской Федерации, в том числе по бухгалтерскому учету, налогам и предпринимательству.

Начиная с 2008 года, на диске ИТС.NFR (Расширенный комплект для аттестованного специалиста) публикуется конфигурация «Контроль качества приложений» для «1С:Предприятия 8.1». Текущая версия поставляется с набором контрольных примеров, разработанных для тестирования типовых конфигураций: «Зарплата и Управление персоналом», «Бухгалтерия предприятия», «Управление торговлей».

Линия консультаций

  • Линия консультаций компании «Ласлия» работает ежедневно с 9-00 до 18-00 кроме субботы, воскресенья и праздничных дней по телефонам: +7(499) 789-18-40, +7(499) 789-21-20 и электронной почте: info@laslia.ru.
  • Линия консультаций не проводит обучения пользователей – она предназначена для оперативной помощи по технологии работы с программой. Если Вам необходимы более подробные консультации, Вы можете воспользоваться услугой Личный помощник, обучением, или разовыми консультациями.
  • Личный помощник – это индивидуальный подход к каждому клиенту выделенной линии консультаций. За 2000 руб. месяц Вы получите до 20 часов квалифицированных консультаций:
    • Оперативные и подробные консультации по телефону и электронной почте;
    • Консультации с учётом Вашей специфики деятельности;
    • Всегда свободный многоканальный телефон;
    • Возможность закрепления конкретного специалиста – Личного помощника за Вами;
    • Консультации по вопросам бухгалтерского и налогового учёта и многое другое…
  • Консультации с выездом в офис клиента.
  • Консультации с использованием удалённого доступа.

Методология

У этого термина существуют и другие значения, см. Методология (значения).

Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Структура методологии

Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

В методологии можно выделить следующую структуру:

  • основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
  • характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
  • логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;
  • временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
  • технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.

Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Направления методологии

  • Методология науки
  • Биогеоценология
  • Методология решения задач в информатике
  • Методология программирования
  • Методология бизнес-моделирования

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.

Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:

– определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;

– обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;

– создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;

– определяет способы анализа информации.

Методологическая основа научной работы как часть введения

Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).

На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.

В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.

Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.

Выделяют следующие виды (уровни) методологии:

  • Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.
  • Частная. Она применима в отдельных отраслях имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.
  • Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формулировка методологической основы в научном исследовании

Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции. Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

Город Шымкент,

КГУ «Центр экологии, краеведения и туризма»

управления образования г. Шымкента

Конкурс «Методический вернисаж»

Номинация «Лучшее пособие»

Исмаилова Жупар Исабековна 23.10.1970 г.р.

заместитель директора по учебно-воспитательной части КГУ «Центр экологии, краеведения и туризма»;

[email protected]

8-7023071219

Методическое пособие:

«Основные средства и формы методической помощи, и виды методической продукции»

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДО. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами УДО, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д. В практике сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития УДО.

Методическое обучение – это создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

— теоретические семинары (доклады, сообщения);

— семинары-практикумы (доклады, сообщения);

— диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

— «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

— обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

— в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых занятий, мероприятий или их цикла;

— обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;

— обсуждение методов диагностики развития детей;

—  разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

— обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

— конкурсы «Лучший методист», «Лучший педагог дополнительного образования года»;

— педагогические чтения, научно-практические конференции и др.;

 Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

В образовательной программе должен присутствовать раздел «Управление образовательной программой (по этапный контроль и результативность). Обычно, образовательные программы такого типа снабжены богатым учебно-методическим комплексом, раскрывающим технологические особенности программы. Педагог дополнительного образования также может представить на рассмотрение эксперту программу воспитательной деятельности детского творческого объединения, составленную на основе Концепции и Программы развития, Воспитательной системы данного УДО. Для объективной оценки результативности деятельности педагога эксперт или инициативная группа могут составить примерный план обследования научно-методической, образовательной и воспитательной деятельности данного педагога.

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора. Например, последовательное обобщение результативного педагогического опыта преодоления неуспеваемости в школах Ростовской области показало, что полученные результаты были следствием комплекса мероприятий, связанных с оптимизацией содержания, средств и методов обучения, сочетанием коллективной и индивидуальной работы в классе, с усилением воспитательного потенциала обучения, творческим характером учебных задач.

 Критерии выбора педагогического опыта для обобщения:

— результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);

— актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

— учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;

— научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

—   новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии);

— успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта;

— рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

— воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

Если обобщаемый опыт ориентирован на режим развития, рекомендуется разработать параметры и критерии, адекватные требованиям, предъявляемым к самоорганизуемой педагогической деятельности. В этом контексте критериями, т.е. мерилами оценки качества актуальности, результативности, новизны и т.д., могут выступать различные уровни:

— самостоятельности, компетентности, профессионализма, продуктивности, самообразованности;

— умений реализовывать концептуальные основы и. принципы педагогической синергетики;

— способности заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования;

— своеобразных позиций: инновационные моменты, наличие высокого профессионализма и специального мастерства (педагогического почерка) педагога.

В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям: открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

.

Виды методической продукции

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:

1.           информационно-пропагандистской,

2.           организационно-инструктивной

3.            прикладной.

1. Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию — подробное описание и разъяснение события, действия.

Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру и т. д.); поэтапное описание » разминки-приветствия капитанов двух команд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т. д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры «Дебаты».

Аннотация — это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.

Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений ОУДОД и т.д.

Информационно-методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы или рукописных методических материалов (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно-методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

1)    стационарная, работающая в течение долгого времени;

2)    временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;

3)    передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, в школу, в детский оздоровительный лагерь и т. д.

В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки.

Реферат — самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат — это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, а также критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным темам и проблемам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал; обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

— тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;

— введение (содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

— теоретическая часть (содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);

— практическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

—   заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

— библиография;

— приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности)

2. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации, определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно-методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно-методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа; какова система изложения материала.

Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких-либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

Методические рекомендации (пособия) — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей школ или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога. Раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.

 Примерная схема написания рекомендации (пособия):

Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа.

Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать по улучшению существующего положения.

Методическая разработка – комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала. Примерная схема методической разработки: название разработки; название и форма проведения мероприятия; пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения; оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период; сценарный план, ход проведения; сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список использованной литературы: Ф. И. О. автора разработки, должность, место работы.

Тематическая папка объединяет:

— нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

— методические рекомендации;

— прикладную методическую продукцию;

— разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

— материалы из опыта работы;

— библиографию;

— приложения (дидактический материал).

В методических отделах, методических кабинетах накапливается фонд методических материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направленностям, существующим в конкретном учреждении.

Образовательная программа — это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это — индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом-разработчиком.

3. Прикладная методическая продукция — вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Примерная схема сценария:

Название; адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

— церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп);

— театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;

—   возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;

— атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».

Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.

Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Картотеки могут быть: методической литературы; газетных и журнальных статей; методических разработок; медиатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.

Методическая тема (проблема) – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы. Этапами работы могут быть: выбор и обоснование темы, определение целей и задач, составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.

При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы в начале учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года. Например, «Овладение принципами программно-методического обеспечения в УДО», «Определение качества образовательно-воспитательной деятельности в УДО»

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей (Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499)
  2. Алиева Л.В., Нефедова Н.А. Дополнительное образование – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. – М.: ООО «ДОД», 2007

  3. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей

  4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: 2009

  5. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. – М.: «Перспектива», 2008

  6. Дереклеева Н.И. Справочник. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. – М.: «ВАКО», 2009

Основные средства и формы методической помощи

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогов, осуществляется различными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами, а также при освоении результативного педагогического опыта.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и показатели результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.

Методическое обучение — это участие методиста в работе методических объединений, педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического фестиваля.

Формы методической работы с педагогами:

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

Деловая игра

Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, «техника аквариума»)

Аспирантура

Единая методическая тема

Круглый стол

Консультация

Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов

Лаборатории творчески работающих педагогов

Курсовая подготовка

Методический марафон

Методическая оперативка

Наставничество

Методическая выставка

Методический инструктаж

Презентация авторской технологии

Методический бюллетень

Методическое объединение педагогов

Самообразование

Научно-методический семинар

Мастер- класс

Стажировка

Научно- практическая конференция

Научно- исследовательские группы педагогов

Собеседование

Открытые занятия

Педагогический консилиум

Тьюторство

Постоянно действующие семинары,

Педагогический клуб

Педагогический совет

Творческая группа

Педагогические чтения

Установочно-информационные и выездные семинары

Школа педагогического мастерства

Содержание

  1. Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования

Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_sredstva_i_formy_metodicheskoy_pomoshchi.docx 19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Основные средства и формы методической помощи

педагогу дополнительного образования

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно- ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга.

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД.

Методическая помощь осуществляется различными средствами:

  • консультированием,
  • методическим руководством,
  • методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУ ДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУ ДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи;

  • Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию;
  • Число, месяц, год проведения консультации;
  • Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию;
  • отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию;
  • роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУ ДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУ ДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУ ДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая :

  • диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в УДОД и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;
  • фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;
  • анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;
  • постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;
  • выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности :

  • Совершенствование образовательного процесса.
  • Повышение педагогического мастерства.
  • Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
  • Привлечение к работе в условиях УДОД специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.
  • Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из учащихся УДОД.
  • Организация и координация работы методических объединений.
  • Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.
  • Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы : самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

  • Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.
  • Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
  • Творческие отчеты педагогов.
  • «Школа педагогического мастерства».
  • Шефство опытных педагогов над молодыми.
  • Открытые занятия, мастер-классы.
  • Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
  • Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).
  • Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.
  • Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.)
  • Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

  • Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.
  • Психолого-педагогическая поддержка кадров.
  • Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.
  • Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество)(18).

Источник

Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования

Лекция 6.

План лекции:

1. Средства методической помощи

2. Формы методической работы.

3. Принципы методической поддержки.

1. Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД, школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами –

· методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая:

· диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в Центре и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;

· фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;

· анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;

· постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях.

· выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:

1. Совершенствование образовательного процесса.

2. Повышение педагогического мастерства.

3. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.

4. Привлечение к работе в условиях Центра специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.

5. Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников Центра.

6. Организация и координация работы методических объединений в Центре, в городе.

7. Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

8. Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.

9. Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в ЦДОД «Росток» и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях г.о. Электросталь.

2.Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

1. Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.

2. Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.

3. Творческие отчеты педагогов.

4. «Школа педагогического мастерства».

5. Шефство опытных педагогов над молодыми.

6. Открытые занятия, мастер-классы.

7. Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.

8. Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).

9. Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.

10. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

11. «Деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

12. Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

13.Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

1. Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.

3. Психолого-педагогическая поддержка кадров.

4. Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.

5. Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найз таблетки инструкция по применению от чего помогает детям
  • Богучанская гэс руководство
  • Casio pro trek prg 240 1e инструкция
  • Двухъярусный торт на свадьбу своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство западного округа краснодара