Что такое осуществление методического руководства

Как внести изменения в ЛНА, утвержденный грифом с подписью

На предприятии утвержден документ «Перечень
профессий и должностей рабочих и служащих, которым бесплатно выдаются СИЗ» от 08.04.2021 № 834-183-2021 (утвержден не приказом, а просто как самостоятельный документ, с наличием грифа УТВЕРЖДАЮ и подписью директора). Сейчас есть необходимость дополнить данный документ новыми строками. Как это можно сделать? Выпустить Дополнение к «Перечню…» и не присваивать ему номер, будет ли это являться правильным? Или можно выпустить приказ «О дополнении “Перечня…”» от такой-то даты и с №?

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Годовая премия и индексация зарплат: как документировать изменения

В начале года сотрудники надеются на индексацию
зарплат и премии по итогам года. Как быть работодателю, если он понимает, что финансово не потянет повышения ФОТ в той степени, как это было предусмотрено во внутренних документах. Во-первых, объясняем, какие есть варианты индексации зарплат (это может быть увязано не только с инфляцией за год). Во-вторых, сколько можно тянуть с выплатой премии по итогам года. В-третьих, как можно документировать новые обязательства, которые работодатель считает для себя реальными (ведь если он разорится, родному коллективу от этого легче не будет). Приводим образцы формулировок Положения об оплате труда, приказов и уведомлений работникам (комплект документов будет различаться для 2 ситуаций: когда изменяемые положения содержатся в трудовых договорах и когда в ЛНА).

Екатерина Краецкая

ведущий юрист компании «Лексфорт», UBL Group

Норматив численности сотрудников в отделе делопроизводства

Где посмотреть норматив численности сотрудников
в отделе делопроизводства?

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Архив входит в общий отдел. Как составить Положение о нем?

По структуре нашей организации (АО) архив
входит в состав общего отдела. Необходимо ли издание отдельного Положения об архиве, если функции прописаны в Положении об общем отделе?

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Новые Правила делопроизводства для госорганов и органов местного самоуправления

Проанализируем содержание новых Правил
по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны? На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно? Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Как внести изменения в ЛНА, утвержденный грифом с подписью

На предприятии утвержден документ «Перечень
профессий и должностей рабочих и служащих, которым бесплатно выдаются СИЗ» от 08.04.2021 № 834-183-2021 (утвержден не приказом, а просто как самостоятельный документ, с наличием грифа УТВЕРЖДАЮ и подписью директора). Сейчас есть необходимость дополнить данный документ новыми строками. Как это можно сделать? Выпустить Дополнение к «Перечню…» и не присваивать ему номер, будет ли это являться правильным? Или можно выпустить приказ «О дополнении “Перечня…”» от такой-то даты и с №?

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Внесение изменений в нормативные акты организации

Объясняем, какими документами можно внести
изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации. Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Валентина Янковая

канд. ист. наук, доцент Российского государственного
гуманитарного университета

Годовая премия и индексация зарплат: как документировать изменения

В начале года сотрудники надеются на индексацию
зарплат и премии по итогам года. Как быть работодателю, если он понимает, что финансово не потянет повышения ФОТ в той степени, как это было предусмотрено во внутренних документах. Во-первых, объясняем, какие есть варианты индексации зарплат (это может быть увязано не только с инфляцией за год). Во-вторых, сколько можно тянуть с выплатой премии по итогам года. В-третьих, как можно документировать новые обязательства, которые работодатель считает для себя реальными (ведь если он разорится, родному коллективу от этого легче не будет). Приводим образцы формулировок Положения об оплате труда, приказов и уведомлений работникам (комплект документов будет различаться для 2 ситуаций: когда изменяемые положения содержатся в трудовых договорах и когда в ЛНА).

Екатерина Краецкая

ведущий юрист компании «Лексфорт», UBL Group

ВикиЧтение

Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов
Джестон Джон

Методическое руководство по процессам

Методическое руководство по процессам

Методическое руководство по процессам – это общие методические указания, которые необходимо сформулировать для процессов. Они включают:

1. Принадлежность процесса (кто хозяин).

2. Масштаб процессов: сквозные или относящиеся к функции/организационной единице.

3. Выбор метода моделирования.

4. Выбор инструмента моделирования и управления процессов.

5. Метод руководства процессами.

6. Аутсорсинг процессов, т. е. когда организация принимает решение об аутсорсинге процессов. Если такое решение принято, важно определить:

• тип процессов, которые будут переданы на аутсорсинг (с обоснованием причин);

• тип процессов, которые не будут переданы на аутсорсинг (с обоснованием причин);

• минимальные критерии, которые должны быть выполнены (например, безопасность, соглашения об уровне обслуживания – SLA);

• что еще нужно принять во внимание (например, привлеченный персонал).

7. Эталонные модели процессов: архитектура процессов должна содержать набор шаблонов – эталонных моделей. Эти модели дают мощную базу, поскольку основаны на наилучших практических методиках (например, ITIL – Библиотека инфраструктур информационных технологий, см. сайт www.itil.org.uk) или отраслевой практике (например, eTOM – расширенная модель функционирования оператора связи, разработанная Форумом управления электросвязью, – см. сайт www.tmforum.org – или SCOR – эталонная модель цепочки поставок, разработанная Советом цепочки поставок, – см. www.supply-chain.org).

Кейс: eTOM

Организация связи хотела плотно поработать с компанией из другой страны. Они провели многие месяцы в переговорах об интеграции соответствующих процессов, но все усилия были напрасны. Казалось, не было продвижения к решению; всякий раз, когда решалась одна проблема, появлялась новая проблема или даже пара. Когда мы подключились, стало ясно, что у обеих организаций различные системы, процессы, бизнес, клиенты и даже различные определения типов деятельности. Чтобы прийти к пониманию и согласию по процессам и связанным с ними определениям, мы использовали модель eTOM (расширенная схема деятельности оператора связи), которая позволяла четко установить точки стыка между организациями. Это дало нам возможность завершить работу в несколько недель, предоставив приемлемое и устойчивое решение.

Вывод. Общее понимание – основа для результативности и продвижения. Эталонные модели и архитектура процессов жизненно важны в этом аспекте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература

Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Базовые учебники:1. Грачева А. В. Основы фитодизайна. М.: Форум, 2007.2. Девид Эйри. Логотип и фирменный стиль. Спб.: Питер, 2012.Основная литература по дисциплине:1. Василенко С. В. Корпоративная культура как

Переход к бизнес-процессам

Переход к бизнес-процессам

То, что мы называем менеджментом, по большей части сводится к тому, чтобы осложнить людям работу.
Питер Друкер
Любой власти, в том числе и бюрократической элите, необходима ее легитимизация. Легитимизация — это не только придание законности

Директор по бизнес‑процессам

Директор по бизнес?процессам
 Директор по бизнес?процессам – это специальный уполномоченный компании по проведению преобразований на основе процессов, и он является правой рукой лидера бизнес?процессов. У лидера есть сила, власть и видение будущих бизнес?процессов, но

Совет по бизнес‑процессам

Совет по бизнес?процессам
 При внедрении процессов на предприятии могут возникнуть проблемы, с которыми не справятся ни директор по бизнес?процессам, ни отдел по реализации бизнес?процессов. Так бывает, к примеру, когда руководители разных процессов спорят о том, кому

Специалисты по бизнес‑процессам

Специалисты по бизнес?процессам
 Ни одна организация не способна провести преобразования на основе процессов без участия квалифицированных кадров.Давайте посмотрим, какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать специалистом по бизнес?процессам. А затем мы

Как упорядочить переход к бизнес‑процессам

Как упорядочить переход к бизнес?процессам
 В 2003 г., когда ажиотаж вокруг внедрения процессов в масштабе предприятия немного поутих, должность главного директора по бизнес?процессам занял Андерс Уэстер. Ему предстояло навести порядок в многочисленных проектах по

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО
рекрутеры и высшее руководство компанийЧасто именно рекрутер, со своим настырным желанием получить побольше ин-формации для работы, может быть использован менеджером по персоналу в качестве бревна, которое пробьет стену невнимания высшего

Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение
Какую бы деятельность человек ни строил, ему нужно научно-методическое обеспечение — мы вводим здесь такое понятие. Это научно-методическое обеспечение, с одной стороны, через методические знания говорит, что и как человек должен делать,

Руководство

Руководство
Руководство возможно только в рамках организации, в рамках специальных организационных связей. В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед другими элементами. Но для того чтобы я мог ставить цели и задачи перед другими элементами —

6. Руководство

6. Руководство
«Мне предстоит стать специалистом в совершенно иной сфере деятельности».Едва ли проходит хотя бы неделя без того, чтобы полки ближайшего к нам книжного магазина не украшались очередным внушительным бестселлером по новому стилю руководства. Это

Руководство к действию

Руководство к действию
После того как вы изучили девять причин возникновения проблем у менеджеров, я бы хотел дать вам возможность оценить себя. Неважно, кто вы – менеджер-новичок или заслуженный ветеран, желающий освежить в памяти определенные навыки, – в любом

Руководство к действию

Руководство к действию
Спросите себя, согласятся ли ваши сотрудники со следующими заявлениями о вас, а также понаблюдайте за своим поведением в течение рабочего дня.1. «Менеджер разговаривает со мной прямо и держится со мной на равных».2. «Я получаю от него

Руководство к действию

Руководство к действию
1. Посмотрите на любую сделанную вами недавно презентацию. Измените ее, руководствуясь принципом «половины листа бумаги». Откажитесь от всех специальных терминов, жаргонизмов и материала, не помогающего вам донести свои мысли более простым

Руководство к действию

Руководство к действию
1. Как относится ваше подразделение или организация в целом к ответственности, понимают ли сотрудники ее ценность? Часто ли вы говорите о ней? Пишете ли вы о ней? Способны ли вы заметить ее проявления и вознаградить ответственных

Руководство к действию

Руководство к действию
1. Используете ли вы на своем рабочем месте методы воспитания ответственности как наиважнейшего качества?2. Оцените методы, которыми вы пользуетесь, и спросите себя: «Как я могу их упростить?»3. Просмотрите последние проведенные вами оценки

Методическое руководство по процессам

Методическое руководство по процессам
Методическое руководство по процессам – это общие методические указания, которые необходимо сформулировать для процессов. Они включают:1. Принадлежность процесса (кто хозяин).2. Масштаб процессов: сквозные или относящиеся к

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.

Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей?

Васильева А.И. считает, что старшему воспитателю необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Ему необходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики.

Опытного старшего воспитателя, отмечает она, отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого воспитателя. Он советуется с педагогами, прислушивается к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Похвала и одобрение укрепляют веру в педагогов в свои силы и вызывают у них желание поделиться с товарищами своим опытом, своими мыслями и чувствами.

Старший воспитатель должен быть настойчивым и твердым, выделяет Васильева А.И. в предъявлении требований. Эти качества, характеризующие эмоционально – волевую сторону общения руководителя с подчиненными, образуют важнейшую черту стиля руководства – требовательность. Вместе с тем необходимо сочетать высокую требовательность с чуткостью, теплотой, уважением к людям. Важнейшим качеством старшего воспитателя, отмечает она, является умение проявить гибкость, подойти к различным типам людей с учетом их особенностей. Лицо дошкольного учреждения определяет коллектив воспитателей. А создают его, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу руководители – заведующий и старший воспитатель.

Управленческие функции заведующей и старший воспитатель, Белая К.Ю. делит на общие и специфические. Так, главная общая функция руководителя, по ее мнению, — организация учебно–воспитательного процесса в дошкольном учреждении. К числу общих функций относятся организация коллектива воспитателей, сплочение, активизация его деятельности, целевая ориентация, развитие самоуправления, контроль. К специфическим – повышение профессиональной квалификации воспитателей, организация методической работы, ведение педагогической документации.

Выполнение этих функций должно быть четко распределено и согласовано между старшим воспитателем и заведующим детским садом. Согласованные действия помогают руководителям преодолеть трудности, встречающихся при решении определенных задач. Практика показывает, утверждает Белая К.Ю., что легко решаются задачи оперативные. Более трудным для старшего воспитателя является решение социально – психологических задач, таких, как обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе воспитателей; формирование общественного мнения в коллективе; стимулирование трудовой активности и потребности трудиться творчески.

Успешное выполнение всех перечисленных задач зависит от того, насколько старший воспитатель знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого воспитателя. Именно хорошее знание людей, отмечает Белая К.Ю. создает предпосылки для успешной организации и сплочения коллектива. Каждый старший воспитатель по своему строит работу. Однако быстрее достигнет цели тот руководитель, который в своей деятельности опирается на помощь коллектива, сам постоянно повышает свой идейно – теоретический и профессиональный уровень. Из профессиональных качеств на первом месте стоит умение старшего воспитателя организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого воспитателя, проявить требовательность, принципиальность в достижении поставленной цели.

Из личностных качеств, по мнению Белой К.Ю., старшего воспитателя коллеги ценят больше всего доброжелательность, объективность, умение понять, разобраться в возникших трудностях, предупредить возникший конфликт, вовремя поддержать работника, воодушевить его, при необходимости убедить, а также умение проявлять гибкость, подходить к различным типам людей с учетом их культуры, образования, темперамента, характера и пр. «Жизнь убеждает нас в том, — говорит Белая К.Ю., — что вести за собой коллектив по плечу лишь авторитетному руководителю. Подлинный же авторитет основан не на принуждении, а на общественном признании достоинств личности руководителя». Вот почему педагогическая эрудиция, высокое чувство ответственности, идейно – нравственная убежденность так необходимы руководителю, в частности старшему воспитателю дошкольного учреждения на современном этапе.

Должностные обязанности старшего воспитателя определены К.Ю. Белой в справочнике для заведующей детским садом.

Старший воспитатель:

— Осуществляет методическое руководство учебно–воспитательной работой детского дошкольного учреждения;

— Обеспечивает и контролирует выполнение «Программы воспитания и обучения в детском саду», несет ответственность за правильную организацию учебно–воспитательной работы;

— Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, готовит необходимые материалы для рассмотрения на педагогическом совете; организует работу методического кабинета в дошкольном учреждении; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей;

— Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, по обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а так же дошкольного учреждения и школы.

Необходимые компетенции старшего воспитателя:

1. Профессионально — методическая грамотность. Это период методического становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности; показатель методической культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль деятельности в рамках овладения азбукой профессии.

2. Профессионально – методическая готовность организовать других и себя на выполнение конкретных педагогических дел. Готовность старшего воспитателя ДОУ к этой деятельности является основным элементом второго уровня, его профессионального соответствия и предполагает развитие коммуникативных, проектных, организационных способностей и профессиональной компетентности.

3. Профессионально – методическая зрелость. В основе ее лежит умение включать в свою деятельность исследовательский метод как высший показатель профессиональной готовности старшего воспитателя. На этом уровне можно говорить о сформированности у него метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно – методическое и научно – педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение прикладной методологией позволяет руководителю соединить исследовательскую и методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально – коллективной стратегии и тактики. Старший воспитатель на данном этапе получает возможность организовать исследования педагогического коллектива.

Ведущие формы методической работы в ДОУ

Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения». В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса. Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе. В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы старшего воспитателя, направленной на реализацию принятых решений.

Консультации — постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу. Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени.

Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года старший воспитатель определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное. Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями. Данным методом старший воспитатель пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев. Данная форма методической работы требует от старшего воспитателя большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением. Беседуя с воспитателем, старший воспитатель выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов. В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников. При обсуждении такого занятия старшему воспитателю необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы. Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Старший воспитатель обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест. При этом роль старшего воспитателя состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Старший воспитатель должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество.

Старший воспитатель руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. В руководстве старшим воспитателем по выявлению, обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы.

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или старший воспитатель в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д. Заведующий или старший воспитатель в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, старший воспитатель предлагает воспитателю описать свой опыт: с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу, чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д.

Таким образом, старший воспитатель подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития. Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методических объединений, на конференции.

Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе.

Направления работы методического кабинета:

Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. К оборудованию методического кабинета старший воспитатель привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи – за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т.д. Весь материал в методическом кабинете следует распределить по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заводится картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе должны иметь месть инструктивно — директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Старший воспитатель своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями.

Основными направлениями работы старшего воспитателя являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы старшего воспитателя.

В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи старшего воспитателя, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.

Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду». Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию — по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы. Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте. Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей. Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания — улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.

Методы активизации воспитателей в методической работе

В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

 Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

 В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

 Наиболее сложный метод активизации – это ситуации — проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

 Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Старший воспитатель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

 Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение старший воспитатель организует обсуждение всех предложенных моделей.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.

Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Старший воспитатель готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке. Поэтому методическая работа не является службой корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. В качестве выводов можно определить основные положения о работе старшего воспитателя по дошкольному воспитанию. Старший воспитатель организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача старшего воспитателя — организация и проведение методической работы. Направлениями работы старшего воспитателя являются: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций по внедрению педагогического опыта в практику дошкольного учреждения. Также формой методической работы является проведение работы по повышению квалификации педагогических кадров, проведение курсов, семинаров. Старший воспитатель должен своевременно оснащать методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой.

Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.  

Литература

1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. — №3. с. 29 – 32.

2.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. — №3. с. 82 – 85.

3.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. — 399.

4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ, 1997.- С. — 393.

5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –С. -81.

6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

7.Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.

8. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000

9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990. С – 143.

10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. – М., 1995.

11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.

12. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.

13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.

14. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М.1973. с.-151.

15. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? М.: Бератор – Пресс, 2003.

16. Корепанова М.В., Липчанская И.А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

17. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005. с.-152.

18.Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности.// Управление ДОУ. – 2005.- № 2.- с.10-12.

 19. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 1994.

20. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 1995. – С. 65-77.

21. Никишина И.В. Технология управления методической работой. – Волгоград, 1996. -С. 94 – 106.

22. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 1993.

23.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.

24. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М. 2004. с.-160.

25. Позняк Л. Заведующий в системе управления ДОУ.// Дошкольное воспитание. 1993.№1 с.-55.

26. Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. с.-4-5.

27. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 1999.

28. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1996. – 336 с.

29. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003.

30. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.

31. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.

32. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как обращаться к руководству сбербанка
  • Умвд россии по рязанской области официальный сайт руководство по
  • Инструкция по активации microsoft office 2019 pro plus
  • Телевизор вестел пульт инструкция по применению
  • Скипидарная мазь инструкция по применению цена отзывы пациентов