Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие
Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные.
Старшие и младшие
33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.
Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.
Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.
35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.
Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:
маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;
прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.
37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.
Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.
Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.
38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Сущность единоначалия и коллегиальности
Определение 1
Единоначалие и коллегиальность – это основополагающие принципы организации управления, представляющие собой противоположные и взаимно дополняющие понятия, характеризующие порядок принятия управленческих решений.
Управленческая деятельность на любом уровне, начиная от государственного и заканчивая муниципальным управлением, осуществляется в соответствии с определенными принципами, представляющими собой основополагающие начала этой деятельности. В число таких принципов включается такие принципы как единоначалие и коллегиальность как по отдельности, так и в разумном их сочетании.
Единоначалие как принцип осуществления управления
Содержание принципа управления, именуемого единоначалием, состоит в том, что руководство определенного звена системы управления любого уровня, начиная от государства и заканчивая отдельным хозяйствующим субъектом, пользуется правом осуществления единого руководства при принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. Как правило, это обусловлено тем, что в основе управления общественной жизнью любого образования находится необходимость строгого подчинения воли отдельных участников процесса воле одного лица, выступающего в качестве руководителя конкретного процесса государственного или муниципального управления.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Замечание 1
Единоначалие в качестве организационно-правовой формы управленческой деятельности существуют во всех звеньях и уровнях системы государственного и муниципального управления.
Согласно этому принципу любую совокупность видов деятельности, осуществляемую в процессе государственного и муниципального управления, можно представить как деятельность, направленную на достижение одной и той же цели под руководством одного человека, наделенного определенным перечнем полномочий. Как следствие, сущность принципа единоначалия заключается в том, что процесс управления сотрудниками требует получения указаний от одного руководителя, но одновременно это не значит, что все решения должны приниматься этим руководителем единолично.
Сущность единоначалия в качестве принципа управления проявляется в осуществлении управления подчиненными в непосредственной форме только одним руководителем, который несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных перед вышестоящими руководителями, в то время как подчиненные отвечают за свои действия только перед своим непосредственным руководителем.
«Сочетание единоначалия и коллегиальности» 👇
Единоначалие как принцип управления обладает следующими преимуществами:
- во-первых, обеспечение порядка и дисциплины;
- во-вторых, четкость разграничения и соблюдения полномочий;
- в-третьих, ясность распределение ответственности;
- в-четвертых, увеличение эффективности осуществления тактических действий, требующих оперативных решений, и так далее.
При этом единоначалие не лишено некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:
- рост авторитаризма;
- высокий уровень субъективности принимаемых решений;
- снижение эффективности принимаемых решений, их оптимальности и так далее.
Коллегиальность как принцип управления
Сущность коллегиальности как принципа управления состоит в необходимости обсуждения вопросов и проблем развития государства, регионов и муниципальных образований в социально-экономическом и организационном смысле.
Сущность коллегиальности в управлении проявляется в возможности учета опыта различных специалистов при подготовке того или иного управленческого решения. Коллегиальный способ работы над проблемой не всегда заканчивается принятием одного решения, он может быть направлен на выработку различных альтернатив разрешения проблемы, подготовку базы для принятия единоличного решения.
Коллегиальность как принцип управления обладает следующими преимуществами:
- во-первых, возможность учета опыта и знаний различных специалистов;
- во-вторых, возможность выработки оптимального решения или сравнения различных вариантов решения той или иной проблемы;
- в-третьих, высокая эффективность при выработке стратегии развития государства, региона или муниципального образования;
- в-четвертых, снижение уровня авторитаризма и субъективности и так далее.
Причем коллегиальность не лишена некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:
- замедление процесса принятия управленческих решений;
- снижение персонализации ответственности;
- невозможность достижения консенсуса и так далее.
Единство коллегиальности и единоначалия в управлении
Замечание 2
Эффективное управление любыми процессами, в том числе на уровне государственного и муниципального управления, подразумевает разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.
Это сочетание обеспечивает получение следующих преимуществ:
- во-первых, единоначалие обеспечивает четкую подчиненность лиц и органов в системе государственного и муниципального управления вышестоящим уровням и исключение возможности получения указаний через уровень управления, приводящих к беспорядку и дублированию обязанностей;
- во-вторых, коллегиальность призвана обеспечить преодоление субъективности в системе государственного и муниципального управления, обусловленной сосредоточением власти в руках одного человека;
- в-третьих, коллегиальность в сочетании с единоначалием приводит к снижению уровня авторитаризма в управлении;
- в-четвертых, коллегиальность обеспечивает возможность учета опыта и знаний других лиц, обеспечивающих максимальное эффективное решение той или иной проблемы, уходя от зацикленности одного человека на определенном варианте ее разрешения;
- в-пятых, единоначалие обеспечивает четкое распределение ответственности между руководителями различного уровня за принятые решения, при этом коллегиальность позволяет выработать оптимальное решение в их взаимодействии;
- в-шестых, коллегиальность не исключает личной ответственности каждого государственного и муниципального служащего за осуществление тех или иных полномочий, но позволяет осуществлять их обсуждение, сопоставлять различные взгляды на проблемы и принимать совместные решения.
Реализация принципа сочетания единоначалия и коллегиальности обеспечивается посредством формирования различных комиссий, советов, слетов, конференций и иных форм выработки коллективных вариантов решений, обеспечивающих возможность последующего выбора наиболее оптимального из них.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Одним
из основных принципов управления
является принцип единоначалия, который
формулируется следующим образом: чем
полнее взаимосвязь подчинения подчиненного
с руководителем, тем меньше вероятность
получения им противоречивых указаний
и тем выше чувство персональной
ответственности за результаты работы.
6. Принцип безусловной ответственности.
Поскольку
ответственность, будучи взятым на себя
обязательством, не может быть делегирована,
то ни один руководитель не может за счет
делегирования освободиться от
ответственности за деятельность
подчиненных, так как именно он делегирует
полномочия и распределяет обязанности.
Подчиненные,
приняв поручение и получив необходимые
для его выполнения полномочия, несут
полную ответственность перед руководителями
за свою деятельность; руководители же
в свою очередь несут всю ответственность
за организационную деятельность
подчиненных.
7. Принцип соответствия полномочий и ответственности.
Поскольку
полномочия есть право выполнять
порученную работу, а ответственность
— это обязательство выполнить ее, то
отсюда логически вытекает, что полномочия
должны соответствовать ответственности.
Из этого очевидного обстоятельства
вытекает следующий принцип: ответственность
за те или иные действия не может превышать
предполагавшуюся объемом делегированных
полномочий, но и не должна быть меньше
ее.
Данное соответствие не носит математического
характера, оно скорее пространственно-временного
порядка, поскольку и полномочия, и
ответственность касаются выполнения
одной и той же задачи.
№11 штабной |
-
Линейный
тип организационной структуры
(тип прямого подчинения). Линейная
организационная структура носит такое
название потому, что все ее элементы
находятся на прямой вертикальной линии
подчинения от верхнего уровня до нижнего
уровня. В основу линейной организационной
структуры управления положен принцип
единоначалия, который предполагает
предоставление руководителю широких
прав и полномочий для выполнения его
функций. Менеджер имеет право единолично
принимать решения по управлению
подразделением и несет персональную
ответственность за деятельность
коллектива. Сам менеджер обычно подчинен
вышестоящему органу управления. Однако
руководитель этой начальственной
структуры не имеет права без разрешения
непосредственного руководителя
(менеджера) отдавать распоряжения его
подчиненным.
Достоинства:
четкая система взаимных связей, ясная
ответственность, быстрая реакция и
обратная связь в ответ на указания
вышестоящего руководства.
Недостатки:
отсутствие подразделений по планированию
производства и подготовке решений,
тенденция к волоките при решении смежных
проблем подразделений, перегрузка
менеджеров верхнего уровня.
Руководителю
низшего и среднего звена свойственны:
1)
психологический дисбаланс прав и
ответственности (ограниченность в
правах, хотя несут полную ответственность
за работу), что приводит к нервно-психическим
перегрузкам, ухудшению здоровья;
2)
ролевая неопределенность — нечеткость
распределения прав, обязанностей,
ответственности); психологическое
давление с двух сторон: подчиненные и
вышестоящее руководство, что обусловливает
повышенную тревожность и невротизацию
руководителя.
2.
Функциональный тип организационной
структуры.
Особенностью данного типа организационной
структуры является то, что каждая
структурная единица специализируется
на выполнении определенной функции.
Для промышленных предприятий, работающих
в условиях рыночной экономики, типичными
являются следующие основные функции:
планирования, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы,
производство, маркетинг, финансы.
Выполнение распоряжений руководителя
функционального подразделения в пределах
его полномочий обязательно для нижестоящих
структурных подразделений.
Достоинства
структуры:
освобождение руководителей производственных
подразделений, от необходимости решения
специальных вопросов, возможность
использования опытных специалистов,
уменьшение потребности в экономистах.
Недостатки
структуры:
усложнение взаимосвязей, затруднение
координации действий по управлению,
проявление тенденций к чрезмерной
координации.
-
Линейно-штабная
структура управления.
Линейно-штабная структура управления
имеет такие же характеристики, как и
линейно-функциональная структура. Она
предусматривает функциональное
разделение управленческого труда в
штабных службах разных уровней.
Главной
задачей линейных руководителей в этом
случае является координация действий
функциональных служб и направление их
в русло общих интересов организации.
Именно по такому принципу построено
управление Москвой.
Достоинства
структуры:
более глубокая, чем в линейной, проработка
стратегических вопросов; некоторая
разгрузка высших руководителей; хороший
первый шаг к более эффективным органическим
структурам управления при условии
наделения штабных подразделений правами
функционального руководства; возможность
привлечения внешних консультантов и
экспертов.
Недостатки
структуры:
недостаточно четкое распреде¬ление
ответственности в связи с тем, что лица,
готовящие решение, не участвуют в его
выполнении; тенденция к чрезмерной
цен¬трализации управления; многие
недостатки аналогичны недостаткам
линейной структуры, частично в более
ослабленном виде.
№12 функциональной, |
-
Линейно-функциональный
тип организационной структуры. Это
один из наиболее распространенных
вариантов организационного построения
предприятий. Сущность
данного
типа структуры заключается в том, что
руководство производством обеспечивается
как линейным аппаратом, так и
функциональными.
Основу
линейно-функциональных структур
составляет «шахтный» принцип построения
и специализация управленческого процесса
по функциональным подсистемам организации:
маркетинг, финансы, плановый, производство.
По каждой из подсистем формируется
иерархия служб, так называемая «шахта»,
которая пронизывает всю организацию
сверху донизу. Результаты работы каждой
службы аппарата управления оцениваются
показателями, характеризующими выполнение
ими своих целей и задач. Линейные
руководители осуществляют непосредственное
руководство производством, каждый из
них выступает в качестве единоначальника
в соответствующем производственном
подразделении. Линейные руководители
наделяются необходимыми правами и несут
ответственность за конечные результаты
деятельности подчиненных им подразделений.
Функциональные службы (отделы: плановый,
труда и зарплаты, финансовый, бухгалтерия
и др.) ведут необходимую подготовительную
работу, осуществляют учет и анализ
деятельности предприятия, разрабатывают
рекомендации по улучшению функционирования
предприятия. На основании этих рекомендаций
линейный аппарат принимает необходимые
решения и отдает распоряжения,
обеспечивающие выполнение соответствующих
заданий. Персонал линейного аппарата
и функциональных служб непосредственно
не подчинен друг другу, однако имеет
определенные взаимные обязательства
по решению задач, стоящих перед
предприятием.
Достоинства
структуры:
освобождение линейных руководителей
от несвойственных им функций обеспечения
производства ресурсами; возможность
координации действий между линейными
и функциональными подразделениями;
высокая степень специализации структурных
подразделений предприятия.
Недостатки
структуры:
необходимость для линейных руководителей
постоянного согласования при решении
текущих вопросов производства, экономики,
кадров как с соответствующими
функциональными службами, так и высшим
руководством; длинная цепь команд и,
как следствие, искажение коммуникаций.
-
Матричный
тип организационной структуры.
Впервые эта структура была предложена
КаориИшикава и по сей день с небольшими
изменениями функционирует на фирме
Тоуоtа и многих других фирма. Такая
структура управления называется также
программно-целевой. Этот вариант
организационной структуры основан на
программно-целевом принципе выполнения
работы, который предполагает разработку
программы (проекта, темы, задания) для
достижения конкретной цели. Руководитель,
возглавляющий программу, наделяется
необходимыми правами по привлечению
соответствующих производственных и
функциональных подразделений на время
выполнения того или иного этапа работы.
При
этом специалисты таких подразделений,
участвующие в выполнении данного этапа
программы, продолжают подчиняться
сво¬им непосредственным руководителям.
При матричной структуре управления
может выполняться одновременно несколько
программ. Главное, чтобы для их
осуществления было достаточно
материальных, финансовых и квалифицированных
трудовых ресурсов. Таким образом, при
матричном типе организационной структуры
параллельно функционируют вертикальная
и горизонтальная линии исполнительной
власти, что требует в первую очередь от
менеджеров высшего звена управления
четкой координации проводимых работ.
Достоинства
структуры:
ориентация на выполнение конечной цели
программы; межфункциональная координация
работы; эффективное текущее планирование;
рациональное использование качественных
ресурсов; повышение степени контроля
за работой; разгрузка высшего руководства.
Недостатки
структуры:
трудности в обеспечении баланса власти
между руководителями вертикального и
горизонтального уровней; нарушение
коммуникаций между постоянными и
временными участниками работы; сложность
отчетности и контроля за работой; угроза
двойного подчинения для сотрудников;
высокие требования к квалификации
персонала.
-
Дивизиональная
структура управления.
Дивизиональные (от англ. (division —
отделение) структуры управления стали
возникать к концу 20-х гг. XX в., когда
резко увеличились размеры предприятий.
Они стали многопрофильными, технологические
процессы усложнились.
Деление
системы управления в этом виде структур
может происходить по трем видам:
1. по
продукту;
2. по группам пользователей;
3.
по географическому признаку.
Крупные
корпорации, первыми использовавшие
данные структуры управления, стали
предоставлять определенную самостоятельность
своим производственным подразделениям.
За руководством оставалась стратегия
развития, научно-исследовательские
разработки, финансовая и инвестиционная
политика. Этот тип структур сочетает
централизованную координацию и контроль
деятельности с централизованным
управлением. Ключевые фигуры в управлении
организации с дивизиональной структурой
— не руководители функциональных
подразделений, а менеджеры, возглавляющие
производственные отделения, так
называемые дивизионы.
Структуризация
по дивизионам, как правило, производится
по одному из критериев: по выпускаемой
продукции — продуктовая специализация;
по ориентации на определенные группы
потребителей — потребительская
специализация; по обслуживаемым
территориям — региональная специализация.
Пик практического использования этих
структур пришелся на 60—70-е гг. XX .
Достоинства
структуры.
Такая структура способна обеспечить
управление многопрофильными предприятиями
с общей численностью сотрудников порядка
сотен тысяч и территориально удаленными
друг от друга подразделениями.
Дивизиональная структура обеспечивает
большую гибкость и более быструю реакцию
на изменения в окружении предприятия
по сравнению с линейной и линейно-штабной.
Отделения становятся «центрами получения
прибыли» при расширении границ их
самостоятельности наблюдается более
тесная связь производства с потребителями.
Недостатки
структуры:
большое количество «этажей» управленческой
вертикали; разобщенность штабных
структур отделений со штабами компании;
основные связи — вертикальные, поэтому
остаются общие для иерархических
структур недостатки, например, волокита,
перегруженность управленцев, плохое
взаимодействие при решении вопросов,
смежных для подразделений, и так далее;
дублирование функций на разных «этажах»,
и как следствие, очень высокие затраты
на содержание управленческой структуры;
в отделениях, как правило, сохраняется
линейная или линейно-штабная структура
со всеми ее недостатками. Органический
тип структур управления. Органические
структуры управления стали развиваться
с конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры
называются адаптивными, так как способны
быстро реагировать на изменения рынка.
Главным свойством управленческих
структур органического типа является
их способность изменять свою форму,
быстро приспосабливаясь к изменяющимся
условиям. Разновидностями структур
такого типа являются матричные
(программно-целевые), проектные и
бригадные формы структур.
№13 |
АДАПТИВНАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
— организационная структура фирмы,
гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая
к обновляющимся целям, задачам, функциям
фирмы и переменам во внешней экономической
среде, во внутренних условиях своей
собственной деятельности.
органиграмма |
особенности |
преимущества |
недостатки |
Бригадная |
|||
автономная самостоятельное замена привлечение данная |
сокращение
гибкое
работа
возможность сокращается |
усложнение
сложность
высокая высокие |
|
Проектная
(основной |
|||
в
группа после |
лучшая
сокращение
более
высокая сокращение |
проблемы
трудности
очень
дробление сложность |
|
Матричная |
|||
группы
принцип
создаются применяется, |
лучшая
более
усиление вовлечение |
войное
трудности возможность |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Добавлено в закладки: 0
Что такое единоначалие? Описание и определение понятия.
Единоначалие – это форма управления организацией, во главе которой стоит одно лицо. Это лицо имеет право принимать любые юридические решения, которые необходимы сети или предприятию. Но ответственность за эти решения несёт также в этом случае оно единолично. Чем полномочия, предоставленные лицу, которое стоит во главе предприятия, шире, тем больше порог ответственности за итоги, которые последуют за его решениями. Принцип единоначалия можно реализовать, как на производственном предприятии, так и в органе, учреждении, некоммерческой организации.
Единоначалие — это основополагающий принцип руководства в вооружённых силах, при котором начальник (командир) наделяется всей полнотой распорядительной власти в отношении к подчинённым и несёт за все стороны жизнедеятельности и функционирования войск полную ответственность.
Основы единоначалия
Начальник (командир) имеет право единолично (без чьего-нибудь указания или вмешательства) отдавать распоряжения, приказы, принимать решения, обеспечивать их исполнение в согласии с положениями воинских уставов, служебных инструкций и законов государства.
Начальник (командир) имеет право отдавать приказы подчиненному и требовать их выполнения. Подчинённый должен выполнить приказ, данный ему.
Отказ подчинённого исполнить приказ начальника (командира), зависимо от законодательства государства, обстоятельств и уровня последствий, считается дисциплинарным проступком или уголовным преступлением, которое подрывает единоначалие.
Начальник (командир) несёт уголовную и дисциплинарную ответственность:
- за неисполнение задач, которые поставлены перед формированием, возглавляемым им;
- за отсутствие порядка, который описан в служебных инструкциях и воинских уставах, в формировании, вверенном ему;
- за отсутствие боевой готовности формирования, подчинённого ему;
- за отдание преступных заведомо приказов;
Конфликты в единоначалии
Фактически единственным и главным фактором подрывающим единоначалие и соответственно дисциплину в войсках, является неисполнение приказа, который отдан командиром (начальником или неповиновение.
Этот фактор приобретал и приобретает особенно важное значение в условиях войны, когда появлялись и появляются обстоятельства, при которых начальники (командиры) в силу обстоятельств, которые складываются, субъективных причин или другой личной мотивации, отдавали приказы подчинённым, которые явно нарушают морально-этические нормы, уголовное законодательство (заведомо преступный приказ) и правила ведения войны. По мировой практике, зачастую подобные преступные приказы отдают в отношении мирного населения.
В данной ситуации зависимо от принадлежности к государству, единоначалие командира можно законодательно ограничить.
Например, в вооружённых армиях большинства западноевропейских государств (а также в ВС РФ) подчинённый имеет право не исполнять приказ начальника (командира), если считает его заведомо преступным. Подчинённый при этом не понесёт никакой юридической или административной ответственности, когда невыполненный приказ являлся действительно таковым.
В согласии с международными правовыми нормами, единоначалие начальника (командира) не исключает уголовной ответственности подчинённого по международному праву за исполнение преступного заведомо приказа. При этом формулировка возможности не выполнить преступный приказ гласит так – «сознательный выбор фактически был для него возможен».
Единоначалие и коллегиальность
В единоначалии закладывается отрицательный момент. Он заключается впоследствии необдуманных или нерациональных решений, которые приняты начальником (командиром) из-за субъективной оценки по стечению обстоятельств, в итоге дезинформации противником, состоянию здоровья или другой личной мотивации при рассмотрении таких вопросов:
- оценка в ходе боевых действий сложившейся ситуации;
- оценка какого-нибудь аспекта функционирования формирования, возглавляемого им, в военное или мирное время;
- кадровый вопрос (оценка личных качеств подчинённого).
Другими словами начальник (командир) в вооружённых силах при выборе важного решения подвержен также человеческому фактору.
Последствия принятия ошибочных решений в вооружённых силах во время боевых действий, приводят всегда к тяжёлым безвозвратным материальным и людским потерям. Ошибочность действий командира высокого ранга во многих случаях влияет на исход войны.
Потому в вооружённых силах большинства государств предусматривают коллегиальность в принятии важного решения по какому-нибудь вопросу.
На высшем уровне формирований (род войск, объединение) это проявляется в форме военного совета.
На уровне воинских частей и соединений, подразделений – коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором проводится обсуждение поступивших боевых приказов, текущей обстановки, выслушиваются мнения начальников служб и командиров подразделений.
При этом решение, которое принято коллегиальным советом не имеет обязательный характер. Оно носит только рекомендательный характер и последнее слово при принятии окончательного решения остаётся за командиром. То есть в вооружённых силах единоначалие — выше, чем коллегиальность.
Решение коллегиального совета в редких случаях может оказаться вне области единоначалия (влияния командира). К таковым относят решение Суда офицерской чести, которое принимают члены коллегиального совета, попавшие туда на выборной основе. Командир формирования не может влиять на их решение, а может лишь обжаловать его.
Также единоначалие командира (зависимо от принадлежности к вооружённым силам) можно ограничить в кадровых вопросах. Например, командир соединения (воинской части) должен принять решение аттестационной комиссии, которая представлена старшими офицерами, которые решают вопросы об очередном увеличении воинского звания, о служебном соответствии или занятии более высокой должности каким-нибудь военнослужащим и так далее.
Меры по поддержанию единоначалия
В мирное время
Неисполнение приказа или неповиновение в вооружённых силах (вне зависимости от принадлежности к государству) за собой несёт уголовную или дисциплинарную ответственность.
Таковыми мерами наказания в мирное время являются:
- служебное взыскание (строгий выговор, выговор, объявление о служебном несоответствии);
- назначение внеочередных суточных дежурств;
- ограничение карьерного (служебного) роста;
- материальное взыскание (штрафы, ограничение жалованья);
- понижение в должности;
- временное отстранение от выполнения служебных обязанностей;
- содержание на гауптвахте и арест;
- понижение в воинском звании;
- увольнение из рядов вооружённых сил.
В военное время
Считается что тяжёлые последствия от неисполнения приказа или неповиновения зачастую появляются в условиях боевых действий, когда исполнение боевой задачи и жизнь военнослужащих связаны непосредственно с неукоснительным исполнением всех приказов начальника (командира)
Во многих государствах в связи с этим законодательно вводились особенно жёсткие меры по принуждению к беспрекословному исполнению приказов.
Суровые дисциплинарные наказания, которые связаны с казнью военнослужащих за неисполнение боевых приказов или неповиновение зафиксированы с античных времён. Например, в Римской Империи таковым наказанием была децимация.
Мы коротко рассмотрели единоначалие: основы, конфликты, коллегиальность, меры поддержания. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Единоначалие — в вооружённых силах основополагающий принцип руководства, при котором командир (начальник) наделён всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны функционирования и жизнедеятельности войск[1].
Содержание
- 1 Основы единоначалия
- 2 Единоначалие в боевых действиях
- 2.1 Единоначалие и централизация
- 2.2 Использование единоначалия
- 2.3 Ответственность в единоначалии
- 3 Исторические аспекты единоначалия
- 4 Конфликты в единоначалии
- 5 Единоначалие и коллегиальность
- 6 Меры по поддержанию единоначалия
- 6.1 В мирное время
- 6.2 В военное время
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Литература
Основы единоначалия
Единоначалие официально закрепляется законодательными органами государства в военном праве. К примеру, в СССР и Российской Федерации нормативно-правовым актом, подтверждающим право командира на единоначалие во вверенном ему военном формировании, является Устав внутренней службы.
Командир (начальник) имеет право единолично (без чьего либо вмешательства или указания) принимать решения, отдавать приказы, распоряжения и обеспечивать их выполнение согласно положениям воинских уставов, законов государства и служебных инструкций[2]:
Статья 33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.— Устав Внутренней Службы ВС РФ. Раздел «Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие»
Командир (начальник) имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчинённый обязан исполнить данный ему приказ.
Отказ подчинённого выполнить приказ командира (начальника), в зависимости от законодательства государства, уровня последствий и обстоятельств, считается дисциплинарным проступком либо уголовным преступлением, подрывающим единоначалие.
Единоначалие в боевых действиях
Единоначалие и централизация
Успешность ведения боевых действий основана на централизации управления войск. Общевойсковой бой ведётся в соответствии с замыслом старшего командира, который для выполнения общей задачи должен согласовывать усилия всех сил и средств, участвующих в бою.
Централизация управления войсками — это объединение старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений и частей общим планом боевых действий в направлении их усилий для выполнения поставленной боевой задачи. Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Стремление к решительным действиям, желание найти рациональные способы выполнения боевой задачи, стремление к самостоятельности в сложной обстановке играют большую роль для достижения успеха на поле боя[3].
Использование единоначалия
Согласно мнению советских военных теоретиков, право на единоначалие должно использоваться в следующем[3]:
- Каждый командир обязан проявлять разумную инициативу в определении способов выполнения полученных задач;
- При резком изменении обстановки и при отсутствии возможности своевременно получить необходимые распоряжения от вышестоящего командования командир должен принять на себя всю полноту ответственности и, руководствуясь общей целью и замыслом старшего командира, самостоятельно реагировать на изменения обстановки, принимать необходимые меры для выполнения боевой задачи;
- Предоставление полной инициативы должностным лицам в определении способов выполнения поставленных задач на всех уровнях управления войсками;
- Офицер должен, не боясь ответственности, в критический момент боя использовать все имеющиеся возможности для достижения успеха.
Главным условием эффективного использования всех преимуществ, предоставляемых единоначалием, при внезапных и резких изменениях обстановки и отсутствии указаний старшего командира должно быть своевременное ориентирование командирами и штабами подчиненных о возможных действиях войск в ходе боя[3].
Ответственность в единоначалии
Единоначалие неразрывно связано с принципом личной ответственности командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.
Командиры-единоначальники на всех уровнях несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. Несмотря на то что каждый командир при решении задач управления войсками опирается на воинский коллектив и использует помощь других должностных лиц органов управления, командир несёт личную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, за правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, за эффективность использования в бою имеющихся сил и средств и за конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.
При принятии нецелесообразных решений, за неумелое и неэффективное применение в бою подчинённых подразделений и частей, за неполное выполнение поставленных задач (с нарушением временных сроков или невыполнение поставленных задач), командир привлекается к ответственности по законам военного времени[3].
Согласно Уставу внутренней службы ВС РФ командир, являющийся единоначальником, несёт ответственность[2]:
- за невыполнение задач, поставленных перед возглавляемым им формированием;
- за отсутствие порядка, описанного в воинских уставах и служебных инструкциях, во вверенном ему формировании;
- за отсутствие боевой готовности подчинённого ему формирования;
Исторические аспекты единоначалия
Следует заметить, что в ранние исторические периоды единоначалие не являлось обязательным атрибутом вооружённых сил. В государствах античной эпохи встречались случаи присутствия коллегиальности в управлении войск. К примеру, данное явление имело место в древнеримской армии в эпоху до военной реформы Гая Мария в I веке до нашей эры. До реформы легионом командовало 6 трибунов в порядке очереди, а манипулой — два центуриона. Коллегиальность на всех уровнях в ту пору была характерной для магистратур Римской империи. После реформы Гая Мария, нацеленной на профессионализацию римской наёмной армии, был осуществлён переход к единоначалию и командовать легионом стал легат. Данные реформы усилили централизацию управления войсками и его повиновение полководцу[4].
Считается, что современную основу единоначалия в германской армии в XIX веке положил генерал-фельдмаршал Хельмут фон Мольтке[5].
В дальнейшей истории Германии принцип единоначалия подчёркивался важнейшим в управлении войск[6]:
…Принцип единоначалия в управлении войсками, не допускавший побочных путей отдачи приказов и приказаний, а также свобода принятия решений давали общевойсковому командиру возможность уверенно проводить свое решение в жизнь. В сухопутной армии в отличие от высших органов ОКВ[7] этот принцип неограниченной командной власти проводился, как и прежде, с достаточной последовательностью.
В истории СССР имелись прецеденты отхода от проверенного принципа единоначалия. Это было связано с субъективным восприятием советскими властями некоторых командиров как неблагонадёжных исполнителей. Данное явление появилось в годы Гражданской войны.
В связи с острой нехваткой кадровых офицеров в РККА, советские власти вынуждены были принимать на командирские должности так называемых «бывших офицер царской армии» («бывших»), которые считались политически неблагонадёжными. Для контроля над их деятельностью был учреждён институт военных комиссаров. Причём комиссары приставлялись ко всем командирам, включая тех, кто состоял в коммунистической партии. В повседневности это приводило к двоевластию: приказ командира без подписи комиссара считался недействительным, что не могло не сказываться на функционировании войск[8].
Ещё до окончания Гражданской войны по инициативе ряда командующих фронтами должности военных комиссаров упразднялись. Так, 24 января 1920 года командующий Туркестанским фронтом Фрунзе М. В. своим приказом ввёл единоначалие во вверенных ему войсках, упразднив должности комиссаров при начальниках и командирах, назначив вместо комиссаров помощников по политработе.
По окончании Гражданской войны начал поэтапно осуществляться переход от надзорного института комиссаров к единоначалию. 23 января 1920 года вышел приказ РВС №117 «Об учреждении единой структуры политорганов Красной армии», которым вводилось единоначалие в батальонах. Должность помощника командира по политработе сохранялась на уровне командира полка. Этим же приказом должность комиссара сохранялась только для наиболее важных штабов и учреждений. Также вводилось единоначалие для беспартийных командиров, не состоящих в ВКП(б).
В 1922 году на XI съезде РКП(б) было официально объявлено о постепенном переходе вооружённых сил на единоначалие. До 1925 года советское правительство ввело аттестацию для командиров, которые после проверки имели право быть командирами-единоначальниками[9].
Конфликты в единоначалии
Главным и фактически единственным фактором, подрывающим единоначалие и, соответственно, дисциплину в войсках, считается неповиновение или неисполнение приказа, отданного командиром (начальником)[10].
Данный фактор приобретал и приобретает особо важное значение в условиях войны, когда возникали и возникают ситуации, при которых командиры (начальники) в силу складывающихся обстоятельств, субъективных причин либо иной личной мотивации отдавали подчинённым приказы, явно нарушающие морально-этические нормы, правила ведения войны и уголовное законодательство (заведомо преступный приказ). По мировой практике, чаще всего подобные преступные приказы отдаются в отношении мирного населения.
В данном случае в зависимости от принадлежности к государству единоначалие командира может быть законодательно ограничено.
К примеру в вооружённых армиях многих западноевропейских государств (а также в ВС РФ) подчинённый имеет право не выполнять приказ командира (начальника), если считает его заведомо преступным. При этом подчинённый не понесёт никакой административной либо юридической ответственности, если невыполненный приказ действительно являлся таковым[11].
Согласно международным правовым нормам, единоначалие командира (начальника) не исключает уголовной ответственности подчинённого по международному праву за выполнение заведомо преступного приказа. При этом формулировка возможности не исполнить преступный приказ гласит так: «сознательный выбор был фактически для него возможен»[12].
Единоначалие и коллегиальность
В единоначалии заложен отрицательный момент. Он заключается в последствиях нерациональных или необдуманных решений, принятых командиром (начальником) из-за субъективной оценки по стечению обстоятельств, в результате дезинформации противником, по состоянию здоровья или из-за иной личной мотивации при рассмотрении следующих вопросов:
- оценка сложившейся ситуации в ходе боевых действий;
- оценка какого-либо аспекта функционирования возглавляемого им формирования в мирное или в военное время;
- оценка личных качеств подчинённого (кадровый вопрос).
Иными словами командир (начальник) в вооружённых силах при выборе важного решения также подвержен человеческому фактору.
В вооружённых силах последствия принятия ошибочных решений во время боевых действий всегда приводят к тяжёлым безвозвратным людским и материальным потерям. Во многих случаях ошибочность действий командира высокого ранга влияет на исход войны. Поэтому в вооружённых силах многих государств предусматривается коллегиальность в принятии важного решения по какому-либо вопросу. На высшем уровне формирований (объединение, род войск) это проявляется в форме военного совета.[1]. На уровне подразделений, воинских частей и соединений коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб. При этом решение, принятое коллегиальным советом, не носит обязательный характер. Оно носит исключительно рекомендательный характер и последнее слово в принятии окончательного решения остаётся за командиром. То есть единоначалие в вооружённых силах выше коллегиальности[13].
В редких случаях решение коллегиального совета может оказаться вне сферы единоначалия (влияния командира). К таковым относится решение Суда офицерской чести, которое принимается членами коллегиального совета, попавшими туда на выборной основе. Командир формирования не может повлиять на их решение, а может только обжаловать его.
Также единоначалие командира (в зависимости от принадлежности к вооружённым силам) может быть ограничено в кадровых вопросах. К примеру, командир воинской части (соединения) обязан принять решение аттестационной комиссии, представленной старшими офицерами, решающими вопросы об очередном повышении воинского звания, о служебном соответствии либо занятию более высокой должности каким-либо военнослужащим и т.д.[14]
Меры по поддержанию единоначалия
В мирное время
Неповиновение или неисполнение приказа в вооружённых силах (независимо от принадлежности к государству) несёт за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.
В мирное время таковыми мерами наказания являются:
- назначение одного или нескольких внеочередных суточных дежурств;
- служебное взыскание (выговор, строгий выговор, объявление о служебном несоответствии);
- материальное взыскание (ограничение жалованья, штрафы);
- ограничение служебного (карьерного) роста;
- временное отстранение от исполнения служебных обязанностей;
- понижение в должности;
- понижение в воинском звании;
- арест и содержание на гауптвахте;
- увольнение из рядов вооружённых сил.
В военное время
Считается, что тяжёлые последствия от неповиновения либо неисполнения приказа чаще всего возникают в условиях боевых действий, когда выполнение боевой задачи и жизнь военнослужащих непосредственно связаны с неукоснительным выполнением всех приказов командира (начальника)[15]:
…Невыполнение приказа наносит вред, а в боевой обстановке оплачивается кровью. Невыполнение боевого приказа — есть тягчайшее преступление…
— Права и обязанности красноармейца
.
В связи с этим во многих государствах законодательно вводились особо жёсткие меры по принуждению к беспрекословному выполнению приказов.
Суровые дисциплинарные наказания, связанные с казнью военнослужащих за неповиновение или неисполнение боевых приказов зафиксированы с античных времён. К примеру в Римской Империи таковым наказанием являлась децимация.
К подобным мерам прибегали военачальники Армии Монгольской империи, в которой за неисполнение боевого приказа одним всадником казнили весь десяток, одним десятком — всю сотню[16].
В Дисциплинарном Уставе ВС СССР на всём протяжении существования государства вплоть до Распада СССР, было записано положение, требующее от командира (начальника) всех мер вплоть до применения оружия в боевой обстановке, если подчинённый отказывался выполнять приказ. При этом командир (начальник) нёс ответственность, если не принимал мер против не выполнившего приказ подчинённого[17]:
Применение оружия является крайней мерой и допускается, если все другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безуспешными либо когда по условиям обстановки принятие других мер окажется невозможным.
Перед применением оружия, если позволяет обстановка, командир (начальник) обязан предупредить об этом неповинующегося. О применении оружия командир (начальник) немедленно доносит по команде.
Командир (начальник), не принявший мер воздействия для восстановления порядка и дисциплины, несет за это ответственность.— Статья 7 Дисциплинарный Устав ВС СССР
Данное положение Дисциплинарного устава фактически означало расстрел на месте без суда и следствия.
Из современных государств такой метод поддержания единоначалия и дисциплины в воинских формированиях на данном историческом этапе решила ввести Украина в феврале 2015 года[18][19]:
Статья 221 (в оригинале): Командири (начальники) в особливий період, у тому числі в умовах воєнного стану чи бойовій обстановці, з метою затримання військовослужбовців, які вчиняють кримінальні правопорушення, пов’язані із непокорою, опором чи погрозою начальнику застосуванням насильства, із самовільним залишенням бойових позицій та визначених місць дислокації військових частин (підрозділів) в районах виконання бойових завдань, мають право особисто застосовувати заходи фізичного впливу, спеціальні засоби, а в бойовій обстановці також зброю чи віддати підлеглим наказ про застосування таких засобів, якщо в інший спосіб неможливо припинити злочинні діяння.
В переводе на русский: Командиры (начальники) в особый период, в том числе в условиях военного положения или боевой обстановки, с целью задержания военнослужащих, которые совершают уголовные правонарушения, связанные с неповиновением или угрозой начальнику применением насилия, с самовольным оставлением боевых позиций и определённых мест дислокации войсковых частей (подразделений) в районах проведения боевых заданий, имеют право особого применения мер физического воздействия, специальных средств, а в боевой обстановке также оружием, или отдать подчинённым приказ о применении таковых средств, если иным способом невозможно прекратить преступные действия— ЗАКОН УКРАЇНИ
про внесення змін до надання командирам додаткових прав та покладання обов’язків у особливий період
— Закон Украины о внесении изменений в наделении командиров дополнительными правами и возложении обязательств в особый период
См. также
- Принцип директивного управления
- Коллегиальность
Примечания
- ↑ 1 2 Военный энциклопедический словарь (ВЭС),М.,ВИ,1984 г., страница 146 и 251
- ↑ 1 2 Устав Внутренней службы Вооружённых сил России. Статьи 33 и 75
- ↑ 1 2 3 4 коллектив авторов: Резниченко В. Г., Воробьев И. Н., Мирошниченко Н. Ф., Надиров Ю. С., Сидоренко А. А. Глава вторая. Управление войсками. Раздел 1. Основы управления войсками // Тактика / Гареев М. А.. — Москва: Военное издательство, 1987. — 496 p. — 100 000 экз.
- ↑ «Профессионализация римской армии и галльские войны Цезаря». Парфенов Виктор Николаевич.
- ↑ «Исторические корни блицкрига» Кокошин А. А., академик РАН. журнал «Вопросы истории», №5, 2014г
- ↑ Б. Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии, 1939—1945 гг. — 2002. — С. 280.
- ↑ ОКВ (от нем. Oberkommando der Wehrmacht, нем. OKW) — Верховное главнокомандование вермахта, центральный элемент управленческой структуры вооружённых сил Германии
- ↑ «Разложение единоначалия». Михаил Ходаренок. Независимое военное обозрение.
- ↑ «Становление и развитие института единоначалия в Красной армии в 1920-е гг.» Дороничев В. А. «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». Серия: Гуманитарные и общественные науки
- ↑ Сидоренко В. Н. «Неисполнение приказа» (научно-практический комментарий к ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации). Журнал регионального общественного движения «За права военнослужащих». 2003 год. №3-4 (он-лайн версия)
- ↑ Тищенко А. Г. «Должен ли исполняться военнослужащим незаконный приказ?» Статья в журнале регионального общественного движения «За права военнослужащих». 2001 год. №11 (он-лайн версия)
- ↑ Преступный приказ
- ↑ Принцип единоначалия не нарушается. Какие решения принимает Военный Совет Внутренних Войск?
- ↑ Положение о порядке прохождения военной службы. Глава VI. Порядок аттестации военнослужащих аттестационные комиссии
- ↑ Руководство для бойца Пехоты. Глава 2. Права и обязанности красноармейца
- ↑ Монголо-татарская армия Чингисхана
- ↑ Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР. ВИ. Москва. 1975 год
- ↑ Законопроект об усилении ответственности военнослужащих и предоставлении армейским командирам дополнительных прав (№ 1762)
- ↑ Рада узаконила расстрел за неповиновение или самовольный уход из боевых позиций Архивная копия от 24 июля 2015 на Wayback Machine
Литература
- Буркхарт Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии, 1939—1945 гг. — М.: Изографус, Эксмо, 2002. — 800 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94661-041-4.
- Colvocoresses, Alden P. Unity of Command or Unity of Effort?. // Military Review. — June 1963. — Vol. 43 — No. 6.