Что такое планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика

1. Что такое «дидактика»?

а) Наука о воспитании.
б) Наука об образовании и обучении.
в) Наука о развитии.
г) Все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это …

а) педагогика;
б) дидактика;
в) эвристика;
г) акмеология.

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?

а) Немецкий педагог В. Ратке.
б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
в) Швейцарский педагог И. Песталоцци.
г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает …

а) общие закономерности обучения;
б) принципы и методы обучения;
в) организационные формы обучения.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?

а) Определение целей образования и обучения.
б) Определение содержания образования и обучения.
в) Разработка методов диагностики способностей.
г) Определение форм и методов обучения.

6. Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?

а) Немецкого педагога В. Ратке.
б) Чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.
в) Швейцарского педагога И. Песталоцци.
г) Русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший вклад в развитие дидактики?

а) В. Белинский.
б) К. Ушинский.
в) М. Ломоносов.
г) М. Добролюбов.

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны: …

а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность …

а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) акмеологии;
д) социализации.

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …

а) учащиеся;
б) общество;
в) педагоги;
г) педагоги и общественность;
е) учащиеся и социальная среда;
ж) учащиеся и педагоги;
з) учащиеся, педагоги и социальная среда.

11. Качество обучения зависти от …

а) применяемых методов обучения;
б) применяемых форм обучения;
в) применяемых методов и форм обучения;
г) активности учащихся;
д) применяемых методов обучения и активности учащихся;
е) применяемых форм обучения и активности учащихся;
ж) применяемых методов, форм обучения и активности учащихся.
з) Все ответы неверны.

12. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками – это …

а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.

13. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика (учащихся) – это …

а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание.
г) Все ответы верны.

14. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …

а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

15. К числу основных элементов содержания образования не относится …

а) система знаний о природе;
б) система знаний о человеке;
в) система интеллектуальных навыков;
г) опыт эмоционально-волевого отношения к миру и людям;
е) опыт религиозного отношения к миру;
ж) система знаний об обществе;
з) система практических навыков;
и) система знаний о технике;
к) опыт творческой деятельности.

16. На содержание образования не влияет

а) уровень развития производства;
б) личные предпочтения педагога;
в) интересы определенных социальных групп, классов;
г) уровень развития науки.

17. Верно ли, что изменение содержания образования в процессе развития общества обусловлены исключительно расширением научных знаний, развитием наук и искусств?

а) Да.
б) Нет, развитие науки не влияет на содержание образования.
в) Нет, влияют еще и интересы правящих классов.
г) Нет, влияют и предпочтения учеников.

18. Знание предполагает … теоретических положений.

а) понимание;
б) сохранение в памяти;
в) понимание и сохранение в памяти;
г) применение.

19. Навык – это …

а) способность выполнять данное действие;
б) автоматизированное действие;
в) применение знаний;
г) предпосылка обучения.

20. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и представлений о предметах и явлениях – это …

а) умения;
б) навыки;
в) знания.
г) Все ответы верны.

21. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …

а) умения; 
б) знания;
в) навыки.
г) Нет правильного ответа.

22. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является…

а) научная теория познания;
б) учение о высшей нервной деятельности;
в) теория деятельности;
г) учение о сигнальных системах.

23. Движущими силами процесса обучения являются … противоречия.

а) внутренние;
б) внешние;
в) внутренние и внешние;
г) педагогические.

24. Что из перечисленного не относится к естественнонаучным основам процесса обучения?

а) Учение о типах высшей нервной деятельности человека.
б) Учение о задатках и способностях.
в) Учение о сигнальных системах.
г) Системный подход.
д) Учение о пластичности нервной системы.

25. Процесс обучения выполняет следующие функции: …

а) образовательную, воспитательную и развивающую;
б) образовательную и воспитательную;
в) образовательную, воспитательную, развивающую и формирующую;
г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.

26. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая …

а) взаимосвязаны и взаимодействуют;
б) реализуются каждая по отдельности.
в) Взаимосвязаны образовательная и воспитательная.
г) Взаимосвязаны и взаимодействуют только воспитательная и развивающая.

27. Структура процесса обучения включает в себя …

а) содержание обучения, учителя и ученика, методы обучения;
б) цели обучения, общество, учителя и ученика;
в) цели и содержание обучения, учителя и ученика, методы формы и средства обучения.
г) Все ответы неверны.

28. Основными структурными элементами обучения являются: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, эмоционально-волевой, контрольный, оценочный и …

а) результативный;
б) операциональный;
в) смысловой;
г) развивающий.

29. Что из перечисленного не отражает специфику процесса обучения?

а) Обучение протекает под руководством педагога.
б) В процессе обучения развиваются умственные способности обучаемых.
в) Практика не является средством совершенствования знаний.
г) Обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде.

30. Существенные устойчивые связи между компонентами обучения – это … обучения.

а) закономерности;
б) принципы;
в) формы;
г) методы;
д) средства.

31. Что из перечисленного не относится к закономерностям процесса обучения?

а) Процесс обучения обусловлен потребностями общества.
б) Образовательная, воспитательная и развивающая функции в процессе обучения неразрывно связаны.
в) Процесс обучения зависит от возрастных особенностей обучаемых.
г) Процесс обучения зависит от материальных условий учебного заведения.

32. Что из перечисленного не относится к звеньям (этапам) процесса обучения?

а) Восприятие обучаемыми нового материала.
б) Разработка программы обучения.
в) Осмысление нового материала.
г) Контроль качества усвоения знаний.
д) Обобщение изученной информации.

33. Руководящие исходные положения, отражающие закономерности учебного процесса, относящиеся к нему в целом и позволяющие обеспечить его эффективную реализацию – это …

а) принципы обучения; 
б) правила обучения;
в) методы обучения.
г) Все ответы верны.

34. Учет индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых обеспечивает реализацию принципа …

а) обучения на высоком уровне трудности;
б) доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

35. Соответствие содержания образования современным научным представлениям обеспечивает реализацию принципа …

а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой;
д) сознательности, активности и самостоятельности в обучении.

36. Осознание обучаемыми целей, задач и практического значения обучения обеспечивает реализацию принципа …

а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

37. Изложение учебного материала в виде стройной системы знаний обеспечивает реализацию принципа …

а) систематичности и последовательности, комплексности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

38. Верно ли, что принцип активности в обучении выдвигает требование максимальных усилий со стороны педагога, так как от его деятельности, активности зависит эффективность обучения?

а) Да, верно.
б) Нет, он требует активности учащихся.
в) Нет, он требует включения в процесс обучения упражнений требующих физической активности, а не только теоретических размышлений.
г) Нет правильного ответа.

39. Верно ли, что принцип доступности в обучении требует предлагать учащимся только такие задания, для решения которых у них достаточно знаний, которые не требуют активизации мышления, «создания» новых знаний на основе уже имеющихся?

а) Да, верно.
б) Нет, он предполагает наличие и доступность справочной литературы.
в) Нет, он требует давать ученикам посильные задания, которые они могут решить, учитывая их уровень развития.
г) Нет правильного ответа.

40. Верно ли, что принцип научности требует при объяснении нового материала использовать только научную терминологию, не прибегая к житейским аналогиям, литературным образам?

а) Да, верно.
б) Нет, он требует избегать применения научных терминов.
в) Нет, научность означает соответствие научно обоснованным, доказанным фактам.
г) Нет правильного ответа.

41. Верно ли, что принцип наглядности может быть реализован не только через зрение, но и с привлечением других органов чувств?

а) Да, верно.
б) Нет, наглядность должна быть зрительной.
в) Принцип наглядности означает возможность проверить информацию, применимость знаний на практике.
г) Нет правильного ответа.

42. Верно ли, что принцип систематичности и последовательности требует построения целостной картины изучаемого объекта, избегания отрывочности знаний?

а) Да, верно.
б) Нет, он требует систематически повторять уже пройденный материал.
в) Нет, он требует систематически контролировать знания учеников.
г) Нет правильного ответа.

43. Как связаны между собой принципы и правила обучения?

а) Вообще не связаны.
б) Принцип обучения обеспечивается соблюдением многих правил.
в) Принцип обучения обеспечивается соблюдением одного правила.
г) Нет правильного ответа.

44. Способ взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса – это …

а) принцип обучения;
б) метод обучения;
в) правило обучения.
г) Нет правильного ответа.

45. Что из перечисленного ниже должно учитываться при выборе метода обучения?

а) Цели и задачи обучения.
б) Содержание обучения.
в) Уровень развития коллектива.
г) Уровень развития каждого из обучаемых.
д) Все ответы верны.
е) Нет правильного ответа.

46. Что такое прием обучения?

а) Часть или этап метода обучения.
б) То же самое, что и правило обучения.
в) Синоним понятия «метод обучения».
г) Синоним понятия «принцип обучения».

47. Назовите основание единой классификации методов обучения.

а) Основная дидактическая задача.
б) Характер деятельности обучаемых.
в) Этапы процесса обучения.
г) Такого основания нет. Единой классификации методов не существует!

48. Назовите виды рассказа как метода обучения.

а) Рассказ-вступление и рассказ-повествование.
б) Рассказ-заключение и рассказ-повествование.
в) Рассказ-коррекция и рассказ-повествование.
г) Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ-заключение.
д) Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ заключение и рассказ-коррекция.

49. Назовите виды беседы как метода обучения.

а) Вводная беседа и беседа сообщение новых знаний.
б) Закрепляющая беседа и контрольно-коррекционная беседа.
в) Уточняющая беседа и заключительная беседа.
г) Вводная беседа, беседа сообщение новых знаний, закрепляющая беседа и контрольно-коррекционная беседа.
д) Все ответы верны.

50. Монологический метод изложения объемного учебного материала,  характеризующегося научностью, логичностью, упорядоченностью – это …

а) лекция;
б) беседа;
в) объяснение;
г) инструктаж.

51. Как конспектирование лекции влияет на ее восприятие?

а) Восприятие существенно улучшается.
б) Никак не влияет.
в) Восприятие ухудшается.
г) Улучшается восприятие лекций по гуманитарным дисциплинам.
д) Улучшается восприятие лекций по техническим дисциплинам.

52. Что из перечисленного не относится к основным видам лекций как методу обучения?

а) Традиционная лекция.
б) Проблемная лекция.
в) Популярная лекция.
г) Лекция-беседа.

53. Показ учащимся плакатов, схем, чертежей, графиков и т.п. – это использование …

а) метода демонстрации;
б) видеометода;
в) метода иллюстраций.
г) Все ответы неверны.

54. Какой наглядный метод обучения позволяет предъявлять за короткое время большое количество информации и помогает заглянуть в сущность процессов и явлений?

а) Метода демонстрации.
б) Видеометода.
в) Метода иллюстраций.
г) Все ответы неверны.

55. Наглядные методы обучения можно использовать …

а) на стадии изложения материала;
б) на всех этапах обучения;
в) на этапе повторения и закрепления;
г) на стадии контроля.

56. Какие из перечисленных видов игр не используются в учебном процессе?

а) Ролевые игры.
б) Деловые игры.
в) Ситуативные игры.
г) Игры без правил.

57. Наиболее многофункциональным методом обучения из перечисленных в вариантах ответа является …

а) лекция;
б) метод работы с книгой;
в) метод иллюстраций;
г) метод демонстраций.

58. Показ учащимся действия реальных приборов или их моделей, постановка опытов и экспериментов – это реализация …

а) метода иллюстрации;
б) метода демонстрации;
в) метода игры;
г) метода лабораторных работ.

59. По форме упражнения можно разделить на …

а) устные и письменные;
б) письменные и практические;
в) устные, письменные и практические.
г) Все ответы неверны. (бывают еще графические и технические упражнения)

60. По цели упражнения можно разделить на …

а) тренировочные и подготовительные;
б) творческие и тренировочные;
в) подготовительные и творческие;
г) подготовительные, творческие и тренировочные.

61. Что из перечисленного не относится к основным требованиям к контролю знаний?

а) Объективность.
б) Систематичность.
в) Обоснованность оценок.
г) Творческий подход.

62. Какие виды контроля применяются в учебном процессе?

а) Текущий, промежуточный и итоговый.
б) Текущий, оперативный и периодический.
в) Тематический, периодический и итоговый.
г) Текущий, тематический, периодический и итоговый.

63. Что из перечисленного не относится к функциям контроля знаний?

а) Контролирующая.
б) Обучающая.
в) Воспитывающая.
г) Развивающая.
д) Все ответы верны.
е) Нет правильного ответа.

64. Что из перечисленного не относится к методам контроля знаний, умений и навыков?

а) Устный опрос.
б) Проверка письменных работ.
в) Тестовая проверка.
г) Наблюдение за обучающимися.
д) Относится все.

65. Для проверки уровня усвоения знаний применяют следующие виды опроса: …

а) индивидуальный и фронтальный;
б) индивидуальный, комбинированный и фронтальный;
в) индивидуальный и групповой;
г) индивидуальный, групповой, комбинированный и фронтальный.

66. Когда обучаемый глубоко изучил учебный материал, дополнительную литературу и последовательно и правильно отвечает на поставленные вопросы, то его уровень знаний оценивается по пятибалльной системе в …

а) 5 баллов;
б) 4 балла;
в) 4 или 5 баллов;
г) 3 балла.

67. Когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, а также разбирается в литературе по проблеме, то его уровень знаний можно оценить по пятибалльной системе в …

а) 5 баллов;
б) 4 балла;
в) 4 или 5 баллов;
г) 3 балла.

68. Когда обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, на вопросы отвечает недостаточно четко и полно, то его уровень знаний можно оценить по пятибалльной системе в …

а) 3 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

69. Когда обучаемый не может достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы и не знает литературы по проблеме, то его уровень знаний по пятибалльной системе можно оценить в …

а) 3 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

70. Рейтинговая система оценки уровня знаний состоит в том, что …

а) ставятся баллы за определенные виды работ, которые затем суммируются;
б) определяется среднеарифметическая оценка по предметам;
в) определяется средневзвешенная оценка с учетом рейтингового коэффициента предмета.
г) Нет правильного ответа.

71. Способ организации воспитательных и обучающих отношений – это …

а) педагогический процесс;
б) педагогический принцип;
в) дидактика;
г) социализация

72. Способ организации процесса обучения – это …

а) метод обучения;
б) принцип обучения;
в) форма обучения;
г) прием обучения.

73. При организации обучения используются следующие виды организации учебной деятельности обучаемых: …

а) индивидуальная и коллективная работа;
б) индивидуальная, групповая и коллективная работа;
в) групповая, коллективная и фронтальная работа;
г) индивидуальная и фронтальная работа.

74. Классно-урочная система обучения, при которой учеников распределяют по разным классам с учетом их способностей и интеллектуального развития, называется …

а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

75. Система обучения, при которой в первой половине дня учитель занимается с группой способных учеников, после чего те во второй половине дня сами проводят занятия по этой же теме с остальными учащимися, называется …

а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

76. Система обучения, при которой сначала учитель проводит урочные занятия со всеми учащимися, а затем проводятся индивидуальные занятия с отстающими и со способными учениками, называется …

а) маннгеймской системой;
б) батавской системой;
в) белл-ланкастерской системой;
г) далтон-планом.

77. Система обучения, при которой 40% времени отводилось для занятий в больших группах (100-150 человек), 20% — в малых группах (10-15 человек) и 40% — на самостоятельную работу, называлась …

а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) планом Трампа;
г) батавской системой.

Вопросы:

1.Дидактика как теория образования и обучения.

2.Процесс обучения как целостная система.

3.Принципы и методы обучения.

4.Организационные формы и системы обучения.

Литература:

основная- 31, с.390-458; 33, c.30-246

дополнительная11, 12, 23, 24

1.Дидактика как теория образования и обучения

Теоретическими и прикладными проблемами образования и обучения занимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разработанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы.

Термин «дидактика» заимствован из греческого языка (“didaktikas”- означает «поучающий»). Впервые он был введен в научный оборот немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 — 1635), который назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Под дидактикой он понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки, стала выдающаяся работа чешского ученого-педагога Яна Амоса Коменского (1592 — 1670), опубликованная в 1657 году в Амстердаме « Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».

Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внес швейцарский педагог-демократ И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) и выдающийся русский педагог – демократ К.Д.Ушинский (1824 – 1870). Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что процесс обучения должен строиться на основе учета возрастных и психологических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, он рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения.

Дидактические идеи К.Ушинского развивали такие его последователи как П. Коптерев, В.Бехтерев, В.Водовозов, Н.Левицкий и др. Они создали методическую систему первоначального обучения, равной которой не было в мировой педагогике.

193

Во второй половине XIX в. в Западной Европе были известны также работы по дидактике немецкого педагога и общественного деятеля А. Дистервега (1790 – 1866). Он, как и К.Ушинский, выдвигал прогрессивные дидактические идеи и выступал за народную школу.

Вначале XX в. мировая дидактика развивалась на основе прагматизма. Американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859 – 1952) создал педагогическую теорию педоцентризма (руководства практическим опытом на основе детской и учительской самодеятельности).

Достойный вклад в развитие дидактики в 50-60-х годах внес В.Сухомлинский. В своих работах он показал образцы дидактического подхода к обучению. Особое внимание он уделял идее умственного развития детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической деятельности.

В50-80-х годах в дидактику внесли свой вклад такие известные теоретики,

как М. Скаткин, М.Данилов, Ю. Бабанский, Л. Занков.

Большое значение для разработки проблем дидактики имеет практическая деятельность учителей-новаторов, развивающих направление «педагогики со-

трудничества», таких как И.Волков, Е.Ильин, С. Лысенкова, В. Шаталов, Н. Гузик и др.

Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обучения.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики «воспитание», «образование», «педагогическая деятельность» и др.

Втоже время как теория образования и обучения, она имеет свои специфические понятия, которыми являются «обучение», «преподавание», «учение», «познавательная деятельность», «содержание образования», «метод обучения» и др. Рассмотрим важнейшие из них.

Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Оно представляет собой процесс овладения знаниями, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности. В процессе обучения реализуются цели образования. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспитательный характер, поскольку в его процессе формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности, мышление, память, творчество, инициатива, самостоятельность и др.

Учение — это и деятельность ученика (обучаемого) и процесс усвоения им содержания образования как части общечеловеческой культуры (овладения знаниями, умениями, навыками). Оно проводится, как правило, непосредственно под руководством обучающего (учителя) или же опосредованно, в виде самообразования ученика после инструктажа и под контролем результатов учителем.

194

Преподавание – это планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика: определение содержание учения, его объема, форм и методов, последовательности, темпа, контроля качества усвоения и т.п.

Процессы учения и преподавания представляют собой единый процесс взаимодействия ученика и учителя (обучаемого и обучающего) – процесс обучения.

Активная познавательная деятельность – характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик обучаемого на процесс познания, его живое участие в процессе обучения, в выполнении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности преподавателя и сокурсников. Активность в познавательной деятельности ведет к формированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию личности в целом.

Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (или государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Она представляет собой систему научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности. Содержание образования – это один из компонентов процесса обучения.

Знания – это целостная система научных понятий о законах развития природы и общества, накопленных человечеством в процессе активной преобразующей деятельности, направленной на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

Умения – это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями, это владение способом осуществления практической деятельности, возможность творческого применения знаний. К умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, чертить чертежи, набирать и редактировать тексты на компьютере и т.п.

Навыки – это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий. В дидактике различают навыки индивидуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.).

Навыки входят в состав умений, причем один и тот же навык может быть элементом различных умений. Кроме этого, отдельные умения после их многократного повторения (после упражнений) могут стать автоматизированными действиями, т.е. превратиться в навыки.

Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека. Исследуя закономерности процесса обучения, дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает

195

рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.

Основными задачами дидактики являются:

определение цели образования и обучения (Для чего учить?);

определение содержания образования и обучения (Чему учить?);

определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как учить?).

2. Процесс обучения как целостная система

Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица» процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы средства и другие атрибуты учебной деятельности.

Обучение представляет собой искусственно организованную познавательную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.

Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания. Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют для учебного процесса методологическое значение.

Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являются противоречия – источники развития и совершенствования, которые могут быть внешними и внутренними. Первые это те, что возникают вне личности, хотя касаются ее развития, вторые, возникающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками.

Вкачестве примера таких противоречий можно назвать следующие:

между постоянно возрастающими требованиями общества к образованию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом, и возможностями процесса обучения в данных условиях. Это противоречие – важнейший источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образования, форм и методов обучения;

между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием).

Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса, а именно:

а) раскрытие значимости знаний как для обучаемого, так и для общества в целом;

б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обучаемых;

196

в) умелая организация познавательной деятельности учащихся; концентрация внимания на главном.

Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания – к знанию, от знания неполного – к знанию полному.

Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей неровной деятельности человека. Для дидактики особое значение имеет учение о пластичности нервной системы, динамическом стереотипе, сигнальных системах, задатках и способностях человека. Учение о типах нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) –правильно организовать его.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков. С философской точки зрения знание – это результат познания действительности, представленный в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Они должны удовлетворять требованиям полноты, систематичности, осознанности, действенности.

Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п.

Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплексного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, средств и методов обучения.

Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из следующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения.

Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. В процессе обучения есть цель учителя и цель ученика. Они не одинаковы и имеют свою специфику. Заказ же уточняется с учетом типов школ и уровня классов.

Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной культуры), которую должен усвоить обучаемый. Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Вовторых, для преподавателя и для учащихся – это объект учебной деятельности. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащихся – это объект, который необходимо

197

переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В- третьих, для преподавателя содержание представляет собой и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на их умы, чувства, нравственную и иную культуру.

О Б Щ Е С Т В О

Цели и содержания обучения

Принципы, методы, формы, средства обучения

Знания,

Обучае-

умения,

мый

навыки,

качества,

отноше-

ния

Рис. 9.1. Структура процесса обучения.

Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Конечно, все это он делает на основе целей и содержания обучения, которые определяются обществом в виде «социального заказа». Он сам организует учебную работу обучаемых, создавая для этого благоприятные условия. Таким образом, учитель руководит процессом обучения.

Ученик – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.

Такова структура процесса обучения. Взаимодействие ее элементов и составляет данный процесс.

Процесс обучения характеризуется многими закономерностями, наиболее важные из которых следующие:

1.Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных

ивсесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и государства.

2.Процесс обучения является основной частью комплексного учебновоспитательного процесса учебного заведения.

198

3.Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.

4.Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых.

5.Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.).

6.Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.

Таким образом, специфика процесса обучения состоит в следующих моментах:

обучение протекает под руководством педагога;

источником знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (кино, радио и телепередачи, газеты, журналы), информация, полученная от других людей в процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;

обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словеснопонятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;

практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний;

в единстве с обучением и на его основе формируется научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся;

в процессе обучения развиваются умственные способности обучае-

мых;

теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.

Процесс обучения включает в себя последовательно повторяющиеся этапы

или звенья:

1.Первичная диагностика и актуализация прежних знаний (установ-

ление делового контакта, оценка психологической атмосферы и уровня готовности, актуализация имеющихся знаний).

2.Постановка обучающим цели и осознание обучающимися позна-

вательных задач (объявление темы, постановка вопросов, формулировка проблемы).

3.Восприятие обучаемыми нового материала. На этом этапе исполь-

зуются разные методы и приемы изложения информации.

4.Осмысление нового материала.

5.Закрепление и совершенствования первично воспринятой инфор-

мации (повторение ее, первичное обобщение и установление связей с имеющейся информацией).

6.Применение нового материала (выполнение упражнений, решение задач, работа над проблемными и эвристическими учебными заданиями).

199

Содержание

  1. НАВЫК
  2. Полезное
  3. Смотреть что такое «НАВЫК» в других словарях:
  4. Один из важнейших разделов педагогики — дидактика — изучает
  5. Упрочившиеся доведенные до степени автоматизма способы выполнения действий это

НАВЫК

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Полезное

Смотреть что такое «НАВЫК» в других словарях:

навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

Навык — Навык деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может … Википедия

навык — См. знание, опытность, привычка приобрести навык. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

НАВЫК — НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Навык — Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

НАВЫК — НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

НАВЫК — доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда

навык — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика

Источник

Один из важнейших разделов педагогики — дидактика — изучает

а) общие закономерности обучения;

б) принципы и методы обучения;

в) организационные формы обучения.

г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

К основным задачам дидактики не относится…

а) Определение целей образования и обучения.

б) Определение содержания образования и обучения.

в) Разработка методов диагностики способностей.

г) Определение форм и методов обучения.

Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны: .

а) преподавание и учение;

б) обучение и воспитание;

в) обучение и развитие;

г) воспитание и развитие.

Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность .

б) учения;

Основными субъектами педагогического процесса являются ….

г) педагоги и общественность;

е) учащиеся и социальная среда;

ж) учащиеся и педагоги;

з) учащиеся, педагоги и социальная среда.

Качество обучения зависти от .

а) применяемых методов обучения;

б) применяемых форм обучения;

в) применяемых методов и форм обучения;

г) активности учащихся;

д) применяемых методов обучения и активности учащихся;

е) применяемых форм обучения и активности учащихся;

ж) применяемых методов, форм обучения и активности учащихся.

з) Все ответы неверны.

Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками — это .

в) учение;

Планомерное руководство учебной деятельностью ученика (учащихся) — это .

в) преподавание.

г) Все ответы верны.

Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности — это .

а) цель обучения;

б) содержание образования;

в) предмет дидактики.

г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

Навык — это .

а) способность выполнять данное действие;

б) автоматизированное действие;

в) применение знаний;

г) предпосылка обучения.

Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и представлений о предметах и явлениях — это .

в) знания.

г) Все ответы верны.

Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий — это .

в) навыки,

г) Нет правильного ответа.

Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

а) взаимосвязаны и взаимодействуют;

б) реализуются каждая по отдельности.

в) Взаимосвязаны образовательная и воспитательная.

г) Взаимосвязаны и взаимодействуют только воспитательная и развивающая.

Источник

Упрочившиеся доведенные до степени автоматизма способы выполнения действий это

Тест 6. Теория обучения (дидактика)

1. Что такое «дидактика»?

а) Наука о воспитании.
б) Наука об образовании и обучении.
в) Наука о развитии.
г) Все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это …
а) педагогика;
б) дидактика;
в) эвристика;
г) акмеология.

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?
а) Немецкий педагог В. Ратке.
б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
в) Швейцарский педагог И. Песталоцци.
г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает …
а) общие закономерности обучения;
б) принципы и методы обучения;
в) организационные формы обучения.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?
а) Определение целей образования и обучения.
б) Определение содержания образования и обучения.
в) Разработка методов диагностики способностей.
г) Определение форм и методов обучения.

6. Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?
а) Немецкого педагога В. Ратке.
б) Чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.
в) Швейцарского педагога И. Песталоцци.
г) Русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший
вклад в развитие дидактики?
а) В. Белинский.
б) К. Ушинский.
в) М. Ломоносов.
г) М. Добролюбов.

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность

а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) акмеологии;
д) социализации.

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …
а) учащиеся;
б) общество;
в) педагоги;
г) педагоги и общественность;
е) учащиеся и социальная среда;
ж) учащиеся и педагоги;
з) учащиеся, педагоги и социальная среда.

11. Качество обучения зависти от …
а) применяемых методов обучения;
б) применяемых форм обучения;
в) применяемых методов и форм обучения;
г) активности учащихся;
д) применяемых методов обучения и активности учащихся;
е) применяемых форм обучения и активности учащихся;
ж) применяемых методов, форм обучения и активности учащихся.
з) Все ответы неверны.

12. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками –
это …
а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.

13. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика
(учащихся) – это …
а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание.
г) Все ответы верны.

14. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …
а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

15. К числу основных элементов содержания образования не относится …
а) система знаний о природе;
б) система знаний о человеке;
в) система интеллектуальных навыков;
г) опыт эмоционально-волевого отношения к миру и людям;
е) опыт религиозного отношения к миру;
ж) система знаний об обществе;
з) система практических навыков;
и) система знаний о технике;
к) опыт творческой деятельности.

16. На содержание образования не влияет
а) уровень развития производства;
б) личные предпочтения педагога;
в) интересы определенных социальных групп, классов;
г) уровень развития науки.

17. Верно ли, что изменение содержания образования в процессе развития
общества обусловлены исключительно расширением научных знаний, развитием наук и искусств?
а) Да.
б) Нет, развитие науки не влияет на содержание образования.
в) Нет, влияют еще и интересы правящих классов.
г) Нет, влияют и предпочтения учеников.

18. Знание предполагает … теоретических положений.
а) понимание;
б) сохранение в памяти;
в) понимание и сохранение в памяти;
г) применение.

19. Навык – это …
а) способность выполнять данное действие;
б) автоматизированное действие;
в) применение знаний;
г) предпосылка обучения.

20. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и
представлений о предметах и явлениях – это …
а) умения;
б) навыки;
в) знания.
г) Все ответы верны.

21. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …
а) умения;
б) знания;
в) навыки.
г) Нет правильного ответа.

22. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике
является…
а) научная теория познания;
б) учение о высшей нервной деятельности;
в) теория деятельности;
г) учение о сигнальных системах.

23. Движущими силами процесса обучения являются … противоречия.
а) внутренние;
б) внешние;
в) внутренние и внешние;
г) педагогические.

24. Что из перечисленного не относится к естественнонаучным основам процесса обучения?
а) Учение о типах высшей нервной деятельности человека.
б) Учение о задатках и способностях.
в) Учение о сигнальных системах.
г) Системный подход.
д) Учение о пластичности нервной системы.

25. Процесс обучения выполняет следующие функции: …
а) образовательную, воспитательную и развивающую;
б) образовательную и воспитательную;
в) образовательную, воспитательную, развивающую и формирующую;
г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.

26. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная
и развивающая …
а) взаимосвязаны и взаимодействуют;
б) реализуются каждая по отдельности.
в) Взаимосвязаны образовательная и воспитательная.
г) Взаимосвязаны и взаимодействуют только воспитательная и развивающая.

27. Структура процесса обучения включает в себя …
а) содержание обучения, учителя и ученика, методы обучения;
б) цели обучения, общество, учителя и ученика;
в) цели и содержание обучения, учителя и ученика, методы формы и средства обучения.
г) Все ответы неверны.

28. Основными структурными элементами обучения являются: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, эмоционально-волевой, контрольный, оценочный и …
а) результативный;
б) операциональный;
в) смысловой;
г) развивающий.

29. Что из перечисленного не отражает специфику процесса обучения?
а) Обучение протекает под руководством педагога.
б) В процессе обучения развиваются умственные способности обучаемых.
в) Практика не является средством совершенствования знаний.
г) Обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде.

30. Существенные устойчивые связи между компонентами обучения – это …
обучения.
а) закономерности;
б) принципы;
в) формы;
г) методы;
д) средства.

31. Что из перечисленного не относится к закономерностям процесса обучения?
а) Процесс обучения обусловлен потребностями общества.
б) Образовательная, воспитательная и развивающая функции в процессе
обучения неразрывно связаны.
в) Процесс обучения зависит от возрастных особенностей обучаемых.
г) Процесс обучения зависит от материальных условий учебного заведения.

32. Что из перечисленного не относится к звеньям (этапам) процесса обучения?
а) Восприятие обучаемыми нового материала.
б) Разработка программы обучения.
в) Осмысление нового материала.
г) Контроль качества усвоения знаний.
д) Обобщение изученной информации.

33. Руководящие исходные положения, отражающие закономерности учебного процесса, относящиеся к нему в целом и позволяющие обеспечить его
эффективную реализацию – это …
а) принципы обучения;
б) правила обучения;
в) методы обучения.
г) Все ответы верны.

34. Учет индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

35. Соответствие содержания образования современным научным представлениям обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой;
д) сознательности, активности и самостоятельности в обучении.

36. Осознание обучаемыми целей, задач и практического значения обучения
обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

37. Изложение учебного материала в виде стройной системы знаний
обеспечивает реализацию принципа …
а) систематичности и последовательности, комплексности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

38. Верно ли, что принцип активности в обучении выдвигает требование
максимальных усилий со стороны педагога, так как от его деятельности, активности зависит эффективность обучения?
а) Да, верно.
б) Нет, он требует активности учащихся.
в) Нет, он требует включения в процесс обучения упражнений требующих
физической активности, а не только теоретических размышлений.
г) Нет правильного ответа.

39. Верно ли, что принцип доступности в обучении требует предлагать учащимся только такие задания, для решения которых у них достаточно знаний, которые не требуют активизации мышления, «создания» новых знаний на основе уже имеющихся?
а) Да, верно.
б) Нет, он предполагает наличие и доступность справочной литературы.
в) Нет, он требует давать ученикам посильные задания, которые они могут
решить, учитывая их уровень развития.
г) Нет правильного ответа.

40. Верно ли, что принцип научности требует при объяснении нового материала использовать только научную терминологию, не прибегая к житейским аналогиям, литературным образам?
а) Да, верно.
б) Нет, он требует избегать применения научных терминов.
в) Нет, научность означает соответствие научно обоснованным, доказанным
фактам.
г) Нет правильного ответа.

41. Верно ли, что принцип наглядности может быть реализован не только через зрение, но и с привлечением других органов чувств?
а) Да, верно.
б) Нет, наглядность должна быть зрительной.
в) Принцип наглядности означает возможность проверить информацию,
применимость знаний на практике.
г) Нет правильного ответа.

42. Верно ли, что принцип систематичности и последовательности требует
построения целостной картины изучаемого объекта, избежания отрывочности знаний?
а) Да, верно.
б) Нет, он требует систематически повторять уже пройденный материал.
в) Нет, он требует систематически контролировать знания учеников.
г) Нет правильного ответа.

43. Как связаны между собой принципы и правила обучения?
а) Вообще не связаны.
б) Принцип обучения обеспечивается соблюдением многих правил.
в) Принцип обучения обеспечивается соблюдением одного правила.
г) Нет правильного ответа.

44. Способ взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса – это …
а) принцип обучения;
б) метод обучения;
в) правило обучения.
г) Нет правильного ответа.

45. Что из перечисленного ниже должно учитываться при выборе метода
обучения?
а) Цели и задачи обучения.
б) Содержание обучения.
в) Уровень развития коллектива.
г) Уровень развития каждого из обучаемых.
д) Все ответы верны.
е) Нет правильного ответа.

46. Что такое прием обучения?
а) Часть или этап метода обучения.
б) То же самое, что и правило обучения.
в) Синоним понятия «метод обучения».
г) Синоним понятия «принцип обучения».

47. Назовите основание единой классификации методов обучения.
а) Основная дидактическая задача.
б) Характер деятельности обучаемых.
в) Этапы процесса обучения.
г) Такого основания нет.

48. Назовите виды рассказа как метода обучения.
а) Рассказ-вступление и рассказ-повествование.
б) Рассказ-заключение и рассказ-повествование.
в) Рассказ-коррекция и рассказ-повествование.
г) Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ-заключение.
д) Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ заключение и рассказ-коррекция.

49. Назовите виды беседы как метода обучения.
а) Вводная беседа и беседа сообщение новых знаний.
б) Закрепляющая беседа и контрольно-коррекционная беседа.
в) Уточняющая беседа и заключительная беседа.
г) Вводная беседа, беседа сообщение новых знаний, закрепляющая беседа и
контрольно-коррекционная беседа.
д) Все ответы верны.

50. Монологический метод изложения объемного учебного материала,
характеризующегося научностью, логичностью, упорядоченностью – это …
а) лекция;
б) беседа;
в) объяснение;
г) инструктаж.

51. Как конспектирование лекции влияет на ее восприятие?
а) Восприятие существенно улучшается.
б) Никак не влияет.
в) Восприятие ухудшается.
г) Улучшается восприятие лекций по гуманитарным дисциплинам.
д) Улучшается восприятие лекций по техническим дисциплинам.

52. Что из перечисленного не относится к основным видам лекций как методу обучения?
а) Традиционная лекция.
б) Проблемная лекция.
в) Популярная лекция.
г) Лекция-беседа.

53. Показ учащимся плакатов, схем, чертежей, графиков и т.п. – это использование …
а) метода демонстрации;
б) видеометода;
в) метода иллюстраций.
г) Все ответы неверны.

54. Какой наглядный метод обучения позволяет предъявлять за короткое
время большое количество информации и помогает заглянуть в сущность
процессов и явлений?
а) Метода демонстрации.
б) Видеометода.
в) Метода иллюстраций.
г) Все ответы неверны.

55. Наглядные методы обучения можно использовать …
а) на стадии изложения материала;
б) на всех этапах обучения;
в) на этапе повторения и закрепления;
г) на стадии контроля.

56. Какие из перечисленных видов игр не используются в учебном процессе?
а) Ролевые игры.
б) Деловые игры.
в) Ситуативные игры.
г) Игры без правил.

57. Наиболее многофункциональным методом обучения из перечисленных в
вариантах ответа является …
а) лекция;
б) метод работы с книгой;
в) метод иллюстраций;
г) метод демонстраций.

58. Показ учащимся действия реальных приборов или их моделей, постановка опытов и экспериментов – это реализация …
а) метода иллюстрации;
б) метода демонстрации;
в) метода игры;
г) метода лабораторных работ.

59. По форме упражнения можно разделить на …
а) устные и письменные;
б) письменные и практические;
в) устные, письменные и практические.
г) Все ответы неверны.

60. По цели упражнения можно разделить на …
а) тренировочные и подготовительные;
б) творческие и тренировочные;
в) подготовительные и творческие;
г) подготовительные, творческие и тренировочные.

61. Что из перечисленного не относится к основным требованиям к контролю
знаний?
а) Объективность.
б) Систематичность.
в) Обоснованность оценок.
г) Творческий подход.

62. Какие виды контроля применяются в учебном процессе?
а) Текущий, промежуточный и итоговый.
б) Текущий, оперативный и периодический.
в) Тематический, периодический и итоговый.
г) Текущий, тематический, периодический и итоговый.

63. Что из перечисленного не относится к функциям контроля знаний?
а) Контролирующая.
б) Обучающая.
в) Воспитывающая.
г) Развивающая.
д) Все ответы верны.
е) Нет правильного ответа.

64. Что из перечисленного не относится к методам контроля знаний, умений
и навыков?
а) Устный опрос.
б) Проверка письменных работ.
в) Тестовая проверка.
г) Наблюдение за обучающимися.
д) Относится все.

65. Для проверки уровня усвоения знаний применяют следующие виды опроса: .
а) индивидуальный и фронтальный;
б) индивидуальный, комбинированный и фронтальный;
в) индивидуальный и групповой;
г) индивидуальный, групповой, комбинированный и фронтальный.

66. Когда обучаемый глубоко изучил учебный материал, дополнительную
литературу и последовательно и правильно отвечает на поставленные вопросы, то его уровень знаний оценивается по пятибалльной системе в …
а) 5 баллов;
б) 4 балла;
в) 4 или 5 баллов;
г) 3 балла.

67. Когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, а также разбирается в литературе по проблеме, то его уровень знаний
можно оценить по пятибалльной системе в …
а) 5 баллов;
б) 4 балла;
в) 4 или 5 баллов;
г) 3 балла.

68. Когда обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе
по проблеме, на вопросы отвечает недостаточно четко и полно, то его уровень знаний можно оценить по пятибалльной системе в …
а) 3 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

69. Когда обучаемый не может достаточно полно и правильно ответить на
поставленные вопросы и не знает литературы по проблеме, то его уровень
знаний по пятибалльной системе можно оценить в …
а) 3 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

70. Рейтинговая система оценки уровня знаний состоит в том, что …
а) ставятся баллы за определенные виды работ, которые затем суммируются;
б) определяется среднеарифметическая оценка по предметам;
в) определяется средневзвешенная оценка с учетом рейтингового
коэффициента предмета.
г) Нет правильного ответа.

71. Способ организации воспитательных и обучающих отношений– это …
а) педагогический процесс;
б) педагогический принцип;
в) дидактика;
г) социализация

72. Способ организации процесса обучения – это …
а) метод обучения;
б) принцип обучения;
в) форма обучения;
г) прием обучения.

73. При организации обучения используются следующие виды организации
учебной деятельности обучаемых: …
а) индивидуальная и коллективная работа;
б) индивидуальная, групповая и коллективная работа;
в) групповая, коллективная и фронтальная работа;
г) индивидуальная и фронтальная работа.

74. Классно-урочная система обучения, при которой учеников распределяют
по разным классам с учетом их способностей и интеллектуального развития,
называется …
а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

75. Система обучения, при которой в первой половине дня учитель занимается с группой способных учеников, после чего те во второй половине дня сами проводят занятия по этой же теме с остальными учащимися, называется

а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

76. Система обучения, при которой сначала учитель проводит урочные занятия со всеми учащимися, а затем проводятся индивидуальные занятия с отстающими и со способными учениками, называется …
а) маннгеймской системой;
б) батавской системой;
в) белл-ланкастерской системой;
г) далтон-планом.

77. Система обучения, при которой 40% времени отводилось для занятий в
больших группах (100-150 человек), 20% — в малых группах (10-15 человек)
и 40% — на самостоятельную работу, называлась …
а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) планом Грамма;
г) батавской системой.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гриффония инструкция по применению цена отзывы
  • Администрация дмитровского городского округа руководство
  • Администрация дмитровского городского округа руководство
  • Руководство по стирке значки
  • Ромашка цветки фильтр пакеты для чего инструкция по применению