Что такое руководство методическим объединением

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Автор-составитель:

Е.П. Гайдабура,

руководитель научно-

методического отдела

МБОУДО ДДЮТ

Всеволожск

2021

Оглавление

Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников        1

Основные понятия и термины        2

Порядок работы методического объединения        3

Документация методического объединения        4

Планирование работы методического объединения        4

Цели и задачи деятельности методического объединения        5

Содержание и структура плана работы методического объединения        7

Заседания методического объединения        8

Анализ работы методического объединения        9

Протокол заседания методического объединения педагогических работников         11

Библиографический список        12

Совет: Для быстрого перехода на нужный раздел, нажмите CTRL и  щелкните ссылку.

Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников

Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в структурных подразделениях МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района (далее ДДЮТ).

Методические рекомендации адресованы  руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам ДДЮТ. Они адаптированы к деятельности данного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам и имеет  содержание с гиперссылками для удобства работы с данным документом в электронном виде.

Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.

Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников ДДЮТ в целях приведения документации к единообразию.

Методические        рекомендации        разработаны        в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 февраля 2017 г. №1642. 
  4. Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования». 
  5. Устав МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района.
  6. Программа развития ДДЮТ.
  7. Положение о методическом объединении педагогических работников ДДЮТ Всеволожского района.
  8.  Положение о наставничестве в ДДЮТ.

Основные понятия и термины

        Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.

        Методическое объединение педагогических работников  (МО) — это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Педагогические работники дополнительного образования в МО занимаются методической работой: разработкой частной методики по своему направлению, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.

        Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения.        

Порядок работы методического объединения

«Руководитель МО назначается учреждением ежегодно по представлению общего собрания МО из числа специалистов, компетентных в вопросах содержания деятельности данного профиля, обладающих организаторскими способностями, коммуникативной культурой. Квалификационные требования к руководителю МО – специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, высшую категорию и стаж педагогической деятельности не менее 3-х лет» (из Положения о методических объединениях педагогических работников, п. 4.4).

Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. (Смотрите главу «Планирование работы методического объединения»)

Заседания методического объединения проводятся не реже четырех раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе заседания методического объединения. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения. Заседания МО рекомендуется проводить в различных формах. (Смотрите главу «Формы проведения заседаний методического объединения») В конце года руководитель производит анализ работы МО.

Документация методического объединения

        В своей деятельности руководитель МО для организации работы учитывает следующие документы:

  1. Нормативные документы и инструктивно-методические письма по методической работе.
  2. Устав ДДЮТ Всеволожского района.
  3. Положение о МО педагогических работников ДДЮТ.
  4. Программа развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.

        Руководитель МО ведет следующую документацию:

  1. план работы МО на текущий учебный год (включая сведения о МО);
  2. протоколы заседаний МО;
  3. анализ работы МО за учебный год;
  4. информационные и аналитические справки;
  5. методические разработки участников МО.

        Документы хранятся у руководителя МО. В соответствии с Положением о методических объединениях педагогических работников, п. 4.3: «В конце учебного года заместитель директора по УВР анализирует работу МО и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы заседаний МО, анализ работы МО за прошедший год». Планы и анализ работы представляются так же в научно-методический отдел в начале и конце учебного года соответственно. Координирует деятельность МО научно-методический отдел.

Планирование работы методического объединения

Из Положения о МО педагогических работников ДДЮТ:

«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.

4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.

Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.

Последовательность разработки плана работы включает:

 • определение цели деятельности и задач для ее достижения;

 • составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;

 • сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;

 • определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;

 • анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;

 • документирование плана и доведение его до исполнителей.

При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:

  1. Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями  (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов образовательного учреждения).
  2. Планом работы ДДЮТ на текущий учебный год.
  3. Программой развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
  4. Санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения.
  5. Графиками проведения основных мероприятий.
  6. Результатами анализа работы методического объединения за истекший учебный год.

Цели и задачи деятельности методического объединения

        Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи образовательного учреждения на текущий год, учитывать Программу развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.

        Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.

Цели могут быть такими:

  • Обеспечение качества дополнительного образования, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
  • Проверка, отработка и внедрение лучших традиционных и инновационных образцов педагогической деятельности.
  • Совместная работа над планированием и реализацией целевого проекта №__ «Название», в котором отражены основные мероприятия программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса в учреждении (из проекта «Программы развития ДДЮТ на 2021-2025 годы»).
  • Профессиональное взаимное общение и обмен педагогическим опытом.
  • Выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности учащихся и педагога ДО.
  • Создание разнообразных условий для повышения педагогического мастерства педагогов.
  • Внедрение дистанционного обучения в педагогический процесс: «Использование современных информационных технологий и Интернет-ресурсов в качестве источника трансляции и пропаганды деятельности учреждения (образовательная, просветительская, конкурсная, рекламная и т.д.). Повышение качества функционирования официального сайта, страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге «YouTube». Осуществление учебного процесса с применением дистанционных образовательных платформ» (из проекта «Программы развития МБОУДО ДДЮТ на 2021-2025»).
  • Развитие кадрового ресурса учреждения через развитие системы профессионального роста педагогических работников и привлечение молодых специалистов по актуальным и востребованным направлениям дополнительного образования («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
  • Поддержка и расширение инновационной деятельности педагогов посредством внедрения современных технологий, реализации инновационных практик и интеграционных проектов, участия в работе инновационных образовательных площадок разного уровня («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).

        В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

  • обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
  • организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
  • обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы образовательного учреждения;
  • выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
  • формирование навыков здорового образа жизни через творческие объединения дополнительного образования;
  • создание условий для самореализации личности и социализации;
  • воспитание высоких нравственных и гражданских качеств;
  • создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
  • совершенствование научно-методического обеспечения методического объединения;
  • активизация творческого потенциала педагогических работников.

Внимание! Задачи являются «ступеньками» к достижению поставленной цели (целей). Приоритетные направления работы (виды деятельности) для каждого МО – свои.

Содержание и структура плана работы методического объединения

По форме представления план работы МО состоит из двух частей:

Сведения о МО

План работы МО

Сведения предоставляют информацию о МО в данном учебном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО. Сведения о МО представляются в виде таблицы:

1. Сведения о МО

Раздел

Содержание

Название

 Полное наименование методического объединения педагогических работников

Цель

Сформулировать цель деятельности МО в данном учебном году

Задачи

Сформулировать задачи деятельности МО

Основные виды деятельности

Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО.

Можно выбрать из «Примерного перечня вопросов и мероприятий по направлениям деятельности методических объединений»

Руководитель

Ф.И.О. руководителя МО, должность

Состав

В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (перечислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения)

План работы МО представляется в виде таблицы с перечислением основных мероприятий с указанием времени, места, краткого содержания и ответственных за исполнение (по форме «Плана работы учреждения на месяц»). Таким образом, будет удобнее формировать план работы структурного подразделения на месяц.

В плане обязательные разделы:

  1. Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
  2. Консультации;
  3. Открытые занятия;
  4. Организационная и аналитическая деятельность;

Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.

2. План работы МО

п/п

Дата, время,

место проведения

Мероприятия

Ответственные

Методические заседания

Консультации

Открытые занятия

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Организационная и аналитическая деятельность

Сентябрь

Планирование работы МО на текущий год

Май

Анализ работы МО за прошедший год

Методическая продукция

В течение года

Сбор и систематизация информационно-методических  материалов для педагогов

Ноябрь

Создание методической продукции: «Название. Педагог»

Руководитель МО                        _______________               / ________________________ /

Заседания методического объединения

Каждое заседание МО педагогических работников должно быть спланировано и подготовлено. Заседания рекомендуется проводить в различных формах, некоторые из которых представлены ниже. Возможно проведение заседаний с помощью видеоконференций.

Формы проведения заседаний методического объединения:

Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель МО, педагоги заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.

Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые занятия, занятия элективных курсов, массовых  мероприятий, мастер-классов и т. д.).

Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов МО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.

Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.

Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме проекта и т.д.). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.

Деловая игра – форма заседания, в которой педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги.

Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.

Педагогическая мастерская — форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку,  лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма  передачи автором  мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).

и другие.

Анализ работы методического объединения «Название»

 за ________ учебный год

В состав методического объединения входили __ педагогов: (Перечислить)

Целью методического объединения являлось ________.

Ставились следующие задачи:

1.        

2.

3.

Анализ по основным видам деятельности

(в соответствии с целями и задачами)

Н-р:

  1. Создание и развитие учебно-методического комплекса, разработка заданий и редактирование учебных материалов для Приложений к ДОП.
  2. Проведение заседаний методического объединения (указать темы и даты проведения, указать причину, если заседание не проводилось):
  3.  Повышение квалификации педагогов через самообразование и КПК

4. Работа по инновационной деятельности.

5. Проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по всем вопросам учебной, методической, воспитательной, социальной, инновационной, экспериментальной и др. деятельности в учреждении.

6. Организационная и аналитическая деятельность

Руководителем МО были выполнены следующие документы:

7. Выводы: Положительное в работе, что требует доработки, предложения.

Цели  и задачи в основном достигнуты. Работу методического объединения педагогов за ________  уч.год можно считать удовлетворительной.

8. Примерные задачи МО на следующий год

Руководитель МО         ________________ / ____________ /

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

ПРОТОКОЛ

заседания методического объединения педагогических работников __________________(название)______________________

Тема: «____________________________________________»

__.__.2021                                                                                           №__

Присутствовали: ___  участника(ов) МО:

1.

2.

3.

4.

5.

Приглашенные:

1.

2.

Повестка дня:

1.

2.

3.

Выступили:

  1. По первому вопросу слушали

Постановили:

2. По второму вопросу слушали

Постановили:

3. По третьему вопросу слушали

Постановили:

Методические рекомендации по итогам работы методического объединения:

Руководитель МО               ____________________ / __________________ /      

(К протоколу прикладывается лист регистрации)                                              

Библиографический список

  1. Горбатова О.Н., Коханенко Д.В. В помощь руководителю муниципального методического объединения педагогов. Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципального методического объединения педагогов // Составители: Горбатова Ольга Николаевна,  Коханенко Дмитрий Васильевич // [Электронный ресурс] // Сайт: «metod-obr.ru» , Режим доступа: http://metod-obr.ru/images/geography/metod_rekom_MMO.pdf 
  2. Мельницкая Э.Ю. Основные формы и виды методической продукции в работе педагога дополнительного образования. Методическое    пособие // Составитель: Мельницкая Э.Ю.// [Электронный ресурс] // Сайт: «Мега-талант», Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskoe-posobie-osnovnye-formy-i-vidy-metodicheskoy-produkcii-v-rabote-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-89884.html 
  3. Попова О.А. Практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников. Методическая разработка // Составитель: О.А. Попова// [Электронный ресурс] // Сайт: «DOCPLAYER», Режим доступа: https://docplayer.ru/37132666-Prakticheskie-rekomendacii-po-rabote-metodicheskih-obedineniy-uchiteley-predmetnikov.html 
  4. Рекомендации по планированию работы методических объединений// [Электронный ресурс] // Сайт: «https://sch2098s.mskobr.ru/», Режим доступа: https://sch2098s.mskobr.ru/files/rekomendacii_po_planirovaniyu_raboty_mo.pdf 

Положение о методическом объединении учителей

Положение

о

методическом объединении

учителей

Чем руководствуется деятельность методического объединения?  1) Действующим законодательством по вопросам образования обучающихся;  2) уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями руководителя ОО.

Чем руководствуется деятельность методического объединения?

1) Действующим законодательством по вопросам образования обучающихся;

2) уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями руководителя ОО.

Какие основные задачи методического объединения можете выделить?   – Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, актуального педагогического опыта;  – разработка и утверждение материала для стартовой диагностики, текущей, тематической оценки, внутришкольного мониторинга, промежуточной аттестации;  – участие в разработке структуры портфолио ученика и учителя. – организация исследовательской деятельности обучающихся;  – подготовка отчетов о профессиональном самообразовании, работе педагогов по повышению квалификации;  – организация внеурочной работы по предмету с обучающимися.

Какие основные задачи методического объединения можете выделить?

Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, актуального педагогического опыта;

разработка и утверждение материала для стартовой диагностики, текущей, тематической оценки,

внутришкольного мониторинга, промежуточной аттестации;

участие в разработке структуры портфолио ученика и учителя.

организация исследовательской деятельности обучающихся;

подготовка отчетов о профессиональном самообразовании, работе педагогов по повышению квалификации;

организация внеурочной работы по предмету с обучающимися.

Кто осуществляет руководство методическим объединением?  Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый руководителем ОО из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами методического объединения.

Кто осуществляет руководство методическим объединением?

Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый руководителем ОО из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами методического объединения.

 Методическое объединение имеет право:  – рекомендовать учителей для повышения квалификации или для аттестации; – выдвигать предложения об улучшении образовательной деятельности; – ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; – рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; – вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; – выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах.

Методическое объединение имеет право:

рекомендовать учителей для повышения квалификации или для аттестации;

выдвигать предложения об улучшении образовательной деятельности;

ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;

выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах.

Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Лекции, доклады Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания. Формы деятельности 6

Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.

Лекции,

доклады

Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей

Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания.

Формы деятельности

6

Трудности, риски молодого педагога в работе методического объединения: слабая методическая подготовка, недостаточное владение приемами и методами обучения;  2) недостаточность профессионализма к мотивации учащихся, воспитания у них положительного отношения к обучению, положительного интереса и организации познавательной деятельности;  3) конфликт с родителями обучающегося. Молодой педагог для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей.

Трудности, риски молодого педагога в работе методического объединения:

  • слабая методическая подготовка, недостаточное владение приемами и методами обучения;

2) недостаточность профессионализма к мотивации учащихся, воспитания у них положительного отношения к обучению, положительного интереса и организации познавательной деятельности;

3) конфликт с родителями обучающегося. Молодой педагог для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей.

Способы минимизации данных рисков и трудностей:  необходимо реализовывать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научно-педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами.

Способы минимизации данных рисков и трудностей:

необходимо реализовывать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научно-педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами.

Положение о предметной кафедре

Положение

о предметной кафедре

Основные задачи предметной кафедры в учебной деятельности 1) проведение различных форм обучения; 2) разработка учебных программ по дисциплинам, учебных пособий и методических рекомендаций; 3) осуществление контроля и анализа внутри школы за успеваемостью учащихся по предметам; 4) работа с одарёнными детьми; 5) организация интеллектуальных мероприятий, проектно-исследовательской деятельности; 6) совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Основные задачи предметной кафедры в

учебной деятельности

1) проведение различных форм обучения;

2) разработка учебных программ по дисциплинам, учебных пособий и методических рекомендаций;

3) осуществление контроля и анализа внутри школы за успеваемостью учащихся по предметам;

4) работа с одарёнными детьми;

5) организация интеллектуальных мероприятий, проектно-исследовательской деятельности;

6) совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Основные задачи предметной кафедры в воспитательной работе: 1) организация и проведения внеклассных мероприятий;  2) организация внеклассной работы по предмету с учащимися (дополнительное образование, экскурсионная деятельность и прочее);  3) работа с учащимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; охрана здоровья.

Основные задачи предметной кафедры в

воспитательной работе:

1) организация и проведения внеклассных мероприятий;

2) организация внеклассной работы по предмету с учащимися (дополнительное образование, экскурсионная деятельность и прочее);

3) работа с учащимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; охрана здоровья.

Основные задачи предметной кафедры в научно-методической и исследовательской работе 1) разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по предметам; 2) взаимные посещения учебных занятий как внутри предметной кафедры, так и между учителями различных предметных кафедр с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов; 3) участие в инновационной работе школы; 4) ознакомление с методическими разработками по предмету и их анализ методики преподавания; 5) работа педагогов по повышению квалификации; 6) выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями.

Основные задачи предметной кафедры в

научно-методической и исследовательской работе

1) разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по предметам;

2) взаимные посещения учебных занятий как внутри предметной кафедры, так и между учителями различных предметных кафедр с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;

3) участие в инновационной работе школы;

4) ознакомление с методическими разработками по предмету и их анализ методики преподавания;

5) работа педагогов по повышению квалификации;

6) выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями.

Деятельность предметной кафедры  и методического объединения.  Сходства: Различия: -повышение профессиональной квалификации учителей; Кафедры создаются на базе предметных М.О., используют их опыт работы, продолжают накопленные традиции, занимаются методической, экспериментальной и исследовательской деятельностью, несут ответственность за качество образования, соответствующее статусу.  -внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов;  -сосредоточение основных усилий методического объединения на создании научной базы знаний у учащихся выпускных классов.

Деятельность предметной кафедры

и методического объединения.

Сходства: Различия:

-повышение профессиональной квалификации учителей;

Кафедры создаются на базе предметных М.О., используют их опыт работы, продолжают накопленные традиции, занимаются методической, экспериментальной и исследовательской деятельностью, несут ответственность за качество образования, соответствующее статусу.

-внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов;

-сосредоточение основных усилий методического объединения на создании научной базы знаний у учащихся выпускных классов.

Положение о педагогическом совете образовательного учреждения

Положение

о педагогическом совете

образовательного

учреждения

Педагогический совет ответственен за:   -реализацию государственной политики по вопросам образования; -объединение усилий организации, осуществляющей образовательную деятельность, на повышение уровня учебно-воспитательной работы; -внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

Педагогический совет ответственен за:

-реализацию государственной политики по вопросам образования;

-объединение усилий организации, осуществляющей образовательную деятельность, на повышение уровня учебно-воспитательной работы;

-внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

Роль учителя в педагогическом совете школы: Его роль заключается в обеспечении качества образования, и она велика. Для себя учитель может составлять карту мониторинга обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом, с целью улучшить свои педагогические умения и простраивать свои занятия так, чтобы они влияли на качество знаний учащихся

Роль учителя в

педагогическом совете школы:

Его роль заключается в обеспечении качества образования, и она велика. Для себя учитель может составлять карту мониторинга обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом, с целью улучшить свои педагогические умения и простраивать свои занятия так, чтобы они влияли на качество знаний учащихся

Положение о методическом объединении учителей МАОУ СШ №6

Положение о методическом

объединении учителей МАОУ СШ №6

Чем руководствуется деятельность методического объединения?  МО МАОУ СШ№6 1) Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы и приказами;  2) распоряжениями директора школы, локальными актами, настоящим Положением 1) Действующим законодательством по вопросам образования обучающихся;  2) уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями руководителя ОО.

Чем руководствуется деятельность методического объединения?

МО МАОУ СШ№6

1) Федеральным законом от 29.12.2012 №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы и приказами;

2) распоряжениями директора школы, локальными актами, настоящим Положением

1) Действующим законодательством по вопросам образования обучающихся;

2) уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями руководителя ОО.

Какие основные задачи методического объединения можете выделить?  МО - МАОУ СШ №6  – Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, актуального педагогического опыта;  – разработка и утверждение материала для стартовой диагностики, текущей, тематической оценки, внутришкольного мониторинга, промежуточной аттестации;  – участие в разработке структуры портфолио ученика и учителя. – организация исследовательской деятельности обучающихся;  – подготовка отчетов о профессиональном самообразовании, работе педагогов по повышению квалификации;  – организация внеурочной работы по предмету с обучающимися.

Какие основные задачи методического объединения можете выделить?

МО — МАОУ СШ №6

Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, актуального педагогического опыта;

разработка и утверждение материала для стартовой диагностики, текущей, тематической оценки,

внутришкольного мониторинга, промежуточной аттестации;

участие в разработке структуры портфолио ученика и учителя.

организация исследовательской деятельности обучающихся;

подготовка отчетов о профессиональном самообразовании, работе педагогов по повышению квалификации;

организация внеурочной работы по предмету с обучающимися.

Кто осуществляет руководство методическим объединением?  МО - МАОУ СШ №6 Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый руководителем ОО из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами методического объединения.

Кто осуществляет руководство методическим объединением?

МО — МАОУ СШ №6

Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый руководителем ОО из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами методического объединения.

 Методическое объединение имеет право:  МО - МАОУ СШ №6 -изучает и обобщает педагогический опыт преподавания учебных дисциплин, накопленном в методическом объединении; -выдвигают предположения об улучшении образовательной деятельности (предметов, курсов); -рекомендуют учителям различные формы повышения квалификации.

Методическое объединение имеет право:

МО — МАОУ СШ №6

-изучает и обобщает педагогический опыт преподавания учебных дисциплин, накопленном в методическом объединении;

-выдвигают предположения об улучшении образовательной деятельности (предметов, курсов);

-рекомендуют учителям различные формы повышения квалификации.

 Методическое объединение имеет право:  МО МАОУ СШ №6 – проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых учителями в образовательные программы; – организует внеурочную деятельность обучающихся по предмету; – организует работу наставников с молодыми специалистами, учителями; – разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, научно-практических конференциях и организует их проведение. – рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; – вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; – выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах. – рекомендовать учителей для повышения квалификации или для аттестации.

Методическое объединение имеет право:

МО МАОУ СШ №6

проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых учителями в

образовательные программы;

организует внеурочную деятельность обучающихся по предмету;

организует работу наставников с молодыми специалистами, учителями;

разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, научно-практических конференциях и организует их проведение.

рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;

выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах.

рекомендовать учителей для повышения квалификации или для аттестации.

Методическое объединение — это группа педагогов, которые совместными усилиями пытаются решать воспитательные и развивающие задачи. Оно включает учителей-предметников гуманитарных, математических, естественных, художественных дисциплин. Отдельно в каждой школе функционирует и методическое объединение учителей начальных классов.

объединения педагогов

Состав

В зависимости от специфики образовательного учреждения (числа педагогов) в каждой группе может быть 4-7 учителей одного направления деятельности. В рамках малокомплектных сельских школ формируется кустовое учебно-методическое объединение. В нем в очной либо дистанционной форме работают коллеги из нескольких школ.

мыслительный процесс

Содержание деятельности

Работа методического объединения учителей достаточно многогранна и разнообразна. Учители анализируют вопросы, касающиеся повышения уровня учебной и воспитательной работы, качества навыков и знаний школьников, внедрения в практику инновационных педагогических методик. В ходе заседаний педагоги обсуждают учебники и образовательные комплекты (учебники, рабочие тетради), знакомятся с результатами апробации инноваций.

Работа методического объединения связана с составлением разнообразных проверочных тестов и контрольных работ для школьников, а также детальной проработкой результатов их проведения.

совещание коллег

Характер деятельности

Методическое объединение — это группа творческих и ярких коллег. Их работа осуществляется по четкому плану. В нем формулируются особенности педагогической работы педагогов данного профиля, ставятся цели и задачи на новый учебный год, выявляются основные педагогические и организационные мероприятия:

  • экспертиза материалов;
  • оформление кабинетов;
  • определение тем для самообразования;
  • создание графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • определение тем для проведения заседаний.

кадры решают все

Руководство МО

Кто возглавляет методическое объединение? Начальные классы в основном курирует заместитель директора по УВР, а руководитель группы назначается один из педагогов, который пользуется заслуженным уважением и доверием у своих коллег. В конце каждого полугодия составляется отчет по работе МО, в котором отмечаются направления деятельности, полученные результаты.

К примеру, методическое объединение воспитателей создается на базе детского дошкольного учреждения. Оно включает творческих и ярких людей, которые ищут оптимальные воспитательные приемы при работе с подрастающим поколением.

Методическое объединение — это совокупность единомышленников, заинтересованных в повышении собственного интеллектуального и профессионального уровня.

передача опыта

План работы МО

Предлагаем вариант планирования методической работы учителей ЕНЦ на полугодие.

  1. Работа над методическими темами.
  2. Обобщение опыта работы: публикации, выступления, мастер-классы.
  3. Повышение мотивации у обучающихся к предметам ЕНЦ путем вовлечения их во внеурочную проектную и исследовательскую деятельность. Работа с одаренными и талантливыми детьми.
  4. Повышение квалификации: курсы повышения квалификации, аттестация.
  5. Повышения внимания к профильному обучению: элективные и факультативные курсы.

Вопросы, рассматриваемые в 1 четверти:

  1. Планирование мероприятий в рамках декады экологии.
  2. Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по математике, экономике, физике, информатике, химии, биологии, экологии географии.
  3. Планирование участия педагогов МО во Всероссийском конкурсе методических разработок.
  4. Разное (вопросы о выдвижении кандидатур на награждение ведомственными наградами, анализ проблем).
  5. Отчеты по темам самообразования по графику.

Заседания МО во 2 четверти:

  1. Планирование декады математики, информатики.
  2. Отчеты по темам самообразования по графику.
  3. Разное.

команда единомышленников

Отчетность

Так как методическое объединение — это группа, которая создается по приказу директора образовательной организации, ее руководитель составляет отчет о работе по форме, выбранной в школе (детском саду). Что должно быть включено в отчетность? В первую очередь отмечается собственное образование. Методические объединения – форма работы, позволяющая повышать профессионализм современного педагога. Предлагаем вариант отчета по работе МО ЕНЦ за полугодие.

Тема работы: «Системно-деятельностный подход при формировании и развитии школьников при внедрении образовательных стандартов нового поколения».

Цели деятельности:

  • формирование у обучающихся основных компетенций путем вовлечения их в практическую деятельность;
  • выявление оптимальных методических приемов и образовательных программ по техническим и естественным дисциплинам;
  • систематизация лучшего опыта работы учителей-предметников;
  • создание комфортного климата в педагогическом коллективе

Задачи творческой группы учителей ЕНЦ

Работа педагогов направлена на решение следующих задач:

  • формирование позитивной ситуации, повышение мотивации школьников для мотивации их на приобретение новых умений и навыков;
  • модернизация методики проведения разнообразных мониторингов, направленных на выявление проблем;
  • подбор способов решения конфликтных ситуаций;
  • развитие одаренных детей посредством включения в профессиональную деятельность современных педагогических методик воспитания и обучения;
  • совершенствование работы с одаренными учащимися;
  • повышение значимости внеурочной деятельности;
  • работа по обобщению и обмену опытом между преподавателями

Работа МО осуществляется по трем направлениям:

  • преподавание предметов в соответствии с современными требованиями к уроку;
  • внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике, физике, информатике, химии;
  • внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предметов.

Темы по самообразованию

Для повышения своего профессионального уровня каждый педагог работает над конкретной проблемой. Темы для самообразования:

  • системно-деятельностный подход в обучении математики в рамках ФГОС;
  • методы формирования у обучающихся математических знаний;
  • развитие УДД на уроках математики;
  • инновационные подходы в преподавании химии

Педагоги принимали участие в следующих семинарах и профессиональных конкурсах:

  • конференция «Решения в области ИКТ в образовании»;
  • семинар «Организация проектной работы»;
  • олимпиада «Проекты и исследования в современном отечественном образовании»;
  • всероссийский конкурс для педагогов «Лучшая методическая разработка»

За анализируемый период учителями-предметниками МО были проведены мастер-классы, оформлены публикации:

  • в федеральном проекте «Звезды нового века»;
  • на сайте «Инфоурок»;
  • в районном методическом сборнике

Для повышения уровня преподавания педагоги систематически проходят курсовую подготовку. За рассматриваемый период учителя ЕНЦ освоили следующие курсы:

  • «Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика», 48 ч.;
  • «Информатика и программирование в 8-11 классах», 72 ч.;
  • «Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика», 24 ч.;
  • «Химия. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.;
  • «Физика. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.

В рамках заседаний МО учителей ЕНЦ коллеги делились опытом работы над темой по самообразованию, анализировали проведенные ими открытие уроки и внеурочные мероприятия.

передовые педагогические технологии

Работа с талантливыми детьми

Отдельное внимание в любом методическом объединении уделяется организации работы с одаренными и талантливыми детьми. В рамках заседаний учителя проговаривают методики раннего выявления талантливых детей, что позитивно отражается на формировании познавательного интереса у школьников к преподаваемым дисциплинам. Результатом такой работы является наличие призером и победителей районного, областного этапов всероссийской предметной олимпиады.

В рамках внедрения образовательных стандартов нового поколения обязательным элементом является вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. На заседаниях методического объединения учителя ЕНЦ делятся опытом проектной и исследовательской работы со своими подопечными. За анализируемый период ребята стали победителями и призерами престижных конференций и творческих конкурсов разного уровня:

  • международного конкурса «Безопасный мир» от проекта «Кругозор»;
  • международного квеста по предпринимательству;
  • международного конкурса «Мириады открытий»;
  • всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания»;
  • конкурса творческих проектов школьников от компании «Сименс»;
  • научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Заключение

В любой образовательной организации осуществляется планомерная и систематическая работа, направленная на продвижение инновационного педагогического опыта, обсуждение спорных вопросов, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения.

План работы, составляемый в каждом предметном объединении, является четкой структурой, позволяющей оценивать эффективность самообразования учителей и воспитателей, предотвращать «профессиональное выгорание» работников. При правильном подходе МО педагогов является стимулом для развития учителей-предметников.

Что это? Методическое объединение педагогов – это профессиональное сообщество, которое решает задачи, касающиеся повышения мастерства учителей. Мероприятия, проведенные в его рамках, помогают улучшить качество образования, а также оказывают поддержку преподавателям.

Виды? В зависимости от уровня различают предметные методические объединения в школе, районные (муниципальные), региональные и всероссийские. Характер их проведения разный, но цель у всех одна.

Оглавление:

  1. Школьное методическое объединение учителей
  2. Методическое объединение педагогов ДОУ
  3. Методическое объединение педагогов дополнительного образования
  4. Районное методическое объединение педагогов

Содержание

  1. Школьное методическое объединение учителей
  2. Методическое объединение педагогов ДОУ
  3. Методическое объединение педагогов дополнительного образования
  4. Районное методическое объединение педагогов

Школьное методическое объединение учителей

Методическое объединение педагогов представляет собой главное профессиональное подразделение методической школьной службы, которое организует учебно-воспитательные, экспериментальные, методические, научно-исследовательские и внеклассные мероприятия, направленные на разные дисциплины (отдельные или смежные) с целью улучшения качества образования.

Школьное методическое объединение учителей

Заседания методического объединения педагогов происходят только при участии минимум пяти преподавателей по одному предмету или одной направленности.

Директор образовательного учреждения формирует, изменяет и закрывает профессиональное методическое объединение педагогов по представлению руководителя методической службы (заместителя директора по учебно-воспитательной работе).

ШМО (школьное методическое объединение) находятся под руководством главы методической службы. Они основываются в своей работе на Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах, решениях Правительства РФ, указах Президента, органах управления образованием и воспитанием всех должностей, а также на Уставе и локальных школьных актах.

К деятельности методического объединения педагогов относятся:

  • создание и реализация на высшем профессиональном уровне УВП, и, как было указано ранее, научно-исследовательской, методической, экспериментальной деятельности по одному или нескольким предметам;
  • повышение качества и эффективности методик образования по различным типам уроков и их реализации в материально-технического плане, а также повышение профессионализма преподавателей, оценка процесса обучения учеников и организация педагогических исследований и экспериментов;
  • удовлетворение потребностей учеников в интеллектуальном, духовном и нравственном совершенствовании.

Формами работы методического объединения педагогов являются:

  • организация различных педагогических экспериментов по вопросам обучающих и воспитательных методик и добавления их в УВП;
  • встречи, заседания, совещания, семинары по учебно-методическим направлениям, творческие отчеты преподавателей;
  • внеклассные мероприятия и открытые занятия;
  • выступления, доклады, дискуссии по учебно-воспитательной методике и вопросам общей психологии и педагогики;
  • контролирование и реализация в УВП условий руководящей документации, осуществление недель дисциплин и методик с целью взаимного присутствия на учебных занятиях, наблюдение за качеством проведения уроков.

Школьное методическое объединение учителей

Ключевые направления деятельности МО:

  • Проведение анализа результатов предметного образования.
  • Помощь в разработке учебных программ, внесение корректировок в положения к минимальному объему и содержанию образовательных курсов.
  • Продумывание интегрированных учебных планов по дисциплине и координирование их с программами смежных предметов для более качественного овладения учениками требований ГОС.
  • Организация открытых уроков и внеклассных мероприятий по дисциплине.
  • Написание и обговаривание докладов по вопросам педагогической методики образовательных дисциплин, повышения профессионализма и разряда квалификации преподавателей.
  • Проведение дискуссий по вопросам методик различных обучающих занятий.
  • Обсуждение вопросов формирования исследовательской деятельности обучающихся.
  • Полная организация педагогических экспериментов по исследованию и добавлению новых информационно-образовательных технологий.
  • Совершенствование учебных материалов и аудиторий.
  • Взаимодействие с другими методическими объединениями педагогов для обмена опытом и решения общих проблем.
  • Обеспечение организованной работы экспертов и наставников с молодыми преподавателями без опыта.
  • Разработка требований к проведению предметных олимпиад и конкурсов.

Методическое объединение педагогов ДОУ

Собрания методических объединений педагогов ДОУ выступают одной из самых действенных и полезных форм системы непрерывного образования воспитателей. МО планируются во время всего учебного года и плавно внедряются в обычную образовательную практику.

Методическое объединение педагогов ДОУ

Главной целью методического объединения педагогов является обеспечение эффективной помощи всем членам коллектива. В процессе его деятельности выполняется ряд педагогических задач, таких как:

  • Совершенствование педагогических навыков воспитателей посредством участия в разнообразных формах проведения МО (мастер-классы, проблемные группы, обмены гостями, педагогические мастерские и др.)
  • Обеспечение активного взаимодействия с родителями воспитанников.
  • Внедрение в учебный процесс сказок как средства воспитания в малышах нравственных и моральных качеств.
  • Обеспечение развития познавательной деятельности дошкольников через интегративные занятия.

На протяжении учебного года организуется три-четыре заседания методического объединения воспитателей, где большое внимание уделяется выбору формы их проведения.

Основные категории педагогики: виды и особенности

Формирование объединения педагогов в форме гостевого обмена опытом, методобъединения-мастерской, работа проблемной группы способствуют развитию педагогического мастерства воспитателей. Все это совершенствует образовательно-воспитательный процесс при работе с дошкольниками, что подтверждается результатами итогового тестирования учителей об учебном прогрессе детей.

Методическое объединение педагогов дополнительного образования

Методическое объединение организуется, если есть минимум три педагога дополнительного образования одной области и возглавляется преподавателем высшей квалификационной категории по приказу директора. Но членами этого объединения могут быть и учителя других дисциплин и направлений.

Методическое объединение педагогов дополнительного образования

Цель деятельности методического объединения педагогов дополнительного образования – постоянное повышение квалификации преподавателей этого типа образования путем организации общего методического пространства.

Деятельность методического объединения педагогов дополнительного образования сконцентрирована на следующих задачах:

  • изучение нормативно-правовой документации и информационных материалов, в том числе методических писем в сфере образования;
  • формирование образовательных программ по дисциплине с учетом многоуровневости и вариативности;
  • профессиональный анализ индивидуальных предметных планов, авторских программ и методик, а также их результатов;
  • взаимное посещение уроков для дальнейшего самоанализа и оценки своего прогресса;
  • проведение открытых уроков для наблюдения за методиками работы со сложными темами по дисциплине;
  • исследование различных примеров продвинутого педагогического опыта;
  • ознакомление с различными авторскими методическими разработками и анализ подходов преподавания дисциплины;
  • отчеты о профессиональном самообразовании преподавателей; присутствие на курсах повышения квалификации;
  • распространение актуальных технологий, идей, опыта работы учителей для непрерывного повышения квалификации;
  • поддержка передовой деятельности в опытно-экспериментальной работе педагогов ДО;
  • исследование, обобщение и применение инновационного педагогического опыта коллег;
  • организация процесса самообразования педагогов ДО и руководство за их творческой работой.

Новый ФГОС 2022: изменения в работе педагога и школы

Существуют разные формы деятельности методического объединения педагогов дополнительного образования:

  • Семинары, совещания, дискуссии по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты преподавателей и т.п.
  • Заседания МО по вопросам учебно-воспитательных методик.
  • Открытые мероприятия по дисциплинам.
  • Доклады, сообщения, выступления и дискуссии по методикам обучения и воспитания, а также общей психологии и педагогики.
  • Организация предметных методических недель.
  • Взаимопосещение занятий.
  • Анализ качества проведения уроков.
  • Формирование и проведение педагогических экспериментов по поиску, распространению и внедрению новых обучающих информационных технологий.

Методическое объединение педагогов дополнительного образования в своей работе полагается на нормативные документы, приказы, инструкции и локальные акты, устанавливающие цели и задачи всей методической работы.

Районное методическое объединение педагогов

Районное методическое объединение педагогов (РМО) – это профессиональное собрание преподавателей района, созданное для реализации методического сопровождения их профессионального и личностного развития исходя из рабочих интересов, сотрудничества и коммуникации.

Оно представляет собой структурно-методическое подразделение, которое организует образовательную, воспитательную, проектную, методическую, исследовательскую и инновационную деятельность. Это организация по работе с повышением педагогического мастерства учителей района, поощрения их саморазвития и самореализации, а также и совершенствования образования.

Районное методическое объединение педагогов

Правильная и квалифицированная подготовка условий работы РМО подразумевает организацию методического сопровождения так, чтобы каждый преподаватель имел возможность проявить основные личностные функции своей специальности, а также удовлетворить свои педагогические потребности. Результативность деятельности РМО основывается на структурных и активизирующих факторах. Соблюдение первых позволяет контролировать процесс, а применение вторых – членов методических формирований.

Аттестация педагогов в 2022-2023 году: этапы, блоки и санкции за отказ от прохождения

Цель РМО заключается в контроле за качеством образования в регионе, эффективности учебного процесса в ходе коллективного поиска, исследования и введения лучших моделей педагогической деятельности, профессиональной коммуникации, разработки общих методик, требований, правил оценки результатов обучения учеников и профессиональной деятельности учителей.

Деятельность РМО регулируется положением о данной структуре, содержащим следующие пункты: назначение РМО, приоритетные направления деятельности, цели, задачи.

Районное методическое объединение педагогов

Принято реализовать деятельность РМО по двум важным направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.

Организационная работа содержит:

  • общее описание членов РМО (формирование банка данных);
  • диагностику профессионального уровня кадров учителей;
  • планирование работы на определённый срок;
  • структурирование работы по реализации плана;
  • подведение итогов работы за конкретный период;
  • заполнение необходимых документов РМО.

Учебно-методическая работа состоит из:

  • анализ итогов учебного процесса;
  • оценка эффективности педагогического опыта и его использования на практике;
  • подготовку учеников к различным конкурсам, предметным олимпиадам и интеллектуальным состязаниям;
  • организацию и реализацию внеклассных мероприятий по учебным дисциплинам.

Мероприятия по созданию условий для деятельности РМО организуются в соответствии с планом работы региона на данный учебный год. План создается главой РМО исходя из направлений деятельности, обсуждается на собрании районного методического объединения, обговаривается с методистом.

При составлении плана деятельности РМО главными принципами выступают:

  • научность и аналитичность;
  • общность цели, задач и средств их реализации;
  • необходимость действительности, максимальной понятности планируемых событий и возможности непредвзятой проверки их выполнения (диагностичности намеченной цели и составленных задач);
  • потребность в учёте общественного заказа, традиций, особенностях и положительного опыта педагогической районной работы;
  • основания мотивации преподавателей и их рабочих принципов, ценностных ориентиров, опыта и уровня профессионализма;
  • коллегиальная методика;
  • рациональность выбранных форм исполнения рабочего плана;
  • возможность регулирования реализации плана мероприятий, его своевременного редактирования;
  • делегирование обязанностей плана между педагогами РМО с учетом их возможностей.

Чтобы планирование методической работы РМО принесло хорошие результаты, стоит иметь в виду предыдущий опыт, а также подлинность, объективность исходных данных.

Все знают, что в школе главным является директор, знают и про заместителей  заведующих воспитательной и учебной частью. Но знакомы ли вы с такой непростой должностью, как руководитель школьных методических объединений? Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей английского языка уже на протяжении 8 лет. Как руководитель, я стремлюсь к созданию эффективной команды, в которой каждый будет работоспособен, инициативен и с чувством высокой ответственности. В данной статье. я поделюсь некоторыми секретами организации эффективной команды ШМО. 

Что такое ШМО? 

ШМО   это школьное методическое объединение учителей, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области.  Руководитель ШМО отвечает за работу учителей предметников, подчиняется  непосредственно заведующему учебной частью и ведет работу с районными методическими объединениями. 

Любая команда создается для положительного достижения цели. Если мы говорим о команде учителей английского языка в школе, то она работает для эффективного изучения иностранного языка школьниками, достижения высоких результатов на олимпиадах разного уровня и высоких показатели учащихся на ОГЭ/ЕГЭ . 

Ниже приведены некоторые моменты, которые помогают мне создавать эффективную команду в школе.  

Руководитель должен хорошо знать возглавляемый коллектив 

Он всегда поддерживает связь со всей командой. Не стоит поощрять межличностную конкуренцию, направляйте всех учителей к продуктивной работе. Развивайте личностные качества сотрудников и уважайте их интересы, так члены команды чувствуют, что они услышаны и их потребности учтены. Люди быстрее берут ответственность за то, что считают своим. 

Как руководитель ШМО, я организую ежемесячные собрания, на которых каждый учитель может поднять на обсуждение волнующий его вопрос, попросить помощи.  Конечно, у каждого преподавателя свое понимание образовательного процесса, что ведет к разным взглядам на разнообразные вопросы и ситуации. Умение руководителя рассмотреть все стороны одного вопроса и выслушать все мнения для принятия единственного решения является неотъемлемой частью для эффективной работы коллектива. В этом деле хорошо помогает brainstorming, позволяя высказывать всем участникам коллектива без конфликтов в коллективе. 

Руководитель должен понимать и правильно применять педагогические и организаторские склонности каждой личности в коллективе 

Он поощряет учителей проявлять инициативу и прилагает максимум усилий для реализации их идей. У нас в школе есть учитель, который организовал кружок драмы на английском языке с помощью нашего методического объединения. Другие учителя ШМО помогали в составление рабочей программы и привлекали детей к участию в данном кружке. 

Руководитель должен уметь объединять учителей в совместимые психологические группы для достижения положительного результата работы

Это учитывается, например, при составлении предметной недели английского языка, где учителя объединяются в группы для проведения мероприятий.  Учителям должно быть психологически комфортно работать в определенной группе. 

Руководитель должен уметь создавать баланс целей и индивидуальных интересов членов коллектива

Каждому члену команды стоит понимать общую цель, к которой движется команда и конкретно свою цель в данном потоке работы. Цель команды должна быть объяснена учителям простым и ясным языком, краткими и лаконичными фразами. На первом собрании учителей перед учебным годом мы всегда расставляем приоритеты на год, ставим цели и задачи. В этом году у нас главная цель внедрение нового исследовательского процесса в обучение иностранным языкам для достижения эффективного и высокого качества образовательного процесса.

Говоря о балансе целей ШМО и индивидуальными интересами, я имею в виду, внедрение в план ШМО активностей карьерного роста учителей, повышение компетенции через посещение курсов, участие в районных, областных и федеральных конкурсах для учителей, таких как «Педагог года».

Руководитель должен предоставлять отчётность.

Он приводит промежуточные результаты в виде отчетов и выступлений на собраниях. Это поможет команде осознать, что поставленная цель может быть достигнута, что их работа продуктивна. Учителя, в свою очередь, готовят отчеты по проведенным мероприятиям, с фотографиями, описывают те успехи, которые были достигнуты к концу учебного года и проводят самоанализ открытых уроков.

Каждый учитель в команде должен обладать определенной квалификацией для успешной работы. 

Задача руководителя следить за повышением квалификации учителей, прохождением актуальных курсов. Руководитель составляет график аттестации учителей, помогает в подготовке к аттестации и мотивирует учителей с первой категорией получать высшую категорию. 

Руководитель подает пример.  Слова это хорошо, но личный поступки всегда эффективнее. Если вы хотите успешной работы вашей команды, то вам надо научиться подавать пример. 

Я часто применяю вышеперечисленные принципы при планировании и организации работы нашего объединения. Попробуйте и вы!


Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Если методические объединения создают, значит, это кому-то нужно. Чем они полезны для учителей и администрации? Можно ли получить доплаты за членство? Оправдывают ли они свою работу? Разбираемся в этом вместе с учителями из Москвы и регионов.

Какими бывают методобъединения

Методические объединения (МО) бывают школьными, муниципальными, региональными и всероссийскими.

На уровне конкретного учебного заведения МО объединяют учителей одного предмета. Если на всю школу приходится всего два историка или один географ, их прикрепляют к более крупным единицам — школьным методическим объединениям. Есть ШМО учителей гуманитарных дисциплин, естественно-научного профиля, точных наук. Кроме того, существуют объединения классных руководителей, учителей начальных классов, руководителей школьных кружков.

На муниципальном уровне МО разрабатывают единые стандарты преподавания того или иного предмета и проводят муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. От ее результатов зависит рейтинг и конкретных учебных заведений, и муниципалитета в целом. 

Региональные и российские МО сегодня по факту существуют только на бумаге, никакой самостоятельной активности у них нет. Хотя еще 10 лет назад в Москве перед началом учебного года и на зимних каникулах проходили городские собрания методобъединений.

«Ценность этих собраний была в том, что учителя из разных школ и даже регионов общались между собой. Но после того, как в государственной политике в образовании был выбран путь минимизации общественного диалога, собрания учителей стали считать ненужными и даже опасными. А вдруг учителя истории выступят против новых программ, которые вот-вот будут утверждены и станут единственными и обязательными? Или словесникам не понравятся учебники, предлагаемые издательством «Просвещение»?» — объясняет Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета МПРО «Учитель».

Какие задачи решают МО в школе

В интернете огромное количество типовых положений о методических объединениях. Если не обращать внимания на предметную специфику, то задачи у всех МО примерно одинаковые. Это:

— развивать профессиональный потенциал педагогов;

— знакомить учителей с современными методиками и технологиями;

— координировать усилия и совершенствовать методики преподавания.

Председатель первичной профсоюзной организации «Альянс учителей» из города Копейска Челябинской области Данил Плотников подтверждает: эти задачи по-прежнему актуальны. Одно время в его школе вообще упразднили методобъединения, но, видя, что экзаменационные результаты учеников снизились, стали их возрождать. 

Однако эффективность ШМО наши собеседники оценивают невысоко. Всему виной загруженность учителей: например, Данил Плотников в неделю проводит в школе 38 (!) уроков. В «Интеллектуале» учебная нагрузка у штатных педагогов небольшая (выручают совместители), но почти у каждого — несколько мест работы. При таком раскладе неудивительно, что и в Москве, и в Копейске ШМО собираются два-четыре раза в году.

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Чем реально полезны МО

Администрации

Директору школьные методобъединения пригождаются для решения кадровых задач. Коллеги Всеволода Луховицкого по профсоюзу постоянно рассказывают ему о ситуациях, когда на урок к неугодному учителю директор приходит в сопровождении завуча и… председателя ШМО. 

«По идее, этот человек должен помогать коллеге-учителю, защищать его от директора. Но чаще всего происходит наоборот. Председатель ШМО ищет недостатки конкретного урока, за которые можно уцепиться, чтобы снизить коллеге стимулирующие выплаты или вообще принудить его уйти из школы», — поясняет эксперт.

Учителям

В школах, где работают активные учителя, методобъединения могут выступать заменой неэффективного профсоюза. Они становятся важным связующим звеном между учителями и администрацией в финансовых и управленческих вопросах. 

«В «Интеллектуале» я заведовал кафедрой (методобъединением) социально-гуманитарных дисциплин: распределял нагрузку своих коллег, представлял директору все учебные программы и тематические планы. Насколько я знаю, в большинстве школ такого нет. Это плохо, потому что для учителей вопрос распределения нагрузки самый важный. От него напрямую зависит размер зарплаты», — приводит пример Всеволод Луховицкий.

Распределение стимулирующих выплат — еще одна важная задача методобъединения:

«В подавляющем большинстве школ учитель сам долго-долго собирает доказательства своей работы. Затем он все сдает секретарю и дальше просто ждет решения директора. Очень часто педагог остается этим решением недоволен и просто теряет интерес к работе. В нашей школе завкафедрой сначала распределяет баллы в присутствии коллег. После идет к директору и защищает свои выкладки вместе с другими завкафедрами. Директор, понимая, что все его решения получат огласку, подходит к распределению стимулирующих максимально объективно, и конфликты сводятся к минимуму», — рассказывает Луховицкий. 

Что касается денег, то, так как нет закона, который обязывал бы создавать ШМО, нигде не сказано, должны ли учителя получать надбавки за эту работу.

Всеволод Луховицкий признается, что в Москве он не знает ни одного педагога, который бы получал за руководство ШМО больше 3000-5000 рублей, что по меркам столицы очень мало.

В городе Копейске Челябинской области руководство ШМО не приносит даже таких денег. Зато надбавку в 15 тысяч рублей и преимущество при аттестации на высшую категорию имеют руководители муниципальных методобъединений. 

«Провинция живет бедно, поэтому на эту должность в муниципальном управлении образования назначают своих людей», — категорично заявляет Данил Плотников.

В целом выходит, что методические объединения школе все-таки нужны. Но не в том виде, когда они существуют исключительно в интересах директора, а как независимые общественные организации, в которых учителя решают учебные и профессиональные задачи. В том числе — по защите своих трудовых прав.


Материалы по теме:

  • Каких учителей не хватает в российских школах?
  • Как классному руководителю избежать лишней нагрузки;
  • Наставничество в образовании. Зарубежный и российский опыт.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программа методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

При планировании методической работы учителя гимназии стремятся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Одним из звеньев единой методической службы гимназии является школьное методическое объединение. Являясь не только руководителем кафедры физико-математического цикла, но и руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики, я провожу довольно большую методическую работу. За время работы сформировались определённые принципы, методы и формы работы

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

Вся работа отражается в отдельных методических папках, которые составляют единое целое, позволяющее увидеть реальную картину работы МО.

Папка № 1 Учебно-методическая деятельность

Задачи:

  • формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическаяметодическая);

В данной папке собрана вся документация по нормативно-правовой базе:

  • Положение о МО гимназии;
  • приказ о назначении руководителя МО;
  • Положение о школьной олимпиаде;
  • Положение о методической неделе;
  • Положение о кафедре;
  • документация по итоговой аттестации учащихся и аттестации учителей;
  • документы,  изучаемые на заседаниях МО.

Папка №2: Программы, стандарты, проект стандарта нового поколения, календарно-тематическое планирование

Все программы, календарно-тематическое планирование, стандарты и проект стандарта нового поколения. Календарно-тематическое планирование утверждено директором гимназии и завучем физико-математического цикла. Такое расположение документов позволяет быстро найти необходимое и при проверке работы МО не требует приглашения учителя-предметника.

Папка № 3: Мониторинг учебной деятельности учителей физико-математического цикла.

Задачи мониторинга учебной деятельности

  • повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МОУ;
  • создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
  • организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.

План по мониторингу представлен в таблице:

П/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Анализ выполнения плана МО за 2008/2009 учебный год и утверждение плана МО на 2009/2010 учебный год.

август

Руководитель МО

2

Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО

август

Руководитель МО

4

Проведение заседаний МО

каждый месяц

Руководитель МО

5

Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных предметных секций, районных предметных олимпиадах.

1 раз в месяц

Члены МО

6

Актуализация нормативных требований Сан.П и Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса.

Сентябрь, январь

Члены МО

7

Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс

В течение года

Члены МО

8

Справки по ВШК

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

9

Диагностика

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

10

Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам

Ноябрь, декабрь, февраль, май

Члены МО

11

Организация и проведение методических недель

Ноябрь, декабрь, февраль

Члены МО

12

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов

декабрь, апрель, май

Члены МО

13

Составление пакета документов для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов

Апрель

Члены МО

14

Составление и утверждение плана работы МО на 2010/2011 учебный год

 май-июнь

Руководитель МО

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам

Январь, май

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы МО

2

Анализ входного контроля знаний, четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ

1 раз в 2 месяца

Руководитель МО,
Члены МО

Справка и протоколы МО

3

Анализ эффективности использования вариативной части школьного учебного плана

1 раз в полугодие

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

4

Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися в основной школе

1 раз в 3 месяца

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

5

Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по физике, математике, информатике

Январь, май

Руководитель МО

Справка

6

Анализ качества обученности учащихся по предметам физико-.мат. цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год.

По окончании четверти, полугодия, года.

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы заседаний МО

7

Осуществление контроля за качеством составления пакетов документов для итоговой аттестации учащихся 9 по предметам физико-.мат. цикла

Апрель

Руководитель МО

Протокол заседаний МО

8

Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам физико-.мат.цикла

Апрель — июнь

Члены МО

Нормативные документы по итоговой аттестации учащихся

9

Участие в работе малых пед. советах по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие

Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

Члены МО

Информация

Папка № 4 Организация внеклассной работы по предметам.

Задачи:

  • формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;
  • создание комфортных условий для интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей.

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение индивидуально – групповых занятий по предметам физико-.мат. цикла

Август, в течение года

Члены МО

Программы индивидуальных и индивидуально- групповых занятий по предметам (протокол МО), рекомендации

2

Участие в организации и проведении школьной научно-практической конференции

март

Члены МО

План методической недели МО (протокол МО, сборник)

3

Составление и утверждение олимпиадных заданий по предметам

сентябрь

Члены МО

Протокол заседания МО

4

Организация и проведение школьного этапа олимпиад по предметам (“Школьный интеллектуальный марафон”)

Октябрь,

Члены МО

Отчет о результатах проведения олимпиады (сборник)

5

Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях (районных, городских, областных, Российских).

В течение года

Члены МО

Отдельный график координаторов мероприятий.

6

Составление плана работы с учащимися во время школьных каникул.

май

Члены МО

Отдельный план

Папка № 5. Наградной материал

В этой папке собраны все награды педагогов физико-математического профилдипломы, грамоты. 

Папка № 6. Аттестация учителей.

Здесь находятся все аттестационные листы (копии), экспертные заключения о присвоении категории ( копии), копии свидетельств о прохождении курсовой подготовки. Такая систематизация позволяет чётко определять сроки прохождения аттестации и курсовой переподготовки.

Папка № 7. Мониторинг педагогической деятельности учителя ( профессиональный рост учителя).

Здесь собрана информация о каждом учителе за последние три года. Это позволяет проследить его профессиональный рост. А всю информацию о работе учителя затем оформить в портфолио учителя.

Работа методической службы по такому плану позволяет проследить педагогический рост каждого учителя, хорошо видна работа всего профиля.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каметон аэрозоль инструкция по применению детям для горла
  • Balea feuchtigkeits konzentrat инструкция по применению
  • Транексамовая кислота инструкция по применению цена в таблетках
  • Ракета из пластиковых бутылок своими руками пошаговая инструкция
  • Симетикон капли инструкция по применению для новорожденных