1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.
2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.
3. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет;
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 75-ФЗ)
После
периода исканий, проб и ошибок в начале
90-х годов практически все российские
партии приняли единообразную схему
построения руководящих органов, которая
(под разными названиями) фактически
воспроизводит управленческую структуру
КПСС. Такая схема включает:
– съезд
(конференция) партии – высший орган;
– совет
партии (или национальный комитет,
центральный комитет, правление и т.д. –
аналог ЦК КПСС) – высший орган в период
между съездами, в который обычно входят
руководители региональных организаций,
члены политсовета и представители
партии в Федеральном собрании);
– политсовет
(аналог политбюро ЦК КПСС) – постоянно
действующий орган политического
руководства;
– исполком
(или секретариат, как секретариат ЦК
КПСС) – постоянно действующий
исполнительный орган, формирующий
центральный аппарат партии и
руководящий его работой);
– контрольно-ревизионная
комиссия – избираемый на съезде и
не зависящий от других управляющих
инстанций контрольный орган.
Единственным,
хотя и очень важным отличием современных
партий от КПСС состоит в том, что первым
лицом в них является не высший руководитель
аппарата (генеральный секретарь), а
политический лидер (председатель
партии или политсовета).
Естественно,
российские партии приняли такую схему
формирования руководящих органов
вовсе не из почтения к коммунистической
традиции (напротив, для многих партий
эта традиция явилась отталкивающим
моментом). Просто описанная схема
является оптимальной: она обеспечивает
быстрое и гибкое принятия оперативных
решений и одновременно с этим контроль
за партийной стратегией со стороны
региональных функционеров партии.
Практика показала, что отступления от
нее (схемы) всегда приносит вред. Например,
исходя из решаемых задач, партия может
создавать дополнительные руководящие
органы (временные, или постоянные),
но только в виде комиссий при политсовете.
Если указанные комиссии получают
полномочия от более высоких инстанций
(например, от съезда партии), это создает
почву для размывания ответственности
и закладывает конфликт между ними и
политсоветом.
Если
структура руководящих политических
органов большинства российских
партий носит относительно стандартный
характер, то вопрос формирования и
структуры исполнительных органов во
многих партиях зачастую решается исходя
из совершенно субъективных факторов.
Типичная
ошибка заключается в том, что структура
Исполкома партии (или исполнительного
органа, имеющего иное название)
формируется исходя не из конкретных
целей и задач, стоящих пред партией,
а под «нужных» людей, приближенных к
руководству партии. Понятно, что
первичными при этом становятся не
профессиональные качества руководителей
исполкома, и даже не создание оптимальной
схемы управления, а совершенно иные
критерии, далеко не всегда имеющие
непосредственное отношение к
собственно процессу партийного
строительства.
Современная
политическая история России давала и,
к сожалению, постоянно дает,
многочисленные примеры того, как ошибки
при формировании исполнительных органов
партий приводят либо к бесцельной трате
ресурсов, либо даже к полному провалу
проектов по созданию партий. О
многочисленных случаях склок и скандалов,
сотрясающих при этом руководящие органы
партий, наша пресса сообщала
неоднократно.
По
нашему мнению, единственно правильным
подходом при формировании исполнительного
органа партии является подход
функциональный. Т.е. в структуре Исполкома
партии должны быть только те подразделения,
которые соответствуют основным
направлениям партийного строительства
(см. § 7.7).
Ниже
приводится оптимальная, по мнению
авторов, функциональная структура
исполнительного органа политической
партии (см. схему на сл. стр.).
В
зависимости от этапов создания и
имеющихся ресурсов, численность
сотрудников отделов по каждому из
обозначенных блоков может меняться, но
главное – чтобы не менялось количество
функциональных блоков.
Приведенная
схема Исполкома партии позволяет
эффективно реализовать все
направления партийного строительства
и избавиться от параллелизма и
дублирования функций, что, повторимся,
сегодня является сущим бичом многих
(особенно молодых) партий и
общественных объединений.
Еще
одним преимуществом приведенной выше
схемы является то, что она позволяет
быстро и без каких либо потрясений
перевести Исполком в режим работы
избирательного штаба по проведению
партией избирательной кампании
федерального уровня. Очевидно,
что численность аппарата при подобном
переходе несколько возрастет, но все
основные направления избирательной
кампании (см. п.3.1.1.) будут обеспечены.
Какова
же оптимальная численность аппарата
Исполкома партии в межвыборный период?
По нашему опыту можно сказать, что
численный состав Исполкома партии
(полноценной партии, имеющей к примеру
фракцию в Государственной Думе, а не
фантомного образования, созданного
в угоду амбициям того или иного
политика) должен составлять от 30 до 60
человек. При общей численности
аппарата менее 30 человек можно
предполагать, что ряд направлений
партийного строительства не будет
полностью обеспечен кадрами, а число
сотрудников, превышающее 60 человек,
служит сигналом того, что либо в
аппарате часть сотрудников полностью
не загружена, либо, хуже того, в Исполкоме
начался процесс создания
подразделений, дублирующих друг друга.
В
принципе, можно предположить, что
структура, профессиональный уровень
и численный состав Исполкома партии
является зеркальным отражением
«здоровья» партии, её жизнеспособности.
Отметим, что все российские партии,
создававшиеся как элементы нарождающегося
в стране гражданского общества и
отражавшие политические запросы тех
или иных социальных групп общества,
имели, или имеют, исполнительные органы,
построенные по указанной (или весьма
близкой к ней) схеме. Все же политические
«фантомы» и, в особенности, так называемые
«партии власти» громоздили (и
продолжают с упоением громоздить)
совершенно невообразимые аппаратные
образования, пожирающие бездну
ресурсов, абсолютно несопоставимых с
получаемой политической отдачей.
Руководящие
органы региональных отделений партии
обычно строят по той же схеме, что и ее
центральные органы.
Ключевым
вопросом, который определяет эффективность
работы регионального отделения,
является формирование политсовета.
Обычно к такому формированию предъявляются
крайне противоречивые требования.
Например, если у партии проблема
с узнаваемостью, в политсовете необходимы
видные публичные политики и
лидеры общественного мнения. Если партия
испытывает серьезные проблемы
с ресурсами (денежными, информационными
и т.д.), в политсовете желательно иметь
людей, такими ресурсами располагающими.
Если партия ведет целенаправленную
политику по завоеванию тех или иных
адресных групп, в политсовет должны
войти деятели, располагающими влиянием
в этих группах. Если нужно простроить
отношения с властью, то представителей
власти желательно иметь и в политсовете.
Если в партии существуют группы и
фракции, отличающиеся идеологическими
оттенками, то и они должны быть представлены
в политсовете (иначе часть членов
партии будет воспринимать политсовет
как «врага»). Если партия располагает
депутатской фракцией, то руководство
фракции обязательно должно войти в
политсовет. В политсовете обязательно
должны присутствовать представители
местных организаций (иначе не будет
соблюден принцип политической
перспективы для ведущих функционеров
партии, что рано или поздно обрушит
партийную структуру). Наконец, в
политсовет следует включить и
высшее руководство исполкома: в партии
аппаратная работа должна быть теснейшим
образом увязана с политической.
На
все эти требования накладываются еще
одно важнейшее условие: политсовет
должен быть компактным. Практика
показала, что коллегия, число
членов которой превосходит 15–20 человек,
теряет работоспособность. Очевидно
также, что в политсовете не место
«мертвым душам»: все его члены должны
регулярно и активно участвовать
в его работе.
Не
удивительно, что формирование эффективного
политсовета является постоянным
камнем преткновения для партии и ее
отделений в регионах.
Обычно
для разгрузки политсовета при нем
создают некий консультативный орган
(общественный совет), в который включают
статусных людей, готовых предоставить
партии свое имя и авторитет, но не имеющих
возможности (а иногда и желания) регулярно
работать в политсовете. Еще одна общая
рекомендация: при формировании политсовета
целесообразно использовать ситуационный
принцип: состав политсовета должен
соответствовать наиболее
приоритетным задачам, решаемым партией
в течение сроков полномочий политсовета.
Например, если главной проблемой для
партии является узнаваемость, то в
политсовете должно быть как можно
больше известных людей, и т.д.
С
точки зрения интересов партстроительства
основным требованием к составу
политсовета является включение в него
представителей с мест и исполкома.
При этом, однако, надо помнить, что
партстроительство – не единственная
задача, решаемая партией и ее
политсоветом. Если на определенном
отрезке времени партстроительство
признано главной задачей, то и приведенный
выше критерий также целесообразно
сделать основным при формировании
политсовета. Если же высший приоритет
отдан другим задачам, то, соответственно,
снижается и вес данного критерия при
формировании политсовета.
Исполком
регионального отделения партии
целесообразно структурировать по
функциональному принципу, в соответствии
с направлениями деятельности. Наиболее
эффективной представляется
организация аппарата в виде четырех
отделов:
– отдел
партстроительства, ведущий оргмассовое
направление и связи с внешними
структурами;
– агитационно-рекламный
отдел, отвечающий за агитационно-рекламное
направление;
– аналитическая
служба, отвечающая за информационно-аналитическое
направление;
– управление
делами, включающее все остальные
направления.
При
этом следует избегать создания
подразделений и комиссий, не входящих
ни в один из трех перечисленных отделов.
Иначе неизбежно возникнет либо
дублирование работы, либо распыление
ответственности (а может, и то и другое
одновременно).
Если
организация не может позволить себе
содержать большой аппарат,
агитационно-рекламный отдел и аналитическую
службу можно объединить в одно структурное
подразделение.
Традиционно
узким местом в работе руководящих
органов партийной организации является
подготовка к избирательным кампаниям.
Хотя сам процесс партстроительства
приобретает смысл только если в его
результате создается дееспособная
избирательная машина, эта конечная
цель часто упускается за повседневной
работой. Поэтому в руководстве исполкома
необходимо лицо, персонально
отвечающее за упомянутую подготовку.
Как правило, таким лицом должен быть
один из руководителей крупного
структурного подразделения (оптимально,
руководитель отдела партстроительства).
В
практике российских партий бывали
случаи, когда для подготовки к
кампаниям в аппарате партийной организации
(или параллельно аппарату) создавалось
специальное подразделение. Жизнь
показала, что у такого подхода есть и
плюсы, и минусы. Как правило, организация,
создавшая отдел подготовки к избирательным
кампаниям, оказывалась хорошо
подготовленной к выборам. С другой
стороны, отдел неизбежно начинал
дублировать функции других подразделений
аппарата.
Подготовку
к конкретной избирательной кампании
невозможно вести «вообще». Прежде
всего, необходимо как можно раньше
определить кандидата, под которого
кампания готовится. Далее следует
заблаговременно (не позднее, чем за
полгода до выборов) начать разработку
проекта кампании. Не исключено, что
ближе к выборам кандидата придется
сменить, а проект переделать. Зато
описанный порядок действий позволяет
заранее высветить все узкие места
подготовки организации к кампании и
сосредоточиться на их расшивки.
Документально
комплекс мероприятий по подготовке к
конкретной избирательной кампании
оформляется как политический проект.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
From Wikipedia, the free encyclopedia
In politics, a party chair (often party chairperson/-man/-woman or party president) is the presiding officer of a political party. The nature and importance of the position differs from country to country, and also between political parties.
The role of a party chairman is often quite different from that of a party leader. The duties of the chairman are typically concerned with the party membership as a whole, and the activities of the party organization. Chairmen often play important roles in strategies to recruit and retain members, in campaign fundraising, and in internal party governance, where they may serve as a member of, or even preside over, a governing board or council. They often also have influence in candidate selections, and sometimes in the development and promulgation of party policy. When describing the position within the American Democratic Party, PBS NewsHour described it as «part cheerleader, part fundraiser, part organizer and recruiter, part public messenger».[1]
Throughout the years Party Chairman roles have changed as candidates create their own fundraising committees. [2]
Examples[edit]
Belgium[edit]
In Belgium, the top position of a political party is typically called its chairman (voorzitter/président), but its role is rather that of a party leader or even a combination of both. The party chairman/leader is the mightiest person within the party, controlling appointments etc. After the Prime Minister of Belgium the party chairmen are the most important figures in Belgian politics, sometimes characterized as a particracy. Following parliamentary elections, the party chairmen are the chief negotiators of the coalition agreement, and subsequently the chairman of the largest governing party typically becomes the Prime Minister and resigns as party chairman; he is replaced by a different chairman, usually interim. For example, PS chairman Elio Di Rupo became Prime Minister of the Di Rupo Government in 2011 and resumed the chairmanship in 2014 at the end of the government. He was replaced by Thierry Giet and Paul Magnette during this period.
Most major political parties elect their chairman by a vote of all the party’s members. This practice was started by the Flemish liberal party in the 1990s.
China[edit]
The leader of Chinese Communist Party between 1943 and 1982 was the Chairman of the Chinese Communist Party. The post of chairman was abolished in 1982, and most of its functions were transferred to the revived post of General Secretary. The move was made as part of a larger effort to distance the country from Maoist politics.
Netherlands[edit]
In the Netherlands, in contrast to Belgium, the chairmen are relatively weak, due to a separation of powers. Chairmen of political parties merely control the party organization, the bureau, and its finances, while the political leader, often the chair of the parliamentary party, decides over the party’s political course. Many party chairmen go on to occupy more important posts. Ria Beckers for instance was chairman of the Political Party of Radicals, before she became chair of its parliamentary party. There is one important exception to the above picture: Jan Marijnissen, former political leader of the Socialist Party combined being political leader of its parliamentary party and chairman of the party itself.
United Kingdom[edit]
In the United Kingdom the term may refer to the holder of the office of Chairman of the Conservative Party or to a senior member of the Labour Party (not to be confused with the other Chairman of the Labour Party who chairs the NEC or the Chairman of the Parliamentary Labour Party elected solely by Labour MPs). This title was given to Labour’s Harriet Harman after she was elected Deputy Leader of the Labour Party in June 2007.
United States[edit]
The chairmen of the Democratic National Committee (DNC) and Republican National Committee (RNC) serve as the operational heads of their respective political party. In addition, each state and territory has their own Democratic and Republican Party which also have chairmen or chairwomen.
See also[edit]
- Party leader
References[edit]
- ^ «Why does the Democratic Party chair race matter?». PBS NewsHour. 2017-02-24. Retrieved 2023-04-15.
- ^ «Race for Florida GOP chair heats up ahead of 2024 — POLITICO». www.politico.com. Retrieved 2023-04-15.
7.1. По предложению Председателя Высшего совета Партии, Высшего совета Партии Съезд Партии вправе учредить высшую выборную должность – Председатель Партии.
7.1.1. Председатель Партии является высшим выборным лицом Партии и в случае учреждения данной должности избирается на Съезде Партии сроком на пять лет открытым голосованием двумя третями голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда при наличии кворума.
7.1.2. Председателем Партии может быть избран гражданин Российской Федерации, не являющийся членом Партии.
7.1.3. Председатель Партии представляет Партию во взаимоотношениях с российскими, международными и зарубежными государственными и негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами, средствами массовой информации.
7.1.4. Председатель Партии вправе:
7.1.4.1. открывать Съезд, председательствовать на заседаниях Съезда, Высшего совета Партии, Бюро Высшего совета Партии, Генерального совета Партии и Президиума Генерального совета Партии;
7.1.4.2. созывать внеочередные заседания Съезда, Высшего совета, Генерального совета Партии, Президиума Генерального совета Партии;
7.1.4.3. обращаться к органам и должностным лицам Партии, структурных подразделений Партии с предложениями, обращениями и заявлениями по вопросам деятельности Партии;
7.1.4.4. предлагать соответствующим органам Партии кандидатуры для избрания (назначения) на должности в руководящих и центральных органах Партии, руководящих органах структурных подразделений Партии, включая должности руководителей указанных органов;
7.1.4.5. приостанавливать полномочия членов центральных органов Партии, руководящих органов структурных подразделений Партии, включая полномочия руководителей указанных органов, в случаях: несоблюдения Устава Партии, программных документов, решений вышестоящих руководящих органов Партии и ее структурных подразделений, совершения указанными лицами действий, дискредитирующих Партию, или иных действий, наносящих ущерб политическим интересам Партии, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Уставом, до проведения очередного (внеочередного) заседания соответствующего вышестоящего руководящего или центрального органа (структурного подразделения) Партии и принятия им решения по данному вопросу;
7.1.4.6. приостанавливать действие решений руководящих и центральных органов Партии (за исключением решений Съезда Партии), руководящих органов структурных подразделений Партии, противоречащих законодательству Российской Федерации, положениям настоящего Устава и (или) программным документам Партии либо решениям Съезда Партии, Председателя Партии, до проведения очередного (внеочередного) заседания соответствующего вышестоящего руководящего или центрального органа (структурного подразделения) Партии и принятия им решения по данному вопросу.
7.1.5. Предложения, обращения и заявления Председателя Партии, адресованные органам и должностным лицам Партии и структурных подразделений Партии, рассматриваются ими в приоритетном порядке.
7.1.6. Полномочия Председателя Партии прекращаются в случае добровольного сложения с себя полномочий, а также в случае принятия решения Съездом о досрочном прекращении полномочий Председателя Партии.
7.1.7. Решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Партии принимается открытым голосованием двумя третями голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда при наличии кворума.
7.1.8. По инициативе не менее одной трети делегатов Съезда Партии Съезд Партии рассматривает вопрос об упразднении высшей выборной должности Председателя Партии. Решение об упразднении должности Председателя Партии принимается открытым голосованием двумя третями голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда при наличии кворума. В случае упразднения должности Председателя Партии пункты 7.1 – 7.1.9 подлежат исключению из Устава Партии.
7.1.9. В течение срока своих полномочий Председатель Партии не вправе замещать должность Председателя Высшего совета Партии.
7.2. Председатель Высшего совета Партии является высшим выборным должностным лицом Партии и избирается на Съезде Партии сроком на пять лет открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда при наличии кворума.
7.2.1. Полномочия Председателя Высшего совета Партии прекращаются в случаях прекращения или приостановления членства в Партии, добровольного сложения с себя полномочий, принятия решения Съездом о досрочном прекращении полномочий Председателя Высшего совета Партии в случае, если будет установлено, что его деятельность противоречит настоящему Уставу и наносит ущерб Партии.
7.2.2. Председатель Высшего совета Партии:
7.2.2.1. осуществляет общее политическое руководство деятельностью Партии, действует от имени Партии без доверенности;
7.2.2.2. возглавляет Высший совет и Бюро Высшего совета Партии, распределяет полномочия между членами Высшего совета и членами Бюро Высшего совета Партии;
7.2.2.3. направляет и координирует деятельность Генерального совета, Президиума Генерального совета и Центрального исполнительного комитета Партии;
7.2.2.4. представляет Партию во всех российских и зарубежных государственных и негосударственных органах и организациях;
7.2.2.5. открывает Съезд, председательствует на заседаниях Высшего совета и Бюро Высшего совета Партии;
7.2.2.6. согласовывает внутренние акты, регламентирующие в рамках законодательства Российской Федерации и настоящего Устава организационную деятельность Партии в целом и отдельных её структурных подразделений и органов;
7.2.2.7. созывает внеочередные заседания Генерального совета, Президиума Генерального совета, Центральной контрольно-ревизионной комиссии Партии;
7.2.2.8. заверяет решение Съезда Партии о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации;
7.2.2.9. осуществляет иную деятельность, способствующую эффективному выполнению Партией стоящих перед ней целей и задач.
7.3. Высший совет Партии является органом, определяющим стратегию развития Партии, содействующим выполнению Программы и Устава Партии, укреплению авторитета и росту влияния Партии в российском обществе.
7.3.1. Высший совет Партии избирается сроком на пять лет открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных делегатов на Съезде Партии при наличии кворума. Количественный и персональный состав Высшего совета определяется Съездом Партии.
7.3.2. Высший совет Партии избирается из числа выдающихся общественных и политических деятелей Российской Федерации, имеющих большой авторитет в российском обществе и на международной арене, в том числе не являющихся членами Партии.
7.3.3. Председатель Высшего совета Партии возглавляет и руководит деятельностью Высшего совета Партии.
7.3.4. Члены Высшего совета Партии имеют право участвовать в заседаниях Съезда Партии, Генерального совета, Президиума Генерального совета Партии и руководящих органов структурных подразделений Партии.
7.3.5. Высший совет Партии:
7.3.5.1. представляет Партию во взаимоотношениях с общественностью, в том числе международной, отечественными и зарубежными средствами массовой информации;
7.3.5.2. принимает заявления по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни страны, способствующим укреплению авторитета и росту влияния Партии в российском обществе;
7.3.5.3. разрабатывает рекомендации по основным направлениям Программы Партии и предвыборной программы Партии, ее политической стратегии;
7.3.5.4. взаимодействует в пределах своей компетенции с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями;
7.3.5.5. для обеспечения оперативного рассмотрения и согласования вопросов, входящих в компетенцию Высшего совета Партии, Председателем Партии либо Председателем Высшего совета Партии по согласованию с Председателем Партии формируется Бюро Высшего совета Партии;
7.3.5.6. в состав Бюро Высшего совета Партии входят Председатель Высшего совета Партии, Секретарь Генерального совета Партии, Руководитель депутатской фракции Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и другие.
7.4. Бюро Высшего совета Партии:
7.4.1. представляет Генеральному совету и его Президиуму рекомендации по созыву Съезда Партии;
7.4.2. представляет Съезду Партии предложения по персональному составу Генерального совета Партии и ЦКРК;
7.4.3. вносит Президиуму Генерального совета предложения для последующего выдвижения Съездом Партии:
7.4.3.1. кандидата на должность Президента Российской Федерации;
7.4.3.2. федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
7.4.4. вносит Президиуму Генерального совета Партии предложения по кандидатурам на должности:
7.4.4.1. членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса;
7.4.4.2. членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителей от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации для выдвижения на должность соответствующими депутатскими объединениями (депутатами) Партии;
7.4.5. вносит Генеральному совету Партии в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предложение по кандидатуре другого зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для замещения вакантного депутатского мандата;
7.4.6. создает рабочие и иные группы для решения необходимых задач.