Как эксплуатировать мостовой кран – руководство
Содержание
- Подготовка механизма к работе
- Тонкости управления крановым погрузчиком
- Функции оператора крана
- Порядок ремонта кранов
- Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом
Грузоподъемные механизмы получили широкое применение на мелких предприятиях и на крупных производственных площадках. Машинисты и крановщики перед началом работы в обязательном порядке должны изучить руководство по эксплуатации мостового крана во избежание травмоопасных ситуаций.
Подготовка механизма к работе
Перед запуском механизма должен быть произведен его тщательный обзор, заключающийся в проверке всех узлов и систем на отсутствие поломок и сбоев. Предварительно крановщик изучает записи в журнале приема смены. После этого оператор проверяет:
Устройство мостового крана
- состояние механизмов крана;
- исправность электрооборудования;
- исправность тормозов и захватывающего оборудования;
- состояние металлоконструкций и деталей в местах доступа к ним;
- освещение и подачу звуковых сигналов;
- положение каната и его укладку;
- крепление крюковой подвески к обойме;
- состояние троллеев;
- исправность буферов и противоугонных приспособлений.
Подготовка мостовых кранов к действиям производится в выключенном состоянии, а перед включением необходимо убедиться, что рукоятки управления находятся на нулевой отметке. Только после этого включается питание крана.
В случае обнаружения нарушений или неисправностей, оператор должен внести соответствующую запись в журнале сдачи-приемки мостового крана. После этого крановщик докладывает о поломке руководителю, и только после устранения повреждений оператор может приступать к работе.
Крановщику запрещено:
- одному производить ремонт;
- осматривать и очищать кран, если включен рубильник;
- оставлять на галерее незакрепленный груз или инструмент;
- перемещаться по крановым путям и галереям через мост;
- сбрасывать детали вниз;
- производить осмотр или ремонт крана, если на нем присутствуют рабочие.
Что запрещается делать крановщику
Тонкости управления крановым погрузчиком
К эксплуатации мостового крана допускаются лица не моложе 18 лет и имеющие соответствующую присвоенную квалификацию. Важно наличие медицинской справки, подтверждающей допустимое состояние здоровья крановщика.
После предварительной проверки и в случае отсутствия отклонений, оператор может приступать к управлению механизмом:
Устройство органов управления мостовым краном
- перед любой операцией производится звуковой сигнал;
- подъем груза предельной массы осуществляется постепенно: после плавного поднятия на 200 м и проверки надежности захвата продолжается подъем;
- минимальная высота опускания груза до низа балок – 0,5 м;
- минимальное расстояние между кранами в 1 пролете – 1 м;
- не поднимать груз, если неизвестна информация о его массе;
- опускание поклажи производится на специально подготовленные участки, исключающие падение объекта.
Обязательно нужно исключать одновременное действие основных и вспомогательных механизмов.
Функции оператора крана
Крановщик-оператор – главный специалист, приводящий мостовой кран в действие и обеспечивающий всю основную работу данного устройства. Круг его обязанностей не ограничивается непосредственным управлением грузоподъемником, и также включает:
Крановая кабина для оператора мостового крана
- ознакомление с записями в вахтовом журнале;
- осмотр крана;
- ремонт оборудования, если в этом есть необходимость;
- перед тем, как подняться на кран, оператор должен принять смену;
- сдавая смену, нужно по команде разместить агрегат на посадочной площади и опустить блочную подвеску, чтобы произвести осмотр;
- принимая – нужно осмотреть пульт управления и убедиться, что на нем нет трещин и вмятин;
- затем проверяется передающая антенна, аккумуляторная батарея, блок питания и посты подключения.
В обязанности крановщика-оператора крана входит и ремонт, зачастую включающий замену ходовых колес, подшипников, шкивов, крюков и других элементов. Смазывание движущихся частей мостовых кранов – это тоже обязанность крановщика-оператора.
Для обеспечения качественной и безопасной эксплуатации крана крановщик должен досконально изучить инструкцию для крановщиков-операторов. Нужно знать принципы работы электросистем, устройство и логику функционирования как крана в целом, так и его отдельных систем и узлов. Перед сменой допущенный кладовщик должен иметь наряд и контактный ключ, чтобы постороннему человеку не удалось включить и запустить в работу мостовой кран.
Порядок ремонта кранов
Эксплуатация крана редко обходится без ремонтных работ, которые начинаются с подготовки участки цеха: устранение всех лишних деталей и вещей, препятствующих процессу восстановления крана. Во время ремонта агрегат должен быть отключен от сети. В цеховом журнале фиксируется дата ремонта и ответственный за его проведение. Рабочие снабжаются нарядом-допуском к ремонту, составляется специальная техническая документация.
Ремонт мостового крана
Сперва нужно отключить или изолировать секцию троллеев, поставив табличку: «Осторожно, под напряжением». Важно тщательно осмотреть крановые редукторы, очистить смотровой люк от грязи, если она засорила полость редуктора. После прочистки полости она заполняется смазочным веществом.
Во время ТО мостовых кранов проверяется система безопасности, и если есть отклонения, производится замена фрикционных потертых накладок и шарниров для системы рычагов на тормозах.
В целом ремонт включает такие стадии:
- термическая;
- слесарная;
- токарная;
- наплавочная;
- фрезерная;
- зубонарезная;
- шлифовальная.
Схема троллея мостового крана
Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом
Регулировка тормоза начинается с того, что крановщиком выставляется стандартный ход якоря. Для этого гайка отделяется от шайбы, и поддерживаемая гаечным ключом (для обеспечения неподвижного состояния) вращается квадратная заточка до того момента, пока ход якоря электромагнита не составит половину номинального дохода.
Устройство тормоза с электромагнитным приводом
Дальше для фиксации конечной пружины гайка прикручивается шайбой, а шток вращается за квадратную заточку. Пружина прижимается до тех пор, пока не будет достигнут тормозной момент.
Ремонт тормозов с гидравликой заключается в извлечении штока толкателя. В это время под рычагом на крышке толкателя должен лежать брусок из дерева или металла. Далее удалить пальцы шарниров из крепления колодок и направить их на поверхность трения шкива до такого положения, при котором колодка вытянется сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.
Видео по теме: Мостовой кран
Настоящая инструкция распространяется на краны мостовые общего назначения грузоподъемностью 5, 10, 16, 20 и 16/3,2, 20/5 тонн; краны грейферные грузоподъемностью 2 тонны, а также специальные грузоподъемностью 2,5+2,5 тонны, изготовляемые на базе кранов общего назначения.
В инструкции приведены основные сведения по устройству, даны рекомендации по монтажу, техническому обслуживанию, требованиям безопасности, эксплуатации и ремонта.
Мостовые краны общего назначения и специальные предназначены для подъема и перемещения различных грузов. Грейферные краны предназначены для подъема и перемещения сыпучих грузов.
чтобы посмотреть нажмите «дальше» или скачать за оплату
Оператор-крановщик, который будет работать на мостовом кране, перед тем как приняться за работу самостоятельно, должен осуществить практическую стажировку на предназначенном для его работы кране. Время стажировки назначает специальный сотрудник инженерно-технического отдела, ответственный за содержимое грузоподъемных аппаратов в рабочем состоянии. Учитывая конструктивные особенности подъёмных механизмов, а также личных способностей крановщиков, которые работают с кранами общего назначения, длится не меньше десяти дней. И больше одного месяца для операторов, которые работают на различных кранах иного назначения, например кранах перегружателях.
Руководство по эксплуатации крана дает возможность для формирования разработки собственной производственной инструкции по эксплуатации крана для крановщиков, учитывая также конструктивные свойства подъёмных мостовых кранов, места их установки и особенностей использования в работе.