Что такое руководство по летной эксплуатации

Руководство по лётной эксплуатации

  • Руководство по лётной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолёта. Содержит набор инструкций и специфических для каждого летательного аппарата данных, как то: минимальная и максимальная скорости полёта, максимальный угол атаки, ограничения по алгоритмам взлёта и посадки, устройство и назначение бортовой авионики и т. п. Используется пилотами, штурманами, бортмеханиками и другим авиационным персоналом.

    Руководство по летной эксплуатации ВС — руководство, приемлемое для государства эксплуатанта и включающее порядок действий в обычной, особой и аварийной ситуациях, контрольные карты, ограничения, информацию о летно-технических характеристиках и сведения о системах ВС, а также другие материалы, связанные с эксплуатацией ВС (Doc 9760, издание третье, 2014 г. ИКАО).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Приборная скорость (сокращенно ПР или IAS) — это воздушная скорость, отображаемая на указателе скорости летательного аппарата. Приборная скорость определяется динамическим давлением, замеряемым приёмником воздушного давления.

Прерванный заход на посадку — маневр, выполняемый экипажем воздушного судна при принятии решения о невозможности продолжения захода на посадку. Известен также как уход на второй круг.

Высота́ приня́тия реше́ния (ВПР) — минимальная высота, с которой летательный аппарат может безопасно прервать процедуру посадки и принять решение об уходе на второй круг. Заход может быть прерван, если…

Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Кроме того, реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействующий реверсивное устройство.

Глисса́да (от фр. glissade — буквально: «скольжение», производное от glisser — «скользить») — в авиации: траектория полёта летательного аппарата (самолета, вертолета, планера), по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой. Стандартная глиссада начинается на высоте 400 метров и заканчивается на высоте 15 метров.

Флюгирование винта — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта регулируемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при угле установки лопастей (относительно плоскости вращения) около 85—90°. Применяется в случаях, когда необходимо минимизировать сопротивление после отказа двигателя в полёте..

Сва́ливание в авиации — резкое падение подъёмной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком (срыва потока с крыла).

Посадка — завершающий этап полёта воздушного судна, при котором происходит замедление движения воздушного судна с высоты 25 м над уровнем порога ВПП до полной остановки воздушного судна на ВПП.

Полёт по кругу («полёт по коробочке») — полёт по установленному маршруту (обычно прямоугольному) в районе аэродрома для отработки взлёта, захода, расчёта на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому. Является важной частью захода на посадку и УТП (учебно-тренировочных полётов) на самолётах и планёрах. В случае УТП на самолёте может применяться посадка конвейером.

Закры́лок — профилированная отклоняемая поверхность, симметрично расположенная на задней кромке крыла, элемент механизации крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полёте на малых скоростях. Существует большое число типов конструкции закрылков.

Ми́нимум в авиации — минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлётов, посадок и полётов по маршруту. До 2009 года использовался термин метеорологи́ческий ми́нимум (метеоми́нимум).

Скороподъёмность — лётно-техническая характеристика воздушного судна, определяющая его манёвренность в вертикальной плоскости; выражается в скоростных возможностях летательного аппарата при наборе им высоты в полёте и измеряется в метрах в секунду (в странах с футовой системой исчисления высоты — в футах в минуту).

Заход на посадку — один из заключительных этапов полета воздушного судна, непосредственно предшествующий посадке. Обеспечивает выведение воздушного судна на траекторию, которая является предпосадочной прямой (глиссаде), ведущей к точке приземления.

Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).

У́ровень аэродро́ма — абсолютная высота аэродрома, выраженая в единицах высоты или давления.

Максима́льная взлётная ма́сса (максимальный взлётный вес, англ. MTOW — max takeoff weight) — максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полётов.

Скольже́ние в авиации — движение летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха, при котором встречный поток воздуха набегает на самолёт не строго спереди, а сбоку, под углом к плоскости его симметрии.

Правила визуальных полётов, ПВП (англ. Visual flight rules, VFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих ориентирование экипажа и выдерживание безопасных интервалов путём визуального наблюдения за линией естественного горизонта, ориентирами на местности и другими воздушными судами.

Руль высоты́ — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси.

Механиза́ция крыла́ — совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и так далее.

Взлёт — процесс перехода летательного аппарата или летающего представителя фауны (насекомого, птицы, рукокрылого) в состояние полёта. Взлёт возможен только в том случае, если подъёмная сила больше веса взлетающего объекта.

Вынужденная поса́дка — посадка воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома, по причинам, не позволяющим выполнить полёт согласно плану. Уход и посадка на запасном аэродроме вынужденной посадкой не является.

Што́пор в авиации — особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей; неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки. При этом самолёт переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. В ряде случаев предштопорное состояние самолёта характеризуется предупредительной тряской.

Ку́рсо-глисса́дная система, КГС, (также, согласно ГОСТу, система инструментального захода самолётов на посадку радиомаячная) — наиболее распространённая в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам. В зависимости от длины волны КГС делятся на системы метрового (англ. ILS (instrument landing system)) и сантиметрового диапазонов (англ. MLS, microwave landing system — микроволновая система посадки).

Руле́ние — термин, касающийся движения воздушного судна (ВС) по земле. Означает перемещение ВС под действием тяги собственных двигателей и силы инерции. Обычно на рулении двигателям устанавливают режим «малый газ».

Система предупреждения о близости земли (англ. Ground Proximity Warning System, сокращённо GPWS) — система воздушного судна, предназначенная для предупреждения пилотов об угрозе столкновения с землёй в управляемом полёте (CFIT) или с иным препятствием. Согласно Федеральному управлению гражданской авиации США, GPWS классифицируется как один из типов принятой в США системы предупреждения столкновения с землёй — TAWS. С 1996 года на воздушные суда устанавливается усовершенствованная (расширенная) система…

Помпа́ж (фр. pompage — колебания, пульсация) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в газовоздушном тракте двигателя из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе…

Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт».

Эшелон перехода — установленная условная высота полёта воздушного судна (по стандартному давлению 760 мм рт. ст.), на которой производится перестановка значения атмосферного давления на барометрическом высотомере (высотомере) на давление аэродрома или минимальное давление, приведённое к уровню моря.

Рычаг управления двигателем (РУД) — орган управления тягой двигателя летательного аппарата. Лётчик управляет режимом работы двигателя с помощью рычага управления двигателем, перемещение которого регулирует — увеличивает или уменьшает расход топлива.

Контрольная точка аэродрома (КТА) — условная точка на аэродроме, являющаяся, как правило, геометрическим центром главной взлетно-посадочной полосы и определяющая географическое местоположение аэродрома, его высоту над уровнем моря и т.д. КТА рисуется в центре ВПП в виде круга.

Козле́ние (козёл) — авиационный термин, обозначающий отделение самолёта от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке. Возникает чаще всего вследствие ошибки пилотирования, иногда из-за конструктивных особенностей летательного аппарата. Может проявляться в сочетании с некоторыми неблагоприятными факторами.

Правила полётов по приборам, ППП (англ. Instrument flight rules, IFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих выполнение полётов в условиях, при которых местонахождение, пространственное положение и параметры полёта воздушного судна определяются по показаниям пилотажно-навигационных приборов. ППП предусматривают выдерживание экипажем параметров полёта для соблюдения интервалов эшелонирования, установленных, главным образом, органом управления воздушным движением.Большинство…

Авторота́ция (др.-греч. αὐτός — сам; лат. rotatio — вращение) — режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Термин появился между 1915 и 1920 годами в период начала разработок вертолётов и автожиров и означает вращение несущего винта без участия двигателя.

Всенаправленный азимутальный радиомаяк или РМА (англ. VHF omni-directional radio range, VOR) — вид радионавигационной системы, предназначенной для определения положения воздушного судна. Станция VOR передает в эфир позывные станции (азбукой Морзе и, иногда, голосом) и информацию, которая позволяет радионавигационным системам на борту определить магнитный пеленг самолёта, то есть угол между опорным северным направлением и направлением на воздушное судно относительно станции. Данные с двух станций…

Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых…

Шасси летательного аппарата — система опор летательного аппарата, обеспечивающая его стоянку, передвижение по аэродрому или воде при взлёте, посадке и рулении. Обычно представляет собой несколько стоек, оборудованных колёсами, иногда используются лыжи или поплавки. В некоторых случаях используются гусеницы или поплавки, совмещенные с колесами.

Автопилот — устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определённой, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полёт чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимися по рельсовым путям.

Элероны (рули крена) — аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов нормальной схемы и самолётов схемы «утка». Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально, то есть в противоположные стороны: для крена самолёта вправо правый элерон поворачивается вверх, а левый — вниз; и наоборот. Принцип действия элеронов состоит в том, что у части крыла, расположенной перед…

Пикирование — фигура простого пилотажа, заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолёта с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла (движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°). Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным. Пикирование является отрицательным танга́жем (с уменьшением угла носа самолёта), то есть противоположностью кабрирования — положительного…

Танга́ж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции.

Интерце́птор (от лат. interceptor «захватчик» ← intercipio «перехватываю, отбиваю, пересекаю»), спо́йлер (англ. spoiler) — механизм, предназначенный для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле. Большей частью интерцепторы конструктивно размещаются на верхней поверхности крыла. Таким образом образование подъёмной силы позади интерцепторов прекращается и эта часть крыла выключается из работы. Основное отличие интерцепторов от воздушных тормозов в том, что те предназначены по большей части для…

Схема захода на посадку — установленный маршрут в районе аэродрома, по которому воздушное судно выполняет полёт от точки входа в район аэродрома до выхода на предпосадочную прямую, то есть выполняет заход на посадку.

Диапазон режимов полёта — пользовательский интерфейс электродистанционной системы управления самолётом, предотвращающий ошибки управления или намеренные действия пилота, которые могут привести к превышению структурных или аэродинамических эксплуатационных ограничений. В различных вариантах он используется на всех современных самолётах с ЭДСУ. Основным преимуществом системы является предоставление пилотам возможности быстро реагировать на критические ситуации без риска для безопасности самолёта и…

Срыв потока — неконтролируемое нарушение баланса процессов ламинарного и турбулентного характеров в движении газа (жидкости) относительно обтекаемого тела.

Законцовка крыла начинается в том месте, где заканчиваются лонжероны крыла и, как правило, представляет собой полую монококовую/полумонококовую конструкцию, в которой находятся навигационный огонь (огни) и, зачастую, стекатели статических зарядов (молний). Законцовки киля и стабилизатора имеют аналогичную конструкцию.

Кабина лётного экипажа — помещение (отсек) летательного аппарата, где располагаются члены лётного экипажа, органы управления и оборудование, используемые для управления летательным аппаратом в полёте.

Обледенение — процесс образования льда на поверхностях различных предметов, зданий и т. д. при низкой температуре.

ПВД (Приёмник возду́шного давле́ния) в авиационной технике — устройство отбора сигналов атмосферного давления для подачи их в системы статического и динамического давления, а также на ряд электрических датчиков систем отображения полётной информации, в автоматику двигателей и целый ряд других систем самолёта (потребителей). Применяется как первичная часть бортовой системы воздушных сигналов (СВС) для вычисления приборной и воздушной скорости, истинной воздушной скорости, вертикальной скорости и барометрической…

Руководство по лётной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолёта. Содержит набор инструкций и специфических для каждого летательного аппарата данных, как то: минимальная и максимальная скорости полёта, максимальный угол атаки, ограничения по алгоритмам взлёта и посадки, устройство и назначение бортовой авионики и т. п. Используется для управлении самолётом пилотами, штурманами и бортмеханиками.

Типичный перечень разделов, включаемых в руководство

Перечень составлен на основе РЛЭ самолёта Ан-2 ДОСААФ выпущенного в 1989 году.

  • Геометрические данные самолёта. Длина, ширина, размах крыльев, установочные углы.
  • Основные весовые и эксплуатационные данные. Взлётный вес, грузоподъёмность.
  • Основные технические и эксплуатационные данные двигателя.
  • Штатные режимы работы двигателя.
  • Штатные температурные данные работы двигателя.
  • Основные технические характеристики винта.
  • Основные лётные данные.
  • Взлётно-посадочные характеристики.
  • Основные эксплуатационные данные.
  • Эксплуатационные ограничения.
  • Инструкция по подготовке самолёта к полёту и предполётному осмотру техником.
  • Инструкция по подготовке самолёта к полёту и предполётному осмотру пилотом.
  • Инструкция по подготовке к запуску двигателя, запуску, прогреву и останову двигателя.
  • Инструкция по подготовке к выруливанию и рулению.
  • Инструкция по подготовке к взлёту и самому взлёту.
  • Инструкция по набору высоты, горизонтальному полёту и снижению.
  • Инструкция по выполнению посадки.
  • Инструкция по выполнению полётов в сложных метеорологических условиях.
  • Инструкция по использованию радиокомпаса.
  • Инструкция по выполнению полётов ночью.
  • Инструкция по выполнению полётов на выброску парашютистов.
  • Инструкция по действиям экипажа в особых случаях (поломка, отказ двигателя в полёте, пожар и т. п.)
  • Инструкция по выполнению полётов в условиях грозы и при неспокойном воздухе.
  • Инструкция по выполнению полётов в условиях обледенения.
  • Правила эвакуации из самолёта в воздухе и на земле.
  • Инструкция по эксплуатации самолёта в условиях высокой температуры воздуха.
  • Инструкция по эксплуатации самолёта в условиях низкой температуры воздуха.
  • Инструкция по эксплуатации маслосистемы самолета.
  • Инструкция по эксплуатации системы подогрева воздуха на входе в карбюратор.
  • Инструкция по регулированию качества смеси высотным корректором.
  • Инструкция по эксплуатации электрооборудования.
  • Инструкция по проверке и эксплуатации радиооборудования.
  • Инструкция по эксплуатации авионики.
  • Инструкция по эксплуатации противопожарного оборудования.
  • Дополнительные справочные материалы.

РЛЭ в массовой культуре

  • Приказано уничтожить — пилот лёгкой авиации, при помощи стюардессы, зачитывающей ему руководство, сажает Boeing-747. Следует отметить, что сюжет, когда дилетант успешно сажает пассажирский самолёт, достаточно широко распространен. На практике подобные действия, как правило, заканчиваются катастрофой[источник не указан 627 дней].

Ссылки

  • Руководства по летной эксплуатации
  • РЛЭ, техническая и конструкторская документация ряда отечественных и иностранных самолетов

Материал из База знаний

Перейти к: навигация, поиск

Руководство по летной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолета. Содержит набор инструкций и специфических для каждого самолета данных, как то: предельные значения лётно-технических характеристик ЛА, выполнение всех этапов полёта, ограничения по эксплуатации, действия в особых ситуациях и т.п. Является основным документом, используемым при управлении ЛА.

См. также

  • AFM
  • РПП

Ссылки

  • Большая коллекция РЛЭ имеется в разделе «Ла, РЛЭ, инструкции…» сайта civilavia.info
  • Сборник РЛЭ на aviadocs.net
  • РЛЭ в файловом архиве avsim.su
    • Ан-2
    • Ан-12
    • Ан-24
    • Ан-24
    • Ан-26
    • Ан-26
    • Ан-74-200 Часть1
    • Ан-74-200 Часть2
    • Ан-124-100 Книга 1
    • Ан-124-100 Книга 2
    • Ан-140-100 Небольшая часть РЛЭ
    • Ан-148-100В
    • Аэропракт А-22
    • БЕ-200
    • Вильга-35А
    • Ил-2
    • ИЛ-18
    • Ил-76
    • ИЛ-76ТД
    • ИЛ-76ТД III томник1 kniqa1
    • ИЛ-76ТД III томник1.2 kniqa2
    • Ил-76ТД книга 1
    • Ил-76Т/ТД
    • Ил-96-300
    • Ил-96-300 Книга 1
    • Л-13
    • Л-39
    • Л-200 Морава
    • Л-410 УВП-Э
    • L410 UVP-E20
    • Ли-2
    • Ли-2 2хАШ-62ИР
    • Ми-2
    • Ми-2
    • Ми-8АМТ
    • Су-26
    • Су-27
    • Су-27 СК
    • ТУ-104 с двигателями РД-3М-500
    • Ту-134 А, Б. Книга 2. Часть1
    • Ту-134 А, Б. Книга 2. Часть2
    • Ту-134 А, Б. Книга 2. Часть3
    • Ту-134А,Б. Книга первая.
    • Ту-134 Книга вторая.
    • Ту-134. Книга 1
    • Ту-134 А, Б. Книга 1 с изменением № 14
    • Ту-154Б, М
    • Ту-154 Сокращенный вариант
    • Ту-204-300
    • Ту-204-300 (в другом виде)
    • Ту-214. Том 1
    • Ту-214. Том 2
    • Ту-214. Том 3
    • Ту-214. Временные изменения.
    • Як-12. 1952 г.
    • Як-12А,М,Р
    • Як-18Т
    • Як-18Т серия 36
    • ЯК-40 (1995г)
    • Як-40 (Дата последней сверки в АСЦ ГосНИИ ГА 12.07.2004.)
    • Як-42Д
    • ЯК-52
    • Як-54
    • Cessna-172 (Русский перевод)
    • CESSNA F150L (Перевод с французского издания 1973 г)
    • Robinson R44 (Русский перевод)

25.1581. Общие положения

(a) Представление информации. С каждым самолетом должно представляться Руководство по летной эксплуатации самолета, которое дол­жно включать в себя следующие сведения:

(1) Информацию, требуемую в параграфах 25.1583 — 25.1587.

(2) Другую информацию, необходимую для безопасной эксплуатации, вследствие особен­ностей конструкции, эксплуатации и пилоти­рования данного самолета.

(3) Все ограничения, процедуры и другую ин­формацию, которые установлены как условие соответствия относящимся к ним требованиям по ограничению шума в соответствии с АП-36.

(b) Одобренная информация. Все части Руко­водства, перечисленные в параграфах 25.1583 — 25.1587 и имеющие отношение к данному само­лету, должны быть представлены вместе с само­летом, проверены и одобрены, а также выделе­ны, обозначены и должны ясно отличаться от всех неодобренных частей этого Руководства.

(c) [Зарезервирован].

(d) Все Руководства по летной эксплуатации самолета должны включать в себя оглавление, если сложность Руководства требует этого.

25.1583. Эксплуатационные ограничения

(а) Ограничения скорости. Должны быть ука­заны следующие (и любые другие) ограничения скорости, необходимые для безопасной эк­сплуатации:

(1) Максимально допустимая эксплуата­ционная скорость Vmo/Mmo вместе с указанием, что этот предел скорости не должен преднаме­ренно превышаться на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или сниже­ние), за исключением случаев, когда для прове­дения летных испытаний или для тренировки пилотов разрешается большая скорость.

(2) Если ограничение скорости основывает­ся на явлениях сжимаемости воздуха, включа­ется указание, касающееся этого явления, вме­сте с информацией о признаках проявления сжимаемости, вероятном поведении самолета и рекомендуемых действиях для вывода самолета из критического режима.

(3) Маневренная скорость VA вместе с указа­нием о том, что полное отклонение руля напра­вления и элеронов, а также маневры, выпол­няемые на углах атаки, близких к срывному ре­жиму, должны ограничиваться скоростями, не превышающими маневренную скорость VA.

(4) Скорость полета с выпущенными за­крылками VFE и соответствующие положения закрылков и режимы работы двигателей.

(5) Скорость или скорости полета при выпу­ске и уборке шасси и разъяснение относитель­но этих скоростей в соответствии с 25.1515(а).

(6) Скорость полета с выпущенным шасси VLE, если она превышает скорость полета при выпуске — уборке шасси VLO, вместе с указани­ем, что эта скорость является максимальной, при которой самолет может совершать безопас­ный полет с выпущенным шасси.

(b) Ограничения по силовой установке. Дол­жна быть представлена следующая информа­ция:

(1) Ограничения, требуемые 25.1521 и

25.1522.

(2) Объяснения ограничений там, где это необходимо.

(3) Информация, необходимая для обозна­чения на приборах, требуемая параграфами 25.1549 — 25.1553.

(c) Вес и распределение нагрузки. В Руковод­ство по летной эксплуатации самолета должны быть включены ограничения веса и центровки самолета, установленные в соответствии с 25.1519. Вся приводимая ниже информация, включая ограничения по распределению веса, установленная в соответствии с 25.1519, должна быть представлена либо в Руководстве по лет­ной эксплуатации самолета, либо в отдельном документе по контролю веса и балансировки, а также загрузки, на который в Руководстве по летной эксплуатации самолета должна быть да­на ссылка:

(1) Условия, при которых производится взвешивание самолета, и компоненты, включа­емые в вес пустого самолета, указанные в 25.29.

(2) Указания по загрузке, необходимые для обеспечения загрузки самолета в пределах огра­ничений веса и центровки, а также для поддер­жания загрузки в этих пределах в полете.

(3) Если запрашивается сертификация для более чем одного диапазона центровок, то со­ответствующие ограничения в отношении веса и правил загрузки для каждого отдельного ди­апазона центровок.

(d) Летный экипаж. Должны указываться ко­личество и функции членов минимального лет­ного экипажа, определенного в соответствии с

25.1523.

(e) Виды эксплуатации. Должны указываться виды эксплуатации, утвержденные для данного самолета в соответствии с положениями 25.1525.

(f) Температура наружного воздуха и эксплуа­тационная высота. В Руководство по летной эк­сплуатации самолета должны быть включены допустимые границы температуры наружного воздуха и эксплуатационной высоты полета, установленные в соответствии с 25.1527.

(g) [Зарезервирован].

(h) Дополнительные эксплуатационные огра­ничения. Должны указываться эксплуатацион­ные ограничения, изложенные в 25.1533.

(i) Перегрузки в полете. Должны быть пред­ставлены эксплуатационные ограничения по перегрузке, на которые конструкция испытана, приведенные в величинах ускорений.

25.1585. Процедуры по эксплуатации самолета

(a) Процедуры по эксплуатации самолета должны включать в себя:

(1) Нормальные процедуры, которые харак­терны для данного типа самолета или его моде­ли, при обычной эксплуатации.

(2) Особые процедуры для случаев неисправ­ностей и отказных ситуаций, требующих ис­пользования специальных систем или альтерна­тивного использования обычных систем; и

(3) Аварийные процедуры для предсказуе­мых, но необычных ситуаций, для которых не­медленные и точные действия экипажа могут существенно уменьшить риск катастрофы.

(b) Информация или процедуры, не связан­ные впрямую с летной годностью, или которые не могут быть применены экипажем, не дол­жны быть включены, также не должны быть включены процедуры, которые приняты как базовые для летной подготовки.

(c) Должна быть представлена информация, определяющая каждый рабочий режим топлив­ной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить незави­симость топливной системы согласно требова­ниям 25.953, а также представлены инструкции по переводу топливной системы в такие состоя­ния, для которых показывается соответствие этим требованиям.

(d) Должны быть представлены огибающие начала бафтинга, определенные согласно 25.251. Если указаны поправки на влияние различных центровок, то в представленных огибающих должна быть отображена центровка, обычная для загрузки самолета в крейсерском полете.

(e) Должна быть представлена информа­ция, указывающая, что когда на индикаторе топливомера при горизонтальном полете по­является нуль, то остаток топлива в баке не может быть использован без риска для безо­пасности полета.

(f) Должна быть представлена информация об общем количестве вырабатываемого топлива из каждого бака.

25.1587. Сведения о летных

характеристиках самолета

(a) Каждое Руководство по летной эксплуа­тации самолета должно содержать информа­цию, позволяющую переводить приборную температуру в истинную температуру наружно­го воздуха, если для выполнения требований 25.1303(а)(1) используется термометр, отлич­ный от термометра наружного воздуха.

(b) Каждое Руководство по летной эксплуа­тации самолета должно содержать информа­цию о летных характеристиках, рассчитанных согласно применимым требованиям настоящих Норм (включая требования параграфов 25.115, 25.123, 25.125 и 25.125А для весов самолета, вы­сот полета, температур наружного воздуха, со­ставляющих скорости ветра и уклонов ВПП, в зависимости от того, что применимо) в преде­лах эксплуатационных ограничений самолета и должно включать следующие сведения:

(1) В каждом случае: режим работы двигате­ля, конфигурация самолета и скорость полета, процедуры по управлению самолетом и други­ми системами, оказывающими значительное влияние на информацию по характеристикам.

(2) VS, определенную в соответствии с 25.103.

(3) Следующую информацию о летных ха­рактеристиках (определенную экстраполяцией и вычисленную для диапазона весов между максимальным посадочным весом и макси­мальным взлетным весом):

(i) характеристики набора высоты в поса­дочной конфигурации;

(ii) характеристики набора высоты в конфи­гурации для захода на посадку;

(iii) посадочную дистанцию.

(4) Действия, установленные согласно 25.101(f), (g) и связанные с ограничениями и ин­формацией, требуемыми 25.1533 и пунктом (b) данного параграфа. Эти действия должны быть приведены в форме рекомендательного материа­ла, включающего в себя все относящиеся к этому вопросу ограничения или информацию.

(5) Объяснение существенных или необыч­ных характеристик управляемости самолета в полете и на земле.

(6) Поправки к приборной скорости полета, к высоте полета и температуре наружного воздуха.

(7) Разъяснение по эксплуатационным коэф­фициентам увеличения посадочных дистанций, использованных в представлении потребных по­садочных дистанций, если это приемлемо.

Приложение А

Шасси с хвостовым колесом

Шасси с носовым колесом

Рис. 1. Основные размеры шасси

Шасси с хвостовым колесом

Рис. 2. Горизонтальная посадка
J — уравновешивающий момент сил инерции;

Т — направленная вперед составляющая сил инерции

Шасси с носовым колесом

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Подпись:в — угол при касании земли основным
шасси и хвостовой частью фюзеляжа, который
не должен превышать угол сваливания

Рис. 3. Посадка с опущенным хвостом

Шасси с носовым или хвостовым колесом

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 4. Посадка на одно колесо

Самолет с носовым или хвостовым колесом в условиях
горизонтальной посадки

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 5. Посадка с боковым сносом PYM — 1/2 максимальной вертикальной реакции земли, получаемой у каждого главного колеса в условиях горизонтальной посадки;

* — реакция земли на носовое колесо равна нулю

Шасси с хвостовым колесом

Шасси с носовым колесом

1,2G при расчетном посадочном весе 1,0G при расчетном взлетном весе

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

1,2G при расчетном посадочном весе

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 6. Пробег самолета с применением тормозов
Т — сила инерции, уравновешивающая лобовую силу колеса;
*) — PXN = 0, если на носовом колесе нет тормозов;
при определении нагрузки на основные стойки PYN = 0
при определении нагрузки на носовую ось J = 0

Шасси с хвостовым колесом Шасси с носовым колесом

Силы инерции самолета в

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 8. Разворот самолета с носовым или хвостовым колесом PYM, PYN — статические реакции земли. Самолет с хвостовым колесом находится в положении на трех точках. Предполагается, что разворот происходит вокруг одной из основных стоек шасси

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 1. Определение осей, углов и основных размеров на гидросамолете

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 2. Коэффициенты, учитывающие распределение нагрузок по длине лодки

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 3. Распределение давления в поперечном сечении

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мтз 610 руководство по эксплуатации
  • Power bank long lasting high capacity power bank инструкция
  • Промывка радиатора абро 10 минут инструкция
  • Обучение руководства банка
  • Руководство по эксплуатации ваз 2109 инжектор скачать