Что такое самостоятельная работа студента под руководством преподавателя

      Тема: Самостоятельная работа студентов, цели и особенности организации.

1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

2. Основные понятия и определения.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа «Чем больше, тем лучше». Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

3. О мотивации самостоятельной работы студентов.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно — деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

4. Организация и формы самостоятельной работы.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Простейший путь — уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы — не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента — 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый — это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.

Второй — повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС — научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это — решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;

· выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

· выполнение курсовых проектов и работ;

· подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Беглый опрос.

3. Решение 1-2 типовых задач у доски.

4. Самостоятельное решение задач.

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум — 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры — в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.

При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).

3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

4. Проверить и выставить оценку за отчет.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

      — входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

      — текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

      — промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

      — самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

      — итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

      — контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля — коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах, в том числе и в ИГХТУ. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающее — контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель — помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

мм

Автор: Мурадова Людмила Сергеевна

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ Л.С. Мурадова Students’ independent work and teacher’s function in its organization L.S. Muradova © 2012 г., Людмила Сергеевна Мурадова – старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов Центра языковой подготовки ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, е-mail: izdatelstvo_sogu@mail.ru

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов (срс) как совокупность их деятельности в учебной аудитории и вне ее. Основную роль в органи- зации эффективной срс выполняет преподаватель, де- ятельность которого как организатора и руководителя срс включает следующие функции: диагностическую, прагматическую, мобилизационно-побудительную, кон- трольно-оценочную, коррекционную и координирующую. Ключевые слова: самостоятельная работа сту- дентов, планирование, координация, целевая ориента- ция, контроль, самоконтроль произвольный и непроиз- вольный, психическая саморегуляция, рациональное ис- пользование времени, самовоспитание, индивидуальное педагогическое общение.

The article deals with independent work of students as the whole set of their activity at the lecture room and out of it. A teacher is considered to play the primary role in the process of organizing the students’ effective self-study activity. Teacher’s activity as coordinator and supervisor includes the following functions: diagnostic, pragmatic, incentive, control – estimating, correctional and coordinate.

Keywords: independent work of students, programming, coordination, goal orientation, supervision, self-control unconditioned and involuntary, mental self-regulation, rational utilization of time, self-education, individual pedagogical communication.

 Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам при- роды, а природа в свою очередь включала в его представлении и человека в его взаимоотношени- ях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания. Метафора Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где ос- новное правило – научить учиться, быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взгля- нуть на оптимизацию процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин. Постоянный приток новой информации, об- новление технологий и организации труда предъ- являют к подготовке специалистов новые требова- ния. Преподавателю в решении этой задачи при- надлежит особая роль. Необходимо сформировать у каждого воспитанника потребность и умение постоянно учиться, что, в свою очередь, предпо- лагает владение им большим и гибким опытом самообразования. Важнейшим средством приоб- ретения такого опыта выступает самостоятельная работа студентов. Однако навыки самостоятельной учебной и научной работы сами собой не приходят, нужна руководящая и направляющая деятельность опыт- ного педагога. Содержание деятельности препода- вателей вуза определяется выполнением ими ряда функций и состоит из следующих компонентов: выбора целей и задач организации самостоятель- ной работы с учетом общих задач по выполне- нию дисциплин; диагностики умений и навыков организации самостоятельной работы студентов (СРС); планирования самостоятельной работы; подготовки к руководству самостоятельной рабо- той с учетом форм, методов и приемов, а также позиции студента и его готовности к адекватному реагированию; анализа и коррекции организации самостоятельной работы студентов. 136 Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Общественные науки 2012, № 2 ISSN 1994-7720 Сущность деятельности педагога вуза по орга- низации и руководству самостоятельной работой состоит в целостной совокупности функций: диа- гностической, целевой ориентации, планирова- ния, мобилизационно-побудительной, контроль- но-оценочной, коррекции и координации. Прежде чем приступить к организации само- стоятельной работы студентов, преподаватель должен располагать достаточной многосторон- ней информацией о каждом студенте, уровне его умений и навыков работы с литературой, а также знать их личностные качества: дисциплинирован- ность, обязательность, усидчивость и т.п., вскрыть мотивы, которыми руководствуются студенты при обучении, найти приемы воздействия, дающие возможность «увидеть» процесс перестройки мо- тивации: совершенствуется ли она вообще, в ка- кой форме, к чему ведет, в какой мере начальный прогноз был достаточно верным. От этого во многом зависит организация и управление СРС и полнота выполнения диагно- стической функции деятельности преподавателя. Функция целевой ориентации – непременная составляющая деятельности по организации и ру- ководству СРС. Цель, принятая педагогом, пред- полагает решение основных задач СРС, а именно, развитие умения приобретать научные знания пу- тем личных поисков и активного интереса к ним. Для целевой ориентации недостаточно хорошо ви- деть общие цели организации СРС и предвидеть предполагаемый результат, необходимо иметь данные анализа личности воспитанников, их уме- ний и навыков. Для совершенствования функции целевой ориентации важен уровень поставленной цели, соответствие частных целей целям обще- ственно значимым, соответствие результатов по- ставленным целям, соответствие актуальности целей уровню подготовленности студента к ре- шению задач самостоятельной работы. Основны- ми целями при выполнении этой функции могут быть: формирование интереса к наукам, закрепле- ние умений, полученных в процессе аудиторных занятий. В содержание деятельности преподавателя вуза включается и функция планирования само- стоятельной работы. Она выполняется параллель- но с планированием курса по семестрам и темам в начале учебного года. План – это система принятых решений, после- довательных действий, обеспечивающих дости- жение цели. План предусматривает сроки и сред- ства достижения цели. Чтобы предусмотреть на- пряженную, но без перегрузок самостоятельную работу студента в течение семестра, необходимо планирование, исходя из фактической недельной его нагрузки, а не из расчета средненедельной го- довой нагрузки. Естественный ритм рабочего процесса таков, что начальные и конечные фазы трудового цикла оказываются менее продуктивными, так как нача- ло цикла связано с «вхождением» в работу, а ко- нец – с утомлением. Применительно к учебному процессу в вузе подобное наблюдается в пределах учебной недели, в пределах семестра, поэтому преподавателю необходимо учитывать этот факт при определении объема материала для самосто- ятельной работы и установления сроков выполне- ния в пределах курса. Целесообразно преподавателям, ведущим род- ственные дисциплины, совместно планировать СРС, чтобы избежать излишних затрат свободного времени студентов. Планирование самостоятель- ной работы студента является одним из средств управления учебным процессом и орудием сти- мулирования самостоятельной работы. Планиро- вать СРС – это значит предвидеть результат такой деятельности. Предвидение же возникает из ана- лиза прошлого опыта деятельности и настоящего, поэтому преподавателю надо изучать прошлое, оценивать приобретенный опыт, рассматривать в единстве прошлое, настоящее и будущее, чему способствует контрольно-оценочная функция. Задача этой функции – контролировать и оце- нивать как свою деятельность по организации и руководству СРС, так и результаты деятельности студентов. Только систематический контроль и оценка могут дать объективное представление об их результатах. С целью планирования, контроля и оценки своей деятельности преподавателю ре- комендуется вести записи в форме дневника или иной форме. Осуществляя контроль над выполнением са- мостоятельной работы студента, преподаватель выбирает форму и способ проведения контроля, что, в свою очередь, зависит от целей контроля, наличия контрольного материала, технических средств контроля. Устный опрос, беседа во вне- аудиторное консультационное время позволяют установить степень достижения поставленных целей обучения, а также стимулировать самосто- ятельную работу. Устный опрос является наибо- лее распространенной формой и имеет большие возможности воспитательного характера путем непосредственного контакта с обучаемым, но по объективности и затратам времени он уступает письменному и машинному контролю. Контроль в письменной форме имеет ряд достоинств: боль- шая объективность оценки; отсутствие субъектив- ного подхода к оценке, обусловленного индивиду- альными особенностями отвечающего; повыше- 137 педагогика и психология л.с. мурадова ние ответственности студентов; создание одина- ковых условий для контролируемых, возможность строгой регламентации контроля и т.д. Машинный контроль обеспечивает самокон- троль, быстрое получение информации о факти- ческом усвоении материала, использование полу- ченной информации для корректировки процесса обучения и управления организацией СРС. В про- цессе обучения находит применение контроль в форме наблюдения преподавателя за работой сту- дента. В последнее время нередко используют со- четание разных форм и видов контроля. Результативность контроля, а значит, и реали- зация контрольно-оценочной функции преподава- теля обеспечиваются рядом требований: 1. Достоверность результатов контроля, что су- щественно как в учебных, так и воспитатель- ных целях. 2. Единство требований, позволяющих давать объективную оценку знаний. 3. Дифференцированность контроля. 4. Плановость контроля. 5. Полнота контроля, необходимого для обеспе- чения «обратной» связи. 6. Автоматизация контроля знаний, учитываю- щая цель контроля и специфику контролируе- мого материала. 7. Простота организации и организационных форм поведения контроля (сведение к миниму- му затрат времени преподавателя и студентов). С учетом целей по руководству СРС препода- ватель организует самостоятельную деятельность учащихся, выбирая пути, методы и средства, в за- висимости от целей и задач и с учетом индивиду- альных особенностей воспитанников. Наиболее положительный результат от вы- полненных заданий преподаватель получает при самостоятельной работе малыми группами, где возникает взаимодействие и взаимозависимость. Известно, что эффективность приобретения знаний пропорциональна степени направленного самостоятельного изучения предмета: результаты усвоения и понимания предмета тем выше, чем большая ответственность за усвоение возлагается непосредственно на студента. В основе развития качественных признаков студентов лежит дис- циплина: своевременное выполнение заданий на самостоятельную проработку материала в полном его объеме. При решении отдельных учебных задач эффек- тивной формой СРС является программирование. Изучение предмета или отдельного вопроса темы производится по программированным заданиям. Контроль при программированном обучении яв- ляется непрерывным и проводится путем выбора ответа из ряда вариантов и сверки его с правиль- ным, или путем ввода символа ответа в контроль- но-сигнальную машину. Положительно то, что пе- дагог как бы на расстоянии может управлять СРС. Функция координации и коррекции деятельно- сти преподавателя заключается в координации де- ятельности соответственно плану организацион- ных мероприятий и коррекции управляющих воз- действий с целью организации и эффективности СРС. Под координацией организационных меро- приятий следует понимать выполнение препода- вателем функций планирования с учетом загрузки студента учебными занятиями, общественной ра- ботой. В этом случае он может правильно выбрать время, чтобы пригласить студента на консульта- цию, оказать помощь в освоении теоретического материала. Неправильно поступают те преподава- тели, которые назначают такие деловые встречи со студентами, не заботясь о том, есть ли у них возможности прийти в назначенное время. Если у студента возникают так называемые «накладки», то это привносит в его состояние эмоциональный дискомфорт, и запланированная консультация не приносит желаемого успеха. Под координацией деятельности понимается изменение форм и методов СРС по приобретению учащимися знаний, умений, навыков. Коррекция возможна только в том случае, если процесс и результат СРС наблюдаем, то есть имеется о них достоверная информация. В этом случае осущест- вляется обратная связь, то есть преподаватель наи- более адекватно реагирует, изменяя или уточняя выбранные формы и средства организации СРС. Таким образом, самостоятельная работа сту- дентов предполагает педагогическое руководство преподавателей, при котором постепенно усили- вается доля собственно самостоятельной актив- ности студентов. Самостоятельность как качество личности включает в себя готовность ставить перед собой цель работы, определять ее план и со- держание, предвидеть самоконтроль и коррекцию. Самостоятельность формируется и проявляется в единстве с уверенностью в себе, самообладанием, решительностью и ответственностью. Дидактически правильно организованная са- мостоятельная работа обеспечивает сознательное глубокое овладение знаниями и умениями, разви- вает культуру личной работы, формирует самосто- ятельность как качество личности. К сожалению, организация самостоятельной работы студентов затрудняется их неподготовлен- ностью. Школьников до сих пор приучают к выу- чиванию и запоминанию готовых знаний, к испол- нительской работе, а в вузе надо самостоятельно мыслить и работать, иначе огромный объем ин- 138 Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Общественные науки 2012, № 2 ISSN 1994-7720 формации усвоить невозможно. Аккуратность и прилежание студентов могут, конечно, многое им дать, но такие студенты вряд ли смогут выйти за рамки учения и преподавания заученного и сами никогда не смогут чему-нибудь научиться. Основными элементами системы формирова- ния самостоятельности можно считать экономию времени, психическую саморегуляцию, элементы самостоятельности в аудиторной работе, приемы рациональной организации личной работы. К рациональному использованию времени надо готовить студентов в вузе, и это достигается, прежде всего, за счет разумной организации тру- да. Не все студенты осознают, что время дороже золота, так как потерянную минуту, в отличие от материальных ценностей, нельзя вернуть. Под- считано, что за пять лет учебы потеря по одной минуте в час составляет 2% учебного времени, что в сумме составляет один семестр. Но дело не только в прямой экономии, а и в учете наиболее плодотворного для работы вре- мени. Доказано, что наилучшее время – с 8 до 13 часов. В 14 часов студент делает ошибок на 22% больше, чем в утренние часы. Продуктивность работы снижается на 15-20%. К 16 часам работо- способность несколько повышается и держится 2-3 часа. С 20 до 22 часов наблюдается последний пик работоспособности, но он составляет не бо- лее 50% от утренней эффективности труда. Если студент научился рациональному использованию времени, то, вместо 14 часов, ту же работу он смо- жет сделать за 8. Состояние усталости, опустошенности после тяжелого учебного дня может предупредить ква- лифицированное самовоспитание студентов. По этой проблеме имеется обширная научная литера- тура. В данном случае сошлемся на систему пси- хической саморегуляции, предложенную С.Б. Ел- кановым [3]. 1. Способность преодолевать нетерпеливость и вспыльчивость. Для этого рекомендуется упражняться в физических движениях нарочи- то замедленного темпа, стараться действовать спокойно, медленно. В сложных ситуациях ве- сти себя равнодушно, терпеливо. 2. Умение преодолевать застенчивость и страх перед аудиторией. Поскольку эти недостатки являются следствием болезненного самолю- бия, надо придерживаться правила: «буду по- ступать всегда так, как умею». Надо научиться во время беседы, урока отвлекаться от своего «я», говорить проще, естественнее. 3. Развивать общительность. Научиться по внеш- ним проявлениям личности разгадывать вну- треннее состояние человека, уметь добиваться расположения собеседника, проявлять инициа- тиву в общении. 4. Способность преодолевать привычку к лени, пользуясь самоубеждением и самоприказом. Стараться заинтересовать себя. Последнее особенно важно, так как перед началом работы практически всегда возникает барьер нежелания или даже некоторого страха. Студенту надо помочь, научить его приемам пре- одоления негативных переживаний. Учиться сту- дент начинает на аудиторных занятиях. Для него это непростая задача. Хорошая лекция – это не пересказ учебника, а квинтэссенция всего нового в науке, образец творческого мышления и искус- ства преподавания, общение, совместная деятель- ность преподавателя и студентов. Студент должен внимательно и уважительно относиться к слову лектора, развивать в себе пытливость и любозна- тельность. Конспектирование для серьезного студента обязательно. Научившись записывать главное и эстетично оформлять запись, студент готовит себе надежную основу для последующей самостоя- тельной работы. В последнее время в вузах стали широко применяться такие методы работы, как ре- шение педагогических задач, деловые игры. В ка- честве самостоятельной работы студентам неред- ко дают задание подобрать жизненные ситуации, сформулировать на их основе задачи. Для этого студент анализирует прочитанные книги, статьи, советуется с опытными преподавателями. Самостоятельная работа немыслима без само- контроля студентов. Развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности осуществляется средствами всех учебных предме- тов, в том числе и иностранных языков. Иностран- ный язык как учебный предмет пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтро- лю. Можно с большой вероятностью утверждать, что плохое владение иностранным языком после окончания школы или другого учебного заведения обусловлено несформированностью механизма самоконтроля. При целенаправленном обучении иностранно- му языку именно преподаватель должен сформи- ровать у обучаемых навыки самоконтроля и поль- зования ими. Для того чтобы более четко осознать эту задачу, необходимо понять, что овладение иностранным языком – это процесс, растянутый во времени. Учащиеся овладевают иностранным языком постепенно, шаг за шагом, приобретая знания, навыки, умения, продвигаясь вперед и ис- пользуя опору на изученное и освоенное ранее. Таким образом, самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регу- 139 педагогика и психология л.с. мурадова лирующий овладение внешней речевой деятель- ностью. Необходимо подчеркнуть, что внутренний са- моконтроль должен формироваться как при овла- дении коммуникативными умениями, так и при овладении языковым материалом. При выполнении студентом учебных заданий преподаватель получает сведения о качестве про- текания процесса усвоения, о степени усвоения студентом учебной дозы. Если обучаемый сумел включить изученные языковые единицы в вы- сказывание, значит, у него сформировался навык. Иными словами, если языковая единица употре- блена корректно, в соответствии с нормами ино- странного языка, значит, у обучаемого сформиро- ван внутренний механизм – самоконтроль. Если студент сумел решить коммуникативную задачу, поставленную преподавателем, значит речевой материал усвоен и механизм самоконтроля сфор- мирован. Таким образом, самоконтроль и форми- рование навыков и умений взаимосвязаны и взаи- мообоснованы. Важной характеристикой оптимального разви- тия механизма самоконтроля является неразрыв- ность ошибочности действия и способности бы- стро внести коррекцию. Наличие такой связи слу- жит свидетельством оптимального функциони- рования механизма самоконтроля. Самоконтроль студентов – это механизм, формирование которого требует управления со стороны обучающего. Об- учаемый овладевает необходимыми действиями, проходит все этапы овладения ими, начиная от конструируемых действий на базе ориентировоч- ной основы и заканчивая свободным включением единицы в речевое действие. Обучающее воздей- ствие преподавателя, как и любая другая деятель- ность, имеет свой объект, цели, задачи, структуру и содержание. Самоконтроль, как известно, в своем развитии имеет две формы реализации — непроизвольную и произвольную. Самоконтроль в непроизвольной форме менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполне- нии учебных действий. Произвольный самокон- троль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Соотношение произвольного и непро- извольного самоконтроля регулируется сложно- стью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения. Чтобы механизм самоконтроля был сформиро- ван и задействован, необходимо в процессе усвое- ния каждого из действий провести основательную их тренировку. Рассматривая вопросы обучения самоконтролю, нельзя не отметить тот факт, что самоконтроль имеет достаточно сложную уровне- вую структуру. В самом общем виде эта структура может быть сведена к трем уровням: 1. Учащиеся корректно осуществляют учебные действия и осознают это, т.е. у них сформиро- ван механизм самоконтроля. 2. Учащиеся совершают некоторые учебные действия ошибочно, осознают это и вносят коррекцию. У них, в целом, сформирован ме- ханизм самоконтроля, однако он меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по- сле совершения ошибочного действия. Таким образом, механизм самоконтроля еще не дове- ден до совершенства. 3. Учащиеся совершают ошибочные действия и не осознают этого, то есть механизм самокон- троля у них не сформирован. Оставим за пределами нашего рассмотрения случай идеального, безошибочного становления механизма самоконтроля. Это редкий случай в практике обучения, но все же он имеет место. Рас- смотрим тот случай, когда механизм самоконтроля формируется, но имеет место неустойчивость отдельных действий или даже ошибочность, однако учащиеся обладают способностью замечать свои ошибки, анализировать их причины и, наконец, вносить коррекцию в свои действия. У таких учащихся процесс формирования механизма самоконтроля проходит следующие этапы: фиксирование зоны ошибочного действия; вычисление объекта, в котором допущена ошибка; принятие решения о характере коррекции объекта; осуществление коррекции ошибки; сличение с эталоном; переключение на другой объект. Когда студент возвращается к выполненной работе, то активизи- руется его внимание, память и мышление. Он от- вечает для себя на вопросы: Что бы я сделал ина- че, если бы работу надо было выполнить заново? Чему я научился для будущей подобной работы? В ходе самостоятельной работы выполняется теку- щий самоконтроль. По мере усиления усталости студент должен уменьшать дозу информации, ка- чество которой надо проверить. Желательно под- сказать студентам, что контролировать следует в первую очередь понимание сущности вопросов, ведущих идей. При забывании не спешить смо- треть в текст, а попытаться вспомнить информа- цию. Обнаруженные пробелы в знаниях устранять тут же, применяя повторение, схемы, зарисовки. Важнейшим аспектом СРС является организация продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов. Здесь на первый план выдвигаются проблемы индивидуального педагогического общения. По современным представлениям  психологов, личность и все ее высшие функции, включая мышление, формируются только под влиянием другой личности в современной деятельности, в общении, в диалоге. Студент включается в познавательный процесс под непосредственным руководством опытного наставника, что способствует формированию личности, развивает потребность в самообразовании.

Литература 1. Соловова H.В. Организация и контроль самостоя- тельной работы студентов: методические рекомен- дации. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. 15 с. 2. Чернявская С.А. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2010. Т.2. №2, с.15-20 http://ejournal.khstu.ru/ejournal@khstu.ru 3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовос- питания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 198с. 4. Сериков Г.Н. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Челябинск, ЧПИ, 1999. 148 с.

Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов

  1. Шевченко О.В.

    ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», филиал АлтГУ в г. Славгороде

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано 28 мая 2015
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 20

Аннотация

В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов и роль преподавателя в ее организации

Ключевые слова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст научной работы

В настоящее время успешная подготовка высококвалифицированных специалистов может быть достигнута только в результате правильного сочетания учебных занятий под руководством преподавателя и самостоятельной работы. Значение самостоятельной работы студентов возрастает в современных условиях, ибо научно-технический прогресс требует постоянного обновления знаний. Вот почему особенно важно уделять должное внимание вопросам руководства и управления самостоятельной работой студентов, повышению ее эффективности [1].

В современных условиях все более необходимой становиться научная организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важнейшей частью учебно-воспитательной работы, главным методом глубокого и всестороннего изучения и усвоения учебного материала и находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески трудиться. Самостоятельная работа студентов в настоящее время является определяющей в системе высшего образования [2].

Большой интерес для преподавателей представляет вопрос о сущности самостоятельной работы студентов.

Существует мнение, рассматривающее самостоятельную работу студентов как особую форму познавательно-практической деятельности, характеризующуюся самостоятельностью мышления. Под понятием «самостоятельная работа», в данном случае подразумевается труд студентов по овладению научными знаниями и практическими навыками, их активная интеллектуальная деятельность во всех формах учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы как под непосредственным руководством преподавателя, так и без его руководства. Акцент при этом делается на «ножницы» между процессом усвоения знаний, которому обычно уделяется большое внимание, и процессом развития способности мыслить, что гораздо важнее и сложнее. То есть в данном случае самостоятельная работа рассматривается как особый вид умственной деятельности, т. е. умение слушать лекцию, анализировать выступления на семинарах и т. д. В данном случае самостоятельная работа рассматривается как мыслительный процесс, который осуществляется с помощью памяти и воспроизводящего мышления. В этом случае студент получает готовые знания, запоминает выводы, формулы, законы и затем их воспроизводит. И есть другой вид мыслительной деятельности. Он характеризуется тем, что человек добывает знания в процессе умственного поиска и самостоятельно применяет их при решении тех или других теоретических или практических задач. Ясно, что второй вид мышления более продуктивен. Благодаря ему развивается умение самостоятельно добывать знания из различных источников, сознательно применять их на практике, что ведет к глубокому познанию вопросов [3].

Таким образом, самостоятельная работа призвана не только закреплять в памяти знания, полученные при чтении литературы, но и быть творческим мыслительным процессом, прививать необходимые навыки самообразования.

И все же, по нашему мнению самостоятельную работу нельзя сводить только к самостоятельности мышления. Самостоятельная работа — это прежде всего форма учебного процесса, которая во времени и в пространстве отделена от лекций, семинаров, консультаций. Если студент после аудиторной работы не брался за книгу, то фактически самостоятельной работы не было. Более верным нам представляется следующее понимание самостоятельной работы студентов. Это такая форма учебного процесса, которая осуществляется во внеаудиторное время и в ходе которой студенты, читая и изучая литературу, осуществляют творческую, активную, напряженную умственную деятельность по овладению сущностью того или иного учебного предмета как по заданию учебного заведения, так и по собственному почину, без посторонней помощи [4].

Выделяют следующие признаки самостоятельной работы:

  1. Проводится студентами во внеаудиторное время, т. е. за пределами часов, отводимых на лекции, семинары, консультации;
  2. Ритм работы, дозировка времени на изучение вопросов устанавливается самим студентом;
  3. Осуществляется, как правило, без присутствия преподавателя, но при активном его руководстве;
  4. Главная цель самостоятельной работы студентов — приобретение и глубокое осмысление новых знаний.

Как уже отмечалось, дозировка и ритм самостоятельной работы устанавливается самим студентом. Это является немаловажным для индивидуализации процесса обучения. Как известно, лекция, читаемая в вузе, рассчитана на реально не существующего «усредненного» студента. Между тем состав студентов неоднороден. Они различаются по уровню общеобразовательной подготовки, по способностям запоминания учебного материала. Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.

Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.

Из всех существующих форм обучения лучше всего индивидуальные особенности студентов проявляются в процессе самостоятельной работы. Тут темп усвоения знаний, последовательность и ритм перехода от изучения одного вопроса к другому устанавливается, как правило, самим студентом соответственно его способностям. Эту важную особенность самостоятельной работы преподавателю следует учитывать в учебном процессе [3].

В связи с этим, одной из важнейших предпосылок организации самостоятельной работы в вузе является изучение личности студента. Поэтому педагогу нужно изучать личность студента, учитывать его способности, и помогать правильно организовать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Для личности студента характерна самостоятельность мышления, определенность своих социальных интересов, установок и мотиваций. При этом успешность самостоятельной деятельности студентов зависит от воли личности, ее ценностной ориентации и степени развитости навыка к целеустремленной самостоятельной работе.

В свете вышеизложенного, важная роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю. Он главное действующее лицо в учебном процессе. От его умения организовать самостоятельную работу зависит успех изучения науки. Помощь преподавателя студенту может осуществляться по разным каналам: методические установки на лекциях, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, специальные занятия по методике организации и планирования самостоятельной работы и др.

Сама методика помощи студентам в самостоятельной работе должна систематически обсуждаться преподавателями, результаты ее должны обобщаться.

В структуре педагогической деятельности по организации самостоятельной работы студентов выделяют следующие компоненты [2]:

  1. Проектировочная деятельность, которая предусматривает обоснование необходимости самоорганизации, планирование работы на занятиях и во время внеаудиторных занятий, сопоставление бюджета времени самостоятельной работы по данному предмету с общим бюджетом времени, учет психологических особенностей группы студентов;
  2. Конструктивная деятельность, выбирающая методику проведения занятия, которая способствует самостоятельной работе, адаптирующая эту методику к пониманию студентов, учитывающая индивидуальные возможности учащихся, определяющая методику проведения домашней самостоятельной работы;
  3. Организаторская деятельность, позволяющая уверенно использовать традиционные методы обучения, варьировать методами обучения при наличии сложного информационного материала, осуществлять контроль над выполнением самостоятельных заданий, прививать студентам рациональные способы мышления;
  4. Коммуникативная деятельность, определяющая владение культурой речи и поведения, установление продуктивных отношений с учащимися;
  5. Гностическая деятельность, которая анализирует деятельность студентов, сопоставляет достигнутый результат с планируемым, корректирует деятельность учащихся для достижения планируемой цели, приобщает учащихся к самоанализу деятельности и результатов [2].

Таким образом, деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов целесообразно оценивать с точки зрения функционирования вышеперечисленных параметров.

Читайте также

  • О проблемах самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования ФСИН России

    1. Коршунова А.А.
    NovaInfo 58, с.373-376, 26 января 2017, Педагогические науки
  • О проблемах самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования ФСИН России

    1. Коршунова А.А.
    NovaInfo 58, с.347-350, 16 января 2017, Педагогические науки
  • Управление самостоятельной работой студентов бакалавриата в рамках образовательной области «методы моделирования и прогнозирования экономики»

    1. Власов Д.А.
    2. Синчуков А.В.
    NovaInfo 58, с.327-336, 13 января 2017, Педагогические науки
  • О роли и месте самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

    1. Тяжелков К.П.
    NovaInfo 57, с.457-460, 26 декабря 2016, Педагогические науки
  • К вопросу об организации самостоятельной научно-исследовательской работы студентов

    1. Чернышева Е.В.
    2. Шевченко О.В.
    NovaInfo 36, 25 сентября 2015, Педагогические науки

Список литературы

  1. Пидкосистый П. И. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2004. С. 528.
  2. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. Гардарики. 2003. С. 519.
  3. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические указания. Саранск. 2009. С. 34.
  4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента. Высшее образование в России. 2000. №1. С. 114-115.

Цитировать

Чернышева, Е.В. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / Е.В. Чернышева, О.В. Шевченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3697 (дата обращения: 19.05.2023).

Поделиться

Библиографическое описание:


Щербакова, Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1929/ (дата обращения: 19.05.2023).

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания.

В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам разного профиля.

При изучении национальных и мировых направлений развития вузовского образования отчётливо проявляются следующие тенденции:

·         современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;

·         в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;

·         центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:

·         СРС во время основных аудиторных занятий ( лекций, семинаров, лабораторных работ);

·         СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;

·         Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Эта классификация достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды зачастую пересекаются друг с другом.

СРС под руководством преподавателя является, на наш взгляд, средством обеспечения развития целевой готовности к профессиональному самообразованию.

Технологическая организация СРС может включать в себя следующие составляющие:

·         Технология отбора целей самостоятельной работы. Основанием являются цели, определённые Государственным образовательным стандартом, конкретизация целей по курсам, отражающим профессиональные теории, системы, технологии.

·         Технология отбора содержания СРС. Основанием отбора содержания являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов.

·         Технология конструирования заданий. Задания должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

·         Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля.

СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, перспективным представляется разработка  одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс ( производственный, социальный, культурный) , увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют.

Огромную помощь в подобной организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяющие имитировать модели реальных процессов с учётом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно то, что использование в учебном процессе компьютерных технологий требует от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.

При составлении контрольных самостоятельных заданий преподаватель может руководствоваться следующими критериями:

·         объём каждого задания должен быть таким, чтобы при твёрдом знании материала  студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания за отведённое время;

·         при проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, выполнить анализ схемы и т. д .;

·         все задания должны быть одинаковой трудности;

·         в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению;

·         при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Введение описанной структурной организации при проведении контрольной работы должно гарантировать самостоятельное и эффективное её выполнение каждым студентом.

Основные формы организации СРС определяются следующими параметрами:

·         содержание учебной дисциплины;

·         уровень образования и степень подготовленности студентов;

·         необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.

Формы СРС  Могут быть следующими:

·         рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);

·         семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам);

·         курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам);

·         курсовые проекты ( по общетехническим и выпускающим кафедрам);

·         аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.

Форму самостоятельной работы предлагают кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин. При этом они могут установить другие формы, утверждённые научно-методическим советом по направлениям.

При организации СРС большую роль играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:

1.                  Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы в вузе.

2.                  Внутреннюю мотивацию — склонности студента, его способности к учёбе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путём использования тестов при выборе специальности.

3.                  Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

1.                  обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.

2.                  методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.

3.                  обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4.                  контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.

В заключение хочется отметить, что только свободно мыслящий человек ощущает прелесть учения, с желанием и осмысленно включается в процесс образования. Система обучения в вузе должна быть подчинена основополагающему принципу — воспитанию высокого профессионализма  начиная с самого начального уровня обучения.

Литература

1.      Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента //Высшее образование в России № 1 , 2000, с. 114-115.

2.      Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М.,2004.-72 с.

3.      Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. Рост. Гос. Ун-т.- Ростов на Дону, 2001.-167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, задание, самостоятельная работа студентов, студент, выполняемая работа, Государственный образовательный стандарт, дисциплина, знание, самостоятельная работа студента.

В современных условиях изменения, происходящие в процессе обучения и подготовки специалистов предполагают разработку концепции самообразования.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. 

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  1. углублять, расширять профессиональные знания студентов и формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
  2. научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  3. развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  4. развивать познавательные способности будущих специалистов.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы — управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.
Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. 

В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы:

  1. репродуктивный (тренировочный);
  2. реконструктивный;
  3. творческий.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

В ходе самостоятельных реконструктивных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, на этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования.

 Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

  1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
  2. Обеспечение контроля над качеством выполнения самостоятельной работы (требования, консультации).
  3. Использование различных форм контроля.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы является соблюдение этапности в ее организации и проведении.

Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.
Первый этап – подготовительный, он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное её планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный, на этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно — деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля; взаимообмен и взаимопроверку.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Контроль самостоятельной работы может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

  1. подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
  2. реферирование статей, отдельных разделов монографий;
  3. изучение учебных пособий;
  4. выполнение контрольных работ;
  5. написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
  6. участие студентов в составлении тестов;
  7. выполнение исследовательских и творческих заданий;
  8. написание курсовых и дипломных работ;
  9. создание наглядных пособий по изучаемым темам.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории целесообразно контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля знаний, опроса студентов.

На практических и семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может использовать различные формы изучения материала:

  1. Освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине;
  2. Закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
  3. Применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
  4. использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, (написание выпускной квалификационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы должны соответствовать имеющимся четырем образам обучения:

  1. Обучение как получение знаний.
  2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Он может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.
  3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.
  4. Обучение как развитие личности –это образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:

  1. Правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы;
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий;
  4. Организация контроля самостоятельной работы требует от преподавателя выполнения ряда методических рекомендаций.

Определяя объем и содержание домашнего задания, необходимо учитывать, что успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов. Они могут быть логическим продолжением работ, выполненных на занятии. Положительный результат дают нестандартные формы организации домашней работы (внеурочной деятельности студентов: проведение тематических экскурсий, конференций, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий, кружковая работа)

Необходимо проводить смену видов деятельности студентов в ходе занятия через 15 — 20 минут, это гарантия сохранения внимания и работоспособности студентов (слуховое на зрительное восприятие, практические действия, записи, конспектирование, проведение опыта. В ходе подготовки занятия варианты последовательности элементов структуры и их набор могут быть различными. Отдельные элементы плана занятия могут быть многовариантными, ибо в разных группах план реализуется по-разному и обеспечивает индивидуальный подход к студентам.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.

Овладение технологией педагогического проектирования — важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.

Проектировать процесс — значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.

Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.

Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.

Важнейшим средством, обеспечивающим практическую направленность обучения, является самостоятельная работа студентов. Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Список литературы     

  1. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980, 240 с
  3. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н.Сериков. — Иркутск, 1992. – 227 с.
  4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лоратадин озон инструкция по применению цена
  • Теплица из полипропиленовых труб своими руками пошаговая инструкция
  • Масло для 2nz fe по мануалу
  • Лампа axion офтн 03 инструкция по применению
  • Ципролет для зубов инструкция по применению