Управление в социальной работе – это управленческая деятельность, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни, на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, достойного существования. Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации.
Устройство Российской Федерации предусматривает разграничение предметов ведения между федеральными и субъектными (региональными) уровнями власти. Наиболее важной управленческой проблемой регулирования социальной работы в России является поэтому проблема разделения властей «по вертикали». Организационная структура системы органов государственного и муниципального управления социальной работой должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый последующий координируемый уровень был логическим продолжением координирующего.
Сложность иерархической системы управления социальной работой в России, обусловленная территориальным (федеральный, субъектный уровень и местное самоуправление) и функциональным (сфера ведения федеральная, совместная, сфера ведения субъектов РФ и сфера местного самоуправления) делением, актуализирует представление системы управления социальной работой в виде сложной иерархической системы управления социальной работой.
В настоящее время в РФ сформировалась и действует современная организационно-технологическая модель управления социальной работой с населением.
В сложной иерархической системе управления социальной работой принято выделять различные системные уровни, на которых располагается целый ряд органов, служб и учреждений, организаций (рис. 2.1).
Рис 2.1. Уровни реализации организационно-технологической модели социальной работы с клиентами социальной службы в современной России
Субъектами управления социальной работой с клиентами социальной службы на федеральном уровне выступают Администрация Президента и Правительства РФ, Комитеты по государственной политике в обеих палатах Федерального Собрания РФ, государственные комитеты по делам конкретных объектов социальной работы (семьи, женщин, молодежи, инвалидов и т. д.); федеральные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, статистики, СМИ; федеральные НКО, общественные движения и фонды; общероссийские религиозные организации и конфессии; центральные СМИ. При их тесном взаимодействии осуществляется:
• определение основных направлений государственной социальной политики и координация деятельности государственных и негосударственных субъектов социальной работы с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);
• теоретическое обоснование общероссийской системы социальной работы с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);
• проведение общероссийских комплексных научных исследований по проблемам объектов социальной работы (клиентов социальной службы) и социальной работы с ними;
• совершенствование отечественного законодательства о социальной защите;
• формирование федеральных органов социальной защиты и обслуживания населения; осуществление общего руководства, ресурсное обеспечение социальной работы с объектами социальной работы;
• разработка и утверждение государственных стандартов социального обслуживания и др.
На региональном уровне субъектами управления социальной работой с объектами социальной работы (клиентами социальной службы) являются краевые, областные, республиканские органы государственной власти, комитеты по делам объектов социальной работы (семьи, женщин, молодежи и др.) субъектов РФ; краевые, областные, республиканские органы управления системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ЗАГС, занятости, статистики, внутренних дел, культуры, спорта, СМИ; региональные учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, статистики, культуры, спорта; краевые, областные, республиканские НКО, общественные движения и фонды; религиозные движения и конфессии; региональные СМИ. Они отвечают:
• за осуществление в регионе единой государственной социальной политики с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);
• теоретическое обоснование системы помощи на уровне субъекта РФ;
• формирование региональных органов – субъектов социальной работы с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);
• приведение регионального законодательства по работе с объектами социальной работы (клиентами социальной службы) в соответствие с федеральным;
• проведение научных исследований по проблемам объектов социальной работы (клиентов социальной службы) и социальной работы с ними в регионе;
• планирование развития социальной помощи в зависимости от социального положения, потребностей и возможностей субъекта РФ и др.
Субъекты управления социальной работой с объектами социальной работы (клиентами социальной службы), использующие технологии данной деятельности на местном уровне, – это: органы местного самоуправления; территориальные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, занятости, СМИ; территориальные социальные учреждения; местные некоммерческие и общественные организации, движения и фонды; волонтеры; религиозные организации; местные СМИ.
В качестве примера ниже представлена схема территориальных учреждений, служб, обществ – субъектов социальной работы с семьей на местном уровне (рис. 2.2).
Из представленных на рис. 2.2 территориальных учреждений, служб, обществ – субъектов социальной работы с клиентами социальной службы (семьей) на местном уровне комплексную и специализированную помощь семье в России оказывают:
• центры (службы) социальной помощи семье и детям;
• центры психолого-педагогической помощи;
• социально-реабилитационные центры для детей и подростков, социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей;
кризисные центры для женщин и мужнин и др.
Именно эти учреждения являются главными координаторами действий разных субъектов социальной работы с семьей.
Рис. 2.2. Территориальные учреждения, службы, общества – субъекты социальной работы с семьей на местном уровне
В целом же субъекты социальной работы с объектами социальной работы на местном уровне ответственны:
• за реализацию федеральных и региональных целевых программ для объектов социальной службы разных типов, за компенсацию негативных последствий; разработку, реализацию и оценку местных программ;
• объем средств, выделяемых на решение социальных проблем из местного бюджета; распределение и перераспределение средств между ведомствами, государственными и общественными организациями;
• контроль над распределением средств на уровне отдельного клиента социальной службы и семьи;
• повышение кадрового потенциала местных социальных служб;
• организацию курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, касающихся социальной работы с объектами социальной работы разных типов, для судей, психологов, педагогов, соц. работников, юристов, медиков и др.
На локальном уровне субъектами управления социальной работой с объектами социальной службы являются сотрудники и руководящий состав конкретных социальных учреждений, служб, общественных организаций помощи семье, а также все те, кого они привлекают к своей работе с объектами социальной работы.
На локальном уровне осуществляется непосредственное социальное обслуживание населения путем предоставления всех видов социальной помощи, социальных услуг и социального обслуживания. Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указывается, что социальные службы – это предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица по социальному обслуживанию населения.
Отметим, что в соответствии с действующим законодательством в зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы: стационарные; полу стационарные; нестационарные; комплексные; учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; учреждения (отделения) срочного социального обслуживания; учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи и др.
Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансирование государственных и муниципальных учреждений производится за счет соответствующих бюджетов, а частных и иных учреждений социального обслуживания – из источников, предусмотренных их учредительными документами. Льготным налогообложением и другими льготами, установленными соответствующими органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ и органами местного самоуправления, пользуются учреждения социального обслуживания, физические лица, осуществляющие социальное обслуживание, а также инвесторы, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в сферу социального обслуживания. Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, подведомственной соответствующему федеральному министерству в составе Правительства РФ, так и в структуре всех отраслей народного хозяйства: здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.
На индивидуальном уровне клиентов социальной службы (отдельной семьи) субъектами управления социальной работой являются профессионалы (участковые «семейные» социальные работники, врачи, сотрудники МВД и др.) и волонтеры, работающие с конкретным объектом социальной работы, а также члены самой семьи и их ближайшее окружение (родственники, друзья, коллеги).
Практикой социальной работы с клиентами социальной службы уже неоднократно доказано, что добиться повышения адресности и дифференциации помощи можно при переносе основного объема мероприятий на местный и локальный уровни. Сегодня в России организация социальной работы с клиентами социальной службы строится, в основном, по участковому и категориальному принципам. Суть первого принципа заключается в том, что сфера патронажа социальными работниками конкретных клиентов распределена по отдельным участкам на основе адресности и индивидуального подхода к каждому клиенту, проживающему на подведомственной территории. Суть категориального подхода в том, что социальная работа строится в зависимости от категории, к которой относится нуждающийся в помощи клиент, от его типа. В обоих случаях есть своя специфика при выборе и использовании технологий социальной работы с клиентом.
Региональный, муниципальный и локальный уровни системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.
40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы
курсовой работы. Вопрос о совершенствовании
методов управления в организациях
социального обслуживания является
актуальным, так как в социальном
обслуживании населения России существует
большое количество проблем, и решение
их зависит от правильного использования
кадрового потенциала социальных служб.
На
протяжении всей жизни человеческого
общества были те, кто руководит и те,
кем руководят. Но люди до начала XX века
мало придавали значение самому понятию
«управление». Руководители (приказчики,
распорядители и другие) управляли,
опираясь на интуицию и не задумываясь
над этим серьезно. С начала XX века
управление начинает выделяться в
самостоятельную науку и продолжает
развиваться в настоящее время. На
протяжении развития этой науки основное
внимание уделялось тому, как руководитель
должен руководить, чтобы организация
работала эффективно.
Современное
развитие общества показывает, что
успешная деятельность организации во
многом зависит от умелого и грамотного
руководства. Ключевой составляющей
любого предприятия является управление
персоналом. Оно формирует благоприятную
среду, в которой реализуется трудовой
потенциал, развиваются способности,
люди получают удовлетворение от
выполненной работы и общественного
признания своих достижений. Поэтому в
области управления персоналом постепенно
происходит смещение акцентов с
технократических подходов, которые
строго регламентируются содержанием
трудового процесса, к системному подходу,
в основе которого лежит долговременное
развитие трудового потенциала работников.
Происходящие изменения в экономике
преобразуют и подходы в области управления
человеческими ресурсами. Появляются
руководители нового типа, мышление и
стиль работы которых в определенной
мере соответствует новым задачам и
условиям развития
организаций.
Значительно повышается и роль кадровых
служб, которые должны более активно
вовлекаться в процесс подготовки и
реализации стратегии организации в
направлении управления персоналом.
Однако управление предприятием включает
в себя не только управление кадрами, но
и управление другими немаловажными
аспектами, такими, например, как финансы,
маркетинг, качество.
Люди
предпочитают работать на работодателя,
который заботится о служащих. Поэтому
в силу нехватки материальных стимулов,
организации социального обслуживания
должны заботиться о разработке и
применении других стимулирующих мер.
Вышеуказанные
обстоятельства подчёркивают актуальность
и значимость темы курсовой работы.
Объектом
исследования
в
данной работе является опыт
организационно-административной работы
в системе социальных служб
Предметом
исследования
является
совершенствование системы методов
управления организациями социального
обслуживания.
Цель
исследования
состоит
в том,
чтобы
рассмотреть совершенствование системы
методов управления организациями
социального обслуживания.
Для
достижения цели необходимо решить
следующие задачи:
-
Рассмотреть
организацию социального обслуживания
как объект управления -
Изучить
систему принципов и методов управления
организациями социального обслуживания -
Проанализировать
диагностику основных проблем управления
организациями социального обслуживания -
Выявить
основные положения совершенствования
системы методов управления организациями
социального обслуживания.
Источниковую
базу
исследования
составили данные статистики и
социологических
исследований, нормативно-правовые акты
(Федеральные законы, Национальный
стандарт). Кроме того, использованная
автором литература включает в себя
периодические, учебные издания, сборники
научных трудов.
При
написании работы была использована
совокупность общенаучных методов
исследования:
анализ,
синтез,
обобщение,
индукция,
дедукция,
сравнительный
метод.
С
точки зрения структуры,
курсовая работа состоит из введения,
двух глав (состоящих из двух параграфов),
заключения и библиографического списка.
1.1 Организации социального обслуживания как объект управления и исследования
Согласно
М.Х. Мескон, «управление — это процесс
планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для того, чтобы
сформулировать и достичь целей
организации» [17, с. 25]. Суть управления
состоит в оптимальном использовании
ресурсов (земли, труда, капитала) для
достижения поставленных целей.
Е.И.
Комаров трактует понятие управление
как реализацию нескольких взаимосвязанных
функций: планирования, организации,
мотивации сотрудников и контроля [15, с.
10].
Социальное
обслуживание представляет собой
деятельность социальных служб по
социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Впервые в отечественном
законодательстве сформулировано понятие
такого социально-значимого обстоятельства
как трудная жизненная ситуация, которая
не относится к традиционным социальным
рискам. Например, жестокое обращение в
семье никак не связано с утратой заработка
(дохода от трудовой деятельности) или
дополнительными расходами на содержание
нетрудоспособных членов семьи, но,
безусловно, вызывает необходимость в
защите ребенка со стороны государства
и общества [13,с. 31].
Согласно
ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов»,
трудная жизненная ситуация – ситуация,
объективно нарушающая жизнедеятельность
гражданина, которую он не
может
преодолеть самостоятельно. Причинами
ее возникновения могут быть самые
различные обстоятельства: инвалидность,
преклонный возраст, болезнь, сиротство,
жестокое обращение в семье, безработица,
отсутствие определенного места жительства
и пр. [5].
Право
на социальное обслуживание имеют
граждане РФ; иностранцы и лица без
гражданства, постоянно проживающие в
РФ, если иное не установлено международными
договорами РФ [5].
Социальное
обслуживание, как часть системы
социального обеспечения, находится в
совместном ведении РФ и ее субъектов.
К полномочиям федеральных органов
государственной власти относится
установление основ федеральной политики
и принятие федеральных законов в области
социального обслуживания, а также
контроль за их исполнением. Органы
государственной власти субъектов РФ
вне пределов полномочий федеральных
органов государственной власти
осуществляют собственное правовое
регулирование отношений по социальному
обслуживанию населения [1]. К полномочиям
органов государственной власти субъектов
РФ относятся: разработка, финансирование
и реализация региональных программ
социального обслуживания; определение
структуры органов управления социальным
обслуживанием и организация их
деятельности; создание, управление и
обеспечение деятельности учреждений
социального обслуживания и др.
Социальное
обслуживание основывается на следующих
принципах:
-адресность;
-доступность;
-добровольность;
-гуманность;
-приоритетность;
-конфиденциальность
[5].
Законодательство
предусматривает следующие виды
социального обслуживания:
-материальная
помощь;
-социальное
обслуживание на дому;
-стационарное
социальное обслуживание;
-временный
приют;
-дневное
пребывание в учреждениях социального
обслуживания;
-консультативная
помощь;
-реабилитационные
услуги [1].
Материальная
помощь предоставляется гражданам,
находящимся в трудной жизненной ситуации,
в виде денежных средств, продуктов
питания, средств санитарии и гигиены,
средств ухода за детьми, одежды, обуви
и других предметов первой необходимости,
топлива, а также специальных транспортных
средств, технических средств реабилитации
инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем
уходе [1].
В
учреждениях социального обслуживания
предоставляются консультации по вопросам
социально-бытового и социально-медицинского
обеспечения жизнедеятельности,
психолого-педагогической помощи,
социально-правовой защиты. Постановлением
Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О
проведении эксперимента по созданию
государственной системы оказания
бесплатной юридической помощи малоимущим
гражданам» утверждено Положение об
оказании такой помощи [2].
В
государственных учреждениях социальные
услуги предоставляются бесплатно:
1)
лицам, не способным к самообслуживанию
в связи с преклонным возрастом, болезнью,
инвалидностью, не имеющим родственников,
которые могут обеспечить им помощь и
уход, если их среднедушевой доход ниже
величины
прожиточного минимума, установленного
в субъекте РФ, где они проживают;
2)
лицам, попавшим в трудную жизненную
ситуацию в связи с безработицей,
стихийными бедствиями, катастрофами,
вооруженными и межэтническими конфликтами;
3)
несовершеннолетним детям.
Платные
социальные услуги оказываются
государственными социальными службами
в порядке, установленном органами
государственной власти субъектов РФ.
Негосударственные социальные учреждения
предоставляют социальные услуги на
платной основе в порядке, утвержденном
ими самостоятельно [2].
Право
социального обеспечения регулирует
только те отношения, которые возникают
в связи с предоставлением бесплатных
или частично-платных услуг. Условия
предоставления платных услуг
регламентируются нормами гражданского
права [2].
Все
виды социальных услуг, оказываемые как
государственными (или муниципальными)
учреждениями, так и индивидуальными
предпринимателями или коммерческими
организациями должны соответствовать
стандартам, утвержденным ГОСТ Р 52498-2005
от 1
января 2007 года
«Социальное обслуживание населения.
Классификация учреждений социального
обслуживания» [3].
Согласно
ГОСТ Р 52498-2005, учреждений социального
обслуживания населения классифицируют
по следующим основным признакам
(критериям):
—
форма собственности учреждений;
—
типы учреждений;
—
виды учреждений.
1.По
форме собственности учреждения
подразделяют на государственные и иных
форм собственности (негосударственные).
Государственные
учреждения — это учреждения, являющиеся
собственностью субъектов Российской
Федерации и находящиеся в ведении
органов государственной власти этих
субъектов.
Учреждения
иных форм собственности (негосударственные)
— это учреждения, учредителями которых
являются благотворительные, общественные,
религиозные и другие организации или
отдельные граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью по
социальному обслуживанию населения
без образования юридического лица [3].
В
зависимости от условий, в которых
предоставляются социальные услуги
населению, учреждения подразделяют на
следующие типы:
—
стационарные;
-полустационарные;
—
нестационарные;
-комплексные;
-учреждения
(отделения) социального обслуживания
на дому;
—
учреждения (отделения) срочного
социального обслуживания;
—
учреждения (отделения) срочной
социально-консультационной помощи.
Стационарное
учреждение (или стационарное отделение
учреждения) — это учреждение (или отделение
учреждения), которое осуществляет
социальное обслуживание граждан
(взрослых и детей) в стационарных
условиях, т.е. в условиях постоянного,
временного (сроком до 6 месяцев) и
пятидневного в неделю проживания их в
учреждении (отделении учреждения), путем
предоставления социальных услуг всем
гражданам, частично или полностью
утратившим способность к самообслуживанию
и
нуждающимся
в постоянном уходе, и обеспечивает
создание соответствующих условий
жизнедеятельности, проведение мероприятий
медицинского, психологического,
социального характера, питание и уход,
а также организацию посильной трудовой
деятельности, отдыха, досуга и образования
по специальным образовательным программам
[14].
Полустационарное
учреждение (или отделение учреждения)
— это учреждение (или отделение учреждения),
которое обеспечивает предоставление
социальных услуг гражданам в течение
определенного времени суток, т.е. в
условиях дневного или ночного их
пребывания в учреждении (или отделении
учреждения) [3]. Нестационарное учреждение
(или нестационарное отделение учреждения)
— это учреждение (или отделение учреждения),
которое обеспечивает предоставление
социальных услуг гражданам без их
проживания в указанном учреждении (или
отделении учреждения). Комплексное
учреждение — это учреждение, которое
обеспечивает предоставление социальных
услуг гражданам в стационарных,
полустационарных условиях и на дому.
Учреждение
(или отделение) социального обслуживания
на дому — это учреждение (или отделение
учреждения), которое обеспечивает
предоставление социальных услуг
гражданам по месту их проживания [13].
Учреждение
(или отделение) срочного социального
обслуживания — это учреждение (или
отделение учреждения), которое обеспечивает
предоставление социальных услуг разового
характера гражданам, остро нуждающимся
в социальной поддержке.
Учреждение
(или отделение) срочной социально-консультационной
помощи — это учреждение (или отделение
учреждения), оказывающее гражданам
социально-консультационную помощь,
направленную на их адаптацию в обществе,
создание благоприятных отношений в
семье, обеспечение взаимодействия
личности, семьи, общества и государства
[4].
1.
Виды учреждений определяют в зависимости
от их предназначения, номенклатуры
(состава) и характера предоставляемых
услуг. Учреждения предоставляют
социальные услуги различным категориям
и группам населения, это:
социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних, центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей,
реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями,
комплексный центр социального обслуживания
населения, центр экстренной психологической
помощи по телефону, кризисный центр
помощи женщинам, геронтологический
центр, учреждения социального обслуживания
лиц без определенного места жительства
и занятий и т. д. [4].
Таким
образом, организации социального
обслуживания представляют собой
учреждения, осуществляющие деятельность
по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Видами организаций социального
обслуживания являются комплексные
центры социального обслуживания
населения, территориальные центры
социальной помощи семье и детям, центры
социального обслуживания,
социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних, центры помощи
детям, оставшимся без попечения родителей,
социальные приюты для детей и подростков,
центры психолого-педагогической помощи
населению.
Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.
Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.
Регулирование общества
Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:
- реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
- формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
- разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.
Вам будет интересно:Динамично — это что такое: толкование
Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.
Направления
Вам будет интересно:Олег – хороший человек. Рифма к имени Олег
Управление общественным развитием можно разделить на три направления:
- управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
- управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
- управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.
Предмет социального руководства
Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.
Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.
Вам будет интересно:Чистоплотность — это что такое: толкование
Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.
Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).
Элементы системы
Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:
Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.
Объекты системы
В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие. Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента. Во взаимной связи также находятся его форма и размер. Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.
Можно выделить три вида объектов системы:
Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.
Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации. Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании. Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.
Вам будет интересно:Внедрение современных технологий управления
Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма. Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда. Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.
Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.
Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.
Механизм управления
Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем. Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум. Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.
Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.
Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.
Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.
Модернизация системы
Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.
Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.
На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации. Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже. Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.
Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.
В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации. Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель. Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.
На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:
- прогнозирование ситуации;
- планирование деятельности;
- организация объектов управления;
- регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
- воздействие на сознание и поведение людей.
Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.
Средства воздействия
Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:
- структура объекта: республиканский, областной, городской;
- структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
- характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.
Содержание процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.
Вам будет интересно:Слово «проблема»: синонимы, толкование, значение, примеры
После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.
Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.
Социально-психологические методы
Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.
Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:
Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.
Самоуправление
Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.
Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.
Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.
Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.
Социальная работа
Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.
Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.
Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.
Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.
Библиографическое описание:
Карлина, Т. А. Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания / Т. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67131/ (дата обращения: 19.05.2023).
В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Ключевые слова: социальное управление, менеджмент, социальное обслуживание, социальный менеджмент, пожилые люди.
Сегодня управление процессами социального обслуживания в учреждении является важнейшим критерием его эффективной работы. В широком смысле управление — это процесс воздействия на объект и его свойства с целью изменения его в нужном направлении, а социальное управление — это процесс воздействия на общество и его отдельных граждан с целью сохранения их существующего состояния, либо изменения этого состояния в лучшую сторону [5].
Качественное обслуживание граждан, в том числе и пожилого возраста, невозможно без эффективной системы управления процессами социального обслуживания в организации, которая напрямую связана с реализацией функции управления персоналом. В данных условиях актуальным становится социальный менеджмент. Изначально менеджмент относился лишь к коммерческим организациям. Однако со временем, зарекомендовав себя как эффективную форму управления, менеджмент распространился и на другие сферы жизни, в том числе и на социальную сферу.
Авторы по-разному трактуют данный термин. Так, доктор экономических наук Афонин Ю. А. определяет социальный менеджмент как «область управления, формирующую у будущих специалистов теоретические и практические навыки, которые позволяют эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной социальной среды, проектировать социальные организации» [2].
Научный сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук Попов С. Г. говорит, что» социальный менеджмент — это разновидность менеджмента, которая предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов посредством использования определённых видов деятельности [6].
Таким образом, социальный менеджмент — это область организаторско-управленческой деятельности, обеспечивающая выработку и реализацию решений по эффективному функционированию организации как системы. Объектом управления в социальном менеджменте выступает система общественных отношений, в которую включены учреждения социальной сферы, а субъектом управления — руководители социальных учреждений и формируемые ими органы управления [3]. Субъект и объект управления, а также существующие между ними связи образуют систему социального управления, в том числе и систему управления по оказанию социальной помощи различным категориям населения.
Принципы социального менеджмента. Под принципами социального менеджмента понимают основополагающие правила, положения и нормы, которыми должны руководствоваться управленцы в конкретных социальных условиях. Принципы социального менеджмента должны быть основаны на законах развития общества, соответствовать целям социального менеджмента, учитывать временные аспекты социального управления; быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах [4].
К принципам социального менеджмента относят:
- Принцип коллегиальности в принятии управленческих решений.
- Принцип научности социального менеджмента.
- Принцип прогнозирования социального менеджмента
- Принцип ответственности за результаты социального менеджмента
- Принцип рационального подбора и использования кадров.
- Принцип экономичности и эффективности управления.
- Принцип системности.
- Принцип иерархичности.
- Принцип обязательной обратной связи.
В процессе развития общества определенные принципы социального менеджмента могут изменяться. Но, тем не менее, полностью они не исчезнут, поскольку выражают серьезные требования к системе социального управления.
Мировая практика в работе с пожилыми людьми отдаёт предпочтение социальному менеджменту. Особенности социального менеджмента в работе с пожилыми людьми включают в себя следующие положения:
– комплексный подход к пожилому человеку, предполагающий тесное взаимодействие различных специалистов;
– учет психологических особенностей пожилых людей;
– организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социального обслуживания.
Социальный менеджмент позволяет обеспечить эффективное управление деятельностью учреждения с целью удовлетворения потребностей той или иной категории населения в различных услугах [1].
Социальный менеджмент в учреждении охватывает три аспекта работы [7]:
- Социальный аспект (удовлетворение потребности в социальных услугах).
- Организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении). Важным становится необходимость интегративности и межведомственного взаимодействия между учреждениями системы социального обслуживания всех уровней, некоммерческими организациями и благотворительными организациями.
- Кадровый аспект (профессионализм специалистов по социальной работе). Данный аспект является одним из значимых в управлении социальными процессами, поскольку эффективность оказания социальной помощи напрямую зависит от профессионализма специалиста. Следовательно, важным становится процесс обучения и подбора персонала, в связи, с чем для учреждений социального обслуживания необходимым становится развитие нового направления — социальный менеджмент.
Итак, социальный менеджмент — это область управления, направленная на формирование у специалистов теоретических и практических навыков, позволяющих эффективно воздействовать на социальные явления и процессы. Менеджмент в социальной сфере обеспечивает эффективное управление процессами социального обслуживания, направленными на удовлетворение потребностей населения, в том числе и пожилого возраста, в социальных услугах.
Литература:
- Анисимова С. А. Управление персоналом в современной организации социального обслуживания // Проблемы экономики и юридической практики. — 2015. — № 2. — С. 265–268.
- Афонин Ю. А., Жабин А. П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент: учебник. — Москва: Издательство МГУ, 2004. — 320 с.
- Войтенко, А. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. — Москва: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 255 с.
- Минаева О. В. Принципы социального управления // Вестник МИЭП. — 2016. — № 2 (23). — С. 15–23.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. — Москва: Высш.шк., 2001. — 271 с.
- Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. — Москва: издательство «Ось-89″, 2009. — 160 с.
- Халикова Г. Р. Менеджмент в социальной работе // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 541–543.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный менеджмент, социальное обслуживание, социальное управление, пожилой возраст, принцип, социальная сфера, область управления, процесс воздействия, социальная помощь, эффективное управление.
социальное управление, менеджмент, социальное обслуживание, социальный менеджмент, пожилые люди
Похожие статьи
Менеджмент в социальной работе | Статья в журнале…
Ключевые слова: менеджмент, социальная работа, социальное учреждение
Таким образом, социальное управление характеризуется как процесс воздействия на общество, его отдельные
— правовая защищенность клиента, помощь в отстаивании его интересов и прав
Сущность и функции управления социальным развитием…
Одной из главных частей социального управления является управление социальным развитием. В словаре терминов представлены объяснения слова «социальное развитие», и трактуется оно как процесс, в осуществлении которого протекают значительные…
Особенности организационно-управленческой практики по…
— активное практическое участие студентов в организации и управлении социальной работой с семьей и детьми на базе учреждения или организации — объекта практики (потенциального работодателя) для овладения их эффективными технологиями, формами и методами
Управление ресурсами социальной сферы муниципального…
Социальные институты являются важнейшим средством общественных отношений и деятельности, структурирующим различные образования социума. [5] Несмотря на то, что приоритетами проведения социальной политики обладает государство…
Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения…
В кругу специалистов в социальной сфере, а также в смежных отраслях стал очевидным факт, что в социальных службах назрела необходимость упорядочивания и систематизации информации. Поскольку данный вопрос является частью управления и администрирования…
Особенности управления кадровыми процессами в сфере…
На сегодняшний день управление кадровыми процессами в организации играет важную роль. Особое значение данный процесс приобретает в сфере социальной защиты населения, поскольку от качества управления кадровыми процессами будет зависеть и качество…
Инновационный подход к управлению социальной сферой…
Вопросы оптимизации управления социальным обслуживанием населения решаются на уровне муниципального управления, в частности в деятельности Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр социальной помощи семье и детям «Косино-Ухтомский»…
Социальное развитие персонала организации | Статья в журнале…
В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере…
Особенности социальной работы с пожилыми людьми
Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и…
Похожие статьи
Менеджмент в социальной работе | Статья в журнале…
Ключевые слова: менеджмент, социальная работа, социальное учреждение
Таким образом, социальное управление характеризуется как процесс воздействия на общество, его отдельные
— правовая защищенность клиента, помощь в отстаивании его интересов и прав
Сущность и функции управления социальным развитием…
Одной из главных частей социального управления является управление социальным развитием. В словаре терминов представлены объяснения слова «социальное развитие», и трактуется оно как процесс, в осуществлении которого протекают значительные…
Особенности организационно-управленческой практики по…
— активное практическое участие студентов в организации и управлении социальной работой с семьей и детьми на базе учреждения или организации — объекта практики (потенциального работодателя) для овладения их эффективными технологиями, формами и методами
Управление ресурсами социальной сферы муниципального…
Социальные институты являются важнейшим средством общественных отношений и деятельности, структурирующим различные образования социума. [5] Несмотря на то, что приоритетами проведения социальной политики обладает государство…
Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения…
В кругу специалистов в социальной сфере, а также в смежных отраслях стал очевидным факт, что в социальных службах назрела необходимость упорядочивания и систематизации информации. Поскольку данный вопрос является частью управления и администрирования…
Особенности управления кадровыми процессами в сфере…
На сегодняшний день управление кадровыми процессами в организации играет важную роль. Особое значение данный процесс приобретает в сфере социальной защиты населения, поскольку от качества управления кадровыми процессами будет зависеть и качество…
Инновационный подход к управлению социальной сферой…
Вопросы оптимизации управления социальным обслуживанием населения решаются на уровне муниципального управления, в частности в деятельности Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр социальной помощи семье и детям «Косино-Ухтомский»…
Социальное развитие персонала организации | Статья в журнале…
В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере…
Особенности социальной работы с пожилыми людьми
Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и…
Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.
Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.
Регулирование общества
Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:
- реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
- формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
- разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.
Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.
Направления
Управление общественным развитием можно разделить на три направления:
- управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
- управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
- управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.
Предмет социального руководства
Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.
Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.
Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.
Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).
Элементы системы
Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:
- Методы управления. Это контроль, анализ, планирование, учет, стимулирование.
- Средства воздействия. Это поощрения, санкции, управленческие решения, приказы, нормы, производственные задачи.
- Структуры — внутренняя организация системы рассматриваемого сообщества.
Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.
Объекты системы
В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие. Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента. Во взаимной связи также находятся его форма и размер. Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.
Можно выделить три вида объектов системы:
- Производственные, в которые входят все элементы организации процессов производства.
- Структурные, которые являются элементами управляющей структуры.
- Функциональные, устанавливаемые специальным механизмом управления в качестве функций.
Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.
Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации. Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании. Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.
Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма. Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда. Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.
Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.
Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.
Механизм управления
Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем. Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум. Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.
Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.
Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.
Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.
Модернизация системы
Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.
Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.
На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации. Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже. Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.
Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.
В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации. Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель. Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.
На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:
- прогнозирование ситуации;
- планирование деятельности;
- организация объектов управления;
- регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
- воздействие на сознание и поведение людей.
Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.
Средства воздействия
Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:
- структура объекта: республиканский, областной, городской;
- структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
- характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.
Содержание процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.
После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.
Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.
Социально-психологические методы
Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.
Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:
- Выбор сотрудников организации с учетом их взаимной совместимости. Это создает условия для эффективного развития коллективов и, как следствие, всей организации.
- Установка социальных норм в коллективе на основе сохранения традиций предыдущих поколений.
- Реализация норм социального регулирования при помощи заключения договоров.
- Создание у работников мотивации к более эффективной деятельности, достижению целей компании и высоких результатов в работе.
- Оказание помощи в удовлетворении основных потребностей сотрудников через организацию досуга и внепроизводственной деятельности.
Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.
Самоуправление
Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.
Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.
Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.
Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.
Социальная работа
Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.
Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.
Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.
Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.