Что значит руководство игрой

         Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Игра-ведущий вид деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка.  Дети играют, потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. Для возникновения игры необходимы следующие условия:

-наличие впечатлений от окружающего мира;

— наличие игрового материала, возобновляющего яркие жизненные впечатления и стимулирующего  возникновение игры;

-общение с взрослыми, в ходе которого игровые ситуации занимают значительное место, формируют у детей навыки положительного  общественного поведения.

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой. Разработкой данного направления занимались ученые Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова, Н. Т Гринявичене, А. Д. Саар под научным руководством С. Л. Новоселовой.

Как показала практика, внедрение этой методики позволяет к концу дошкольного возраста сформировать полноценную самодеятельную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности — учебной.

Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников

Группа раннего возраста — приобщение детей к разным играм:

2-я младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры

Средняя группа — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры. Их можно представить следующим образом:

-обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем;

-обогащение игрового опыта;

-создание развивающей предметной среды;

— активизирующее общение взрослых с детьми.

Обогащение знаний детей («во что» играть). Ребнок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира. Можно завалить ребнка игрушками определнной тематики, но если он смутно представляет себе, что это такое, что здесь может происходить, — игры не возникнет (это было показано ещ в исследованиях Д. Б. Эльконина). Если же ребнок увлечн чем-то, он будет играть даже при полном отсутствии игрушек: нужные предметы и персонажей легко заменят камушки, палочки и т. д. Необходимо обогащать представления детей о самых разных областях действительности (от земли до космоса). Причм эти знания должны иметь не столько «энцеклопедический» характер, сколько практический, действенный, это должно быть «живое» знание. Обогащать знания детей и о социальных взаимоотношениях в разных областях действительности. Информация должна быть эмоционально значимой для ребнка, вызывать желание поучаствовать в сходной ситуации, применить на себя тот или иной образ, прожить то или иное событие.

Обогащение игрового опыта детей («как» играть). Обычно передача и обогащение игрового опыта происходят естественным путм – от старших детей к младшим через включение в общие игры. В современных условиях задачу обогащения игрового опыта должен взять на себя педагог. Педагог должен играть вместе с детьми (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) (выступал партнром ребнка, более опытным, знающим, а не «учителем» в школьном смысле этого слова) В обогащении игрового опыта нуждаются как младшие, так и старшие дошкольники (совместные игры педагога со старшими детьми, т. к. их игры примитивны, структурно и содержательно обеднены, не развиты).Обогащение игрового опыта не должно подменять собой самодеятельную детскую игру (у ребнка должна быть возможность поиграть самостоятельно

Создание развивающей предметной среды. Игровая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и следующим требованиям: — Проблемность (ребнок, действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности); — Обобщнность (нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность) — Сомасштабность элементов игровой среды между собой, позволяющая сочетать е элементы в любых комбинациях; — Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми задачами.

Активизирующее общение взрослого с детьми. Оно необходимо каждый раз, как только самодеятельная детская игра начинает «стопориться». Помочь продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный новый сюжетный поворот можно как во время игры, так и вне е. Младшие дети охотно принимают новую интересную проблемную ситуацию, которую им предложит взрослый. Вмешиваться в игру старших либо не следует, либо делать это надо крайне деликатно, входя в игру так, чтобы не разрушить е. Чаще всего проблемы у детей бывают с началом игры. Педагог может помочь организовать игру, начав сюжетное действие, а потом незаметно выйти из не, когда дети перехватили инициативу

Основные требования к игровой среде

Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т. д., разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т. д). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть).игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки,

Средняя группа. Более разнообразные по тематике образные игрушки. Многообразные игрушки для перевоплощения (шапочки, фартуки, платки, халаты и т. д.). Обязательно иметь не детализированные костюмы, а их элементы, которые позволяют именно почувствовать себя в образе. С этого же возраста необходимо менять игровые уголки на варианты обобщённой предметно-игровой среды. (это может быть модульная среда, а также средства оформления игрового пространства: ткани, ширмы, укромные уголки (принцип полифункциональности и трансформируемости). Исследования 80-х г. (Н. -Э. Т. Гринявичене) показали, что строгое зонирование приводит к типизации игры, игра ритуализируется, замыкается в рамки заданной взрослым регламентации. Модульная среда максимально эффективна при наличии сюжетных игрушек.

Старший дошкольный возраст. Остаётся максимально обобщённой. Принимают участие в создании предметно-игровой среды самостоятельно, создают фигурки героев своей игры, целые города жителей. В дело идёт весь бросовый материал (лоскуты. Фантики, пробки и т. д. создают квартиры в коробке для маленьких кукол. Игрушки сделанные руками детей-самодельные должны широко использоваться в игре. А не только стоять на выставке. Умение создать игрушку самому — это умение создать орудие совей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием. Исходя из этого принципа ученые выделяют 3 группы методов

Первая группа методов — обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни- наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенныетемы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая группа– это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности- непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли ;оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов; поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий,проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов — обучение детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др., из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы-заместители (кирпичик вместо мыла и т. д. ,чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Воспитанники моей группы-дети шестого года жизни.

Основная задача руководства играми старших детей – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирования умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета (обычно, в игре соединяется несколько сюжетов, подготовить игровую обстановку.

Продолжается и работа по расширению знаний. Предлагаются новые темы

Дети старшего возраста не испытывают особых трудностей при сговоре, при распределении ролей, т. к. объединяются на основе общих интересов, личных симпатий, возникают устойчивые игровые группировки. Но часто дети лидеры, дети – «звезды» берут на себя все время главные роли, намечают содержание игры, не прислушиваясь к другим, «оценивают» правильность исполнения роли. Часто в игре одни все время командуют, другие подчиняются. Перед игрой необходима воспитательная работа по формированию положительных взаимоотношений детей группы, подчеркивать индивидуальность, способности каждого ребенка. В игре вводить новые роли, поощрять новые замыслы разных детей, хвалить ха выдумку, удачное выполнение ролей. Воспитатель может, при необходимости, участвовать в сговоре, помочь детям разрешить конфликт. Участвуя в сговоре, воспитатель может направить внимание на подбор основного оборудования, предложить новую роль и обсудить ее, подсказать сюжетные линии, приучает к элементарному планированию, к самостоятельной организации игровой обстановки.

Мои дети играют в игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле,игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Для этого использую косвенное руководство игрой через

• наблюдения;

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например,«Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например,«Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).

А так же внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Это используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

Прямое руководство (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др) дают мне возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д. Основное условие их использования — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Заключение

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.

Особенности
руководство сюжетно-ролевыми играми детей.

Сюжетно-ролевая игра –
это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях
воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью
усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и
неформального общения.

Игра позволяет
ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и
реальные, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых,
радостных моментов.

Сюжетно-ролевая игра в
своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не
могут играть в
одиночку
, но наличие детского общества – это наиболее благоприятное
условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные
компоненты
сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет
самой сюжетно-ролевой
игры
Сюжет игры – это та сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком
определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности
окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить
обед, учить рисовать учеников и т. д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны.
Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные,
отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.,
общественные (игры
в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.)
.

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игркоторые как бы связывают поколения людей: игры в семью,
школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов
отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание
игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и
характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой,
трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности
взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в
игре врача, многократно
повторяли одни и те же действия
: измеряли температуру, смотрели
больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении
врача прибавились новые действия.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с
помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и
главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с
каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в
мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать;
учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.
Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим
элементом сюжетно-ролевой
игры
.

Виды сюжетно-ролевых игр :

игры на бытовые сюжеты : в «дом»«семь»«праздники»«дни рождения». И в этих играх большое
место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что
знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;

игры
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для
этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, милиция,
пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, шахта, строительство, армия);

игры на героико-патриотические темы, отражающие героические
подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);

игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач:
в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку, в четырех «танкистов» и
собаку и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из
литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

— «режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет
говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух
планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее
продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых
сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и
пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя
ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Рассмотрим основные особенности сюжетно-ролевой игры.

В первую очередь, это соблюдение правил. Сюжетно-ролевая игра является
важным этапом дошкольного развития, где подчинение правилу вытекает из самой
сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и
моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности
взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной
жизни, к людям, вещам:
в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам,
нормам и правилам поведения в обществе.

В сюжетно-ролевой игре закладывается социальный мотив. Игра – это
возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе
взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится
недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой
статус.

В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка
очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Хотя
ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он
при этом испытывает, самые настоящие. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою
дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в
аварию товарища и т. д.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся
более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует
его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение
ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за
порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Многократное
повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на
образование таких же качеств у ребенка.

В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие
интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным
развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного
возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда
взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.
Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное
время овладевают их воображением.

Некоторые игры (в «моряков»«летчиков»«космонавтов») продолжаются неделями, постепенно
развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком
этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня
в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие,
обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся
целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет
его глубже вникать в смысл того, что он изображает [2].

В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается
с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во
время игры возникают новые идеи, новые образы.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в
содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего
и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные
события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в
кукольном театре.

Для детей этого возраста важны яркие зрительные
впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые
впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре,
повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это помогает
образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между
разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и
разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на
себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет
другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть
в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам
игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку
выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними
свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием
речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной
стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается
под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим
самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить
свои мысли и чувства.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – это форма игры, объединяющая в
себе элементы и особенности
игры сюжетной и игры ролевой
Она в обязательном порядке имеет следующие структурные компонентысюжет, содержание,
роль. Виды сюжетно-ролевых
игр
 : игры на бытовые сюжеты, игры на производственные и общественные темы,
игры на героико-патриотические темы, игры на темы литературных произведений,
кино, теле- и радиопередач, режиссерские» игры. К особенностям сюжетно-ролевой игры относятся следующие:
соблюдение правил, наличие социального мотива игры, эмоциональное развитие дошкольника,
развитие интеллекта, воображения и творчества, развитие речи.

Методические рекомендации по организации руководства сюжетно-ролевой
игрой детей
 старшего дошкольного возраста

Руководство
сюжетно-ролевой
 игрой требует большого мастерства
и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены
приемы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой
осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления
игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру.
Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у
них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых
игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

К прямым приемам руководства относятся : ролевое участие взрослого
в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять
на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать,
что основное условие использования этих приемов – сохранение и развитие
самостоятельности детей в игре.

В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит
гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею,
формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры :


организация предметно-игровой среды (тематические игровые уголки, где
расположено игровое оборудование и игрушки);


расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки,
контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления
самоделок;


пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях
знаниями.

Помощь взрослого
заключается в следующем
:


вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность,
спланировать ход игры, последовательность действий; — распределить роли,
согласовать замысел;


решение игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос,
изменение игровой среды)
;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел
игры, развитие сюжета,
усложнение способов отображения
действительности);


создание игровой ситуации;


индивидуальная работа с детьми.

В играх старших детей наряду с действиями начинают
отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет
заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает,
читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит
градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.

Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их
источников. Игры старших дошкольников определяются в основном теми
впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с
окружающим. В играх старшего дошкольника все
большее место начинает занимать опосредованный опыт
: знании,
полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного
опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали
участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в
повседневной жизни).

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного
возраста представлена в Приложении 1. Например, перед началом игры «Детский сад» воспитатель проводит
предварительную работу
: вместе с ребятами посещает медицинский
кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседует с
медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе. После
этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает
знания, полученные на экскурсии. А уже после того организует игру «Режим дня», тем
самым, наметив план игры.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно,
но если у детей не
возникло должного интереса к игре, он выступает как равноправный партнер,
выполняя главную или второстепенную роль. К примеру, он может предложить детям
определенные роли врача, медсестры, няни и т. д. Когда все роли будут
распределены, педагог побуждает детей к игре : «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак».

По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает
возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Воспитателям необходимо помнить, что руководство игрой,
как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры. Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые
игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления,
окружающую бытовую жизнь людей.

2. План игры. Воспитателю необходимо стремиться к максимальному
насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и определить предполагаемые
роли и средства игровой организации.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к
обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда
начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих
предметов переносными значениями
: стулья — поезд, кубики — корабль.
Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к
реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами,
более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей. Воспитателю необходимо стремиться
удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а
также установить очередность разыгрывания ролей разной степени активности,
искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую
роль.

6. Начало игры. Воспитателю необходимо создать интересную
игровую ситуацию. Для этого можно использовать некоторые методические приемы.
Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале
игры распределить главные роли между активными детьми с хорошо развитым
творческим воображением.

7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой
сюжет
 естественно и непринужденно развивают сами играющие детиВоспитатель помогает этому с
помощью некоторых приемов
: в общении с детьми употребляет условную
игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все
меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в
игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

8. Завершение игры. Воспитателю необходимо позаботится о таком
окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание
сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Руководство играми состоит в целенаправленном
воздействии на решающие моменты в развитии игр
: выбор темы игры,
развитие замысла, обогащение содержания.

Памятка для педагога «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего
дошкольного возраста» представлена в Приложении 2.

Таким образом, педагогическое руководство в процессе сюжетно-ролевой игры имеет свои особенности :
оно способствует
развитию ее замысла
, расширению содержания, уточнению игровых
действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Важнейшая задача
педагогического руководства
сюжетно-ролевыми играми
 по-прежнему является создание таких
условий, при которых дети могут играть самостоятельно. Для этого педагог должен
систематически проводить организованную сюжетно-ролевую деятельность и принимать в них
участие в качестве ведущего, формировать у детей умение включаться в игровые отношения,
соблюдать правила игры, решать дидактические задачи в процессе разнообразных
игровых действий

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

    1. Руководство процессом игры

Игру следует
начинать организованно и без задержек
по условному сигналу (команда, свисток,
хлопок, взмах флажком, последнее слово
речетатива и т.д.). Рекомендуется подавать
различные сигналы, заранее сообщив о
нем детям и убедившись, что все игроки
поняли содержание игры и заняли
соответствующие места.

Руководитель с
самого начала игры внимательно следит
за ее ходом и за поведением отдельных
игроков, направляя их действия для
правильного развития игры. Кроме этого
в руководство игрой входит: исправлять
ошибки, добиваться сознательной
дисциплины, страховать наиболее сложные
действия в игре, добиваться проявления
положительных эмоций и исключить
проявление отрицательных.

Судейство.
Каждая
игра требует объективного беспристрастного
судейства. Руководитель игры является
и судьей. Задачи судьи:

  1. внимательно
    следить за соблюдением правил игры и
    привлекать к ответственности нарушителей;

  2. не допускать
    грубую игру, результатом которой
    является ухудшение техники игры,
    нетоварищеские поступки, чрезмерный
    азарт;

  3. судья может
    пользоваться мерами поощрения за
    качество выполнения (назначение
    дополнительных очков, предоставление
    некоторых преимуществ, выделение лучших
    игроков на роль капитана, судьи-помощника
    и т.д.);

  4. судья должен
    отчетливо и своевременно подавать
    сигнал, корректно делать замечания и
    не вступать в споры с играющими.

К судейству
рекомендуется привлекать поочередно
всех занимающихся. Это содействует
воспитанию организаторов игры.

Дозирование
нагрузки в игре.

Ответственной задачей для преподавателя
является определение правильной
дозировки в игре. Под воздействием
сильного эмоционального возбуждения
играющие легко переоценивают свои силы,
не дают себе отчета в действительной
степени наступившего утомления. Поэтому
преподаватель не может полагаться на
самочувствие игроков. Он должен учесть
возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья,
размер площадки, вес и объем инвентаря,
температуру воздуха, число играющих и
многое другое.

Для решения этой
задачи можно использовать следующие
приемы:

— изменить
продолжительность и количество
повторений;

— увеличить или
уменьшить размеры площадки;

— усложнить или
упростить правила игры;

— использовать
инвентарь большего или меньшего веса
и размера;

— изменить количество
играющих и водящих.

Окончание игры.
Очень важно заканчивать игру своевременно
и организованно. Окончание игры чаще
всего зависит от ее содержания (согласно
правилам или в связи с окончанием
установленного времени). В продолжительных
играх руководитель сам определяет
окончание игры по первым признакам
утомления (неточность выполнения,
нарушение правил, рассеянное внимание,
снижение интереса). Руководитель должен
предупредить об окончании игры: «играем
еще один раз», «играем до смены водящего»,
«играем последнюю минуту».

    1. Подведение итогов игры

По окончании игры
руководитель должен, построив игроков
в исходное положение, объявить ее
результаты. Для этого он создает спокойную
обстановку, если нужно, собирает сведения
у помощников и счетчиков очков и громко
объявляет результаты. Ни в коем случае
нельзя допускать пререканий игроков с
судьей. Решение судьи обязательно для
всех. Объявлять результаты игры надо
лаконично, никому не делая скидок, чтобы
приучать детей к правильной оценке
своих действий и поступков.

После объявлении
результатов необходимо разобрать игру,
указав на ошибки, допущенные участниками
в технических приемах и тактике.
Необходимо отмечать играющих, которые
соблюдали правила игры и проявляли
творческую инициативу. При разборе
лучше усваиваются правила, уточняются
детали игры, улаживаются конфликты.
Разбор помогает руководителю уяснить,
насколько усвоена игра, что игравшим
понравилось и над чем надо работать в
дальнейшем.

Критерии оценки
умений и навыков играющих:

5 – точное соблюдение
правил игры, целесообразное применение
различных двигательных действий,
согласованные действия в команде,
достижение высоких результатов в игре,
проявление творческой двигательной
активности;

4 – небольшие
отклонения от целесообразного
использования двигательных действий,
пассивность во взаимодействиях играющих,
нарушение второстепенных правил игры;

3 – нецелесообразное
применение двигательных действий,
которые нарушают, искажают ход игры или
не соответствуют требованиям этики
игры, несогласованность взаимодействий
играющих: преимущественно игра на себя,
незнание или нарушение основных правил.

Вопросы для
самоконтроля:

    1. Задачи руководителя
      и этапы подготовки к игре.

    2. Требования к
      конспекту игры.

    3. Способы выделения
      водящих.

    4. Способы разделения
      на команды.

    5. Судейство и
      дозировка в игре.

    6. Подведение итогов
      игры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Значение руководства сюжетно-ролевой игрой

Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.

Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.

Замечание 1

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.

Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇

Виды и направления руководства игрой

Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.

Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.

В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.

Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.

Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.

Роль педагога в руководстве игрой

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.

Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.

Замечание 3

Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.

Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:

  1. Показать детям необходимые игровые действия.
  2. Описать сюжет и характерные черты персонажа.
  3. Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
  4. Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.

Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.

В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.

Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • принимает непосредственное участие в игре;
  • предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
  • при необходимости дает детям советы;
  • вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
  • дает подсказки по ходу игры.

Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.

В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:

  • дает советы перед началом игры;
  • в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
  • при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нитамин инструкция по применению для животных телят
  • Холодильник самсунг sk170k t1u инструкция по эксплуатации
  • Термопсиса сироп с солодкой инструкция по применению отзывы
  • Vehicle blackbox dvr 1080 инструкция по применению на русском языке
  • Реставрация деревянных стульев своими руками в домашних условиях пошаговая инструкция