Роль
руководителя в процессе управления образовательной организацией
Успешная деятельность школы во
многом зависит от того, кто ею управляет. Сегодня особенно актуальной
становится роль личности директора школы, так как для лучшей работы и особенно
престижа образовательного учреждения немаловажным является авторитет и
ценности, которые несет в себе личность директора школы.
Родители в первую очередь
выбирают школу, которая соответствует их ожиданиям, потребностям их детей. И
именно первый руководитель является вдохновителем всего педагогического
коллектива, организатором и куратором необходимых изменений в школьной жизни,
которые соответствуют желаниям родителей и потребностям учащихся и, особенно,
выпускников школы, а также реалиям сегодняшнего дня, требованиям стандартов.
Сегодня директор должен не
только уметь подобрать кадровый состав, организовать образовательную
деятельность школы, но и сделать это экономически эффективно. Поэтому ежедневно
он принимает множество важных управленческих решений — от нахождения способов
зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.
По словам Н.Н. Прянишникова «…быть
директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса:
меньше ресурсов, а задач больше».
К.М. Ушаков утверждает, что «одна
из главных задач директора — «выработать миссию организации и сделать ее личным
делом каждого», ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии»»
Современные требования к
образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания
по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо
обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.
Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является
главной задача современной школы.
Для развития инновационной
деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми
технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и
удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет
непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий
коллективом.
Эффективный руководитель
современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер
образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более
важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.
Школьный менеджмент необходим
не только для эффективного управления кадрами, координирования их деятельности
в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, а также в организации
контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в
образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое
обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для
эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От
его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит
судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.
Директор управляет ребенком,
родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и
организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен
заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению
квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих
способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы
знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа,
несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении
отношений с педагогами и учениками.
Также любому руководителю
необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают
успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от
стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные
качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные
качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы
образовательного учреждения.
Профессиональная компетентность
руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие,
педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества,
эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных
знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств,
которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению
намеченных целей.
Одной из обязательных
личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все
знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Что
означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то,
что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком
руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый
психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.
Обязательным для руководителя
является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель
должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают
люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у
него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная
неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем
самым и его деловую активность.
Людей, которые рождаются
лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно – было бы
желание, стремление к знаниям, использование новых технологий,
работоспособность, а главное- терпимость к окружающим. Мудрый руководитель
понимает, что главное, чем он располагает — это его подчиненные. Им он и отдает
предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только
благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач эффективности работы
руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера.
«Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» — так много лет назад сказал
Лоуренс Эппли, президент Американской ассоциации управления. Добавить к этому
больше нечего.
«Чтобы кого-то чему-то научить – нужно любить то, чему учишь, и тех, кого учишь».
Наверное, эта цитата и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я – классный руководитель. Несколько лет назад я сделала свой выбор, считаю его верным и сейчас.
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель. Я хочу, чтобы классный руководитель не терял своего особого значения и призвания «разжигать огонь» в юных душах.
Я считаю, что основное назначение классного руководителя – это создание условий для раскрытия таланта ребенка, умственного, духовного и физического его совершенствования, сохранение его неповторимости.
Классный руководитель — это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и справедливости, порядочности и честности, «делать прививку» на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности — это не профессия, это состояние моей души, это честное служение своему делу. Мой секрет – это честно и добросовестно трудиться, вкладывая в деятельность всю душу, отдавая ей все свое время, свою любовь, свои мысли и надежды. Педагог по природе своей профессии добродетель, созидатель, ибо он творит Человека. Какими людьми станут мои воспитанники, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я педагог.
В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жизни, своего ребёнка. Нужно ценить его и найти в нём всё самое лучшее.
При встрече с детьми я постоянно смотрю им в глаза, которые говорят о многом: о настроении, их внутреннем мире. С детьми я всегда стараюсь быть выдержанной, терпеливой, внимательной. Я должна вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации. Каждый ребёнок становится родным, частицей моего сердца. Очень тяжело переживаю их ошибки и неудачи.
Но каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих детей, красочно разрисованную доску, шарики, цветы, я понимаю, что я им нужна, они мне рады. Это и есть учительское счастье.
У нас в классе много планов на будущее.
Учиться всю жизнь, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: какая я? Достойна ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы уверенно вести диалог со своими учениками? Эти вопросы постоянно тревожат и заставляют трудиться над собой.
Я каждый день, проведенный с детьми, анализирую, прокручиваю ход событий неоднократно в голове, и планирую то, чем мы займемся завтра. Общение с детьми позволяет раскрывать в себе таланты, сделать сегодня то, что казалось невозможным еще вчера.
Дети – это наше счастье, наше будущее, наше всё. Меня волнует завтрашний день моих детей. Я хочу, чтобы в своё будущее они вошли добрыми, сопереживающими, милосердными, умеющими не только брать, но и отдавать свою заботу, внимание.
Говорят, на свете все профессии важны, но есть три самых главных – священник, врач и учитель. Их объединяет забота о будущем, не своём, а общем — будущем всех людей. Это здорово – прикоснуться к нему и, возможно, немножко повлиять. А пока наше будущее ещё только растёт, нужно сделать так, чтобы его детство было счастливым.
Руководство школой
- Руководство школой
-
— термин более употребителен для обозначения управленческих действий в сфере внутришкольного управления. Отражает социально-коммуникативный, личностно-деятельностный аспект управления.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. — Пятигорск, 2004. С. 323)
Ч421.41
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.
Смотреть что такое «Руководство школой» в других словарях:
-
Управление школой — система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление это управление,… … Педагогический терминологический словарь
-
Менеджмент в образовании, Менеджмент педагогический — менеджмент имеет перевод управление , заведование , то есть в прямом смысле слова ничем от управления не отличается. Понятие М. по отношению к понятию управление , следует рассматривать как часть по отношению к целому. Термин изначально… … Педагогический терминологический словарь
-
Российская экономическая школа (РЭШ) — Президент Валерий Леонидович Макаров Ректор … Википедия
-
Institut Le Rosey — Тип учебного заведения средняя школа интернат Город Роль Область кантон Во Страна Швейцария Администрация Mr Philippe Gudin Официальный сайт www.rosey.ch Institut Le Rosey школа интернат в городе Роль в кантоне Во, Швейцария. Содержание 1… … Википедия
-
МОУ «СОШ № 18» (г. Муром) — Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М. И. Ермакова общеобразовательная школа города Муром Владимирской области. Содержание 1 История школы 2 Школа сегодня … Википедия
-
Школа № 18 (Муром) — Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» им. М. И. Ермакова общеобразовательная школа города Муром Владимирской области. Содержание 1 История школы 2 Школа сегодня … Википедия
-
ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — [18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл., 9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. образования, д р пед. наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. деятельность начал в ср. школах Ниж. Новгорода,… … Российская педагогическая энциклопедия
-
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой — 4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из… … Энциклопедия ньюсмейкеров
-
ДЖЕНТИЛЕ Джованни — (Gentile, Giovanni) (1875 1944), итальянский философ, деятель образования и издатель. Основатель и главный представитель философии актуализма. Джентиле родился 30 мая 1875 в Кастельветрано (Сицилия). Преподавал в университетах Палермо и Пизы, в… … Энциклопедия Кольера
-
Греческий язык — ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗ. известен по памятникам с середины VII века до христ. эры. Памятники древнегреческого языка сохранились в надписях (на камне, бронзе, монетах, вазах и пр. с VIII VII вв. до христ. эры) и в рукописях (папирусах (с IV в. до христ … Литературная энциклопедия
Управление современной школой: какой должна быть команда
Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
07 марта 2018
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
Обязанности:
- Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
- Руководство и организация деятельности контрактной службы.
- Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
Обязанности:
- Планирование повышения квалификации педагогов.
- Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
- Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
- Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
Обязанности:
- Организация внутренней системы оценки качества образования.
- Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
- Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
- Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Читайте также:
- Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
- Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
- Геймификация в образовании
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
- Сократить численность административно-управленческого персонала.
- Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
- Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
- Эффективно распределить функционал.
- При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
- Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
- Моральная и материальная отдача от результатов труда.
- Правильная расстановка кадров.
- Грамотное стимулирование работников.
- Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:
- Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
- Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
- Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
- Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
- Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
- Отбор средств обучения.
Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
Эссе
слушателя курсов повышения квалификации
по дополнительной профессиональной образовательной
программе повышения квалификации
«Современный образовательный менеджмент»
Ф.И.О. слушателя: Киреев Николай Михайлович
Округ: Северный
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №648
Должность: заместитель директора по УВР
Тема эссе: Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?
Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.
Каким же должен быть современный руководитель образовательного учреждения?
Какими качествами должен обладать?
Зависит ли успех модернизации образования от личности руководителя? Что и как нужно делать?
Кто же он, эффективный руководитель современной школы?
Для эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.
Главное для современного руководителя образовательного учреждения – это ясное видение конечных целей, понимание масштабности и глубины задач, стоящих перед современным обществом, правильно определить приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат.
Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечить опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.
Для развития инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо грамотное, умелое владение директора новыми современными технологиями в своей работе.
Директор педагог и организатор, владеющий юридическими и экономическими знаниями, заботящейся о роли учителя в своем коллективе, способствующий повышению квалификации педагогов, создающий условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик, технологий, умение разбираться в людях их знаниях.
Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Лидерство это искусство, мастерство, умение, талант, творчество.
Необходимо обладать мужеством, чтоб принять на себя за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам.
Директор главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этнических, гигиенических.
Руководитель психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка. Где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.
Директор – первое лицо в системе хозяйствования полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо, потому что несет ответственность за школьное здание в целом, владеющий финансовой, экономической и юридической грамотностью. От него зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально – технических элементов, обеспечивающих физический комфорт, как детей, так и взрослых.
Эффективность работы школы зависит от стиля управления коллективом, от личных качеств руководителя. Это уверенность в себе в своих силах, возможностях. Руководитель все знает, умеет, может! Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это — прежде всего, то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе. Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду единомышленников и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.
Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед. Не страшась штормов, бурь и неизвестностей.