Crusaders kings руководство


10 сентября 2020


10.09.20

4

82K

Буквально с самого релиза Crusader Kings 3 завоевала Steam-чарт, поэтому о последней масштабной стратегии Paradox, пожалуй, не слыша только ленивый. Это игра, основной которой лежит развитие средневековой королевской династии. Игра о сложных взаимоотношениях внутри и между знатными семьями, о войне, о взлете и падении огромных империй, участи в заговорах вплоть до желания отравить ужасного дядюшку, который не хочет отказываться от претензий на желаемое вами графство. Эта игра пугает своими масштабами, и если вы никогда не играли в столь глобальные стратегии, то наверняка сомневаетесь в том, сможете ли вы разобраться во всем этом многообразии и стоит ли вообще запускать Crusader Kings 3.

Скажу прямо – играть стоит однозначно. И в этом руководстве я попытаюсь рассмотреть большинство аспектов, которые могут привести к многочисленным вопросам. Статья подойдет новичкам серии и жанра в целом.

Первое, что вы должны сделать после запуска Crusader Kings 3 – пройти обучение. И вам предложат это сделать сразу после запуска новой игры. Если откажетесь, то в любой момент на экране выбора правителя сможете щелкнуть по кнопке «Пройти обучение» в правом верхнем углу экрана.

С чего начать?

Система обучения познакомит вас с некоторыми основными концепциями, о которых следует помнить на протяжении всей игры. И мы рассмотрим их чуть более подробно. Обучение переместит вас в герцогство Мюнстер в Ирландии, а вашей задачей станет объединение всего королевства Ирландия. На протяжении всей обучающей кампании вы будете получать многочисленные подсказки во всплывающих окнах, которые будут указывать на то, что следует делать дальше.

Однако, если вас не интересует Ирландия и вы хотели бы отправиться в какое-то другое королевство, это тоже можно осуществить. Выберите любого из нескольких десятков правителей, доступных в Crusader Kings 3. Выбрав «Новую игру», ознакомьтесь с предложенными персонажами, наведя курсор на вкладку каждого на карте. Нужно выбрать кого-то из них. Каждому присвоен свой рейтинг сложности, поэтому ищите правителя с пометкой «Легкий». Например, короля Леона Альфонса IV, герцога Богемии Вратислава, герцога Йоркского Хальфдана. Все это отличные варианты для начала кампании.

Первое, что нужно осознать в Crusader Kings 3 – вы играете за реального человека, а не могущественную силу, управляющую целой нацией. Crusader Kings 3 – одновременно ролевая и стратегическая игра. И ролевая составляющую имеет решающее значение для получения максимальной отдачи и решения, что делать дальше.

Второе, что вы должны понимать – нет какого-то единственно верного и правильного способа прохождения игры. Ваши неудачи неизбежны, но пока у текущего правителя есть хороший наследника, после его смерти вы просто продолжите играть за нового персонажа. Потерять все в мгновение ока и неожиданно стать скромны герцогом – возможно, также забавно, как и превратиться в великого императора. Расслабьтесь, следите за происходящим и продолжайте играть в свое удовольствие.

Образы жизни.

Образы жизни.

Какова суть игры?

Когда запустите свое первое прохождение Crusader Kings 3, скорее всего, возникнет закономерный вопрос – а какова задача кампании? Если вы ранее играли в подобные стратегические игры, то должны понимать, что в каждом таком тайтле есть определенные цели. В Crusader Kings 3 на самом деле нет конкретной задачи. Поэтому поначалу будет трудно понять суть всего происходящего.

Но пока не зацикливайтесь на больших задачах. В своих первых кампаниях постарайтесь научиться управлению королевством и взаимодействию с игровым миром. Здесь есть много всего интересного, огромное количество функций и аспектов, и каждая подобная деталь станет кусочком куда более огромного пазла, который позволит вам разобраться в Crusader Kings 3.

В конце концов, вам нужно сделать так, чтобы ваша семья, династия, сохранилась до самого конца. Опять же, если ваш наследник – один из членов семьи, то после смерти нынешнего правителя вы просто станете им управлять.

Если же вы стремитесь к высокому рейтингу, любите быть на вершине, то просто сосредоточьтесь на этом. Расширяя свое королевство и устанавливая новые титулы, вы, в конечном счете, сможете добраться до уровня императора. Независимо от текущего ранга ваши поступки иногда приносят очки престижа, которые, проще говоря, показывают уровень вашей известности. Заработайте достаточно престижа, и вы будете широко известны во всем мире, а все ваши знаменитые поступки будут эхом передаваться из поколения в поколение.

В процессе игры вы сами поймете, чем хотели бы здесь заниматься. К примеру, если играете за одно из северных племен викингов, то сможете создать Шведское королевство и объявить себя королем. Вы можете решить, что все должны принять еретическую секту, работать над ее узакониванием, заменяя старую веру новой. Поиск таких целей в ходе банального прохождения игры – истинное удовольствие, которое вы получаете от Crusader Kings 3. У вас будет бесчисленное количество возможностей следовать побочными путями и преследовать какие-то личные интересы.

Начало первой игры

Итак, вы выбрали своего первого лидера и впервые смотрите на экран с картой. По умолчанию игра будет на паузе. В Crusader Kings 3 время течет непрерывно, но в любой момент можно активировать паузу. Для этого жмите на «Пробел» или на кнопку в правом нижнем углу. Также автоматически время будет останавливаться в тот момент, когда вам предоставляют какие-то ключевые решения. Поэтому не волнуйтесь – вы можете разбираться в предложенной ситуации или принимать какие-либо решения столько времени, сколько пожелаете. Хоть весь день просидите, установив игру на паузу и разбираясь в ее аспектах!

Поэтому уделите время ознакомлению с интерфейсом. Одна из важнейших кнопок на экране, особенно в самом начале игры – «Проблемы». Это витражная кнопка в виде «плюса» в верхней части экрана, ближе к его центру. Обычно на ней отображается число, показывающее, сколько проблем нужно разрешить в настоящий момент. Все они отобразятся при нажатии на эту кнопку. Вы можете щелкнуть по любому элементу в списке, чтобы получить дополнительную информацию или перейти на соответствующий экран, чтобы решить проблему. Используйте эту кнопку и функцию как руководство по тому, что следует делать дальше. До тех пор, пока не научитесь быстрее ориентироваться по миру.

Ромбовидные кнопки рядом с проблемами – индивидуальные неотложные проблемы. С ними нужно разобраться в самое ближайшее время, иначе они повлекут за собой какие-то штрафы. Вплоть до полного завершения игры. Поэтому постарайтесь устранить их как можно скорее. Наведите на них указатель мыши, и сможете узнать больше о том, что необходимо сделать. Затем щелкните ЛКМ, чтобы открыть меню, которое связано с решением проблемы.

Во время прохождения кампании вы научитесь многому. В целом, Crusader Kings 3 – это непрерывный процесс обучения. Но если не будете забывать ставить игру на паузу и следить за актуальными проблемами, то будете хорошо управлять как королевством, так и своей династией.

Ваш правитель

В окне вашего правителя Crusader Kings 3 есть много полезной информации, и вы должны часто ею пользоваться. Чтобы открыть окошко, нажмите на портрет правителя в левом нижнем углу экрана. Если потянете его вверх, то увидите изображение персонажа и его супруги, если таковая уже имеется. Справа будет изображение вассала и наследника, если они есть. Над каждым из перечисленных дополнительных персонажей будет отображаться красное или зеленое число, которое определяет то, как они к вам относятся. Наведите курсор мыши на число, чтобы увидеть список того, из чего формируется рейтинг.

Окно выбора правителя.

Окно выбора правителя.

Под изображением вы увидите имя, возраст и герб династии. Сразу под именем есть ряд значков, описывающих ваши свойства и параметры. Перейдя на один ряд ниже, вы увидите навыки своего правителя. Их числовое значение в следующем порядке: дипломатия, военное дело, управляющий, интриги, обучение и доблесть. Здесь также показаны текущие вера и культура.

Область под ними – ваш домен. Домен – совокупность земель, которыми ваш персонаж владеет лично, в то время как ваше королевство включает все эти земли и территорию под управлением вашими вассалами. Как вы поймете по ходу игры, поиск баланса между тем, какими землями владеть лично, а какие отдать вассалам – сложная штука.

Здесь вы также можете увидеть количество доступных ресурсов. Слева направо есть золото, престиж и благочестие. Рядом с ними показана военная мощь. Вы также увидите гербы тех, с кем состоите в альянсе или с кем ведете войну. В нижней строке отображаются титулы, на которые вы претендуете. Каждый из этих щитов и баннеров представляет собой титул, и при нажатии на них откроется соответствующая информационная панель.

Наконец, в нижней части экрана персонажа можно увидеть ваши отношения с кем-либо. Здесь есть интерактивные портреты ключевых людей вашего королевства – членов семьи, вассалов, любовников и придворных. Можете щелкнуть ПКМ по любому портрету, чтобы открыть меню вариантов взаимодействия для текущего персонажа. Поэтому, если желаете устроить брак или начать заговор с убийством, то вход в данное меню – самый простой способ.

Вам неизбежно придется воевать. И, возможно, даже убить нескольких человек, с которыми встретитесь в ходе любой кампании. Но можете избежать большинства из этого и даже предотвратить свою потенциальную смерть в результате заговора, сделав счастливыми как можно больше приближенных к вам людей. Изучите красные и зеленые числа на портретах.

Особенно важны красные, поскольку у таких людей есть причины не любить вас. И если это число станет достаточно большим, то у человека появится весомая причина пойти против вас. Наведите курсор мыши на числа, чтобы узнать, почему персонаж расстроен вами. Зачастую вы сможете понять, что именно нужно сделать, чтобы улучшить отношение с героем. Это особенно важно для членов совета. К примеру, всегда стремитесь к тому, чтобы шпион был счастлив, и вы значительно увеличите свой век во главе королевства.

Как объявить войну

Итак, вы разобрались со своим королевством, правителем, узнали о наиболее влиятельных людях в мире. Если на вас еще никто не напал, возможно, вы уже начали посматривать на карту и задумались над расширением империи. В Crusader Kings 3 есть несколько способов получить владения и титулы, и война – самый простой из них. Однако, в отличие от большинства подобных стратегий, в Crusader Kings 3 нельзя воевать просто из-за того, что вам так вздумалось. Да, вы можете в любой момент собрать армию, но прежде, чем вторгнуться в чужие земли и начать завоевание территорий, придется объявить войну.

Для объявления войны нажмите на территорию, которую хотели бы захватить, и найдите портрет персонажа, владеющего ее титулом. Щелкните ПКМ по этому портрету, а затем проверьте, отображается (активна) ли опция «Объявить войну». Если это не так, то у вас попросту нет уважительной причины для объявления войны (казус белли). Если желаете захватить территорию, нужно найти повод для войны. И есть несколько способов их отыскать. Некоторые культуры и вероисповедания позволяют объявлять войну практически всем иноверцам, но большинству европейских правителей обычно требуется какое-то право на захват той или иной территории.

Если правитель, с которым вы хотели бы воевать, владеет территорией, которая исторически принадлежала вашему дому или является частью более высокого титула, которым вы уже владеете (например, есть графство и вы хотите получить его герцогство), у вас будет возможность активировать так называемое требование «Де-юре». Оно же может использоваться как повод для объявления войны. Вы также можете начать войну в результате претензий ваших придворных, поэтом убудет полезно использовать вкладку с решениями, чтобы приглашать ко двору новых людей. Спустя время появятся лица, и, если у них будут нужные вам претензии, вы сможете нанять их и использовать для начала новой войны.

Как только у вас появится претензия, которую вы будете готовы предъявить, вновь щелкните ПКМ по портрету цели и выберите опцию «Объявить войну». Появится новая панель, на которой вы увидите потенциального противника вместе со списком казус белли. Вы можете выбрать желаемый повод. Каждый из них преследует разные цели и связанные с ним затраты. Священные войны требуют благочестия, тогда как стандартные конфликты за де-юре территории обычно расходуют престиж.

Если у вас мало доступных войск, сосредоточьтесь на укреплении владений с помощью зданий и улучшений. Такие варианты, как казармы и тренировочные площадки, увеличат количество солдат, которые внесут свой вклад в армию, в то время как другие здания могут повысить их качество. Подробнее об ополчении я расскажу в отдельном руководстве.

Всегда лучше иметь как можно больше солдат, но если не обеспечите им все условия для тренировок, то вскоре столкнетесь с проблемами. Как только у вас будет стабильный доход, подумайте о создании пары военных блоков на военной вкладке. Это профессиональные солдаты, которые могут использовать специализированное осадное оборудование, значительно ускоряющее процесс уничтожения вражеских поселений.

Если ваша культура языческая или племенная, то можете пропустить этот процесс и вместо этого совершить набег. Это достойный способ заработка небольшого количества золота и престижа, и в еще одном отдельном руководстве я расскажу, как это делать.

Не торопитесь

Теперь вы знаете, как объявить войну, но не торопитесь прыгать на лыжи и отправляться в крестовый поход через всю карту мира. Ваш уровень престижа и ранг ограничивают территорию, которая может быть вам подконтрольной. Даже будучи императором, вы сможете контролировать напрямую лишь ограниченное количество территорий. Следите за лимитом своего домена в правом верхнем углу экрана. Этот параметр позволит вам понять, насколько вы близки к максимально допустимому количеству земель под прямым управлением. Если вы перепрыгните планку, придется искать человека, которому можно доверить лишние титулы, иначе вы начнете получать убытки от налогов и взносов. Кроме того, это будет раздражать всех ваших подданных, и в таком случае будет высока вероятность того, что против вас сформируют оппозиционные коалиции.

Начните с малого, постепенно увеличивайте владения, внимательно следите за панелью с проблемами и как можно чаще используйте паузу. Изучите своего правителя и постарайтесь думать так же, как и он. Если что-то пойдет не по плану, просто запустите новую игру, используя уроки, которые извлекли из первой неудачной кампании. Когда что-то начнет получаться, то вы быстро привяжетесь к персонажам средневековой эпохи, и вам будет интересно узнать, что произойдет дальше, даже если правитель столкнулся с неудачами.

Прежде всего, помните, что на самом деле нет правильного способа игры. Crusader Kings 3 – это больше истории, чем подсчет очков за победу в войнах, и иногда самые интересные истории рождаются в результате ваших поражений. Эту игру не так сложно изучить, как это кажется на первый взгляд. И вы будете вознаграждены уже спустя несколько часов игры. И вам определенно не нужно знать каждый аспект игры, чтобы провести за ней увлекательное время.


Поддержи Стопгейм!

Игра: Crusader Kings 3

Привет, Игрозор! Итак, дорогие друзья. Не увидел ни одного стоящего или около стоящего руководства по 3-ей части Crusader Kings.

Так что, этот гайд расскажет о основах игры, о том как получить золото и как правильно делить земли. А так же гайд сэкономит вам время, так как на то, чтобы самому разобраться в игре, вам понадобиться относительно много времени и очень много траев.

Сам я являюсь не ярым фанатом, но основы думаю понял и теперь имею общие представления об игре. Руководство рассмотрено с точки зрения Короля Ирландии его высочества Короля Мурхада и его жены Уракка.

Баронство. Основы управления и армии

1 Этап. Игра за барона

Как нам говорят в игре имеются 4 вида разделения земель.

1 — Баронства. Баронства имеют в себе обычно 2-4 населенным пункта. Одно из которых — это гарантированно Замок (то, чем мы и можем владеть, тобишь нам Домен!).

Справка: Домен — это именно НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ, которым мы владеем.

В основном мы можем владеть замками, а при желании даже городами и церквями, но оно нам не нужно, т.к.:

Замок – это столица баронства (ваша или вашего вассала), которую нам нужно защищать, чтобы противник не захватил баронство, а также место, где мы можем застраиваться и получать бонусы от строений напрямую.

Справка: Замками также могут владеть Вассалы — феодалы, которые на начальных этапах игры такие же игроки как и вы. Далее поднимаясь по карьерной лестнице они уже будут для вас мелкими приспешниками.

Города – это населенные пункты, которые принадлежат (или игра предложит вам передать управление) вассалам — республиканцам.

Справка: Вассал — республиканец это МЭР и если вы видите в названии персонажа Мэр «Название населенного пункта», то это он. Это самый мелкий вассал, который только есть, но и один из самых полезных на начальных этапах игры. Вассал — республиканец отдаёт вам 20% от своего дохода и 20% от своего ополчения.

Церковные владения – это населенный пункт, который принадлежит церкви. Зависит от религии, тут надо смотреть вашу религию и её способ управления: Светский (баронами — людьми) или Епархии (церкви). В большинстве религий, включая Католичество всё принадлежит Епархии.

Справка: Чтобы получать доход и ополчение от церковных владений вы должны иметь положительные отношения с вашим придворным церковником. ВНИМАНИЕ! При смене правителя почти всегда имеются отрицательные отношения с Епископом.

Немного о строительстве:

Мы можем застроить ЛЮБОЙ населенный пункт, который принадлежит нашему государству, НО! имеет смысл застраивать только СВОИ замки (особенно на начальном этапе). Так как напомню от этого мы получаем прямой доход! Позже при избытке денег или желании можно помочь и нашим вассалам, но при застройке например Казарм в ГОРОДЕ мы получим 20% от бонусов здания, то есть дополнительно лишь 20 ополченцев на войне от 100 ополченцев, которые даёт казарма.

Внимание! Есть и бонусы, которые дают гарнизон (значок ополченцев с замком) в баронстве, этот бонус от города 100%. Я начинал игру в 1064 году за Ирландского короля Мурхад’а. На старте имеем 2 барноства. Одно принадлежит непосредственно нам, другое вассалу. Сразу имеем претензию на южное баронство, которую было бы хорошо и захватить.

Тут то и начинаются основы Войны!

Справка: Война — это один из способов, самый быстрый кстати, которые позволят заполучить новые земли.

Для того, чтобы иметь возможность вести войну с кем-либо мы должны иметь повод для ведения войны «Казус — Белли». Поводы «Казус — Белли», могут быть разными и включать в себя разные цели:

Смена неверующего еритика — правителя / Захват земли Барноства / Герцогства / Королевства / Империи / Подавление восстания и т.д. Один из интересных аспектов игры состоит в том, чтобы получить этот самый «Казус — Белли».

Вы можете подделать документы / попросить папу Римского, чтобы он позволил вам претендовать на трон / Узурпировать власть / нанять в придворные наследников земли и многое другое…

Однако в начале игры самый простой и действенный способ — это подделка документов претензии вашим епископом (о нет! церковь не способна на такое! Ан нет… способна).

За определенную плату (обычно 100 ± 25 золотых). С того момента, как ваш Епископ подделал претензию и вы оплатили его услуги. Вы можете претендовать на баронство и объявить войну.

Справка: Претензии добытые таким путём это слабые претензии.

Т.е. принадлежащие непосредственно лишь персонажу, так что после его смерти эти претензии пропадут и ваши наследники не смогут объявить войну и продолжить ваше благое дело по объединению земель. Претензии посерьезнее уже будут передаваться по наследству, эти претензии можно получить захватив баронство, тогда эти барноства будут принадлежать вашим наследникам.

Итак мы имеем «Казус — Белли» и у нас есть войско — вперед! Объявляем войну и собираем войско на красном флажке. В игре имеется множество видов войск, которые имеют преимущества перед другими и недостатки перед иными.

В начале игры доступны ополченцы, которые имеют 10 атаки и 10 защиты. Они то на протяжении долгого времени и будут составлять основу наших армий. Помимо ополченцев и игре имеются профессиональная армия и наёмники.

Профессиональная армия — с вами всегда и её содержание обойдется в копеечку.

Справка: Суть содержания профессиональной армии и затраты на неё.

1) Купить 1 размер отряда (обычно 100 солдат, для осадной техники 10 солдат) 100 золота ± 25-50 золотых.

2) Набор солдат (когда их у вас например 50/100) и поддержание их в собранном виде (на карте) является что-то около 0.33 — 1.53 золотых в месяц, в зависимости от типа и количества войск.

3) Отряды укомплектованы (например 100 /100) и сидят в казармах (их нет на карте).

Содержание: около 0.11 — 0.66 золотых в месяц, также в зависимости от типа и количества войск. Цифры могут быть другие, но на начальных этапах будут примерно именно такими.

Преимущества профессиональной армии:

  • Мгновенных сбор (они появляются моментально) / разбор. Это важно, так как, если вы будут собирать / разбирать ополчение, то они могут набираться по 10 дней, а то и по месяцу.
  • Сильнее ополчения бомжей.

Советы по вашим первым войскам:

1) Не набирайте легкую пехоту. Сила легкой пехоты 12 атаки и 13 защиты, как видите они НЕМНОГО сильнее ополчения, но при этом ополчение — бесплатное, а пехота стоит золота. Их преимущество лишь в том, что они могут ПРЕСЛЕДОВАТЬ ВРАГА.

2) Набирайте лучников/конницу/пикинеров. Лучники уже имеют 24 атаки и 13 защиты, они уже будут ощутимее в сражении их недостатком является лишь то, что они НЕ МОГУТ преследовать врага.

Конница – уже может, но стоит денег, которые в начале — дефицит. Легкую пехоту стоит набирать позже (об этом ниже).

3) Наберите хотя бы 1 отряд катапульт / онагров. С ними ваша осада будет в разы быстрее.

Баронство. Основы войны

Итак, на чем остановились… ах да. Мы имеем «Казус — Белли» и у нас есть войско — вперед! Объявляем войну и собираем войско на красном флажке. Важно понимать, что армия идёт в назначенный населенный пункт, а не по душу противника.

Т.е. если вы нажали «атаковать» армию противника, то вы нажали проследовать к населенному пункту, где стоит армия противника и если противник оттуда убежит из этого населенного пункта, до прибытия вашей армии, то ваша армия будет стоять в населенном пункте, а не преследовать противника. Так что надо вести её по пятам армии противника, если вы имеете цель уничтожить её.

Итак битва!

Важно понимать, что во время битвы большинство солдат НЕ погибает, а отступает (раненные, трусы или отступление по приказу). Армия после отступления может собраться с силами (духом) и с новым подкреплением навалять обидчику. Перейдем к битве.

Битва делится на 4 этапа:

1) Сбор. Ваши армии встают на позиции, тут пока что ничего не происходит, а сам этот этап длится обычно не более 1-3 дней.

2) Манёвры (начало сражения). На данном этапе уже начинается битва и ни одна из армий НЕ может отступить.

3) Конец сражения. На данном этапе битва продолжается, но одна из армий МОЖЕТ отступить.

4) Преследование. Когда битва окончена и победитель ясен он начинает преследование! Тут самое интересное с точки зрения потерь убитыми. Если у вас в войске много конницы или легкой пехоты, то противник потеряет больше убитыми, чем если бы вы имели уйму войска с лучниками и тяжелой пехотой. Битва выиграна.

Противник разбит в пух и прах. А король Мурхад начинает осаду (или нет?). Для того, чтобы начать осаду нужно, чтобы количественно ваша армия была больше, чем гарнизон противника, иначе прогресс осады не будет продолжаться.

На САМЫХ — САМЫХ началах игры вам может не хватать войска для захвата крепости.

Тут есть несколько вариантов решения этой проблемы:

1) Отступите после битвы на свои земли для пополнения ополчения.

2) Возьмите 1 отряд ( 100 человек ) легкой пехоты/лучников. что подешевле.

3) Отнимите титул у вашего вассала, восстановите порядок в отнятом баронстве и получите 100% ополчения от баронства, вместо 15% ополчения от Барона — Вассала.

4) Заимейте хорошие отношения с епископом, чтобы заполучить от своих же церковных владений ополчения. Предположим, что вы начали осаду и замок в осаде.

Длительность осады зависит от ваших перков / событий в замке / наличия у вас осадной техники / уровня фортификации замка.

При наличии осадной техники может произойти пробитие образование в стене замка проломов: Большой и Малый.

При наличии этих проломов вы можете ускорить процесс осады, но за счет значительно большего количества потерь вашей армии. Это полезно в некоторых ситуациях, но в большинстве – не нужно, т.к. вы потеряете армию и делаете себя слабее.

Справка: при стандартной осаде, без штурма теряется 1% армии за МЕСЯЦ.

Длительность осады на начальных этапах без осадной техники примерно от 2 до 4 месяцев (для СК 3 это пустяки). Войны выиграна, а у вас появился новый вассал — феодал. Теперь, чтобы развиваться дальше и получать больше выгод от правления — нужно не превышать пределы домена и раздавать баронства вассалам — феодалам.

ВАЖНО! Чтобы ваш вассал не стал СЛИШКОМ СИЛЬНЫМ и не сверг вас или не основал своё королевство — важно раздавать земли грамотно.

Справка: для понимания как раздавать земли важно понимать иерархию самих земель.

Итак:

  • 1 Баронство ( 1 этап игры ) состоит из 2-4 населенных пунктов.
  • 1 Герцогство / Малое королевство ( 2 этап игры ) состоит из 1-4 баронств.
  • 1 Королвество ( 3 этап игры ) состоит из 1-5 герцогств.
  • 1 Империя ( 4 этап игры) состоит из 3 — бесконечность королевств.

Итак как же делить земли?

Всё очень просто:

1) Выдавать земли преимущественно худородным/не имеющих претензий на другие земли вассалам/придворным.

2) Выдавать не БОЛЕЕ 1 Герцогства на 1 вассала (дарим титул, при необходимости отнимаем).

3) Если Вассал начинает необоснованный захват земель — отнимаем у него титул / заставляем прекратить междуусобную войну (также поможет 4 Авторитет короны — Абсолютный, который запретит вассалам начинать подобные войны за власть без вашего разрешения).

Завершение руководства

Ну вот замок захвачен, а барон подчинился и согласился на ваши условия. Далее в игре за короля Ирландии я бы посоветовал отнять баронства у ваших первых двух вассалов (это может привести к войне, но что же… Так тому и быть).

Таким образом основав своё ПЕРВОЕ малое Королевство. После чего активно начать захватывать Ирландский остров путём подкупа претензий у вашего епископа и раздачи захваченных после земель вашим вассалам. Так вы дойдете до титула КОРОЛЕВСТВА ИРЛАНДИИ.

Несколько важный советов до самой середины игры (до куда я пока дошел)… чтобы нормально играть в начале, пока болееменее не разберетесь.

1) Хотите понять как работает механика вассалов? Посмотрите на свой первый этап игры. Это такие же вассалы — игроки, как и вы, только управляемые ИИ. Они тоже стремятся к власти и хотят основать свою империю.

2) Следите за своими наследниками и своей династией.

3) Не бойтесь казнить нерадивых вассалов или лишать их титулов, а также передавать эти титулы другим вашим поданным без земель.

4) Замените как можно скорее систему наследования с Конфедеративный раздел на Раздел (это важно!). Удачи в ваших начинаниях и надеюсь руководство кому-то пригодится ;)

P.S. Не забывайте спать и не сдавайтесь в игре, ведь пока жива ваша династия — возможно всё. Управление землями и вассалами также является отдельным аспектом игры. И её интересом :)

БОНУС: Земли и как их делить

Выгода от грамотного раздела земли очевидна:

  • Больше золота в казну Королевства / Империи.
  • Больше ополчения в армию Королевства / Империи.
  • Могущественные вассалы слабее.

Итак с чего начать? Начнем с устройства земель, как говорилось ранее в руководстве имеются:

  • Империи включающие в себя от 2 до бесконечного множества Королевств,
  • Королевства включающие в себя от 1 до 9 Герцогств.
  • Герцогства, включающие в себя от 1 до 9 Графств.
  • Графства, включающие в себя от 2 до 5 населенных пунктов.

Прямой вассал – непосредственно ваш вассал и именно такой вассал входит в лимит вассалов. Вассалы – вассалов вас уже не касаются и по сути вам они не интересны с точки зрения ополчения и золота. Имеются также 3/4/5 для Герцогства/Королевста/Империи соответственно.

МОГУЩЕСТВЕННЫХ вассалов имеющие наибольшее количество армии и наиболее опасные для вас, которые будут иметь -40 к настроению, если не будут заседать в совете. При мелкой дележке есть проблема – вассалы стремятся к власти и постоянно воют между собой как и вы, разница лишь в том, что вы вырвались дальше по карьерной лестнице и получается, что вакансия МОГУЩЕСТВЕННОГО вассала постоянно меняется за этим надо следить или дать 3-4 (большего количества лучше избегать) вассалам титулы крупнее, чем у других. Тогда вы будете знать кого ставить в совет и с кем лучше иметь хорошие отношения.

Принцип разделения земель: Тут всё очень просто. Имея лимит вассалов следует как можно МЕНЬШЕ выдавать крупные титулы. Если крупный титул (например Короля) всё таки существует, то его можно уничтожить, а полученные герцогства выдать вассалам.

Итого: вместо 1 могущественного вассала мы будем иметь 10 вассалов помельче. Помимо этого мы будем иметь выгоду в ополчении и золоте в 10 раз большую (как мы уже рассмотрели это выше на примере золота).

Кому выдавать земли? Также на ваше усмотрение, но я сам руководствуюсь следующими принципами:

1) Претендент не должен владеть землями.

2) Претендент не должен иметь претензии на другие земли.

3) Претендент должен быть одной конфессии со мной.

4) Претендент должен быть одной культуры со мной. Чтобы при дарении увидеть кто какие имеет: претензии / земли / культуру / конфессию.

Игра: Crusader Kings 3

Чем лучше соблюдаются эти условия, тем дольше ваши вассалы не будут предоставлять для вас угрозу.

БОНУС: Деньги и как их получить

Итак отыграв в CK 3 еще десяток часов, всё таки смог выстроить империю, которая держится не на костылях (вечные восстания вассалов), а уверенно существует с амбициями на весь мир.

Совет на счет денег: В середине игры, когда у вас уже есть Королевство, но нет Империи требуется уйма золотых. Тысячи, даже десятки тысяч шиллингов могут пополнить вашу казну и вот несколько простых способов…

1) Директор исправительной колонии

При игре за персонажа «Управленца» следует вкачать навык «Золотые обязательства», тогда при выкупе вы будете получать уже не по 10, 25, 50 золотых, а натурально опустошать кошель вашего оппонента, забирая по 300 золотых.

Игра: Crusader Kings 3

Игра: Crusader Kings 3

Во время войны (даже гражданской) получая заключенных — вы сможете заработать тысячи золотых и чем больше заключенных — тем больше золота вы можете заработать.

2) Не имей 100 друзей, а имей 100 вассалов

Этот способ может помочь вам увеличить ваш ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ доход. Играя за любого персонажа следует назначать как можно больше вассалов. Обуславливается это тем, что вы получаете доход от ВАШЕГО вассала, а не вассала вашего вассала.

Система такая: Предположим у вас есть 1 вассал (Герцог), который имеет 2 своих вассалов (Граф) помельче. Доход каждого из двух Графов 10 золота и они платят своему сюзерену 10%. Соответственно от 20 золотых Графа до Герцога доходит 2 золотых. А уже от Герцога до вас! доход 10% от 2 золотых, т.е. доход в 0.2 золотых.

Если убрать титул Герцога (или хотя бы предусмотрительно не создавать этот титул) и управлять вассалами графств напрямую, то мы будем иметь вместо 0.2 золотых -> 2 золотых, что в 10 раз больше! Всё просто убираем посредников -> получаем доход.

Profit! Тем более, чем больше у вас баронов — тем лучше работают законы по налогообложению (Авторитет Короны) / призыву в армию и т.д.

Тут следует оговориться, что есть лимит на количество вассалов 20 / 40 / 60, для Герцога / Короля / Императора соответственно.

Игра: Crusader Kings 3

Переходим к следующему способу…

3) Церковные поборы

Тут также всё просто, при игре например за короля Мурхада (Ирландия), следует взять себе в жены женщину Католической веры (Уракка) и принять её конфесию. По переходу вы будете иметь возможность сбагривать свои 250 очков веры на 225 / 500 / 750 золота.

Игра: Crusader Kings 3

Переход к следующему…

4) Церковные поборы ver 2.0.

Следует не забывать про вашего штатного Архиепископа, который при наличии о вас хорошего мнения будет выдавать вам золото и ополчение. Больше положительного мнения о вас -> Больше золота и ополчения.

Игра: Crusader Kings 3

Оговорка: Максимум золота и ополчения вы получите при 100 очках мнения епископа, мнение ПАПЫ РИМСКОГО имеет значение лишь при согласии выдать вам золото на безвозмездной основе, для всего остального есть ВАШ Епископ.

Ответы на вопросы

Вопрос: Понял, что герцогство не очень выгодно, а вот графства — стоит на каждое графство ставить разных вассалов или всё-таки давать им по 3-5 графств?

Ответ: Сколько раздавать графств на 1 вассала зависит от ВАШЕЙ СИЛЫ и РАЗВИТИЯ ГРАФСТВ. Разных вассалов для каждого графства не обязательно ставить. Но не стоит забывать, что чем больше графств у одного барона, тем он сильнее… и с этим надо быть осторожнее, иначе он будет постоянно бунтовать или же сам создаст/захватит де-юре Герцогство и будет в нём заправлять. Подход к тому сколько графств раздавать на одного вассала зависит от развития земель. Вы можете дать 1 — ому вассалу 10 графств в Африке (слаборазвитые провинции) и у него будет сила в 2.000 ополченцев, а можете дать 3 графства в Европе (сильно развитые провинции) и у него будет 2.500 ополченцев.

Пример: Будучи Императором я создал королевство Германия и выдал его вассалу.Сразу же он стал намного сильнее и взбунтовался. Пришлось подавить восстание, посадить короля Германии в тюрьму, забрать у него титул Короля и уничтожить этот самый титул. А вот например в Испании и Африке — раздаю ТОЛЬКО королевства и ни одного герцогства/графства.

Вопрос: Можешь расписать поподробнее как готовить наследника начиная с выбора жены например?

Ответ: В воспитании последующего поколения есть множество нюансов, которые вы будете постигать ВСЮ игру Почувствуй себя «Бене Гессерит» и выведи своего Квисац Хадераха с блэкджеком и… ну вы поняли… Селекция вашей династии очень интересная вещь и составляет отдельный аспект игры за которым нужно следить.

Вот некоторые рекомендации, которых я придерживаюсь:

1. Чтобы подготовить наследника:

1.1 Ищите жену с наследуемыми свойствами и хорошими характеристиками, а также жену следует искать молодую (желательно от 16 до 25 лет), чтобы успела родить вам наследника. От этого ваше потомство будет крепким и возможно унаследует хорошие врожденные свойства. Например «Гениальность».

1.2 Будьте сами опекуном или назначайте опекуном персонажа одинаковой с вами культуры и религии, а также из ВАШЕГО ДОМА! (чтобы не ушел за границу, где его будет оберегать лишь господь).

1.3 ВЫ МОЖЕТЕ МЕНЯТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ ВАШЕГО НАСЛЕДНИКА. Начиная с 6-ти летнего возраста вы можете поменять выставленную по умолчанию специализацию воспитанника. Например был воин, а стал ученым.

Игра: Crusader Kings 3

ВАЖНО! Менять специализацию можно только 1 раз!

2. Чтобы сохранить наследника от невзгод:

2.1 НЕ ПОСЫЛАЙТЕ ВАШЕГО НАСЛЕДНИКА НА ВОЙНУ. Если не хотите избавиться от него конечно же. Есть вероятность, что при битве ваш наследник будет серьезно ранен или сразу же умрет от руки солдата. Чтобы не допустить этого следует ЗАПРЕТИТЬ вашему наследнику быть среди рыцарей.

Игра: Crusader Kings 3

2.2 НЕ НАЗНАЧАЙТЕ ВАШЕГО НАСЛЕДНИКА БЕНЕФИЦИАРИЕМ НА СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ.

От этого он не перестанет быть наследником-игроком, а при переходе на него вы потеряете свои текущие земли и перейдете к землям, которыми он управляет. Проверено, если вы выиграете священную войну и внесете ощутимый вклад, то ваш наследник может стать королем Иерусалима например, тогда при смерте вашего текущего правителя вы станете королем Иерусалима, а Императором того государства, которое вы строили с самого начала станет наследник империи, НО! вы будете иметь все претензии на Империю и при желании можете проиграть начать войну за титул Императора.

2.3 НЕ ВЫДАВАЙТЕ ВАШЕМУ НАСЛЕДНИКУ КОРОЛЕВСТВА/ЗЕМЛИ.

Если не хотите, чтобы он нарушил пункт 2.1. Этот совет достаточно спорный, поскольку можно выдать свои текущие земли (даровать) перед смертью, чтобы при наследовании не разделить земли между наследниками. НО! бывали и такие случаи, что выдавались земли, а правитель еще доооолго оставался жить.

И в это время приходит уведомление: Ваш сын умер от руки Мэра мухосранска…

Приходишь разбираться в чем дело, а там: Вассал сына взбунтовался и сына зарубили в одной из битв.

3. Прочие советы по династии:

3.1 Если вы достаточно сильны и союзы вам в принципе не нужны, то выдавайте ваших дочерей/внучек замуж лишь при МАТРЕЛИНЕЙНОМ БРАКЕ! (брак, когда ваша дочь продолжит ваш род), это позволит развить вашу династию и увеличить количество людей в ней.

Автор: Айвенго

Привет! Учитывая ажиотаж вокруг игры и множество разных вопросов из серии «а как сделать так, чтобы моя хуйня не разваливалась?» и «что такое вассалитет?» я хочу собрать ответы на них в одном месте. Никакого подробного разбора интерфейса, кнопочек и всего такого тут не будет, только средневековая иерархия и инцест.

Система феодальных взаимоотношений

Первое, что нужно понимать для игры в третьи кресты — это то, как устроена была феодальная система отношений вассал-сюзерен. Для примера я возьму понятные нам западные термины, потому как в исламе и восточных/африканских конфессиях механизм взаимоотношений примерно тот же (пока что).

Самый низкий уровень средневековой элиты — это различного рода бароны. Мэры, епископы, вот это вот всё. Сами они неиграбельны, но подходят для совращения, убийства, платят вам налоги, предоставляют ополчения для разных войнушек и в целом достаточно полезны. Следом за ними идут графы — первая играбельная ступень, обычно владельцы небольшого клочка земли на котором находятся подконтрольные им замки, города и храмы. В редких случаях бывают независимы, обычно же входят в состав герцогства, королевства или империи. Дальше идут герцоги — люди, которым подконтрольны графы, и которые имеют соответствующий титул, легитимизирующий их власть над определённым куском земли. Герцоги же, при наличии короля, подчиняются уже ему. И над самим королём стоит император — главный пахан на большой территории, пользующийся правом сбора налогов, ополчения и всего такого. Само собой, наличие всех этих титулов не означает, что их обязательно кто-то имеет. Так, например, чтобы в первой стартовой дате в третьих крестах появился император Великобритании, один из тамошних мелких королей должен объединить большую часть де-юре графств, составляющих территорию британской империи и позволяющих ему подняться в иерархии от короля до императора, а после объединения земель он должен создать соответствующий титул.

в схемах и мемах

Кроме того, каждый из герцогов, королей и императоров имеет свой домен. Это такой набор графств, которые подконтрольны лично ему и приносят гораздо больший доход в плане денег и воинов и передающийся его наследникам.

Синие стрелочки — обозначения графств, которые подчиняются королю малого королевства Уэссекс. Красной линией очерчена территория личного домена короля.

Титулы

Теперь к чуть более интересным вещам. Как я уже сказал, в мире игры существуют разные титулы — штуковины, обосновывающие право твоей власти над определённой территорией. В чём подводные камни? В том, что титулы необходимо создать. Для того, чтобы создать титул, надо потратить немного золота или, в случае его более низкого ранга, его можно просто даровать вассалу. Что это даёт? Во-первых, это позволяет преодолеть лимит вассалов. Так, например, если вы, как верховный король определённой земли будете дробить её на множество мелких графств, рано или поздно вы в этот лимит упрётесь. Если же вы отдадите кому-то целое герцогство, то условные 4 или 5 графов превратятся в одного герцога. В чём подводные камни здесь? Очевидно, чем могущественнее вассал, тем больше потенциального геморроя он может создать, поэтому всегда желательно ставить неамбициозных, лояльных или боязливых вассалов, не принадлежащих к какой-нибудь другой династии, что позволяет избежать отторжения вашей территории в случае смерти вассала или появления претензий на территорию у правителя другой страны.

Кроме того, когда вы создаёте титул, вы получаете де-юре власть над всеми входящими в него более низкоранговыми территориями. Что это значит? Это значит возможность получения casus belli для войны с любыми феодалами, пока ещё не подчиняющимися вашей державе, но находящимися на территории де-юре претензий, которые даёт ваш титул, после чего вы будете законным их сюзереном.

достаточно понятный пример из самой игры

Если есть де-юре, значит есть и де-факто. В чём тут заковыка? Рассмотрим на примере всё того же Уэссекса. Король Уэссекса де-факто владеет эрлством Девон. Эрл, ака граф, подчиняется королю Уэссекса, но при этом король Уэссекса не носит титул короля Корнуолла, который де-юре должен являться верховным владыкой графства. Почему это плохо? Во-первых, вассал будет бугуртить (не сильно) и предоставлять меньше налогов и ополчения (тоже не сильно). Во-вторых, при определённых условиях, в случае смерти правителя и наличия созданного титула короля Корнуолла которым обладает персонаж, неподконтрольный вам, вассал может решить, что тот его больше устраивает, потому что дебафф к отношениям при полном отсутствии де-юре претензий довольно значителен.

тот самый сиротливый титул. Как видите, необходимые для де-юре претензий на него титулы обозначены и горят красненьким. (Корнуолл, Англия, Британия)

Как с этим бороться? Становиться владельцем титула отстёгивая бабки. Правда и тут есть подводные камни, о которых я расскажу чуть позже в разделе о законах наследования.

Кроме того, на титулы можно иметь и получать претензии — что даёт вам повод для войны за этот титул, включая даже королевства или империи. Этим можно пользоваться как в своих интересах, различным образом добывая претендентов, так и нужно следить, чтобы на ваши земли не претендовали соседние Васяны и превентивно с этим разбираться.

Династия и позитивная евгеника

Династия в игре — штуковина, определяющая то, кем вы будете играть в дальнейшем и будет ли ваша игра сложной. Что нужно понимать для выведения расы уберменшей, безбоязненно ебущих своих сестёр и имеющих претензии на всю Европу?

Во-первых, устраивать браки для своих детей и родственников нужно исходя из каких-то соображений, будь то наличие позитивных врождённых свойств, возможность союза с крупной державой или получение претензий на какой-нибудь титул.

те самые позитивные наследные качества, которые желательно иметь и у мужа и у жены для максимизации шансов передачи их ребёнку.

Браки бывают обычные, а бывают матрилинейные — и здесь нужно понимать разницу. В обычных браках ребёнок, рождённый у пары будет принадлежать к династии отца, а в матрилинейных же — к династии матери. Поэтому отдавая свою дочь в обычный брак за границу, нужно понимать, что дети, рождённые у вашей пары больше не будут принадлежать к вашей династии, поэтому по возможности заключайте матрилинейные браки. Это позволяет повысить признание династии, так как увеличивает количество её членов, в случае брака между высокородными людьми это позволяет в дальнейшем получить возможность посадить своего условного внука на трон соседней страны и сопутствующие с этим плюшки типа претензий и возможности унаследовать трон.
Кроме того, в третьих крестоносцах появилась механика главы династии, которой становится член династии с наибольшим количеством территорий. Он, во-первых, может выбирать различные общединастические перки за признание династии, во-вторых может различным образом взаимодействовать и влиять на остальных членов династии. Лишить сына наследных титулов, узаконить бастарда, этсетера.

Государственное устройство

Поскольку ни торговых республик, ни теократий в качестве играбельных единиц пока нет, основных различий между государствами в третьих крестоносцах два. Государства могут быть феодальными, а могут быть племенными. В чём практические различия? Во-первых, племя имеет очень узкий выбор законов наследования (да, снова чуть позднее). Во-вторых, племя ограничено в зданиях, которые оно может строить и не имеет возможности закладывать новые города, храмы или замки, а значит, сильно ограничено во внутреннем развитии. В-третьих, большая часть действий требует меньше золота, чем при феодализме, однако почти на все расходуется престиж.

Как перестать быть племенем? Нужно соответствовать требованиям для решения «принять феодализм». Как им соответствовать? Через советника повышать уровень развития в столичном домене, выбирать нужные инновации в окне культурной группы и исследовать все племенные и реформировать религию. Реформация языческих конфессий штука тоже не очень сложная — нужно захватить определённое количество своих святых мест и накопить определённое количество благочестия.

то самое решение

Кроме того, авторитет короны или вождя в различных государствах различен — и только при более высоком авторитете вы получаете доступ к различным действиям, таким как возможность бросить подданного в тюрьму, возможность перейти к оседлому образу жизни.

Наследование государства

Теперь к самому сложному и интересному. Некоторые не понимают, почему их дорогая и долго собираемая держава после смерти правителя пидорасится по всей карте на кучу кусков.

Рассмотрим различные законы наследования на примере Рюрика в 867 году (учили же на истории про него, да?). На момент начала игры, Рюрик — всего лишь Герцог, имеющий в своей власти три герцогства и одного сына. Государственный строй его территорий — племя, а инновации пока почти не открыты, что сильно ограничивает нас в выборе законов наследования.

а вот и эти самые законы наследования у Рюрика

Давайте разбираться, чем они отличаются. Поскольку мы, пока что, племя — у нас есть только конфедеративное разделение. Чем оно плохое? Тем, что при наличии более одного наследника (то есть двух и больше детей у Рюрика) при отсутствии верховного титула короля, все те три герцогства будут поделены между сыновьями нашего варяга.

Рассмотрим на примере, что произойдёт с нашей страной в случае, если Рюрик так и останется к своей смерти герцогом и заимеет трёх сыновей. Красный титул, вместе со столицей государства отходит старшему сыну Рюрика и следующему нашему играбельному персонажу. Синий титул отойдёт среднему сыну Рюрика, а зелёный, пока ещё не созданный, но с достаточным количеством территорий — создастся и отойдёт младшему сыну Рюрика. Соответственно, вся наша страна разделится на три новых, независимых страны, которые потом придётся тем или иным путём собирать обратно (помните о феодальной раздробленности, ага?). Как нам этого избежать? Самое необходимое Рюрику — стать королём Новгорода (шаманом, хе-хе).

тык 

Что случится, если Рюрик успеет стать королём Новгорода и будет иметь всё тех же трёх сыновей? Старший сын унаследует старший титул — титул короля Новгорода — а младшие сыновья всё так же станут герцогами Вепсии и Луки, но при этом останутся нашими вассалами (очень могущественными и, вполне возможно, не слишком дружелюбными) и наша страна не распидорасится на части.
Теперь гипотетически: что было бы, если бы мы сменили конфедеративное разделение на просто разделение? Новый титул — герцогство Луки, не создастся, и третий наследник заимеет титул графа. Кроме того, вы можете уничтожить титул графства Вепсии за престиж и дебафф к отношениям — тогда и второй наследник станет всего лишь графом, а не герцогом.
Ну хорошо, а если бы наследников было больше? Тогда младшие наследники были бы всего лишь графами, если такие вакантные титулы можно было бы создать. А если бы Рюрик стал королём соседнего Владимира? Тут сложнее. При двух равных титулах — Новгороде и Владимире — старший наследник останется в Новгороде, а средний будет заседать уже как независимый король во Владимире. Если вы, конечно, этот титул не уничтожите и он не создастся при конфедеративном разделении. Ну и всегда можно стать императором всея Руси.

Хорошо, с племенной чехардой престолонаследия мы разобрались. Как стать нормальной страной, в которой все титулы идут нужному нам наследнику а остальные сидят в очереди на престол (и строят козни)? Вам нужно исследовать соответствующую инновацию (примогенитура) и принять соответствующий закон. Как здесь теперь всё работает? Вместе с этим законом все титулы получает ваш старший ребёнок, а остальные будут ждать его смерти и, в случае отсутствия у него самого детей, следующий его брат взойдёт на престол. При ультимогенитуре все титулы получает самый младший ребёнок, что тоже может быть полезным если вы не хотите сорокалетнего пердуна на престоле после смерти шестидесятилетнего.

Кроме того, законы наследования по разному относятся к возможности женщин наследовать престол — так, в случае «предпочтительно мужчины» женщина, пускай даже старшая, на трон взойдёт только в случае отсутствия в стране наследников мужчин такой же степени родства умершему правителю. То есть даже двухлетний сын Рюрика является первым кандидатом, а не двадцатилетняя его дочь. Эти законы так же можно менять, устанавливая равные права на трон вне зависимости от пола или же полностью запрещая женщинам править.

Как бороться с распадом державы на племенном этапе при отсутствии альтернативных законов наследования? Во-первых, не расстраиваться, если какие-то куски отваливаются. Если вы развиваете собственный наследный домен и не допускаете полного развала вашей дорогой страны — отвалившиеся территории всегда можно присоединить огнём и мечом. Во-вторых, правильным менджментом титулов. В-третьих, всегда можно сделать так, чтобы у вас был только один наследник мужского пола. Можно принять целибат после появления наследника, можно убить жену, можно лишить остальных сыновей наследства при условии, что вы глава династии, можно убить их при наличии злых трейтов или отправив на самоубийственную битву, можно… в общем, можно много всего и обычно это довольно весело.

Кроме того, у разных титулов разные законы наследования. Так, например, если вы, как Ирландия, приняли национальный закон «выборы Танистри», и при этом имеете ещё титул короля Шотландии — эти выборы в самой Шотландии появятся только если вы задонатите им 1500 престижа в меню титула.

Вроде, большую часть всего того, что хотел, я описал. Поправляйте меня, я мог что-то написать неправильно, что-то забыть, задавайте вопросы, отвечайте ответы, буду только рад.

Часто игрокам сложно понять, как создать тот или иной предмет и где в игре найти нужные ресурсы. В этом разделе обычно можно найти полное прохождение, советы для новичков по прохождению сложных уровней и квестов. Здесь собраны гайды по Crusader Kings 3, которые помогут найти все коллекционные предметы; расскажут, как убить всех боссов и пройти игру на 100%, собрав все достижения. Crusader Kings 3 тормозит, не запускается и вылетает? Возможно, здесь найдется решение технических проблем, которое поможет убрать глюки, вылеты и баги.

Как перейти к феодализму в Crusader Kings 3 — гайд

В Crusader Kings 3 довольно сложные законы о наследовании в начале игры, поэтому многие захотят как можно скорее отказаться от них. Принятие любого нового закона требует наличия определенного уровня короны. Для государств, которые предпочитают систему правления на основе племени или клана, это означает, что вы не сможете контролировать, кто и что получит после вашей смерти. В этом руководстве Crusader Kings 3 мы объясним, как перейти к феодальной системе власти.

Наследники в Crusader Kings 3 — как работают законы наследования

Crusader Kings 3 сложная и масштабная стратегия. Игрок управляет династией правителей на протяжении сотен лет, и поэтому часто наблюдает, как основной персонаж стареет и умирает (или просто умирает). Разберемся, что происходит дальше и как работает система наследования в игре.

Гайд по Crusader Kings 3 — титулы и вассалы

Титулы являются ключом к расширению вашей династии в Crusader Kings 3 — если вы владеете титулом, вы владеете землей. Это не значит, что другие нации не будут пытаться украсть ваши титулы, поэтому важно понимать, как они влияют на процесс строительства империи.

Новая часть Crusader Kings, как и многие другие глобальные стратегии Paradox Interactive, может быть очень сложной для освоения, как для новичков, так и для ветеранов. Вот почему не стоит пытаться сразу же узнать все ее нюансы и особенности. Лучше изучайте ее механики шаг за шагом, постепенно расширяя свой багаж знаний и постепенно применяя его на практике.

Настоятельно рекомендуем вам прочитать наш гайд Crusader Kings 3 перед запуском игры, чтобы вы смогли быстрее разобраться в ее основах и не совершили банальных ошибок.

Полезные советы по Crusader King 3

Выберите образ жизни

Первым делом выберите образ жизни для своего лидера. От начального образования правителя зависит, за какой параметр он сможет получить бонусный опыт. Не забывайте также посещать данное меню после повышения уровня выбранного образа жизни, чтобы открыть новые достоинства.

Это также необходимо делать после нажатия на клавишу «Esc» и переключения на нового персонажа (вам нужно будет выбрать фокус образа жизни для своего нового лидера). Добавим, что правитель не может иметь фокус в образе жизни, если ему еще не исполнилось шесть лет.

Браки и союзы

В третьей части, как и в предыдущих играх серии, ваши браки и союзы будут определять, насколько успешным окажется ваше прохождение кампании. Наличие поддержки от могущественного союзника определенно поможет вам переломить ход большинства сражений.

В начале 1066 года некоторые правители, такие как Мурхад из Манстера, Хименас из Кастилии и Филипп из Франции, либо не женаты, либо еще не обручены (это также может относиться к их наследникам). Это ваш шанс найти подходящую супругу. Речь идет о персонаже, живущем в сильном государстве, на которое вы не собираетесь напасть, но в конечном итоге планируете забрать его земли, возможно, по наследству. Распределяйте потенциальные браки по силе получаемого альянса, но обратите также внимание на врожденные черты, которые могут быть переданы потомкам (если это возможно).

Например, в случае с Мурхадом вы можете обручиться со старшей дочерью герцога Нормандии Вильгельма II, Сесилией. Тем временем наследник короля Брайан может жениться на старшей дочери герцога Гвинедского и Повиса. Это позволит вам получить могущественных покровителей – герцога, контролирующего большую часть Уэльса, и человека, который станет «Завоевателем» Англии. Маловероятно, что какая-либо из дочерей будет претендовать на власть над этими землями, но есть шанс, что их претензии перейдут к вашим потомкам.

Кроме того, если у выбранного вами правителя уже есть взрослые сыновья, то вам следует перестать «делать» новых наследников как минимум несколько лет. Царства часто будут иметь законы о владениях или конфедеративных разделах, которые будут делить все ваши территории между подходящими детьми. Чего вы не хотите в начале вашего прохождения, так это иметь еще одного сына, который станет претендентом на титулы вашего наследника. По крайней мере, подождите некоторое время, пока ваш наследник не сможет произвести больше потомков, продолжая при этом захватывать новые земли.

Совет и вассалы

Теперь перейдите на вкладку «Совет», в котором вы заметите следующие должности:

  • Канцлер – в разделе «Внутренние дела» можно увеличить мнение вассалов о вас.
  • Управляющий – позволяет ознакомиться со сбором налогов в соответствующем разделе.
  • Маршал – можете «организовать сборы» или «повысить контроль». Последняя опция необходима, в случае если вы начали игру с недавно захваченными землями.
  • Тайный советник – опция «найди секреты» помогает получить влияние на потенциального вассала (кого вы собираетесь вскоре победить, а потом сделать своим вассалом); с помощью «схем поддержки» вы сможете устранить другого персонажа, если вы являетесь следующим в очереди на престол.

Добавим, что в уведомлениях может появиться известие, что вас не одобряет архиепископ или главный священнослужитель вашего королевства (является членом совета). В подобной ситуации необходимо кликнуть ПКМ по нужному персонажу и использовать «Влияние» (действие/схема), чтобы увеличить его мнение о вас (можете просто отдать ему крупную сумму денег). При наличии положительного мнения (одобрения) сборы в церквях или других религиозных сооружениях значительно возрастут.

Последним членом совета является ваша супруга, способная добавить дополнительный «шарм» к выбранному параметру, помогая при этом управлять королевством. Просто убедитесь, что они не заземлились, иначе не появятся на данной панели.

Примечание: Вы можете получить уведомление о том, что сильный вассал желает занять место в совете. Если вы не дадите ему определенную должность, то его мнение о вас ухудшится на -40 пунктов. В совете доступно только 4 места, а вассалов значительно больше, поэтому следует сразу приготовиться к тому, что большинство из них останутся недовольными. В случае чего просто используйте «Влияние», чтобы склонить их на свою сторону.

Схемы

Схемы, секреты и зацепки появятся на панели «Интриги». Единственная доступная схема на данный момент – «Убийство». Вы можете выбрать эту опцию и начать заговор против своего соперника, но помните о шансах на успех и секретности – даже при 95% вы все равно можете потерпеть неудачу. В идеале не стоит никого убивать, даже если у вас нет правителя, родственника или вассала в очереди на титул. На данное мероприятие может также потребоваться золото (для повышения успешности заговора). Но если оно ни к чему не приведет, то вы лишь зря потратите деньги.

Ваш тайный советник может попытаться «найти секреты», и они тоже будут отображаться на панели «Интриги». Вы можете шантажировать другого персонажа в обмен на компромат, который впоследствии можно использовать для различных действий, таких как отмена титулов у неугодных персонажей, заключение их в тюрьму, принуждение к браку по расчету и так далее.

Решения

Вряд ли вы начнете принимать решения уже в самом начале кампании, однако мы все же отметим этот момент. У большинства лидеров имеется четкая цель, которая базируется на их культуре или определенной локации. К примеру, ирландские правители мечтают об объединении Ирландии, Химены надеются завоевать всю Испанию и сформировать Португалию, а византийцы – устранить «немецких претендентов».

На окошке с решениями вы сможете также приглашать рыцарей и претендентов, но на это придется потратить немало ресурсов. Тут также имеются варианты для снятия стресса, включая отправление в паломничество, организацию пира и проведение охоты. Будучи ребенком, будущий лидер может также погладить собаку или кошку (с некоторыми питомцами связано несколько событий).

В этом меню можно пригласить придворного врача, что крайне важно, если ваш персонаж заболел. Хорошо, если им является главный священнослужитель страны, что поможет вам улучшить его мнение о вас (кликните ПКМ по его портрету и нажмите на кнопку «Больше» под надписью «Вассалы & Совет», чтобы увидеть нужную опцию). Однако при необходимости можно выбрать и других персонажей.

Ваши земли, культура и династия

Если вы увеличите масштаб карты, то заметите таблички с названиями небольших замков или баронств. Это те, которые принадлежат вам напрямую (они также считаются столицами графств). Именно на них будет ложиться основная тяжесть ваших сборов солдат и налогов (наряду с теми, которые предоставляются мэрами и духовенством в этих округах).

Если вы нажмете на различные поселения, то увидите панель, которая позволит вам строить или улучшать здания в них. Впрочем, в начале кампании можете об этом не задумываться. Фактически, вам это не понадобится, пока вы не накопите сотни или тысячи золотых монет. Однако на будущее советуем вам сосредоточиться на создании построек, которые увеличивают величину ваших армейских сборов, таких как военный лагерь или казармы. Или же, если поселение находится на плоской равнине, то создавайте фермы, чтобы получать с них золото; если рядом с морем, то постройте гавань.

Между тем панель культуры показывает ваши технологические достижения. Если вы культурный руководитель, то можете выбрать одну инновацию, которая со временем будет исследована. Попробуйте выбрать зубцы или города с самоуправлением (или их эквиваленты, если в культуре их еще нет), а также баллисты и королевские солдаты.

Примечание: Быть на передовой своей культуры может оказаться сомнительным делом. Главное требование – контролировать большую часть земель данной культуры. Однако случайный вассал все равно может каким-то образом стать лидером культуры, даже если вы контролируете боле крупное королевство.

Что касается панели династии, на ней показаны все родственники, принадлежащие к тому или иному роду, а также его дома или ветви. Разумеется, следует постоянно расширять свое семейство, чтобы продолжить выбранный путь, даже если правитель умрет.

Маловероятно, что на начальном этапе вы сможете разблокировать наследие династии, так как вам понадобится много известности – ресурс, который увеличивается в зависимости от количества имеющихся у вас родственников, не являющихся супругами правителей, и лидерами, не подчиняющимися вассалу из той же династии. Например, граф Брайен III и граф Брайен IV не принесут вам больше известности, если они будут под властью герцога Брайена II. Они должны быть либо независимыми, либо их сюзерен должен принадлежать к другой династии.

Примечание: Хотя у религии есть своя панель, она не является важным элементом, по крайней мере, на ранних этапах вашего прохождения. Вы, конечно, можете пересмотреть некоторые принципы и законы, но вы не сможете внести какие-либо радикальные изменения (например, преобразовать веру в языческую) или создать свою ответвленную религию, пока не наберете больше благочестия.

Претенденты, войны и ваша армия

В Crusader Kings 3 разработчики неплохо поработали нам улучшением системы ведения войны. Появилась точка сбора (на карте выглядит как маленький флажок), которую вы можете использовать любое количество раз. Эти точки представляют собой места, в которые прибудут ваши войска (в отдельной вкладке имеется кнопка, с помощью которой можно без проблем собирать и распускать армии). Вам также не придется больше строить корабли, так как юниты смогут автоматически перемещаться по морям и другим водоемам, используя транспортные суда (правда, придется заплатить определенную сумму за перевозку).

В меню «Армия» можно также увидеть количество собранных солдат (которые были вызваны с владений, принадлежащих вам и вашим вассалам). Тут можно нанимать бойцов разного профиля (лучников, всадников и так далее) и создавать осадные орудия. При наличии лишних денег можете нанять наемников, контракты которых рассчитаны на 3 года (можно продлить). В будущем вы сможете отыскать различные религиозные ордены, например, госпитальеров или рыцарей-тамплиеров.

Естественно, помимо подавления крестьянских бунтов, вам предстоит использовать свою армию, чтобы надавливать на претендентов и объявлять войны другим правителям. Ваш лидер начинает с нескольких претендентов, но ваш архиепископ может создать еще нескольких.

В меню совета тоже демонстрируются персонажи, претендующие на трон (вы можете пригласить их в свой совет). Вы также можете воспользоваться опцией «пригласить претендентов», но только при наличии большого количества престижа. В уведомлениях вы сможете даже узнать о войнах, которые можно объявить на основании существующих претендентов.

Для объявления войны другому лидеру необходимо кликнуть ПКМ по его портрету, а затем выбрать соответствующую опцию. В меню имеется маленькая кнопка с надписью «изменить цель», в случае если вы планируете напасть на иные графства или герцогства, которые находятся под управлением неугодного вам правителя. Вы сможете сравнить военную силу вашей страны и потенциального противника. Но следует иметь в виду, что полученная информация может ввести вас в заблуждение, так как враг вполне способен неожиданно получить дополнительные войска, например, набрать больше солдат после объявления вами войны.

К тому же постоянные военные конфликты негативно скажутся на вашем престиже; ваши расходы заметно возрастут, если вы собираетесь захватить огромные территории. Не советуем вам также нарушать перемирие, так как это отрицательно повлияет на уровень славы. Если говорить о религиозных войнах (Священная война), то на нее понадобится набожность. Плюс, они могут быть вам недоступны при другой вере лидера или низком уровне религиозного рвения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сделать палюдариум своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство x terra 705
  • Инструкция по пожарной безопасности для сварщика 2021 по новым правилам
  • Руководство по подготовке проводников я аватар
  • Цефотаксим антибиотик уколы инструкция по применению взрослым