Целенаправленное руководство развитием речи детей со стороны взрослых

Воспитатель,  МБДОУ «Детский сад № 276», г. Новокузнецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Иванова Т.М. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 19.05.2023).

Заказ № 42422


Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.

С.Л. Рубинштейн говорил о том, что речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь –это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь- это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма общественного отражения действительности.

Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь является одним из показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативная, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.

Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырех лет, когда ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять ребенка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Современное – значит начатое с первых дней жизни ребенка. Полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, побуждающее ребенка к овладению речью в мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

1. Особенности развития речи детей 2- 3 лет.

К концу года ребенка можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания, ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложные действия.

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6 – 10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. К двум годам активный словарь ребенка вырастает до 200 – 300 слов. Ребенок понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить. Именно в 2года речь становится главным средством, которое использует ребенок для общения с близкими людьми.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, со сверстниками и с окружающим его предметным миром. К 2годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносимые возможности.

В возрасте 2 – 3 лет наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать, причем запоминает и анализирует информацию. На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходит значительное накопление активного и пассивного словаря, вместе с расширением которого происходит и усвоение звуков речи.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова. К 3м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально- выразительных средств. Ребенок начинает говорит о себе в первом лице . К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения из 5 – 8 слов, овладев множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа « положи кубик под чашку», « положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы- потому что, если, когда. Он понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К 3 годам ребенок использует в речи все части речи и строит 5 полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого общения. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

2. Особенности развития речи детей 3- 4 лет.

Возраст 3 – 4 года – очень важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте формируются основы будущей личности, закладывается « фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому.

 Развитие речи у детей 3 – 4лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3 годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь детей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в 4 года эта цифра достигает 1,5 – 2 тысячи слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трем годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.

Речь трехлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыш о прошлом и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга : на пером месте подлежащее, а потом сказуемое затем дополнение. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Они пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Детей привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправить плохо говорящих сверстников, хотя еще не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

В 3 – 4 года дети уже соотносят знания с речевой формой. Наличие определенного жизненного опыта помогает им обогащать свои монологи словами – определениями. По картинке дети даже могут рассказать небольшую знакомую им сказку. Они способны воспринимать короткие рассказы без картинок. В этом возрасте детям свойственна диалогическая речь.

 Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие сказки, рассказы, запоминает стихи и с удовольствием их рассказывает.

В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные 6

предложения, употребляют предлоги « по, до, вместо», союзы « что, куда, сколько». В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Он активно употребляет обобщающие слова ( одежда, овощи, животные и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.

3. Особенности развития речи детей 4 – 5 лет.

Средний дошкольный возраст 4 – 5 лет характеризуется возрастающей произвольностью, преднамеренностью, целенаправленностью психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Больше всего в ребенке четырех – пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребенок хочет осмысливать значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребенок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием, а лишь по особому звучит.

На пятом году жизни у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков, они способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще несформированным.

В речи ребенка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчиненные. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой – то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей ! Этот возраст называют иногда возрастом « почемучек». Ребенок даже способен задавать вопрос – предвидение: что будет?

Его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Если ребенок 2 – 3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4 – 5 –й ребенок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребенок стремится понять: что хорошо, что и почему?

Одновременно с обогащением словаря ребенка интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он отвечает развернутыми фразами. В его речи преобладают простые распространенные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

На пятом году жизни меняется и морфологический состав за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. В их речи появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно согласовывают прилагательное с существительными. Это способствует появлению в речи простых распространенных и сложных предложений. Речь становится более связной и последовательной.

Дети начинают овладевать монологической речью. В этом возрасте ребенок еще не способен логично и понятно самостоятельно рассказать о событиях. Его речь еще носит ситуативный характер. Но с небольшой помощью взрослых ребенок 4 – 5 лет может передавать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Малыш в этом возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребенка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

  1. Особенности развития речи детей 5- 6 лет.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте – одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка.

В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает положительный нравственный выбор(преимущественно в воображаемом плане).

В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Общение становится менее ситуативным.

К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.

Запас слов у ребенка 5 – 6 лет увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.

Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется ( усваивают отношения антонимии– синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки ( свистящие, шипящие, сонорные).

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями ( например: косил – кошу, гость – гощу, писал пишу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчиненные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и конце).

5. Особенности развития речи детей 6 – 7 лет.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Ребенок старшего дошкольного возраста6 – 7 лет осознает себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Он может совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. К концу дошкольного возраста происходит существенные эмоциональной сфере. В это время формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствие своих действий. Благодаря таким изменениям поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

Звукопроизношение у ребенка вполне сформировано, и работа идет по улучшению дикции, умению правильно пользоваться звуками в потоке речи.

У старших дошкольников 6 – 7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо – произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С –З, Ш –З ( отличаются работой голосовых связок); С_Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличается местом образования); Т_Ц, С-Ц, Ть –Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличается способом образования).

Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове ( дар — дал, сор- бор- хор) или их последовательности ( соль- лось, замок –мазок) меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные причины фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового речедвигательного анализаторов.

У дошкольников продолжает развиваться речь: звуковая сторона, грамматический строй ,лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, прилагательные и т.д.

Словарь ребенка 6 – 7 лет увеличивается до 3000- 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, чувств, представлений. Они могут объяснить значение слов незнакомых или близких по смыслу. Но несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

В возрасте 6 -7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и активно развивается монологическая речь. Ребенок может связно и последовательно пересказывать или рассказывать. Он критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку к рассказу, новый сюжет, сочиняют загадки, инсценируют отрывки из произведений.

К концу дошкольного возраста ребенок накапливает достаточный читательский опыт.

Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.

Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, стремление быть понятым, сообщить другому о чем – то, необходимость воздействовать на другого являются теми мотивами, которые побуждают ребенка к активному овладению языком.

Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарем, грамматическим строем, звуковым составом.

С возрастом все большую роль в общем и специально – речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человек. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Формируясь в процессе общения ребенка со взрослым в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами; овладение ситуативной речью ,быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов; переход к овладению ситуативной связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур; возникновение внутренней речи.

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Развитие особенности речевого развития рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет богатые возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4-5 лет). Чем больше ребенок повседневно общаться с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет, и сам научиться говорить.

Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я.А.Коменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К.Д.Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах-бах», мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «Музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.

Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из такого примера. Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста. Воспитатель младшей группы с трудом научила Аню произносить звуки к, л, с, ш, которые по-прежнему не применялись ею в речи.

Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Одна из воспитательниц заявила логопеду: «Полно вам исправлять речь, пусть так говорит – мне это нравится». Такая сентиментальность тем более недопустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению.

Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идет вразрез с требованиями воспитателя. Под влиянием противоречивых раздражителей («сшибки» положительного и тормозного) дитя иногда впадает в истерическое состояние (срыв нервной системы). Ю.И.Фаусек рассказывает о случае, когда воспитательница поправляла сюсюкающую речь ребенка, хвалила его за успехи в этом, а мать, придя в детский сад, заговорила с ним: «Ах, ты мой масюсенький…» Четырехлетний ребенок при этом сердито затопал ногами и заплакал крича: «Не хочу, не хочу!»

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т.п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киска, Боба и т.п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.

Из изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка – фонетическую, словарную и грамматическую.

Хотя речь у подавляющего большинства дошкольников к 5-7 годам в отношении внятности достигает языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития своеобразие произношения в той или иной мере у некоторых детей иногда задерживается до 7-10 лет.

При определении вида речевых недочетов (своеобразий или патологий) следует учитывать средние возможности для возрастных ступеней дошкольников. Так отсутствие или неправильное произношение до 5-6 лет звука р без наличия патологии является возрастной особенностью. Но если такая картавость сохраняется и в школьном возрасте, то перед нами стойкий дефект – косноязычие как последствие педагогической запущенности. При наличии же короткой уздечки языка и подобных анатомических поражений этот недочет является уже патологическим. Произнесение с как т считается своеобразием лишь до 4-5 лет, а затем запущенностью или патологией. Для с, произносимого как ф, эта цифра снижается до 3-4 лет. Так же и с недостатками дыхания голоса, ритма.

Нередко лишь в процессе логопедической работы удается определить природу речевого несовершенства. Этим и объясняется наблюдаемый в нашей, и особенно в зарубежной, литературе чрезвычайный разнобой в статистических данных о недостатках в речи детей как дошкольного, так и школьного возрастов. В каждом конкретном случае причиной возрастного своеобразия в речи дошкольника являются преимущественно или те, или иные из изложенных особенностей развития речи у маленьких детей. Поэтому в семье, где имеются картавые взрослые, одни дети говорят картаво, а другие правильно.

Из сказанного становится ясным и то, что в младшей группе детского сада состояние анатомо-физиологических механизмов речевого аппарата и социальное окружение играют в развитии речи детей значительно большую роль, чем в старшей группе детей, у которых сознательное отношение к языковым явлениям достигает уже достаточно высокого уровня, рамки социального окружения расширяются.

Установлено (Онезорг), что влияние на речь маленького ребенка со стороны детей (братьев, сестер, товарищей, особенно старших по возрасту) даже в условиях семейного воспитания сильнее, чем со стороны взрослых, и, следовательно, наиболее интенсивно стимулирует ребенка к развитию речи, но, естественно, недостаточно правильной и богатой.

Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях, домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому развитию грозит большая задержка (Бедность словаря, искаженность произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры и таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т.п.), а также со взрослыми, тем богаче становиться их речь.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития.

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.

4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.

— режимные моменты

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей.

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста — игровая деятельность.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенкаПротиворечия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

«Кто к нам пришел?»«Назови свое имя»«Мяч по кругу»«Паровозик дружбы»«Прокати мяч и назови»«Да-да и нет-нет»«Найди себе пару»«Поздоровайся!»«Нужно делать так!»«Подари улыбку другу»«Узнай по голосу»

В группах имеются картотека «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Развитие речи и игровая деятельность

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи:

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Основные средства речевого развития

Непосредственно-образовательная деятельность

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Разговор воспитателя с детьми как основной путь формирования диалогической речи детей

Наиболее простой формой устной речи является разговорная речь, используемая в повседневной жизни. В зависимости от условий и ситуации общения разговорная речь может принимать разный характер и разные отношения связностми реплик: состоять из вопросов и ответов на них, утверждений и возражений, предложений, коротких сообщений, дополнений, объяснений, доказательств и т.д. Структура реплик обычно проста по синтаксису, ситуационный характер речи допускает применение однословных или даже незавершенных предложений, междометий. В разговорной речи встречаются необычные словоупотребления, непривычные словообразования, фонетические сокращения. Все это происходит благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге.

Разговорной речи свойственна недоговоренность, неполнота высказывания. Недостаток словесной информации дополняется жестами, мимикой, интонацией, выразительным взглядом и т.д. При этом мимика и жесты могут иметь значение интонации и тем самым менять смысл слова. Невербальные средства придают разговорной речи эмоциональность, живость.

Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством педагога. Одним из основных методов развития разговорной речи детей являются разговоры воспитателя с детьми. Большое значение придавала таким разговорам Е. И. Тихеева, включившая их в состав «занятий по живому слову». Значение общения  посредством разговора состоит в том, что у детей проявляются и формируются интересы к определенным темам, уточняются знания, складываются и проявляются отношения, возникают различные формы речи. Разговаривая с ребенком об увиденнном, о том, что поразило ребенка, о пережитом им, педагог развивает и обогащает речь детей. С другой стороны, разговоры с воспитателем доставляют ребенку радость от духовного общения с ним. У детей складывается интерес к собеседнику, к другому человеку вообще.

Общение в процессе разговора характеризуется свободой выбора темы, свободой участия с разговоре, свободой выражения и его оформления. Разговорами сопровождаются режимные процессы, игры детей, трудовая, самостоятельная художественная деятельность. В повседневной жизни часто возникают поводы для проведения различного рода разговоров.

Тем не менее разговоры детьми необходимо каждый день планировать, отмечая, с кем из детей будет организована беседа, о чем именно. Запланированные беседы проводятся с детьми утром, на дневной и вечерней прогулках. Интерес к разговорам поддерживается и закрепляется в том случае, если речевое общение развивается взрослым.

Выделяются четыре направления в руководстве речевым общением детей дошкольного возраста (по В. И. Логиновой):

1. Развитие и обогащение содержания разговоров по мере накопления знаний, опыта деятельности, складывания интересов.

2. Развитие формы разговорной речи.

3. Развитие инициативности общения и динамики перехода от индивидуальных к коллективным разговорам.

4. Освоение этических норм речевого общения.

Все указанные линии развития разговорной речи у детей в детском саду осуществляются под непосредственным педагогическим воздействием и руководством воспитателя.

Тематика и содержание разговоров определяются опытом и знаниями детей, уровнем развития форм общения, ежедневной деятельностью группы, событиями их жизни, которые воспитатель считает интересными и полезными для умственного и нравственного развития дошкольников. Общая линия развития содержания разговоров с детьми дошкольного возраста заключается в постепенном переходе от тем, связанных с непосредственным восприятием фактов, явлений, событий окружающей действительности к темам, основанных на знаниях и впечатлениях, полученных опосредованным путем, т.е. от ситуационного к контекстному речевому общению.

Содержанием разговоров с маленьким ребенком – 2-3-го года жизни — являются предметы и люди ближайшего окружения. Для налаживания разговоров используются такие приемы, как демонстрация звучащих, подвижных, плавающих предметов, картинкок, инсценировок. С ребенком можно поговорить о том, в какой семье он живет, какие у него игрушки; об одежде ребенка; о братике, сестричке; о том, как ребенок помогает родителям и т.д. Поводом для разговоров являются наблюдения за явлениями природы в уголке природы, через окно на улицу, на площадке детского сада; явления общественной жизни, которые дети непосредственно воспринимают во время прогулок. Педагог обращает внимание на существенные особенности объектов наблюдения, воспитывает интерес к этим явлениям, наблюдательность, желание обсудить замеченное, поделиться впечатлениями о нем.

Разговоры с детьми об объектах и явлениях, которые те воспринимают непосредственно, сохраняются на протяжении всего дошкольного детства. Однако интерес детей постепенно перемещается к более сложным фактам и явлениям, знаниям и представлениям о воспринимаемом за пределами детского сада и опосредованно. Так, в среднем дошкольном возрасте с детьми можно обсудить события домашней жизни (как ребенок помогает родителям; какие у него игрушки, с кем и как он играет дома; где был и что видел в выходной день и т.д.). Дети с интересом включаются в разговоры о повадках животных, обсуждают содержание мультфильмов, спектаклей, которые видели. С детьми этого возраста можно рассматривать и обсуждать детские рисунки, постройки, книги.

Со старшими детьми тематика разговоров более сложная — у дошкольников шестого-седьмого года жизни богаче опыт, более четкие представления об окружающей жизни, дети более активны и любознательны. С ними можно поговорить о том, где работают родители, что они делают; как учатся старший брат, сестра; где и как ребенок отдыхал с родителями летом; о празднике, о космонавтах; о спортивных соревнованиях и т.д. Для таких разговоров педагог использует материалы из газет, журналов, книг, собственные впечатления (рассказы из личного опыта). У детей 5-7 лет наблюдается ярко выраженный интерес к людям, их внутреннему миру, их волнует моральная оценка тех или иных поступков. Разговоры на нравственные темы привлекают старших дошкольников, становятся постоянными в этом возрасте.

Чтобы сформировать у детей потребность в речевом общении, педагогу нужно заботиться об обогащении впечатлений и знаний и предлагать детям постоянно усложняющиеся тематику и содержание разговоров. Как подчеркивает белорусская исследовательница детской речи Г. А. Любина, педагог должен исходить из требований личности ребенка, со всеми ее эмоциональными и социальными качествами, самосознанием, самовосприятием и статусом в группе сверстников; в развитии речи исходить из деятельностного подхода, планировать развитие и совершенствование речи через общение — на основе интересной для ребенка деятельности и ее обсуждения.

Автором предлагается такой подход к планированию разговоров с детьми, как «проекты». «Проект» — это выделяемое педагогом и предлагаемое вниманию детей явление жизни, культуры, которое проецируется на различные направления детской деятельности и активности. Чаще всего в качестве «проектов» планируется подготовка и проведение праздника, любого интересного для всех дела, которое станет центром организации всех видов детской активности. Осуществление «проекта» развивает и поощряет у дошкольников пытливое отношение к жизни, повышает их инициативность, делает жизнь детей более интересной и разнообразной, а речь более развернутой, правильной, коммуникативно целесообразной, четкой ясной[1]

Руководство речевым общением направлено на освоение ребенком сложных речевых форм. Именно в разговоре ребенок учится быть собеседником, понимать обращенные к нему вопросы и отвечать на них в соответствии с содержанием и формой вопроса. Если воспитатель ставит перед детьми разнообразные вопросы, он побуждает их к составлению коротких описательных рассказов, аргументированных суждений о чем-нибудь, к формулировке доказательств. При этом педагог помогает ребенку построить ответ конкретизирующими вопросами, которые разбивают ранее поставленный вопрос на несколько более конкретных, что помогает ребенку вспомнить факты, установить последовательность событий и рассказать о каждом. Например, с кем ты пришел в детский сад? А как вы с мамой добирались до детского сада? На чем вы приехали? Как ты ехал в автобусе? Что ты видел по дороге (через окно автобуса)?

Формированию умения отражать в ответе последовательность своих действий служит предложенный Е. И. Тихеевой прием поручения ребенку с отчетом о его выполнении. Сначала ребенок должен выслушать и понять задание. Затем правильно его выполнить. Наконец, необходимо рассказать, как было выполнено поручение, что формирует умение строить ответ в соответствии с содержанием задания, в адекватной речевой форме, понятной слушателю.

Постепенно воспитатель задает детям более сложные речевые задачи, которые побуждают к описанию предметов, явлений («Расскажи о своей собаке, чтобы я ее как бы увидела»; «Расскажи про парк, где вы играли с бабушкой»), к составлению короткого рассказа из жизни ребенка («Расскажи, как праздновали твой день рождения») и т.п.

Старшим дошкольникам становится доступной такая форма речи, как объяснение, рассуждение, доказательство. Для развития этой формы речи полезно предлагать детям проблемно-речевые ситуации: составление письма (дети диктуют, а педагог записывает); объяснение друг другу задания или правил игры; объяснение собственного поступка или рассуждения по поводу поступка сверстника; по поводу ухода за животными, которые есть дома или в живом уголке; рассуждения о необычном. Воспитатель направляет рассуждения детей, побуждает к поиску оснований для правильного суждения вопросами, иногда прямыми суждениями о чем-то, подсказкой и т.п., помогает формулировать их в речи.

Может статься так, что интересы и желания ребенка довольно широки и разнообразны, его представления самобытны и внеситуативны, а вот выразить их, рассказать доступно и понятно он не может. Здесь поможет общение детей между собой. Как показало исследование А. Э. Рейнстейн, речь детей, обращенная к сверстнику — более связная, более понятная, лексически более развернутая, чем речь тех же детей в общении со взрослым. Взрослый и так все понимает. А сверстнику необходимо высказывать четко, ясно свои намерения и желания. Общение со сверстниками более разнообразно по характеру и по функциям, более эмоционально, раскованно, создаюет условия для речевого развития.

Учить детей общаться друг с другом лучше не посредством прямого обучения, а организации условий для общения. Чаще всего оживленные диалоги между детьми возникают при совместном выполнении какого-либо задания. Тормозить или останавливать речь детей, сопровождающую их практические действия, не нужно. В высказываниях дети планируют последовательность будущих действий, описывают предполагаемый результат.

Огромное значение для становления новой мыслительная функции речи имеет ролевая игра. В процессе игры переход от ситуативных высказываний к внеситуативным происходит как бы сам по себе, без опоры на предметы и действия с ними. Ребенок переходит от конкретной ситуации к воображаемой, называя предметы и людей новыми именами (карандаш — это шприц, Катя — доктор) и обозначая действия с этими предметами и персонажей игры. Без договоренности и взаимного понимания условная игровая ситуация распадется. Поэтому в ходе игры речь освобождается от ситуативной связанности.

Важным жизненным умением является умение начать разговор, вступить в него и продолжить обсуждение какого-либо содержания. Уже на третьем году жизни дети часто становятся инициаторами общения со взрослым, обращаясь к нему с теми или иными сообщениями, запросами. Здесь проявляется стремление ребенка к речевым контактам с воспитателем, который является для него источником интересной информации. Поэтому педагог должен быть внимательным к обращениям детей, их вопросам и высказываниям, поддерживать разговор, побуждать детей к вопросам.

Особого внимания требуют дети молчаливые, неактивные, замкнутые, которые по своей инициативе не вступают в разговор. Воспитатель должен искать необходимые пути для контактов с ними, выступать инициатором речевого общения с таким ребенком. Нужно найти интересующую его тему, показать новую игрушку, рисунок, привлекательную вещь (точилку, часы и т.п.), вызвать у ребенка определенные эмоции.

Младшие дети лучше реагируют к индивидуальные обращения, поэтому беседы проводятся с отдельными детьми, что позволяет учитывать состояние и настроение каждого из них. Постепенно ребенок начинает проявлять интерес к разговорам воспитателя с другими детьми, сначала молча слушать их, а потом и сам включается в разговор, стремится привлечь к себе внимание. Это служит поводом к созданию небольших подгрупп детей, с которыми проводятся беседы на ту или иную тему.

К старшему дошкольному возрасту коллективы детей, вовлеченных в разговор, увеличиваются. Дети сами становятся инициаторами разговоров, ведут их без непосредственного участия воспитателя. Они с интересом общаются друг с другом в течение дня, делятся своими впечатлениями, обсуждают какое-либо событие. Материалом для разговора может быть и книжка с картинками, и интересная игра, и наблюдения на площадке детского сада или во время прогулки по городу (деревне). Педагог направляет и дополняет такую беседу с помощью подсказки, заинтересованного вопроса, дополнительной информации.

Таким образом от прямой инициативы в руководстве разговорами педагог переходит к использованию косвенных приемов, сначала становясь равноправным участником разговоров, а потом включается в них только по мере необходимости (в том числе в случае конфликта), поддерживает активность, инициативу детей.

Значительную роль в развитии разговорной речи играет организованное общение детей разных возрастных групп. Ценность разновозрастных объединений детей с целью развития их речи отмечала Е. И. Тихеева. Дети старшего дошкольного возраста, присматривая за малышами, внутренне подтягиваются, более ответственно относятся к своей речи, своим поступкам. Дети младшего возраста пытаются подражать речи старших, охотно вступают с ними в общение. Поэтому педагог по возможности организует совместные прогулки, игры детей разного возраста.

Формирование у детей умения вести разговор с собеседником включает не только языковые задачи, но и овладение этическими нормами речевого общения, т.е. выработанными и социально-закрепленными правилами поведения людей в процессе общения. Необходимо воспитывать коммуникативные качества личности (вежливость, общительность, тактичность, выдержанность), ряд навыков поведения (разговаривать в спокойном тоне, излишне не жестикулировать и т.д.). Особое внимание уделяется освоению «формул вежливости», таких слов, как «пожалуйста», «спасибо», «до свидания», «позвольте обратиться» и т.д.

Воспитание культуры речевого общения начинается с раннего возраста, даже в доречевой период, когда дети учатся здороваться, выражать благодарность, наклоняя головку, делать ручкой «до свидания» и т.д. В течение всего дошкольного периода педагог формирует у детей доброжелательное отношение к людям, побуждает к добрым поступкам, к стремлению посочувствавать тому, кого обидели, поделиться игрушкой, лакомством. Нормы этикета вырабатываются и в процессе специальных упражнений, игр, инсценировок, показов, включающих решение задач, связаных с освоением правил поведения. Старших дошкольников учат правильному общению по телефону: умению вежливо начать разговор, выражаться кратко, о самом главном и др..

Некоторые исследователи, например А. Г. Арушанова, считают что диалогическому общению необходимо учить не только во время ежедневных контактов с детьми, но и в форме специально организованных сеансов активизирующего общения. Сценарий общения может включать беседу воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительным искусством, конструированием, имитационные упражнения, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех разнообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Главное отличие между учебными занятиями и сеансами активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как старший партнер по общению. Это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, избегать неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что уже все слышали и т.п.). Педагога интересует прежде всего собственная инициативная речь маленького человека, диалоги между детьми, их лингвистические эксперименты (песенки, рифмовки, словотворчество). Участие детей в таких занятиях добровольное[2].

Если ребенок существенно отстает в развитии общения, не может поддержать простой разговор, не умеет слушать других и выражать свои мысли словами, необходимо учить его новым речевым формам общения со взрослым на специальных занятиях. Методика их разработана Е.О. Смирновой[3].. Общий принцип организации таких занятий — опережающая инициатива взрослого. Воспитатель дает ребенку образцы тего общения, которым тот еще не владеет. При этом он не просто демонстрирует более совершенные и пока недоступны для ребенка формы общения, а ведет его за собой, включает в это общение, делает его привлекает и необходимыми для самого ребенка.

Воспитателю необходимо знать и понимать уже сложившиеся интересы и представления дошкольника, чтобы опираться на уже достигнутый уровень. Для этого он наблюдает за детьми, стараясь определить, какие варианты отклонений в правильном развитии речи характерны для воспитанников его группы, все ли дети способны поддержать простую беседу на познавательную и личностную темы.

Детей, которые задержались на уровне ситуативно-делового общения, педагог постепенно втягивает в разговор на познавательную тему. Познавательные беседы длительностью от 5 до 15 минут проводятся индивидуально или с небольшой группой детей. Им рассказывают о жизни и повадках животных, о машинах, явления природы, труде людей, используя наглядный иллюстративный материал. С детьми, которые овладевают белорусским языком как вторым родным, полезно проводить познавательные беседы по мотивам белорусских народных сказок и преданий. Использование белорусского языка в процессе такой беседы воспринимается детьми совершенно естественно[4]. Во время беседы педагог не просто сообщает интересные сведения, а старается включить детей в разговор, поддерживает и поощряет любую познавательную активность, любые проявления любознательности.

Иначе строит педагог занятия, направленные на формирование внеситуативно-личностного речевого общения. Его задача — создать условия, позволяющие ребенку осознать и оценить собственные действия и поступки. Сначала разговор основывается на конкретных предметных действиях. Выполненное задание (лепку, аппликацию и т.п.) оценивает и обосновывает сам исполнитель, затем его товарищ. Взрослый также высказывает и обосновывает свои отношение к результатам деятельности, но не навязывает его как единое.

Следующие занятия лучше проводить индивидуально, желательно начиная с чтения и обсуждения прочитанных книг о событиях из жизни детей. Ребенок рассказывает, кто из персонажей ему больше понравился и почему, на кого больше хотелось бы быть похожим. Если ребенку трудно сформулировать мысль, педагог высказывает свое мнение и обосновывает его с доступной форме.

Постепенно разговор переводится от конкретной истории к какой-либо общей теме, которая связана с жизнью ребенка и окружающих его людей. Педагог показывает собеседнику, что в окружающей жизни, в его отношениях с другими детьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанной книге. При этом взрослый не только спрашивает, он активный участник: высказывает суждения о конфликтах и событиях, происходящих в группе, рассказывает о себе, о своих знакомых. Продолжительность личностной беседы определяет сам ребенок. Если воспитатель чувствует, что тому надоел разговор, лучше закончить занятия или перевести их в игру.

Тема, которую обсуждают в ходе занятий по развитию познавательной или личностной формы речевого общения, должна быть постоянной. Поэтому воспитатель заранее продумывает несколько тем, близких и понятных детям.

Таким образом, для правильного развития речи ребенка необходимо общение со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастных групп. Но основной проводник в мир речевой культуры для ребенка — взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.

 


[1] Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении. Мн., 1998. С. 133-157.

[2] Гл.: Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 – 7 лет. – М., 1999. С. 133 – 241; Арушанова А.Г., Дурова Н.В.  и др. Истоки диалога. М., 2003.

[3] Смирова Е. Развитие речи ребенка – важнейшая задача воспитателя // Дошкольное воспитание, 1988, № 5.

[4] Старжынская Н.С., Дубініна Дз.М. Развіццё ў дашкольнікаў беларускага маўлення як сродку зносін. — Мн., 2001. С.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с., ил. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=11436.

Аннотация:
Монография посвящена вопросам влияния общения детей со взрослыми на возникновение и развитие речи у ребенка в первые 7 лет жизни. Речь рассматривается как наиболеее эффективное, емкое и обобщающее средство общения, появляющееся в онтогинезе позже других средств. Материал сгруппирован по возрастным периодам развития речи ребенка: подготовительному, периоду возникновения активной речи, периоду развития речи.
Для научных работников в области психологии и педагогики

 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 11436

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто отвечает за руководство пользователя
  • Витамины центрум от а до цинка цена инструкция
  • Пульт для телевизора samsung инструкция кнопок на русском языке бесплатно
  • Риназолин инструкция по применению для детей
  • Dafomin 500 mg инструкция по применению таблетки