Ценности классное руководство

Тема выступления «Высшая профессиональная ценность классного руководителя».

Слайд1-2 .

Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление с замечательных слов, которые включают в себя весь смысл моего выступления!

Современный руководитель!

Так каким же он должен быть?

Может мягким, словно родитель,

Может жёстким? С плеча рубить?

Современный руководитель –

Воспитатель, родитель и друг!

Он детской души хранитель

Он проводник в мир наук!

Слайд3.

Являясь классным руководителем, я представляю свой класс как маленькую планету, на которой живут ученики, их родители, коллеги и совсем незнакомые им люди!

И эта планета держится на классном руководителе, на его жизненных, профессиональных ценностях!

Слайд 4.

Вы спросите почему?

      Потому что высшая профессиональная ценность классного руководителя – это возможность, желание, профессиональный долг воспитать личность, способную строить свою жизнь, достойную Человека, жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте.

— это возможность, желание, профессиональный долг воспитать личность, способную к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающую себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.

Слайд. 5

     Если выразить эту мысль научным языком, то под профессиональными ценностями педагогической деятельности классного руководителя подразумевают ценности самого педагога, педагогического коллектива, a также общепринятых ценностей человека, выступающих ориентирами в профессиональной деятельности классного руководителя.

      Идя в ногу со временем классный руководитель, методически и психологически подкован.

Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.      Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

         (Твоя фотка. Ты держишь в руках свои дипломы, сертификаты участия в семинарах, книга «Теория и методика воспитательной работы», «Трудовой кодекс», «Нормативные документы».

В нижней части

Слайд 6. ФОТКИ !!!

Современный классный руководитель обладает достаточными духовными ресурсами, чтобы понять и принять мнение детей и их формирующуюся жизненную позицию, и их желания и мысли направить в нужное русло. (слайд. Ты читаешь, ты в церкви, ты вышиваешь и т.д.). Он понимает, что если он будет активным (участие в конкурсах), соревнованиях, здоровым (фотки на лыжах, коньках занятия спортом можно с ребятами), ведущим за собой детей, учителей, родителей, других людей, то только тогда он сформирует ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни.

Он понимает, что только в диалоге рождается то эмоциональное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие. (фотка с какого-нибудь мероприятия).

Слайд 7. Ролик «Взгляд снизу»

Но нельзя забывать, что для современных подростков существует тот мир, в котором они чувствуют себя свободными от взрослых. Это социальные сети.

Но это не «В контакте», не «Одноклассники», не «Мэйл», и даже не Instagram. Это — Tik-Tok и Like. Именно в них затягивает детей от 6 до 18 лет.

И классному руководителю надо помнить, что за увлечениями видеосоцсетями может стоять нехватка в непосредственности, ведь их жизнь расписана по минутам: школа, музыкалка, бассейн, домашнее задание, сон только здесь могут дурачиться и иметь поддержку от таких же, как и они.

И наша задача поддержать и уберечь детей от ненужных действий, привлекая их к съемкам репортерских видеороликов.

Слайд 8. ФОТКИ С КЛАССОМ

       Классный руководитель умеет расширять социальный кругозор воспитанников, умеет предъявлять им исторические события, социальные зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной Человека.

Слайд 9

Сделаем вывод.

Классный руководитель – ключевая фигура образовательного процесса, центр притяжения, атлант несущий на своих плечах все профессиональные компетенции и от него зависят ценностные ориентации детей.

В настоящее время очень важно, чтобы педагог правильно выделил систему педагогических ценностей, потому что они играют важную роль в формировании личности педагога, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают интересы и поведение присуще ему установки и мотивацию в сфере педагогической деятельности.

Желаю всем участникам конкурса быть творчески активными, с высоким духовно-нравственным потенциалом!

Ведь классный руководитель — это вечное движение.

Все школьники теплом его согреты,

Все дни его заботами полны.

И дети, словно малые планеты,

В орбиту его дел вовлечены.

Спасибо за внимание!

Кариати́да (греч. καρυάτιδα) — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия зданиябалконакарниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястры. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Идя в ногу со временем классный руководитель, методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 ЗАБАЙКАЛЬСКОГО
КРАЯ

Государственное
образовательное учреждение

среднего
профессионального образования

«Забайкальский
государственный колледж»

Доклад

на тему «Ценностное отношение к воспитанникам

залог успешной деятельности классного
руководителя»

преподаватель ГПОУ «Забайкальский
государственный колледж» Мягкова О.С.

Еще в древней
Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно
прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной
красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут
справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми
добродетелями человека».

Система ценностей
человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это
относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение
человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Ценности в любом
обществе являются внутренним стержнем культуры, характеризуют качество
культурной среды, в которой человек живет, формируется как личность.

         Ценностное отношение
педагога — проявляется в отношении к человеку, обществу к миру. Ценности
помогают социализации человека, его самоопределению, становлению как личности.

         Задача классного
руководителя — заключается в том,  чтобы помочь своим воспитанникам включить
все эти ценности в свою жизнь.

         Чем в большей степени
студент, социальная группа будут превращать существующие ценности в практику
своей жизнедеятельности, а личность будет овладевать ценностным миром
человеческой культуры, тем в большей степени она сама и ее жизнь будут
приближаться к идеалу всесторонней и гармонично развитой личности.

Я работаю
преподавателем 4 года, из них 2 года я являюсь классным руководителем. Классное
руководство – это для меня первый опыт,  сущность деятельности классного
руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на
конкретного студента, а также в организации воспитательной, образовательной,
развивающей и вне учебной деятельности в группе.

Я хочу поделиться
с Вами первыми шагами моей педагогической деятельности в качестве классного
руководителя.

Планирующая документация
классного руководителя:

1 План работы классного руководителя
на учебный год;

2 Журнал посещаемости учебных 
занятий;

3 Отчет классного руководителя за
месяц;

4 План – сетка мероприятий на месяц.

Основными направлениями
воспитательной работы являются:

         — Воспитание культуры
здорового и безопасного образа жизни (участие в спортивных мероприятиях);

— Воспитание
ценностного отношения к «прекрасному», эстетической культуре (выступление на
концертах);

— Воспитание
трудолюбия, сознательного и творческого отношения
к труду и жизни (участие в «субботниках», уборка кабинета в течение года и
подготовка кабинета к новому учебному году).

— Воспитание
гражданственности, патриотизма (встречи с героями России, 10 апреля 2015 года
состоялась встреча с ветераном войны, узником концлагеря Проценко Иваном
Гавриловичем).

— Духовно-нравственное
развитие и воспитание (встречи с протоиереем Владимиром Комисаровым).

— Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде.

— Установление
дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке.

— Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

В рамках
празднования Дня студента был объявлен конкурс на «Лучшего студента»
и «Лучшую группу» колледжа. По итогам конкурса нам был вручен диплом
и звание «Лучшая группа колледжа 2016 года».

Классный руководитель,
преподаватель несет ответственность за своих студентов, управляет процессом
развития личности ребенка, создает условия для проявления его интересов и
способностей.

Классный
руководитель неравнодушный, творческий и находящийся в постоянном поиске
педагог, любящий своих воспитанников.

Стремиться быть
таким для классного руководителя очень важно. Он – посредник между студентом и
духовными ценностями современных поколений. Гуманный педагог, приобщая студентов
к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как
образец человечности, формирует его духовный мир. Для студента знания не
существуют без преподавателя, только через любовь к своему преподавателю
студент входит в мир знаний, осваивает духовно — нравственные ценности общества.

В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в современной городской или сельской малокомплектной школе? О том, что делается сегодня в регионе для финансовой поддержки классных руководителей – в нашем материале.

Наставник и помощник

Практически каждый из нас помнит свою первую учительницу: добрый, а иногда и строгий голос, внимательный взгляд, особая, почти материнская забота. «Вторая мама» — так ее чаще всего и называют.

На классном руководителе – особая ответственность. Это — наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций. В жизни каждого ребенка он будет играть особую роль: например, трудному подростку он необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; обычному, среднестатистическому школьнику, классный руководитель помогает правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями. Талантливому ребенку наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Учить, воспитывать, прививать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине, стимулировать интерес к учебе, формировать полноценного гражданина своей страны – на классного руководителя возложены эти и многие другие задачи.  

«Классное руководство — это не профессия,  — подчеркивает начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования науки и молодежной политики Оксана Кузнецова. — А огромная ответственности перед детьми, родителями, обществом. Быть классным руководителем – это значит отдать свое сердце и всю свою любовь детям. А для этого нужна колоссальная трудоспособность, умение разглядеть в каждом ребенке неповторимость, уникальность, талант, а потом зажечь в их душах огонь познания самого себя».

Золотые слова? Безусловно! Но за ними кроется огромная работа. Сегодня в Воронежской области обучаются 227 482 школьника в 715 организациях среднего и общего образования. Многие из этих ребят все еще находятся под трепетным надзором классных руководителей (их в регионе 11 543). 

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Согласно официальной классификации функции классного руководителя делятся на три больших группы: целевые, социально-психологические и управленческие. Под целевыми понимается воспитание ребенка, его защита от неблагоприятного влияния социальной среды, помощь в решении личностных проблем и подготовка к самостоятельно жизни.  Под социально-психологическими функциями имеется в виду помощь в выстраивании отношений со сверстниками в классе, сплочение коллектива, организаторские функции. А управленческие функции говорят сами за себя: классный руководитель, словно капитан корабля, должен руководить детским коллективом и учить свою «команду» самоконтролю и самокоррекции, организованности и самостоятельному планированию.

Есть функции классных руководителей, которые сразу видны невооруженным взглядом. Это – организация питания и дежурств школьников, контроль посещаемости и проведение классных часов, наблюдение за здоровьем учеников и их внешним видом. Однако огромная часть работы скрыта от посторонних глаз, но не менее важна. Это, к примеру, взаимодействие с родителями учеников. Вот как об этом рассказывает Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова:

«Взаимосвязь классный руководитель — родитель очень важна. Ведь цель наша общая — благо ребёнка. Когда родители видят, что дети увлечены и с удовольствием ходят в школу, тогда и отношение к преподавателю совсем другое. Родители — мои «союзники» однозначно! А в век информационных технологий это еще проще, ведь мы с ними всегда на связи. Классный руководитель должен быть мобильным».  

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Работа с семьями учеников включает в себя не только проведение родительских собраний, но и педагогическое просвещение родителей, их привлечение к различным внеклассным мероприятиям, изучение условий семейного воспитания, личное посещение семей и изучение условий, в которых живет и воспитывается ребенок, а при необходимости и проведение индивидуальных диагностических бесед и консультативно-коррекционной работы с родителями учащихся. Таким образом, получается, что воспитывая ребенка, классный руководитель берет на себя ответственность за всю его семью. Вот как рассказывает об этом Жанна Тюряева, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101:

«Порой классный руководитель знает гораздо больше о ребенке, чем его родители. Ему отводится роль воспитателя, наставника, психолога, лидера, друга, учителя. И, учитывая это, связь классного руководителя с семьей ребенка должна быть очень тесной. В моем классе родители  — частые гости на внеклассных мероприятиях. Совместные праздники, экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, организация проектной деятельности все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений и талантов».

Получается, что классный руководитель – это не просто учитель, проверяющий тетрадки с домашними заданиями, но и психолог, врач-диагност и даже юрист.  И при этом, он должен находить время на саморазвитие и самообразование, а иначе детям будет с ним попросту неинтересно:

«В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает, — рассказывает Вера Животягина из МБОУ СОШ №105. — Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в какой-либо из областей культуры. Например, увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, и быть для своих воспитанников реальным примером, которому хочется подражать».

Помощь от государства

Сложно ли все это совмещать одному человеку? Безусловно! А сколько душевного тепла и бессонных ночей, а то и просто слез бессилия и усталости тратят эти люди. Как компенсирует государство эти моральные и физические затраты? Помимо заработной платы ежемесячно классные руководители получают региональную и федеральную надбавки за классное руководство.

5000 рублей из федерального бюджета выплачивается с 1 сентября 2020 года, причем она не зависит от количества учеников в классе. А если учитель ведет два класса, то доплату он получит за каждый класс отдельно.     

Кроме того, существуют и региональные выплаты, которые правительство Воронежской области, несмотря на пандемию и связанные с ней экономические трудности, сохранила в полном объёме. В общей сложности в текущем году на выплаты классным руководителям в региональных организациях общего и среднего образования было выделено 313,4 млн. руб.

«В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина на территории Воронежской области 11 543 классных руководителя в общеобразовательных организациях региона получают актуальные выплаты, — пояснил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. — Начисления федеральной надбавки проводятся до конца месяца по отдельной ведомости. Региональная выплата, существовавшая ранее, в соответствии с уже действующим порядком, начисляется классными руководителями вместе с заработной платой».

Помимо материальных компенсаций у классных руководителей есть еще и моральные бонусы, к примеру – участие в муниципальном конкурсе «От призвания к признанию». Он состоит из нескольких этапов: заочного и очного. На заочном этапе жюри оценивает учительский сайт, эссе, видео визитку классного руководителя. Во время очного этапа проходит защита воспитательной программы и проводится показательный классный час для детей. Конкурсанты, набравшие максимальное количество баллов, сражаются в финале, где показывают мастер класс для своих коллег.

Многие преподаватели, с которыми мы пообщались, участвовали в данном состязании. Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова, была призером номинации «Молодой педагог», а Александр Захаренко, учитель географии МБОУ СОШ №1 испытал свои силы в номинации «Классный руководитель». Вот как он сам рассказывает об этом событии:

«Скажу честно, поначалу я вообще не хотел участвовать. Время было хлопотное: только набрал 10-ый класс, и нужно было организовать коллектив: экскурсии, тематические классные часы, внеклассные мероприятия и т.д. А ведь ещё и проведение занятий – уроков, которые требуют не меньшего времени и отдачи. Что же всё все-таки меня подтолкнуло к участию? По образованию я учитель географии, а это накладывает свой отпечаток: любовь к путешествиям, открытиям, интерес к новому и неизвестному. Всё это пересилило груз рутинных задач, и я принял решение об участие!»

Как оказалось – не зря: Александр Захаренко стал победителем в вышеупомянутой номинации. Еще один классный руководитель, сумевший завоевать «золото» сразу в нескольких муниципальных и областных конкурсах, таких как «Воспитать человека», «Уроки Победы» и «Растим гражданина» — Валентина Артюшова, учитель истории и обществознания,  классный руководитель 9 класса МКОУ Пчелиновская СОШ. Школа, где она работает, является малокомплектной и это накладывает свою специфику на весь учебный процесс.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

В 9 классе там учатся всего 5 человек — один юноша и четыре  девушки. В этом есть и свои минусы, и свои плюсы. К примеру, из-за малого числа учеников в классе, сложно, а то и невозможно проводить командные  соревнования или групповые квест игры. Ребятам не хватает духа соперничества, который, как правило, присутствует в больших школах. Кроме того рядом со школой нет досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования, а значит вся тяжесть воспитательной работы в сельской местности ложится на классного руководителя, который должен заинтересовать, вовлечь детей, организовать их  досуг так, чтобы они развивались и получали  дополнительные знания наравне с учениками городских  школ. 

Однако есть и плюсы: небольшое количество детей позволяет классному руководителю более тщательно раскрыть склонности, достоинства и таланты каждого ребенка. По сути, все они – скорее не класс, а одна крепкая, дружная семья. Валентина Артюшова знает характер и склонности  каждого подростка, его вопросы и проблемы. И это способствует созданию близких доверительных отношений.

Класс под руководством Валентины Артюшовой успел реализовать много проектов и завоевать много наград: ребята развивают свои таланты на базе пчелиновского сельского дома культуры, учатся доброте и милосердию в сотрудничестве с приходом Успенского храма поселка Ясенки, регулярно участвуют в акциях «Белый цветок» и «Из детских рук — частицу доброты», ходят на экскурсии по родному краю,  записывают воспоминания детей войны, приглашают в школу воинов Афганистана и Чечни. К 75-летию  Великой Победы класс подготовил и реализовал проект «Книга памяти села Пчелиновка».

Ученики Валентины Артюшовой — постоянные участники различных муниципальных, региональных и всероссийских состязаний. В их копилке — приз всероссийского кон курса «Мы — гордость Родины» и конкурса «История местного самоуправления».

Вот как говорит о своих воспитанниках сама Валентина Артюшова:

«Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ученике всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Все эти задачи невыполнимы без главной составляющей – любви к работе и своим подопечным. И данную истину как нельзя лучше подтверждают слова Татьяны Тюрнёвой, классного руководителя 9 «А» класса МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского муниципального района Воронежской области:

«Как бы пафосно ни звучали сейчас мои слова, но я люблю свой 9 «А» класс, люблю каждого, а их 21, как своего ребенка, с их недостатками и достоинствами. Как радуется душа, когда видишь, что они растут и взрослеют на твоих глазах, еще вчерашние пятиклашки, а сегодня – юноши и девушки. Если мы обратимся к словарю Ожегова, то увидим, что слово наставник имеет следующее значение – учитель, воспитатель, руководитель. И не зависимо от того, как мы назовём учителя – классный руководитель или наставник, цель одна – сеять разумное, доброе и вечное!»

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще всего организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Перед учителем стоит задача — усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Классному руководителю, который работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения — иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении.

Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности — это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях — мотивах и освоении знаний, умений и навыков — ценностях.

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации -«это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними.Каждая система ценностей имеет как бы одно основания.

Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Развитие основных черт духовного мира ребенка, его нравственного облика необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личности и особенности характера человека.

Работа по социальному развитию младших школьников начинается с первого дня пребывания ребенка в школе. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок.

Цель воспитательной системы класса: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

Задачи:

  • изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
  • осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
  • способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).

Исходя из этого, были разработаны и проведены беседы и классные часы на темы: «Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики», «Умеем ли мы общаться», «Природный мир вокруг человека. Человек — часть природы», «Что мне нравится в моей школе», «Мир мальчиков и мир девочек», «Наши отношения».

Ребята сами предлагали, чем бы они хотели заниматься во внеурочное время.Мы ходили на экскурсии по историческим местам нашего города, знакомились с жизнью известных людей, ходили в походы, участвовали в конкурсах рисунков и плакатов, в смотре художественной самодеятельности, в городском Мамонтовском фестивале, готовили спектакль для родителей.

Я в свою очередь создавала игровые ситуации, в которых требовалась помощь товарища, старалась принять ребенка таким, какой он есть, одобрением повышала самооценку ученика, старалась открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересного индивида.

Для продуктивного взаимодействия с родителями был создан план работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников, в котором запланированы родительские собрания, тематические консультации, встречи с различными людьми.

Родители уже со второй четверти активно предлагали помощь в проведении праздников и походов, сопровождали нас на экскурсии. С удовольствием участвовали в создании газеты «Наш класс».

К концу первого класса я с уверенностью могу сказать, что у меня получилось заложить фундамент настоящего дружного коллектива. Передо мной еще много задач и среди них главные:

  • помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;
  • реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
  • научить пониманию, приемам деятельности в коллективе;
  • бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
  • создать условия для развития независимого творческого мышления;
  • для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
  • поощрять самовыражение и уверенность в себе;
  • сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие

Предстоит еще много работы в этом направлении. Я надеюсь, что родители останутся моими верными помощниками.

Дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

Еще древние мыслители особое внимание уделяли воспитанию самого ценного в человеке — его души, так как она имеет «божественную природу».

Существенную роль в воспитании ребёнка Платон отводил примеру взрослых. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость», которую можно развить только в том случае, если «старшие станут стыдиться перед младшими в своих поступках», «как бы кто из молодых людей не увидел и не услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова»

Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» невозможно без целенаправленных действий классного руководителя.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, — это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.

Тема семинара

«Формы работы классного руководителя

по формированию

ценностно – смысловых ориентаций школьников»

Современная школа функционирует в условиях многоаспектной модернизации, которая инициирована всем обществом в связи с новыми социальными потребностями и обусловленной этим необходимостью преобразований, переориентации образовательной системы страны. На первый план выходит развитие цивилизованной личности, адаптированной к жизни в кардинально измененной социальной среде. Под этим в первую очередь понимается процесс воспитания, формирования у каждого ребенка качеств, необходимых для успешного сосуществования с разными людьми на основе общих взглядов, правил поведения, приоритетов. Воспитание по сути своей – процесс, в котором воспитуемый осознает то или иное явление как ценность или неценность. Ценность это «то, что значимо для жизни человека, как предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни». Таким образом, воспитание – это, прежде всего, осознание ценностей. Воспитывать – не значит указывать человеку, какие поступки следует, а какие не следует совершать. Надо добиться, чтобы у воспитуемого выработались внутренние убеждения в общественной или личной ценности правильного воспитания. Поэтому, основой основ воспитания личности является ее ценностная ориентация. Действительно, без отбора того, что нам надо, что мы ценим, невозможна ни деятельность, ни сама жизнь человека. Ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, т.е. являются элементом мировоззрения. В педагогике ценностные ориентации учащихся понимаются как устойчивые предпочтения, убеждения ученика о ценном для него, позитивные значения, закрепленные его жизненным опытом.

Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано с понятием личность, поскольку тесно соприкасается с изучением человеческого поведения, побуждений и мотивов.

Эффективным методом формирования ценностно – смысловой сферы личности обучающихся стал метод этико – психологического занятия с элементами тренинга.

Этика и психология могут взаимно использовать методы, формы и технологии, увеличивая эффективность воспитания подрастающего поколения. Среди психологических методов можно назвать следующие:

  • психологическая информация – изучение важных для этого возраста психологических понятий способствует углубленному самосознанию;

  • ролевые методы, обеспечивают необходимое ролевое развитие их можно разделить на 2 подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и принятие ролевых образов), ролевые ситуации где обучающиеся сталкиваются с положениями противоположными для их реальной деятельности и становятся перед необходимостью изменить свои установки;

  • коммуникативные игры, которые делятся на три группы: игры, направленные на формирование уме­ния увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать;

  • игры, направленные на развитие воображения делятся на две группы: вербальные придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, вместе сочиняют сказки, подбирают различные ассоциации к какому – либо слову; невербальные игры. предполагают изображение по-разному «как можно интереснее» того или иного живого существа или неживого предмета, то есть несколько пересекаются с ролевыми методами;

  • дискуссионные методы, позволяющие реализовать принцип субъект-субъектного вза­имодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

  • арт – терапевтические методы: задания с использованием терапевтических метафор — сказки, притчи, рисование на тему, креативное письмо..

Взгляды и позиции, целевые установки учащегося как личности выражаются в показателях его личностного роста. Если понимание себя из количественной категории перейдет в качественную и это изменит в чем-то жизнь человека, то можно говорить о его личностном росте. Исследование себя приводит к осознанному изменению, устранению того, что перестало устраивать, и, в конечном итоге, к личностному развитию. Показатели личностного роста в результате педагогического взаимодействия проявляются таким образом:

  • душевное равновесие,

  • бережное отношение к здоровью как ценности,

  • адекватное реагирование на изменяющийся окружающий мир,

  • выстраивание гармоничных отношений с окружающими,

  • понимание и принятие окружающих,

  • осознание себя как личности,

  • осознание своих возможностей,

  • интерес к самопознанию,

  • потребность в саморазвитии,

  • активность жизненной позиции,

  • позитивность мышления,

  • использование механизмов самонастройки и самоорганизации,

  • упорство в достижении целей,

  • появление новых форм самореализации,

  • наращивание своих адаптационных ресурсов,

  • ощущение себя зрелой личностью.

Диагностика:

Методика «Ценностные ориентации» Рокича

Методика «Ценностные ориентации» разработана Милтоном Рокичем как тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям.

Методика

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция к тесту

«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Тестовый материал

Список А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

  3. здоровье (физическое и психическое);

  4. интересная работа;

  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

  8. наличие хороших и верных друзей;

  9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

  15. счастливая семейная жизнь

  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

  17. творчество (возможность творческой деятельности)

  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

  2. воспитанность (хорошие манеры);

  3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

  4. жизнерадостность (чувство юмора);

  5. исполнительность (дисциплинированность);

  6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

  7. непримиримость к недостаткам в себе и других;

  8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

  9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

  11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

  12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

  13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

  14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

  15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

  16. честность (правдивость, искренность)

  17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

  18. чуткость (заботливость)

Интерпретация результатов теста

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Достоинства и недостатки методики

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  • «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

  • «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

  • «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

  • «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

  • «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»

  • «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Мастер – класс

«Формирование ценностно – смысловых ориентаций

школьников»

(МОУ «Дячкинская СОШ»)

ЗАНЯТИЕ1

2011-2012 учебный год

Тренинговые занятия

I блок. Коммуникативный тренинг.

Цель: формирование сплочённости классного коллектива

Занятие №1

Цель: знакомство участников, выработка правил работы в группе.

Упр. №1 «Снежный ком».

Участники по очереди называют своё имя с прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать имена предыдущих участников, затем своё имя.

Упр. №2 «Это я».

Участникам предлагается закончить предложение «Я человек, который…»

Упр. №3 «Групповые правила».

Участникам предлагается высказаться о том, какие бы они хотели установить правила, чтобы чувствовать себя комфортно и удобно. Правила обсуждаются и фиксируются на ватмане.

Упр.№4 «Интервью»

Участники по очереди задают вопросы одному участнику группы. Так по очереди опрашиваются все.

Упр. №5 «Как ты себя чувствуешь?»

Каждый участник говорит, как он себя чувствует, как изменилось его состояние с начала занятия.

Занятие №2

Цель: формирование доверительных отношений в группе.

Упр.№1 «Построиться по росту».

Участники должны построиться по росту с закрытыми глазами. (Поглаживание, прикосновение снимают напряжение, дают возможность расслабиться, что необходимо для формирования доверительных отношений).

Упр.№2 «Былинка на ветру».

Участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Один участник стоит в центре круга, остальные его осторожно и медленно раскачивают. «Былинкой» должен побывать каждый.

Упр.№3 «Интервью в парах».

Группа делится на пары. Один будет играть роль журналиста, а другой человека, у которого берут интервью. Потом они меняются ролями.

Упр.№4 «Незаконченное предложение»

Участникам предлагается закончить предложения:

Мне особенно трудно с людьми, которые…

Мне особенно нравятся люди, которые…

Упр. №5 «Погода» (рефлексия занятия). Каждый участник должен взять лист бумаги, карандаши и сделать рисунок, соответствующий его настроению. Человек может показать, что у него сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а для кого-то, может быть, уже вовсю светит солнце.

Занятие №3.

Цель: помощь учащимся в осознании проблем зависимости и ответственности.

Упр.№1 «Приветствие».

Участники хаотично передвигаются по кабинету, приветствуют друг друга произвольно: рукопожатием, прикосновением, словом.

Упр.№2 «Слепой и поводырь» (в парах)

Один участник закрывает глаза, второй помогает ему передвигаться по помещению. Затем они меняются ролями.

Затем в круге участники делятся ощущениями.

Упр.3 «Ответственность».

Закончи предложение:

  1. Быть ответственным для меня значит…

  2. Безответственные люди – это…

  3. Ответственность человека я узнаю…

  4. Я боялась бы нести ответственность за …

  5. Быть ответственным по отношению к самому себе значит…

Обсуждение проводится в парах, затем в кругу. Обсуждается проблема ответственности за себя и других.

Занятие №4

Цель: проверка навыков сплочённости группы

Упр.1 «Погода»

Упр.2 «Льдина».

Инструкция: Перед вами река. Все вы находитесь на одном берегу. Задача группы — взявшись за руки перебраться по «льдинам» (листам бумаги) на другой берег. Если хоть один участник упадёт с «льдины», игра начинается заново.

Занятие №5

Цель: проверка навыков защитного поведения, умения отстаивать свою точку зрения.

Упр.1 «Наводнение».

Инструкция: Вы вернулись домой и обнаружили, что три дня шёл дождь и в деревне, где вы живёте, началось наводнение. Река вот-вот выйдет из берегов. У вас есть возможность на две минуты забежать домой и взять самое необходимое. Вы можете взять только четыре вещи из перечисленного списка.

  1. Фотокамера с отснятой плёнкой.

  2. Личный дневник, который Вы вели.

  3. Дорогая гитара.

  4. Пара любимых кроссовок.

  5. Книжка с адресами и телефонами.

  6. Переписка с другом, подругой.

  7. Коллекция дисков.

  8. Семейная реликвия – альбом фотографий Ваших предков с прошлого века, доставшийся в наследство от умершей любимой бабушки.

  9. Лотерейный билет, который, как Вы узнали недавно, выиграл 1 миллион долларов.

Сначала список составляется каждым участником, затем в подгруппе по 3-5 человек и в группе.

После выполнения задания обсуждаются проблемы целей, ценностей участников группы.

Занятие №6

Цель: формирование умения убеждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Упр.1 «Место под солнцем».

В центре круга ставится стул.

Инструкция: Стул — это «место под солнцем». Человек, который сидит на этом стуле имеет всё, что ему хочется (счастье, здоровье, дом, деньги, семью). Люди же не сидящие на стуле несчастны, бедны, больны. Один человек садится на «место под солнцем», а других спрашивают — не хотят ли они быть счастливыми. Для этого нужно всего лишь сесть на стул. Что вы будете делать, чтобы занять «место под солнцем»?

Упр.2 «Рисунок».

Группа делится на пары. Дети в парах садятся спиной друг к другу. Им дают лист бумаги, ручку или карандаш.

Инструкция: один участник делает рисунок и, не называя, что он делает, объясняет второму участнику какие линии нужно проводить. Когда рисование закончено, рисунки сравнивают. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения.

  1. Получились ли рисунки одинаковыми? Похожими?

  2. Почему не получились? Или получились?

  3. В какой роли чувствовали себя комфортнее?

Упр.3 «Состояние» (рефлексия занятия)

Занятие №7

Цель: проверка умения принимать решения в экстремальной ситуации.

Упр.1 «Поездка в Париж».

Инструкция:

  1. Группа едет в Париж. Все ли хотят ехать? Кто хочет остаться?

  2. Билеты есть не на всех, их в два раза меньше. Вам необходимо разместиться на этих местах. Кто не сможет разместиться, вам придётся остаться.

  3. Приехав в Париж, группа узнаёт, что деньги придут только через неделю, то есть группе нечего есть, негде жить. Что делать? (10 минут на обсуждение)

  4. Деньги пришли, но на них можно прожить здесь неделю одному человеку. Каково решение группы?

Вопросы для обсуждения.

  1. Какое у вас настроение после возвращения из Парижа?

  2. Если бы вы знали, что произойдёт с вами в Париже, поехали бы вы? Почему?

  3. Как вы оцениваете свои действия? Действия членов группы?

  4. Что вы сейчас чувствуете? Чем хочется поделиться?

II блок. Цикл занятий «Познай себя»

Цель: помощь учащимся в познании своих возможностей, способностей.

Занятие №1 (вводное).

  1. Напиши свой автопортрет.

  2. Что ты знаешь о себе?

  3. Нужно ли человеку знать свои способности?

  4. Какие способности могут быть у человека?

  5. Что бы вы хотели узнать о себе?

Темы следующих занятий могут быть скорректированы в связи с запросами учащихся.

Занятие №2 (изучение свойств внимания).

  1. Диагностика внимания по методике «Корректурная проба».

  2. Анализ результатов.

  3. Рекомендации по развитию внимания.

Занятие №3 (изучение особенностей памяти).

  1. Диагностика зрительной, слуховой, моторно – слуховой, комбинированной памяти.

  2. Анализ результатов.

  3. Рекомендации по развитию памяти.

Занятие №4 (изучение творческих способностей).

  1. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» (18 вопросов).

  2. Анализ результатов.

  3. Дискуссия «Зачем человеку быть творческим?»

Занятие №5 (изучение самооценки)

  1. Диагностика самооценки по шкала Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина , Дембо – Рубинштейна.(больной – здоровый, плохой характер – хороший характер, глупый – умный, неспособный – способный, некрасивый – красивый, неуверенный в себе- уверенный в себе).

  2. Дискуссия «Что значит любить или не любить себя?»

Занятие №6 (повышение самооценки учащихся).

Упр.1 «Дракон»

Все участники становятся друг за другом, обнимают за талию. Первый – голова, последний – хвост. Голова должна поймать хвост.

Упр.2 «Красное кресло».

Все желающие по очереди садятся в центр круга, на «красное кресло». Все остальные говорят о нём что-либо хорошее.

Затем участники делятся своими ощущениями.

Упр.3 «Подарок».

Участники группы невербально дарят друг другу приятные подарки.

Упр.4 «Спасибо».

Участники по очереди благодарят за что-либо соседа справа.

Упр.5 Рефлексия занятия.

III блок. Цикл занятий «Я и другие».

Цель: определение жизненных целей и ценностей.

Занятие №1.

Упр.1 «Волшебный магазин».

На доске таблички со словами мир, честь, совесть, слава, здоровье, семья и т.д.

Инструкция: Ребята, вы попали в волшебный магазин. В нём продаётся товар, который нельзя купить за деньги. Чтобы его приобрести нужно взамен отдать что-то очень ценное или доказать, что он вам действительно очень нужен. Посетить магазин вы можете только один раз.

Желающие по одному приходят в магазин.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какой товар пользовался наибольшим спросом?

  2. Каким ценностям отдавалось предпочтение материальным или духовным?

Занятие №2 «Мои личные и профессиональные планы».

Инструкция: представьте, что прошло 10 лет. Как вы будете выглядеть? где будете жить? Кем работать? Как вы получили эту должность? (Написать на листе).

Вопросы для обсуждения.

  1. Поделитесь своими представлениями.

  2. Что вам поможет реализовать свои планы?

  3. Что может помешать их осуществить?

Занятие №3 «Моё здоровье».

  1. Анкета оценки уровня здоровья по основным функциональным системам.

  2. Тест «Прогноз».

  3. Дискуссия «Моё здоровье в моих руках?»

Занятие №4

Цель: помочь выработать навыки эффективного поведения в разных социальных ролях.

Упр.1 «Кто ты?»

Напишите как можно больше предложений (не меньше 10), которые отвечают на данный вопрос.

Обсудить спектр ролей присущих человеку.

Упр.2 «Маски, которые мы надеваем?»

В парах разыграть сценки из жизни, например: покупатель-продавец, учитель-ученик, родитель-ребёнок. (Затем поменяться ролями.)

Обсуждение в круге.

Что вы чувствовали при выполнении задания?

Как менялось ваше настроение в связи со сменой роли?

Профессиональное самоопределение: пять типов профессий по Е.А. Климову, опросник Айзенка, тест «Карта интересов», анкета «Ориентация»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вакууматор vacuum sealer инструкция по применению на русском языке
  • Жукобор от колорадского жука инструкция по применению цена
  • Руководство по техническому обслуживанию автомобиль волга газ 31105
  • Руководство по эксплуатации киа спектра 2006
  • Инструкция по эксплуатации хлебопечки lg hb 201je