Кокрекбаев Марлен Каримович — И.О. Генерального директора (Председателя правления) ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» (ГП)
Родился в 1978 году. Окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева по специальности «Организация перевозок на транспорте». Кандидат технических наук.
Трудовой путь на железной дороге начал составителем поездов станции Алматы-2. Работал дежурным по станции, поездным диспетчером станции Алматы, заместителем начальника станции и начальником станции Павлодар.
С 2007 по 2020 гг. — заместитель директора по грузовой работе Карагандинского отделения перевозок, начальник центра управления перевозками дирекции перевозочного процесса. Возглавлял филиалы ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» — Семипалатинское и Карагандинское отделения дороги.
Награжден Почетной грамотой Президента АО «НК «КТЖ», Акимов Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей, ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта».
Среди наград — медаль «Ерен еңбегі үшін» (За трудовое отличие), ю билейный знак к 25-летию ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта», медаль «Қазақстан Тәуелсіздігіне 30 жыл» и н агрудные знаки «Адал еңбегі үшін», «Ұлттық ұлан қызметінің үздігі» и «Үздік депутат».
Избирался депутатом маслихата города Семей IV созыва (2016 г.), депутатом маслихата города Караганда VII созыва (2021 г.).
Кельбуганов Нуржан Амангельдинович — заместитель Генерального директора по маркетингу и планированию ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки».
Родился в 1972 году в г.Аягуз ВКО. Окончил Алматинский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте», Семипалатинский университет имени М. О. Ауэзова по специальности «Юриспруденция».
Трудовой путь на железной дороге начал дежурным по парку Алматинского отделения дороги. Работал оператором по обработке перевозочных документов, дежурным по станции, по горке, дорожным, поездным диспетчером, составителем поездов, старшим оператором поста централизации Алматинского отделения дороги.
С 1998–2009 гг.- начальник станции Коксу, заместитель начальника по технической работе станции Ерейментау, начальник станции Тайынша, начальник станции Кокшетау, начальник Единого диспетчерского центра Акмолинского отделения дороги.
С 2009–2023 гг. — первый заместитель директора Семипалатинского отделения дороги, директор Восточно-Казахстанского отделения дороги, директор Департамента моделирования перевозочного процесса АО «КТЖ — Грузовые перевозки», Исполнительный директор по планированию перевозок ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки».
Награжден знаком «Почетный железнодорожник», юбилейными медалями «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл», «Қазақстан темір жолына 100 жыл».
Кабылов Кайрат Муратович – Заместитель Генерального директора по обеспечению ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» (ГП)
Кайрат Муратович окончил Казахскую Академию транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева г. Алматы по специальности «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта».
Имеет ученую степень Master of Business Administration и Doctor of Business Administration.
Ранее занимал должность Управляющего директора по обеспечению производства в структурном подразделении АО НК «ҚТЖ» ТОО «Пассажирские локомотивы».
Трудовую деятельность начал заместителем председателя правления в компании Артель «Восток» и заместителем директора в ТОО «Алпыс» в Павлодарской области.
В разные годы работал начальником отдела, заместителем Генерального директора и советником Президента в ОАО «Казахтелеком» г. Алматы, вице-президентом в АО «SINOOIL» в г.Астана, исполнительным директором в АО «Локомотив» г. Астана, главой представительства в ТОО «Ромпетрол Казахстан», председателем Совета директоров в ОАО «Межрегиональная клиринговая палата» в г. Караганда, заместителем генерального директора в АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа» Министерства энергетики Республики Казахстан. В период с 2015 по 2017 гг. занимал должности генерального директора и заместителя генерального директора в ООО «Ромпетрол Грузия» в г. Тбилиси. В 2017-2019 гг. работал 1-ым заместителем генерального директора в ООО «Atlas RK groupe» г. Тбилиси (Грузия). В разные годы работал в филиалах АО НК «ҚТЖ» — «Дирекция магистральной сети», «Дирекция перевозочного процесса», в Департаменте инвестиционной политики и в ТОО «Пассажирские локомотивы».
Награжден отраслевой медалью «За вклад в развитие железнодорожного транспорта РК «Қазақстан Темір Жолына 110 жыл», 2014г.
КУЛЕКЕЕВ Досбол Батырбекович — Заместитель Генерального директора по корпоративным вопросам
На заседании Правления АО НК «ҚТЖ» назначен Членом Правления. Занимает должность Заместителя Генерального директора по по корпоративным вопросам ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» (ГП).
Окончил Казахский государственный университет им. Аль-Фараби по специальности «Международные экономические отношения» (бакалавр, магистр), Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати по специальности «Инженер нефти и газа» (бакалавр). Степень Доктора экономики PhD получил в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева. Курсы повышения квалификации прошел по программам «IELTS-Summer cours», «Учет основных средств» и «Международные стандарты финансовой отчетности» и т.д.
Трудовой путь начал менеджером в АО «Банк развития Казахстана». Работал главным менеджером, начальником управления. Окончив по специальности «Инженер нефти и газа» в ТарГУ им. М.Х. Дулати, с 2007 по 2015 г. прошел карьеру от заместителя директора депртамента, до руководителя аппарата АО «Интергаз Центральная Азия», в этой же компании возглавлял департамент управления человеческими ресурсами и социальной политики.
С 2015 по 2022 гг. — в разные годы работал на руководящих должностях в АО «КазТрансГаз Аймак», АО НУХ «Байтерек», ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Возглавлял южный филиал ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» по Туркестанской, Жамбылской и Қызылординской областям, а также центральный филиал «Petro Retail» по г.Астана и Павлодарской области.
С марта 2022 г. Назначен заместителем Генерального директора по корпоративным вопросам ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки».
Уроженец Австрии Александр Андреас Ширхубер, который руководил компанией, строящей железнодорожные линии из Словакии в Австрию, вошел в совет директоров компании «Казакстан темiр жолы» (КТЖ) вместо казахстанца Нурлана Аханзарипова. Об этом сообщила Казахстанская фондовая биржа (KASE).
«Решением единственного акционера от 26 апреля 2023 года из состава совета директоров компании исключен резидент Казахстана Нурлан Аханзарипов, избран Ширхубер Александр Андреас», – сказано в документе, опубликованном на сайте биржи.
С учетом внесенных изменений совет директоров КТЖ состоит из девяти человек. Шестеро из них – Юрий Лавриненко, Нуржан Байдаулетов, Ернат Бердигулов, Гибрат Ауганов, Назира Нурбаева и Нурлан Сауранбаев – граждане Казахстана. Нерезиденты – Ульф Вокурка, Александр Андреас Ширхубер и Джон МакКей.
Согласно данным из открытых источников, Александр Ширхубер родился в столице Австрии – Вене. В соцсети для установления деловых контактов Linkedin Ширхубер описывает себя как профессионала «с острой деловой хваткой и 10-летним успешным опытом в операциях, продажах и управлении проектами».
С июня 2018-го по декабрь 2022 года Ширхубер работал управляющим директором Международного проекта Breitspur Planungsgesellschaft (железнодорожной линии Кошице — Вена), где участвуют австрийская, словацкая, украинская и российская государственные железнодорожные компании. Каждой принадлежит 25-процентная доля в уставном капитале. Железнодорожная линия с шириной колеи 1520 мм и протяженностью 11 тыс. км должна объединить Европу и Азию к 2033 году. С января 2023 года и по настоящее время Александр Ширхубер занимает должность главы департамента развития бизнеса в международной инвестиционной компании SUPERFUND.
КТЖ – транспортно-логистический холдинг, который на 100% принадлежит Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына». Компания ведет реализацию практически всех инфраструктурных госпроектов и является монополистом на рынке Казахстана. Чистая прибыль компании за 2022 год составила 36,9 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2021-м в 2,5 раза. Уставный капитал КТЖ в 2022 году остался на уровне 2021 года – 1,08 трлн тенге. Собственный капитал компании вырос с 1,3 до 1,4 трлн тенге, совокупные активы – с 3,6 трлн тенге до 3,9 трлн тенге.
|
Урынбасаров Бауыржан Пазылбекович |
Последняя должность: И.о. управляющего директора по производственным процессам АО «НК «Қазақстан темір жолы» |
|
Дата рождения: 22.10.1970 |
|
Место рождения: КазССР; Кызылординская область |
|
Семейное положение, родственные связи: · Жена: · Дети: |
|
Владение языками: · Казахский, русский |
|
Образование, специальность (квалификация), лицензии: · Алматинский институт инженеров железнодорожного транспорта (1993) Специальность «Управление процессами перевозок» |
|
Трудовой стаж: · Сотрудник Западно-Казахстанской железной дороги (1993-1994); · Дежурный по парку ст. Кзыл-Орда, дежурный станции Алматы 2, поездной диспетчер Алматинского отделения дороги (1994-1997); · Дорожный диспетчер, ведущий инженер, главный специалист, начальник отдела Главного управления перевозок РГП «Қазақстан темір жолы». Помощник Первого заместителя Генерального директора, Советник Первого заместителя Генерального директора, Главный инженер Управления координации перевозочного процесса РГП «Қазақстан темір жолы» (1997-2004); · Главный инженер Дирекции перевозок, Главный инженер Дирекции магистральной сети, Директор филиала АО «НК «ҚТЖ» — «Карагандинское отделение дороги», Директор филиала АО «НК «ҚТЖ» — «Дирекция перевозочного процесса». Директор филиала АО «НК «ҚТЖ» — «Алматинское отделение дороги» (2004-2010); · Управляющий директор-Главный инженер, Управляющий директор по эксплуатационной работе АО «НК «Қазақстан темір жолы» (2010-2014); · И.о. Председателя Правления (Президент) АО «Қазтеміртранс» (02.2014-04.2014); · Вице-президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» (2014-2016); · Главный инженер АО «НК «Қазақстан темір жолы» (2016-2017); · Вице-президент по инфраструктурным проектам АО «НК «Қазақстан темір жолы» (24.03.2017-11.2018); · Управляющий директор по инфраструктуре, директор филиала АО «НК «КТЖ» — «Дирекция магистральной сети» (11.2018-04.2021); · Исполняющий обязанности первого заместителя председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» (04.2021-01.2022); · И.о. управляющего директора по производственным процессам АО «НК «Қазақстан темір жолы» (с 01.2022) |
|
Прочие должности: · Председатель Совета директоров АО «Транстелеком», АО «Теміржолсу», ТОО «Ремонтная корпорация «Қамқор» · Председатель Совета директоров АО «Пассажирские перевозки» (2015-06.2016) |
|
Государственные и международные награды, премии, почетные звания: · Ордена «Құрмет» (2011), «Парасат» (2016); · Благодарственные письма: Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (2004), Президента АО «НК «ҚТЖ» (2008), Президента АО «НК «ҚТЖ» (2010); · Нагрудные знаки: «Адал еңбегі үшін» (2005), «Біртұтас Қазақ темір жолына 50 жыл» (2008); · Юбилейные медали: «Достық — Алашанькоу темір жолдарының түйіскеніне 20 жыл» (2010), «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл» (2011); · Знак «Почетный железнодорожник» (2010); · Памятный знак «Қазақстан темір жолына 110 жыл» (2014); · Юбилейный почетный диплом «За вклад в развитие ОСЖД» (2016) |
Структура управления железнодорожным транспортом. Обязанности работников железнодорожного транспорта.
План: • 1. Структура управления железнодорожным транспортом • 2. Современные проблемы и особенности работы железнодорожного транспорта. • 3. Обязанности работников железнодорожного транспорта
Управление железнодорожным транспортом РК осуществляется по принципам: Территориальный Отраслевой Функциональный Территориальный Министерство Функциональный принцип транспорта и принцип означает деление предполагает коммуникаций – АО отрасли на деление сети «Национальная компания подразделения, железных дорог на «Казахстан Темір занимающиеся отделения дороги. Жолы» » (АО НК «КТЖ» ) отдельными вопросами Всего их 13. — отделение перевозок — (движение, грузовое структурная единица хозяйство, локомотивной, (станция, депо и т. д. ). вагонное, энергоснабжение, связи и т. д. ).
ДИРЕКЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА (ЦД) АО «НК «ҚТЖ» (аппарат ДГ, ЦУП, ЦРБ, ЦДР) ОТДЕЛЕНИЕ ДОРОГИ (НОД, аппарат АДЦУ, РБД, ДНЧ) СТАНЦИЯ (ДС, ДСП, ДСЦ, ДСПП, ДСПГ, ДСПО, грузовое хозяйство, СТЦ) СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (СЛУЖБА ДВИЖЕНИЯ)
ДИРЕКЦИЯ МАГИСТРАЛЬНОЙ СЕТИ (ЦЖС) АО «НК «ҚТЖ» (ЦЭ, ЦШ, ЦП, ЦЛ, ЦВ, ЦРБ) МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СЕТИ (ЭЧ, ШЧ, ПТО, ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО, ВАГОННОЕ ДЕПО) СТАНЦИЯ (работники цеха СЦБ и связи, работники цеха энергоснабжения, работники цеха пути, работники локомотивного и вагонного хозяйства) СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СЕТИ)
Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации и безопасность движения. Ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации работниками железнодорожного транспорта возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
Основная литература 1. Системы управления движением поездов. Бекжанов З. С. Алматы: ЦОП Каз. АТК, 2007. – 295 с. 2. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте. Грунтов П. С. М. : Транспорт, 1994. – 620 с. 3. Управление эксплуатационной работой железных дорог. Кочнев Ф. П. , Сотников И. Б. М. : Транспорт, 1990. – 424 с. 4. Управление движением на железнодорожном транспорте. Кудрявцев В. А. – М. : АСАDEMA, 2003. – 200 с. 5. Система организации вагонопотоков. Буянова В. К. , Сметанин А. И. , Архангельский Е. В. – М. : Транспорт, 2002. – 424 с. 6. Эксплуатационная работа станций и отделений. Бройтман Э. З. – М. : Желдориздат, 2002. – 424 с. Дополнительная литература 1. Технология и организация перевозок на ж. д. транспорте. Гоманков Ф. С. , Бекжанов З. С. – Алматы, 2002. – 307 с. 2. Организация эксплуатационной работы отделения перевозок. Учебное пособие. Бекжанов З. С. – Алматы: Бастау, 2005. – 95 с.
Железнодорожный комплекс любой страны служит важнейшей составляющей ее транспортной системы. Не является исключением и Казахстан. Его транспортная система развивалась с учетом формирования важнейших отраслей экономики, в числе которых топливно-энергетическая, строительная, агропромышленная, горно-металлургическая и другие отрасли народного хозяйства. При этом она обеспечивала взаимосвязь между всеми этими видами производств.
Современное состояние
Важнейшаяя отрасль Казахстана обладает разветвленной сетью дорог. Протяженность железнодорожных путей страны составляет 15 341 км. Из них 6 тыс. двухпутные, а около 5 тыс. – электрифицированные. Длина главных путей Казахстанской железнодорожной отрасли равна 18,8 тыс. км, а специальных и станционных – 6,7 тыс. км.
Значение этой отрасли весьма велико. И это подтверждается тем фактом, что на долю Казахстанской железной дороги приходится более 68 процентов всех грузоперевозок страны и свыше 57 процентов ее пассажирооборота. Также в этой отрасли занято около одного процента ее жителей.
Большая часть сетей находится в ведении Казахстанской железной дороги. И только малая их доля принадлежит нефтедобывающей и горнодобывающей отрасли.
Начало большого пути
Казахстанская железная дорога появилась в 1893-1894 гг. Именно в этот период была построена узкоколейная линия, соединившая Покровскую Слободу и Уральск. Ее протяженность составила 369 км, 113 из которых пролегали по территории Казахстана.
Через страну, в районе Петропавловска, было проведено также 190 км Транссиба.
Тем не менее годом основания Казахстанской железной дороги считается 1904-й. Именно тогда началось первое крупное строительство путей на территории страны. Это была Оренбург-Ташкентская магистраль, введенная в эксплуатацию в 1905-1906 гг. Дорога соединила Среднюю Азию с европейской Россией.
Вдоль этой железнодорожной линии выросли промышленные центры и города Туркестан и Актюбинск, Аральск, Новоказалинск, Кызылорда и многие другие. Продолжалось развитие железнодорожной сети Казахстана и в советское время. В 1964 г. в стране появился первый электрифицированный участок между Карагандой и Целиноградом. В Степногорске начала перевозить пассажиров городская электричка.
Независимость
Некоторые трудности начала испытывать Казахстанская железная дорога, ставшая самостоятельной в 90-х годах прошлого века. Ведь сообщение между ее отдельными областями было затруднено из-за необходимости в пересечении российских границ. В связи с этим в стране было построено три участка железнодорожных линий, которые полностью находились на территории Республики.
В мае 2013 г. состоялось открытие маршрута из Казахстана в соседний Туркменистан. В июле 2012 г. началось возведение двух магистралей внутригосударственного значения. Реализация данных проектов позволила значительно сократить расстояние от Жезказгана и Астаны до юго-западных областей Республики.
Становление структуры
19.10.1940 г. вышло совместное Постановление ЦК ВКП(б) и Совета НКСССР, по которому была организовано новое предприятие, получившее название «Карагандинская железная дорога». Этим документом и было положено начало процесса создания структуры железнодорожного транспорта Казахстана. Новое Постановление Правительства увидело свет 01.07.1958 г. Согласно ему, была образована «Казахская железная дорога», которая явилась самой крупной на территории СССР. Ее протяженность в те годы составляла более 11 тыс. км, а в структуру входило 15 отделений, объединяющих магистрали, соединяющие республику с Уралом и Сибирью, Кыргызстаном, Средней Азией и Поволжьем.
Реструктуризация предприятия произошла в апреле 1977 г. Тогда на его базе было образовано три дороги — «Алма-Атинская», «Целинная» и «Западно-Казахстанская». Но после их объединили. В результате возникло новое республиканское предприятие государственной собственности, которое назвали «Казахстан Темир Жолы». Оно было создано согласно Постановления, которое было принято Правительством Республики Казахстан 31.01.1997 г. за № 129. Основным его вопросом была реорганизация предприятий, работающих в железнодорожной сфере. Целью слияния Управлений трех различных дорог явилась оптимизация структуры, руководящей перевозочным процессом. При этом были ликвидированы ненужные звенья, что привело к финансово-экономическому оздоровлению железнодорожной отрасли.
15.03.2002 г. вышло новое Постановление Правительства № 310. Оно стало началом создания акционерного общества закрытого типа под названием «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы». Его сформировали на базе одноименного государственного республиканского предприятия.
02.04.2004 г., согласно закону «Об акционерных обществах», ЗАО «НК КТЖ» было перерегистрировано. После этого оно стало именоваться АО «НК КТЖ».
Собственник и руководство
Компания имеет одного акционера. Это «Самрук Кызына» — национальный фонд, сто процентов акций которого находятся в ведении государства. Обладая на то правовыми полномочиями, фонд способствует решению задач, позволяющих повысить прозрачность бюджета АО, а также по осуществлению более качественного корпоративного управления. Кроме того, он руководит деятельностью КТЖ посредством совета директоров. Оперативная работа предприятия при этом не затрагивается.
Работу КТЖ контролирует Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана. При этом оно, являясь на то уполномоченным органом, обеспечивает содействие в реализации политики Правительства в сфере железнодорожного транспорта. Вместе с агентством «Самрук-Казына», занимающимся вопросами регулирования работы естественных монополий, Министерство транспорта утверждает список членов совета директоров, которым, в свою очередь, выносится решение о назначении на должность председателя этого совета директоров и о принятии годовых отчетов. Кандидатуру на эту должность предлагает президент страны. Начиная с июня 2009 г. этот пост занимает Тимур Кулибаев.
Железнодорожный транспорт Казахстана управляется с использованием вертикальной системы. Это позволяет в значительной мере оптимизировать материально-техническое снабжение, а также оперативно управлять всеми имеющимися производственными запасами. Все это оказывает позитивное влияние на эффективность перевозок и их дальнейшую оптимизацию. Сегодня проводятся активные работы по усовершенствованию организационной структуры АО «КТЖ».
Состав правления
В списке руководства Казахстанской железной дороги находятся:
- Аскар Мамин. С апреля 2008 г. он занимает должность Председателя правления, президента АО «НК КТЖ».
- Ермек Кизатов, с 2008 г. – вице-президент.
- Ерик Султанов, с 2008 г. – вице-президент по обеспечению.
- Канат Алпысбаев, с 2008 г. – вице-президент по финансам и экономике.
- Асхат Акчурин, с 2008 г. – вице-президент по социальным вопросам и по управлению персоналом.
- Ерхат Искалиев, с 2011 г. – вице-президент по логистике.
- Бейбит Жусулов – советник президента.
- Канат Альмагаметов – руководитель аппарата, управляющий директор.
- Рустам Хасенов – управляющий директор, занимающийся правовыми вопросами.
- Алмас Лепесбаев – управляющий директор по вопросам экономики.
- Елена Лепская – финансовый управляющий директор.
- Бауржан Урынбасаров – управляющий директор, в ведении которого находится эксплуатационная работа.
Подразделения
В железнодорожную инфраструктуру АО «НК КТЖ» входит 13 отделений. В их списке следующие:
- Акмолинское.
- Костанайское.
- Карагандинское.
- Семипалатинское.
- Алматинское.
- Защитинское.
- Джамбульское.
- Шымкантское.
- Кзыл-Ординское.
- Актюбинское.
- Павлодарское.
- Уральское.
- Атырауское.
Деятельность
Железнодорожная отрасль является одним из важнейших звеньев производственной инфраструктуры Казахстана. Страна не имеет прямого выхода к морю. Для нее также характерно отсутствие судоходных рек. В связи с этим, а также в силу малой развитости автомобильных перевозок железнодорожному транспорту приходится решать важнейшие задачи в экономической сфере всей страны.
Основная часть путей АО «НК КТЖ» находится на территории Республики. Это 97,5 % от их общей протяженности. И только незначительная длина линий (2,5 %) располагается в приграничных с Россией зонах.
Грузоперевозки
На сегодняшний день среди основных клиентов железной дороги Казахстана находятся крупнейшие предприятия, входящие в структуру добывающей промышленности. Именно их заказы обеспечивают 80 % объема грузовых перевозок КТЖ. В число таких предприятий входят такие акционерные общества, как:
- ТОО «Тенгизшевростройл».
- «Казцинк».
- «Корпорация Казахмыс».
- «ПетроКазахстан».
- «Алюминий Казахстана».
- «ТНК Казхром».
Все эти предприятия работают в Карагандинском и Экибастузском угольных бассейнах. Согласно данным на 2010 г., грузооборот Казахстанской железной дороги составил 213 млрд тонно-километров. При этом объем перевозимых грузов в 2009 г. вышел на отметку 268 млн тонн. Тридцать пять процентов из этого количества было отправлено на экспорт. На межобластных линиях грузоперевозки составили 53 %. Работа по импортированию осуществлялась с 6 % поставок. Транзитом через Республику прошло также 6 % грузов.
Перевозки пассажиров
14.07.1998 г. в структуре государственного республиканского предприятия «Казахстан Темир Жолы» появилось дочернее предприятие. Благодаря этому пассажирские перевозки КТЖ были переведены на рельсы самостоятельной деятельности. Назвали это дочернее государственное предприятие «Пассажирские перевозки». В 2002 г. в связи с реорганизацией КТЖ на его базе было сформировано одноименное акционерное общество.
В 2004 г. обеспечивающую и сервисную деятельность этого АО коснулись очередные изменения. В результате проделанной работы было произведено ее некоторое отделение. Это, в свою очередь, вылилось в изменение целевого субсидирования перевозок пассажиров. Его АО стало получать из местных и республиканского бюджетов.
Программой реструктуризации было предусмотрено создание семи акционерных обществ, которые стали входить в состав АО «Пассажирские перевозки». В их числе:
- «Алматинский вагоноремонтный завод».
- «Пригородные перевозки».
- «Вокзал-сервис».
- «Багажные перевозки».
- «Вагонсервис».
- «Пассажирская вагонная лизинговая компания».
- ТОО «Жолсерик-Алматы», переименованный в 2005 г. в «Жолаушылартранс».
25.12.2004 г. Правительство Республики Казахстан приняло Постановление, согласно которому АО «Пассажирские перевозки» получило статус национального перевозчика.
На сегодняшний день в структуре этого акционерного общества находятся четыре филиала:
- «Экспресс».
- «Северный».
- «Западный».
- «Южный».
Входит в структуру и три дочерние компании:
- АО «Вагонсервис».
- АО «Лизинговая Пассажирская компания».
- АО «Пригородные перевозки».
Все они имеют стопроцентное участие в деятельности АО «Пассажирские перевозки».
Стоит отметить: согласно данным статистики на 2010 год, пассажирооборот Казахстанской железной дороги сложился в объеме 13,9 миллиарда ПКМ.
Численность подвижного состава
В 2003 г. на балансе Казахстанской железной дороги находилось 1770 локомотивов, в том числе 53 паровоза, 590 электровозов и 1126 локомотивов особых систем и тепловозов. Общая мощность этого подвижного состава была равна 6450 тыс. кВт.
Кроме того, пассажирские и грузоперевозки в том же 2003 г. осуществлялись с использованием 282 автомотрис, 135 багажных и 2559 пассажирских вагонов. Помимо этого, по железнодорожным путям страны перемещалось 70 366 грузовых вагонов, которые принадлежали КТЖ, а также 18 360, находящихся в частном владении.
В подвижной состав также входили дизель-поезда, дрезины и другое самоходное оборудование.
Ремонт вагонов
Железная дорога нуждается в постоянном присутствии исправного подвижного состава, необходимого для перевозок пассажиров и грузов. Ради выполнения этой задачи и работает АО «Алматинский вагоноремонтный завод». Это технически передовое, современное предприятие. Его история началась во времена построения Турсиба. После завершения прокладки Туркестано-Сибирской магистрали в 1933 г. в Алма-Ате начали функционировать мастерские, занимающиеся ремонтом вагонов. По мере развития железной дороги Казахстана и увеличения потребности в ремонте ее подвижного состава на базе мастерских было создано депо.
Сегодня это акционерное общество, которое предоставляет огромный перечень услуг. Завод производит ремонт вагонов, в том числе капитальный, капитально-восстановительный и капитальный с продлением срока эксплуатации. Занимается он восстановительным ремонтом, а также изготовлением узлов и запасных частей к пассажирским вагонам. Это позволяет обеспечить высокий уровень безопасности и качества с учетом рационального использования ресурсов.
Производство локомотивов
После распада СССР перед Казахстаном встала проблема по обновлению парка имеющегося в Республике подвижного состава. Для ее решения было рассмотрено множество вариантов, которые предусматривали закупку новых локомотивов, модернизацию уже имеющихся и т. д. После проведенного анализа, касающегося потребностей страны, было решено запустить новое производство, которым и стало АО «Локомотив Курастыру Зауыты». Оно явилось дочерним предприятием АО «НК КТЖ» и было открыто 03.07.2009 г.
Завод явился одной из первых ласточек, предвестив собой начало серьезных структурных изменений в вопросах экономического роста страны. При этом он позволил отойти от сырьевой направленности и начал историю тяжелого машиностроения Республики.
Основная цель работы этого предприятия состоит во внесении достойного вклада в повышение конкурентоспособности всей железнодорожной транспортной системы страны, а также в ее индустриально-инновационное развитие.
В 2006 г. специалисты АО «НК КТЖ» заключили договора с американской фирмой General Electric и начали проводить работы по разработке соответствия казахстанского тепловоза климатическим особенностям региона. При этом принималась во внимание ширина рельсового полотна, специфика перевозимых грузов и современные требования к экологичности и соблюдению санитарных норм. Итогом проделанной работы стало создание первого магистрального грузового односекционного тепловоза, который по своему уровню относился к пятому поколению. Сборка этого локомотива была осуществлена в Казахстане.
На сегодняшний день эти тепловозы продолжают сходить с конвейера завода. Для их сборки производство использует оборудование ведущих лидеров мирового станкостроения.
На больших скоростях
В феврале 2011 г. в Пекине был подписан меморандум о сотрудничестве, касающийся строительства железнодорожной магистрали. Было заявлено, что поезд «Астана — Алматы» будет курсировать по ней с максимальной скоростью 350 км/ч. Меморандум был подписан Министерством ЖД Китая и КТЖ.
Астана и Алматы являются двумя крупнейшими городами Республики. Там происходят основные события страны. Конечно, расстояние между ними вполне приличное. Оно составляет 1200 км. Именно поэтому обычные пассажирские поезда преодолевают его только за 18-20 часов. Разумеется, такие цифры не соответствуют современному ритму жизни. Однако все изменилось после осуществления проекта, начало которому было положено в 2011 г. На сегодняшний день поезд «Астана — Алматы» может преодолеть расстояние между городами за 4 часа. В сутки по этой линии курсирует три скоростных состава. Такое расписание было утверждено АО «Пассажирские перевозки» для удовлетворения спроса клиентов.
Однако на этом работы по «сокращению» расстояния между городами не завершены. В настоящее время существует идея, предлагающая строительство между мегаполисами еще более скоростного экспресса, способного развить скорость до 400 км/ч.
Создатель этого проекта, конструктор и архитектор Семен Болотник, назвал его «Беркут». И это не случайно. Ведь данная птица является символом скорости, силы и уверенности в себе. Такими же качествами конструктор решил наделить и созданный им поезд. Реализация проекта позволит сократить время перемещения между Астаной и Алматы до 157 минут. И этот показатель является достойным даже для Японии и Западной Европы. Правда, при этом будет несколько сокращен маршрут передвижения. Он уменьшиться с 1200 до 1050 километров за счет возведения 5-километрового железнодорожного моста, который пройдет через озеро Балхаш. Движение будет осуществляться по отдельной ветке, что позволит не мешать экспрессу грузовым и пассажирским поездам.
Партнер Казахстана в решении этой амбициозной задачи все тот же Китай. Кстати, в Поднебесной поезда, перемещающиеся с аналогичной скоростью, уже существуют и весьма активно используются.
Достопримечательность Республики
Каждому жителю Республики известна башня «Темир Жолы». Это здание Казахстанских железных дорог, имеющее оригинальный силуэт.
Оно является одной из высотных доминант Астаны и входит в список 12 самых высоких сооружений Республики. Этот современный небоскреб считается одной из достопримечательностей мегаполиса. Его высота составляет 175 м. Здание включает в себя огромный комплекс помещений под офисы, которые снабжены самым современным технологическим оборудованием и инженерными коммуникациями.
Заключение
Конечно, железнодорожный транспорт – производство весьма сложное. Он связывает воедино локомотивное и путевое хозяйство, сигнализацию, связь и т. д. Однако низкие тарифы и возможность преодоления значительных расстояний для перевозок делают его весьма привлекательным для страны.