РУКОВО́ДСТВО, -а, ср.
1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата. □ Людей поделили — одни под руководством Борейко занялись ремонтом орудий —, а другие со Звонаревым приступили к сборке новых. Степанов, Порт-Артур.
2. То, чем руководствуются или следует руководствоваться. Марксистско-ленинская теория не символ веры, не собрание догматов, а руководство к действию. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. В моем положении ничего не оставалось, как взять это изречение за руководство в своем поведении на корабле. Новиков-Прибой, Цусима.
3. Учебник, пособие для изучения чего-л. Руководство по домоводству. □ На обязанности наставников семинарии должно также лежать составление учебных руководств, преимущественно для народных школ. Ушинский, Проект учительской семинарии. В русской литературе вовсе нет руководства к истории музыки, и было бы очень хорошо, если б я занялся составлением такой книги. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 9 сент. 1880.
4. собир. Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное руководство театра. □ — Этой выставкой мы целиком обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых сотрудниц. Паустовский, Телеграмма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
Морфология: (нет) чего? руково́дства, чему? руково́дству, (вижу) что? руково́дство, чем? руково́дством, о чём? о руково́дстве; мн. что? руково́дства, (нет) чего? руково́дств, чему? руково́дствам, (вижу) что? руково́дства, чем? руково́дствами, о чём? о руково́дствах
1. Руководством называется процесс чьего-либо определения задания кому-либо и контроль за его выполнением.
Оперативное, плановое, методическое руководство. | Взять на себя руководство поисковыми работами. | Руководство полностью перешло в руки младшего брата.
2. Если что-либо происходит, делается под руководством кого-либо, то это означает, что кто-либо следит за исполнением какой-либо деятельности.
Программа осуществляется под руководством министерства.
3. Руководством называется официальная, представительская ответственность за деятельность учреждения перед авторитетными органами.
Доверить кому-либо, возложить на кого-либо руководство институтом.
4. Руководством называется состав директоров, начальников отделов, служб и т. д. какого-либо предприятия.
Руководство компании, команды. | Новое руководство института. | Отвечать перед руководством за что-либо. | Руководство мэрии решило принять участие в дискуссии.
5. Руководством называется высший властный орган.
Российское военное руководство. | Местное руководство. | Украинское, китайское руководство.
6. Руководством называется учебное пособие для изучения какой-либо практической деятельности.
Руководство для начинающих. | Полное руководство. | Руководство по написанию рекламных текстов. | Руководство по электронике. | Учебное, справочное руководство. | Составить, написать руководство. | Прочитать, изучить руководство. | Данное руководство предназначено для бизнесменов. | Эта книга — практическое руководство по работе в Интернете.
7. Если что-либо является, служит руководством к действию, то это означает, что какое-либо обстоятельство, явление, событие задают определённое направление чьей-либо деятельности, изменяют ход какого-либо процесса.
Подсознание принимает как руководство к действию только мысли, замешанные на чувстве.
96
Глава 6.
РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ
1. Понятие руководства
Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.
Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.
Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.
Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,
97
практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.
Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением
кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.
Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;
2)налаживание сотрудничества между людьми;
98
3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных
целей.
Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.
Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
1)требования (разумные, реальные);
2)контроль (обязательно личный);
3)поощрения, наказания (быть справедливым);
4)организация общественного мнения.
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
2. Руководитель и его социальная роль
2.1. Должностной статус руководителя
Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.
Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые
99
действия руководителя в различных управленческих ситуациях.
Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.
Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».
Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.
Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.
Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.
Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.
Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.
Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные
производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.
Функциональные руководители — это начальники
100
специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.
2.2. Общие функции руководителя
Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.
Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.
К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.
В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.
Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.
Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы
101
подчиненных, занятых в процессах управления и производства.
Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.
Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.
Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.
Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.
Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.
Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.
Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.
Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.
Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.
102
2.3. Каким быть руководителю?
Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа
—выращивать здоровый и продуктивный коллектив.
В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.
Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.
Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.
Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.
Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.
Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.
Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека
для |
профессиональной |
деятельности |
руководителя |
является мотивированный интерес |
к этой деятельности и |
достаточные |
умственные способности.
Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и
103
усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.
Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.
Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.
Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.
Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.
Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.
Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.
Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.
Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.
Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность
Cлово РУКОВОДСТВО означает:
— социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)
Источник: Политический словарь
Значение термина «руководство» в других словарях
— англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления.
Источник: Социологический словарь
руководство
Совет, управление, направление, рекомендации, помощь, влияние и т.д. Этот термин имеет три обширных способа употребления. 1. Образовательное руководство, при котором основное внимание сосредоточено на предоставлении помощи и рекомендаций в учебной работе, с использованием инструктирования, тестирования и инструктирования. 2. Профессионально-техническое руководство, где задача состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать правильную или подходящую профессию. Здесь используется большой набор тестов: на интеллект, профессиональную ориентацию, интересы, способности, достижения и т.д. 3. детьми имеет отношение к огромному массиву потенциальных образовательных, эмоциональных и поведенческих проблем, которые могут возникнуть у ребенка. Центр внимания здесь в основном межотраслевой и основан на координации медицинских, психологических и образовательных аспектов в попытках помочь ребенку в его развитии и стремлении к более удовлетворяющей его жизни.
Источник: Психологический словарь
руководство
— социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)
Источник: Психологический словарь
руководство
— любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. — не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.
Источник: Социологический словарь
руководство
— 1. Деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития. 2. Работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологич. подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Р. выступает как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Р. — это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной — более «общей» и др. — более «конкретной». В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой — исполнения. Наконец, Р. — это также отношение между личностями, специфич. тип общения. В этом случае рассматривается его соц.-психологич. содержание — взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т. д. Перечисленные стороны отношения руководства — подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Социология исследует отношение руководства — подчинения как проявление на межличностном уровне более общих отношений по управлению. Воздействие Р. на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно его собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы) . В первом случае Р. направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от заданного. Рез-т достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение требуемого превышают его «затраты» на выполнение. В своей крайней форме такое отношение руководства — подчинения выступает как принуждение, т. е. цели руководства не связываются с интересами исполнителя, противостоят им. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. При прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие негативных санкций. Эффект достигается за счет «самоусиления» воздействия соответствующей мотиваций индивида. Лит.: Руководитель коллектива. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Омаров A.M. Руководитель. М., 1983; Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. А.И. Пригожин.
Источник: Социологический словарь
руководство
OFFICERSВ соответствии с действующим законодательством, директора акционерных компаний могут назначать или избирать из своего состава президента. Президент корпорации, как правило, наделен властью и соответствующими полномочиями выполнять любое действие от имени корпорации с последующим утверждением советом директоров. Директора могут разграничить власть руководящих работников в правилах внутреннего распорядка, но любое такое закрепленное ограничение не имеет значения при внешних контрактах, т. к. участвующие в них стороны считают полномочия президента достаточными, если только они специально не уведомлены об их ограниченииДиректора обычно избирают или назначают одного или нескольких вице-президентов, секретаря, казначея и др. руководителей, представителей и служащих либо по своему усмотрению, либо в соответствии с установленным порядком. Такие руководители могут и не быть директорами. Как и президент, они имеют полномочия распоряжаться имуществом и управлять деятельностью корпорации под контролем директоров, что может быть зафиксировано ими и в правилах внутреннего распорядка. Директора могут потребовать от любого руководителя, представителя или служащего предоставить поручительство в добросовестном исполнении обязанностей и сместить их по своему желанию.См. ЛИЦА ДОЛЖНОСТНЫЕ.
Источник: Экономический словарь
руководство
— социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)
Источник: Психологическая энциклопедия
руководство
Учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности
Источник: Толковый словарь Ожегова
руководство
Руководство
Руково́дство:
Источник: Википедия
руководство
ср.
1.процесс действия по гл. руководить отт. Результат такого действия.
2.То, чем руководствуются или чем следует руководствоваться в какой-либо деятельности.
3.Пособие для изучения чего-либо или для обучения чему-либо.
4.Руководящий состав учреждения, организации.
Источник: Большой современный толковый словарь русского языка
руководство
ср.
1) Действие по знач. глаг.: руководить.
2) То, чем руководствуются или следует руководствоваться в какой-л. деятельности.
3) Пособие для изучения чего-л. или для обучения чему-л.
4) Руководящий состав учреждения, организации.
Источник: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
руководство
руков`одство, -а
Источник: Словарь русского языка Лопатина
руководство
<= руководить руководство то, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности Принять постановление к руководству. План — р. к действию. руководство руководители Новое р. учреждения. руководство учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности Р. по фотографии.
Источник: Словарь русского языка Ожегова
руководство
руководство ср.
1) Действие по знач. глаг.: руководить.
2) То, чем руководствуются или следует руководствоваться в какой-л. деятельности.
3) Пособие для изучения чего-л. или для обучения чему-л.
4) Руководящий состав учреждения, организации.
Источник: Толковый словарь Ефремовой
руководство
руководства, ср.
1. только ед. Действие по глаг. руководить, деятельность руководителя. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и построение социалистического На заводе сменилось руководство. Новое руководство. значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее государства рабочих и крестьян. Молотов. Поручить кому-н. руководство чем-н. || Действие по глаг. руководиться (канц.). Принять к руководству. Сообщается для руководства.
2. только ед. То, что руководит, чем нужно или можно руководиться. Марксизм – не догма, а руководство к действию.
3. Учебник, пособие для изучения чего-н. Руководство по истории партии. Полезное руководство.
4. только ед., собир. Руководители, коллектив, руководящий чем-н. На заводе сменилось руководство. Новое руководство. значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее руководство.
Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова
руководство
руководство, -а
Источник: Полный орфографический словарь русского языка
руководство
; управление принципы и правила, которым необходимо следовать в какой-либо деятельности учебное пособие по какому-либо предмету начальство, совокупность руководителей
Источник: Викисловарь
Предложения со словом «руководство»
Примеры употребления слова руководство в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.
Публикация этих документов – официальное признание вины высшим руководством советской тайной полиции.
Андрей Буровский, Союз звезды со свастикой. Встречная агрессия (сборник)
Рассмотрим поведение одного такого менеджера среднего звена – сотрудницы, которую пригласили на стратегическое совещание представителей высшего руководства компании.
Harvard Business Review (HBR), Эмоциональный интеллект
Затем, находясь под чутким руководством инструктора, он самостоятельно учится выполнять эти действия более чётко и точно.
Роман Алексеевич Снежко, Как не быть заикой?
Теперь, после всего пережитого, критически осмысливая минувшее, можно сказать, что руководство страной ошибочно пренебрегло нашими требованиями неотложных мероприятий, которые следовало провести сразу после войны с Финляндией…
Георгий Константинович Жуков
Все предложения и цитаты со словом РУКОВОДСТВО
Руководство – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово руководство? Пытаешься разобраться, что такое руководство? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «руководство» в словарях русского языка
Руководство это:
Руководство
Руково́дство:
Википедия
Руководство
ср.
1.процесс действия по гл. руководить отт. Результат такого действия.
2.То, чем руководствуются или чем следует руководствоваться в какой-либо деятельности.
3.Пособие для изучения чего-либо или для обучения чему-либо.
4.Руководящий состав учреждения, организации.
Большой современный толковый словарь русского языка
Руководство
ср.
1) Действие по знач. глаг.: руководить.
2) То, чем руководствуются или следует руководствоваться в какой-л. деятельности.
3) Пособие для изучения чего-л. или для обучения чему-л.
4) Руководящий состав учреждения, организации.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Руководство
руков`одство, -а
Словарь русского языка Лопатина
Руководство
<= руководить руководство то, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности Принять постановление к руководству. План — р. к действию. руководство руководители Новое р. учреждения. руководство учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности Р. по фотографии.
Словарь русского языка Ожегова
Руководство
руководство ср.
1) Действие по знач. глаг.: руководить.
2) То, чем руководствуются или следует руководствоваться в какой-л. деятельности.
3) Пособие для изучения чего-л. или для обучения чему-л.
4) Руководящий состав учреждения, организации.
Толковый словарь Ефремовой
Руководство
руководства, ср.
1. только ед. Действие по глаг. руководить, деятельность руководителя. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и построение социалистического На заводе сменилось руководство. Новое руководство. значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее государства рабочих и крестьян. Молотов. Поручить кому-н. руководство чем-н. || Действие по глаг. руководиться (канц.). Принять к руководству. Сообщается для руководства.
2. только ед. То, что руководит, чем нужно или можно руководиться. Марксизм – не догма, а руководство к действию.
3. Учебник, пособие для изучения чего-н. Руководство по истории партии. Полезное руководство.
4. только ед., собир. Руководители, коллектив, руководящий чем-н. На заводе сменилось руководство. Новое руководство. значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее руководство.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Руководство
руководство, -а
Полный орфографический словарь русского языка
Руководство
; управление принципы и правила, которым необходимо следовать в какой-либо деятельности учебное пособие по какому-либо предмету начальство, совокупность руководителей
Викисловарь
Где и как употребляется слово «руководство»?
Кроме значения слова «руководство» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «руководство».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «руководство» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «руководство»
– Кто-то из высшего руководства страны решил продать или подарить наши танки полякам.
Публикация этих документов – официальное признание вины высшим руководством советской тайной полиции.
Большинство исследователей всё-таки предполагали, что кризис примет затяжной характер, а советское руководство сможет принять меры, даже самые жёсткие, для сохранения первого в мире социалистического государства.
Руководство является ответом на вопросы из кроссвордов
- Направляющая деятельность руководителя
- Учебное пособие по какой-нибудь специальности
- Что осуществляет директорат
- Командный состав из штатских
- … пользователя
- Инструкция
- Администрация
- Учебное пособие