Действия руководства по гражданской обороне

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПО СИГНАЛАМ ОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Сигналом оповещения гражданской обороны называется условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для осуществления определенных мероприятий штабами, службами, силами гражданской обороны и населением.

 Существуют следующие сигналы гражданской обороны:

— «Воздушная тревога»;

— «Радиационная опасность»;

— «Химическая тревога»;

— «Угроза катастрофического затопления»;

— «Отбой воздушной тревоги»;

— «Отбой радиационной опасности»;

— «Отбой химическая тревоги»;

— «Отбой угрозы катастрофического затопления».

Услышав сигналы предупреждения о непосредственной угрозе нападения противника, действуйте быстро и деловито. Не поддавайтесь паническим настроениям. Помните, что умелые и четкие ваши действия по сигналу «Воздушная тревога», знание мест расположения защитных сооружений и строгое соблюдение правил поведения в этот период позволят вам своевременно принять меры защиты и спасти жизнь себе и товарищам.

Сигнал гражданской обороны «Воздушная тревога»

подается для предупреждения всего населения о возникшейнепосредственной угрозе ракетной и авиационной опасности по поражению противником данного муниципального района (городского округа) с воздуха. С этой целью используются все технические средства связи и оповещения, включаются электросирены, которые подают продолжительный (в течение 3 мин) завывающий сигнал. Одновременно по местному радиовещанию в течение 2-3 мин передается сигнал гражданской обороны (текстовое сообщение): «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! и далее идет обращение к гражданам о порядке их действия».

Этот же сигнал (сообщение) будет передаваться и по телевидению, а также повсеместно дублироваться прерывистыми сигналами сирен предприятий, гудками тепловозов, судов и других транспортных средств.

По сигналу «Воздушная тревога» предусматривается прекращение работы и деятельности сотрудниками, служащими и работниками (далее – персонал) в зависимости от специфики деятельности персонала, поэтому в каждой организации, с учетом специфики его деятельности, органом, осуществляющим управление гражданской обороной разрабатываются действия персонала по сигналам гражданской обороны.

Услышав сигнал «Воздушная тревога» население обязано:

а) при нахождении на работе или в учебном учреждении:

−    выполнить мероприятия, предусмотренные на этот случай инструкцией, разработанной для данной организации (прекратить работу или занятия);

−    отключить наружное и внутреннее освещение, за исключением светильников маскировочного освещения;

−    взять средства индивидуальной защиты и закрепить противогаз в «походном положении»;

−    как можно быстрее занять место в защитном сооружении гражданской обороны (убежищах и противорадиационных укрытиях) или же в сооружениях двойного назначения (подвальные помещения, которые переоборудуются под противорадиационные укрытия);

−    если персонал не может покинуть рабочее место, в связи со спецификой его деятельности, необходимо занять укрытие, оборудованное поблизости от рабочего места.

б) при нахождении в общественном месте или на улице необходимо:

−    внимательно выслушать сообщение, передаваемое по стационарным или передвижным громкоговорящим установкам о местонахождении ближайшего укрытия и поспешить туда, приведя имеющиеся средства индивидуальной защиты в «готовность»;

−    водители всех транспортных средств обязаны немедленно остановиться, открыть двери, отключить транспортное средство от источников электропитания и поспешить в ближайшее укрытие.

в) если сигнал застал вас дома, необходимо:

−    перекрыть газ, воду, отключить электричество;

−    плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия;

−    возьмите с собой документы, деньги, «тревожный чемоданчик» – аптечка первой помощи и необходимые (индивидуальные) для Вас лекарства; фонарик и запас батареек; спички, газовые зажигалки; перочинный (универсальный) нож; нитки, иголки, ножницы и т.п.; средства связи, с зарядными устройствами и сменными элементами питания;

−    возьмите с собой запас воды и запас продуктов на трое суток; одноразовую посуду; средства личной гигиены;

−    одеть детей, взять с собой теплые и сменное белье (нижнее белье и носки), в зависимости от погодных условий;

−    взять средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, средства защиты кожи или приспособленную для защиты кожи одежду, обувь, перчатки);

−    надеть противогаз и закрепить его в «походном положении»;

−    предупредить соседей, вдруг они не услышали сигнал;

−    оказать помощь больным, детям, инвалидам, престарелым;

−    как можно быстрее дойти до защитного сооружения гражданской обороны, а если его нет, использовать сооружения двойного назначения или другие сооружения (подземные переходы, тоннели или коллекторы и другие искусственные укрытия), при отсутствии их используйте естественные укрытия (любую траншею, канаву, овраг, балку, лощину, яму и другие).

В сельской местности кроме перечисленных выше мероприятий по сигналу «Воздушная тревога» скот загоняют в закрытое помещение или в естественные укрытия (овраги, балки, лощины, карьеры и т.д.).

Во всех случаях внимательно прислушивайтесь к распоряжениям органов, осуществляющих управление гражданской обороной (Главное управление МЧС Росси по Воронежской области; структурные подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны), а также к распоряжениям формирований охраны общественного порядка и неукоснительно выполняйте их.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги»

подается для оповещения населения о том, что угроза непосредственного нападения противника миновала.

Он доводится по радио- и телевизионным сетям, через каждые 3 мин дикторы повторяют в течение 1-2 мин: «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!».Сигнал дублируется по местным радиотрансляционным сетям и с помощью передвижных громкоговорящих установок.

После объявления этого сигнала население действует в соответствии со сложившейся обстановкой:

а) персонал и учащиеся возвращаются к месту работы (учебы) или к месту сбора формирований и включаются в работу по ликвидации последствий нападения;

б) неработающее население вместе с детьми возвращается домой и действует в соответствии с объявленным порядком или режимом радиационной защиты.

Все население должно находиться в готовности к возможному повторному нападению, внимательно следить за распоряжениями и сигналами органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

Сигнал «Радиационная опасность».

Этот сигнал означает, что в направлении данного населенного пункта или района движется радиоактивное облако. Сигнал передается по средствам связи, радиотрансляционной сети и громкоговорящими установками диктором в течении 2-3 мин. словами: «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Граждане! Возникла угроза радиоактивного загрязнения! и далее идет обращение к гражданам о порядке их действия».

В каждом населенном пункте (районе) способ доведения этого сигнала до жителей может уточняться исходя из местных условий.

Время, которым будет располагать население для принятия мер защиты, и необходимые распоряжения сообщаются в тексте объявления по средствам связи и оповещения. При этом населению будет сообщено, в каком направлении движется радиоактивное облако, ориентировочное время возможного выпадения радиоактивных осадков на территории муниципального района (городского округа).

Услышав сигнал «Радиационная опасность», каждый житель обязан:

−    быстро надеть респиратор, а при отсутствии его надеть противогаз, противопыльную маску или ватно-марлевую повязку;

−    возьмите с собой документы, деньги, «тревожный чемоданчик» – аптечка первой помощи и необходимые (индивидуальные) для Вас лекарства; фонарик и запас батареек; спички, газовые зажигалки; перочинный (универсальный) нож; нитки, иголки, ножницы и т.п.; средства связи, с зарядными устройствами и сменными элементами питания;

−    взять таблетки йодида калия или спиртовую настойку йода;

−    загерметизировать продукты питания и запасы воды в закрытых емкостях на трое суток и взять их с собой;

−    возьмите с собой одноразовую посуду и средства личной гигиены;

−    надеть имеющиеся средства защиты кожи или приспособленную для защиты кожи одежду, обувь, перчатки;

−    одеть детей, взять с собой теплые и сменное белье (нижнее белье и носки), в зависимости от погодных условий;

−    предупредить соседей, вдруг они не услышали сигнал;

−    оказать помощь больным, детям, инвалидам, престарелым;

−    при возможности укрыться в близлежащем защитном сооружении (убежище или противорадиационном укрытии);

−    при отсутствии защитного сооружения, укрыться в укрытии (в жилом, производственном или подсобном помещении);

−    если обстоятельства вынуждают вас укрыться в укрытии (в жилом, производственном или подсобном помещении), то как можно быстрее следует:

перекрыть газ, воду, отключить электричество;

плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия;

в зданиях с печным отоплением закрыть трубы, заделать имеющиеся щели и отверстия;

завесить влажной тканью оконные и дверные проемы;

−    не выходить из защитного сооружения (укрытия) до особых указаний органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

В сельской местности по этому сигналу все домашние животные загоняются в подготовленные для длительного содержания животноводческие помещения; одновременно проводится проверка качества герметизации этих помещений, а также надежности герметизации складских помещений, погребов, колодцев, емкостей с водой, защищенности кормов, находящихся вне животноводческих помещений.

Выход из убежищ (укрытий) и других загерметизированных помещений разрешается только по распоряжению органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

Сигнал «Химическая тревога».

Этот сигнал подается при обнаружении химического заражения или угрозе заражения населенного пункта в течение ближайшего часа. В этих целях используется местная радиотрансляционная сеть или громкоговорящие установки (устройства).

Диктор объявляет: «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Граждане! Опасность химического заражения! Опасность химического заражения! и далее идет обращение к гражданам о порядке их действия». Эти слова повторяются диктором в течение 5 мин с интервалом 30 сек.

Способы доведения этого сигнала до жителей могут уточняться и дополняться исходя из местных условий и возможностей.

Услышав сигнал «Химическая тревога», каждый житель обязан:

−    быстро надеть противогаз (привести его в «боевую готовность») и имеющиеся средства защиты кожи;

−    возьмите с собой документы, деньги, «тревожный чемоданчик» – аптечка первой помощи и необходимые (индивидуальные) для Вас лекарства; фонарик и запас батареек; спички, газовые зажигалки; перочинный (универсальный) нож; нитки, иголки, ножницы и т.п.; средства связи, с зарядными устройствами и сменными элементами питания;

−    загерметизировать продукты питания и запасы воды в закрытых емкостях на трое суток и взять их с собой;

−    возьмите с собой одноразовую посуду и средства личной гигиены;

−    надеть имеющиеся средства защиты кожи или приспособленную для защиты кожи одежду, обувь, перчатки;

−    одеть детей, взять с собой теплые и сменное белье (нижнее белье и носки), в зависимости от погодных условий;

−    предупредить соседей, вдруг они не услышали сигнал;

−    оказать помощь больным, детям, инвалидам, престарелым;

−    при возможности укрыться в близлежащем защитном сооружении (убежище или противорадиационном укрытии);

−    при отсутствии защитного сооружения, укрыться в укрытии (в жилом, производственном или подсобном помещении);

−    если обстоятельства вынуждают вас укрыться в укрытии (в жилом, производственном или подсобном помещении), то как можно быстрее следует:

перекрыть газ, воду, отключить электричество;

плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия;

в зданиях с печным отоплением закрыть трубы, заделать имеющиеся щели и отверстия;

завесить влажной тканью оконные и дверные проемы;

−    не выходить из защитного сооружения (укрытия) до особых указаний органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

Сельскохозяйственные животные по сигналу «Химическая тревога» загоняются в заранее подготовленные помещения.

О том, что опасность химического заражения миновала, и о порядке дальнейшего поведения вас известят местные органы, осуществляющие управление гражданской обороной. Без их команды покидать убежища (укрытия) и другие загерметизированные помещения или снимать средства индивидуальной защиты запрещается.

Сигнал «Угроза катастрофического затопления».

Диктор объявляет: «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Граждане! Опасность катастрофического затопления! Опасность катастрофического затопления! и далее идет обращение к гражданам о порядке их действия». Эти слова повторяются диктором в течение 5 мин с интервалом 30 сек.

Этот сигнал подается при угрозе разрушения ближайшего гидротехнического сооружения (водоподпорное гидротехническое сооружение, верхний бьеф, нижний бьеф, дамба, плотина, напор, подпор) несущего катастрофического затопления населенного пункта в течение ближайших 1-го — 4-х часов. В этих целях используется местная радиотрансляционная сеть или громкоговорящие установки.

Услышав сигнал «Угроза затопления», каждый житель обязан:

−    перекрыть газ, воду, отключить электричество;

−    плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия;

−    при наличии времени перенесите ценное имущество на чердак (верхние этажи здания);

−    возьмите с собой документы, деньги, «тревожный чемоданчик» – аптечка первой помощи и необходимые (индивидуальные) для Вас лекарства; фонарик и запас батареек; спички, газовые зажигалки; перочинный (универсальный) нож; нитки, иголки, ножницы и т.п.; средства связи, с зарядными устройствами и сменными элементами питания;

−    возьмите с собой запас воды и запас продуктов на трое суток; одноразовую посуду; средства личной гигиены;

−    одеть детей, возьмите с собой теплые и сменное белье (нижнее белье и носки), в зависимости от погодных условий;

−    предупредить соседей, вдруг они не услышали сигнал;

−    оказать помощь больным, детям, инвалидам, престарелым;

−    следуйте на указанный в сообщении сборный эвакуационный пункт или самостоятельно выходите (выезжайте) из опасной зоны в безопасный район или на возвышенные участки местности;

−    приготовить плавсредства (при их наличии), при отсутствии их и в случае отсутствия времени на убытие в безопасный район заберитесь на чердаки (верхние этажи) или соорудите простейшие плавучие средства из подручных материалов: бревен, досок, автомобильных камер, бочек, бидонов, бурдюков, сухого камыша, связанного в пучки.

Оказавшись в районе наводнения (затопления), каждый житель обязан:

−    проявить полное самообладание и уверенность, что помощь будет оказана, личным примером и словами воздействовать на окружающих с целью пресечения возникновения паники;

−    оказывать помощь детям и престарелым, в первую очередь больным;

−    привести в действие имеющиеся в вашем распоряжении плавсредства.

В качестве спасательных кругов на каждом плоту желательно иметь одну-две надутые автомобильные камеры.

Неукоснительно выполняйте все требования комендантской службы и спасательных подразделений и формирований, чтобы не подвергать опасности свою жизнь и жизнь тех, кто вас спасает.

Адрес защитного сооружения:_____________________

_______________________________________________

Адрес пункта выдачи средств индивидуальной защиты:_________________________________________________

Адрес сборного эвакуационного пункта:______________________________________________________________

Кроме того, Вы должны ЗНАТЬ:

время прибытия на сборный эвакуационный пункт, вид транспорта, на котором Вы эвакуируетесь и время его отправления; что необходимо иметь с собой при эвакуации из документов, средств защиты, имущества, продуктов; что необходимо сделать, уходя из квартиры; правила поведения и порядок действий по сигналам ГО.

УМЕТЬ:

1. Пользоваться средствами индивидуальными защиты органов дыхания, индивидуальной аптечкой, индивидуальным перевязочным пакетом.

2. Изготовить ватно-марлевую повязку и пользоваться ее.

ПРИМЕЧАНИЕ: 

1. *Указанные мероприятия выполняются в соответствующих зонах опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Дополнительную информацию о возможных опасностях можно получить по месту работы и                       в администрации по месту жительства.

2. Памятку надо хранить в обложке паспорта.

4

ПАМЯТКА

по гражданской обороне

2017

ГРАЖДАНЕ!

Для того, чтобы защитить

себя от опасностей Вы должны

ЗНАТЬ:

действия по сигналам

 «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА», «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА», «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»,

 «УГРОЗА КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ».

Доведение сигналов гражданской обороны осуществляется путем подачи предупредительного сигнала«ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», предусматривающего включение сирен, прерывистых гудков и других средств громкоговорящей связи с последующей передачей речевой информации.

При этом необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать сообщение о нижеперечисленных сигналах или информацию о действии в ЧС.

По сигналу «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА»:

1.Отключить свет, газ, воду, отопительные приборы.

2.Взять документы.

3.Плотно закрыть окна.

4.Пройти в закрепленное защитное сооружение или простейшее укрытие.

По сигналу «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА»*:

1.Отключить свет, газ, воду, отопительные приборы.

2.Взять документы.

3.Плотно закрыть окна, отключить вытяжку, обеспечить герметизацию помещений.

4.Использовать средства индивидуальной защиты (при наличии), остаться в герметичном помещении или укрыться в закрепленном защитном сооружении.

2

По сигналу «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»*:

1.Отключить свет, газ, воду, отопительные приборы.

2.Взять документы.

3.Плотно закрыть окна, отключить вытяжку, обеспечить герметизацию помещений.

4.Принять йодистый препарат.

5.Использовать средства индивидуальной защиты (при наличии), остаться в герметичном помещении или укрыться в закрепленном защитном сооружении.

По сигналу «УГРОЗА КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ»*:

1. Отключить свет, газ, воду, отопительные приборы.

2. Взять с собой документы.

3. Осуществить эвакуацию или, при ее невозможности, занять верхние ярусы прочных сооружений до прибытия помощи.

По сигналу «ОТБОЙ»  вышеперечисленных сигналов:

1. Вернуться из защитного сооружения к месту работы или проживания.

2. Быть в готовности к возможному повторению сигналов оповещения ГО.

При возникновении ЧС необходимодействовать в соответствии с рекомендациями, содержащимися в информационном сообщении.

3

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны являются:

  • создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
  • обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
  • разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
  • разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Использование сил и средств гражданской обороны в мирное время

В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны. Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.

Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, может быть различным в зависимости от вида и масштаба её, характера и объёма решаемых задач, особенностей местных условий, наличия сил и средств.

Постоянная готовность — это такое состояние формирований, при котором они способны организованно, в установленные сроки, приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки. По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в загородную зону, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемого населения.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
  • разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
  • осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
  • осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
  • организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
  • планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
  • планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

  • проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
  • проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
  • проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
  • обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несёт его командир

Об угрозе нападения противника командиры формирований оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации, муниципального образования или вышестоящим органом управления ГО.

Получив сигнал вызова, командир обязан:

  • в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;
  • оповестить личный состав формирований и обеспечить полный его сбор;
  • организовать выдачу личному составу табельного имущества и контроль за его содержанием, а также произвести подгонку средств индивидуальной защиты;
  • организовать рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта и имущества в месте сбора;
  • проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри формирования;
  • доложить о готовности формирования старшему начальнику.

Личный состав формирований об угрозе нападения противника и применении им оружия массового поражения оповещается путём подачи сигналов гражданской обороны.

Командир формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время. В первую очередь оповещаются командиры подразделений и связные.

Личный состав формирования, получив вызов:

  • немедленно следует к установленному месту сбора;
  • докладывает о прибытии своему командиру.

На месте сбора:

  • личный состав получает табельное имущество;
  • проверяет его исправность и подгоняет средства индивидуальной защиты.

Автотранспортная техника, закреплённая за формированиями, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.

После сбора личного состава и приведения его в готовность командир и орган управления формирования обязаны:

  • организовать наблюдение за заражённостью внешней среды в районе расположения формирования;
  • уточнить задачи, место формирования в построении сил организации или в группировке сил муниципального образования;
  • проверить готовность, прежде всего групп (звеньев) связи и разведки, сил и средств, предназначенных для действий в подразделениях обеспечения движения, а также готовность средств оповещения;
  • определить порядок выдвижения подразделений формирования.

При приведении формирований в готовность и выводе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач. Обеспечение действий организует командир формирования с учётом мероприятий, проводимых старшим начальником.

Командиры разведывательных формирований при угрозе нападения противника с получением (уточнением) задачи:

  • организуют непрерывное наблюдение и контроль за заражённостью объектов и внешней среды;
  • выявляют эпидемиологическую обстановку и санитарно-гигиеническое состояние районов расположения и маршрутов движения к ним;
  • уточняют состояние дорог, дорожных сооружений на путях рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации населения.

 

Формирования, выделенные решением старших начальников или предусмотренные планами, приступают к ускоренному строительству быстровозводимых убежищ, противорадиационных укрытий для населения и приспособлению пригодных для этих целей сооружений.

В этих целях каждому формированию заблаговременно подготавливаются план-задание и соответствующая техническая документация, в которых определяется количество подлежащих строительству защитных сооружений, их тип, вместимость, порядок обеспечения строительными материалами, место и срок строительства каждого сооружения.

Строительство быстровозводимых убежищ ведётся по типовым проектам или по проектам, разработанным на местах, с соблюдением соответствующих инженерно-технических требований и норм.

Формирования по обслуживанию убежищ и укрытий после приведения личного состава в готовность:

  • устанавливают круглосуточное дежурство, приводят убежища в готовность к немедленному использованию по прямому назначению;
  • проверяют наличие инвентаря и аварийного оборудования, работу фильтровентиляционных устройств, состояние, защитно-герметических, герметических дверей и люков, ограждающих конструкций;
  • принимают меры по ремонту или усилению этих конструкций;
  • принимают, размещают и организуют хранение запасов продовольствия, воды и медикаментов;
  • докладывают старшему начальнику о готовности убежища к приёму укрываемых.
  • Все защитные сооружения и пути движения к ним должны быть обозначены установленными знаками (надписями).

Медицинские и санитарно-эпидемиологические формирования с выходом в загородную зону и после уточнения своих мест размещения проводят подготовку к проведению противоэпидемических, санитарно-гигиенических и других медицинских мероприятий.

Формирования охраны общественного порядка:

  • выполняют мероприятия по обеспечению порядка и поддержанию установленного режима в местах сбора и на объектах экономики;
  • обеспечивают общий порядок среди населения на сборных эвакуационных пунктах, станциях (портах, пристанях) посадки, регулируют движение транспорта и пешеходов на маршрутах и в районах расположения;
  • охраняют государственную собственность и личное имущество населения; контролируют соблюдение светомаскировки объектами экономики и населением, усиливают охрану важных объектов экономики, дорожных сооружений, переправ;
  • содействуют своевременному укрытию населения и выполняют другие задачи в соответствии с планами и указаниями старших начальников.

Противопожарные формирования контролируют проведение неотложных профилактических противопожарных мероприятий на объектах экономики, в прилегающей к ним застройке, на маршрутах движения и в районах расположения, организуют и проводят подготовку рабочих и служащих к работе по предупреждению и тушению возможных пожаров.

Формирования радиационной, химической и биологической разведки и защиты:

  • ведут наблюдение за радиационной и химической обстановкой, изучают метеорологическую обстановку;
  • проверяют состояние техники, приборов, средств индивидуальной защиты, наличие дегазирующих веществ в машинах и устраняют выявленные недостатки.

Автотранспортные и санитарно-транспортные формирования в соответствии с планами и указаниями старших начальников подготавливают транспортные средства для выполнения задач по рассредоточению и эвакуации населения, медицинских учреждений, а также для перевозки поражённых из отрядов первой медицинской помощи в учреждения больничной базы.

Формирования материального обеспечения:

  • создают подвижные запасы материальных средств;
  • по прибытии в районы расположения уточняют свои задачи и содержатся в готовности к материальному обеспечению формирований и поражённого населения.

Формирования защиты сельскохозяйственных животных и растений:

  • проводят герметизацию животноводческих и складских помещений и создают в них запасы фуража и воды;
  • проводят ветеринарно-профилактические мероприятия на объектах сельскохозяйственного производства;
  • устанавливают усиленное наблюдение за сельскохозяйственными животными и посевами сельскохозяйственных культур;
  • готовят сельскохозяйственных животных для содержания в укрытиях и изготавливают для них средства защиты; в условиях отгонного животноводства проводят мероприятия по рассредоточению сельскохозяйственных животных и укрытию их на местности;
  • эвакуируют сельскохозяйственных животных из зон возможных разрушений и катастрофического затопления;
  • укрывают защитными материалами продукты растениеводства, находящиеся в поле и на токах, а также при транспортировке на открытых машинах;
  • создают запасы ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;
  • подготавливают сельскохозяйственную технику для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, обеззараживания мест содержания скота и запасов продуктов растениеводства, посевов и других объектов сельскохозяйственного производства.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 ноября 2007 г. N 804

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.02.2013 N 167,

от 15.10.2014 N 1054, от 14.11.2015 N 1231, от 25.04.2019 N 497,

от 30.09.2019 N 1274)

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

в федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2019 N 497)

(см. текст в предыдущей редакции)

в муниципальном образовании утверждается должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

5. Ведение гражданской обороны осуществляется:

в Российской Федерации — на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях — на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее — информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления — в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации — в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2014 N 1054)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.

9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.02.2013 N 167)

11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

17. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

18. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

19. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

заблаговременное определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организация санитарно-эпидемиологического надзора.

20. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

создание страхового фонда документации;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

21. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;

подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)

(см. текст в предыдущей редакции)

планирование действий сил гражданской обороны;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

22. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как затянуть лямки на рюкзаке пошаговая инструкция
  • Инструкция по товароведческой маркировке мяса действующая
  • Как построить брусовой дом своими руками пошаговая инструкция
  • Юридический бизнес с нуля пошаговая инструкция
  • Витроцил ветеринария инструкция по применению для бройлеров