Макаров Вадим Вячеславович
Биография
Родился в 1963 г.
1986: МАИ
1986 г. окончил Московский Авиационный институт им. С.Орджоникидзе (с 2009 г. — Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).
2003: Управделами президента
В 2003 — 2004 гг. — консультант, Управление делами Президента России.
2006: Минфин России
В 2006 — 2011 гг. — заместитель директора Департамента, Министерство финансов РФ.
2011: ФСФР
В 2011 — 2014 гг. — начальник управления информационно-технического и хозяйственного обеспечения, начальник административного управления, Федеральная служба по финансовым рынкам.
2017
ГлавУпДК при МИД России
В 2017 г. — заместитель начальника, ФГУП «ГлавУпДК» при МИД России.
МИД России
В 2017 — 2019 гг. — директор Департамента, Управление делами (Департамент) (УДД) МИД России.
С 11 февраля 2019 г. — директор Департамента безопасности (ДБ) МИД России.
Дополнительная информация
Имеет классный чин действительного государственного советника РФ 3 класса (присвоен 05.05.2008 г.).
Семья
Женат, есть 2 сына и 2 дочери.
Вы здесь
МАКАРОВ ВАДИМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Дата рождения:
01.01.1963
Подразделение:
ДЕПАРТАМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ МИД РФ
Должность:
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА
Ранг:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК 3 КЛАССА (05.05.2008)ействительный государственный советник 3 ранга
Биография:
Образование высшее: в 1986 г. окончил Московский Авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
Занимал различные должности в федеральных министерствах и ведомствах:
- в 2003-2004 гг. – консультант, Управление делами Президента России;
- в 2006-2011 гг. – заместитель директора Департамента, Министерство финансов России;
- в 2011-2014 гг. – начальник управления информационно-технического и хозяйственного обеспечения, начальник административного управления, Федеральная служба по финансовым рынкам;
- в 2017 г. – заместитель начальника, ФГУП «ГлавУпДК» при МИД России;
- в 2017-2019 гг. – директор Департамента, Управление делами (Департамент) МИД России.
С 11 февраля 2019 года – директор Департамента безопасности МИД России.
Подразделение по защите дипломатической службы Российского государства отсчитывает свою историю, что неудивительно, с того же момента, что и сама дипломатия нашей страны. Известно, что Посольский приказ был образован в 1549 году при царе Иване IV Грозном. В Четвертом повытье (по-нашему — отделе) Посольского приказа нашла свое место и служба обеспечения безопасности. Уже тогда к вопросам защиты послов (дьяков Посольского приказа) и самого Посольского приказа предъявлялись серьезные требования. И это неслучайно. История знает немало случаев расправ над послами, несмотря на то, что издревле существовало негласное правило — «Посла не куют и не вяжут и голову ему не рубить».
В штатное расписание Четвертого повытья входили специальные сотрудники, которые «дежурили по двое, день в ночь через сутки; помимо этого, им поручались и другие дела, а также охрана Посольского приказа». Служащие приказа находились на особом положении: они общались с иностранцами, совершали заграничные поездки и вели конфиденциальную переписку по «чувствительным» внешнеполитическим вопросам.
На начальном этапе вопросы безопасности ограничивались в основном обеспечением защиты посла, поскольку было важно, чтобы он мог беспрепятственно добраться до конечной точки своего путешествия, вручить вверенные ему государственные документы и направлявшиеся с ним дары адресату. Надо было, в конце концов, чтобы в государстве командирования не был нанесен урон достоинству посла и, соответственно, достоинству пославшего его властителя. Во все времена российские дипмиссии охранялись различными воинскими подразделениями. С XVII века эти функции выполняли казаки.
Наряду с традиционными задачами по охране посольств с каждым годом все актуальнее становились вопросы сохранения в тайне тех сведений и инструкций, которые получал посол или курьер, направляясь в зарубежную поездку, а также проблемы обеспечения секретности делопроизводства в самом Посольском приказе.
Именно в это время обозначилась вторая важнейшая составляющая дипломатической безопасности — защита государственной тайны. Разглашение секретных сведений уже тогда считалось серьезным проступком. За «длинный язык» в те времена строго наказывали. В лучшем случае уличенный в болтливости сотрудник отчислялся из Посольского приказа и вряд ли мог рассчитывать на получение работы в другом государственном учреждении.
В начале XVIII века вопросы взаимоотношений с иностранными государствами были переданы от Посольского приказа в Посольскую канцелярию. Затем в 1718 году была создана Коллегия иностранных дел, просуществовавшая почти столетие, которую, в свою очередь, в 1802 году сменило Министерство иностранных дел. Во всех этих ведомствах обязательно имелось подразделение, отвечавшее за охрану и защиту. В частности, в штатное расписание МИД Российской империи, помимо других, входили должности вахмистра, капрала, солдат и сторожей, занимавшихся исключительно вопросами обеспечения безопасности.
Кроме внешней охраны, внешнеполитическое ведомство следило и за тем, чтобы его ряды не пополняли «агенты влияния» иностранных держав или других недружественных структур. В архивах хранятся собственноручные обязательства сотрудников МИД того времени, в том числе тех, кто оставил свой неизгладимый след в истории русской литературы, подтверждающие их клятвенное заверение о «несостоянии в масонских и иных тайных обществах». Среди них есть, например, автограф Ф.И.Тютчева. Интерес представляют также расписки А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, А.С.Грибоедова об ознакомлении с Указом Екатерины II от 4 августа 1791 года о «неразглашении служебной тайны и посещении домов чужестранных министров только по делам службы». При поступлении на службу в МИД чиновники должны были принять на себя эти обязательства.
Шли годы, десятилетия. Российская империя продолжала укреплять свое международное положение. В 1828 году по результатам русско-персидской войны был подписан Туркманчайский мирный договор и на пост посла Российской империи в Тегеране был назначен А.С.Грибоедов. Его основной задачей было следить за выплатой шахом установленной статьями договора контрибуции. Обилие недовольных таким положением дел при дворе персидского шаха делало миссию А.С.Грибоедова крайне опасной. И без того холодные отношения персов и российского посла перешли точку невозврата после бегства в Российскую империю главного казначея шаха и укрытия в посольстве двух армянок христианского вероисповедания. Стотысячная толпа протестующих собралась у стен российского посольства. Самые оголтелые пошли на штурм. А.С.Грибоедов и 35 казаков из охраны миссии приняли неравный бой и все погибли. Этот кровавый эпизод в российской дипломатии стал, пожалуй, первым подобным случаем в новой истории.
Помимо ответственных за личную, как мы сейчас сказали бы, «физическую» охрану послов и диппредставительств, были в составе МИД Российской империи и подразделения, занимавшиеся «тайнописью», то есть шифрованной перепиской. Вместе с тем, несмотря на явную потребность в сохранении и нераспространении секретной информации, в Российской империи так и не была создана система защиты государственной тайны. Этот пробел пришлось восполнять уже молодой советской республике в 20-х годах XX столетия.
Так, 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению, а 30 августа 1922 года Секретариатом ЦК РКП(б) принято постановление «О порядке хранения и движения секретных документов», где впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей. И вот, 5 января 1923 года Коллегия Народного комиссариата иностранных дел СССР, заслушав доклад о Секретном отделе, постановила «создать пока малый аппарат со штатом в 11 человек. Все идущие в отделы секретные бумаги направлять через этот отдел. Разослать соответствующий циркуляр по отделам». Так началась новейшая история Департамента безопасности и продолжилась история дипломатической службы, связанная с обеспечением защиты посольств и сохранением государственной тайны.
Это был непростой период нашей истории. Только что закончилась кровавая Гражданская война, с территории России изгнаны войска интервентов. Страна лежала в руинах, промышленность и сельское хозяйство требовали восстановления. Основными задачами НКИД СССР в то время были вывод страны из политической изоляции, восстановление ее как равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений, обеспечение мирных условий для преодоления разрухи и социально-экономического развития. Огромные усилия внешнеполитического ведомства в 1920-х годах увенчались успехом — большинство стран мира признали СССР и установили с ним дипломатические отношения.
Активное подключение нашей страны к международной деятельности проходило в сложной, враждебной и зачастую весьма опасной внешнеполитической обстановке. Следует отметить, что на начальном пути своего становления Секретный отдел занимался исключительно вопросами секретного делопроизводства и сохранения государственной тайны. Проблемы физической защиты советских дипломатических представителей не входили в сферу его деятельности. Это привело, к сожалению, к целому ряду трагических событий. Достаточно вспомнить убийства российских полпредов В.В.Воровского в Лозанне в 1923 году и П.Л.Войкова в Варшаве в 1927 году, дипкурьера Т.Я.Нетте в поезде Москва — Рига в 1926 году, секретаря советского консульства А.П.Майлова во Львове в 1933 году.
В 1920-1930-х годах была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов советских учреждений и организаций. С принятием ряда общесоюзных инструкций, регламентировавших отдельные вопросы организации и ведения делопроизводства, появилась «Инструкция по секретному делопроизводству». Постановлением Совета народных комиссаров определены грифы секретности: «не подлежит оглашению», «секретно» и «совершенно секретно». В 1948 году утверждается правительственная инструкция по обеспечению сохранения государственной тайны и на Секретный отдел возлагается ведение централизованного учета и контроля за прохождением и исполнением важнейших документов в МИД СССР.
В 1969 году на основе Секретного отдела был создан Специальный отдел министерства, а спустя десять лет в его составе появляется Группа по противодействию иностранным техническим разведкам. В самом начале 1990-х годов принимается решение объединить все службы министерства, обеспечивающие сохранность государственной тайны и безопасность, в один департамент, который получил название Департамента по административным вопросам.
Однако довольно скоро стало понятно, что возложенный на эту структуру круг вопросов слишком велик, чтобы «уместиться» в одном департаменте, и в 1996 году принимается решение об упразднении Департамента по административным вопросам и создании на его базе Департамента безопасности и ряда других подразделений. Потом были еще некоторые организационные «переформатирования», но именно с этого момента и стартует современный этап в истории департамента.
Преобразование Департамента безопасности, курирующего вопросы сохранения государственной тайны и обеспечения безопасности российских загранучреждений и персонала в отдельное подразделение, было продиктовано постоянно нарастающими с начала 1970-х годов террористическими угрозами и возросшей активностью западных спецслужб. Неурегулированность множества региональных конфликтов, деятельность крупных террористических организаций и политические убийства — все это стало неотъемлемой частью международных событий.
К сожалению, и российская дипломатия понесла тяжелые потери. В 2016 году убит Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции Андрей Геннадьевич Карлов, в разные годы погибли наши товарищи в Ливане, Ираке, Абхазии, Афганистане. В холле первого этажа высотного здания МИД России установлена мемориальная доска с выбитыми на ней золотом фамилиями сотрудников министерства, погибших при исполнении служебного долга. Основная задача Департамента безопасности состоит в том, чтобы этот список не пополнялся новыми именами.
Современным дипломатам все чаще приходится работать в условиях не только угроз со стороны экстремистских и террористических группировок, но и плотного недружелюбного «присмотра» со стороны специальных служб иностранных государств. Способы контроля, слежки, съема информации постоянно совершенствуются, провокации и вербовочные подходы становятся все более циничными и прямолинейными. Не гнушаются иностранные спецслужбы и откровенными методами шантажа и устрашения.
Все это требует от Министерства иностранных дел и Департамента безопасности принятия необходимых и исчерпывающих мер по обеспечению безопасности российских загранучреждений и их сотрудников. Что же такое Департамент безопасности сегодня и чем он занимается?
Это сложный механизм, обеспечивающий комплексную безопасность центрального аппарата, загранучреждений МИД России и контроль за соблюдением режима защиты государственной тайны.
В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических сношениях 1961 года и о консульских сношениях 1963 года аккредитующее государство обязано в полной мере обеспечивать неприкосновенность дипломатических представительств и консульских учреждений. Однако вынуждены констатировать, что в некоторых странах положения конвенций не выполняются или выполняются не в полной мере. Это связано как с объективными причинами — слабая центральная власть, неспособная контролировать все процессы в стране, так и с субъективными — намеренное уклонение от выполнения функций по защите загранучреждений. Этим в последнее время «грешат» многие из так называемых «недружественных государств».
Адекватно и своевременно реагируя на возникающие новые вызовы и угрозы, удалось выстроить достаточно надежную, отвечающую современным требованиям систему защиты. Суть ее — в гибком и нешаблонном сочетании всех составляющих безопасности применительно к каждой конкретной точке с учетом особенностей обстановки на местах. Это физическая защита, инженерно-техническая защита, защита информации и связи, разъяснительная работа с коллективами и другие средства, не все из которых можно раскрывать.
Департаменту безопасности во взаимодействии с нашими коллегами в загранучреждениях удается, несмотря на крайне сложную обстановку в мире, достойно и эффективно выполнять возложенные на него обязанности, поддерживать на должном уровне функционирование систем безопасности МИД России, обеспечивать их непрерывное совершенствование.
Хотел бы выразить благодарность всем сотрудникам департамента за доблестный труд, искренне поздравить их, и особенно наших ветеранов, с нынешним знаменательным юбилеем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
Помимо президента РФ и председателя правительства, полномочия по решению вопросов, касающихся внешней политики, принадлежат Министерству иностранных дел (сокращенно МИД) России, которое представляет собой федеральный орган исполнительной власти и действует на основании положения, утвержденного президентом РФ.
Кто устанавливает структуру МИД в России?
Указом президента РФ закрепляется структура данного органа, представленная министром, его заместителями, статс-секретарем, центральным аппаратом, состоящим из департаментов, представительств России за рубежом, представительств в субъекта РФ и подведомственными организациями.
Центральный аппарат
В настоящий момент законодатель закрепляет возможность наличия 41 департамента в структуре МИД РФ по основным направлениям деятельности. Департаменты подразделяются на территориальные, занимающиеся вопросами, касающимися отношений с иностранными государствами, и функциональные, выполняющие определенные функции, закрепленные за ним.
Территориальные департаменты
- Департаменты стран СНГ, которых насчитывается 4 в структуре МИД. Развитие сотрудничества в рамках СНГ является приоритетным направлением для России. Органы отраслевого сотрудничества в СНГ развивают взаимоотношения в отраслях экономики, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, а также в других сферах жизнедеятельности стран-участников. В 2017 году РФ выступала в качестве председательствующей страны в СНГ. За год правления проведены крупнейшие заседания Совета, на котором поднимались вопросы торгово-экономических связей между странами, принято решение о необходимости проведения работ в области устранения препятствий для передвижения товаров и услуг.
- Европейские департаменты, которых в структуре МИД также 4.
- Департамент общеевропейского сотрудничества. В рамках которого обсуждаются вопросы международных европейских организаций.
- Департамент Северной Америки. Отношения России и США являются основным фактором в контексте обеспечения мировой безопасности и стабильности. В силу различных подходов к урегулированию ряда международных проблем эти отношения периодически претерпевают сложные периоды. В настоящий момент продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным проблемам. Отношения стран в области культуры складываются более удачно, так за последние годы на территории США проведены успешные гастроли российских исполнителей классической музыки, театра, балета. Значительные усилия принимаются для сохранения российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.
- Латиноамериканский департамент.
- Департамент Ближнего Востока и Северной Африки.
- Департамент Африки.
- Департаменты Азии, которых в структуре МИД насчитывается три. Политика России в данном направлении является взаимовыгодной и нацелена на оказание помощи в социально-экономическом и культурном развитии, обеспечении безопасности, расширении военного сотрудничества, а также оказании содействия странам Центральной Азии в решении других задач. Помощь, оказанная Россией за последние 5 лет, оценивается в 6,7 млрд долл. США.
- Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества.
Функциональные департаменты
Таких в структуре МИД России насчитывается больше по сравнению с территориальными департаментами.
Выделяют:
- Департамент международных организаций, в рамках которого поднимаются вопросы участия России как в целом в ООН, так и отдельно в органах, организациях и учреждениях ее системы.
- Департамент внешнеполитического планирования.
- Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружением.
- Историко-документальный департамент. Важным направлением историко-архивной деятельности стала реализация масштабной программы мероприятий и проектов, посвященных 100-летию событий 1917 года в России.
- Департамент по вопросам новых вызовов и угроз, обсуждающий вопросы в области противодействия терроризму, незаконного оборота наркотических средств, пиратству, а также в области науки, связи и технологий и другие
Подведомственные образовательные учреждения
В рамках структуры МИД выделяются различного рода подведомственные организации. Так, министерство является учредителем Дипломатической академии, являющейся ведущим вузом в мире по подготовке специалистов в области международных отношений. Помимо этого, под руководством органа действуют институт международных отношений, колледж МИД, средняя школа-интернат, высшие курсы иностранных языков. Учреждения МИД располагаются и за пределами нашей страны, так в настоящий момент открыто 82 общеобразовательные школы при посольстве России с углубленным изучением иностранных языков, располагающиеся в 79 странах мира.
Анализ структуры МИД в целом и отдельных департаментов при нем позволяет сделать вывод об эффективной и интенсивной работе данного органа, что создает предпосылки для успешного решения в дальнейшем вопросов внешнеполитического характера.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Министерство подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами РФ. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства РФ при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России. В систему входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подчиненные МИД на территории России. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.
Лавров Сергей Викторович
Министр иностранных дел Российской Федерации
Тел.: +7 (499) 244-92-71
Факс: +7 (499) 244-24-00
Титов Владимир Геннадиевич
Первый заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-92-57
Факс: +7 (499) 795-10-80
E-mail: VTitov@mid.ru
Сыромолотов Олег Владимировч
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-33-16
Факс: +7 (499) 244-21-99
E-mail: Secr-Syromolotov@mid.ru
Иванов Евгений Сергеевич
Статс-секретарь — заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-12-90
Факс: +7 (499) 244-46-17
E-mail: esivanov@mid.ru
Богданов Михаил Леонидович
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-47-15
Факс: +7 (499) 244-92-39
E-mail: Bogdanov@mid.ru
Вершинин Сергей Васильевич
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-92-94
Факс: +7 (499) 244-92-95
E-mail: svvershinin@mid.ru
Вязалов Сергей Юрьевич
Генеральный директор МИД России
Тел.: +7 (499) 244-37-53
Факс: +7 (499) 244-92-83
E-mail: SVyazalov@mid.ru
Грушко Александр Викторович
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-92-65
Факс: +7 (499) 244-30-59
E-mail: AGrushko@mid.ru
Моргулов Игорь Владимирович
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-92-21
Факс: +7 (499) 795-10-77
E-mail: IMorgulov@mid.ru
Панкин Александр Анатольевич
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-27-27
Факс: +7 (499) 244-28-05
Руденко Андрей Юрьевич
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-29-00
Факс: +7 (499) 244-29-27
Рябков Сергей Алексеевич
Заместитель Министра
Тел.: +7 (499) 244-18-03
Факс: +7 (499) 244-18-14
E-mail: SRyabkov@mid.ru
Митрофанова Элеонора Валентиновна
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Тел.: +7 (495) 690-12-45
Факс: +7 (495) 609-92-48
E-mail: rossotr@rs.gov.ru
Департаменты МИД России
Бутин Сергей Владимирович
Генеральный секретариат
Тел.: +7 (499) 244-92-47
Факс: +7 (499) 244-92-48
E-mail: gensec@mid.ru
Евдокимов Михаил Николаевич
Первый департамент стран СНГ (1 ДСНГ), по вопросам многостороннего сотрудничества на пространстве СНГ (СНГ, ОДКБ, Евразийский союз)
Тел.: +7 (499) 244-35-07
Факс: +7 (499) 244-42-30
E-mail: 1dsng@mid.ru
Полищук Алексей Анатольевич
Второй департамент стран СНГ (2ДСНГ), Белоруссия, Молдавия, Украина
Тел.: +7 (499) 244-92-66
Факс: +7 (499) 244-90-80
E-mail: 2dsng@mid.ru
Стерник Александр Вадимович
Третий департамент стран СНГ (3ДСН), Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Тел.: +7 (499) 244-12-49
Факс: +7 (499) 244-18-44
E-mail: 3dsng@mid.ru
Гончар Денис Владимирович
Четвертый департамент стран СНГ (4ДСНГ), Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Южная Осетия
Тел.: +7 (499) 241-23-36
Факс: +7 (499) 244-40-89
E-mail: 4dsng@mid.ru
Парамонов Алексей Владимирович
Первый Европейский департамент (1ЕД), Андорра, Бельгия, Ватикан, Италия, Испания, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Сан-Марино
Тел.: +7 (499) 244-41-62
Факс: +7 (499) 244-31-87
E-mail: 1ed@mid.ru
Беляев Сергей Сергеевич
Второй Европейский департамент (2ЕД), Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония
Тел.: +7 (499) 244-28-63
Факс: +7 (499) 244-14-80
E-mail: 2ed@mid.ru
Тяпкин Олег Николаевич
Третий Европейский департамент (3ЕД), Австрия, Венгрия, Лихтенштейн, Польша, Словакия, ФРГ, Чехия, Швейцария
Тел.: +7 (499) 244-28-62
Факс: +7 (499) 244-45-68
E-mail: 3ed@mid.ru
Пилипсон Юрий Валентинович
Четвертый Европейский департамент (4ЕД), Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Кипр, Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Хорватия, Черногория
Тел.: +7 (499) 244-49-22
Факс: +7 (499) 244-36-81
E-mail: 4ed@mid.ru
Кобринец Николай Сергеевич
Департамент Общеевропейского сотрудничества (ДОС), Вопросы международных европейских организаций
Тел.: +7 (499) 244-45-34
Факс: +7 (499) 244-43-38
E-mail: dos@mid.ru
Борисенко Георгий Евгеньевич
Департамент Северной Америки (ДСА), Канада, США
Тел.: +7 (499) 244-27-53
Факс: +7 (499) 244-19-69
E-mail: dsa@mid.ru
Щетинин Александр Валентинович
Латиноамериканский департамент (ЛАД), Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Карибские страны, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, страны Центральной Америки, Чили, Эквадор
Тел.: +7 (499) 244-32-95
Факс: +7 (499) 241-34-35
E-mail: lad@mid.ru
Кинщак Александр Александрович
Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА) Алжир, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестина, Саудовская Аравия,Сирия,Судан, Тунис
Тел.: +7 (499) 244-24-71
Факс: +7 (499) 795-13-79
E-mail: dbvsa1@mid.ru
Кемарский Андрей Вадимович
Департамент Африки (ДАФ), Африканские страны южнее Сахары
Тел.: +7 (499) 244-22-11
Факс: +7 (499) 244-47-80
E-mail: daf@mid.ru
Зиновьев Георгий Вениаминович
Первый департамент Азии (1ДА), Китай, КНДР, Монголия, Республика Корея
Тел.: +7 (499) 244-44-46
Факс: +7 (499) 244-36-01
E-mail: 1da@mid.ru
Кабулов Замир Набиевич
Второй департамент Азии (2ДА), Афганистан, Бангладеш, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка
Тел.: +7 (499) 244-10-42
Факс: +7 (499) 244-27-63
E-mail: 2da@mid.ru
Ноздрев Николай Станиславович
Третий департамент Азии (3ДА), Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Новая Зеландия, Океания, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония
Тел.: +7 (499) 244-28-20
Факс: +7 (499) 244-43-27
E-mail: 3da@mid.ru
Овчинников Алексей Михайлович
Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества (ДАТС), Вопросы многостороннего сотрудничества в АТР
Тел.: +7 (499) 244-41-28
Факс: +7 (499) 244-39-17
E-mail: dats@mid.ru
Ильичев Петр Викторович
Департамент международных организаций (ДМО) Вопросы участия России в ООН, органах, организациях и учреждениях ее системы
Тел.: +7 (499) 244-42-11
Факс: +7 (499) 244-24-01
E-mail: dmo@mid.ru
Степанов Олег Владимирович
Департамент внешнеполитического планирования (ДВП)
Тел.: +7 (499) 244-11-02
Факс: +7 (499) 244-27-97
E-mail: dvp@mid.ru
Богдашев Игорь Викторович
Департамент государственного протокола (ДГП)
Тел.: +7 (499) 244-46-10
Факс: +7 (499) 795-11-91
E-mail: dgp@mid.ru
Ермаков Владимир Иванович
Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ)
Тел.: +7 (499) 244-26-94
Факс: +7 (499) 795-14-83
E-mail: dnkv@mid.ru
Тарабрин Владимир Евгеньевич
Департамент по вопросам новых вызовов и угроз (ДНВ), Вопросы международного сотрудничества в противодействии терроризму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности, пиратству, а также в области космоса, связи, науки и технологий
Тел.: +7 (499) 244-18-37
Факс: +7 (499) 244-37-14
E-mail: dnv@mid.ru
Крутских Андрей Владимирович
Департамент международной информационной безопасности (ДМИБ)
Аляутдинов Ринат Жафярович
Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека (ДГПЧ)
Тел.: +7 (499) 244-30-25
Факс: +7 (499) 244-30-45
E-mail: dgpch@mid.ru
Мальгинов Олег Сергеевич
Департамент по работе с соотечественниками за рубежом (ДРС)
Тел.: +7 (499) 244-43-51
Факс: +7 (499) 244-38-17
E-mail: drs@mid.ru
Захарова Мария Владимировна
Департамент информации и печати (ДИП)
Тел.: +7 (499) 244-41-19
Факс: +7 (499) 244-41-12
E-mail: dip@mid.ru
Григорьев Семен Вячеславович
Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями (ДСПО)
Тел.: +7 (499) 244-49-87
Факс: +7 (499) 244-44-78
E-mail: dspo@mid.ru
Станиславов Евгений Арнольдович
Департамент экономического сотрудничества (ДЭС)
Тел.: +7 (499) 241-28-98
Факс: +7 (499) 795-10-88
E-mail: des@mid.ru
Загайнов Евгений Тимофеевич
Правовой департамент (ДП)
Тел.: +7 (499) 241-77-18
Факс: +7 (499) 244-21-66
E-mail: dp@mid.ru
Голубовский Игорь Леонидович
Департамент кадров (Кадры)
Тел.: +7 (499) 244-26-80
Факс: +7 (499) 244-91-04
E-mail: kadry@mid.ru
Волынкин Иван Кириллович
Консульский департамент (КД)
Тел.: +7 (499) 241-51-80 (приемная)
+7 (499) 244-45-81 (Справочно-информационное бюро, справки по основным консульским вопросам)
Факс: +7 (499) 244-24-76
E-mail: text@dks.ru
Баринова Надежда Михайловна
Историко-документальный департамент (ИДД)
Тел.: +7 (499) 244-29-38
Факс: +7 (499) 244-44-11
E-mail: idd@mid.ru
Лопухов Андрей Георгиевич
Департамент лингвистического обеспечения (ДЛО)
Тел.: +7 (499) 244-24-09
Факс: +7 (499) 244-30-35
E-mail: secretariate_dlo@mid.ru
Департамент безопасности (ДБ)
Макаров Вадим Вячеславович
Тел.: +7 (499) 244-22-22
Факс: +7 (499) 244-24-82
E-mail: db@mid.ru
Петраков Михаил Иванович
Департамент Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ)
Тел.: +7 (499) 244-15-18
Факс: +7 (499) 244-29-93
E-mail: dskc@mid.ru
Байбаков Владимир Викторович
Департамент информационного обеспечения (ДИО), и.о. директора
Тел.: +7 (499) 244-20-74
Факс: +7 (499) 241-12-83
E-mail: dio@mid.ru
Лукьянчук Сергей Николаевич
Департамент дипломатическо-курьерской связи (ДДКC)
Тел.: +7 (499) 244-22-42
Факс: +7 (499) 244-14-56
E-mail: dksd@mail.ru
Лысиков Андрей Викторович
Валютно-финансовый департамент (ВФД)
Тел.: +7 (495) 695-66-26
Факс: +7 (495) 691-87-74
Факс: +7 (499) 244-93-83
E-mail: rvfd@mid.ru
Иванов Андрей Павлович
Департамент специальной связи (ДСС)
Тел.: +7 (499) 244-24-33
Факс: +7 (499) 244-46-53
Баранов Анатолий Александрович
Управление делами (Департамент) (УДД)
Тел.: +7 (499) 244-28-88
Факс: +7 (499) 244-43-64
E-mail: dud@mid.ru
Доманов Александр Анатольевич
Департамент капитального строительства и собственности за рубежом (ДКСиСЗ)
Тел.: +7 (499) 244-13-66
Факс: +7 (495) 695-04-78
E-mail: secrdksisz@mid.ru
Черкашин Игорь Викторович
Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации (ОМПиМ)
Тел.: +7 (499) 244-29-57
Факс: +7 (499) 241-77-54
Мороз Оксана Владимировна
Отдел по осуществлению внутреннего финансового аудита (ОВФА)
Тел.: +7 (495) 695-90-80
Факс: +7 (495) 695-90-80
27 марта 2020 года Сергей Лавров провел телефонный разговор с главой МИД Франции Жан-Ив Ле Дрианом. Стороны обсудили координацию борьбы с коронавирусной инфекцией, с учетом видеоконференции глав государств и правительств «Группы двадцати», состоявшейся накануне. Также, Лавров и Ле Дриан рассмотрели меры, необходимые для налаживания координации усилий, в том числе в решении вопросов, связанных с возвращением граждан обеих стран на родину.
24 февраля 2020 года глава МИД России Сергей Лавров провел беседу с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем в Женеве. Во время встречи, стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня, включая ситуацию в Сирии. Также, Лавров и Гуттереш рассмотрели вопросы взаимодействия России с Секретариатом ООН. Отдельное внимание уделено 75-летию окончания Второй мировой войны и создания Организации. Кроме того, стороны подтвердили приверженность укреплению центральной роли ООН в мировых делах.
24 февраля 2020 года глава МИД России Сергей Лавров провел в Москве переговоры с министром иностранных дел Таджикистана Сироджиддином Мухриддином. В ходе встречи, стороны обсудили актуальные вопросы двусторонних отношений, перспективы дальнейшего развития сотрудничества Москвы и Душанбе в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях. Также главы МИД двух стран обменялись мнениями по международной и региональной повестке дня. В частности, Лавров и Мухриддин говорили о нестабильной ситуации в Афганистане и в этой связи обсудили возможную модернизацию вооруженных сил Таджикистана.
19 февраля 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров провел встречу с главой внешнеполитического ведомства Иордании Айманом ас-Сафади. В ходе встречи стороны обсудили развитие двухсторонних отношений и международную повестку дня. Большое внимание уделили созданию условий для восстановления инфраструктуры в Сирии и возвращения беженцев из Иордании. Также, затронута проблема урегулирования палестино-израильского конфликта. Кроме того, на переговорах подняли тему кризиса в Ливии, в частности, главы МИД пришли к общему мнению, что он может быть урегулирован только через общеливийский национальный диалог.
6 февраля 2020 года Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Мексику и провел переговоры с главой МИД страны Марселом Эбрардом. В ходе беседы, стороны обсудили отношения двух стран, торгово-экономические связи, расширение культурно-гуманитарных обменов. Тажке, главы МИД поговорили о координации по ключевым международным проблемам, укреплении многосторонней дипломатии, центральной, координирующей роли ООН в мировых делах. Подробно Лавров и Эбрард остановились на ситуации в мире, наиболее острых региональных проблем, а также вопросах развития интеграционных процессов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
5 февраля 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл на Кубу, в рамках трехдневного турне по странам Латинской Америки. В ходе визита глава российской МИД посетил кладбище Святой Ифигении в городе Сантьяго-де-Куба, чтобы почтить память Команданте Фиделя Кастро и других борцов за независимость острова. После Лавров провел переговоры со своим кубинским коллегой Бруно Родригесом. Стороны обсудили мировую и региональную повестку дня, а также дальнейшее развитие двусторонних отношений между двумя странами в политической, торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.
24 января 2020 года власти Болгарии объявили дипломата посольства России и сотрудника торгового представительства персонами нон грата. По версии прокуратуры, один из них вел шпионскую деятельность и осуществлял сбор информации об избирательном процессе в стране. Второй собирал информацию, представляющую служебную и государственную тайну в области энергетики. МИД Болгарии вручил послу России соответствующие ноты, при этом доказательств, подтверждающих осуществление противоправной деятельности представлено не было.
21 января 2020 года Указом Президента России Владимира Путина №34, в соответствии с пунктом «д» статьи 83 Конституции страны, Лавров Сергей Викторович переназначен Министром иностранных дел Российской Федерации. Документ вступил в силу со дня его подписания. Лавров возглавляет российское внешнеполитическое ведомство с марта 2004 года.
17 января 2020 года Сергей Лавров дал большую пресс-конференцию, на которой подвел итоги российской дипломатии за 2019 год. И.о. главы МИД затронул направления внешнеполитической повестки, среди которых положение дел в Сирии, ситуация на Украине, российско-американский диалог и отношения с европейскими странами. В числе тем была конфронтация Ирана и США, и усилия мирового сообщества по достижению мира в Ливии. Кроме того, Лавров рассказал о своем будущем в правительстве РФ. На пресс-конференцию были аккредитованы более 300 журналистов.
16 января 2020 года новый посол Великобритании и Северной Ирландии в России Дебора Броннерт вручила копии верительных грамот первому заместителю министра иностранных дел РФ Владимиру Титову. В ходе встречи стороны обсудили текущее состояние и перспективы российско-британских отношений, а также затронуты актуальные вопросы международной повестки дня.
13 января 2020 года в Москве, при посредничестве России и Турции состоялись переговоры по урегулированию военного конфликта в Ливии. В российскую столицу прибыли представители противоборствующих сторон Халифа Хафтар и Фаиз Сарадж. По итогам переговоров, председатель правительства национального единства Ливии Сарадж подписал документ. Маршал Хафтар оценили договор позитивно, однако на следующий день покинул Москву и не подписал соглашение.
13 января 2020 года в рамках переговоров по урегулированию военного конфликта в Ливии, министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. В переговорах, в формате «2+2» также приняли участие министр обороны РФ Сергей Шойгу и глава военного ведомства Турецкой Республики Хулуси Акар.
3 января 2020 года Сергей Лавров провел телефонный разговор с Государственным секретарем США Майком Помпео. Главной темой переговоров стала ситуация с убийством американскими военными командующего иранским элитным спецподразделением «Эль-Кудс» в составе КСИР Касема Сулеймани в ходе удара по аэропорту Багдада. Москва призвала Вашингтон отказаться от незаконных силовых методов достижения целей на международной арене и решать любые проблемы за столом переговоров.
30 декабря 2019 года глава МИД России Сергей Лавров провел в Москве рабочую встречу с главой внешнеполитического ведомства Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом. В ходе беседы стороны обсудили Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, развал которого чреват негативными последствиями для ближневосточного региона и для мира в целом. Также, затронута тема нарастания напряженности в районе Персидского залива и состоялся обмен мнением о вооруженном конфликте в Сирии. Кроме того, Лавров и Зариф поговорили о двусторонних отношениях, особенно в торгово-экономическом и гуманитарном взаимодействии.
27 декабря 2019 года в здании Министерства иностранных дел Российской Федерации состоялось подписание соглашения между правительством Государства Катар и правительством РФ о взаимной отмене визовых требований для граждан двух дружественных стран. В соответствии с соглашением граждане каждой из стран смогут посещать другое государство без каких-либо формальностей при условии действия их заграничных паспортов на срок не менее шести месяцев. Срок поездки при этом может составлять не более 90 дней.
4 декабря 2019 года Власти Германии приняли решение выслать из страны двух сотрудников российского дипломатического представительства. Решение было принято из-за подозрения российской стороны в причастности к убийству гражданина Грузии в Берлине в августе 2019 года. Сотрудники МИД должны покинуть страну в течение семи дней. В качестве причины этой меры немецкий МИД сослался на отсутствие сотрудничества со стороны России в расследовании дела об убийстве. В МИД России в свою очередь заявили, что Москве придется принять ответные меры.
1 июля 2019 года МИД России запустил сервис оформления электронных виз иностранными гражданами для посещения Калининградской области. Оформить такой документ бесплатно и через интернет смогут граждане 53 государств. Попасть в регион с помощью электронной визы можно через аэропорт Храброво, морские пункты пропуска в Калининграде, Балтийске и Светлом, автопункты Багратионовск, Гусев, Мамоново, Морское, Пограничный, Советск и Чернышевское, а также через железнодорожные пункты Мамоново и Советск.
16 января 2019 года В Москве состоялась большая пресс-конференция главы Министерства иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который ответил на самые острые вопросы российских и иностранных журналистов. Традиционно в центре внимания оказались Украина, отношения с Европой и США, ситуация в Сирии и мирный договор с Японией. Он высказал свое мнение на многие геополитические процессы, на внутреннюю межпартийную борьбу, на стремление запада доминировать в мире оказывая давление санкциями на независимость других стран.
15 января 2018 года Глава МИД России Сергей Лавров провел традиционную встречу с журналистами. Основной темой заявлялась «подведение итогов ушедшего года». Однако министр, уделил лишь незначительную часть времени результатам прошлого года. И предпочел отвечать на вопросы прессы, которых интересует не прошлое, а текущие задачи и подходы, планы на будущее. На пресс-конференции присутствовали около 100 журналистов российских и зарубежных СМИ. Всего было задано примерно 30 вопросов по различным темам международных отношений. Обратиться к министру смогли, в том числе, журналисты УНИАН, Би-би-си, CNN, эстонских СМИ.
10 января 1918 года Президент России Владимир Путин назначил новым Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Федеративной Республике Германия Сергея Нечаева, освободив от должности посла Владимира Гринина.
20 февраля 2017 года За один день до своего дня рождения Постоянный представитель России при ООН Виталий Иванович Чуркин скончался в возрасте 64 лет. Дипломат находясь в здании российского представительства на Манхэттене в Нью-Йорке, почувствовал сильное недомогание в 9:30 утра. Виталий Иванович был экстренно доставлен в Пресвитарианский госпиталь, но, несмотря на усилия врачей, скончался. О его смерти было немедленно объявлено на заседании в ООН.
30 декабря 2016 года Пресс-центром посольства России в Вашингтоне объявлено, что часть Российских дипломатов, Администрацией президента США Барака Обамы объявлены персонами нон грата, и должны покинуть США до 1 января 2017 года. Отмечено, что США должны покинуть российские дипломаты в Вашингтоне и Сан-Франциско. Самолетом специального летного отряда «Россия» всего из США вывезено порядка 98 человек за 72 часа с момента получения уведомления.
28 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин назначил Антонова заместителем Министра Иностранных Дел России, освободив его от занимаемой должности в Минобороны. Соответствующий указ уже опубликован на официальном портале правовой информации. Другим своим указом Владимир Путин разрешил иметь во внешнеполитическом ведомстве 10 заместителей министра, а также 41 департамент по основным направлениям деятельности МИД.
14 февраля 1950 года В Москве подписан Советско-Китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» сроком на тридцать лет. Исторический документ явился результатом личной встречи и особо дружеских отношений Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Однако сам договор был подписан министрами иностранных дел: от КНР Чжоу Эньлай, а от СССР Андрей Вышинский.
24 февраля 1881 года в Петербурге подписан договор об Илийском крае, также известный как Петербургский договор. Документы был подписан дипломатом Цинской империи в России, Министром в Великобритании и Франции Цзэном Цзицзэ с Цинской стороны и заместителем министра иностранных дел, Управляющим Азиатским департаментом Николаем Гирсом и Послом Российской Империи в Китае Евгением Бюцовым.
28 февраля 1825 года заключена конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке. По условиям договора устанавливалась пограничная черта, отделяющая владения Британии от русских владений на западном побережье Северной Америки, примыкающем к Аляске так, что граница проходила на всем протяжении береговой полосы, принадлежащей России, по вершинам гор Берегового хребта, но не далее 10 морских миль от кромки океана, учитывая все изгибы побережья.
9 января 1792 года Ясский мирный договор был подписан между Россией и Османской империей и положил конец русско-турецкой войне 1787-1791 годов. Подписан договор от имени России Самойловым, де Рибасом и Сергеем Лашкаревым и от имени Турции рейс-эффенди — министр иностранных дел, Абдуллой эфенди, Ибрагимом Исметом беем и Мехмедом эфенди. Договор закрепил за Россией все Северное Причерноморье, включая Крым. К России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе установилась граница по реке Кубань. Турция полностью отказывалась от претензий на Грузию и ее земли.
10 февраля 1549 года Первое внешнеполитическое ведомство России — Посольский приказ образован по указу Ивана Грозного, в связи с расширением внешнеполитической деятельности Русского государства. Приказ ведал отношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлял рядом территорий на юго-востоке, некоторыми служилыми людьми. В деятельности первых лет приказа видную роль сыграл первый русский дипломат, Посольский дьяк — Иван Висковатов. В конце XVI века в Посольском приказе под началом «посольского думного дьяка» и его «товарища» работали 15-17 подьячих и несколько толмачей — переводчиков.