- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Утверждены «уровни квалификации», применяемые при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Разработанные Минтрудом РФ девять уровней квалификации определяют требования к умениям и знаниям работника в зависимости от его полномочий и ответственности («деятельность под руководством», «деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий», «деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач» и т.д.). Применительно к соответствующим полномочиям и ответственности разработаны такие показатели уровней квалификации, как «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».
Установлено, что единые требования к квалификации работников, определенные «уровнями квалификации», могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Дата публикации на сайте: 03.06.2013
Поделиться ссылкой:
Что это? Квалификация работника – это совокупность знаний, умений, опыта, позволяющих ему качественно выполнять должностные обязанности, иметь высокую производительность труда, состоять в кадровом резерве предприятия.
Как повышать? Повышение квалификации начинается с выявления потребностей компании, выбора сотрудников для направления на обучение. Это могут быть курсы, семинары, лекции, тренинги – любая форма подачи и усвоения информации.
В статье рассказывается:
- Что такое квалификация работника
- Уровни квалификации работника
- Определение уровня квалификации работников
- Повышение квалификации новых и действующих сотрудников компании
- Методы повышения квалификации работников
- Организация процесса повышения квалификации работников
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое квалификация работника
Квалификация – это степень проявления у работника следующих характеристик:
- знаний и умений;
- профессиональных навыков;
- опыта работы по профессии.
Квалификация работника представляет собой показатель соответствия заданному уровню профессиональных требований в конкретной области трудовой деятельности. Статьёй 195.1 Трудового кодекса РФ закреплено понятие «профессиональный стандарт», которое обозначает уровень квалификации, требующийся сотруднику для выполнения определённой работы.
Способность работника выполнять вменённые для данной специальности функциональные обязанности характеризует его компетенцию. Понятие «квалификация» описывается Трудовым кодексом РФ как сочетание образования сотрудника, его способностей и опыта в конкретной трудовой деятельности.
Уровень подготовленности специалиста должен быть подтверждён документом государственного или установленного образца. Это может быть аттестат, диплом, сертификат и т.д.
Согласно Федеральному закону от 03.12.2012 г. № 236-ФЗ профессиональный стандарт определяется квалификацией, необходимой для выполнения должностных обязанностей в рамках конкретной профдеятельности. Данный стандарт – это перечень условий, которым должен соответствовать работник для полноценного исполнения своих трудовых функций.
Скачать
файл
Квалификацию определяют:
Показатель | Описание |
Ступень квалификации | Полученное профессиональное образование, подтверждённое документом государственного или установленного образца |
Уровень квалификации | Объём и качество профессиональных навыков, полученных в рамках конкретной ступени квалификации. Это все знания и умения для выполнения определённого вида работы |
Каждый уровень квалификации работников по различным специальностям имеет определённые требования, которые утверждаются внутренними документами в системе аттестации и тарификации.
Уровни квалификации работника
К настоящему времени существует более 1200 профстандартов. Основу каждого из них составляет понятие уровня профессиональной квалификации как меры способности работника к выполнению должностных обязанностей в конкретной профессии.
Приказом Минтруда России от 12.04.2013г. № 148н утверждены 9 уровней квалификации, каждый из которых описывает следующие параметры:
- Полномочия и ответственность. Это умения работника самостоятельно осуществлять трудовую деятельность и принимать решения в ходе нее. Также это понимание меры ответственности за выполняемую работу.
- Характер умений. Данный показатель определяет степень сложности решаемых задач, начиная от стандартных, обусловленных физическим трудом, заканчивая исследовательскими, ставящими целью увеличение производительности труда.
- Характер знаний, когда оцениваются наличие и качество специального образования.
- Базовые подходы для приобретения уровня квалификации. Это получаемый опыт, разнообразные инструктажи, программы повышения квалификации работников.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20877
Характеристики уровней квалификации профстандартов:
Уровень | Показатели по квалификационным уровням | Образование, необходимое для достижения уровня квалификации | ||
Должностные полномочия и ответственность | Требующиеся умения | Требующиеся знания | ||
1 | Реализация поставленных задач под контролем.
Личная ответственность. |
Выполнение заданий, не предполагающих включение интеллектуальных способностей (физический труд). | Минимальные специальные или базовые. | Краткий учебный курс или инструктаж.
Практические навыки. |
2 | Реализация определённых задач под контролем, а также самостоятельное выполнение известных заданий на основании имеющегося опыта.
Личная ответственность. |
Решение стандартных задач.
Подбор способа выполнения задания согласно инструкции. Адаптация способа достижения поставленной цели под меняющиеся условия. |
Специальные | Профессиональная подготовка или переподготовка, продолжительностью не менее 2 месяцев.
Прикладные знания |
3 | Реализация производственных функций под руководством, а также выполнение стандартных заданий без участия наставника.
Планирование трудовой деятельности в соответствии с полученным распоряжением руководства. Персональная ответственность |
Решение шаблонных практических задач.
Выбор способа исполнения на основании имеющихся знаний и опыта. Регулирование рабочего процесса в зависимости от внешних условий. |
Понимание ключевых факторов при реализации практических задач.
Применение в работе специальных знаний. |
Углублённая профессиональная подготовка, переподготовка, повышение профессиональной квалификации работников. Период обучения обычно длится до 1 года. |
4 | Реализация производственных функций под руководством, а также выполнение стандартных заданий, требующих анализа возникающих обстоятельств, своими силами.
Планирование собственной и коллективной деятельности Ответственность за личный труд, а также за слаженную работу подчиненных |
Возможность выполнять разные практические функциональные обязанности.
Выбор способа исполнения на основании имеющихся знаний и опыта. Регулирование рабочего процесса и возможность внесения в него изменений при необходимости. |
Владение научно-техническими и методическими знаниями при выполнении практических задач.
Применение специальных знаний. Умение оценивать и анализировать информацию. |
Среднее профессиональное техническое образование, обучение по программам подготовки квалифицированных кадров.
Прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Практические навыки и умения. |
5 | Принятие решений по своему усмотрению для реализации практических задач, требующих анализа и контроля за ситуацией и ее развитием.
Принятие участия в управлении путём выполнения поставленных задач внутри структурных подразделений Ответственность за собственные решения и действия, а также за выполнение функций своими подчиненными или подразделением |
Поиск решений для выполнения практических задач с элементами проектной деятельности
Способность определить и использовать нужный в меняющихся условиях способ действий. Анализ, регулирование и изменение при необходимости возникшей ситуации. |
Возможность применения технологических и методических профессиональных знаний.
Способность к поиску необходимой информации для достижения поставленных целей. |
Среднее профессиональное образование для специалистов среднего звена, обучение работников высшей квалификации.
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих. Образование по специальным профессиональным программам. Практические навыки. |
6 | Оптимизация и упорядочивание собственной и коллективной деятельности для получения нужных результатов.
Содействие в формировании партнёрских отношений между сотрудниками или внутренними структурами. Ответственность за работу большой группы людей. |
Изучение, подготовка, реализация, методических и технологических инструментов в различных направлениях профессиональной деятельности | Применений специальных и передовых знаний методического и технологического характера.
Подбор и анализ информации, необходимой для осуществления профдеятельности. |
Высшее образование.
Среднее профессионально-техническое образование. Дополнительные обучающие программы. Практические навыки. |
7 | Формирование и принятие стратегических управленческих решений в больших учреждениях, в том числе в сфере инноваций.
Ответственность за полученные показатели в крупных предприятиях. |
Возможность нахождения решений по совершенствованию профессиональной деятельности организаций, в том числе с применением прогрессивных методов.
Поиск и внедрение современных технологий и решений. |
Осмысление методологических канонов профессиональной деятельности
Разработка актуальных прикладных решений в конкретной сфере. Поиск и применение нужной информации для развития организации и форм ее деятельности |
Высшее образование (специалитет или магистратура).
Обучение работников по дополнительным программам в целях повышение квалификации. Практические навыки. |
8 | Выработка стратегических планов и принятие важных решений для развития масштабных предприятий.
Ответственность за итоги деятельности больших организаций или отраслей. |
Осуществление проектной и исследовательской работы в целях оптимизации и совершенствования процессов. | Реализация актуальных методов межотраслевого и междисциплинарного характера.
Поиск и мониторинг сведений, способствующих развитию хозяйственной деятельности |
Образование по программам научно-педагогической направленности (аспирантура, адъюнктура), а также ассистентуры, ординатуры.
Ступени высшего образования (магистратура или специалитет). Прохождение дополнительных профессиональных курсов. Получение практических умений. |
9 | Выработка стратегических планов и принятие глобальных решений для развития процессов экономического и социального характера, а также для управления масштабными техсистемами.
Крупный вклад в конкретную сферу деятельности Ответственность внутригосударственного и международного масштаба. |
Достижение целей в проектной, исследовательской и методологической работе для увеличения результативности деятельности | Формирование ключевых знаний межотраслевого и междисциплинарного характера. | Образование по программам научно-педагогической направленности (аспирантура, адъюнктура), а также ассистентуры, ординатуры.
Прохождение дополнительных профессиональных курсов. Получение практических навыков. |
Определение уровня квалификации работников
В целом уровень квалификации работников зависит от образования и имеющегося опыта работы.
Если взять производственную сферу, то в ней разделение рабочих специальностей состоит из разрядов. Каждому работнику, в зависимости от его стажа, уровня подготовки, опыта и профессиональных заслуг, присваивается тот или иной разряд.
Только до 22.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Для данной сферы имеет место деление работников на:
- Высококвалифицированных. Обучение и профподготовка занимает не менее 2-х лет. Наличие значительного практического опыта. Работа с оборудованием механизации и автоматизации труда.
- Квалифицированных. Срок учёбы и профессиональной подготовки до 2-х лет. Наличие практического опыта работы. Возможность осуществления технических работ повышенного уровня сложности. Работа с оборудованием механизации труда.
- Малоквалифицированных. Непродолжительное обучение, отсутствие опыта выполнения практических задач. Могут справляться с заданиями средней и высокой сложности. Деятельность работников низкой квалификации с применением оборудования автоматизации и механизации труда имеет эпизодичный характер.
- Неквалифицированных. Рабочие, не имеющие профподготовки, а также не проходившие обучение. Выполняют вспомогательные обслуживающие работы.
Проведение подготовки и повышения квалификации работников организации направлено на достижение определённых результатов:
- Приобретение новых знаний и умений. Прошедшие обучение сотрудники имеют возможность по-новому оценить производственный процесс и внести предложения по его модернизации, а также реализовать идеи на практике.
- Стимулирование и мотивация кадров. Стремление работника наиболее полно реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности возрастает с пониманием того, что руководство заинтересовано в его развитии. Это, в свою очередь, сказывается на результатах его труда.
- Внедрение передовых технологий. В современном мире автоматизация и инновационные технологии затрагивают каждую сферу деятельности. Для поддержания конкурентоспособности компании должны своевременно обучать своих сотрудников новшествам, необходимых для улучшения рабочего процесса.
- Формирование собственного кадрового резерва. Некоторые современные компании в рамках кадровой политики целенаправленно занимаются «взращиванием» своих высококвалифицированных специалистов. Зачастую это бывает более оправдано, чем привлечение уже готовых работников.
- Снижение показателя текучести кадров. Если сотрудник компании понимает, что руководство готово вкладываться в него путем организации его обучения и видит возможность для карьерного роста, то он с большей вероятностью останется работать в данной организации.
Процесс повышения квалификации работников следует тщательно организовать. Не стоит учить весь кадровый состав одновременно. Также, во избежание необоснованных трат, нужно принимать во внимание наличие уже имеющихся знаний и навыков у сотрудников.
Для получения максимального результата от обучения и переподготовки сотрудников необходимо определить, кого конкретно нужно направить на курсы повышения квалификации. Целесообразно своевременно обучать топ-менеджеров и сотрудников, вносящих значительный вклад в итоги работы компании.
Читайте также
Обучать другие категории работников целесообразно при возникновении необходимости в этом. К примеру, если меняется профиль или алгоритм работы.
Для составления программы повышения квалификации кадров нужно проанализировать профессиональные возможности структурных подразделений и отдельных работников. Этой информацией обладают кадровые специалисты. Для данных целей существуют специальные методики повышения квалификации работников. Ниже приведены некоторые из них.
Повышение квалификации новых и действующих сотрудников компании
Как правило, люди стремятся продать свой труд как можно дороже вне зависимости от того, трудоустроены они или находятся в поиске работы. В организациях с действенной системой мотивации персонала работники обычно заинтересованы в повышении своей квалификации, так как от этого зависит оплата их труда. Результативность функционирования предприятия в целом также во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров.
Обучение новых сотрудников
Новые работники и молодые специалисты в первую очередь нуждаются в повышении квалификации. Для продуктивной деятельности им необходимо адаптировать имеющиеся знания и навыки со стандартами работы конкретной компании.
Обучение данной категории персонала обычно происходит путем наставничества со стороны более опытных коллег.
Повышение квалификации работающих сотрудников
На предприятиях с эффективной системой мотивации труда создаются условия для возможности повышения уровня квалификации действующего персонала. Специалистам HR-службы необходимо подобрать соответствующие обучающие программы. В этих целях они проводят аттестацию работников для выявления уровня их квалификации.
Проводя подбор учебных программ, нужно брать во внимание следующие факторы:
- стратегию развития организации;
- состояние и темпы модернизации техники и технологий;
- востребованность конкретных специалистов в перспективе;
- степень профессионализма действующих работников;
- финансовые возможности компании для организации обучения сотрудников.
Многие отечественные компании закладывают в бюджет средства на обучение кадров. Большое внимание повышению профессионализма своих работников уделяют промышленные предприятия.
Согласно проведенным исследованиям, около 74 % таких компаний занимаются подготовкой персонала. В транспортных и коммуникационных организациях это соотношение составляет 65 % от общего числа. Так же обстоят дела в строительной сфере. Примерно половина торговых организаций обучает свой персонал.
Значительная часть российских компаний привлекает к образованию сотрудников внешние учебные учреждения. Примерно 30 % денежных средств, заложенных на обучение, направляется на оплату таких расходов. На курсы повышения квалификации работников внутри фирмы приходится около 17 % данной статьи расходов.
Методы повышения квалификации работников
В зависимости от параметров организуемого обучающего процесса происходит подбор соответствующей методики. Исходя из нее определяется необходимость в помещении, оборудовании, инструментах и учебных материалах.
Методы обучения на рабочем месте, включают в себя:
- Производственный опыт. Погружаясь в определённый трудовой процесс, работник получает возможность приобретения необходимых умений и производственного опыта. Иногда для этого сотруднику предоставляются отгулы, а иногда учёба идёт в период трудовых часов.
- Инструктаж. Зачастую инструктажи проходят вновь принятые сотрудники. В каждой компании существуют свои нюансы рабочего процесса. Поэтому, даже при соответствии квалификации работника занимаемой должности, существует целесообразность в прохождении инструктажа.
- Ротация или смена работниками своих постоянных рабочих мест. При этом сотрудники овладевают новыми знаниями и опытом, не отрываясь от выполнения своих должностных функций. Это даёт возможность для более объективной оценки рабочего процесса, а также лучшего понимания его специфики и тонкостей.
- Ассесмент. Используется при подготовке специалиста к занятию руководящей должности в подразделении, где он работает. Это даёт возможность приобрести и усовершенствовать управленческие компетенции. Результатом данного метода является получение работником, переходящим на руководящую должность, целостного восприятия функционирования подразделения.
- Коучинг. Это процесс формирования устойчивых долгосрочных связей между учеником и наставником. Данный метод оправдан, когда работнику для качественного выполнения своих должностных обязанностей нужно получить большое количество нестандартных знаний и навыков. Обычно такая методика применяется на сложных производствах, где используются высокие технологии.
- Проектные группы. Действенность данного метода заключается в привлечении в проектную работу людей, не владеющих полными знаниями для достижения целей проекта. При взаимодействии с другими сотрудниками происходит обмен опытом и приобретение свежих, актуальных навыков.
В целом, рассмотренные выше методики носят прикладной характер. Их можно с успехом применять в масштабе конкретной компании.
Вместе с тем есть другие методики, предполагающие отвлечение от рабочего процесса и реализующиеся вне компании. Они могут быть следующих видов:
- Лекционные курсы. Это широко распространенная в настоящее время система повышения квалификации работников. Нужно учитывать, что теоретические знания принесут большую пользу при их сочетании с практическими методами.
- Курсы с элементами программирования. Этот вид обучения предполагает использование специальных программ, имитирующих реальную рабочую ситуацию. Таким образом, ученикам предоставляется возможность применить и опробовать полученные знания на практике.
- Семинары. Данный способ благоприятствует коммуницированию и социализации сотрудников. Здесь можно получить и развить навык публичных выступлений, проявить лидерские качества. Семинары могут организовываться в виде круглых столов, конференций и симпозиумов.
- Кейс-обучение. В ходе данного метода обучающиеся формируют навыки решения реальных производственных вопросов. Кейс-обучение может быть индивидуальным и групповым. Также оно может быть организовано в игровом формате.
- Тренинги. Это продолжительное обучение, в которое обычно включены несколько лекций и семинаров. Ученики не просто получают теоретические знания, но и закрепляют их практическими способами. Данный метод предполагает формирование небольших групп участников.
Читайте также
Наряду с вышеперечисленными существуют и другие способы обучения персонала, строящиеся на передовом опыте профессионалов в образовательной сфере. Все актуальные и эффективные методики основываются на наличии теоретической и практической составляющих, а также на развитии коммуникации и сотрудничества между учениками.
Организация процесса повышения квалификации работников
Процесс повышения уровня квалификации работников состоит из нескольких этапов. Рассмотрим каждый из них.
Этап 1: Выявление потребности
Изначально следует оценить необходимость подготовки персонала в масштабе подразделений и в целом по компании. Например, при планировании использования нового оборудования или усовершенствовании имеющегося может возникнуть потребность в обучении специалистов. Также нужно повышать квалификацию работников, если предполагается повышение сложности труда, увеличение количества рабочих мест или введение в товарную номенклатуру новых продуктов.
Вместе с тем необходимость подготовки может быть вызвана результатами состоявшейся аттестации или профессиональными притязаниями работника.
Этап 2: Выбор методики и формирование бюджета
Выявив потребности, нужно подобрать подходящий метод подготовки. Для этого оценивается соотношение результативности обучения с затратами, направленными на организацию данного процесса.
Расходы на повышение квалификации сотрудников нужно планировать в начале года. Их необходимо документально закрепить с постатейной разбивкой.
Этап 3: Выбор программы и преподавателей
Необходимо сформировать цели на обучение и подготовить ориентировочную программу. Это возможно сделать своими силами или воспользовавшись услугами бизнес-консультантов. Если обратиться в учреждение по профессиональной подготовке кадров, то можно получить готовую образовательную программу, а также профессиональных коучей.
Этап 4: Процедура повышения квалификации
Выбранная методика определяет процесс реализации. Обучение может проходить в самой организации без отрыва работников от производственного процесса, а может в образовательном заведении.
После этого реализуется мероприятия по повышению квалификации работников предприятия.
Этап 5: Анализ и подведение итогов
После завершения кадровой подготовки целесообразно проанализировать эффективность организованного обучения. Для этого создаётся квалификационная комиссия и проводится штатное тестирование. В состав комиссии должны войти руководители структур, чьи работники повышали уровень квалификации, и кадровые специалисты.
Проведя тестирование, нужно соотнести поставленные цели с результатами прохождения тестов. Таким образом, можно определить адекватность полученных знаний производственному процессу, а также целесообразность использования данного метода для повышения квалификации работников. Данное мероприятие следует проводить спустя 2-4 недели после обучения.
Важным элементом современного трудового процесса является повышение квалификации работников. Результативность данной процедуры зависит от нескольких факторов. Во-первых, это понимание принципов ее организации. Во-вторых, правильное выявление категории работников, нуждающихся в подготовке. В-третьих, применение соответствующих методик учебного процесса.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.
Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
- к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
- квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.
Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
Уровень |
Данные по квалификационным уровням |
Что требуется для достижения уровня квалификации |
||
Должностные полномочия и ответственность |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
||
1 |
Выполнение заданий под руководством. Персональная ответственность |
Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд) |
Элементарные или базовые специальные |
Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса. Практические умения |
2 |
Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач. Персональная ответственность |
Выполнение стандартных поручений. Выбор подхода к выполнению задания из инструкций. Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий |
Специальные |
Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев. Практические знания |
3 |
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий. Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения. Персональная ответственность |
Решение стандартных практических задач. Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте. Корректировка действий с учетом условий их осуществления |
Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике. Использование спецзнаний |
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года |
4 |
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации. Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников. Ответственность за себя и своих подчиненных |
Умение решать различные практические задачи. Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний. Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий |
Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий. Использование спецзнаний. Способность к самостоятельной обработке информации |
Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала. Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации. Практические навыки |
5 |
Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений. Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений. Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения |
Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования. Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации. Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации |
Использование технологических или методических профзнаний. Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию |
Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров. Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих. Обучение по дополнительным профпрограммам. Практические навыки |
6 |
Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели. Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями. Ответственность за подразделение или предприятие в целом |
Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений |
Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера. Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации |
Получение высшего образования. Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена. Дополнительные профпрограммы. Практические навыки |
7 |
Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности. Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений |
Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера. Разработка новых подходов, методик, технологий |
Понимание методологических основ профдеятельности. Разработка новых практических решений в определенной сфере. Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности |
Получение высшего образования (специалитет или магистратура). Обучение по дополнительным профпрограммам. Практические навыки |
8 |
Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений. Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей |
Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов |
Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера. Подбор и анализ информации для развития деятельности |
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Программы высшего образования (магистратура или специалитет). Обучение по дополнительным профпрограммам. Получение практических навыков |
9 |
Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера. Особый вклад в определенную сферу деятельности. Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях |
Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности |
Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления |
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Обучение по дополнительным профпрограммам. Получение практических навыков |
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.
Как правильно определить квалификационный уровень работника
Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву
Марии Финатовой.
О чем эта статья?
В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.
Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Как определяется уровень квалификации
Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.
Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.
Показатели уровней квалификации
Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.
Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:
А на 6-м квалификационном уровне вот такие:
Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:
- Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
- Затем проанализировать его трудовую функцию, определенную трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
- После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
- И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.
По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.
Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.
Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.
Что делать после того, как узнали квалификационный уровень работника?
Лучше всего организовать для него и его подразделения корпоративное обучение в нашей академии.
Оставьте заявку на бесплатный расчет стоимости обучения!
Как оценивают квалификацию персонала в вашей компании?
Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в России появляется новый вектор развития профессиональных квалификаций, который представляет собой совокупность механизмов регулирования:
- спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и
- предложения квалификаций со стороны системы образования.
Национальная система должна быть построена на основе:
- разработки комплекса профессиональных стандартов, закрепляющих требования к квалификациям,
- проведения обучения и подготовки кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также
- построения системы оценки соответствия работников требованиям профессиональных стандартов.
В Указе также было дано поручение Правительству разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов!
Что такое профессиональный стандарт
В ст. 195.1 Трудового кодекса РФ дается определение двух взаимосвязанных понятий:
- квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть это комплекс показателей, которые необходимы для выполнения определенного вида профессиональной деятельности и которые позволяют оценить соответствие работника конкретной должности;
- профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т.ч. выполнения определенной трудовой функции.
Профессиональные стандарты разрабатываются на виды профессиональной деятельности и включают описание квалификационных требований к группе должностей. Например, есть отдельные профстандарты, охватывающие деятельность:
- по документационному обеспечению управления,
- административно-хозяйственную,
- по архивному делу и т.д.
Все профессиональные стандарты имеют одинаковую структуру, утвержденную приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта». Объясним структуру профстандарта (для наглядности смотрите далее процитированный фрагмент профстандарта на сером фоне с нашими цифровыми отметками в кружках, одинаковыми цифрами помечена однотипная информация, которая фигурирует в разных блоках стандарта).
Начинается профстандарт с так называемой «функциональной карты вида профессиональной деятельности» в разделе II. В этой карте выделяются основные направления деятельности, которые осуществляются в данной профессиональной области. В терминологии профстандартов они называются «обобщенными трудовыми функциями» (отмечено «1»). Для каждой обобщенной трудовой функции установлен уровень необходимой квалификации работника (отмечено «6») и состав «трудовых функций» («2»).
Следом за функциональной картой идет раздел III c блоками, в которых более подробно характеризуется каждая обобщенная трудовая функция («1»). В рамках этой характеристики перечисляются трудовые функции («2») и конкретизируется содержание работ по ним. То есть перечисляются мелкие операции или «трудовые действия» (отмечено «3»), из которых каждая работа состоит.
Для каждой обобщенной трудовой функции названы возможные наименования должностей / профессий («4»), которые могут осуществлять эту деятельность, а также определены требования к образованию и обучению («5»), опыту практической работы, могут быть установлены особые условия допуска к работе и др.
На сайте Минтруда России можно посмотреть список всех принятых отечественных профессиональных стандартов, там удобно находить нужный. В программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru размещены:
- реестр профессиональных стандартов,
- реестр областей и видов профессиональной деятельности,
- реестр трудовых функций, а также
- классификационные справочники (включая ЕТКС и ЕКС).
На начальной странице интернет-ресурса есть кнопка «Найти профессиональный стандарт» (отмечена цифрой 1 на Рисунке 1), которая позволяет искать профессиональные стандарты по различным показателям («2» там же), например, по трудовой функции, виду профессиональной деятельности и др.
Рисунок 1. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» на сайте Минтруда России по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru
Какие профессиональные стандарты регулируют деятельность специалистов в сфере ДОУ
Деятельность специалистов, занятых в сфере документационного обеспечения управления, регулируется двумя основными профессиональными стандартами:
- Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией1 и
- Специалиста по управлению документацией организации2.
Также к этой области частично можно отнести профессиональные стандарты:
- Специалиста по управлению персоналом3 (для должностей, связанных с ведением кадрового делопроизводства) и
- Корпоративного секретаря4 (для должностей, обеспечивающих деятельность хозяйственных обществ).
Названные профессиональные стандарты в реестре отнесены к Административно-управленческой и офисной деятельности и имеют коды соответственно 07.002, 07.004, 07.003 и 07.006.
Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» включает обобщенные трудовые функции, отмеченные во фрагменте этого документа цифрами «1».
К должностям, обеспечивающим эти функции, относятся:
- секретарь-администратор (традиционно работник с таким функционалом в организациях называется «секретарь на ресепшн»), он занимается приемом и распределением телефонных звонков, организует работу с посетителями;
- делопроизводитель, который осуществляет некоторые (в основном технические) функции по работе с документами, организацию их текущего хранения и подготовку к передаче в архив;
- секретарь руководителя, нацеленный на решение задач, связанных непосредственно с деятельностью руководителя организации, включая планирование его рабочего дня, организацию телефонных переговоров, командировок, работу с посетителями в приемной руководителя, организацию работы с документами и др.;
- помощник руководителя, деятельность которого связана с информационным обеспечением деятельности руководителя (она имеет большую аналитическую составляющую, чем деятельность секретаря руководителя).
Фрагмент документа
Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н)
В целом, какие должности по данному профстандарту какие обобщенные функции выполняют и к какому уровню квалификации относятся, лучше показать таблицей.
Таблица 1. Трудовые функции, описанные профстандартом «Специалист по органи- зационному и документационному обеспечению управления организацией»
Профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации» включает следующие обобщенные трудовые функции:
- документационное обеспечение управления организацией,
- руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией,
- управление документацией организации.
К должностям, обеспечивающим эту деятельность, относятся:
- документовед или специалист подразделения документационного обеспечения управления (ДОУ), который осуществляет все виды работ по ДОУ, занимается организацией документооборота, проектированием и внедрением СЭД, организацией оперативного хранения документов;
- руководитель подразделения ДОУ (департамента, управления, службы, отдела), который возглавляет работу подразделения и несет ответственность за все виды работ по ДОУ в организации;
- управляющий документацией или заместитель руководителя организации по вопросам управления документацией – специалист, выведенный на второй уровень управления, занятый вопросами стратегического планирования и организацией построения системы управления документацией организации.
Таким образом, первый профильный профстандарт в сфере ДОУ в большей степени включает работы, связанные с обеспечением деятельности руководителя, дает характеристику секретарским должностям разных категорий, а также может быть применен в небольшой организации для работников, совмещающих функции секретаря и делопроизводителя.
А второй профильный профстандарт нацелен на обеспечение деятельности отдельного структурного подразделения – службы ДОУ в средней или крупной организации. Он также включает характеристику управляющего документацией, наличие которого характерно для крупных корпораций, в них деятельность по управлению документами приравнена по значимости к производственной, финансовой, проектной и иным ключевым сферам деятельности.
Профстандарты или квалификационные справочники?
Кроме профессиональных стандартов типовые квалификационные требования определены в таких нормативно-методических документах, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Пример 1
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих поиском в справочной правовой системе удалось найти характеристики для 10 специалистов, в наименовании которых фигурирует слово «секретарь» (и тут надо обращать внимание не только на подходящие наименования специальности, но и на сферу деятельности организации):
1. В Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) нашлись:
- корпоративный секретарь акционерного общества,
- секретарь-машинистка,
- секретарь незрячего специалиста,
- секретарь руководителя;
- ученый секретарь.
2. В Квалификационных характеристиках должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н):
- секретарь учебной части.
3. В Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н):
- ученый секретарь совета учреждения,
- ученый секретарь совета факультета (института).
4. В Квалификационных характеристиках должностей работников культуры, искусства и кинематографии (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н):
- ученый секретарь библиотеки, централизованной библиотечной системы;
- ученый секретарь музея (зоопарка).
А «референт» в ЕКС нашелся только один – лишь в Квалификационных характеристиках должностей работников организаций атомной энергетики (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).
В отличие от профстандартов квалификационные справочники построены таким образом, что содержат характеристики для каждой отдельной должности, работы или профессии. Анализ ЕКС показывает, что он недостаточно точно отражает реалии современного рынка труда – называет не все должности, не учитывает актуальные требования к уровню образования специалистов, содержит лаконичные характеристики квалификации работников и описание их должностных обязанностей.
Работа по подготовке профстандартов велась буквально последние годы, некоторые разрабатываются в текущий момент, некоторые, прежде разработанные, уже обновляются. Потому профстандарты являются самыми актуальными документами, содержащими требования к квалификациям работников. Кроме того, к их разработке привлекаются эксперты из образовательных учреждений, государственных органов и бизнес-сообщества, что позволяет подготовить более всесторонние характеристики различных видов профессиональной деятельности. Они дают более широкие возможности для работы по улучшению качества персонала.
На данный момент и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты приравнены по своей значимости. Но обратите внимание на абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, где говорится, что в случае, когда для какой-либо должности, специальности или профессии в правовых актах РФ установлены особые условия, определенные компенсации, льготы или ограничения, эти должности (специальности, профессии) должны называться в соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартом.
Работодатели при этом вправе самостоятельно выбирать, на какой нормативно-методический документ ориентироваться.
Однако следует отметить, что разработчики профессиональных стандартов старались увязывать новые наименования с уже существующими в различных классификаторах и справочниках. Так в разделе I «Общие сведения» наименование вида профессиональной деятельности указывается с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), а в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» наименование должностей и профессий соотносятся с ЕКС и ЕТКС. И только в случае отсутствия аналога в соответствующей графе профессионального стандарта стоит прочерк.
В случае противоречий, в т.ч. в части квалификационных требований, между профессиональными стандартами и квалификационными справочниками, рекомендуется пользоваться профстандартами, как документами более современными, однако это остается на усмотрение работодателя.
В перспективе, когда будет разработан весь объем профессиональных стандартов и будут покрыты все отрасли и виды профессиональной деятельности, планируется отмена ЕКС и ЕТКС. Однако этот процесс, скорее всего, будет проходить в течение достаточно длительного времени.
Для кого профстандарты обязательны
Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 57 ТК РФ применение профессиональных стандартов является обязательным в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами «с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений». В этом случае наименование таких должностей (профессий или специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать положениям профстандартов, охватывающих эти виды деятельности.
Более детально вопросы применения профстандартов раскрыты в ст. 195.3 ТК РФ: если какие-либо квалификационные требования, необходимые работнику для осуществления конкретной трудовой функции, установлены в правовых актах РФ, применение профессиональных стандартов в отношении этих требований является обязательным.
При этом другие квалификационные требования из этих же профстандартов, обязательность которых не установлена законом, могут быть использованы работодателем в качестве основы для определения своих требований к квалификации работника. Другими словами, могут применяться частично, дополняться или изменяться работодателем с учетом специфики организации и выполняемой работы.
Также для государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, действует постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Данной категории организаций это постановление предписывает иметь утвержденные планы по организации применения профессиональных стандартов. Такие планы должны включать список подлежащих к применению профессиональных стандартов, сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении кадрового состава, список локальных нормативных актов, применяемых с целью реализации положений профессиональных стандартов. Также в этих планах определяются этапы применения профессиональных стандартов. Реализация указанных планов должна быть завершена 1 января 2020 г. С этого момента для данных категорий организаций профстандарты окончательно становятся обязательными в части требований к квалификации, необходимой для выполнения трудовой функции.
Направления использования профессиональных стандартов в организации
Исходя из содержания профессиональных стандартов (в частности, в сфере ДОУ), можно выделить следующие направления их применения в практической деятельности организации:
1. Они могут применяться для построения служб ДОУ в различных по масштабу организациях. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции представляют собой участки работы по ДОУ, которые могут быть поручены как отдельным сотрудникам, так и целым структурным подразделениям, включенным в состав службы. Трудовые функции сгруппированы по определенным направлениям деятельности, что позволяет правильно распределить работу в соответствии с логикой делопроизводственного процесса.
2. Наименования должностей, включенных в профессиональные стандарты, могут являться основой для подготовки штатного расписания.
3. Также профессиональные стандарты применяются с целью разработки локальных нормативных актов организации и в первую очередь должностных инструкций работников. В них из профстандартов следует позаимствовать квалификационные требования, выполняемые функции и должностные обязанности.
4. Перечисленные в стандарте трудовые действия являются теми элементами работы, которые можно нормировать. Используя формулы расчета необходимой численности, построенные на основе определения трудоемкости всех видов нормируемых и ненормируемых работ, можно рассчитать явочную численность5 работников службы ДОУ.
5. В стандартах для каждой обобщенной трудовой функции (должности) установлены уровни квалификации работников. Эти уровни утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В их описании даются такие показатели, как «полномочия и ответственность». Например, для 1 уровня квалификации установлено, что это «деятельность под руководством», для 2 – «деятельность под руководством с элементами самостоятельности», для 7 – деятельность «с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений». Используя этот инструмент, можно построить систему должностей службы, установить их подчиненность.
6. Поскольку в стандартах дается подробная характеристика умений и знаний, необходимых для выполнения трудовых функций, они могут быть использованы для подготовки планов и программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников.
7. Также с учетом этих показателей могут быть разработаны тестовые и иные контрольно-измерительные материалы для проведения аттестаций работников.
Кроме того, может проводиться независимая оценка квалификации работников или соискателей, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности / должность. Это процедура подтверждения соответствия квалификации человека положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, проводится независимым центром оценки квалификаций. Данная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сама оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204. Профессиональный экзамен может проводиться как по инициативе соискателя за его счет, так и по направлению работодателя за счет средств работодателя.
Процедура предполагает предоставление соискателем в центр оценки квалификаций установленного комплекта документов, рассмотрение центром этих документов, информирование соискателя о месте, времени, дате проведения профессионального экзамена и проведение такого экзамена.
Результаты экзамена оформляются установленным в Правилах комплектом документов и направляются в Совет по профессиональным квалификациям. Совет проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче соискателю свидетельства о квалификации, направляет сведения об этом в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения их в реестр.
На основании решения Совета по профессиональным квалификациям центр оценки квалификаций выдает соискателю свидетельство о квалификации в течение 30 дней со дня проведения экзамена.
Независимая оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей.
Таким образом, работодатель вправе, но не обязан направлять работников на прохождение НОК, и если работодатель хочет направить работника на прохождение оценки квалификации, то только с его согласия, сохраняя при этом за работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).
Также следует иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ нет основания для увольнения работника, квалификация которого по результату экзамена независимым центром оценки квалификации признана несоответствующей профессиональному стандарту.
В этом случае работодатель может обучить работника, доведя его квалификацию до установленного в стандарте уровня, или провести аттестацию работника, по результатам которой в случае неудовлетворительных результатов расторгнуть трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Направление на оценку в независимый центр не является законодательно установленной обязанностью работодателей. Даже те организации, для которых профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 г., могут проводить оценку квалификации своих работников с помощью любых форм: аттестации своими силами, сертификации в независимом центре и др.
Аттестация является важной процедурой в том случае, если по результатам проверки соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта работодатель предполагает увольнять работников по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Если нет, и организация просто хочет «подтянуть» уровень сотрудников, она может обойтись без сложной процедуры аттестации, а провести, например, экзамен или тестирование, которое установит соответствие работника требованиям профстандарта, и далее на основании его результатов могут быть составлены планы обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.
Должностей в сфере ДОУ, для которых обязательна независимая оценка, нет.
Свидетельство о квалификации выдается соискателю, прошедшему экзамен в центре оценки квалификации (ЦОК), и принадлежит ему. Срок действия свидетельства определяется советами по профессиональным квалификациям и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Этот срок устанавливается советами в зависимости от темпов развития каждого конкретного вида профессиональной деятельности (обновления технологий, необходимых знаний и умений).
Как и любой другой документ об образовании, работник или соискатель может предоставить это свидетельство работодателю. В ТК РФ этот документ не назван в числе обязательных, которые человек должен предъявить работодателю при трудоустройстве. Поэтому соискатель может (но не обязан) принести на собеседование оригинал свидетельства, а работодатель может снять с него копию и поместить ее в личное дело работника.
Если работник получил неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, ему выдается не сертификат, а заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя. В этом случае работодатель может принять решение о проведении аттестации или о необходимости обучения работника, но может и проигнорировать результаты оценки, если работник ему действительно важен.
Учитывая, что независимая оценка – дело добровольное, работник не обязан уведомлять работодателя о ее прохождении (и результатах), а работодатель не обязан это как-либо контролировать и требовать от работника сертификат, даже если работник такую оценку прошел.
Работодатель вправе с письменного согласия работника направить его на такую проверку в ЦОК за счет работодателя. Только в этом случае организация имеет право затребовать сертификат.
Сведения о сертификатах, полученных гражданами, передаются в соответствующий реестр. Но там сейчас можно найти свидетельство по регистрационному номеру и дате выдачи, а вот поиск по Ф.И.О. пока не производится.
ЦОК – не «проверяющий орган». Он скорее обслуживает интересы работников и работодателей, например, когда работодатель хочет понять квалификацию (соответствие профстандарту) работника либо претендента на должность, либо когда человек хочет документально подтвердить свою квалификацию.
Государство планомерно и очень настойчиво развивает тему профстандартов и ЦОК, создавая все больше регулирующих правовых актов, ведя огромную работу по созданию профстандартов. Очевидно, это связано с желанием повысить эффективность труда. И если государство задалось этой целью, оно обязательно доведет дело до конца. А пока независимая оценка – дело добровольное (и не пользующееся большой популярностью, поскольку платное), но это может и поменяться.
На самые наболевшие вопросы, связанные с направлением работодателем сотрудников на обучение, ответим в следующем номере