Директивно плановое руководство деятельностью

Планирование — это управленческая функция, предполагающая определение и обоснование целей, а также способов и средств их достижения. Оно проводится как на уровне компаний для повышения эффективности деятельности, так и на уровне государства для регулирования развития экономики.

Планирование экономики предполагает использование определенной методологии, которая определяет основные принципы, подходы и методы прогнозирования и проведения плановых расчетов, описывает логику их осуществления.

На данный момент существуют две основные методологии планирования социально-экономического развития: директивное планирование, основанное на марксистско-ленинской теории, и предполагающее командно-административную систему управления государством, а также индикативное планирование, которое характерно для стран с рыночной экономикой.

Что значит директивное планирование

Директивное планирование экономики предполагает строгое выполнение запланированных значений и четкий контроль за их выполнением. В рамках этой формы планирования осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, до конкретных исполнителей.

Директивное планирование характерно для плановой экономики, построенной на административно-командном, распределительном методе управления. Для такой системы используется централизованное планирование, при котором предприятия не участвуют в разработке планов, а действуют в соответствии с полученными сверху заданиями.

Директивное планирование экономики предполагает сильную централизацию государственной власти, которая оказывает прямое воздействие на все области жизни общества конкретной страны, а также сосредоточение экономических ресурсов в собственности государства и отсутствие свободного механизма спроса и предложения. Основным источником планирования служит статистика.

Тем не менее, директивный план может успешно применяться при решении важнейших народнохозяйственных задач, связанных с необходимостью концентрации, маневрирования ресурсами в больших масштабах, в частности — в экстремальных ситуациях (война, послевоенное восстановление экономики, крупные стихийные бедствия).

История формирования методологии директивного планирования и ее практическое применение

Директивное планирование практиковалось в Советском Союзе, входящих в его состав республиках, государствах Восточной Европы и социалистического лагеря. Это была главная форма государственного регулирования социально-экономического развития.

В соцстранах директивное планирование применялось с целью прямого воздействия управляющего центра на все звенья и сферы экономики. Планы были адресными, то есть устанавливались для каждого предприятия, и были чрезмерно детализированы. При этом, планирование предусматривало не только определение требуемых показателей плана, но и распределение необходимых для реализации ресурсов между организациями, которые его исполняли.

Становление директивного планирования в СССР

Формирование методологии директивного планирования как общегосударственной системы происходило в 20-30-х годах прошлого века и было связано с необходимостью мобилизации ресурсов для решения задач по индустриализации государства, созданию новых отраслей промышленности, освоению территорий.

Цель заключалась в ликвидации рынка, замене его централизованным распределением ресурсов и продукции, чтобы в условиях разрухи восстановить фабрики, заводы, транспорт и другие отрасли, обеспечить промышленность, топливом и сырьем.

Одним из первых в новом социалистическом государстве стал план электрификации всей страны — ГОЭЛРО, который был утвержден в 1920 году. Для его реализации была учреждена Государственная Комиссия по Планированию, которая координировала планы союзных республик и устанавливала годовые плановые показатели. В 1925 году Комиссию преобразовали в Госплан (Государственная общеплановая комиссия, позднее — Государственный Комитет СССР по планированию), который начал подготовку к формированию единого экономического плана развития народного хозяйства страны.

В 1927 году была объявлена необходимость создавать планы, представляющие собой не прогнозы, а директивы, которые устанавливают направление хозяйственного развития в масштабе всей страны и являются обязательными для исполнения. В связи с этим в следующем году Госплан приступил к составлению долгосрочных пятилетних планов и получил функцию контроля за их выполнением.

Пятилетние планы в советское время представляли собой глобальную программу, которую государство разрабатывало для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся.

Причины отмены директивного планирования

Госплан был главным органом, который занимался согласованием экономических интересов ведомств и республик, и вел ежедневную координацию производственных процессов. В определенные периоды существовал еще один орган — Госснаб СССР (Государственный комитет по снабжению народного хозяйства). В его сферу ответственности входило планирование распределения материальных ресурсов.

В период 1921-1960 годов директивное планирование производства обеспечило рост ВВП и позволило создать мощный промышленный комплекс, а в экстремальных условиях послевоенного времени — достаточно быстро восстановить экономику.

С другой стороны, в советское время госпланирование способствовало формированию пассивного отношения к процессу планирования со стороны предприятий и было ориентировано на отрасли, в развитии которых в первую очередь заинтересовано государство. С 1960-х годов эффективность директивных планов снижается, что выражается в медленном приросте ВВП, невыполнении задач аккумулирования и распределения, медленном внедрении технологических изобретений.

Фактически директивное планирование в условиях мирного времени вызвало экономическое отставание. Оно было отменено в 1991 году в связи с ликвидацией Государственного планового комитета СССР, как и самого Советского Союза.

Характеристики директивного планирования

Директивное планирование на уровне государства имеет ряд характерных черт:

  • Формирование целей и задач развития предприятий определяется решениями центральных органов исполнительной власти без учета возможностей субъектов хозяйствования и рынка.
  • Процедуры составления планов строго регламентированы и предусматривают установление контрольных цифр, лимитов, норм и нормативов, заказчиков, поставщиков ресурсов, цен и тарифов.
  • Ответственность за результаты плановой деятельности при невыполнении плана.
  • Максимальное использование производственных ресурсов для достижения показателей без применения принципов оптимизации.
  • Отсутствие конкуренции — деятельность однородных субъектов хозяйствования регулируется в централизованном порядке.

Специфика директивного планирования

Директивный план не подвергается обсуждению — он спускается сверху и становится для исполнителей обязательным к реализации. При этом, необходимо строго соблюдать плановую дисциплину, поскольку промышленные предприятия, хозяйственные органы, должностные лица несут ответственность за невыполнение заданий.

Директивное планирование предусматривает распределение ресурсов из единого экономического центра. То есть для каждого предприятия назначается свой поставщик сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также потребители, которые должны получить готовую продукцию.

Модель планирования не позволяет промышленным предприятиям самостоятельно определять ассортимент продукции, ее стоимость и рынки сбыта. Основными рычагами директивного планирования производства являются бюджетное финансирование, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

При подобной централизации госпланирования развивается бюрократия, которая препятствует росту эффективности экономики и хозяйственной деятельности, модернизации производств, внедрению новинок научно-технического прогресса.

Директивное распределение материальных благ, трудовых ресурсов и финансирования проводится без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными критериями, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии государства.

Минусы директивных планов

Директивное экономическое планирование было неэффективно по ряду причин:

  • отсутствия конкуренции, что способствовало замедлению темпов экономического роста и стагнации;
  • отсутствия определенных управленческих функций у руководства предприятий, которое не позволяло оперативно решать проблемы на производстве;
  • низкой мобильности системы, которая не предусматривала возможность реагировать на перемены потребностей в продукции;
  • возникновения дефицита необходимых товаров при излишнем предложении ненужной продукции;
  • нерациональное использование ресурсов, поскольку планирование направлено на искусственный рост экономики, а не на повышение ее эффективности.

Директивное планирование на производственном предприятии

Директивные планы могут разрабатываться как государственными органами управления, так и внутри организаций. По отношению к производственному предприятию директивное планирование означает, что планы движутся сверху вниз с четко заданными показателями. В этом случае степень свободы подразделений предприятия, филиалов крупных компаний в определении плановых заданий минимальная.

В этом случае все недостатки директивного планирования производства отражаются на эффективности деятельности предприятия. Рыночная ситуация меняется очень быстро, но организация не может оперативно реагировать на все изменения, в результате чего снижается ее конкурентоспособность.

Альтернативная модель планирования

Еще одна распространенная методология планирования — индикативная. Она предполагает определение индикаторов — системы параметров, которые характеризуют и оказывают наибольшее влияние на состояние и развитие экономики государства. Индикативный план не является обязательным для промышленных предприятий, поэтому носит в основном рекомендательный характер.

Индикаторами социально-экономического развития являются показатели, которые отражают динамику, структуру и эффективность экономики, финансовое состояние, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. В первую очередь они необходимы для того, чтобы государство могло оценить необходимость вмешательства в естественные рыночные процессы в ситуации, когда рынок не справляется и общественное благосостояние находится под угрозой.

Индикативное планирование относится к методам, с помощью которых государство реализует социально-экономические программы. Оно должно обеспечить решение ключевых проблем, которые невозможно устранить только рыночными методами.

Этот вид госпланирования является наиболее распространенным во всем мире. Он затрагивает макроэкономический уровень, воздействуя на социальные и экономические процессы с целью достижения требующегося значения индикаторов.

В модели индикативного планирования немаловажная роль отводится производственным предприятиям, поскольку она позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действуя как в интересах собственного бизнеса, так и общества в целом. Основная цель индикативного планирования — создание наиболее благоприятных организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

Применение индикативного планирования на предприятии

Индикативное планирование имеет важнейшее значение для современного управления производством. Оно в первую очередь основывается на прогнозировании, позволяя определить приоритетные направления развития компании с учетом взаимодействий с внешней средой и обеспечить максимальное использование внутренних возможностей и ресурсов.

Для реализации концепции индикативного планирования необходимы современные инструменты. СНАРЯД | APS — автоматизированная система оптимизационного планирования производства, основанная на использовании искусственного интеллекта.

Программное обеспечение СНАРЯД | APS позволяет сделать деятельность компании максимально эффективной за счет оптимизации всех процессов, связанных с производством, минимизации издержек и повышения производительности. Возможности системы включают: оперативную корректировку планов, моделирование различных сценариев и удобную визуализацию всех процессов с помощью диаграммы Ганта.

Директивное экономическое планирование

Содержание:

  • Планирование в управлении: особенности формы менеджмента
  • Что такое директивное планирование: признаки и базовые элементы

    • Основные принципы 
  • Виды директивного планирования
  • Особенности директивного планирования
  • Этапы директивного планирования
  • История формирования директивного планирования

    • Причины отмены 
  • Преимущества и недостатки директивного планирования

    • Плюсы 
    • Минусы 
  • Примеры директивного планирования

    • Первый пятилетний план
    • Второй пятилетний план
    • Третий пятилетний план
    • Планы Государственного планирования Китая
    • Директивное планирование в Индии
  • Индикативное планирование как альтернатива директивного планирования

    • Основы индикативного планирования
    • Использование индикативного планирования в бизнесе
    • Использование индикативного планирования в экономике
    • Преимущества индикативного планирования
    • Примеры индикативного планирования

Планирование в управлении: особенности формы менеджмента

Планирование играет важную роль в управлении, поскольку помогает организациям достигать своих целей и задач. Это процесс, в ходе которого определяются цели и миссия организации, а также определяются шаги, необходимые для их достижения.

Планирование осуществляется в несколько этапов. Вот некоторые из них: 

  1. Определение целей и миссии предприятияпроекта. Первый шаг планирования — определение целей и миссии организации. Цели должны быть определены конкретно, измеримо, достижимо, релевантно и ограничено во времени. Миссия организации определяет, что она делает и для кого она это делает. Она должна отражать ценности и принципы организации.
  2. Определение стратегий организации. Для достижения целей и миссии организации необходимо определить стратегии работы. Стратегии — это планы действий, направленные на достижение целей. Они должны соответствовать ресурсам, которые доступны организации, а также ее конкурентной среде. 
  3. Определение тактик работы. После определения стратегий, необходимо определить тактики, которые будут использоваться для их реализации. Тактики — это конкретные шаги, которые необходимо предпринять для достижения стратегических целей. Они должны быть конкретными и измеримыми.

Что такое директивное планирование: признаки и базовые элементы

Директивное планирование — это процесс, при котором централизованное государственное управление устанавливает стратегические цели и задачи для экономического и социального развития страны на определенный период времени, а также определяет меры и инструменты для их достижения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные принципы 

В директивном планировании принимают участие представители государственных органов и ведущих экономических организаций. Основными принципами директивного планирования являются:

  • централизованное управление экономикой;
  • установление плановых показателей;
  • контроль и регулирование выполнения плановых заданий; 
  • в процессе распределения хозяйственных задач не учитываются возможности хозяйствующих субъектов и рыночной ситуации;
  • планы составляются в соответствии с регламентом, при их разработке должны быть установлены контрольные цифры, нормы, лимиты, указаны заказчики, поставщики и цены; 
  • если план не будет выполнен, то будут приняты соответствующие меры со стороны государства;
  • производственные ресурсы используются по максимуму без оптимизации; 
  • нет конкуренции. 

Виды директивного планирования

Централизованное планирование — это система, в которой все экономические решения принимаются центральным правительством. В этой системе правительство устанавливает квоты на производство, потребление и распределение ресурсов. Централизованное планирование было широко распространено в странах бывшего Советского Союза и Китае.

Децентрализованным планированием называется система, в которой экономические решения принимаются на уровне предприятий и отдельных регионов. В этой системе правительство устанавливает общие цели и стимулирует предприятия для достижения этих целей. Децентрализованное планирование используется в рыночных экономиках.

Управляемый рынок — это система, в которой правительство регулирует экономическую деятельность через налоговую политику, субсидии и льготы. В этой системе правительство не устанавливает квоты на производство и потребление, но влияет на рынок через свои экономические меры. Управляемый рынок используется в большинстве современных рыночных экономик.

Особенности директивного планирования

Директивное планирование является одним из видов планирования, который характеризуется достаточно жесткими и четкими правилами и требованиями. Оно используется для регулирования различных сфер жизни общества и экономики.

Существуют следующие особенности директивного планирования: 

  1. Централизованное управление. Одной из основных особенностей директивного планирования является централизованное управление. В этом случае все решения принимаются на центральном уровне и далее распределяются по всей стране или региону. Такой подход позволяет достичь более эффективного контроля за реализацией плановых задач и обеспечивает более равномерное развитие экономики.
  2. Регулирование экономических процессов. Директивное планирование широко используется для регулирования экономических процессов в стране или регионе. Оно позволяет установить правила и нормы для различных отраслей экономики, определить объемы производства и потребления, а также обеспечить более эффективное использование ресурсов. 
  3. Ограничение свободного рынка. Директивное планирование может иметь и негативные стороны. Оно может ограничивать свободу рынка и индивидуальную инициативу предпринимателей. Более того, такой подход может приводить к искажению рыночных механизмов и ухудшению качества товаров и услуг.

Этапы директивного планирования

Процедура директивного планирования проводится в несколько этапов. 

  1. Определение стратегических целей. Первый этап директивного планирования — определение стратегических целей. Центральное государственное управление определяет основные направления развития страны на долгосрочную перспективу. Эти цели должны быть конкретными, измеримыми и реалистичными.
  2. Разработка планов. На втором этапе государственные структуры разрабатывают планы, которые должны реализовать стратегические цели. Планы включают в себя конкретные мероприятия и задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленных целей.
  3. Распределение ресурсов. Третий этап — распределение ресурсов. Центральное государственное управление определяет, какие ресурсы необходимы для реализации планов, и распределяет их между регионами и организациями.
  4. Мониторинг и контроль. Четвертый этап — мониторинг и контроль. Государственные структуры отслеживают выполнение планов и достижение поставленных целей. Если необходимо, производятся корректировки и уточнения планов.

На втором этапе директивного планирования, когда государственные структуры разрабатывают планы, целесообразно выделять группы задач по их приоритетности. Это позволяет более эффективно использовать ресурсы и достигать поставленных целей.

Примечание 1

При определении стратегических целей и разработке планов, центральное государственное управление может привлекать заинтересованные стороны, например представителей бизнес-среды, научных кругов и общественность. Это позволяет учитывать мнение различных групп и обеспечивать более широкую поддержку в процессе реализации планов.

Директивное планирование может быть интегрировано с другими видами планирования, такими как стратегическое, тактическое и операционное планирование. Таким образом появляется возможность обеспечить более целостный и эффективный подход к управлению ресурсами и достижению поставленных целей.

История формирования директивного планирования

В СССР директивное планирование считалось одним из главных инструментов государственного управления экономикой. Оно было создано в 1920-е годы, когда Советская власть столкнулась с необходимостью восстановления разрушенной в результате Первой мировой войны экономики страны. В этот период были созданы государственные комиссии по экономическому планированию, которые разрабатывали годовые планы экономического развития.

В 1928 году было принято решение о запуске первой пятилетки, которая стала первым длительным периодом планирования экономики в СССР. Она была основана на директивном планировании, которое предполагало строгое централизованное управление экономикой. В рамках пятилетки были запущены крупные промышленные проекты и начато строительство многих градостроительных объектов.

В 1950-е годы были проведены реформы, направленные на совершенствование директивного планирования. Они позволили улучшить качество планирования и повысить эффективность использования ресурсов. Однако, несмотря на все улучшения, директивное планирование стало сталкиваться с проблемами, связанными с ростом сложности экономических процессов и увеличением числа участников рынка.

В 1980-е годы начался процесс перестройки экономики, который привел к отказу от директивного планирования и переходу к рыночной экономике. Однако остатки директивного планирования сохранились в некоторых отраслях экономики до настоящего времени.

Причины отмены 

В советской экономике директивное планирование было одним из главных инструментов управления экономикой. Однако, в начале 1990-х годов было принято решение об отмене директивного планирования. 

Директивное планирование в стране было отменено в силу следующих причин: 

  1. Нарушение экономической свободы. Одной из главных причин отмены директивного планирования стало нарушение экономической свободы населения. В условиях директивного планирования государство контролировало все аспекты экономики, что не позволяло индивидуальным предпринимателям и компаниям свободно развиваться и принимать решения. Это привело к замедлению экономического роста и отставанию от развитых стран.
  2. Низкая эффективность. Еще одной причиной отмены директивного планирования стала его низкая эффективность. Государственные плановые задания в большинстве случаев не выполнялись, что приводило к накоплению ресурсов и средств в ненужных отраслях экономики, а в некоторых — к нехватке. Кроме того, отсутствие конкуренции и инноваций снижало качество и доступность продукции.
  3. Недостаток гибкости. Еще одной причиной отмены директивного планирования был недостаток гибкости системы. Государственные планы и задания были утверждены на длительный срок, что не позволяло быстро реагировать на изменения в экономической ситуации. Это приводило к большому количеству неэффективных решений и потерям.

Преимущества и недостатки директивного планирования

Данная система имеет большое количество плюсов и минусов.

Плюсы 

Одним из главных преимуществ директивного планирования является возможность государства контролировать экономику. Благодаря государственному планированию можно управлять процессами производства, распределения ресурсов и ограничивать монополии. Это позволяет государству регулировать экономические процессы и обеспечивать социальную стабильность.

Другим преимуществом директивного планирования является возможность более точно прогнозировать экономические результаты. Централизованный орган может анализировать экономические данные и использовать их для принятия более точных решений, чем это возможно в децентрализованной экономике.

Минусы 

Одним из основных минусов директивного планирования является ограничение свободы предпринимательства. Предприятия и организации не могут самостоятельно принимать решения и развиваться в соответствии с рыночными условиями, что может приводить к неэффективному использованию ресурсов и снижению производительности. Это может приводить к неэффективному использованию ресурсов и снижению производительности. В децентрализованной экономике, напротив, предприниматели имеют большую свободу в принятии решений и могут быстрее реагировать на изменения рыночных условий.

Примечание 2

Другим недостатком директивного планирования является отсутствие инноваций. Централизованный орган может сосредоточиться на текущих задачах и не обращать внимание на новые идеи и разработки, которые могут быть полезны для экономики в будущем. В децентрализованной экономике, наоборот, предприниматели имеют большую мотивацию для инноваций, так как они могут привести к увеличению прибыли и конкурентоспособности.

При выборе между директивным и децентрализованным планированием необходимо учитывать особенности конкретной экономической ситуации и выбирать наиболее подходящий подход к управлению. Некоторые экономики могут требовать централизованного управления, особенно в условиях кризиса или нестабильности. Однако, в более стабильных экономических условиях, децентрализованное управление может быть более эффективным.

При этом следует помнить, что директивное планирование требует большого количества ресурсов и может быть неэффективным в длительной перспективе. Оно также может привести к возникновению бюрократии и коррупции, что может негативно сказаться на экономике в целом. Поэтому, при принятии решения о том, какой подход выбрать, необходимо учитывать все его плюсы и минусы и выбирать наиболее оптимальный вариант для конкретной экономической ситуации.

Примеры директивного планирования

Один из наиболее известных примеров директивного планирования — это пятилетние планы, которые были введены в Советском Союзе в 1928 году. Они представляли собой серию планов, которые определяли экономические цели и пути их достижения на протяжении пятилетнего периода. Планы были разработаны правительственными органами и включали в себя все аспекты экономики, включая промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Первый пятилетний план

Первый пятилетний план был утвержден в 1928 году и продолжался до 1932 года. Основной целью этого плана было ускорение индустриализации страны. В рамках плана были созданы новые фабрики и заводы, освоены новые технологии и развиты транспортные сети.

Второй пятилетний план

Второй пятилетний план был утвержден в 1933 году и продолжался до 1937 года. Главной целью этого плана было укрепление обороноспособности страны. В рамках плана были созданы новые оборонные предприятия и развита оборонная промышленность.

Третий пятилетний план

Третий пятилетний план был утвержден в 1938 году и продолжался до 1942 года. Этот план был связан с подготовкой к войне. В рамках плана были созданы новые производственные мощности и развита транспортная инфраструктура.

Планы Государственного планирования Китая

Китай также использовал директивное планирование в своей экономике. С 1953 по 2016 год правительство разрабатывало и внедряло планы Государственного планирования, которые определяли экономические цели и пути их достижения. В планы включались меры, направленные на развитие экономики, такие как инвестиции в инфраструктуру, науку и технологии.

Директивное планирование в Индии

Индия также использовала директивное планирование с 1951 по 2015 год. Ежегодно правительство разрабатывало План пятилетки и ежегодные планы, которые включали в себя экономические цели и пути их достижения. В планы входили меры, направленные на снижение бедности и неравенства, развитие сельского хозяйства и промышленности.

Индикативное планирование как альтернатива директивного планирования

Индикативное планирование — это метод планирования, который используется для прогнозирования будущих событий на основе прошлого опыта и текущих данных. Он широко применяется в различных областях, включая бизнес, экономику, политику и технологии. 

Основы индикативного планирования

Индикативное планирование основано на исторических данных и текущих трендах. Оно позволяет прогнозировать будущие события на основе прошлых результатов и текущих данных. Индикативное планирование сосредоточено на том, что произойдет в будущем, если текущие тенденции будут продолжаться. Оно может быть полезно для бизнеса, чтобы определить будущие продажи, а также для экономики, чтобы прогнозировать будущий рост или спад.

Использование индикативного планирования в бизнесе

Индикативное планирование может быть полезно для бизнеса, когда необходимо прогнозировать продажи или доходы на будущее. Он используется для определения будущих требований к производству и управлению запасами, что может помочь бизнесу избежать недостатка или избытка запасов. Индикативное планирование также может помочь бизнесу понять, какие ресурсы будут необходимы, чтобы достичь заданных целей.

Использование индикативного планирования в экономике

Индикативное планирование может использоваться в экономике для прогнозирования будущего роста или спада. Оно может помочь правительству определить, какие меры нужно принять, чтобы стимулировать экономику или предотвратить кризис. Индикативное планирование также может помочь экономике понять, какие отрасли будут расти в будущем, и какие меры могут быть предприняты, чтобы максимизировать их потенциал.

Преимущества индикативного планирования

Индикативное планирование может предоставить предприятию несколько преимуществ. Во-первых, оно помогает разработать более гибкие планы, которые могут быстро изменяться, если это необходимо. Во-вторых, оно может улучшить коммуникацию между сотрудниками и руководством, поскольку все понимают, что планы являются рекомендуемыми, а не обязательными. 

Примечание 3

В-третьих, оно может помочь снизить стоимость планирования, поскольку меньше времени затрачивается на разработку детальных планов, которые могут стать устаревшими.

Примеры индикативного планирования

Одним из примеров индикативного планирования может быть разработка гибкого графика производства. Вместо того, чтобы разрабатывать жесткий график производства, который может стать устаревшим из-за изменений в спросе или поставках материалов, предприятие может разработать гибкий график, который позволит быстро реагировать на изменения.

Другим примером может быть установление целей продаж. Вместо того, чтобы устанавливать жесткие цели продаж на год или квартал, предприятие может установить рекомендуемые цели, которые могут быть изменены в зависимости от изменений на рынке.

Добавлено в закладки: 0

Что такое директивное планирование? Описание и определение понятия.

Директивное планирование — это особый процесс разработки планов, которые в свою очередь доводятся вышестоящими органами управления до отдельных структурных подразделений.

Планирование иногда может рассматриваться в виде определенной формы общественной работы или же специфичной функции управления. Такое планирование может выступать в виде эффективного инструмента для реализации любых госпрограмм. В виде основополагающих объектов данной деятельности в масштабах отдельно взятой страны выступают соцсфера, а также экономика.

Директивное планирование – это одна из наиболее распространенных форм реализации программ, которая применялась главным образом  в советское время.

Рассмотрим более детально, что значит директивное планирование.

Общие сведения и цели

Соцэкономика содержит в себе ряд особых специфических черт. Она гарантирует особую форму управления нархоз комплексом. В ее качестве выступает планирование, называемое централизированным. Несмотря на тот факт, что советский режим остался уже в далеком прошлом, в данное время такая форма управления чаще всего применяется в одном ряду с разнообразными рыночными механизмами. Главным образом, это обуславливается тем, что при создании новых условий нормальной работы нархоз комплекса очень важно точно прогнозировать перспективы для развития.

Планирование можно рассматривать как процесс особого принятия решений, который базируется на обобщении изначальных данных.

Такой процесс планирования предполагает определение, также как и научное обоснование разнообразных целей, путей, равно как и средств их достижения, главным образом с помощью дачи сравнительной оценки разнообразных вариантов и выбора самого оптимального из них в условиях того развития, которое ожидается. Госпланирование помогает связать между собой все производственные факторы, кроме того оно обеспечивает поддержание уровня сбалансированности стоимостных, также как и натурально-вещественных потоков. Оно помогает эффективно и рационально применять и распределять имеющиеся ресурсы для того, чтобы было возможным реализовать поставленные задачи. Вся суть деятельности сводится не только к разработке и доведению очень многочисленных результатов до самих исполнителей напрямую, а в том, чтобы поставить цели, для осуществления предполагаемого развития и получения средств для того, чтобы достичь их в реальности. В зависимости от различных форм проявления существуют: стратегические, индикативные, а также та форма, которую мы рассматриваем – директивное планирование. В наше время и при сегодняшних условиях самыми распространенными считаются первая и вторая из них.

Директивная система планирования и специфика директивного планирования

Такая система предполагает под собой разработку программ, которые обладают силой юридического закона, а также средств, любых механизмов, которые будут направлены на их реализацию. Созданные определенной схемы обязательны для любого исполнения. При этом всем должны определяться должностные лица, которые будут нести ответственность за весь процесс. Многие люди, которые относятся по своему возрасту к более старшему поколению прекрасно знают и помнят, что такое госплан. Советский Союз и восточноевропейские государства очень часто применяли рассматриваемую нами схему в управлении нархоз комплексом. С помощью ранее разработанных программ правительство каждой страны прямым образом имело право оказывать влияние на все его стороны и звенья. Госплан Союза носил исключительно адресный характер и отличался по своей структуре исключительной детализацией. Кроме всего прочего, на практике такой план достаточно часто так и не шел дальше того, чтобы выйти за пределы написанного на бумаге, чем абсолютно полностью себя дискредитировал.

Директивное планирование – это некая форма управления, которая предполагает строгое соблюдение дисциплины, несение  ответственности предприятиями, управление должностных лиц, хозорганов за невыполнение поставленных перед ним задач.

Директивное планирование сопровождается очень строгим контролем в отношении выпуска продукции и рассредоточением ресурсов. Каждый отдельный поставщик привязан в конце концов к своему покупателю, а потребитель, четко знает, от кого он будет получать комплектующие, полуфабрикатные товары и сырье. Министерство экономики само решает, сколько, каким образом, когда изготавливать и производить, по какой цене и кому реализовать. Инициатива хозсубъектов при этом абсолютно исключена.

Реализация и структурные элементы

Директивное планирование – это некая форма управления. При ней устанавливаются адресные задания, после чего распределяются ресурсы, которые крайне нужны для их выполнения. При монополизме госсобственности централизованное планирование захватывает собой абсолютно все сферы жизнедеятельности любого общества. В качестве основных рычагов выступают следующие факторы:

  • Лимиты капитальных вложений;
  • Бюджетное финансирование;
  • Госзаказы;
  • Фонды материальных и техресурсов.

В ходе разработки схем исполнители не выступают в главном качестве и не играют главную роль. Разработчики разных программ осуществляют централизованное снабжение, и берут на себя обязанность по обеспечению материально-технических ресурсов, что способствует хорошему и быстрому достижению показателей. При этом очень часто доведение ранее разработанных программ не подпитывается выделением нужных на то ресурсов. В таких случаях план, конечно же становиться неким бременем.

При всем своем многообразии, формы собственности Министерство по делам экономики часто использует как компоненты, используя прежние схемы для управления в госсекторе и для бюджетного финансирования. Такие элементы, в частности, входят в состав следующих программ:

  • Поставок продукции для обеспечения федеральных госнужд.
  • Развития госсектора в развитии экономики.
  • Принятые программы направленные на финансирование из федерального бюджета.

Директивное планирование можно рассматривать как способ управления, полностью исключающий в себе воздействие непосредственно самого рынка на хозсистему. Разрабатываемые программы входят потом в состав на макроуровень, и составляют практически все микроэкономические показатели. Предприятия в тоже время не становятся  автономными. При принятии решений полностью исключается оценка микроэкономических точек. Тут, место рынка занимает план, цены заменяет объем, кредитов заменяет финансирование, товарного обмена заменяется дезагрегирование и агрегирование, предложения и спроса заменяется на баланс. Директивное планирование стоит рассматривать только как административную процедура. Ее ход не связан с использованием ценовых механизмов.

Опыт управления и альтернативное решение

Переход от централизованного планирования уже потом к другим его формам предполагает, следующее. А именно, что будут устранены противоречие интересов между самими исполнителями и разработчиками каких – либо программ. Для того, чтобы успешно достичь общих целей схемы не нужно приводить в виде заданий. Их разработку нужно давать на развитие самим исполнителям. Между всем прочим, вполне неудачный опыт прошлых лет не должен помешать применять директивное планирование производства для решения общенациональных возникающих проблем. Следует также понимать, что такая схема, выступает сама по себе как самая что ни на есть альтернатива рыночной самонастройке, но она не будет ее прямым антиподом. Она представляет из себя важный инструмент, который применим не только самим государством в целом, но в то же время и сферой бизнеса в в данном конкретном случае.

Директивное планирование применимо в тех случаях, когда нужно решить масштабные проблемы. Такая форма управления нархоз комплексом это очень эффективная форма при индустриализации определенной страны, создание оборонного потенциала, структурном образовании промпредприятий и другого подобного этому. Однако применять на практике централизованное планирование необходимо в отягощенных, или наиболее критических случаях. Например, в тех ситуациях, когда например, происходит стихийные бедствия, войны, депрессии, или в случае кризиса. Масштабы, равно как и сроки директивной политики при этой ситуации должны быть лимитированы.

В наши дни, наибольшую популярность в мире получает индикативное планирование. Оно выступает в виде средства реализации соц и хозполитики государства, основного метода влияния на работу рыночного режима. Индикативное планирование по большей части способствует наиболее эффективному решению огромного множества проблем в разных случаях. Оно применяется тогда, когда только лишь рыночных механизмов без госвмешательства вовсе недостаточно.

Особенности схемы и содержание процесса

Рекомендательное планирование представляет из себя процесс создания комплекса показателей, с помощью которых характеризуется развитие, равно как и общее состояние нархозсектора. Данные параметры в полной мере соответствуют госполитике и предполагают определенные меры воздействия правительственных органов на процессы. Индикаторами прямого развития являются показатели, которые отражают эффективность, структуру, равно как и динамику хозсферы, состояние, а также характер обращения денежных средств, рынка ценных бумаг, разнообразных товаров, качество жизни всех граждан, уровень взаимодействия и коммуникации с имеющимися зарубежными торговыми партнерами и прочее подобное этому. Внутренне сбалансированный комплекс таких параметров помогает получить количественную оценку госдеятельности в соц-хозсфере, на реализацию которой в свою очередь и ориентируются меры госрегулирования.

Вся суть индикативного планирования состоит главным образом в обосновании задач, конечных целей, методов, а также и  направлений политики определенного государства. Оно выступает в виде эффективной формы взаимодействия абсолютно всех федеральных институтов управления, при чем происходит это как друг с другом, так и с региональными представительствами, а осуществляется это в интересах развития хозсектора и его отдельных компонентов. Роль всего планирования заключается в прямом указании участков, в которые нужно в срочном порядке вмешаться государству в строго исключительных случаях. Власть не оказывает прямого влияния на предприятия, однако отдельные наиболее крупные компании, глубоко заинтересованы в сотрудничестве с правительством, потому что они остро нуждаются в качественной поддержке при привлечении к делу зарубежных инвестиций, продвижении отдельной личной продукции на мировые рынки и прочее подобное этому. Индикативные планы не ограничивают инициативу бизнеса. Однако, вместе с этим они помогают наметить единственный курс управления разнообразными фирмами, дать полную информацию предприятиям о потенциальном спросе, известить ситуации в совокупных отраслях, положении дел в текущий момент на рынке труда и так далее и тому подобное. Без планирования никак невозможно обосновать определенные инвестиции. Разработанные и сформированные  программы оказывают очень сильное влияние на госрасходы. Планирование помогает достаточно органично соединять между собой социально-экономические концепции, равно как и прогнозы состояния хозсферы, комплекс регуляторов, объемы и размеры федеральных капвложений, равно как и поставки для госнужд, вопросы, связанные с управлением госпредприятиями.

Эффективность, долгосрочные перспективы и специфика стратегических программ

Индикативное планирование основывается главным образом на приоритетах, под которые создают стимулирующие механизмы. На этапе, когда происходит переход к рыночным отношениям, оно выступает своего рода как объективное, а также закономерное продолжение и развитие процесса, который был спрогнозирован. Это обуславливается главным образом тем, что в последний включается достаточно много составляющих частей. Кроме, самого прогноза, в такой процесс анализа входят госпрограммы, комплекс регуляторов, равно как и поставки для госнужд, размеры федеральных капвложений и прочее подобное этому. Говоря другими словами, процедура анализа полностью выходит за рамки самого обычного предвидения разных ситуаций. Эффективность таких планов можно доказать с помощью международной практики. Достаточно результативными они стали в Японии и во Франции. Основываясь на правительственный сектор, они помогают хорошо ускорить темпы развития нацэкономики.

Директивное, в равной степени как и индикативное планирование в основном используются в течение совсем непродолжительного времени. На самую долгосрочную перспективу направлены все стратегические программы. Такой вид планирования предполагает установление определенных целей, их формирование, а также выделение средств, которые очень нужны для их достижения. В таком случае в качестве главной задачи выступает установление наиболее правильного соотношения между этими двумя элементами. Стратегические цели касаются в первую очередь удовлетворения нужд всех людей. На формирование разных потребностей влияние оказывают в равной степени как внешние, так и внутренние факторы. В тех случаях, когда существует ограниченность ресурсов, что характерно для абсолютно любой страны, выбор главных целей всегда сопровождается расстановкой основных приоритетов.

В виде отличительных черт такой формы планирования нужно выделить:

  • Формирование целей, который обладает определяющим значением для нархозкомплекса;
  • Ресурсное обеспечение реализации задач;
  • Учет влияния внутренних и внешних условий;
  • Цель стратегических программ состоит в формировании пригодного потенциала для предстоящего наиболее успешного развития нархозкомплекса.

Реализация программ происходит в течение разного времени. Это зависит от периода действия. Определяют долгосрочные, те которые рассчитаны на 10 и более лет, среднесрочные на 5 лет и текущие, рассчитанные на год. На практике существуют все указанные выше разновидности планов. Это в свою очередь обеспечивает преемственность программ их достижение, и достижение разноудаленных по времени целей.

Классификация и особенности программирования

В ходе перехода к рыночным отношениям весь процесс планирования претерпевает самые различные перемены. Его разновидностью можно считать программирование, в его задачи входит обеспечение решений главных вопросов, которые касаются экологических, соц, научно-технических, отраслевых, и многих других проблем. Данный процесс остро нужен для создания комплексного подхода и правильного распределения ресурсов. Программы могут создаваться на самом разном уровне иерархии. Одновременно с этим разработанный проект абсолютно всегда выступает как адресный документ, и имеет индикативный либо директивный характеа.

В зависимости от направления осуществляемых действия, их содержания и объекта программы, они  могут быть научно-техническими, соц-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными, или же целевыми, чрезвычайными и прочими другими. Региональные и нацпроекты являются по своему характеру комплексными. Они оказывают влияние на общехозяйственные вопросы и отображают предпочтительные варианты развития соци-экономической сферы любой страны в целом, либо же ее какого-то отдельного региона в частности.

Чрезвычайные программы, в своем большинстве, составляются на довольно таки непродолжительный срок. Они применяются в государстве при чрезвычайно критических ситуациях:

  • при массовой безработице;
  • при кризисе;
  • при опасной инфляции и прочих аспектах.

Мы коротко рассмотрели что такое директивное планирование, его специфику, особенности, эффективность и применение. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Директивное планирование — это… Определение понятия, особенности, применение на практике

  • 20 Сентября, 2018
  • Термины

Система директивного планирования – это такой вариант построения экономики, когда планы, стратегии формируются как законодательные акты. Одновременно руководящий состав предусматривает комплекс мер, позволяющих гарантировать исполнение задуманного. Такого рода планирование наблюдается, если формируются показатели, которых в обязательном порядке нужно достигнуть. Система может охватывать распределительные, производственные процессы, потребительские и обменные.

Общая информация

Централизованное директивное экономическое планирование – последовательность действий, позволяющая получить конкретный план, превращающийся в документацию с юридической силой, в сочетании с мерами, прибегать к которым необходимо, чтобы реализовать задуманное. Такого рода планы составляются адресно, при этом каждый исполнитель обязан исполнять рекомендованное им стратегией, и должностные лица отвечают за итоги рабочего процесса. Ранее система такого рода была внедрена на территории Советского Союза, к аналогичному построению экономики прибегали некоторые другие социалистические державы. Основной идеей подхода к экономике было формирование народного хозяйства и прямое влияние на каждое звено цепи процессов, включенных в него. Исключительной особенностью методологии того времени следует назвать избыточную детализацию, что существенно усложняло исполнение на практике задуманного руководством.

Директивное планирование экономики может практиковаться на государственном уровне. В этом случае правительство формирует стратегию, распространяющуюся на всю территорию и население державы. Есть вероятность внедрения такого подхода на уровне ниже: в отдельном концерне или предприятии.

Особенности методологии

Директивное планирование – тип экономической системы, ключевая особенность которой – повышенная ценность каждого составляемого руководящим составом плана. Такой документ становится обязательным к исполнению, что накладывает определенную ответственность на того, кто назначен исполнителем. Директивность подхода к планированию тесно связана с повышенными требованиями к дисциплинарной ответственности. При таком варианте работы необходимо четко следить за тем, как соблюдаются планы. Уже на этапе составления программы определяют должностных лиц, структуры и предприятия, ответственные за реализацию запланированного. При неисполнении задуманного этим лицам приходится отвечать по всей строгости закона.

Директивная – форма планирования, при которой тщательно контролируются производственные процессы, ответственно относятся к ресурсному распределению. Как правило, систему внедряют, если есть единый экономический центр. Поставщика связывают с конкретным потребителем, чьи запросы он должен исполнять. Соответственно, потребитель в любой момент знает, от кого ему нужно ожидать продукции, полуфабрикатов, комплектующих. У хозяйствующего субъекта отсутствует право самостоятельного определения того, что должно производиться и в каком объеме, какими должны быть каналы сбыта, на каких условиях работать с клиентом.

Нюансы работы системы

Директивное планирование производства реализуется за счет адресной программы. Ресурсы перераспределяются таким образом, чтобы это способствовало исполнению запланированного. В распределении участвуют только те лица, которые упоминаются в плане. Если в стране сформирована система госмонополии, то есть основные средства всех предприятий находятся в собственности державы, такого рода планирование полностью контролирует жизнедеятельность конкретного объекта, затрагивая все аспекты его активности. Директивное планирование реализуют через финансирование из бюджета, определение ограничений капитального финансирования. Со стороны государства поступают заказы на продукцию, одновременно формируются четко контролируемые властными структурами фонды ресурсов: материалов, техники.

формы планирования директивное

Директивное планирование экономической системы – такой специфический вариант построения хозяйствования страны, при котором показатели назначаются управляющим персоналом, в то время как исполнители минимально влияют на стратегию. Лица, ответственные за составление плана, обязаны обеспечивать исполнителей материальными ресурсами и технически, дабы непосредственные работники могли справиться с задачей. Такой формат работы – один из основных недостатков рассматриваемой формы стратегического планирования. На практике известно, что очень часто планы доводятся до исполнителей, в то время как реальной поддержки не оказывается, и исполнение задуманного превращается из работы в бремя, которое, по мнению многих аналитиков, сродни налогу.

Работаем: с пользой или нет?

Директивное государственное планирование – это такой вариант экономического устройства державы, при котором рынок не влияет на экономику в принципе. Решения, которые в норме относятся к сфере микроэкономики, становятся аспектом ответственности макроэкономики. Хозяйствующие субъекты не могут получить автономность, принятие конкретного решения ни в коей степени не зависит от изучения микроэкономических точек. Вместо рынка всем заправляет план, значение цены приобретает объем выпускаемого продукта, а роль кредитов играет финансирование, получаемое из бюджета. Если проводить аналогии с классической рыночной системой, то баланс в случае планирования становится аналогом спроса/предложения, а функции обмена продукцией выполняют процедуры дезагрегирования/агрегирования.

Директивное централизованное планирование может со временем трансформироваться в другую систему работы. Это возможно, если удается найти пути преодоления диссонанса интересов исполнителя стратегии и ее автора. Если план перестает быть официальным заданием, исполнитель может составлять его самостоятельно, учитывая нюансы реальной обстановки, тогда можно говорить о прогрессе экономического статуса.

История и практика

Директивное экономическое планирование – одна из исторически сложившихся форм контроля и составления планов. Она была востребована ранее, в некоторых странах применяется и по сей день. Альтернативные варианты планирования – это индикативная система, стратегическая и сочетающая планирование с формулированием конкретных целей. Во всех странах, где директивный метод внедрялся на государственном уровне, отмечалось повышенное внимание к вопросам отслеживания результатов исполнения задуманной программы, при этом отсутствие желаемого итога всегда становится причиной вынесения наказания отвечающему за реализацию стратегии должностному лицу.

Как можно узнать из истории экономики, директивное планирование – это разработка советских экономистов. Именно в этой державе подход был впервые применен масштабно. Ориентируясь на пример Советов, многие другие страны, поддерживающие капитализм, начали применять такой же метод построения экономики. В настоящее время наиболее выражено следование этой методике в КНДР.

директивный план это

Как все начиналось

Чтобы лучше понять, почему сформировалось именно такое директивное планирование, это явление стоит изучить с точки зрения исторических процессов: вспомнить период становления советской власти. Ему предшествовала революция, направленная на устранение монархического строя и централизованной власти, сосредоточенной в руках императора. Во многом на систему повлияли особенности экономического развития в период Первой мировой. Многочисленные военные конфликты и сложная международная обстановка были причиной экономического спада, грозившего целостности державы. В тот момент власти должны были в первую очередь разобраться с энергетическим кризисом державного уровня. Были привлечены квалифицированные экономисты того времени, лучшие ученые умы эпохи, передовые инженеры. Именно тогда сформировали первый в истории человечества державный масштабный план. На тот момент аналогов такого документа не существовало в принципе. Его назвали «План ГОЭРЛО».

Многим тогда казалось, что директивное планирование – это наилучший выход из энергетического кризиса. Кроме развития этой сферы, применение плана давало новые возможности в создании производственных мощностей. Было решено вписать в документ аспекты развития ресурсов, которые обеспечивали промышленность.

Новые шаги и меры

В 1923 году выглядящий исключительно перспективным подход выходит на новый уровень – формируется Госплан, то есть комиссия державного уровня, ответственная за директивное планирование. Это учреждение занималось генерированием планов на год, затем стало понятным, что перспективная стратегия на пятилетний срок – также полезный в работе предприятий документ, поэтому обязанности Генплана расширили. Спустя два года после появления учреждения начали внедряться так называемые «контрольные цифры», то есть планы на год, рассматривавшие уровень развития державы в целом. Все показатели, упоминаемые в такой документации, относились к категории директивных, они должны были достигаться ответственными лицами в обязательном порядке, и неудача влекла за собой наказание.

В 1928-м впервые разработали план на пять лет. Всего за период советской власти будет создано 13 таких документов, из которых выполнить удастся только 12. Последний не был реализован, поскольку страна прекратила свое существование. Чтобы реализовать директивное распределение производственных ресурсов, народный комиссариат составлял документацию с заданиями, максимально конкретизированными по срокам и показателям, и направлял ее исполнителю. В задании прописывались все мероприятия, которые нужно организовать для достижения задуманного, а также показатели, по которым можно оценить успех выполнения задачи. Факт исполнения плана четко контролировался, уже при составлении документа комиссия выбирала ответственное лицо. На месте такой человек назначал исполнителя плана. Локальные комиссии также несли ответственность за исполнение директивы «сверху».

анализ директивного индикативного планирования

Как реализовать?

С самого начала было ясно, что директивный план – это подход к строительству экономики, имеющий определенные недостатки, и в первую очередь успех стратегии определяется исполнительской дисциплиной. Для ее повышения в масштабе нации была запущена пропагандистская программа. Ее основной идеей стала индустриализация. Всячески воспевалось соблюдение назначенного правительством плана. Власти стремились доказать людям, что нация едина, народный дух силен и очень важен. Пропаганда помогала поддерживать идеи коммунизма.

Прогресс системы

Постепенно стало видно, что годичный директивный план – это хоть и полезный инструмент в достижении новых успехов в национальной экономике, но одного лишь его недостаточно. Было решено составлять такие же документы на пятилетний срок. Считалось, что показатели для такого плана относительно доступные и простые в исполнении – составители назвали это стремлением к реализму.

Третий составленный советскими властями пятилетний план претерпел существенные изменения: если ранее показатели вписывались конкретными цифрами, теперь было решено описывать их качественно. Основной упор был сделан на обеспечение обороноспособности державы. Как показывают ретроспективные исследования, планы были эффективными вплоть до десятого, разработанного на период 76-80 годов.

Основные принципы подхода

При национальном директивном планировании преобладание частной собственности было бы неэффективным и непродуктивным. Факторами, обеспечивавшими хороший итог воплощения программы, были централизованность и главенство госвласти в любой отрасли. Во многом успех планирования определялся ответственностью исполнителей, но в этом помогала пропагандистская программа. Как говорят многие экономисты, идея директивного планирования очень хорошо подкрепляется самой сутью коммунизма как общественного строя. Такой подход вписывается в идею построения социалистического государства.

В период советской власти директивное планирование было связано с повышением ответственности и обязательности всех должностных лиц. Планы предполагали отслеживание результатов и максимально детальный, строгий контроль происходящего, при этом ответственность за директивное распределение производственных ресурсов, исполнение задуманного, правильную работу учреждений возлагалась на оговоренных лиц, заинтересованных в том, чтобы все было сделано в соответствии с поступившими директивами. Чтобы система могла работать, необходимо, чтобы промышленность принадлежала державе, при этом невозможна передача объектов в частную собственность – это сразу разрушило бы идею планирования и контроля. Рыночная экономика также неприменима при таком варианте построения хозяйствования внутри страны.

директивное распределение это

Рабочие нюансы

Для контроля ситуации прибегали к командным методам. Как показывает сравнительный анализ директивного и индикативного планирования, в первом случае производительность рабочего процесса была особенно высокой, потому что весь задействованный в работе персонал нес ответственность за исполнение запланированного, а значит, был лично заинтересован в положительном итоге.

При формировании стратегии и плана государственного уровня ответственные инстанции обращали внимание только на те области народного хозяйства, которые в настоящий момент казались наиболее перспективными. Государство располагало полной властью и контролем не только в сфере экономики, но и в других областях жизни социума.

Практическое применение: вчера, сегодня, завтра

Вместе с прекращением существования Советского Союза в прошлое ушло национальное, общедержавное директивное распределение. Это во многом повлияло на изменение условий жизни в стране, дало возможность начать строить рыночную экономику, как того требовало современное общество. В то же время следует признать, что определенные аспекты такого стратегического подхода актуальны и в наши дни. Элементы рассмотренной выше системы планирования помогают создавать фундамент рыночной системы. В настоящее время такие подходы применяются как на державном уровне, так и в рамках конкретного предприятия. Впрочем, основной аспект успеха – разумное применение стратегии, без избыточного давления и определения неосуществимых показателей, которые, по мнению многих, и стали причиной краха плановой методологии Советов.

Чтобы система дала хорошие итоги, нужно очень аккуратно вводить элементы планирования и директивного распределения. Это касается масштабов применения методологии, сфер, на которые она распространяется, а также объектов.

директивное планирование экономической системы

Индикативная система

Такой вариант планирования – относительно эффективный подход для реализации не только экономической политики, но и связанной с социальным строем. Ключевой метод, обеспечивающий возможность власти корректировать ситуацию в державе – формирование плана. По сравнению с описанной выше системой, при индикативной стратегии есть место рыночной экономике. Подход помогает справиться со многими социальными сложностями и экономическими проблемами, применительно к которым исключительно рыночная экономика не дала бы желаемого результата, поскольку отрасли нуждаются в поддержке государства.

Суть индикативного планирования — в определении индикаторов, то есть таких показателей, из которых видно, как держава развивается, как прогрессирует экономика. Система параметров должна подбираться с учетом особенностей состояния экономики, общественного строя конкретной страны. Планирование разрабатывается с тем, чтобы все индикаторы и показатели, задуманные комиссией, были успешно достижимы в реальности.

Особенности индикативной системы

Как правило, роль индикаторов играют параметры, из которых видна динамичность экономического развития, эффективность применяемых для этого инструментов, а также сама структура страны в разрезе экономики. Показатели помогают оценить финансовое благополучие, активность операций с деньгами, а также работы фондового рынка. Определенные индикаторы позволяют отслеживать ценовую политику на национальном уровне, проблему трудоустройства и безработицы, внешние связи с другими державами в области экономики, а также уровень жизни внутри государства.

Считается, что именно индикативная система – это самый перспективный и адекватный вариант планирования в условиях рыночной экономики. В настоящее время он распространен во многих державах, встречается чаще любого другого варианта. Индикативный план – это не обязательное к исполнению условие, налагающее ответственность на исполнителя. Как правило, в него включают отдельные задания, исполнение которых обязательно, но преимущественно документ носит рекомендательный характер.

директивное планирование производства

Планы и державное развитие: в России – свои нюансы

Так сложилось, что экономическое развитие именно нашей страны имеет немало препятствий и сложностей разного характера, и это накладывает определенные ограничения на возможности применения эффективных для других стран экономических подходов и методов. В частности, в составе нашей державы есть территории с такими природными условиями, которые неблагоприятны для промышленности. С одной стороны, РФ располагает внушительными природными сырьевыми запасами, в то же время это становится причиной нездорового экономического развития, при котором доминирует сырьевая отрасль, а сельское хозяйство и обработка продукции угнетаются и не получают достаточных возможностей для прогресса.

Климатические условия и необходимость транспортировки продукта на большие расстояния рождают производственные издержки. В среднем транспортные расходы – это пятая доля себестоимости производимой продукции. Перечисленные проблемы вынуждают искать пути и методы планирования экономики, которые помогли бы справиться со сложностями. Именно таким решением в период советской власти оказалось директивное планирование.

А что нужно?

Согласно исследованиям в сфере экономики, чтобы стратегия державного уровня была действительно результативной, она должна обеспечивать невысокие внутренние расценки на продукцию, дабы компенсировать расходы на транспорт и преодоление климатического дискомфорта. Для развития державы необходимы меры импортозамещения, за счет которых без потери качества можно было бы применять внутренние сырьевые товары. Эффективная экономическая система должна содержать инструментарий для привлечения инвестиционного капитала и контроля самого процесса инвестирования. Кроме того, важен протекционизм, но в разумных пределах. Задачей этого подхода, как считают экономисты, можно назвать защиту внутренней продукции от обладающей высокими конкурентными способности иностранной. Чтобы держава успешно развивалась, внутренний рынок должен в среднем на 75% формироваться из продукции отечественного производителя.

директивное планирование это

Предположительно, такого рода стратегию можно создать на базе директивного планирования, описанного выше, но с применением современных подходов, а также с пересмотром некоторых нюансов, в прошлом уже послуживших причиной кризиса, закончившегося распадом державы.

Директивное
планирование представляет собой процесс
принятия решений, имеющих обязательный
характер для объектов планирования.
Следует подчеркнуть, что вся система
социалистического народнохозяйственного
планирования имела исключительно
директивный характер, силу закона.
Поэтому за невыполнение плановых заданий
руководители субъектов хозяйствования
несли дисциплинарную, а иногда уголовную
ответственность. Директивные планы
имеют, как правило, адресный характер
и отличаются чрезмерной детализацией.

Многие
недостатки социалистического планирования
порождены его директивностью. Однако
из этого не следует вывод о нецелесообразности
применения такого планирования в
рыночных условиях. Директивное
планирование может служить эффективным
средством решения многих народнохозяйственных
задач, имеющих общенациональное значение,
например, в области охраны окружающей
среды, обороны, социальной политики,
структурной перестройки экономики и
т.п.
Специалисты в области планирования
отмечают, что директивное планирование,
будучи альтернативой рыночной
самонастройке, не является тем не менее
антиподом рынку. Это продукт и важных
конституирующией его элемент, практикуемый
не только государством, но и самим
бизнесом.

  1. Сущность

Директивное планирование – это
процесс разработки и принятия планов,
имеющих силу закона, и комплекса мер,
обеспечивающих их выполнение.

Под директивным планированием понимается
разработка обязательных для осуществления
показателей по производству, распределению,
обмену и потреблению.

Директивное планирование представляет
собой процесс разработки планов, имеющих
силу юридического закона, и комплекс
мер по обеспечению их выполнения.
Директивные планы носят адресный
характер, обязательный для всех
исполнителей, а должностные лица несут
ответственность за их выполнение. В
бывшем СССР и ряде социалистических
стран они использовались для прямого
воздействия центра на все звенья
народного хозяйства. Кроме того,
директивные планы отличались чрезмерной
детализацией, что делало их трудновыполнимыми.

Директивные планы разрабатываются как
государственными органами управления,
так и внутри фирм, концернов.

Директивность планирования проявляется
в наделении планов силой обязательного
для всех исполнителей документа. Из
директивности планирования вытекает
требование строгого соблюдения плановой
дисциплины, ответственности предприятий,
хозяйственных органов, должностных лиц
за невыполнение заданий. Директивное
планирование обеспечивает контроль за
производством и распределением ресурсов
из единого экономического центра. Каждый
поставщик привязывается к своему
потребителю, и каждый потребитель знает,
кто ему поставит сырье, полуфабрикаты,
комплектующие изделия. Хозяйствующий
субъект не может самостоятельно решать,
что, как и когда производить, кому и по
какой цене продавать. Директивное
планирование осуществляется посредством
установления адресных заданий и
распределения необходимых для их
выполнения ресурсов среди исполнителей
плана. В условиях монополии государственной
собственности на основные средства
производства планирование распространяется
на все стороны жизнедеятельности
общества. Основными рычагами директивного
планирования являются бюджетное
финансирование, лимиты капитальных
вложений, фонды материально-технических
ресурсов, государственные заказы.

В разработке показателей директивного
плана его исполнители играют не главную
роль. Основные разработчики плана берут
на себя обязательства по
материально-техническому обеспечению
выполнения плановых показателей. Это
положение оказывается уязвимым местом
в директивном планировании, доведение
планов часто не подкрепляется выделением
под них необходимых ресурсов, что
превращает в таком случае, план в бремя,
разновидность налога. Директивное
планирование полностью исключает
воздействие рынка на экономику и выносит
на макроуровень почти все микроэкономические
решения. Отсутствует автономия предприятия
и исключается анализ микроэкономических
точек при принятии решения. На месте
рынка находится план, на месте цены –
объем, на месте кредитов – финансирование,
на месте товарного обмена – агрегирование
и дезагрегирование, на месте спроса и
предложения – баланс.

Переход от директивного планирования
к другим его формам предполагает прежде
всего устранение противоречивости
интересов между разработчиками и
исполнителями планов. Планы перестают
доводиться в виде заданий и разрабатываются
самими их исполнителями.

Характерные черты:

1) Управление идет из одного центра.

2) Нет хозяйственной самостоятельности
у хозяйствующих субъектов.

3) Существует уравнительное распределение

4) Государственный контроль над ценами.

5) Централизованное материально
техническое снабжение.

2. История

Планирование как один из главных методов
государственного регулирования
социалистической экономики появилось
в Советском Союзе в 20-е гг. XX в. Именно в
тот период правительство Союза стало
составлять планы экономического развития
государства, в которых в виде заданий
(директив) для отдельных народных
комиссариатов (министерств) были
сформированы конкретные показатели в
соответствии с основными целями развития
или преобразования страны. Эти
документы-планы первоначально принимались
на один год, затем их стали разрабатывать
на пять лет. Таким образом, именно в
России появилось директивное, или
обязательное, планирование для предприятий
всех форм собственности. Оно реализовывалось
в громадном количестве показателей,
которые разрабатывались управленческими
структурами как на уровне страны, так
и для отраслей и регионов. Директивное
планирование должно было обеспечивать
развитие государства в соответствии с
четкими количественными заданиями, с
соблюдением заданных пропорций и с
учетом возможностей хозяйства страны.

Такое управление экономикой смогло
обеспечить нашей стране победу в Великой
Отечественной войне, несмотря на то,
что более половины производственного
потенциала страны было временно потеряно
на оккупированной территории.
Общегосударственное планирование во
многом обеспечило и динамичное развитие
государства в 40-50-е гг., когда страна
имела стабильные показатели роста ВВП,
промышленного производства, внедрения
достижений научно-технического прогресса.

Как показал опыт развития отечественного
хозяйства, в мирной, неэкстремальной
обстановке директивное планирование
потеряло свои преимущества перед другими
методами, которые используют государства
в рыночных условиях.

В нашей стране в первые годы существования
директивного планирования проблема
уровня жизни рассматривалась как
второстепенная. В процессе наращивания
производственного потенциала государства
правительство, прежде всего, решало
задачу полной и обязательной занятости
населения, а вопросы заработной платы,
обеспечения населения жильем,
потребительскими товарами, продуктами
питания были исключены из первоочередных
целей развития общества. В экстремальных
условиях создания за короткий промежуток
времени новых отраслей (автомобилестроение,
авиастроение, химическое производство
и др.), перемещения производственных
мощностей из европейской части России
и с Украины на Урал, в Сибирь, Казахстан
и Среднюю Азию директивное планирование
оказалось наиболее эффективным методом
управления экономикой. Однако чрезвычайные
меры не могут применяться бесконечно.

С середины 50-х гг. правительственные
органы управления среди приоритетов
государства стали называть социальные
цели. Директивное планирование в условиях
научно-технической революции показало
свою несовместимость с успешным решением
всех целей современного развития
общества. С каждой пятилеткой правительство
шло на отказ от методов прямого
распределения государственного заказа
и пыталось внедрять товарно-денежные
отношения между хозяйствующими субъектами
(например, хозрасчет между предприятиями
государственной собственности). С учетом
требований научно-технического прогресса
(НТП) с 70-х гг. в стране стали разрабатываться
Комплексная программа долгосрочного
социально-экономического развития и
Комплексная программа НТП. Все больше
Правительство склонялось к расширению
применения методов межотраслевого
баланса, уменьшению количества директивно
задаваемых показателей и индикаторов,
развитию самостоятельности предприятий,
отраслей, республик и регионов, но все
равно с каждым годом темпы роста ВВП
уменьшались.

С начала 70-х гг. в экономике Советского
Союза все возрастающую роль стали играть
определенные отрасли топливно-энергетического
комплекса – нефте- и газодобывающая.
Благодаря большим валютным ресурсам,
которые государство имело вследствие
огромной нефте- и газодобычи в Сибири
и поставок их за рубеж, многие вопросы
социального характера для всего
Советского Союза решались за счет
импорта потребительских товаров и
продовольствия на доходы от ТЭКа.
Благодаря этому страна сохраняла
условную продовольственную независимость
и решала определенные задачи по улучшению
жизни населения.

С середины 80-х гг. ТЭК стал требовать
все больше и больше средств на поддержание
достигнутых уровней добычи (примерно
600 млн т нефти в год и около 700 млрд куб.
м газа, 600 млн т угля). В стране отсутствовал
адекватный механизм внедрения достижений
научно-технического прогресса, который
в тот период в индустриальных странах
стали все больше и больше использовать
для развития промышленности, сельского
хозяйства, а также в быту и в повседневной
жизни человека. Внедрение достижений
НТП в Советском Союзе происходило
слишком медленным путем, и можно сказать,
что в совокупности это послужило
материальной основой для смены
общеэкономической формации и перехода
на рыночные методы управления.

С 1992 г. с распадом Советского Союза
центральные органы управления страны
полностью отказались от планирования.
В тот период начался процесс
разгосударствления и приватизации
государственной собственности, которые
должны были вместе с либерализацией
цен (отказом от общегосударственного
регулирования цен и переходом на мировые
цены на большинство товаров и тарифов
на платные услуги), свободным выходом
хозяйствующих субъектов на
внешнеэкономический рынок обеспечить
внедрение саморегулирующего хозяйственного
механизма. По мнению реформаторов начала
90-х гг., создаваемая в России рыночная
экономика нуждалась во вмешательстве
государства в регулирование экономики
постольку, поскольку это должно было
обеспечить создание нормативно-правовой
базы функционирования частной
собственности и формирование отсутствующих
современных секторов национального
хозяйства, например, денежно-кредитного,
малого бизнеса и некоторых других.
Считалось возможным полностью упразднить
планирование на уровне государства и
заниматься преимущественно регулированием
финансовых показателей. Это соответствовало
монетаристским воззрениям, которые на
протяжении последних двадцати лет
международные финансовые организации
внедряют в экономику развивающихся
стран. Кризис 1998 г. в России, на наш
взгляд, позволяет подвести определенную
черту под развитием страны в 90-е гг. и
вернуться к вопросу о роли и месте
планирования в экономике.

По всей видимости, планирование является
единственным инструментом управления,
при котором возможно будет сохранить
крупные предприятия, современные
производства и перейти к рыночной
экономике. Если страна по-прежнему будет
отказываться от планирования и уповать
на саморегулирование экономики, то, в
лучшем случае, может сложиться хозяйство
с преобладанием малого бизнеса, но тогда
по своему научно-технологическому
уровню Россия станет подобна Индии.

3. Достоинства и
недостатки

Преимущества планового хозяйства:

* взаимосвязь в планах социальных и
экономических аспектов развития
общества;

* концентрация сил на выполнение
приоритетных направлений деятельности;

* комплексный подход к решению проблем;

* учет возможностей непрерывного
перспективного и текущего планирования;

* сочетания отраслевого и территориального
подходов;

* попытка сбалансирования, использования
трудовых, материальных и финансовых
ресурсов;

* характерной чертой плановой системы
является координация, поэтому в плановой
системе используются прогрессивные
адаптивные механизмы;

* для управления развитием экзогенного
типа создается механизм функционирования
организации — совокупность адаптивных
структур прогнозирования, планирование,
стимулирование

Недостатки централизованного планирования
и прогнозирования:

* слабое учета природных законов и
тенденций развития товарно-денежных
отношений;

* возрастание роли плана как самоцели
деятельности по принципу «план любой
ценой»; своего рода фетиш плана над
экономическими отношениями;

• отсутствие поля для маневрирования
действий предприятий различных регионов
и негибкость системы планирования
ситуации;

• методологическая слабость планирования,
не учитывает резервы, инициативу,
разнообразие микроуровня;

• значительные затраты сил, времени и
средств на разработку, согласование,
утверждение, уточнения, поддержание
стабильности плановых показателей;

недостаточная координация действий по
развитию прогнозирования;

• существенные затраты на выполнение
отдельных видов прогнозов;

* нечеткое обнаружения целей разработки
прогнозов;

• нарушение перспектив использования
ретроспективной и прогнозной информации;

* недостаточно разработана методика
разработки и выполнения прогнозов

Негативные последствия применения
директивной политики на практике:

а) уничтожение конкуренции, создание
условий для монополизма,

б) отсутствие мотивации производства;

в) снижение эффективности производства,
качества товаров;

г) возникновения постоянного товарного
дефицита;

д) порождение бюрократизма, волюнтаризма,
корупции.

5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мексидол для животных инструкция по применению цена
  • Мексидол для животных инструкция по применению цена
  • Блютуз колонка xtreme инструкция по применению на русском
  • Lucky ff1108 1c инструкция по эксплуатации на русском
  • Уколы рибоксин от чего помогают инструкция по применению взрослым