В процессе руководства работой подвижного
состава на линии работники диспетчерской
группы выполняют следующие работы:
— поддерживают оперативную связь с
пунктами погрузки-выгрузки,
грузоотправителями и грузополучателями;
— следят за правильностью исполнения
установленных маршрутов движения
подвижного состава;
— контролируют ход выполнения установленных
планов вывоза грузов с каждого объекта;
— обеспечивают первоочередное выполнение
срочных и важных перевозок, переключая
в случае необходимости подвижной состав
с одного объекта на другой;
— принимают необходимые меры для
устранения возникающих при работе на
линии срывов и неполадок;
— направляют на линию по заявкам водителей
автомобили технической помощи.
Руководство работой подвижного состава
на линии только со стороны центральной
диспетчерской является недостаточным,
особенно когда на грузообразующих
пунктах работает большое количество
автомобилей.
В таких случаях к грузообразующим
пунктам прикрепляют линейных диспетчеров.
Их работа заключается в следующем:
— контроль за обеспеченностью
грузообразующих пунктов грузами и
погрузочными механизмами;
— контроль за соблюдением грузоотправителями
установленных норм простоя подвижного
состава под погрузкой и правильности
оформления товарно-транспортных
документов;
— контроль за своевременностью прибытия
подвижного состава в грузообразующие
пункты;
— проверка путевых листов водителей,
прибывающих на грузообразующие пункты;
— наблюдение за выполнением заданных
маршрутов перевозок;
— проверка заявлений водителей о
неполадках в пунктах разгрузки и выезд
на место для устранения этих неполадок;
— составление актов и отметка в путевых
листах в случаях простоя подвижного
состава сверх установленных норм
времени;
— выполнение распоряжений, поступающих
от работников центральной диспетчерской
группы;
— информация диспетчерской группы в
конце рабочего дня о результатах
выполнения плана перевозок грузов с
данного грузообразующего объекта.
9. Транспортно-экспедиционная деятельность (тэд).
9.1. Основные термины и понятия, применяемые
Автотранспортная деятельность в области
грузовых перевозок – комплекс работ и
услуг, связанных с подготовкой,
организацией и осуществлением
автомобильных перевозок грузов, включая
транспортно-экспедиционную работу,
техническую эксплуатацию автотранспортных
средств.
Оператор – юридическое или физическое
лицо, осуществляющее в установленном
порядке определенный вид автотранспортной
деятельности.
Перевозчик – оператор, заключивший в
установленном порядке договор
автомобильной перевозки грузов.
Клиент – гражданин или юридическое
лицо, пользующееся или намеренное
пользоваться услугами оператора на
основании договоров перевозки
(транспортной экспедиции и т.д.),
предусмотренных законодательством РФ.
В зависимости от характера деятельности
оператора различают автомобильные
перевозки грузов, выполняемые на
коммерческой основе и некоммерческие
грузовые перевозки.
Перевозки грузов на коммерческой основе
с использованием автотранспортных
средств (АТС) осуществляются на основании
договора автомобильной перевозки груза.
Некоммерческие перевозки – использование
гражданским или юридическим лицом АТС
без заключения договоров автомобильной
перевозки грузов. Подобное использование
АТС без извлечения дохода из автотранспортной
деятельности подразумевает перевозку
хозяйствующими субъектами принадлежащих
им товаров и нетоварных ценностей,
используемых в производстве или для
иных собственных нужд.
Автомобильные перевозки грузов
подразделяются на городские, пригородные,
междугородние и международные и
осуществляются перевозчиками на
основании лицензий, выданных в порядке,
установленном Правительством РФ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководство работой подвижного состава на линии
Управление работой подвижного состава на линии предусматривает:
– составление суточного (сменного) плана перевозок;
– распределение подвижного состава по обслуживаемым объектам, исходя из количества исправных автомобилей и прицепов, выпускаемых автотранспортным предприятием на линию;
– составление графиков работы автомобилей на объектах;
– контроль за своевременным выездом автомобилей из парка;
– наблюдение за работой подвижного состава на линии, выявление и устранение причин нарушения графиков движения;
– прием путевых листов и товарно-транспортных документов после каждой смены.
Сменные задания водителю. В соответствии с договорами и заявками службой эксплуатации автотранспортного предприятия составляется сменно-суточный план, в котором указывается тип и количество подвижного состава, выделяемого для перевозки грузов, и объем перевозок по каждому объекту. На основании этого плана диспетчерская группа записывает водителю в путевой лист сменное задание с указанием адресов грузоотправителей и грузополучателей, наименования и количества груза и средних расстояний перевозки. Если пунктов погрузки и разгрузки много, то к путевому листу прилагается специальная карта с маршрутами.
Путевой лист выдается водителю под расписку в журнале учета и выдачи путевых листов только после сдачи путевого листа за прошлую смену.
Перед выездом на линию водитель обязан проверить: заправку автомобиля топливом, смазкой, водой, исправность приборов освещения и сигнализации, действие стеклоочистителя, люфт рулевого колеса, действие сцепления, коробки передач и тормозов на ходу автомобиля.
Количество топлива в баке автомобиля при выезде на линию и и полученное в колонках записывается в путевой лист, раздел «Выдача топлива».
В раздел путевого листа «Выполнение задания» водитель записывает каждую ездку, подтверждаемую выдаваемой водителю товарно-транспортной накладной, указывая количество перевезенного груза и время на погрузку и разгрузку.
Однотипные ездки можно записывать суммарно с приложением одной товарно-транспортной накладной.
Запись в путевом листе об исправности автомобиля, показаниях пидометра при выпуске и возвращении подтверждает механик своей подписью в путевом листе. Время выезда и возвращения автомобиля отмечает диспетчер.
При возвращении в парк после смены водитель сдает дежурному диспетчеру путевой лист вместе с товарно-транспортными накладными, актами о сверхнормативных простоях и другими документами.
Путевой лист является основным первичным документом итогов о проделанной транспортной работе и для начисления водителю заработной платы. Водитель может совмещать обязанности агента (экспедитора) и грузчика. В этом случае он получает соответствующую надбавку к тарифной ставке или к фактическому заработку.
Диспетчерская служба осуществляет наблюдение за работой подвижного состава на линии. Руководство транспортной работой диспетчерская служба ведет при помощи телефонной и радиосвязи с обслуживаемыми объектами, а также линейными диспетчерскими пунктами. В течение всего времени нахождения в наряде водители непосредственно подчинены диспетчеру, который при необходимости переключает подвижной состав с одного объекта на другой, изменяет маршруты движения, возвращает в парк или направляет на объекты резервные автомобили. Оперативное руководство работой на линии обеспечивает четкое выполнение суточного плана перевозок.
В случаях остановок из-за неисправности автомобиля и невозможности устранения причин своими силами водитель сообщает об этом дежурному диспетчеру, который через техническую службу автотранспортного предприятия высылает на линию техническую помощь — автомобиль с бригадой слесарей-ремонтников. Если неисправный автомобиль был с грузом и устранить неисправность на месте не удается, то диспетчер для перегрузки груза направляет резервный автомобиль или же дает задание отбуксировать автомобиль с грузом автомобилем технической помощи на место разгрузки, а затем доставить его в парк.
Диспетчерское руководство может быть децентрализованным или централизованным. При децентрализованном диспетчерском руководстве работу автомобилей на линии направляет и контролирует диспетчерская группа каждого автотранспортного предприятия.
При централизованном диспетчерском руководстве оперативное руководство работой подвижного состава на линии осуществляет централизованная диспетчерская служба, которой подчинены несколько автотранспортных предприятий одного ведомства. В этом случае диспетчеры автотранспортного предприятия контролируют на пунктах работу подвижного состава своего предприятия, проверяют условия работы, эффективность использования автомобилей, поддерживают связь с центральной диспетчерской службой.
Диспетчерское руководство работой подвижного состава. Оперативное руководство работой подвижного состава на линии осуществляется диспетчерской службой н линейными работниками службы эксплуатации автохозяйства. [c.471]
Сущность централизованной системы руководства грузовыми автомобильными перевозками заключается в том, что функции по организации и оперативному планированию перевозок, диспетчерскому руководству работой подвижного состава на линии и расчетам за перевозки изымаются из ведения автотранспортного предприятия и сосредоточиваются в едином центре. [c.224]
В процессе руководства работой подвижного состава на линии работники диспетчерской группы выполняют следующие работы [c.218]
Оперативное руководство работой подвижного состава на линии осуществляет диспетчерская служба и линейные работники службы эксплуатации автотранспортного предприятия. [c.189]
При централизованной системе руководства перевозками оперативное руководство работой подвижного состава на линии осуществляет централизованная диспетчерская служба (ЦДС), создаваемая при транспортных трестах или управлениях. [c.189]
Диспетчерское руководство работой автомобилей необходимо для достижения наиболее эффективного использования, обеспечения соблюдения суточного графика работы и постоянного наблюдения за работой подвижного состава, а также своевременного принятия мер по устранению перебоев в работе. Только при выполнении всех этих требований может быть обеспечено выполнение суточного плана перевозок. [c.349]
Под диспетчерским руководством понимают систему оперативного управления работой подвижного состава на линии, осуществляемого либо диспетчерской группой [c.290]
ОПЕРАТИВНОЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЛИНИИ [c.218]
Основным назначением диспетчерского руководства и контроля за работой грузовых автомобилей на линии является обеспечение выполнения и перевыполнения плана перевозок и правильное использование подвижного состава. Обязанности работников диспетчерской состоят из наблюдения за своевременным вЫездом автомобилей ка линию и возвращением их с линии, наблюдения за движением подвижного состава на линии, обеспечения выполнения срочных и наиболее важных перевозок путем переброски при необходимости автомобилей с одних маршрутов на другие, контроля за простоем подвижного состава на погрузочно-разгрузочных пунктах и принятия мер к устранению непроизводительных простоев, своевременного оказания автомобилям технической помощи на линии, учета выполнения плана перевозок каждой единицей подвижного состава. [c.260]
Руководство работой подвижного состава на линии только со стороны центральной диспетчерской является недостаточным, особенно когда на грузообразующих пунктах работает большое количество автомобилей. В связи с этим к таким грузообразующим пунктам (а в отдельных случаях и к крупным грузопоглощающим) прикрепляют линейных диспетчеров, которые могут обслуживать также группу мелких пунктов, расположенных в одном районе. Их работа заключается в следующем [c.219]
При централизованной системе руководства перевозками оперативное руководство работой подвижного состава на линии осуществляет централизованная диспетчерская служба (ЦДС), создаваемая при автотрестах или управлениях. К ЦДС переходят функции диспетчерской службы автохозяйства и подчиненность линейных работников-диспетчеров и контролеров. [c.297]
Различают две системы диспетчерского руководства работой автомобилем на лР Иии систему децентрализованного диспетчерского руководства, при которой отдел эксплуатации каждого АТП руководит работой автомобилей и с и-стему централизованной диспетчерской служ-б ы (ЦДС). Этой службе подчинено несколько автотранспортных предприятий одного ведомства (объединения), расположенных в крупном городе. При такой системе отдел эксплуатации не руководит работой автомобилей на линии, а в задачу АТП входит подготовка подвижного состава к работе н выпуск его на линию по разнарядкам ЦДС, которая руководит работой автомобилей всех подчиненных ей предприятий. [c.307]
Возглавляет диспетчерскую службу старший диспетчер, который имеет в своем подчинении сменных диспетчеров. В обязанности втаршего диспетчера входит составление сменного и суточного планов, расчет необходимого количества подвижного состава с планированием максимального использования его, а также оперативное руководство работой автомобилей непосредственно на маршрутах движения и установления причин недостачи, порчи груза и происшествий на линии. [c.350]
Регулярные междугородные централизованные перевозки грузов дают возможность значительно улучшить использование подвижного состава. Сбор и подгруппировка мелких партий на складах грузовых автостанций дают возможность использовать на перевозках автопоезда большой грузоподъемности. Регулярность движения подвижного состава позволяет отправить грузы в междугородном сообщении по расписанию, загружать подвижной состав в обоих направлениях, полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы. При регулярных перевозках можно организовать четкое диспетчерское руководство рабо- [c.193]
Диспетчерская группа занимается оперативным (сменносуточным) планированием перевозок, осуществляет выпуск подвижного состава на линию и прием его при возвращении с линии, оперативное руководство его работой на линии, составляет сменно-суточный отчет о выпуске на линию и суточный отчет о работе, выполняет оперативный анализ выполнения плана перевозок груза (по клиентуре и номенклатуре). Диспетчерская группа состоит из двух подгрупп центральной — диспетчерского аппарата, находящегося непосредственно в автотранспортных предприятиях, и линейной — персонала, находящегося непосредственно в местах погрузки-разгрузки подвижного состава, т. е. у грузоотправителей и крупных грузополучателей. [c.215]
Тема урока: Диспетчерское руководство
работой подвижного состава категории «С»
Цель урока: Освоить диспетчерское руководство работой подвижного состава.
Место проведения:
учебный
кабинет
Метод: устное изложение материала,
демонстрация иллюстративного материала.
Учебно-материальное
обеспечение (материальная
часть): оборудование учебного кабинета, ПК, проектор.
Учебные вопросы:
1. Диспетчерская система руководства перевозками
и
контроль за работой подвижного состава на линии;
2.
Формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с водителями,
работающими на линии, и клиентурой.
3.
Оформление и сдача путевых листов и товарно- транспортных документов при
возвращении с линии.
4.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей.
Ход занятия
I. Вводная часть
Проверка
присутствующих по списку. Проверка готовности студентов к уроку. Формулирование
темы, учебной цели и вопросов урока.
III. Повторение пройденного материала
1. Фронтальный опрос обучающихся
1.
Скорость
сообщения зависит от:
1. Конструктивной скорости подвижного состава;
2. Совершенства организации транспортного процесса;
3. От расстояния перевозок;
4. Все ответы верны
2. Если принимать за 100 % скорость доставки груза на
железнодорожном транспорте, то для автомобильного транспорта она будет:
1. 150…..300%
2. 180…..200%
3. 60…..70%
4. 40…50%
3. Что такое эксплуатационная скорость?
1.
средняя скорость
подвижного состава за время движения с учетом остановок; связанных с погрузкой, разгрузкой и другими
транспортными операциями;
2. максимальная скорость подвижного состава за время
движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими
транспортными операциями.
4. Себестоимость перевозок зависит от
1. Расстояния перевозки;
2. Вида груза;
3. Эксплуатационных условий;
4.
Все ответы верны
5.К жидким относятся грузы:
1. Аммиачная вода;
2. Жидкое топливо;
3. Метан
6.Почему при увеличении расстояния перевозок
себестоимость уменьшается?
1. Так как расходы на начальную и конечную операции
раскладываются на большее количество тонно –километров.
2. Так как прибыль уменьшается.
2. Решение теста из электронного УМК.
IV.
Основная часть
Изложение учебных вопросов(Приложение)
Целью диспетчерского руководства автомобильными перевозками является обеспечение
высокопроизводительного и экономичного использования подвижного состава с
выполнением установленных планов перевозок на маршрутах.
Диспетчерское руководство работой подвижного состава включает:
·
контроль за своевременным выходом автомобилей на линию и возвращением в АТП;
·
контроль за прохождением автомобилей через контрольные и погрузочно—разгрузочные
пункты;
·
увеличение или уменьшение числа автомобилей на маршрутах и объектах в зависимости от напряженности работы, а также изменение маршрутов;
·
обеспечение обратной
(попутной) загрузки автомобилей;
·
принятие необходимых мер для устранения возникающих при работе на линии срывов и неполадок; обеспечение оперативной технической помощи
автомобилям, находящимся на линии.
·
порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной
организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных
средств, включая систему ГЛОНАСС;
Различают две системы диспетчерского руководства работой автомобилей на линии:
·
Систему децентрализованного диспетчерского руководства, при которой отдел эксплуатации каждого АТП руководит работой автомобилей;
·
систему централизованной диспетчерской службы (ЦДС). Этой службе подчинено несколько АТП одного ведомства (объединения),
расположенных в крупном городе. При такой системе отдел эксплуатации не руководит работой автомобилей на линии, а в задачу АТП входит подготовка подвижного состава к работе
и выпуск его на линию по разнарядкам ЦДС, которая руководит работой автомобилей всех
подчиненных ей предприятий.
ЦДС может обеспечить более рациональные маршруты, ликвидировать встречные перевозки грузов, в результате чего повышается коэффициент использования пробега автомобилей, и добиться равномерного распределения объема транспортной работы между АТП.
В настоящее
время находит применение система АСУ, являющаяся основным комплексным направлением по совершенствованию работы автомобильного транспорта.
Контроль за работой подвижного состава на линии
Контроль за работой подвижного состава на линии осуществляют линейные контролеры
(контролеры-ревизоры), которые проверяют работу водителей на основных грузовых потоках города и на выходах из города в отношении правильности использования подвижного состава, его загрузки, соблюдения маршрутов Движения, правильности оформления путевых
документов, исправности спидометров и правильности их опломбирования.
Состав автоматизированных функций диспетчерского
контроля:
·
Непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников.
·
Автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской
программы информации о всех отклонениях в работе транспортных средств от
запланированных параметров транспортного процесса (уход с запланированного
маршрута, отказы оборудования).
·
Проведение управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных
процессов (переключения на другой маршрут или объект, оформление сходов по
причинам и восстановление контроля движения, изменение наряда и т.д.).
·
Обеспечение речевой связи диспетчера с водителями транспортных средств
(бригадирами). Запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и
воспроизведение переговоров по запросу за любой прошедший период времени.
·
Визуальное отображение местоположения транспортных средств на видеограмме
(электронной карте) местности или на схеме маршрута движения в реальном масштабе
времени. Запись информации о движении транспортных средств в компьютерную базу данных и воспроизведение по запросу записанного движения транспортных средств за
любой прошедший период времени с визуальным отображением на электронной видеограмме.
·
Информирование специалистов, руководителей, заказчиков путем вывода информации о
движении транспортных средств и о выполнении заданий на компьютеры, ноутбуки,
коммуникаторы, сотовые телефоны — в реальном масштабе времени.
·
Контроль скоростных режимов специальных транспортных средств в реальном
масштабе времени с последующим анализом.
·
Автоматизированное определение критических ситуаций, эффективная организация
мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения
и движения отдельных или групп транспортных средств.
УПЕ-1 (на основе использования спутниковой навигации и УКВ— радиосвязи) — передает по запросу центральной диспетчерской модем, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или GPS. |
|
УПЕ-2 (на основе использования спутниковой навигации и сотовой связи) — передает в диспетчерский центр спутниковую |
|
УПЕ-3 (на основе использования спутниковой навигации и сотовой связи) — передает в диспетчерский центр спутниковую |
|
·
оформление и сдача путевых листов и товарно—транспортных документов при возвращении с линии;
·
обработка путевых листов;
Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на ЭВМ, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф), подготовке и переносе информации на машинные носители.
При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с ЭВМ, могут не переноситься на бланки путевых листов. При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу «Результаты работы
автомобиля и прицепов«. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов«: Расход
горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно — километрам автомобиля за
день (смену) его работы. При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.
Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его
возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению,
существующему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических
неисправностей и т.п. из часов в наряде исключаются.
Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время
в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой,
времени на простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой
резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются
по
записям о простоях, указанных в товарно — транспортных накладных.
Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в
разделе путевого листа «Простои на линии«. Итоги по простоям даются отдельно
по
простоям под погрузкой и разгрузкой, сверхнормативным простоям и простоям, вызванным
техническими неисправностями.
Количество ездок с грузом определяется путем
подсчета всех ездок с грузом между пунктами
погрузки и пунктами разгрузки.
Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде из гаража.
Пробег с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН.
Пробег без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.
Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по товарно — транспортным
накладным путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.
Тонно — километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по
каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и
разгрузки.
Общее количество тонно — километров, сделанных грузовым автомобилем за день работы (смену), будет равно сумме тонно — километров по всем ездкам (заездам) с грузом.
Зарплата водителю указывается на основании данных таксировки всех товарно — транспортных накладных, приложенных к путевому листу.
Оперативный учет работы водителей
Оперативный учет работы водителей и автомобилей связан с обработкой и анализом технико—
экономической информации, содержащейся в рассмотренных эксплуата— ционных документах. Обработка данных, как правило, производится в контрольной группе, куда водители сдают документы при возвращении с линии.
Работы эти достаточно трудоемки и требуют механизации и автоматизации. В связи с этим во многих ТМП внедрена вычислительная и организационная
Оперограмма возвращения автомобиля в сменное время с неисправностью, требующей
длительного ремонтаника. На базе контрольных групп создаются машиносчетные станции или
бюро, группы обработки эксплуатационной документации в составе ЦУП и т. п., т. е. наряду с механизацией обработки первичной информации осуществляется ее централизация, что ведет к снижению трудоемкости учетных и аналитических операций, повышает достоверность данных
о результатах работы водителей, бригад, автоколонн и парка в целом.
Из самого названия. Контрольная группа вытекает основное назначение данного подразделения, а именно: оперативный учет и контроль работы подвижного и водительского составов предприятия. Контрольная группа, как правило, входит в состав ОЭ и комплектуется
диспетчерами. Возглавляется она старшим диспетчером, на юлжность которого назначается наиболее опытный работник, имеющий практический стаж работы в системе автомобильного
транспорта не менее 2 лет.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов
Нормы, расхода топлива установлены для бортовых автомобилей и автопоездов, находящихся в эксплуатации, на пробег автомобиля и на транспортную работу, выполненную за пробег.
Для бортовых автомобиле]!, транспортная работа которых учитывается в тонно—километрах, нормы расхода топлива на 100 км пробега следующие: ГАЗ—53А — 25,5 л, ЗИЛ—130 — 31,5 л,
КамАЗ—5320 —24 л.
Расход топлива на выполнение транспортной работы для карбюраторных двигателей должен
составлять 2,0 л на 100 ткм, а для автомобилей с дизельным двигателем— 1,3 л на 100 ткм. Норма расхода топлива для автомобилей— самосвалов, учитывая частые заезды под погрузку и
разгрузку, состоит из расхода топлива на передвижения автомобиля, транспортную работу и
нормы на каждую ездку с грузом (0,25 л). Норма расхода топлива^ на 100 км пробега для автомобиля—самосвала ЗИЛ—ММЗ—555, работа которого учитывается в тонно—километрах, составляет 39 л (при условии полного использования грузоподъемности автомобиля . и коэффициента использования пробега, равного 0,5).
Если автомобиль—самосвал ЗНЛ—ММЗ—555 за пробег 200 км выполнил 10 ездок с грузом, расход
топлива (в литрах) по норма составит
г>5п
39,0—+ 0,25—10 = 80,5 л. 100
Для грузовых автомобилей ГАЗ—53А, работа которых не учитывается ни в тонно—километра, ни
в ездках (почасовая оплата), норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается до 10%.
При определении норм расхода топлива учитываются климатические и дорожные условия.
Норма увеличивается:
·
при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0°С):
·
в южных районах до 5%; в районах с умеренным климатом до 10%;
·
в северных районах до 15%;
·
в районах Крайнего
Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 20%;
·
при работе на дорогах в горной местности (свыше 1500 м над уровнем моря) до 10%;
·
при работе на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) до
10%;
·
для автобусов и автомобилей, работающих в черте города с частыми остановками (перевозка
·
продуктов, очистка почтовых ящиков, инкассация, вывозка мусора и др.), до 10%;
·
при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобиля, до 10%;
·
для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге
первой тысячи километров до 5%;
·
при постоянной работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятия и внутри цехов до 10%;
·
при работе в карьерах, в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ до 20%;
·
при работе в тяжелых дорожных условиях в период распутицы и снежных заносов, как
исключение, до 35%, на срок не более I мес;
·
при учебной езде до 25%.
При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием норма
расхода топлива снижается до 15%.
Установлены также нормы расхода всех смазочных материалов. Допустимый расход их
определяется по израсходованному топливу.
Масло для карбюраторных двигателей может быть израсходовано не более 2,4 л на каждые 100
л топлива, предусмотренных нормами, а для дизельных двигателей — не более 3,2 л.
Масло для смазки трансмиссии автомобиля может быть израсходовано на каждые 100 л
топлива в соответствии с нормами 0,3 л для автомобилей, работающих на бензине и газе, и 0,4 л
— для автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Консистентной смазки может быть израсходовано не более 0,2 кг на 100 л топлива для
автомобилей, работающих на бензине и газе, и не более 0,3 кг на 100 л топлива для
автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Нормы расхода масла (смазки) для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, снижаются до 50% и могут
увеличиваться до
20%
для автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 8 лет. Все работники автомобильного транспорта особое внимание должны уделять экономному расходованию топлива и смазочных материалов.
Сокращение непроизводительного расходования топлива зависит от многих факторов:
технического состояния автомобиля, навьь ков вождения, выбора маршрута, а также от
правильного транспортирования топлива, хранения и заправки им автомобилей. Несоблюдение
правил транспортирования и хранения топлива и небрежность при заправке им автомобилей
может привести к потере 10—15% топлива. Топливо нужно перевозить только в специальных
цистернах, оборудованных для этой цели, или в крайнем случае в бочках с герметически
закрывающимися пробками.
Хранение топлива допускается только в специальных нефтехранилищах и в виде исключения
(непродолжительное время) в бочках, которые в этом случае должны быть предохранены от
попадания на них солнечных лучей.
Все приборы системы питания и зажигания автомобиля, трансмиссия и ходовая часть, а также тормозная система и рулевое управление должны быть хорошо отрегулированы. Необходимо,
чтобы автомобиль имел хороший накат, давление воздуха в шинах соответствовало норме, а смазка не имела повышенной вязкости. Перерасход топлива может быть вызван нарушением
теплового режима работы двигателя — чрезмерным переохлаждением или перегревом его.
Экономии топлива можно достигнуть и правильным использованием инерции автомобиля с учетом продольного профиля дороги. Водитель должен так рассчитать движение, чтобы до
минимума свести количество торможений и максимально использовать повышенные передачи, не допуская перегрузки двигателя. Нельзя обогащать смесь прикрытием воздушной заслонки,
когда двигатель уже прогрелся.
Наряду с экономией топлива водитель должен добиваться сокращения расхода смазочных
материалов без ущерба для технического состояния автомобиля. Для этого необходимо следить, чтобы нигде не было подтекания масла и была исправна система вентиляции двигателя.
Передовые водители, сочетая умелое вождение автомобиля с соблюдением правил его эксплуатации, добиваются высоких показателей в экономии топлива и смазочных материалов
V. Повторение пройденного
материала
1.
Цель диспетчерского руководства автомобильными перевозками.
2.
Кто осуществляет контроль за работой подвижного состава на линии?
3.
От чего зависят нормы
расхода топлива и смазочных материалов?
VI. Заключительная часть
Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала,
проверка степень достижения цели урока.
VII. Задание на дом:
Читать конспект