Для европейских правительств руководством к выходу из экономического кризиса стали работы


Пути выхода из кризиса 1929-1933 годов

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 118.

Обновлено 4 Февраля, 2022

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 118.

Обновлено 4 Февраля, 2022

Тяжёлым испытанием для мировой экономики стал кризис на рубеже 1920–1930-х годов. Он вошёл в историю под названием Великая депрессия. Начался он в Соединённых Штатах Америки, где в 1920-е годы накопилось множество проблем: быстрый рост населения, в том числе и за счёт миграции из других стран, а также перепроизводство в ряде отраслей промышленности, разрыв между уровнем жизни в городе и деревне, проблемы в банковском секторе и на фондовом рынке.

Американский способ борьбы с кризисом

В США выход из экономического кризиса связан с деятельностью президента Рузвельта и его «Новым курсом».

Великая депрессия

Рис. 1. Великая депрессия.

Его программа расширила полномочия федерального правительства. Значительная часть её законодательной базы относится к началу его президентства. Этот период получил название «Сто дней».

Основные мероприятия были такие:

  • Создание правительственных служб. Например, Администрации общественных работ и Гражданского корпуса охраны окружающей среды.
  • Установление минимальных цен и заработной платы с определением условий труда и продолжительности рабочей недели.
  • Отказ от золотого стандарта.
  • Регулирования финансового сектора.
  • Создание пенсионной системы и появление пособий по безработице.
  • Реализация масштабных строительных проектов.

В наиболее тяжёлый период Великой депрессии президентом США был Герберт Гувер. В 1933 году президентом стал Франклин Рузвельт. Он переизбирался президентом в 1936, 1940 и 1944 годах. Скончался в апреле 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны.

Франция, Народный фронт 1933

Рис. 2. Франция, Народный фронт 1933.

Выход из кризиса в странах Европы

Во Франции в начале 1930-х безработица выросла до 10 %, а производство сократилось на 25 %. Разорились многие мелкие собственники, выросла коррупция. Следствием экономического кризиса стал политический. В 1934 году была предпринята политика фашистского мятежа, в стране происходили политические убийства. Государство во Франции пошло социально-демократическим путём. Были увеличены военные заказы, построена линия Мажино, приняты законы о социальных гарантиях и введена государственная поддержка промышленности и банков.

В Великобритании производство снизилось на 15–25 %, а безработица выросла с 10 до 25 %. В стране было создано правительство из коалиции либералов, консерваторов и лейбористов. Оно отказалось от золотого стандарта британского фунта и ввело высокие таможенные тарифы. Отчасти британский вариант выхода из кризиса оказался похожим на американский.

Альтернативные пути выхода из кризиса 1929–1933 годов можно представить в таблице:

Путь

Страны, которые им пошли

Либерально-реформистский

США и Великобритания

Социально-демократический

Франция, Испания до 1936 года, Швеция

Тоталитарный

Третий Рейх и Италия при фашистах Бенито Муссолини

Тоталитарный вариант выхода из кризиса предполагал свёртывание парламентаризма, развитие карательных органов и огосударствление социально-экономической сферы. Всё это сочеталось с агрессивным милитаризмом и ростом военных заказов, а также численности армии и флота. Например, у Муссолини в Италии была идея превращения страны в автаркию.

Бенито Муссолини

Рис. 3. Бенито Муссолини.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко мировой экономический кризис рубежа 1920–1930-х годов называют Великая депрессия. Разные капиталистические страны стали искать из него выход, исходя из своей специфики. Например, США и Великобритания пошли либерально-реформистским путём, а Франция и Швеция — социально-демократическим. В Италии ещё до кризиса у власти были фашисты, они стали с ним бороться методами, типичными для тоталитарного государства. В Германии на волне кризиса набрали популярность нацисты, они и пришли к власти в 1933 году.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 118.


А какая ваша оценка?


Пути выхода. Мировой экономический кризис (1929-1932). Видеопрезентация.

Комментарии преподавателя

Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.

Сущность и характерные черты общемирового кризиса 1929—1933 гг. Экономический подъем 20-х годов в странах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кризисом. Необходимо отметить, что периодические кризисы “ это необходимое и неизбежное явление для государств с рыночной экономикой. Их причиной является конфликт между производством и потреблением, выражающийся в кризисе перепроизводства. В основе послевоенной стабилизации лежала восстановительная тенденция — завершение восстановления неизбежно привело к перенасыщению рынка. По мнению ряда экономистов (Кондратьев) экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным: он совпал со структурным кризисом, связанным с изменением технологий.
В итоге данный экономический кризис стал крупнейшим за всю историю капитализма. Объем промышленного производства в западных странах упал примерно на 38 % (в США на 53 %). На треть сократились сельскохозяйственное производство и мировая торговля. Кризис породил массовую безработицу, что создало опасность спонтанных бунтов, восстаний. Традиционные средства выхода из кризиса не работали, поэтому перед политическими элитами стран мира встала задача изменения социальных функций: они постепенно осознают ограниченность позитивного потенциала чисто либеральной экономической модели и подходят к мысли о необходимости создания государственного механизма экономического регулирования.
  

Кейнсианство.

Практическим руководством для многих правительств европейских государств стали работы Д. Кейнса. Кейнс и его последователи предлагали заменить экономическую стратегию на производстве: вместо наступления на зарплату, «выжимания пота» необходимо было, чтобы государство пошло по пути социального реформирования, повысив оплату труда рабочим, перераспределив средства особо нуждающимся. Данные меры должны были расширить объем потребления, создать эффективный спрос. Кроме того, ученый предлагал сформировать институты социального партнерства между трудом и капиталом (заключение коллективных договоров между работниками и работодателями). Государственное законодательство, должно было закрепить эти документы правовым порядком.
   Некоторые политические деятели стран Запада использовали теорию кейнсианства. С начала 30-х годов в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономическую сферу — государство встраивается в сам процесс общественного воспроизводства в качестве его важнейшего структурного звена. Этот феномен принимал различные формы, которые зависели от конкретных исторических условий каждой отдельной страны.
  

«Новый курс» Рузвельта.

В США после прихода к власти президента Ф. Рузвельта провозглашается политика «нового курса». Она включала следующие направления:
   1) в промышленности: принудительное картелирование предприятий (более крупные поглощали более мелких, неконкурентноспособные предприятия оказались вытесненными с рынка); составлялись кодексы честной конкуренции, в рамках которых регламентировался объем производства, минимальный уровень цен, распределялись рынки сбыта продукции;
   2) в сельском хозяйстве государство стремилось добиться повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличить доходы фермеров. С этой целью власти осуществляли сокращение посевных площадей и поголовья скота, согласившиеся на эти меры фермеры получали компенсацию. Некоторые фермеры получили государственные дотации;
   3) в финансовой сфере: сокращение и реорганизация банковской системы, девальвация доллара, контроль над выпуском бумажных денег и ценных бумаг;
   4) значительные сдвиги произошли и в сфере трудовых отношений: рабочие получили право на заключение коллективных договоров и организацию профсоюзов на предприятиях. Наемным работникам предоставлялись определенные социальные гарантии: в законодательном порядке фиксировались минимальный уровень заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. В целях борьбы с безработицей организуется специальная администрация общественных работ, осуществляющая строительство гражданских и военных объектов. Данные меры привели к положительным результатам и способствовали постепенному выходу США из кризиса. Необходимо отметить, что «новый курс» осуществлялся в условиях сохранения и развития традиционной американской демократической системы («мягкий вариант»).

   Германия: от Веймарской республики к нацистской диктатуре.

Гораздо более жесткий путь выхода из экономического кризиса избирает германская политическая элита после прихода к власти в 1933 году национал-социалистической партии во главе с Гитлером. Процессы огосударствления социально-экономической сферы развертываются здесь одновременно со свертыванием парламентской демократии и установлением тоталитарного режима.
   Когда в стране разразился кризис, у власти находилось правительство «большой коалиции» во главе с лидером СДПГ Г. Мюллером. Однако в марте 1930 г. коалиция раскололась. Кризис расшатал структуру Веймарской республики. Новое правительство возглавил Г. Брюнинг. Его кабинет не имел большинства мест в рейхстаге и вынужден был осуществлять управление государством лишь с помощью чрезвычайных декретов. Законодательные функции парламента были фактически сведены на нет, что свидетельствовало о кризисе парламентаризма.
   Правительство Брюнинга проводило консервативную экономическую политику: сокращало социальные расходы и увеличивало налоги на физических лиц. Такая политика не только не способствовала росту популярности правительства, но и вела к дискредитации демократических институтов в глазах рядовых немцев. Это подтвердили проходившие в 1930 г. выборы в рейхстаг, принесшие крупный успех нацистской партии. За нее проголосовало 5,6 млн избирателей, и она стала второй по численности партией в рейхстаге. Что же позволило нацистам добиться таких результатов? Национал-социалисты являлись «буржуазной партией нового типа». Жестко централизованная, со строгой внутрипартийной дисциплиной, построенная по принципу «вождизма», эта организация превратилась в мощную политическую силу. Однако успех нацистов объяснялся не только и не столько особенностями организации их партии. А. Гитлер предложил немцам собственную программу развития общества, у которой, с одной стороны, не было аналогов, а с другой, она оказалась привлекательной для самых широких слоев населения. В центре, мировоззрения нацистов находилось несколько идей. Они исходили из того, что мир разделен не по классовому признаку, как утверждали последователи К. Маркса, а по национальному. Нация является основной единицей, совокупность которых формирует мировое сообщество. Нации не равноценны: есть высшие и низшие. Немцы относились к числу высших, и у них была, по мнению нацистских идеологов, особая историческая миссия — стать главной движущей силой в создании «нового мирового порядка». Для реализации этой установки необходимо было уничтожить Версальскую систему и создать «Великую Германию».
В правящей элите, поначалу настороженно отнесшейся к нацистам, произошел поворот в настроениях в сторону поддержки этой партии, как единственной силы, способной предотвратить революцию и экономический крах. В октябре 1931 г. совещание представителей финансово-промышленных кругов сделало ставку на привлечение нацистов к власти.
 Если бы обе партии объединили свои усилия в борьбе с правой опасностью, то они могли бы остановить марш нацистов к власти. Однако этого не произошло. Взаимная неприязнь социал-демократов и коммунистов помешала им организовать совместные действия против нацистов. Создание единого антифашистского фронта оказалось невозможным.
Между тем нацистская партия активно рвалась к власти. Общая обстановка благоприятствовала их планам. Кабинет Папена не имел опоры ни в рейхстаге, ни в обществе. Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся в ноябре 1932 г., не принесли решающего перевеса ни одной из партий. В условиях политической нестабильности правящая элита решила передать все рычаги управления страной нацистам. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера главой правительства.
Оказавшаяся во главе государства национал-социалистическая партия в течение 1933—1934 годов избавляется от всех оппозиционных партий и движений (главный удар был нанесен по социал-демократам и коммунистам: они были фактически поставлены вне закона — деятельность партий запрещалась, а многие их представители оказались за решеткой). Фашистская партия превратилась в монопольно правящую партию. Постепенно осуществляется сращивание правящей партии с государственным аппаратом. После чисток министерств и ведомств на места прежних чиновников были поставлены нацисты. Ликвидируются местные представительные органы. Для управления на местах создается институт гауляйтеров (главы администраций): они назначались также по представлению региональных партийных организаций.
   При новой власти резко усилилось государственное вмешательство в экономические процессы. Для управления промышленностью создавался Генеральный совет германского хозяйства, общеимперская экономическая палата, 18 экономических территориальных палат — эти органы контролировали и планировали всю экономическую деятельность, их решения имели силу закона. Жесткому регулированию подверглось и сельское хозяйство. Во всех финансовых и производственных организациях вплоть до предприятий вводился принцип фюрерства. Это означало что глава предприятия, экономической палаты пользовался неограниченными полномочиями, единолично устанавливал расценки, продолжительность рабочего дня, штрафы. Существовавшие до этого заводские советы, третейские суды были ликвидированы.
   Партия опиралась на развитую систему идеологического воздействия на массы путем пропаганды, а также на разветвленную систему карательных органов (штурмовые отряды, политическую полицию — гестапо и другие). Нацистское руководство создает широкую сеть концлагерей, куда отправлялись все несогласные с фюрерским порядком. Такйм образом, в Германии в 30-е годы сложились все черты, характерные для тоталитарного режима.
 Недемократические, близкие к тоталитарным, режимы различной степени «жесткости» устанавливаются и в ряде других европейских стран: Италии, Испании, Венгрии, а также в Японии.

  
 С учетом всего вышесказанного, можно заключить, что страны Западной Европы и Америки выработали различные способы выхода из экономического кризиса. Присутствие на мировой карте нацеленных на передел мира стран Германии и Японии делало геополитическую обстановку на планете нестабильной. Экономика Германии, к примеру, в конце 30-х годов имела ярко выраженный милитаристский характер (только за период с 1933 по 1938 годы бюджетные расходы на вооружение и военное производство выросли здесь в 10 раз). В 30-е годы складываются предпосылки для новой глобальной войны за передел мира.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 
http://www.umnik-umnica.com/ru/school/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/
 

Файлы

В первой половине двадцатого века в мировой экономике произошла катастрофа, которая длилась много лет и затронула практически все страны мира. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. был преодолён, но он послужил важным уроком на много лет вперёд.

Причины кризиса 1929-1933 гг.

В начале двадцатого столетия экономика США стремительно развивалась. В это время происходил переход от промышленного капитализма к монополистическому. Постепенно Европа уступала первенство Соединённым Штатам.

Причины кризиса 1929-1933

Первая Мировая война ещё более усилила процветание Америки. Ведь европейские страны в это время вели войну и испытывали на себе все её последствия, а США торговала, снабжала их товарами, и получала всё больше прибыли.

Будущее казалось безоблачным, однако на самом деле вскоре всё изменилось. В 1929 г. начался всемирный экономический кризис, который оказал воздействие на весь мир, и в первую очередь нанёс удар по Соединённым Штатам.

Первым событием этой трагедии оказалась паника на американской фондовой бирже. Однако непосредственные причины этого имели место в 1927 году.

В это время Великобритания поддерживала золотой стандарт своей валюты. Это означает, что любое количество фунтов стерлингов можно было поменять по первому требованию на эквивалентное количество золота. Поддержание золотого стандарта требовало значительных усилий. В этот исторический период фунты стерлингов фактически являлись основной мировой валютой.

Американский резервный фонд принял решение поддержать Британию в этом. Было принято решение о снижении учётной ставки до 3,5%. Дополнительно была проведена в значительных масштабах закупка государственных ценных бумаг.

Снижение ставки способствовало росту экономической активности. Начали стремительно расти курсы акций. Активизировалось применение кредитов, в которых в качестве залогов были использованы ценные бумаги.

Биржа

Важно отметить, что кредиты, которые были взяты биржевыми игроками, составили в это время 8,3 миллиардов американских долларов. В то же время все ценные бумаги, котировавшиеся на бирже, имели общую стоимость, равную 89,7 миллиардов долларов.

Фактически стала повсеместной практика выдачи кредитов на покупку ценных бумаг без проведения тщательной проверки тех, которые при этом давались в залог.

Схема такого заработка выглядела следующим образом. Экономика страны стремительно возрастала, что обусловило рост стоимости акций. Трейдеры указанным ранее образом берут кредит на покупку новых акций и держат их в течение какого-либо времени, пока они растут дальше. Затем заём с процентами возвращается банку, а трейдер получает прибыль.

В 1929 г. в продажу поступили акции «Дженерал моторс». Одновременно пришло сообщение о банкротстве ряда крупных компаний. Они бросились массово продавать акции. Начали падать курсы ценных бумаг и уже новые компании стали продавать их. Продажи стали расти лавинообразно. Это произошло 24 октября 1929 г.

За три дня биржевой индекс упал на 20%. Важно заметить, что ценные бумаги использовались в качестве залога для получения кредита. Поэтому падение цен на акции привело к краху многих компаний. 

Этот обвал курсов не прекращался до 1932 г. В итоге общая величина падения индекса за указанный период составила 90%.

Особенности экономического кризиса

Когда Великая Депрессия вступила в активную фазу, начали массово разоряться банки. За период с 1930 по 1933 гг. прекратили существование девять тысяч учреждений. 

Крах Уолл стрит 1929

2/3 промышленных фирм были разорены. В это время действие золотого стандарта прекратилось.

Развивающийся финансовый и экономический кризис возник на основе перепроизводства. Экономика создала столько товаров, что их оказалось некому покупать, ведь у населения в целом не было достаточной для этого суммы денег.

В таблице ниже указаны основные события, происходившие в рассматриваемые период:

Промышленное производство

Упало на 46%

1929-1932 гг.

Разорилось фирм

135 тысяч

1929-1933 гг.

Разорилось банков

5760

1929-1933 гг.

Убытки корпораций

3,2 миллиарда долларов

За 1932 г.

Оборот внешней торговли

В 3,1 раза

За 1932 г.

Произошедший биржевой крах затронул 25 миллионов американских граждан. В это время безработные вместе с членами своих семей составляли половину населения страны. Средняя заработная плата по всей стране стала вдвое меньше за этот период. Одним из проявлений катастрофы был голод. В 1931 г. в Нью-Йорке от голода умерло 2 тысячи человек.

Кризис разрушил не только промышленность и финансы, но и сельское хозяйство. За это время выращивание пшеницы уменьшилось на 36%, кукурузы — на 46%. Примерно один миллион фермерских хозяйств были разорены за эти годы.

632

Руководство страны пыталось бороться с возникшими проблемами. Президент Гувер принял протекционистские меры для того, чтобы поддержать экономику страны. Он рассчитывал, что для преодоления кризиса потребуется не более 60 дней. Высокие таможенные тарифы в Америке привели к повышению их в других странах.

В 1931 г. было проведено государственное кредитование банков для того, чтобы предотвратить массовые банкротства. Кроме этого кредиты выдавались промышленным предприятиям и фермерским хозяйствам. Эти и другие меры, предпринятые Президентом Гувером, кратко говоря, не привели к преодолению кризиса.

Выход из кризиса

В 1933 г. пост Президента Соединённых Штатов занял Франклин Делано Рузвельт. Кризис продолжал развиваться, и принятые ранее меры не давали надежды с ним справиться.

«Новый курс Рузвельта»

Стало понятно, что выйти из сложной ситуации страна сможет только в результате экстраординарных мер. Новое правительство выступило с программой под названием «Новый курс Рузвельта».

Были приняты следующие меры:

  • было запрещено перемещение золота за границу страны;

  • возможность обмена наличных денег на золото была отменена;

  • несмотря на сильный общественный запрос, национализация банков проведена не была;

  • проведено государственное кредитование наиболее крупных банков.

В итоге принятых мер к концу 1933 г. 80% банков смогли возобновить свою работу.

Была проведена девальвация доллара. В результате этих и других мер, предпринятых правительством страны, кризис был преодолён, и США вступили в этап экономического развития. 

Это стало началом оздоровления экономики всех стран запада.

Кризис во Франции

В 1929 г. кризисные явления распространились по всему миру. Однако экономику Франции он не затронул до следующего 1930 года. 

Сдерживающее влияние оказали государственные субсидии, которые применялись для стимулирования восстановления экономики Франции. В этой стране во многих отраслях кризис продолжался до 1936 г.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Многие государства поняли урок истории, состоящий в том, что без государственного регулирования преодолеть масштабный кризис невозможно.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933

Совместные усилия бизнесменов и государственных структур послужили основной силой для преодоления возникших проблем.

В новом экономическом мировом порядке стало очевидным лидерство экономики Соединённых Штатов.

>

1)Либеральный (США, Великобритания)

2)Социал-реформистский (Франция)

3)Тоталитарный (Германия, Италия)

«Новый курс» в США и «Новый порядок» в Германии — варианты программ по преодолению последствий Мирового кризиса

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требо­вались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые во­шли в историю под названием «Новый курс Рузвельта». В осуществлении «Нового курса» выделяют 2 этапа:

1. с 1933 до 1935 гг.;

2. с 1935г., когда обозначились сдвиги влево.

Основные мероприятия «Нового курса» включали:

1. Прежде всего — спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещалось вывозить золото за границу, прекращался обмен банкнот на золото, были закрыты все банки (но национализация банков не осуществлялась). В Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (т.е. наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы (но 2 тыс. банков разрешение на это не получили).

Для увеличения финансовых ресурсов государства США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (т.е. обесценение) доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству, а взамен банкам выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв.

В 1934 г. был принят закон о золотом резерве, который устанавливал новую цену на золото- 35 долларов за унцию, и в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41 %. И благодаря девальвации распределение доходов изменилось в пользу промышленного, а не судного капитала и, тем самым, были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, усилились экспортные возможности США и уменьшилась задолженность монополий правительству.

2. Восстановление промышленности. В 1933г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности, который вводился на 2 года и предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений (как компромисс между рабочими и капиталом). При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности» (НИРА). Во главе её встал «мозговой трест» — совет крупнейших экономистов и промышленников и стала осуществлять государственное регулирование хозяйства. Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп и во главе каждой был поставлен свой орган и введены свои правила.

Закон включал 3 раздела:

1) первый раздел предусматривал меры по оживлению экономики и выходу из кризисной ситуации, где основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались объёмы производства, цены, правила конкуренции, занятости и найма;

2) раздел и 3) раздел закона определяли формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Была создана Администрация общественных работ, на которую возлагалась организация больших государственных работ, включающих строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и др.

В 1935г. предложение президента о продлении срока действия закона вызвало сопротивление со стороны разных сил и Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства сохранилась.

3. Второй важный закон — о регулировании сельского хозяйства — был принят в начале 1933г. Конгрессом США. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса были приняты меры, направленные на сокращение сельскохозяйственного производства — это повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, государственная скупка земли у фермеров, выплаты премий за сокращение поголовья скота и продукции, чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.

4. С 1935г. политика «Нового курса» была направлена на погашение социального конфликта и поэтому содержала социальную направленность. Летом 1935г. Рузвельтом был подписан Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях», где за рабочими признавалось право на стачки, защиту рабочими своих интересов через профсоюзы и путём заключения с предпринимателями коллективных договоров. По закону Вагнера Администрация не могла применять репрессии к рабочим и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций.

В 1936г. был принят Закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности. Но закон не распространялся на лиц, занятых в сфере торговли и обслуживания.

В 1938г. был принят Закон о справедливых условиях труда, который устанавливал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.

В целом «Новый курс» Рузвельта способствовал преодолению кризисного состояния экономики (хотя и медленными темпами) и к 1937г. по ряду экономических показателей США вышли на отметку 1929г. (до кризисного периода).

Однако «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, так как оставалась незыблемой частная собственность, в США не было национализировано ни одного предприятия или банка.

ГЕРМАНИЯ «Новый порядок» — экономической политики фашистской германии.

Зависимое положение неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929 — 1933 годов и своего пика кризис достиг в 1932г., поразив банковскую систему, промышленность, вызвав огромную безработицу. Прекращение помощи со стороны ведущих стран ещё больше усугубило положение страны. В такой ситуации, видя неспособность противостоять экономическому кризису, стал формироваться блок монополий и фашизма, и в 1933г. фашисты пришли к власти, установив фашистский режим.

Экономическая политика фашизма носила крайне выраженный фашистский характер, где государственное управление хозяйством было доведено до крайней степени, а антикризисные меры носили чрезвычайный характер и преследовали военно-политические цели.

Программа фашистов включала уничтожение демократии, подготовку к войне, подчинение крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднятие экономики путём обширных государственных заказов. Это определило формы и методы выхода страны из кризиса. С этой целью нацистским руководством был сделан упор:

· на восстановление важных военных отраслей тяжёлой и топливной промышленности;

· на создание предприятий, выпускающих военную технику.

Это потребовало концентрации огромных средств в руках государства, поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, который стал основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, трудовых и прочих ресурсов.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии, которая проводилась ускоренными темпами и рассматривалась как главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы и военные расходы в 1933 — 1939 гг. возросли в 10 раз.

1. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолётов, орудий и т.д.

2. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов.

3. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных.

4. Осуществлялась стандартизация железных и стальных изделий и деталей машин.

Таким образом, внутренний и внешнеэкономический курс фашизма был связан с подготовкой ко Второй мировой войны.

Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и открыто начал перевооружение Германии:

· в апреле 1933г. создал министерство авиации;

· в 1934г. было восстановлено колониальное ведомство;

· в марте 1935г. ввёл всеобщую воинскую повинность;

· в июне 1935г. заключил с англичанами морской договор, по которому

Германия добилась права строить свой надводный и подводный флот;

в марте 1936г. были разорваны Локарнские соглашения и посланы войска в демилитаризованную Рейнскую область.

Однако западные державы не выступили с протестом. Более того, монополии США, Англии, Франции финансировали фашистскую Германию, помогали оснащению её армии, снабжая стратегическим сырьём.

Фашисты создали сложный аппарат для государственного регулирования экономики, где вопросы объёмов производства, ассортимента товаров и цен полностью решались прямыми методами путём централизованных государственных решений.

В 1933г. правительство Германии приняло закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм.

В 1934г. был издан «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства», по которому министр экономики получил полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских групп, через которые проводились государственные решения в области экономики: · промышленности; · энергетики; · ремесла; · банковского и страхового дела; · транспорта; · торговли.

Во главе экономики стоял Главный хозяйственный совет. Таким образом, в руководстве экономикой делался упор на методы прямого, административного регулирования, в чём заключалась отличительная особенность германского государственно-монополистического капитализма.

В мае 1935г. был принят закон «Об обороне империи», по которому генеральный уполномоченный в области военной экономики (Я. ШАХТ) должен был поставить экономику на службу ведения войны. С этой целью:

шло сокращение мирных отраслей и начато массовое производство вооружения и военных материалов;

увеличивался экспорт и сокращался ввоз продовольствия чтобы обеспечить стратегические отрасли валютой;

осуществлялся жёсткий контроль и регламентация внешней торговли.

В 1936г. был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снабжения, цель которого — создание собственной сырьевой базы для обеспечения нужд военного производства.

Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В связи с этим было создано «Имперское сословие по продовольствию» — главный орган по регулированию сельскохозяйственного производства. Вводилась система принудительных поставок сельхозпродукции, продукция каждого двора находилась на строгом учёте и большую часть её крестьянин должен был сдавать по низким ценам, каждый крестьянин превращался в «солдата фронта питания», был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.

Таким образом, быстрыми темпами происходило сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами, сложилась тоталитарная (т.е. командно-административная) модель государственно-монополистического капитализма (ГМК) с централизованным механизмом управления и свободный рынок перестал служить регулятором экономического процесса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оплата за классное руководство в казахстан
  • Как сделать плазмолифтинг в домашних условиях пошаговая инструкция
  • Сушка для посуды установка в шкаф инструкция
  • Инструкция мобильный кондиционер electrolux eacm 13cl n3
  • Сангвиритрин инструкция по применению цена отзывы жидкость