Doc 10019 an 507 руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам дпас

Перейти к контенту

Вид нормативного правового акта

Международный циркуляр ИКАО


Название нормативного правового акта

Руководство по дистанционно пилотируемым (ДПАС) №10019 AN/507. «Циркуляр ИКАО №10019»


Содержание нормативного правового акта

Определяет понятийно-категориальную базу для работы с ДПАС, эксплуатационные правила для выдачи разрешений на полеты, особенности выдачи сертификата типа и признания летной годности, регистрации ДПВС, обязанности эксплуатанта ДПВС, правила выдачи свидетельств и квалификации, обнаружения и предотвращения. 


Область регулирования

Источник правил и принципов эксплуатации ДПАС


Важные моменты


Документ

Авторское право © 2023 UAVDoc

Текст ГОСТ Р 59517-2021 Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация

ГОСТ Р 59517-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Классификация и категоризация

Unmanned aircraft systems. Classification and categorization

ОКС 49.020

Дата введения 2021-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ») совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского» (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. N 472-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации«. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и категории беспилотных авиационных систем для определения требований по обеспечению безопасности полета: необходимого объема работ по сертификации «Разработчика», «Образца» и «Изготовителя» беспилотных авиационных систем, а также правил использования воздушного пространства. Настоящий стандарт направлен на решение задачи безопасной интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство с пилотируемыми воздушными судами гражданской авиации. По признакам категоризации БАС, изложенных в настоящем стандарте, Заявителем определяется применимый объем сертификационных работ, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, ответственным в области гражданской авиации, необходимый для демонстрации соответствия требованиям обеспечения безопасности применения БАС для выполнения авиационных работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54580 Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения

ГОСТ Р 56122 Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования

ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56122, ГОСТ Р 57258, ГОСТ Р 54580, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 дистанционное пилотирование: Управление пространственным положением беспилотного воздушного судна с рабочего места пилота, которое располагается вне борта этого воздушного судна.

3.1.2 завершение полета: Процедура достижения земной поверхности беспилотным воздушным судном штатным или иным предусмотренным способом, обеспечивающим безопасность этапа приземления.

3.1.3

использование воздушного пространства: Деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

[[1], статья 2]

3.1.4 летная годность: Состояние образца авиационной техники, характеризующее его соответствие применимым требованиям к летной годности и пригодность к выполнению безопасного полета в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.

3.1.5 максимальная взлетная масса: Максимальная разрешенная масса воздушного судна и его компонентов, определяемая согласно эксплуатационным документам.

3.1.6 максимальная кинетическая энергия: Значение кинетической энергии воздушного судна, имеющего в полете максимальную взлетную массу и максимальную скорость полета.

3.1.7 максимальная скорость полета: Наибольшая скорость воздушного судна, определяющаяся в соответствии с требованиями к летной годности.

3.1.8 ожидаемые условия эксплуатации: Условия, при которых обеспечена безопасная эксплуатация авиационной техники при соблюдении ограничений и процедур, изложенных в руководствах по эксплуатации и поддержанию летной годности, соответствующим образом утвержденных и одобренных в соответствии с действующими процедурами сертификации.

3.1.9 особая ситуация: Нештатная ситуация, возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящая к снижению уровня безопасности полета.

3.1.10

оценка риска: Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

[ГОСТ Р 51897-2011, статья 3.4.1]

3.1.11 правила полетов по приборам: Порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяют по пилотажным и навигационным приборам.

3.1.12

сертификат типа: Документ, выдаваемый Заявителю, являющемуся разработчиком, и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции изделия требованиям сертификационного базиса.

[[2], статья 21.12]

3.1.13

сертификат типа ограниченной категории: Документ, выданный уполномоченным органом в области гражданской авиации, подтверждающий соответствие характеристик и свойств типовой конструкции или образца авиационной техники отдельным обязательным требованиям применимых норм летной годности, требований по охране окружающей среды и правил использования воздушного пространства, удостоверяющий безопасность полета при соблюдении эксплуатационных ограничений.

[[2], статья 21.12А]

3.1.14 тип воздушного судна: Классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик (например, самолет, планер, вертолет, свободный аэростат).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БАС — беспилотная авиационная система;

БВС — беспилотное воздушное судно;

ППП — правила полета по приборам;

ПРВ — прямая радиовидимость;

СВП — станция внешнего пилота;

VLOS — в пределах прямой видимости (visual line of sight);

BVLOS — за пределами прямой видимости (beyond visual line of sight);

EVLOS — в расширенных пределах прямой видимости (extended visual line of sight).

4 Общие положения

Категоризация беспилотных авиационных систем по степени риска выполняемой воздушной операции и выбора средств снижения этих рисков до приемлемого уровня основывается на следующих базовых принципах:

— дистанционное пилотирование воздушного судна в составе БАС;

— отсутствие людей на борту;

— в любой момент полета БВС получает управляющие команды от одной СВП.

5 Классификация БАС

5.1 По максимальной взлетной массе БВС в составе БАС:

— от 0,25 кг до 30 кг включительно;

— от 30 кг.

5.2 По достигаемой БВС в полете кинетической энергии:

— 100 Дж и менее;

— более 100 Дж.

5.3 По эксплуатационному назначению:

— в личных целях;

— для выполнения авиационных работ.

5.4 По условиям видимости:

5.4.1 Прямая радиовидимость:

1) Визуальные полеты в условиях VLOS. Внешний пилот имеет возможность поддерживать визуальный контакт с БВС без использования оптических приборов, за исключением средств, корректирующих зрение (очки, линзы), так чтобы БВС мог безопасно выполнять маневры для предотвращения любой опасной ситуации в воздухе и на земле.

2) Визуальные полеты в условиях EVLOS. Для пилотирования БВС внешнему пилоту необходима помощь одного или нескольких наблюдателей.

3) Полет в условиях BVLOS. Внешний пилот или наблюдатель не может поддерживать прямой визуальный контакт с БВС, чтобы управлять его полетом с выполнением обязанностей по обнаружению потенциальной опасности и предотвращению столкновений с другими воздушными судами, и должен полагаться на приборные средства [3].

5.4.2 Отсутствие прямой радиовидимости:

Для расстояний или для специальных условий полета, когда прямая радиосвязь непригодна, требуются системы, способные обеспечить связь за пределами ПРВ.

Примечание — Полет БВС в составе БАС в условиях BVLOS и BRLOS должен выполняться по ППП.

6 Открытая категория (А)

6.1 Беспилотная авиационная система может быть отнесена к категории А при условии соответствия следующим критериям:

— максимальная взлетная масса БВС в составе БАС не меньше 0,25 кг и не превышает 30 кг;

— максимальная кинетическая энергия, достигаемая БВС при выполнении полета, не превышает 100 Дж;

— БВС в составе БАС не имеет в своей конструкции вращающихся частей, которые могут нанести тяжкие телесные повреждения;

— использование БАС только в личных целях;

— выполнение авиационных работ не допускается;

— полет БВС в составе БАС выполняется при следующих условиях:

— ограничение высоты до 150 м;

— полеты в условиях VLOS/EVLOS;

— полеты выполняются в светлое время суток;

— полеты выполняются на удаленном расстоянии от строений и людей не менее 150 м или воздушном пространстве, специально выделенном для полетов беспилотных воздушных судов.

7 Специальная категория (В)

7.1 Беспилотная авиационная система может быть отнесена к категории B при условии соответствия следующим критериям:

— характеристики и конструкция БАС превышают ограничения, указанные в 6.1;

— система автоматического управления, в случае потери связи, обеспечивает возвращение БВС в точку начала полета до восстановления работоспособности линии управления и контроля или немедленное завершение полета;

— БАС предполагается использовать для выполнения авиационных работ в одобренном для этого эксплуатационном объеме выделенного воздушного пространства в соответствии с [2], устанавливающими порядок использования воздушного пространства.

7.2 Беспилотная авиационная система категории B допускается к полетам при условии подтверждения соответствия требованиям к единичному экземпляру воздушного судна в составе БАС или утвержденному федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации объему требований норм летной годности БАС с БВС соответствующего типа в форме сертификата типа или сертификата типа ограниченной категории.

7.3 Для доказательства соответствия БАС категории B ожидаемым условиям эксплуатации Заявитель может использовать результаты оценки рисков особых ситуаций, возникновение которых возможно во время или в результате полета БВС в составе БАС категории B, в соответствии с методами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.

8 Сертифицируемая категория (С)

8.1. Беспилотная авиационная система может быть отнесена к категории С в случае необходимости выполнения полетов БВС в составе БАС в заявленном классе несегрегированного воздушного пространства по правилам визуального полета и по правилам полетов по приборам.

8.2 Беспилотная авиационная система категории С допускается к полетам при условии подтверждения соответствия утвержденному объему федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации требований норм летной годности БАС с БВС соответствующего типа в форме сертификата типа или сертификата типа ограниченной категории.

8.3 Эксплуатация БАС категории С должна выполняться в соответствии с [2], устанавливающими порядок использования воздушного пространства.

Библиография

[1]

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»

[2]

Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», 2019

[3]

ИКАО Документ 10019 AN/507 Руководство по дистанционно-пилотируемым авиационным системам (ДПАС), 2015

УДК 629.735:006.354

ОКС 49.020

Ключевые слова: беспилотные авиационные системы, компоненты, спецификация, общие технические требования

Электронный текст документа
и сверен по:

, 2021

Андрей Ельчанинов: «Отсутствие полноценной нормативной базы — главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России»

[image]

Одно из приоритетных и перспективных направлений в области науки и техники в мире и России — беспилотная авиация. О состоянии этой отрасли в нашей стране, проблемах и решениях в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Ельчанинов.

«АС»: Андрей Федорович, распоряжением Председателя Правительства РФ Вы назначены первым заместителем Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, с чем я Вас искренне поздравляю. Не могли бы Вы кратко рассказать об основных задачах на этом высоком посту?

А.Е.: Благодарю за поздравление. В соответствии с Положением о коллегии ВПК РФ первый заместитель Председателя организует текущую деятельность коллегии по всем вопросам, относящимся к ее компетенции, а также выполняет отдельные поручения Председателя коллегии. За решение этих задач я отвечаю лично.

Конечно же, с учетом моей предыдущей деятельности в качестве члена коллегии ВПК, председателя Совета по авиастроению особое внимание я уделяю вопросам формирования и выполнения Государственной программы вооружения, Государственного оборонного заказа в сфере авиации, повышения эффективности и качества разработки, изготовления, поставок, ремонта и эксплуатации авиационной техники.

«АС»: В течение нескольких лет Вы также возглавляете Рабочую группу по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения. В этой связи хотел бы поговорить с Вами о состоянии дел в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в Российской Федерации.

А.Е.: В нашей стране в области создания беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) работает несколько сотен предприятий, составляющих основу инфраструктуры этого важного сектора экономики. Условно их можно разделить на несколько групп, специализирующихся, в первую очередь, на разработке и производстве:

  • БАС и БВС военного и специального назначения. Достаточно эффективно в этом направлении работают компании «Сухой», «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), «Кронштадт» и др.;
  • БАС и БВС многоцелевого, в том числе, гражданского, назначения. Среди лидеров: компании «Кронштадт», «Вега», НПП «Радар ммс», «Аэрокон», «РТИ системы», Группа компаний «Беспилотные системы»;
  • авиационных двигателей для БВС (предприятия «Агат» и УЗГА, компания «Наука Софт» совместно с ЦИАМ);
  • бортового оборудования, различной полезной нагрузки и программного обеспечения (концерн «МАНС», КБ «Луч», НПП «Радар ммс»);
  • наземного оборудования, систем управления (компании «Промтекс», «Альбатрос» и др.);
  • комплектующих изделий (КИ) — несколько десятков организаций, занимающихся разработкой, производством и поставкой КИ.

Не следует забывать и о компаниях, оказывающих услуги в области применения БАС и БВС, обеспечения безопасности воздушного движения, подготовки авиационного персонала, включая внешних пилотов.

Научное и методическое сопровождение работ в области беспилотной авиации осуществляют ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входящие в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, а также ГосНИИ ГА.

Важную роль в развитии беспилотной отрасли играют Рабочая группа (РГ) «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация «Аэронет» в части разработки и реализации программ поддержки перспективных проектов.

Следует понимать, что деление на группы чисто условное, так как возможности и интересы многих организаций не ограничиваются лишь одной специализацией. Большинство предприятий-головников, разрабатывающих и производящих БВС, как правило, участвуют в создании бортового и наземного оборудования, систем управления для БАС, разработке программного обеспечения к ним, а также предоставлении различных услуг.

Примером комплексного подхода к созданию БВС различного назначения является деятельность АО «Кронштадт». Направления работ этого предприятия охватывают широкий спектр от разработки и изготовления БВС, бортового оборудования и целевой нагрузки, комплексов навигации и управления, программного обеспечения до создания наземных пунктов управления, тренажеров, систем и программ обучения соответствующих специалистов.

Отмечу, что беспилотная отрасль в мире развивается во многом за счет новых, преимущественно малых предприятий (стартапов), предлагающих участникам рынка более инновационную продукцию по меньшей цене. В этом контексте среди лидеров на отечественном рынке беспилотной авиации эффективно работают недавно созданные и активно развивающиеся компании «Беспилотные системы» (Ижевск), «Геоскан» (С-Петербург), «Аэрокон» (Казань), «Птеро» (Москва) и др.

Наращивают свое участие в этом процессе и государственные заказчики — все силовые министерства и ведомства, Минпромторг России, а также Государственная корпорация Ростех и другие структуры.

В настоящее время при создании БАС и БВС используются, в основном, нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пилотируемой авиации. Своей «нормативки» для беспилотников практически пока нет. Поэтому и система управления в этой сфере, в том числе организация испытаний и сертификации, пока (до формирования собственной нормативной правовой базы) опирается на традиционную, применяемую при создании пилотируемых воздушных судов (ВС). Об этой проблеме более подробно остановлюсь ниже.

«АС»: Какое место в мире в области беспилотной авиации занимает наша страна? Каковы реалии и перспективы развития БАС гражданского (двойного) назначения?

А.Е.: Востребованность БВС в мире значительно выросла за последние годы, став модным трендом. Наша страна, как я уже говорил, также активно участвует в этом процессе и постепенно выходит на конкурентные позиции. Это связано как с востребованностью отечественных беспилотников военного назначения, так и с широчайшими перспективами развития гражданского рынка БВС.

Сегодня доля России на мировом рынке беспилотных авиационных систем относительно небольшая, по некоторым исследованиям — 2-3%. Однако, по прогнозам специалистов, к 2035 г. в небе России ожидается одновременное нахождение не десятков, а сотен тысяч БВС. Они будут обслуживать создаваемый в нашей стране единый рынок работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих, потребностей экономики. Уже сейчас прорабатываются технологии применения БАС и БВС в различных отраслях для решения широкого спектра задач: мониторинга, в том числе экологического, разведки, фото- и видеосъемки, обнаружения и тушения пожаров, контроля уровня радиации, транспортных (аэротакси и грузовые БВС), медицинских, логистических услуг, выполнения сельскохозяйственных работ и др.

Руководство нашей страны уделяет самое пристальное внимание развитию этого сектора экономики. Наиболее проблемные и актуальные вопросы рассматриваются Комиссией при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий, Военно-промышленной комиссией РФ, Правительственной комиссией по транспорту и другими структурами.

Рынок беспилотной транспортной авиации сегодня только формируется. Предстоит решить огромный объем задач по выработке концептуальных решений по развитию этого нового вида транспорта, разработке и внедрению прорывных технологий в этой сфере. На мой взгляд, придание БВС «интеллекта» может обеспечить их более широкое применение.

Для масштабного использования беспилотников в качестве одной из важных задач необходимо разработать и создать полноценную инфраструктуру, имеющую как минимум: несегрегированное воздушное пространство, систему управления безопасностью полетов, наземный производственный комплекс (аэродромы, площадки, пункты дозаправки, центры технического обслуживания, передачи груза).

И конечно же, учитывая уже набившие оскомину проблемы организации и проведения обслуживания отечественной авиационной техники (АТ), в том числе поставляемой на экспорт, необходимо заблаговременно разработать полноценную и эффективную систему послепродажного обслуживания БВС.

В решении этих задач ведущую роль должны играть научно-исследовательские институты во главе с НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГосНИИ ГА и головные разработчики БАС и БВС.

«АС»: Андрей Федорович, давайте поговорим о состоянии и перспективах формирования полноценной отечественной нормативной базы в области беспилотной авиации, в том числе ее интеграции в сферу гражданской авиации?

А.Е.: В рамках работы Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ и Рабочей группы по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения проделана большая работа по формированию новой ре-дакции одного из основополагающих документов — Положения о порядке создания авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения. Особое внимание при этом уделено разработке нормативной базы в области конструирования, производства и испытания БВС. В настоящее время этот документ находится на заключительной стадии согласования и будет представлен для рассмотрения и заключения на НТС коллегии ВПК Российской Федерации.

Как я уже отметил, действующие документы, определяющие порядок создания авиационной техники военного (специального) и двойного (гражданского) назначения, практически не учитывают специфику той области, которую мы обсуждаем. Многие вопросы не урегулированы и не имеют правого статуса, в том числе и внедрение БВС в единое воздушное пространство России. Отсутствуют и отдельные нормы по разработке, производству и испытаниям БВС, малоразмерных двигателей, бортового и наземного оборудования. Важной составляющей является и разработка современной нормативной базы по сертификации БВС. Можно констатировать, что отсутствие полноценной нормативной базы — главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России.

Во многих странах уже разработаны требования к созданию и правила использования беспилотных воздушных судов в сфере гражданской авиации. Правда, это касается только беспилотников с небольшой массой. Нормативную базу для крупноразмерных БВС еще предстоит создать.

Она должна регламентировать все аспекты: от утверждения норм летной годности БВС, лицензирования внешних пилотов до установления требований по экологической безопасности. Основной пакет международных стандартов и рекомендаций для крупноразмерных БВС гражданского назначения, а на их базе и национальных документов, планируется создать к 2024 г.

При этом, работа по созданию нормативной базы для беспилотников в нашей стране уже ведется. НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнена НИР, в рамках которой разработан проект «Программы совершенствования нормативного обеспечения создания и испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами на 2019-2030 гг.». В стадии разработки и реализации и ряд других документов в этой сфере.

Правительством РФ утверждена разработанная Рабочей группой «Аэронет» НТИ «дорожная карта» с перечнем основных нормативных правовых актов, подлежащих уточнению и разработке в области беспилотной авиации. Ее реализация во многом сдерживается отсутствием готовых технологических и технических решений, обеспечивающих безопасную интеграцию БАС в единое воздушное пространство.

В соответствии с Doc 10019 AN/507 «Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)», их безопасная интеграция в несегрегированное воздушное пространство является длительным процессом, требующим согласованных действий многих заинтересованных сторон, каждая из которых привносит в этот процесс свой опыт в других областях деятельности. Всем участникам этого процесса предстоит большая и напряженная работа в достижении поставленной цели.

«АС»: Какие еще «узкие места» и проблемные вопросы в сфере бес-пилотной авиации требуют решения?

А.Е. Еще одно «узкое место» — необходимость опережающей разработки и производства отечественных поршневых и электродвигателей для БВС различного класса, новых технологических и конструктивных решений, в том числе создания и применения композитных материалов, элементной базы, программного обеспечения и т. д.

В современных политических и экономических реалиях при разработке отечественных БПЛА уже на стадии разработки технических требований следует максимально закладывать комплектующие изделия отечественного производства.

В этом контексте можно выделить ударные беспилотники «Альтиус» и «Охотник», поскольку их создание велась с максимальным упором на отечественную элементную базу.

С этой целью только для «Альтиуса» пришлось организовать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически все в этих ударных беспилотниках создавалось с нуля: от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.

Мне известно, уважаемый Илья Григорьевич, что в очередном номере журнала «АвиаСоюз» будет опубликован большой блок материалов по различным аспектам беспилотной авиации. Уверен, что их авторы глубоко и предметно обозначат проблемы в области создания и применения БАС и БВС. Безусловно, тематика беспилотной авиации найдет отражение в планах работы коллегии ВПК РФ и ее органов — Совета по авиастроению и соответствующей Рабочей группы. Наиболее актуальные предложения по решению проблемных вопросов в этой сфере, высказанные авторами публикаций в журнале «АвиаСоюз», обязательно будут нами рассмотрены.

Источник: 

https://www.aviaport.ru/digest/2021/03/04/668461.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индукционная плита аляска ic 1800 инструкция
  • Непосредственно руководство вс рф кто осуществляет непосредственное
  • Аквалор раствор для промывания носа инструкция по применению
  • Клабел 500 инструкция по применению от чего помогает
  • Инструкция по охране труда при работе на интерактивной доске