Обновлено: 20.05.2023
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
_____________________ Л.О. Маликова
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ОТВЕСТВЕННОГО ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
КАРАСЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на другого педагогического работника школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида в школе подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида имеет следующие должностные обязанности:
организация процесса персонального сопровождения ребенка в школе с учетом его физического и психического состояния;
оказание помощи и физической поддержки обучающемуся при перемещении в пространстве класса, в школьном здании;
составление персонального маршрута сопровождения ребенка-инвалида в образовательном учреждении;
контроль состояния ребенка – эмоционального и физического в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, заключением психолого-медико-педагогической комиссии, специалистов ПМПк образовательного учреждения, специалистов здравоохранения;
участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в организации и проведении консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам организации сопровождения ребенка-инвалида в учебном процессе;
контроль и оценивание эффективности созданных условий и степень их комфортности для ребенка-инвалида в школе;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающегося;
соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
3.1. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:
— Устава и Правил внутреннего трудового порядка образовательного учреждения;
— законных распоряжений директора образовательного учреждения и других локальных нормативных актов;
— своей должностной инструкции.
3.2 . За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида образовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
3.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида образовательного учреждения несет ответственность:
— за безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса в образовательном учреждении;
— за непринятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим в аварийных ситуациях, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;
— за проведение инструктажа ребенка-инвалида по технике безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране и технике безопасности труда.
— за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;
— за жизнь и здоровье ребенка-инвалида во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида должен :
4.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, утвержденному директором образовательного учреждения.
4.2. Планировать свою работу под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
4.3. Получать от директора образовательного учреждения и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
4.4. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора образовательного учреждения.
4.5. Своевременно информировать администрацию образовательного учреждения о возникших затруднениях в процессе осуществления своих должностных обязанностей
в Министерстве юстиции
4 мая 2017 года,
регистрационный N 46612
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 12 апреля 2017 года N 351н
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
I. Общие сведения
Деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности
Помощники по уходу за детьми
Помощники по уходу за больными
Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными на дому
Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными, не входящие в другие группы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Деятельность по оказанию технической помощи
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Ассистент по оказанию технической помощи
Требования к образованию и обучению
Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте
Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
После включения в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
Трудовой кодекс Российской Федерации, ст.351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2010, N 52, ст.7002; 2012, N 14, ст.1553; 2015, N 29, ст.4363).
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Помощник по уходу за детьми
Помощники по уходу за больными
Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными на дому
Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными, не входящие в другие группы
3.1.1. Трудовая функция
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Получение информации от инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц в процессе оказания технической помощи
Изучение маршрута оказания технической помощи и плана эвакуации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, месте отдыха
Обеспечение доступа на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам
Проведение инструктажа по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Уведомление родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий)
Оказание помощи в одевании и раздевании
Оказание помощи в ведении записей, приведение в порядок рабочего места и подготовка необходимых принадлежностей
Оказание помощи при пользовании столовой посудой и приборами, в соблюдении личной гигиены во время принятия пищи
Оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Организация присутствия медицинского работника при необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций
Оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований
Получать информацию об индивидуальных особенностях от инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц в процессе оказания технической помощи в объеме, необходимом для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего
Изучать маршрут оказания технической помощи и план эвакуации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, месте отдыха с использованием наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов
Обеспечивать сопровождение инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальной программой на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам
Использовать различные альтернативные способы коммуникации в темпе, наиболее приемлемом для получателя услуг, при проведении инструктажа по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья; при необходимости осуществлять синхронный перевод
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи для оперативного информирования родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Создавать для инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья комфортные условия в процессе оказания технической помощи
Обеспечивать помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с учетом их нозологии в использовании технических средств реабилитации (изделий)
Обеспечивать первичный ремонт и обслуживание средств реабилитации (изделий)
Оказывать помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в одевании и раздевании с учетом их нозологии
Оказывать помощь в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей для осуществления различных видов деятельности
Оказывать помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в соблюдении гигиены и приеме пищи при пользовании столовой посуды и приборов
Обеспечивать самоорганизацию при угрожающих жизни состояниях, а также организовывать выполнение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц при угрожающих жизни состояниях
Обеспечивать присутствие медицинского работника требуемой квалификации при необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций
Оказывать необходимую помощь в соблюдении санитарно-гигиенических требований инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Основы законодательства Российской Федерации в области прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно-правовых актов
Трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой процесс ассистента по оказанию технической помощи
Требования охраны труда, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, меры пожарной безопасности
Основы нозологии инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья
Правила общения с инвалидом и лицом с ограниченными возможностями здоровья, родителями (законными представителями) и уполномоченными лицами
Здоровьесберегающие технологии при перемещении инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья
Правила информирования об изменениях в состоянии инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья
Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания средств реабилитации (изделий)
Санитарно-эпидемиологические требования личной гигиены инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Алгоритм смены нательного белья инвалиду, лицу с ограниченными возможностями здоровья
Правила кормления инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Соблюдение профессионально-этических требований к деятельности ассистента по оказанию технической помощи
Обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в результате деятельности
Должностная инструкция в учреждении — практически всегда обязательный документ. Она знакомит персонал с его обязанностями на рабочем месте, устанавливает права и ответственность. Инструкция может быть как приложением к трудовому договору, так и отдельным документом. Обязанность составлять ее в законодательстве не закреплена, однако практика использования данной бумаги широко распространена, в том числе и в детских образовательных учреждениях. Рассмотрим, как составить должностную инструкцию помощника воспитателя.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Образец должностной инструкции помощника воспитателя
1. Общие положения
- Сотрудник, принятый на должность помощника воспитателя, включается в разряд работников младшего обслуживающего персонала.
- Помощника воспитателя принимает на работу и увольняет с нее заведующий детским садом.
- Работник находится в подчинении заведующего детским садом, заведующего хозяйством учреждения и воспитателя группы.
- На эту позицию должны быть приняты совершеннолетние лица, имеющие среднее или среднее специальное образование.
- Работник, принятый на данную работу, должен владеть такими знаниями:
- положений трудового законодательства;
- требований и норм охраны труда и пожарной безопасности в учреждении;
- правил охраны жизни и здоровья детей;
- санитарных норм и правил;
- правил внутреннего трудового распорядка.
- Работник при осуществлении своей деятельности ориентируется на:
- Устав учреждения;
- санитарно-гигиенические нормы и правила;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- распоряжения руководства;
- данный документ.
- График работы помощника воспитателя формируется и утверждается заведующим детским садом, длительность трудового времени составляет 40 часов в неделю.
- Помощник воспитателя проходит медицинский осмотр каждый квартал года.
- Главная функция работника — соблюдение санитарных требований и норм по уборке группы и других помещений, обслуживание детей, помощь воспитателю.
2. Должностные обязанности
Сотрудник на своем рабочем месте выполняет такие функции:
- Осуществляет влажную уборку группы, раздевалки, спальни и других помещений дважды в день.
- Проветривает группу и спальню в соответствии с установленным графиком, соблюдает режим дезинфекции помещений при карантине.
- Помогает воспитателю переодевать детей на тихий час, прогулку, физкультуру и праздничные мероприятия.
- Под руководством воспитателя проводит работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков, по воспитанию детей, уборке игровой зоны, кровати.
- Вместе с воспитателями готовит материал для занятий с детьми, делает после них уборку, помогает отводить детей на кружки, занятия и другие мероприятия.
- Контролирует чистоту детского постельного белья, полотенец, в соответствии с графиком осуществляет их замену.
- Следит за сохранностью объектов имущества группы и детского сада.
- Своевременно делает заявки, если выявлены неисправности мебели или сантехнического оборудования.
- Используя спецодежду, получает питание для детей, приносит его только в закрытой посуде.
- Не оставляет пищу, бытовую химию в доступных ребенку местах.
- Проводит мытье окон в группе и спальне дважды в год.
- Проводит санобработку ковров согласно графику.
- При отсутствии кухонного работника может привлекаться к помощи на кухне.
- При отсутствии воспитателя может привлекаться к выполнению его обязанностей.
- Находится с детьми в тихий час во время отсутствия воспитателя (при производственной необходимости, при проведении совещаний).
- Занимается уборкой детских постелей.
- Принимает участие в благоустройстве и озеленении участка для прогулок.
- В летний период осуществляет уборку веранды, песочницы, участка.
- Помогает в подготовке утренников и различных мероприятий.
- Следит за внешним видом детей и своим собственным.
3. Права
Помощник воспитателя имеет следующие права:
- На гарантии, закрепленные трудовым законодательством РФ.
- Вносить предложения по совершенствованию деятельности учреждения, воспитательной работы.
- Требовать совершенствования условий работы.
- На обеспечение инвентарем и специальной одеждой.
- Принимать участие в работе органов самоуправления.
- Знакомиться с проектами решений начальства, относящихся к своей непосредственной деятельности.
4. Ответственность
Данный работник несет ответственность за:
- жизнь и здоровье воспитанников детсада, нарушение их прав и свобод — в пределах законодательства РФ;
- недобросовестное выполнение или невыполнение своих должностных функций, установленных данным документом, — в рамках актуального трудового законодательства РФ;
- любое правонарушение на рабочем месте — в рамках, установленных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- нанесение материального ущерба — в рамках актуального трудового и гражданского законодательства РФ.
Разделы должностной инструкции
Рассмотрим базовые разделы документа.
Как оформить документ
Должностную инструкцию составляют на бумаге формата А4, на фирменном бланке учреждения, с реквизитами. Оформляют ее следующим образом:
- Первым делом располагаются наименование дошкольного учреждения и его реквизиты (адрес, контактный телефон и др.)
- Далее справа следует отметка об утверждении документа заведующим детским садом.
- Затем должны располагаться название документа и его текст.
- В конце ставят свои подписи непосредственный руководитель помощника воспитателя и сам принимаемый работник. Также могут стоять подписи сотрудников, согласующих должностную инструкцию.
Важно! Документ формируют в двух экземплярах. Один остается у администрации дошкольного учреждения, а второй выдается принятому на должность работнику.
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на л. в 1 экз.
Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
- обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
- оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
- оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе
с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; - оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
- оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
- оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
на постоянной основе.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.
Читайте также:
- Режимы работы асинхронной машины кратко
- Характеристика системы человек среда кратко
- Перечислите афо дыхательной сердечно сосудистой системы младшего и старшего школьного возраста
- День спасибо в детском саду отчет
- Политика дой мой во вьетнаме кратко
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2020 г. N ВБ-234/07
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» по заказу Минпросвещения России для использования в работе.
В.С.БАСЮК
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее — ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.
Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания — тьютора.
Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии») специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.
Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.
Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.
Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемых сокращений |
6 |
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора |
7 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора |
12 |
2. Трудовые действия ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в заключениях ПМПК |
14 |
3. Трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК |
31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
ФЗ-273 |
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации |
Обучающийся с ОВЗ |
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья |
ПМПК |
Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Обучающийся с инвалидностью |
Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид |
ИПРА |
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) |
МСЭ |
Медико-социальная экспертиза |
ППк |
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации |
ОО |
Образовательная организация |
ДО |
Дошкольное образование |
НОО |
Начальное общее образование |
ООО |
Основное общее образование |
СОО |
Среднее общее образование |
ФГОС |
Федеральный государственный образовательный стандарт |
ФГОС НОО ОВЗ |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
ФГОС УО |
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
ООП |
Основная общеобразовательная программа |
АООП |
Адаптированная основная общеобразовательная программа |
НОДА |
Нарушения опорно-двигательного аппарата |
ЗПР |
Задержка психического развития |
РАС |
Расстройства аутистического спектра |
ТНР |
Тяжелые нарушения речи |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.
ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе «Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора».
В соответствии с профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).
Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
Приложение 2
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК
ФГОС |
Тип нарушения |
Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК |
||
ФГОС ДО ФГОС НОО ОВЗ ФГОС ООО ФГОС СОО ФГОС УО |
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
оказание помощи в использовании технических средств реабилитации; |
— |
оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания); |
|||
— |
обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках); |
|||
— |
оказание технической помощи по преодолению препятствий (передвигающиеся на креслах-колясках) |
|||
Слепота |
— |
оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации |
||
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) |
— |
оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания) |
Приложение 3
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК
ФГОС |
Программа/ тип нарушения |
Формулировки трудовых действий тьютора в заключениях ПМПК |
||
ФГОС ДО (3 — 7) |
Основная образовательная программа (ООП) |
— |
||
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
||
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
|||
ФГОС НОО ОВЗ |
Все адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
|
Расстройства аутистического спектра |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта для вариантов АООП X.1 и X.2 |
— |
сопровождение на период адаптации обучающегося в образовательной организации; |
|
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
|||
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В структуре дефекта для вариантов АООП X.3 и X.4 |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
|||
ФГОС УО |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП; |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|||
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
|||
ФГОС ООО ФГОС СОО |
Основная образовательная программа (ООП) |
|||
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
||
Расстройства аутистического спектра |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта (кроме УО любой степени выраженности) |
— |
индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования |
|
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
С 2011 года в России реализуется государственная программа «Доступная среда», в рамках которой в более чем 9,5 тысячи школ (22% от общего количества) созданы специальные условия для получения образования обучающимся с ОВЗ.
Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (далее – Письмо), в приложении к которому даны «Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее – Разъяснения).
Согласно Разъяснениям, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается, в ом числе, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
В Разъяснениях отмечается, что Минтруда России приказом от 12 апреля 2017 года № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» (далее – профстандарт), в котором представлено, в том числе, описание трудовой функции этого специалиста. Минпросвещения разъясняет, что к должностным обязанностям ассистента по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся: обеспечение сопровождения инвалида, лица с ОВЗ в образовательную организацию; оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получение информации и ориентации; оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Согласно профстандарту, ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» без предъявления требований к стажу работы.
Минпросвещение разъясняет, что ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися и его должность не относится к должностям педагогических работников.
Электронное образование Республики Татарстан
Электронное образование Республики Татарстан
- Организации
- Ученику
- Учителю
- Версия для слабовидящих
Электронное образование Республики Татарстан
- Главная
- Организации по районам
- Авиастроительный
- Детские сады
- МАДОУ «Детский сад №365 комбинированного вида» Авиастроительного района г.Казани
- Сведения об образовательной организации/Белем бирүче оешма турында хәбәрләр
- Доступная среда
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здание организации
- Должностная инструкция ассистента по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ
МАДОУ «Детский сад №365 комбинированного вида» Авиастроительного района г.Казани
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Визитная карточка
Адрес: | 420036 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карагандинская, д. 4а |
Телефон: | +7(843)-533-05-10;+7(843)-571-30-70 |
E-Mail: | madou.365@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ «Детский сад № 365» |
Руководитель: | Сёмина Светлана Анатольевна |
Год основания учреждения: | 1983 |
У нас учатся: | 272 |
У нас учат: | 20 |
Должностная инструкция ассистента по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ
/upload/storage/org2832/files/Должностная инструкция ассистента по оказанию помощи инвалидам МАДОУ 365.PDF
-
Сведения об образовательной организации/Белем… -
Экстренные службы -
Доска объявлений -
Информация для родителей -
Противодействие коррупции -
Структура сайта -
Версия для слабовидящих -
Информационная безопасность -
Безопасный детский сад -
Адреса электронных приемных -
Полезные ссылки -
Национальное воспитание в детском саду -
Инклюзивное образование -
Государственная итоговая аттестация -
Профком -
Медиатека -
Педагогам -
Год педагога и наставника -
Год культурного наследия народов России
- Главная
- Новости
- Школы
- Ученику
- Учителю
- Личный кабинет
© 2009–2023 «Электронное образование Республики Татарстан»
Все права защищены. Общие условия использования
Политика конфиденциальности
Техподдержка: тел.: 8 (843) 525-70-99, e-mail: help.edu@tatar.ru