Должностная инструкция библиотекаря в школе по профстандарту образец

Должностная инструкция педагога-библиотекаря школы (профстандарт)

Должностная инструкция
педагога-библиотекаря по профстандарту

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря школы разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 года N 53н), в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); с учетом требований ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года); а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-библиотекаря.
1.3. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Условиями допуска педагога-библиотекаря к работе является:

  • соответствие требованиям, касающимся касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • отсутствие ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Другие необходимые характеристики:

  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).

1.6. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.7. Педагог-библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Педагог-библиотекарь непосредственно подчиняется заведующему библиотекой (заместителю директора по АХЧ).
1.8. При выполнении обязанностей педагог-библиотекарь руководствуется законодательством РФ об образовании и библиотечном деле, руководящими документам вышестоящих органов по вопросам работы школьной библиотеки, правилами организации библиотечного труда, учета и инвентаризации. Также, педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется ФГОС начального, основного и среднего общего образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом и локальными правовыми актами школы, инструкцией по охране труда педагога-библиотекаря, Правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором.
1.9. Педагогу-библиотекарю запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.10. Педагог-библиотекарь школы должен знать:

  • теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
  • способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
  • основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в общеобразовательном учреждении;
  • способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в школьной библиотеке;
  • технологии создания электронных каталогов;
  • формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся, работников школьной библиотеки;
  • основное содержание информационно-библиографической деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
  • способы и технологии обеспечения доступа детей к ресурсам школьной библиотеки;
  • перечень образовательных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением;
  • требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательной деятельности;
  • способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы;
  • способы комплектования библиотечного фонда научно-познавательной, художественной и справочной литературой;
  • формы и методы контроля поступления новых документов в библиотечный фонд;
  • механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;
  • технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими библиотеками;
  • формы и методы консультирования участников образовательной деятельности по вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной, справочной литературой;
  • возрастные особенности учащихся по программам начального, основного и среднего общего образования;
  • основы общей педагогики;
  • нормативные и правовые акты в области образования;
  • теория и методика социально-культурной деятельности;
  • теория и методика организации воспитательной деятельности;
  • методика социально-педагогического проектирования программ воспитания;
  • основные направления воспитательной деятельности педагогов;
  • примерное содержание процесса формирования у школьников информационной культуры;
  • образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в области формирования у детей информационной культуры;
  • механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде;
  • алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
  • педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации программ общего образования и воспитания;
  • педагогические технологии работы с детским коллективом школы, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности;
  • примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности учащихся разного возраста;
  • примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров;
  • способы обеспечения информационной безопасности учеников в общеобразовательном учреждении;
  • подходы к организации коллективных творческих мероприятий школьников, направленных на развитие у них информационной культуры;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
  • требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях;
  • методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения;
  • теория и методика организации воспитательной деятельности;
  • способы формирования у детей интереса к чтению;
  • формы и методы пропаганды детского чтения;
  • виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их проведения;
  • воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их совместной деятельности с целью поддержки детского чтения;
  • формы и методы воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи;
  • методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
  • формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у учащихся интереса к чтению и литературе;
  • педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих мероприятиях, выставках и презентациях книг;
  • способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;
  • механизмы использования информационно-библиотечных технологий в реализации программ воспитания;
  • формы и методы педагогической поддержки семейного чтения;
  • формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по организации детского чтения;
  • технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества;
  • технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
  • примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
  • технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных газет и журналов;
  • формы детского литературного творчества;
  • технологии мотивации учащихся к литературному творчеству;
  • способы педагогической поддержки детского литературного творчества
  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • вид деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • правила составления отчетных документов о работе школьной библиотеки.

1.11. Педагог-библиотекарь в школе должен уметь:

  • осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата;
  • формировать развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке;
  • организовывать электронные каталоги;
  • осуществлять справочно-библиографическое обслуживание учащихся, работников общеобразовательного учреждения;
  • осуществлять информационно-библиографическую деятельность;
  • реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
  • обеспечивать доступ субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки;
  • формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами учреждения;
  • осуществлять комплектование фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
  • осуществлять своевременный учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию;
  • организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;
  • обеспечивать связь с другими библиотеками, организовывать межбиблиотечный обмен;
  • оказывать школьникам первую доврачебную помощь;
  • разрабатывать социально-педагогические программы воспитания информационной культуры школьников;
  • проводить занятия, направленные на освоение детьми методов поиска и критического анализа информации;
  • обучать учащихся рациональным способам оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности;
  • проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность информации с помощью нормативных и справочных изданий;
  • выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее ценные источники и знакомить с ними школьников;
  • осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
  • реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ общего образования и воспитания детей;
  • проводить занятия по формированию у учащихся сознательного и ответственного поведения в информационной среде;
  • осуществлять педагогическую поддержку творческой информационной деятельности школьников;
  • осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций школьных газет);
  • реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности детей в общеобразовательном учреждении;
  • организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса к чтению;
  • проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации;
  • осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи;
  • реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у детей интереса к чтению, литературе;
  • организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими презентаций произведений художественной литературы;
  • обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;
  • организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации программ воспитания в общеобразовательном учреждении и по месту жительства;
  • осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование родителей (законных представителей) по организации детского чтения;
  • проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного творчества в школе;
  • осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
  • осуществлять педагогическую поддержку инициатив школьников по созданию школьных газет, журналов.

1.12. Педагог-библиотекарь школы должен ознакомиться с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, Положения о школьной библиотеке.
1.13. Педагог-библиотекарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

2. Трудовые функции

К основным трудовым функциям педагога-библиотекаря относятся:
2.1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательной деятельности (образовательная функция);
2.2. Проведение мероприятий по воспитанию у учащихся информационной культуры.
2.3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у школьников интереса к чтению.

3. Должностные обязанности

3.1. В рамках трудовой функции информационно-библиотечного сопровождения учебно-воспитательной деятельности:

  • формирует и пополняет библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения;
  • создает развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке;
  • осуществляет справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников общеобразовательного учреждения;
  • осуществляет информационно-библиографическую деятельность, обеспечивает свободный доступ к библиотечным ресурсам;
  • контролирует поступления новых документов в библиотечный фонд;
  • составляет планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;
  • обеспечивает связь с другими библиотеками, организовывает межбиблиотечный обмен;
  • проводит работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы;
  • обеспечивает тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем;
  • обеспечивает незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам;
  • обеспечивает полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.

3.2. В рамках трудовой функции проведения мероприятий по воспитанию у школьников информационной культуры:

  • осуществляет проектирование и реализацию социально-педагогических программ воспитания у школьников информационной культуры;
  • осуществляет информационно-методическую поддержку реализации образовательных и воспитательных программ согласно Федеральным государственным стандартам (ФГОС), направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов;
  • консультирует учеников по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности;
  • проводит занятия по формированию сознательного и ответственного информационного поведения учащихся школы;
  • осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности;
  • разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организовывает участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения, учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы;
  • применяет педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач;
  • обеспечивает и анализирует достижения учащихся, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
  • реализует мероприятия по обеспечению информационной безопасности школьников в общеобразовательном учреждении.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения мероприятий по развитию у учащихся интереса к чтению:

  • участвует в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов;
  • проводит конкурсы, викторины, литературные вечера по формированию у детей интереса к чтению;
  • осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у школьников уважения к родному языку, развитию культуры речи;
  • организует выставки книг в общеобразовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений;
  • осуществляет взаимодействие с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения;
  • осуществляет педагогическую поддержку детского литературного творчества.

3.4. Организует доступ обучающихся к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) по всем учебным предметам, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
3.5. При использовании в библиотеке электронного оборудования, в том числе клавиатуры, компьютерной мыши ежедневно дезинфицирует их.
3.6. Педагог-библиотекарь вносит предложения по совершенствованию образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
3.7. Участвует в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательной деятельностью.
3.8. Разрабатывает предложения по формированию в школьной библиотеке ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.9. Особое внимание уделяет качеству обслуживания учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.10. Педагог-библиотекарь в школе обеспечивает строгое выполнение прав и свобод детей, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и тематических мероприятий, нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.11. Строго выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности в помещении школьной библиотеки, в случае необходимости соблюдает порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.

4. Права

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям школьной библиотеки.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательную деятельность, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательной деятельности в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательной деятельности согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы – помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающей деятельности, педагог-библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству Российской Федерации. Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог — библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода.
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями.
6.5. О факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и педагог-библиотекарь школы должен немедленно проинформировать директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо).
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы.
6.7. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление педагога-библиотекаря с настоящей должностной инструкцией, составленной на основе профстандарта, осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»__________202__г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции школы на основе Профстандарта

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Регистрация в Конференции

Эта форма доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

СОГЛАСОВАНО                     
      

Председатель
профкома     

_________ /_________________/

протокол № ____
от «__»___ 20
__г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование
учреждения

__________
/________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.                                  
     

 

Должностная инструкция библиотекаря

______________

1. Общие
положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана
на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н.; на основании ФЗ №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от
29.07.2017 г; в соответствии с Трудовым
кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения
между работником и работодателем.

1.2. Библиотекарь
назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Библиотекарь должен
иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без
требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию
школьного библиотекаря и применять ее в работе.

1.4. Школьный библиотекарь
подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения, работает
под руководством заведующего библиотекой.

1.5. В своей
деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации,
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством
РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по
вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех
уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным,
трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и
противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в
том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и
распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает
Конвенцию о правах ребенка.

1.6. Библиотекарь должен знать:

        
законодательство Российской
Федерации об образовании и библиотечном деле;

        
руководящие документы
вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

        
приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации;

        
Федеральный Закон №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями;

        
содержание художественной,
научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном
фонде школы;

        
теорию и практику библиотечного
дела;

        
основы библиотековедения и
библиографии;

        
основы трудового
законодательства, организации труда;

        
правила комплектования,
хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;

        
систему классификации информации
и правила составления каталогов;

        
технологию библиотечных
процессов;

        
методику проведения бесед,
формы и методы проведения конференций, выставок;

        
основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы
работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет,
приемы использования мультимедийного оборудования;

        
правила по охране труда,
пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.

        
инструкцию по охране труда для
библиотекаря общеобразовательного учреждения.

1.7. Библиотекарь
должен быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим.

2. Функции

Основными
направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в
общеобразовательном учреждении.

2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные
обязанности

Библиотекарь
выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует: библиотечный
фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.

3.2. Прогнозирует
тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения
предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную
и художественную литературу.

3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и
обзоры литературы.

3.4.     Обслуживает учащихся и работников школы на абонементе,
организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины
и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по
заявкам читателей.

3.5. Оформляет подписку общеобразовательного учреждения на периодические
издания и контролирует их доставку.

3.6. Осуществляет:

— текущее и
перспективное планирование на своем участке работы;

— выдачу и сбор
учебников;

— выставки
литературы;

— совместно с
педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги,
привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;

— просветительскую
работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает
родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

— контроль
сохранности библиотечного фонда;

— изучение с
учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической
грамотности и культуры чтения;

— совместную
деятельность школьной и районной библиотек.

3.7. Принимает
участие в координации:

— взаимодействия
представителей администрации школы, служб и подразделений управления
образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;

— работы классных
руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной
литературой.

3.8. Контролирует:

— соблюдение в
библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной
безопасности;

— соблюдение
учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;

3.9. Корректирует
заявку на комплектование библиотечного фонда.

3.10. Принимает
участие в разработке:

— правил
пользования библиотечным фондом;

— каталогов,
картотеки рекомендательных списков литературы.

3.11. Консультирует:

— учителей по
вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

— родителей (законных
представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся
общеобразовательного учреждения;

3.12. Принимает
участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению
связей с внешними партнерами.

3.13. Обеспечивает:

— разрешенной,
необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения
экзаменов;

— своевременное
комплектование библиотечного фонда.

3.14. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие
массовые мероприятия.

3.15. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, следит
за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов школьной библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет
право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и
работникам общеобразовательного учреждения по вопросам, касающимся соблюдения
правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Принимать
участие:

— в разработке
воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих
стратегических документов;

— в ведении переговоров
с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

— в работе
педагогического совета с правом совещательного голоса.

4.3. Вносить
предложения:

— о начале, прекращении
или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

— по совершенствованию
воспитательной работы.

4.4. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и
рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений в помещениях
библиотеки.

4.5. Выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с
целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и
положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.

4.6. Определять источники комплектования информационных ресурсов.

4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.8. На представление к различным формам поощрений, наградам
и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.

4.9. Повышать свою
квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего
трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных
локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией,
в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в
том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим
насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от
занимаемой должности в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не
является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил
пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы
библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в
порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное
причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей
недели, утвержденному директором школы по представлению заведующего библиотекой
или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

6.2. Самостоятельно
планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах,
заседаниях методических объединений и других мероприятиях.

6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и
его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического
характера, знакомится под расписку с локальными актами.

6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры,
подготавливает к сдаче списанную литературу.

6.6. Систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с
педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора общеобразовательного
учреждения.

Должностную инструкцию разработал:      _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией
ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.

 «___»_____20___г.                                      
   _____________ /_______________________/

Контактная информация:

 347044, Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 17

 Руководитель: Шкондина Ольга Ивановна

 Телефон: 8 (86383) 2-53-00

 E-mail: super.shkola17@yandex.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

I. Общие положения

1. Библиотекарь относится к категории специалистов.

2. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее библиотечное образование или среднее специальное образование без требований к стажу работы по специальности.

3. Назначение на должность библиотекаря и освобождение от нее производится приказом генерального директора по представлению начальника коммерческого центра.

4. Библиотекарь должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации информационной и библиотечной работы.

4.2. Профиль, специализацию и структуру агрегатного производства.

4.3. Правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета библиотечного фонда.

4.4. Принятую систему классификации книг и правила составления каталогов.

4.5. Единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента.

4.6. Библиографические справочники по вопросам технологии, конструирования, экономики, организации производства, труда и управления, относящимся к деятельности агрегатного производства.

4.7. Порядок составления отчетности о работе библиотеки.

4.8 Основы научной организации труда.

4.9. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.10. Основы трудового законодательства.

4.11. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. Библиотекарь подчиняется непосредственно начальнику коммерческого центра.

6. На время отсутствия библиотекаря (болезнь, отпуск, командировка, пр.), его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II . Должностные обязанности

Библиотекарь:

1. Организует работу по обеспечению подразделений агрегатного производства, отдельных специалистов и рабочих – читателей библиотеки научно-технической, экономической и другой литературой, а также библиографическими материалами об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и передового производственного опыта.

2. Разрабатывает планы комплектования библиотеки на основе изучения тематических планов книжных издательств, профиля работы агрегатного производства и перспективы его развития.

3. Возглавляет работу по учету, комплектованию, проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда.

4. Принимает меры по:

•  созданию условий для своевременного удовлетворения запросов на литературу;

•  совершенствованию обслуживания читателей;

•  повышению оперативности информационной работы.

5. Способствует эффективному использованию научно-технических знаний.

6. Осуществляет связь с другими библиотеками, обеспечивая обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу.

7. Организует составление списков новых поступлений литературы и рассылку их подразделениям агрегатного производства.

8. Руководит проведением научно-информационной, научно-методической и библиографической работы, технической и научной обработкой поступающей в библиотеку литературы, составлением систематического и алфавитного каталогов.

9. Поддерживает постоянную связь с руководителями подразделений агрегатного производства и специалистами по вопросам, относящимся к их деятельности.

10. Обеспечивает составление библиографических справок по запросам читателей и других предприятий.

11. Принимает участие в организации тематических выставок по актуальным вопросам науки, техники и передового производственного опыта, оформлении наглядной агитации, витрин, стендов.

13. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

III. Права

Библиотекарь для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства агрегатного производства, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение своего руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению руководителя и получать от руководителей структурных подразделений и иных специалистов необходимую информацию.

5. Требовать от руководства агрегатного производства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность

В пределах, установленным трудовым и гражданским законодательством РФ библиотекарь несет ответственность за:

•  необеспечение подразделений агрегатного производства, отдельных специалистов и рабочих литературой и библиографическими материалами об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и передового опыта;

•  отсутствие работы по учету, комплектованию, проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда;

•  ненадлежащее хранение библиотечного фонда;

•  отсутствие статистического учета по основным показателям работы библиотеки;

•  несвоевременное и некачественное исполнение установленной отчетности;

•  искажение информации о ходе деятельности агрегатного производства;

•  несвоевременное и некачественное предоставление информации по показателям внутренней и внешней отчетности как на регулярной основе, так и по запросу руководителей с целью принятия ими правильных управленческих решений;

•  результаты принимаемых им решений;

•  ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

В случае причинения агрегатному производству материального ущерба, библиотекарь отвечает в полном размере ущерба, причиненного по его вине. Он не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.

Должностная инструкция школьного библиотекаря

Библиотекарь (заведующий библиотекой)

1. Общие положения

1.1.    Настоящая должностная инструкция разработана на основе примерной должностной инструкции и направлена для руководства в работе.

1.2.    Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3.     Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4.     Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5.     В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения.

2.2. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.3.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1.    Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2.     Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.     Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4.    Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5.     Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.     Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или  порчей книг.

3.7.     Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8.     Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.     Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10.   Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.   Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.     Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2.     Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

4.3.     Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

4.4.     Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

4.5.   Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки

и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

4.6.    Определять источники комплектования информационных ресурсов;

4.7.    Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

4.8.. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

5. Ответственность

5.1.     За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.     За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения

Библиотекарь:

6.1.     Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.2.     Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.     Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.    Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Должностная инструкция Библиотекаря

I. Общие положения

1. Библиотекарь относится к категории специалистов.

2. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее библиотечное образование или среднее специальное образование без требований к стажу работы по специальности.

3. Назначение на должность библиотекаря и освобождение от нее производится приказом генерального директора по представлению начальника коммерческого центра.

4. Библиотекарь должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации информационной и библиотечной работы.

4.2. Профиль, специализацию и структуру агрегатного производства.

4.3. Правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета библиотечного фонда.

4.4. Принятую систему классификации книг и правила составления каталогов.

4.5. Единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента.

4.6. Библиографические справочники по вопросам технологии, конструирования, экономики, организации производства, труда и управления, относящимся к деятельности агрегатного производства.

4.7. Порядок составления отчетности о работе библиотеки.

4.8 Основы научной организации труда.

4.9. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.10. Основы трудового законодательства.

4.11. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. Библиотекарь подчиняется непосредственно начальнику коммерческого центра.

6. На время отсутствия библиотекаря (болезнь, отпуск, командировка, пр.), его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II . Должностные обязанности

Библиотекарь:

1. Организует работу по обеспечению подразделений агрегатного производства, отдельных специалистов и рабочих – читателей библиотеки научно-технической, экономической и другой литературой, а также библиографическими материалами об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и передового производственного опыта.

2. Разрабатывает планы комплектования библиотеки на основе изучения тематических планов книжных издательств, профиля работы агрегатного производства и перспективы его развития.

3. Возглавляет работу по учету, комплектованию, проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда.

4. Принимает меры по:

•  созданию условий для своевременного удовлетворения запросов на литературу;

•  совершенствованию обслуживания читателей;

•  повышению оперативности информационной работы.

5. Способствует эффективному использованию научно-технических знаний.

6. Осуществляет связь с другими библиотеками, обеспечивая обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу.

7. Организует составление списков новых поступлений литературы и рассылку их подразделениям агрегатного производства.

8. Руководит проведением научно-информационной, научно-методической и библиографической работы, технической и научной обработкой поступающей в библиотеку литературы, составлением систематического и алфавитного каталогов.

9. Поддерживает постоянную связь с руководителями подразделений агрегатного производства и специалистами по вопросам, относящимся к их деятельности.

10. Обеспечивает составление библиографических справок по запросам читателей и других предприятий.

11. Принимает участие в организации тематических выставок по актуальным вопросам науки, техники и передового производственного опыта, оформлении наглядной агитации, витрин, стендов.

13. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

III. Права

Библиотекарь для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства агрегатного производства, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение своего руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению руководителя и получать от руководителей структурных подразделений и иных специалистов необходимую информацию.

5. Требовать от руководства агрегатного производства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность

В пределах, установленным трудовым и гражданским законодательством РФ библиотекарь несет ответственность за:

•  необеспечение подразделений агрегатного производства, отдельных специалистов и рабочих литературой и библиографическими материалами об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и передового опыта;

•  отсутствие работы по учету, комплектованию, проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда;

•  ненадлежащее хранение библиотечного фонда;

•  отсутствие статистического учета по основным показателям работы библиотеки;

•  несвоевременное и некачественное исполнение установленной отчетности;

•  искажение информации о ходе деятельности агрегатного производства;

•  несвоевременное и некачественное предоставление информации по показателям внутренней и внешней отчетности как на регулярной основе, так и по запросу руководителей с целью принятия ими правильных управленческих решений;

•  результаты принимаемых им решений;

•  ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

В случае причинения агрегатному производству материального ущерба, библиотекарь отвечает в полном размере ущерба, причиненного по его вине. Он не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.

Должностная инструкция школьного библиотекаря

Библиотекарь (заведующий библиотекой)

1. Общие положения

1.1.    Настоящая должностная инструкция разработана на основе примерной должностной инструкции и направлена для руководства в работе.

1.2.    Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3.     Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4.     Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5.     В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения.

2.2. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.3.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1.    Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2.     Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.     Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4.    Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5.     Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.     Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или  порчей книг.

3.7.     Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8.     Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.     Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10.   Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.   Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.     Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2.     Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

4.3.     Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

4.4.     Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

4.5.   Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки

и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

4.6.    Определять источники комплектования информационных ресурсов;

4.7.    Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

4.8.. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

5. Ответственность

5.1.     За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.     За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения

Библиотекарь:

6.1.     Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.2.     Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.     Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.    Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство табасаранского района
  • Фсб ставрополя руководство
  • Волшебные бобы для похудения инструкция по применению
  • Амоксициллин sandoz инструкция по применению таблетки
  • С2000 бки инструкция для персонала скачать