Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ
Обновление: 23.03.2019
1. Общие положения
1.1. Приведенная должностная инструкция учителя-дефектолога в ДОУ составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31 мая 2011 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 17 февраля 2021 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от занимаемой должности руководством дошкольного образовательного учреждения.
1.3. На должность учителя-дефектолога может быть назначено лицо, имеющее высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Условиями допуска педагога-психолога к работе является:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
- прохождение учителем-дефектологом обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.5. Учитель-дефектолог находится в прямом подчинении у заведующего ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – у ее руководителя.
1.6. Учитель-дефектолог выполняет обязанности согласно:
- должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ;
- Конституции Российской Федерации;
- Декларации о правах и свободах человека;
- Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
- Гражданского и Трудового кодекса РФ;
- решений Правительства Российской Федерации;
- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
- Уставу ДОУ;
- локально-правовым актам детского сада;
- правил внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения;
- правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
1.7. Учитель-дефектолог ДОУ должен знать:
- законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
- законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам;
- правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха;
- региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-дефектолога (сурдопедагога);
- теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями слуха, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями слуха;
- основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
- клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра;
- сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
- содержание и технологии преподавания специальных учебных предметов (специальных коррекционных курсов);
- современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
- пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями слуха;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, специальными сурдотехническими средствами, дидактическими материалами;
- особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха;
- основы возрастной дефектологии, общей психологии, дошкольной специальной педагогики и педиатрии;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- психофизиологические особенности ребёнка;
- образовательную программу дошкольного образовательного учреждения с учетом требований ФГОС ДО;
- способы простой диагностики интеллектуального развития детей;
- новейшие методики и приемы по предоставлению разных видов дефектологической помощи;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- способы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом и нервно-психологическом развитии детей;
- нормативную и методическую документацию по вопросам профессиональной и практической деятельности;
- программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими определенные отклонения в развитии;
- современные достижения дефектологической и педагогической наук;
- педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости воспитанников;
- основы экологии, экономики, социологии;
- педагогические условия организации развивающей среды;
- должностную инструкцию, правила по охране труда и пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья детей;
- Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.
1.8. Учитель-дефектолог ДОУ должен уметь:
- планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы;
- определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;
- формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
- организовывать деятельность обучающихся с нарушениями слуха по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
- разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями)индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
- использовать сурдопедагогические технологии применения стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, беспроводной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов в процессе обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
- использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной работы с обучающимся, имеющими нарушения слуха с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
- применять в образовательном процессе современные образовательные технологии, включая информационные ресурсы;
- применять сурдопедагогические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями слуха;
- использовать сурдопедагогические технологии формирования и развития словесной речи в устной и письменной форме в образовательном процессе при использовании соотношения разных форм речи – словесной (устная, письменная, устно-дактильная) и жестовой (калькирующая жестовая речь и разговорный жестовый язык), с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся с нарушенным слухом, их индивидуальных особенностей;
- использовать сурдопедагогические технологии развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, восприятия неречевых звучаний окружающего мира, включая музыку, произносительной стороны речи в процессе обучения и воспитания разных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
- применять сурдопедагогические технологии сопровождения лиц с нарушениями слуха в системе комплексной реабилитации при кохлеарной имплантации;
- планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха;
- использовать технологии формирования у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
- использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение обучающимися планируемых результатов образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, определять дальнейшие траектории образования с учетом возраста, особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями слуха, их индивидуальных особенностей;
- применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
- использовать технологии инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и их слышащих сверстников;
- взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение обучающегося с нарушенным слухом в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
- взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями слуха, их семьям;
- осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
1.9. Педагог-дефектолог должен строго соблюдать должностную инструкцию учителя-дефектолога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Конвенцию ООН о правах ребенка и Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«.
2. Должностные обязанности
Для эффективного выполнения возложенных функций учитель-дефектолог должен:
2.1. Осуществлять:
- обследование детей с целью выявления особенностей речевого развития ребенка, структуры и степени имеющейся выраженности нарушения развития;
- комплектацию групп для занятий, учитывая психофизическое состояние детей;
- работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в развитии;
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психологических отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- тесный контакт с воспитателями групп и другими педагогическими работниками ДОУ по закреплению положительных результатов коррекции и формирования связанной повествовательной речи у детей дошкольного возраста;
- посещение занятий воспитанников детского сада;
- наблюдение за динамикой детей, прошедших курс коррекционных занятий с помощью периодических обследований воспитанников.
2.2. Реализовывать образовательные программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, соблюдать права и свободы воспитанников.
2.3. Изучать индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности детей для создания условий обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения и воспитания, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС ДО, Федеральным государственным требованиям.
2.4. Проводить занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий.
2.5. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
2.6. Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.
2.7. Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические учреждения.
2.8. Делать заключение по результатам логопедического обследования и сообщать об этом родителям и педагогам в разрешенном объеме с целью их ориентации в проблемах развития ребенка.
2.9. Разрабатывать и применять:
- корректирующие (опробованные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на ликвидацию у дошкольников именно речевых расстройств, нарушений произношения, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих исправлению;
- рекомендации для педагогов, специалистов и родителей;
- рекомендации по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях дошкольного образовательного учреждения при наличии отставаний и пробелов в познавательной деятельности и при подготовке воспитанников к школе;
- рекомендации по социально-психологической подготовке воспитанников к школьному обучению;
- рекомендации по организации помощи детям с нарушениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.
2.10. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, развивать навыки речевой культуры у детей, применяя русскую детскую классическую литературу и устное народное творчество.
2.11. Проводить консультации всех участников воспитательно-образовательного процесса в целях профилактики речевых отклонений и выбора техник логопедической помощи детям, по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.12. Участвовать:
- в заседаниях Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения;
- в заседаниях Совета психолого-педагогической службы, методических советах;
- в родительских собраниях и круглых столах;
- в работе по проведению оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
- в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.13. Иметь необходимые наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающих работ с ними.
2.14. Систематически вести:
- требуемую документацию по установленной форме, применять ее по назначению;
- методическую и аналитико-статистическую деятельность.
2.15. Обеспечить выполнение настоящей должностной инструкции учителя-дефектолога в ДОУ (детском саду), инструкции по охране жизни и здоровья детей, соблюдение правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований.
2.16. Выполнять квалификационные требования в соответствии с Порядком аттестации педагогических сотрудников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
3. Права
Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет полное право:
3.1. Участвовать при разработке:
- стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;
- соответствующих локальных нормативных документов;
- управленческих решений, вопросов в рамках психолого-педагогической службы;
- положений о функциях настоящей службы, компетенции, обязанностях и ответственности;
- образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения в соответствии.
3.2. Принимать участие в деятельности творческих групп, в работе органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения.
3.3. Представлять свой педагогический опыт, наработки, заслуживающие внимания, на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.
3.4. Получать от руководства структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, относящимся к его деятельности.
3.5. Формировать от имени детского образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, развивающими свою деятельность в данном направлении.
3.6. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с поступающими жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.7. Информировать заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в образовательной деятельности обучающих, развивающих, и демонстрационных средств.
3.8. Периодически повышать свою квалификацию.
3.9. Учитель-дефектолог также имеет право на все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.
4. Ответственность
4.1. Педагог-дефектолог несет полную ответственность (в порядке, установленном трудовым законодательством) за неисполнение или не соответствующее исполнение, без уважительных на это причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детсада, законных распоряжений заведующего, других локальных нормативных актов, должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, в том числе за неисполнение предоставленных ему прав.
4.2. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с психофизическим насилием над личностью ребенка, учитель-дефектолог может быть отстранен от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Закону РФ «Об образовании», при этом увольнение работника не является мерой дисциплинарной ответственности.
4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил в ходе обучения учитель-дефектолог в детском саду привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
4.4. За любое виновное причинение дошкольному образовательному учреждению ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет полную материальную ответственность в порядке и пределах, утвержденных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-дефектолог ДОУ:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим детским садом.
5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
5.4. Получает от заведующего ДОУ, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимыми документами.
5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и коллективом педагогов.
5.6. Ставит в известность заведующего ППС и руководителя детсада о возникновении трудностей в работе с родителями.
5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на совещаниях и во время семинаров.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция учителя-дефектолога [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Учитель-дефектолог является педагогическим работником и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность учителя-дефектолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Учитель-дефектолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.5. Учитель-дефектолог должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
— программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
— новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. Учителю-дефектологу запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя-дефектолога;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Ведет необходимую документацию.
2.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и освоению профессиональных программ.
2.9. Реализует образовательные программы.
2.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
2.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.
2.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.26. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
ГАРАНТ:
Примечание: Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК»
С.КЫЗЫЛ-ОЗЕК»
СОГЛАСОВАНО Представитель _______________ «___» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ «Детский сад _________________ Е.М.Суханова «___» ___________ 20____г. |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящая
должностная инструкция разработана на основании Приказа Министерства
здравоохранения образования и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте
России 6 октября 2010 г. № 18638); в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года; в соответствии с
ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5
июля 2017 года, Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом Учреждения и
другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником
и работодателем.
1.2. Учитель-дефектолог относится к категории
педагогических работников, назначается и освобождается от должности приказом
заведующего ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.3. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно
заведующему ДОУ.
1.4. На должность учителя-дефектолога принимается лицо,
имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
1.5. На должность учителя-дефектолога в соответствии с
требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся
или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за
исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и
оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против
семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности,
основ конституционного строя и безопасности государства, а также против
общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за
умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным
законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем,
утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
области здравоохранения.
1.6. В своей деятельности учитель-дефектолог
руководствуется:
—
Конституцией РФ;
—
Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
—
правилами и нормами охраны
труда и противопожарной защиты;
—
СанПин 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
—
Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования;
—
Приказом Министерства
образования и науки РФ от 24 марта 2010года № 209 «О порядке аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений»;
—
Уставом и локальными актами
ДОУ;
—
правилами внутреннего трудового
распорядка;
—
Коллективным договором;
—
приказами и распоряжениями
заведующего ДОУ;
—
настоящей должностной
инструкцией;
—
Трудовым договором и Договором
с родителями (законными представителями ребенка) и др.
1.6
Учитель-дефектолог работает по графику, утвержденному заведующей ДОУ, с
нагрузкой на 1 ставку – 20 часов в неделю.
1.6. Учитель-дефектолог должен знать:
—
Конвенцию о правах ребенка;
—
основы работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием;
—
приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации;
—
методы и формы, технологию
мониторинга деятельности воспитанников;
—
теорию и методику
воспитательной работы;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии
обучающихся (воспитанников);
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и
практической деятельности;
— программную методическую литературу по работе с обучающимися
(воспитанниками), имеющими нарушения в развитии;
— новейшие достижения дефектологической науки: методы и приемы работы с воспитанниками
с ограниченными возможностями здоровья;
— правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной
этики и соблюдать их;
— возрастную физиологию и гигиену;
— правила внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Функции
Основными
направлениями деятельности учителя-дефектолога являются:
2.1.
Осуществляет работу,
направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений
и отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и
др.).
2.2.
Разрабатывает план мероприятий,
направленных на профилактику нарушения развития у детей (воспитанников)
(консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей
(лиц, их заменяющих).
3. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог выполняет следующие
должностные обязанности:
3.1.
Осуществляет профессиональную деятельность,
направленную на сохранение психического, соматического и социального
благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
3.2.
Содействует охране прав обучающихся в соответствии
с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;
3.3.
Соблюдает профессиональную этику, сохраняет
профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет
сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы,
если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем
и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
3.4.
Ведет документацию по установленной форме и
использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;
3.5.
Участвует в планировании и разработке развивающих и
коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и
возрастных особенностей воспитанников, обеспечении уровня подготовки
воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС;
3.6.
Разрабатывает и использует:
коррекционно-развивающие (апробированные и авторские) программы и технологии.
3.7.
Осуществляет работу, направленную на максимальную
коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в
развитии, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых,
слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
3.8.
Осуществляет обследование воспитанников, определяет
структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
3.9.
Комплектует группы для занятий с учетом
психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
3.10.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.11.
Консультирует педагогических работников и родителей
(лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
3.12.
Ведет необходимую документацию.
3.13.
Реализует образовательные программы.
3.14.
Изучает индивидуальные особенности, способности,
интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их
познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования
компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки
обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, федеральным государственным
требованиям.
3.15.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены,
а также современных информационных технологий.
3.16.
Соблюдает права и свободы обучающихся,
воспитанников.
3.17.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников в период образовательного процесса.
3.18.
Участвует в работе педагогических, методических
советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
3.19.
Знает приоритетные направления развития образовательной
системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики,
социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием и т.п.;
3.20.
Вносит предложения по улучшению и оздоровлению
условий проведения образовательного процесса;
3.21.
Систематически повышает свою профессиональную
квалификацию;
3.22.
Использует методы формирования основных
составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной,
правовой);
3.23.
Выполняет правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения;
3.24.
Выполняет правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты.
4. Права
Учитель-дефектолог
имеет право:
4.1.
Участвовать в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом ДОУ;
4.2.
На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;
4.4.
Защищать свои интересы самостоятельно и/ или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования,
связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
4.5.
На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6.
Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической
работы;
4.7.
Получать от воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей)
информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.7.
Повышать квалификацию;
4.8.
Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9.
Иные права, предусмотренные законодательством РФ
5. Ответственность
Учитель-дефектолог
несет ответственность:
5.1.
За неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава, должностной
инструкции психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных
распоряжений заведующей детского сада, других локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
5.2.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
5.3.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных
действующим трудовым законодательством РФ.
5.4.
За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
5.5.
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в
пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским
законодательством РФ.
5.6.
За не соблюдение профессионально — этических норм, в основе которых лежат
благополучие обследуемых, корректность и сдержанность в публичных заявлениях,
конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об обследуемых.
5.6.
За сохранность первичной документации (протоколов обследования, данных
экспериментов, журналов, индивидуальных консультаций и др.)
5.8.
За жизнь и здоровье детей, находящихся в данный момент с педагогом —
психологом. В случае необходимости оказывает первую медицинскую помощь.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-дефектолог:
6.1.
Работает по графику, составленному и утвержденному заведующим ДОУ
6.2.
Планирует свою работу на каждый учебный год. План утверждается заведующим ДОУ
не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3.
Представляет заведующему письменный отчет о своей деятельности по окончании
учебного года;
6.4.
Получает от администрации ДОУ материалы нормативно-правового и
организационно-методического характера;
6.5.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками ДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников.
С
должностной инструкцией ознакомлен(а): _____________/___________________________/
подпись расшифровка подписи
«___»_____________20__
г.
Копию
должностной инструкции получил(а): ____________/___________________________/
подпись расшифровка подписи
«____»
____________ 20__ г.
Государственная итоговая аттестация
Укрепление общественного здоровья
Инклюзивное образование
Психолого-педагогическое сопровождение
ЛЕКОТЕКА «Радуга надежды»
Муниципальная инновационная площадка
Городские проекты
Управленческие портфели
Федеральная инновационная площадка
Родителям на заметку
ВНИМАНИЕ!
Материалы Регионально-инновационной площадки
Оцените эффективность работы руководителей ОМС
Ранняя профессиональная ориентация воспитанников
Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!!!
Дом, где живет здоровье
Автобанеры
Актуально
Национальный проект «Образование»
Опрос о качестве условий осуществления образовательнрой деятельности
Оценка
удовлетворенности
граждан
качеством образовательных услуг, предоставляемых государственными муниципальными образовательными организациями дошкольного и общего образования
О круглосуточной телефонной линии «Ребенок в опасности»
Вакцинация школьников против гриппа
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности>>>>>