В общеобразовательных учреждениях и организациях должностные инструкции для педагогических и иных работников школ необходимо разработать на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования, ознакомить с должностными инструкциями под подпись.
В разделе рассмотрим разработанные нами новые должностные инструкции в школе по профстандартам (2023 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Представленные новые должностные инструкции работников школы — лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые в 2023 году могут быть дополнены и изменены с учетом конкретной деятельности педагога или рабочего, специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или образовательной организации. Должностные инструкции можно купить и скачать.
Должностные инструкции
педагогов по профстандарту 2023
На данный момент (2023 год) нами разработаны должностные инструкции в соответствии с профстандартами для педагогов, включая учителя и инструктора по физкультуре, для учителей математики, русского языка и истории, учителей начальных классов школы, математики, физики и биологии, учителей химии, ИЗО и технологии.
С учетом соответствующих профстандартов разработаны должностные инструкции педагогических работников, включая тьютора школы, педагога-организатора и социального педагога, педагога-психолога и педагога-библиотекаря, воспитателя ГПД, методиста и педагога дополнительного образования.
При составлении должностных инструкций для педагогов школы использовались Профстандарты:
1. Профстандарт учителя математики, русского языка, учителя родного языка и литературы, начальных классов, воспитателя ГПД — 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изм на 5 августа 2016 г;
2. Профстандарт педагога-психолога — 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
3. Профстандарт педагога дополнительного образования — 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
4. Профстандарт педагога-организатора, педагога-библиотекаря, социального педагога, тьютора, старшего вожатого — 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г N 10н;
5. Профстандарт вожатого — 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г N 840;
6. Профстандарт инструктора по физкультуре — 05.005 «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г N 630н.
- Должностная инструкция педагога-психолога школы по профстандарту
- Должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту
- Должностная инструкция педагога-организатора школы по профстандарту
- Должностная инструкция педагога-библиотекаря школы по профстандарту
- Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ по профстандарту
- Должностная инструкция старшего методиста дополнительного образования по профстандарту
- Должностная инструкция методиста дополнительного образования по профстандарту
- Должностная инструкция классного руководителя
- Должностная инструкция учителя школы по профстандарту
- Должностная инструкция учителя начальных классов по профстандарту
- Должностная инструкция учителя русского языка и литературы по профстандарту
- Должностная инструкция учителя родного языка и литературы по профстандарту
- Должностная инструкция учителя иностранного языка по профстандарту
- Должностная инструкция учителя английского языка по профстандарту
- Должностная инструкция учителя математики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя информатики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя истории и обществознания по профстандарту
- Должностная инструкция учителя географии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя биологии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя физики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя химии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя музыки по профстандарту
- Должностная инструкция учителя ИЗО по профстандарту
- Должностная инструкция учителя МХК по профстандарту
- Должностная инструкция учителя физической культуры по профстандарту
- Должностная инструкция инструктора по физкультуре по профстандарту
- Должностная инструкция учителя технологии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя ОБЖ по профстандарту
- Должностная инструкция воспитателя ГПД по профстандарту
- Должностная инструкция воспитателя школы по профстандарту
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту
- Должностная инструкция тьютора школы по профстандарту
- Должностная инструкция старшего вожатого школы по профстандарту
- Должностная инструкция вожатого школы по профстандарту
Должностные инструкции
обслуживающего персонала школы по профстандарту
Нашими сотрудниками составлены на основе профстандартов должностные инструкции для главного бухгалтера и бухгалтера школы на 2023 год, для заведующего производством, повара, помощника повара, пекаря школьной столовой, качественные должностные инструкции для специалиста по охране труда, делопроизводителя и дворника.
При составлении должностных инструкций для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы использовались профстандарты:
1. Профстандарт главного бухгалтера и бухгалтера — 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г N 1061н;
2. Профстандарт заведующего производством (шеф-повара), повара, помощника повара — 33.011 «Повар», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н.
3.Профстандарт пекаря — 33.014 «Пекарь», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. N 914н.
4. Профстандарт специалиста по охране труда — 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г № 524н;
5. Профстандарт делопроизводителя — 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 6 мая 2015 г. № 276н.
6. Профстандарт дворника — 16.007 «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 21.12.2015 № 1075н.
7. Профстандарт специалиста по кадрам — 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 06.10.2015 № 691н.
8. Профстандарт врача-педиатра — 02.008 «Врач-педиатр участковый», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.03.2017 № 306н.
- Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ по профстандарту
- Должностная инструкция заместителя директора по АХР по профстандарту
- Должностная инструкция заведующего хозяйством школы по профстандарту
- Должностная инструкция главного бухгалтера школы по профстандарту
- Должностная инструкция бухгалтера школы по профстандарту
- Должностная инструкция контрактного управляющего школы по профстандарту
- Должностная инструкция специалиста по закупкам в школе по 44-фз
- Должностная инструкция специалиста по закупкам в школе по 223-фз
- Должностная инструкция специалиста по охране труда в школе по профстандарту
- Должностная инструкция специалиста по кадрам в школе по профстандарту
- Должностная инструкция секретаря директора школы по профстандарту
- Должностная инструкция делопроизводителя школы по профстандарту
- Должностная инструкция уборщика служебных помещений школы по профстандарту
- Должностная инструкция слесаря-сантехника в школе по профстандарту
- Должностная инструкция дворника школы по профстандарту
- Должностная инструкция заведующего производством школьной столовой
- Должностная инструкция шеф-повара школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция повара школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция помощника повара школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция пекаря школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция кладовщика в школе по профстандарту
- Должностная инструкция врача педиатра в школе по профстандарту
Должностные инструкции работников школы в соответствии с новыми профстандартами разрабатываются нами по мере принятия и введения в действие самих профессиональных стандартов для должностей сотрудников, выполняющих трудовые функции в образовательных организациях и учреждениях.
Перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по ЕКС
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
- Типовая_должностная_инструкция_советника руководителя
- Должностная инструкция учителя-предметника физическая культура по профстандарту
- Должностная инструкция учителя-предметника технология по профстандарту
- Должностная инструкция учителя-предметника математики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя-предметника истории и обществознания по профстандарту
- Должностная инструкция учителя-предметника ИЗО по профстандарту
- Должностная инструкция учителя-предметника биология по профстандарту
- Должностная инструкция учителя -предметника географии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя предметника англ.язык по проф.стандарту
- Должностная инструкция учителя предметника русский язык и литературы по профстандарту
- Должностная инструкция уборщика служебных помещений
- Должностная инструкция рабочего по комплексному обслуживанию здания
- Должностная инструкция повара
- Должностная инструкция педагога-психолога
- Должностная инструкция основное общее,среднее общее
- Должностная инструкция кухонного рабочего
- Должностная инструкция классного руководителя по профстандарту
- Должностная инструкция заместителя директора по УВР
- Должностная инструкция учителя — предметника музыки по профстандарту
- Должностная инструкция учителя предметника начальных классов по профстандарту
- Должностная инструкция вахтёра
- Должностная инструкция дворника
- Должностная инструкция заместителя директора по ВР
- Должностная инструкция сетевого учителя
- Должностная инструкция тьютора
- Должностная инструкция директора школы
- Должностная инструкция секретаря делопроизводителя
- Должностная инструкция администратора сайта
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Учителя (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Профессиональным стандартом: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 26 июля 2019 года; с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 года (в редакции от 31.12.2015 года) и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012 года (в редакции от 29.06.2017 года); в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей учителя, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директора образовательного учреждения. На время отпуска и временной нетрудоспособности педагога его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Учитель относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется директору и выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. На должность учителя принимается лицо:
имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательной организации;
без предъявления требований к стажу работы;
прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.6. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.7. В своей деятельности учитель руководствуется должностной инструкцией, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся. Также, педагог руководствуется:
Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
требованиями ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования, рекомендациями по их применению в школе;
правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
трудовым договором между работником и работодателем;
Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.8. Учитель должен знать:
приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство о правах ребенка;
требования ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию своего предмета, рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации;
преподаваемый предмет в пределах требований Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ основного и среднего общего образования, их истории и места в мировой культуре и науке;
современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
теорию и методы управления образовательными системами;
современные педагогические технологии поликультурного, продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся образовательного учреждения;
методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
рабочую программу и методику обучения предмету;
программы и учебники по предмету, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
теорию и методику преподавания своего предмета;
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
основы экологии, экономики, социологии;
основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания предмета, и их дидактические возможности;
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;
правила внутреннего распорядка общеобразовательной организации, правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;
инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с учебным, демонстрационным, компьютерным оборудованием и оргтехникой.
1.9. Учитель должен уметь:
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: исследовательская и проектная деятельность и т.п.;
объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
проводить учебные занятия по учебной дисциплине, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;
разрабатывать рабочие программы по преподаваемому предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать их выполнение;
применять современные образовательные технологии при осуществлении учебно-воспитательного процесса, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учеников, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с учениками актуальные события современности;
осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников школьников);
использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
организовывать различные виды внеурочной деятельности: конкурсы по предмету, тематические вечера с учетом историко-культурного своеобразия региона;
обеспечивать помощь детям, не освоившим необходимый материал (из всего курса учебной дисциплины), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов;
обеспечивать коммуникативную и учебную “включенности” всех учащихся класса в образовательный процесс;
находить ценностный аспект учебного знания, обеспечивать его понимание обучающимися;
управлять классом с целью вовлечения детей в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
защищать достоинство и интересы школьников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
сотрудничать с классным руководителем и другими специалистами в решении воспитательных задач;
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому учащемуся школы вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками общеобразовательной организации;
владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
общаться со школьниками, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности детей в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека;
владеть общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностями.
1.10. Педагог должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.12. Учителю запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями учителя являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательной организации:
2.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.
2.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ:
2.2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
2.2.2. Предметное обучение.
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:
осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
разрабатывает и реализует программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
осуществляет планирование и проведение учебных занятий;
проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
формирует универсальные учебные действия;
формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);
формирует у детей мотивацию к обучению;
осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;
проводит контрольно-оценочную работу при обучении с применением новейших методов оценки в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронной документации, в том числе электронного журнала и дневников).
3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:
осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;
реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
контролирует выполнение учениками правил поведения в учебном кабинете в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;
способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, исследовательской, проектной, творческой);
способствует развитию у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.
3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:
осуществляет проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды на занятиях по предмету;
развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, способности к исследованию и проектированию;
осваивает и применяет в работе психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учеников: одаренные и социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты и дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения, дети с зависимостью;
оказывает адресную помощь учащимся образовательного учреждения;
как учитель-предметник участвует в психолого-медико-педагогических консилиумах;
разрабатывает и реализует индивидуальные учебные планы (программы) по своему предмету в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования:
формирует общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира;
определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития;
определяет совместно с учеником, его родителями (законными представителями) и другими участниками образовательных отношений (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по предмету;
планирует специализированный образовательный процесс для класса и/или отдельных контингентов учащихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся школы, уточняет и модифицирует планирование;
использует совместно со школьниками иноязычные источники информации, инструменты перевода и произношения;
осуществляет организацию олимпиад, конференций, предметных конкурсов и игр в школе, тематических вечеров и др.
3.5. В рамках трудовой функции обучения предмету:
формирует конкретные знания, умения и навыки в области преподаваемого предмета;
формирует образовательную среду, содействующую развитию способностей по предмету каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики;
содействует развитию инициативы обучающихся по использованию знаний по предмету;
осуществляет профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в общеобразовательной организации;
использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, осуществляет помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по предмету, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
формирует и поддерживает высокую мотивацию, развивает способности обучающихся к занятиям по предмету, ведет кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся школы;
предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения предмета в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
консультирует обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания преподаваемого предмета;
содействует формированию у обучающихся позитивных эмоций от учебной деятельности на занятиях по предмету, выявляет совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные данные;
формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
формирует представления обучающихся о полезности знаний по предмету вне зависимости от избранной профессии или специальности;
ведет диалог с учащимися или группой обучающихся в процессе решения проблемы (задачи) по теме урока, выявляет сомнительные места, подтверждает правильность суждений;
сотрудничает с другими учителями-предметниками, осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания учебной дисциплины.
3.6. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.
3.7. Контролирует наличие у обучающихся рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных (лабораторных) работ, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Хранит тетради для контрольных работ школьников в течение всего учебного года.
3.8. Учитель обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.
3.9. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный учебный материал.
3.10. Своевременно по указанию заместителя директора по учебно-воспитательной работе заполняет и предоставляет для согласования график проведения контрольных работ по учебной дисциплине.
3.11. Принимает участие в ГИА (ОГЭ, ГВЭ) и ЕГЭ.
3.12. Организует совместно с коллегами проведение школьного этапа олимпиады по своему предмету. Формирует сборные команды школы для участия в следующих этапах олимпиад по предмету.
3.13. Организует участие обучающихся в конкурсах, во внеклассных предметных мероприятиях, в предметных неделях, защитах исследовательских работ и творческих проектов, соревнованиях, эстафетах, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.
3.14. Учителю школы запрещается:
менять на свое усмотрение расписание занятий;
отменять занятия, увеличивать или сокращать длительность уроков (занятий) и перемен;
удалять учеников с занятий;
использовать неисправную мебель, электрооборудование, технические средства обучения, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения;
курить в помещениях и на территории образовательного учреждения.
3.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время проведения уроков, факультативов и курсов, дополнительных и иных проводимых учителем занятий, а также во время проведения школьного этапа олимпиады по предмету, предметных конкурсов, различных внеклассных предметных мероприятий.
3.16. Информирует директора школы, а при его отсутствии – дежурного администратора образовательной организации о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.17. Согласно годовому плану работы общеобразовательной организации принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, внеклассных предметных мероприятиях, предметных неделях, а также в предметных школьных МО и методических объединениях, которые проводятся вышестоящей организацией.
3.18. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
3.19. В соответствии с утвержденным директором графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала первого своего урока и уходит через 20 минут после их окончания.
3.20. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.
3.21. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом:
проводит паспортизацию своего кабинета;
постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по предмету, приборами, техническими средствами обучения, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
разрабатывает инструкции по охране труда для кабинета с консультативной помощью специалиста по охране труда;
осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по безопасности труда в учебном кабинете, а также правил поведения в кабинете;
проводит вводный инструктаж учащихся по правилам поведения в учебном кабинете, первичные инструктажи при изучении новых тем и работы с учебным оборудованием с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.
принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет к приемке на начало нового учебного года.
3.22. Педагог соблюдает положения должностной инструкции учителя, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.23. Учитель периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию (1 раз в три года) и компетенцию.
3.24. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.
4. Права
Учитель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения образовательной программы по учебной дисциплине и Федерального образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. Выбирать и использовать в образовательной деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения обучающихся своему предмету, учебные пособия и учебники по учебной дисциплине, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Министерством просвещения Российской Федерации или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.
4.4. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.5. Давать обучающимся во время уроков, а также перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.
4.6. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним правдивые объяснения.
4.7. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции педагогического работника.
4.8. На повышение уровня квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.10. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением учителем норм профессиональной этики.
4.12. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.13. Педагогический работник имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность:
за реализацию не в полном объеме образовательных программ по преподаваемому предмету согласно учебному плану, расписанию и графику учебного процесса;
за жизнь и здоровье учащихся во время урока, во время сопровождения учеников на предметные конкурсы и олимпиады по учебной дисциплине, на внеклассных мероприятиях, проводимых преподавателем;
за несвоевременную проверку рабочих тетрадей и контрольных работ;
за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;
за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном случае;
за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
за отсутствие должного контроля соблюдения школьниками правил и требований охраны труда и пожарной безопасности во время нахождения в учебном кабинете, на внеклассных предметных мероприятиях;
за несвоевременное проведение инструктажей учащихся по охране труда, необходимых при проведении уроков, внеклассных мероприятий, при проведении или выезде на олимпиады с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей по охране труда.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, учитель подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм учитель образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителя устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норма часов учебной (преподавательской) работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы и является нормируемой частью его педагогической работы. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагога включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с учащимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями.
6.2. Учитель самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Учебные планы работы педагога согласовываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются непосредственно директором образовательного учреждения.
6.3. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, учитель привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы педагога во время каникул утверждается приказом директора.
6.4. Заменяет уроки временно отсутствующих преподавателей на условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации школы, в соответствии с положениями Трудового Кодекса Российской Федерации. Учителя заменяют в период временного отсутствия учителя той же специальности или преподаватели, имеющие отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.
6.5. Получает от директора и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.6. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации, по вопросам успеваемости обучающихся – с родителями (лицами, их заменяющими).
6.7. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в учебном кабинете в случае, если является заведующим учебным кабинетом.
6.9. Информирует администрацию школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Представляем для скачивания обновленные с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации типовые должностные инструкции работников школы.
Должностные инструкции работников школы разработаны на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» с учетом ФГОС начального, среднего и полного общего образования, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 31 июля 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
Введение образовательных стандартов второго поколения последовательно затронуло все аспекты ведения школьного обучения. У многих руководителей возникла необходимость утвердить должностные инструкции работников школы новые, в полной мере отвечающие положениям ФГОС касательно:
- изменений в организации работы педагогов;
- изменений условий ведения образовательного процесса, влияющих на порядок профессиональной деятельности непедагогических работников.
Обновление школьной базы документов, определяющих круг обязанностей и ответственности сотрудников, позволяет создать оптимальные условия реализации учебно-воспитательного процесса, обеспечить последовательное утверждение новых норм предоставления образовательных услуг.
В условиях внедрения инноваций в обучение важно рационально распределить обязанности между педагогическим составом, обеспечить оптимальные условия для развития единой образовательной среды в ОУ, расширения существующей материально-технической базы.
Новые должностные инструкции работников школы, определяющий организационно-правовой статус сотрудников, способствуют:
- Уточнению специализации педагогов и непедагогических работников, закреплению нового круга должностных обязательств.
- Регламентированию квалификационных требований, осуществляемому с учетом последних изменений.
- Выявлению факта дублирования функций, перераспределения отдельных должностных обязанностей с целью избежать ситуаций бесконтрольного протекания отдельных сфер учебного процесса.
- Поиску взаимосвязи работников, выполняющих профессиональные обязанности на смежных должностях, что способствует организации новых рабочих групп и позволяет оптимизировать условия рабочей среды.
- Справедливой оценке деятельности отдельных сотрудников.
- Реализации улучшенной управленческой модели, гарантирующей эффективную регуляцию по кадровой работе и контролю качества учебно-воспитательного процесса.
Введение инноваций в систему образования предусматривает качественное обновление порядка педагогической работы, внеурочной деятельности, введение практики многоэтапного мониторинга совершенствования учебной среды, а также увеличение роли ИКТ. Соответственно руководители образовательных организаций имеют законные основания пересмотреть должностные обязанности учителей-предметников, педагогов-организаторов и представителей административного состава школы.
Актуальные требования, предъявляемые к документообороту в образовательном учреждении, предусматривают наличие должностных инструкций для всех групп работников.
Перечень новых должностных инструкций определяется численностью учащихся и кадровой политикой образовательного учреждения. Следует отметить, что должностные инструкции относятся к локальным актам, не имеющим срока давности, поэтому при условии отсутствия необходимости внесения изменений документы, определяющие круг обязанностей и прав по конкретным должностям, можно оставить без изменений.
Основные положения должностных инструкций в школе
Должностные инструкции содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников школы, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Раздел «Требования к квалификации»
Содержит необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника школы, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
Раздел «Должен знать»
Содержит основные требования, предъявляемые к работнику школы в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел «Должностные обязанности»
Содержит перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику школы, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям.
При доработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников школы возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
Образцы должностных инструкций работников общеобразовательных учреждений (школ)
- Должностные инструкции руководящего состава общеобразовательных учреждений (школ)
- Должностные инструкции специалистов общеобразовательных учреждений (школ)
- Должностные инструкции технических исполнителей общеобразовательных учреждений (школ)
- Должностные инструкции рабочих общеобразовательных учреждений (школ)
Порядок составления новых должностных инструкций работников школы
Новые должностные инструкции разрабатываются на основании документов, утративших актуальность по причине внедрения новых образовательных стандартов, и готовых шаблонов. Обязанность по составлению документации такого типа может быть возложена на школьного секретаря, заместителя руководителя или директора образовательного учреждения.
Ответственность за наличие должностных инструкций, количество которых должно соответствовать действующему кадровому составу, возлагается на начальника отдела кадров или школьного бухгалтера. Документацию следует заверить подписью директора школы и подписью ответственного сотрудника, которая является подтверждением факта ознакомления с документов в момент вступления в должность.
Требования к новым должностным инструкциям в школе
- При написании должна соблюдаться строгая структура документа. Обязательным требованием является наличие разделов «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права», «Ответственность». Отдельно может быть вынесен раздел «Взаимоотношения», очерчивающих круг сотрудников, с которыми работник, занимающий данную должность, может обмениваться служебной информацией или делить ответственность.
- Стиль изложения — строгий, лаконичный. Отсутствие туманных формулировок позволяет избежать двоякости трактовки при возникновении спорных ситуаций (например, необходимости отстранения работника).
- Инструкция должна отражать реальные обязанности работника.
- Документ должен быть составлен и заверен в трех экземплярах (для руководителя образовательного учреждения, работника и представителя кадровой службы).
Должностные инструкции для школы (профстандарт)
В соответствии с новыми требованиями должностные инструкции для педагогических и иных работников школ, общеобразовательных учреждений и организаций должны быть разработаны на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования. Работники должны быть ознакомлены с обновленными должностными инструкциями под подпись.
Приводим перечень должностных инструкций для школы по профстандартам (2020 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования.
Представленные новые должностные инструкции работников школы — лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые в 2020 году. Вы можете дополнить и изменить их с учетом конкретной деятельности педагога или рабочего, специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или образовательной организации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
350053, Краснодарский край, г. Краснодар,ул. им. Марины Цветаевой, д. 4 |
|
email: school106@kubannet.ru | |
тел: (861) 216-97-45 |