Должностная инструкция капитана механика речного судна

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

капитана-механика

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика подразделения «Производственные технологии» (далее — Капитан-механик) ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» (далее Учреждение).

1.2. На должность капитана-механика назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в пять лет;
  • Высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки»;

с опытом практической работы:

  • В соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов;

Особые условия допуска к работе капитана-механика :

  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
  • Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
  • К работе допускаются лица не моложе 18 лет;

1.3. Капитан-механик должен знать:

  • Уставные требования к общей судовой организации;
  • Уставные требования к организации пассажирской службы;
  • Уставные требования к организации вахтенной службы;
  • Санитарные условия труда экипажа;
  • Уставные требования к организации службы быта;
  • Требования правил охраны труда на судах;
  • Санитарные правила содержания судна;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации;
  • Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
  • Уставные требования к дисциплине членов экипажа;
  • Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
  • Методика решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • Правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Технология определения поправок технических систем судовождения;
  • Способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
  • Основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
  • Устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
  • Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
  • Обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
  • Основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
  • Устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
  • Классификация судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
  • Правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
  • Основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
  • Требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
  • Основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
  • Основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
  • Меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
  • Типичные неисправности судовых энергетических установок;
  • Устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
  • Назначение, конструкция судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
  • Устройство и принцип действия судовых дизелей;
  • Эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
  • Руководства для плавания в сложных условиях;
  • Технология учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
  • Навигационные руководства и пособия для плавания;
  • Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
  • Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
  • Техника и технология решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
  • Организация штурманской службы на судах;
  • Назначение, классификация и компоновка бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
  • Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • Физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке;
  • Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • Основные понятия и определения навигации и лоции;
  • Средства и виды навигационной обстановки;
  • Способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
  • Технология графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
  • Условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
  • Маневренные характеристики судна;
  • Условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • Роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
  • Порядок контроля судов в портах;
  • Способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • Влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
  • Система дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
  • Ответственность за аварии, предусмотренная законодательством Российской Федерации;
  • Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • Основы автоматизации управления движением судна;

1.4. Капитан-механик должен уметь:

  • Контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
  • Организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
  • Организовывать службу быта и контроль над ней;
  • Внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
  • Пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
  • Применять требования санитарии условий труда экипажа;
  • Контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • Организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
  • Применять требования санитарных правил содержания судна;
  • Осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
  • Эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • Определять поправки технических систем судовождения;
  • Интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • Решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • Контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • Осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
  • Осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
  • Эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
  • Эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
  • Контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
  • Вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
  • Эксплуатировать насосы и их системы управления;
  • Использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • Производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • Читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • Определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
  • Вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
  • Пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • Рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
  • Использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
  • Применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
  • Эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • Подготавливать и предъявлять судно к проверке;
  • Эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • Выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
  • Маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
  • Передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • Управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • Вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
  • Управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
  • Выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
  • Контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;

1.5. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Капитан-механик подчиняется ректору Учреждения и начальнику подразделения «Производственные технологии»

2. Трудовые функции

  • 2.1. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
  • 2.2. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
  • 2.3. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
  • 2.4. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
  • 2.5. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
  • 2.6. Управление и маневрирование судном.

3. Должностные обязанности

  • 3.1. Обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа.
  • 3.2. Организация вахтенной службы и контроль над ее несением.
  • 3.3. Организация выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
  • 3.4. Организация соблюдения требований охраны труда на судах.
  • 3.5. Организация службы быта и контроль над ней.
  • 3.6. Внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением.
  • 3.7. Организация пассажирской службы и контроль над ней.
  • 3.8. Расшифровка и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность.
  • 3.9. Решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.10. Техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.11. Техническая эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.12. Контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.13. Интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи.
  • 3.14. Определение поправок технических систем судовождения.
  • 3.15. Использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами.
  • 3.16. Обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды.
  • 3.17. Обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификация.
  • 3.18. Применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу.
  • 3.19. Навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.20. Использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна.
  • 3.21. Эксплуатация судовой автоматики.
  • 3.22. Эксплуатация судового электрооборудования.
  • 3.23. Эксплуатация элементов электроэнергетических систем и технических средств судна.
  • 3.24. Эксплуатация судовых насосов и вспомогательного оборудования.
  • 3.25. Эксплуатация главных и вспомогательных двигателей.
  • 3.26. Обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
  • 3.27. Определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем.
  • 3.28. Обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
  • 3.29. Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий.
  • 3.30. Ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна.
  • 3.31. Прием и передача информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
  • 3.32. Буксировка судов и плавучих объектов.
  • 3.33. Выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести.
  • 3.34. Управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления.
  • 3.35. Наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов.
  • 3.36. Действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности.
  • 3.37. Выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом.
  • 3.38. Швартовные операции.
  • 3.39. Несение ходовой и стояночной вахты.
  • 3.40. Управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно.
  • 3.41. Постановка и съемка судна с якоря.
  • 3.42. Прием и передача информации, в том числе с использованием средств зрительной связи.
  • 3.43. Управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов.
  • 3.44. Управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций.
  • 3.45. Подготовка и предъявление судна к проверкам.

Изменить трудовые функции

4. Права

Капитан-механик имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности капитана-механика .

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию капитана-механика .

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

5. Ответственность

Капитан-механик несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений ректора Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения капитан-механик может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель-механик» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 612н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Скачать в формате MS Word

Поделиться должностной инструкцией в соцсетях:

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Капитан-Механик

Капитан-Механик

Подборка наиболее важных документов по запросу Капитан-Механик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обстоятельства, устанавливаемые следователями Следственного комитета Российской Федерации с помощью транспортно-технических судебных экспертиз, при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
(Ильин Н.Н.)
(«Российский следователь», 2019, N 3)Думается, что до создания типовых методик по производству авиационно-технических, водно-технических и железнодорожно-технических судебных экспертиз целесообразно привлекать специалистов из различных областей транспортного машиностроения, эксплуатации транспортных средств, а также смежных с ними наук. По результатам исследования должно быть составлено заключение специалиста, к которому предъявляется меньше требований по сравнению с заключением эксперта, в котором указывается применяемая методика (п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК РФ). В противном случае заключение эксперта может быть признано судом в качестве недопустимого доказательства. Так, К., являясь лицом, обязанным соблюдать правила безопасности движения речного транспорта (находился в должности капитана-механика), руководя экипажем речного теплохода и выполняя функции судоводителя теплохода, нарушил правила безопасности движения речного транспорта, что повлекло по неосторожности гибель трех лиц. Данное преступление было квалифицировано по ч. 3 ст. 263 УК РФ. В качестве одного из доказательств стороной обвинения было представлено заключение водно-технической (судоводительской) судебной экспертизы. Вопреки положениям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в экспертном заключении отсутствовали сведения о содержании, методах и результатах проведенных ими исследований, что породило сомнения в достоверности экспертных выводов и признано судом в качестве недопустимого доказательства в порядке ст. 75 УПК РФ <9>.

Нормативные акты

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция капитана-механика судна

              387-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Капитана-механика ООО «Бета».

1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».

1.3. Капитан-механик подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».

1.4. На должность Капитана-механика назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (судоводительское) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Капитан-механик должен знать:
законодательные и нормативные правовые акты в сфере судовождения и водного транспорта;
лоцию и правила плавания на водоемах;
устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники;
правила, регламентирующие обеспечение живучести судна и безопасность плавания;
порядок проведения спасательных работ и водолазных спусков с судна;
основы трудового законодательства;
правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

1.6. В своей деятельности Капитан-механик руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей Должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Капитана-механика его обязанности возлагаются на работника, назначаемого приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Капитан-механик выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Управляет судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию на нем порядка.
2.2. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники.
2.3. Руководит экипажем судна, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам.
2.4. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде.
2.5. Определяет объем ремонтных работ судна и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора.
2.6. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива.
2.7. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.
2.8. Выполняет разовые поручения генерального директора ООО «Бета», касающиеся деятельности судна.

3. ПРАВА

Капитан-механик имеет право:
3.1. Требовать от непосредственного руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности судна.
3.3. Представлять на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.4. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Капитан-механик несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Капитана-механика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Капитана-механика в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 23.08.2011.

Должностную инструкцию составила:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлен:

________________ Д.В. Ефремов

Юрист _________________________ Н.А. Павлов

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Капитан-механик относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность капитана-механика назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» и подготовку на курсах повышения квалификации один раз в пять лет.

1.5. Требования к опыту практической работы капитана-механика: в соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов.

1.6. Особые условия допуска капитана-механика к работе:

  • возраст не менее 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда.

1.7. Капитан-механик должен знать:

  • основные понятия и определения навигации и лоции;
  • назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
  • условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
  • технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
  • требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
  • технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
  • способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
  • мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • средства и виды навигационной обстановки;
  • навигационные руководства и пособия для плавания;
  • международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
  • физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
  • технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
  • руководства для плавания в сложных условиях;
  • организацию штурманской службы на судах;
  • основы автоматизации управления движением судна;
  • систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • маневренные характеристики судна;
  • влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
  • маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
  • способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • порядок контроля судов в портах;
  • роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
  • ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
  • основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
  • устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
  • устройство и принцип действия судовых дизелей;
  • назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
  • эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
  • типичные неисправности судовых энергетических установок;
  • меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
  • обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
  • устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
  • системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
  • основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
  • устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
  • требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
  • основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
  • основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
  • правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
  • основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
  • основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
  • классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
  • физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
  • правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • технологию определения поправок технических систем судовождения;
  • правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • уставные требования к общей судовой организации;
  • уставные требования к организации вахтенной службы;
  • уставные требования к организации пассажирской службы;
  • уставные требования к организации службы быта;
  • уставные требования к дисциплине членов экипажа;
  • требования правил охраны труда на судах;
  • санитарные правила содержания судна;
  • санитарные условия труда экипажа;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота.

1.8. Капитан-механик должен уметь:

  • читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
  • определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
  • использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
  • пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
  • применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
  • управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
  • эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
  • вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
  • передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
  • управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
  • выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
  • подготавливать и предъявлять судно к проверке;
  • контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
  • эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
  • эксплуатировать насосы и их системы управления;
  • вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
  • эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
  • осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
  • осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
  • эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • вешать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • определять поправки технических систем судовождения;
  • эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
  • внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
  • пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
  • организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
  • организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
  • организовывать службу быта и контроль над ней;
  • контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
  • применять требования санитарных правил содержания судна;
  • применять требования санитарии условий труда экипажа.

1.9. Капитан-механик в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.10. В период временного отсутствия капитана-механика (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Капитан-механик в ходе управления судном и эксплуатации судовых систем выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Подготовку судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения , в том числе:

  • предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
  • ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
  • определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
  • обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.

2.2. Управление и маневрирование судном, в том числе:

  • несение ходовой и стояночной вахты;
  • управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
  • управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
  • управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
  • управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
  • прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
  • действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
  • постановку и съемку судна с якоря;
  • швартовные операции;
  • буксировку судов и плавучих объектов;
  • подготовку и предъявление судна к проверкам.

2.3. Эксплуатацию судовых двигательных установок, устройств и систем, в том числе:

  • эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
  • эксплуатацию судовых насосов и вспомогательного оборудования;
  • обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.

2.4. Эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики, в том числе:

  • эксплуатацию судовой автоматики;
  • эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
  • эксплуатацию судового электрооборудования.

2.5. Эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи, в том числе:

  • навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
  • расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
  • обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
  • обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
  • использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна;
  • использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
  • применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
  • решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • определение поправок технических систем судовождения;
  • техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.

2.6. Организацию службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, в том числе:

  • внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением;
  • организацию вахтенной службы и контроль над ее несением;
  • организацию пассажирской службы и контроль над ней;
  • организацию службы быта и контроль над ней;
  • обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • организацию соблюдения требований охраны труда на судах;
  • организацию выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.

В случае служебной необходимости Капитан-механик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Капитан-механик имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Капитан-механик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы капитана-механика осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы капитана-механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы капитана-механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью капитан-механик обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения)

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция капитана плавучего судна [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

1.2. Капитан плавучего судна назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование руководителя организации].

1.3. На должность капитана плавучего судна назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее профессиональное образование по соответствующей специальности, диплом капитана, медицинское заключение о годности к такой работе по состоянию здоровья и стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов не менее [значение] месяцев.

1.4. Капитан плавучего судна осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

1.5. Капитан плавучего судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

1.6. Капитан плавучего судна издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

1.8. Капитан плавучего судна должен знать:

— законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

— соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

— трудовое законодательство Российской Федерации;

— устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать:

2.1.1. Надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач.

2.1.2. Соблюдение на судне законов Российской Федерации, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте.

2.1.3. Организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей.

2.1.4. Соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров.

2.1.5. Соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне.

2.1.6. Выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.1.7. Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора.

2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

2.2. Капитан плавучего судна обязан:

2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.

2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

2.2.3. В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел.

2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале.

2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.

2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта.

2.2.7. В случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта.

2.2.8. Если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт — также консула Российской Федерации.

2.2.9. Оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров.

2.2.10. В случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

2.2.11. Не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале.

2.2.12. Осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение).

2.2.13. Оставлять судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции, судовой печати, документов и ценностей.

2.3. Капитан плавучего судна при приемке и сдаче судна обязан:

2.3.1. Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично.

2.3.2. Принять (сдать) все судовые документы — по описи, денежные суммы и ценные бумаги — по кассовой книге и судовую печать.

2.3.3. Принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу.

2.3.4. Принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него.

2.3.5. Получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях.

2.3.6. Ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

2.3.7. По результатам приемки (сдачи) судна составить акт по установленной форме, первый экземпляр которого направить судовладельцу.

2.4. Капитан плавучего судна перед вводом судна в эксплуатацию обязан:

2.4.1. Проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.

2.4.2. Обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.

2.4.3. При приеме судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

2.5. Капитан плавучего судна при выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт должен:

2.5.1. Обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ.

2.5.2. Принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем.

2.5.3. При постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне.

2.5.4. После постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

2.6. Капитан плавучего судна при подготовке судна к рейсу должен:

2.6.1. Проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса.

2.6.2. Проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

2.6.3. Проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна.

2.6.4. Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса.

2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его.

2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан:

2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт.

2.7.2. Следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами.

2.7.3. Изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана.

2.7.4. Немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале.

2.7.5. Соблюдать установленный органом технического надзора район плавания судна.

2.7.6. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна.

2.7.7. Принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинут только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов.

2.7.8. При столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия.

2.7.9. При оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасении и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

2.7.10. Если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна.

2.7.11. При подходе судна к району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами.

2.7.12. При освобождении от несения регулярной вахты должен находиться на мостике и руководить судовождением при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания.

2.8. Капитан плавучего судна при стоянке судна в порту обязан:

2.8.1. При подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям.

2.8.2. По прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания.

2.8.3. Убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза.

2.8.4. Покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу.

2.8.5. Оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Капитан плавучего судна имеет право:

3.1. Производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ.

3.2. Требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности.

3.3. В случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу.

3.4. Объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока.

3.5. Изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества.

3.6. В случае явной опасности для судна, людей, груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале.

3.7. Не выходить в рейс или приостановить его, если укомплектованность экипажа, техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивают безопасность плавания, а также при сложившихся неблагоприятных условиях плавания или чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах надлежит сообщить судовладельцу с отражением факта в судовом журнале.

3.8. Отказаться от приема на борт судна отдельных грузов, если их погрузка и перевозка противоречат правилам перевозки грузов или создают угрозу безопасности судна, людей, груза.

3.9. Применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.10. Отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.

3.11. Удостоверять во время плавания завещания лиц, находящихся на борту судна.

3.12. Выбирать тот путь следования, который он сочтет безопасным с учетом ограничений, установленных органами технического надзора и классификации, а также состоянием судна и пути.

3.13. В случае болезни временно передавать командование судном старшему помощнику капитана, о чем немедленно докладывается судовладельцу. В судовой журнал записывается дата, время передачи командования и место нахождения судна.

3.14. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.15. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.16. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Капитан плавучего судна несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эстрожель гель инструкция по применению при климаксе
  • Категория документа руководство
  • Препарат вильпрафен солютаб инструкция по применению
  • Digital clamp on multimeter model 87 инструкция на русском языке
  • Руководство по укладке бетонных смесей бетононасосными установками