Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств 2022

Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств используется работодателем как дополнение к трудовому договору, в котором раскрывается понятие «трудовая функция». Статья 57 ТК регулирует содержание трудового договора, но не прописывает порядок подробного разъяснения сотруднику его полномочий и обязанностей. Для решения этой проблемы и используют должностную инструкцию, которая сейчас входит в типовой пакет трудовой документации практически у любого работодателя.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств .doc

Образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств

1. Общие положения

  1. В ходе выполнения своих рабочих функций контролер технического состояния автотранспортных средств находится в подчинении у руководителя соответствующего отдела.
  2. Лицо, которое претендует на данную позицию, должно соответствовать одному из следующих квалификационных стандартов:
    • законченное среднее профильное образование, с защитой диплома по специальности 23.02.03 (опыт работы не нужен);
    • законченное среднее профильное образование по специальности 23.00.00 (трудовой опыт — от года в сфере обслуживания транспорта);
    • законченное среднее профессиональное образование и пройденная профильная переподготовка, удостоверяемая соответствующим дипломом.
  3. Кандидат на данную позицию обязан знать:
    • действующие нормативы безопасности и обслуживания для транспортных средств;
    • актуальные нормы ПДД;
    • правила заполнения нужной технической документации;
    • принципы работы и устройства транспортных средств;
    • особенности и отличия основных марок проверяемых автомашин;
    • правила оценки качества выполняемой работы;
    • правила проведения профилактики автомашин, а также проверки качества их ремонта;
    • методы выявления неисправностей транспортных средств;
    • порядок проверки технического состояния проверяемых автомашин;
    • правила ухода за используемым оборудованием и инструментом;
    • правила использования соответствующего оборудования и инвентаря при проверке машин;
    • основы профильного законодательства, а также положений в сферах пожарной безопасности и охраны труда.
  4. Специалист руководствуется:
    • актуальным законодательством;
    • действующими профильными нормами и приказами;
    • документацией организации;
    • положениями этого документа.
  5. На срок временного отсутствия специалиста его замещает другой контролер, выбранный директором организации.

2. Функции

  1. Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
  2. Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
  3. Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
  4. Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
  5. Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
  6. Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
  8. Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
  9. Ведение соответствующей документации.

3. Ответственность

Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:

  1. За ненадлежащее исполнение (невыполнение) должностных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве и документах организации.
  2. За ущерб, который причинен работодателю вследствие его некомпетентных действий — в границах, обозначенных правилами организации и соответствующими разделами законодательства.
  3. За нарушения законов, совершенные в ходе его служебной деятельности — в порядке статей соответствующего раздела законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения менеджменту организации по вопросам совершенствования работ в области своей деятельности.
  2. Принимать меры для предотвращения и ликвидации нарушений в области безопасности осматриваемых транспортных средств.
  3. Получать от коллег служебную информацию, которая требуется в рабочей деятельности.
  4. Получать от работодателя необходимый инвентарь, который востребован для осмотра и тестирования машин.
  5. Информировать менеджмент о возможных проблемных моментах в области проверяемого транспорта.
  6. Подписывать в соответствующем журнале заключения о результатах проверки автомашин.
  7. Требовать от менеджмента организации создания и поддержания условий, которые нужны для выполнения своего комплекса рабочих функций.

Зачем нужна должностная инструкция

Для обеих сторон должностная инструкция позволяет повысить эффективность рабочих взаимоотношений и снизить вероятность конфликтов. Опираясь на её содержимое, стороны могут спокойно взаимодействовать, что особенно важно в больших компаниях со множеством работников.

Для нанимателя документ необходим как средство подробного разъяснения пунктов трудового договора.

Сотруднику документ позволяет яснее понять спектр его должностных обязанностей и определить права, которыми он наделен на работе.

Также нужно упомянуть, что инструкция, как правовой документ, может использоваться в юридических и трудовых баталиях.

Основные принципы составления документа

В ТК нет положений о должностной инструкции. Поэтому наниматели могут адаптировать её содержание под свои нужды, при условии, что она не противоречит разделам трудового договора. Что касается формы инструкции, то используются определённые установившиеся правила. Так, стандартный документ содержит следующие положения:

  • Общий раздел.
  • Предполагаемые функции специалиста.
  • Его права.
  • Меры его ответственности.

К этим типовым разделам наниматели часто добавляют:

  • Условия работы.
  • Критерии оценки качества работы.
  • Порядок должностных взаимосвязей.

Чем больше компания-работодатель, тем популярнее включение дополнительных частей. Причина — множество сотрудников и многообразие их функций. Проще расписать все рабочие моменты в должностной инструкции, а не объяснять их каждому сотруднику в индивидуальном порядке.

Общие положения

Начальная часть, в которой даны базовые для специалиста положения. Здесь поясняются следующие параметры:

  • на кого возлагается замена сотрудника;
  • у кого контролер находится в подчинении;
  • от какого менеджера зависит прием и увольнение специалиста;
  • на какие нормы должен ориентироваться сотрудник;
  • каковы знания, требуемые от сотрудника;
  • какие требования предъявляются к опыту и образованию кандидата.

Внимание! Если от контролера требуется доскональное знание техники определенной марки, то нужно отдельно написать об этом в списке требуемых навыков.

Функции

Эта часть посвящена перечислению обязанностей, которые возложены на специалиста. Типовые функции, которые нужны для позиции контролера, прямо прописаны в соответствующих постановлениях Минтранса. К ним можно добавить и некоторые второстепенные, при условии, что они не мешают в выполнении специалистом его основных обязанностей.

Внимание! Необходимость данной должности обусловлена Приказами Минтранса №296 от 08 августа 2018 года и №141 от 06 апреля 2017 года. А основные требования к квалификации и навыкам работника на этой позиции изложены в Приказе Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года.

Ответственность

В этой части перечислены несколько основных возможных нарушений, за которые может быть наказан сотрудник. Меры наказания описывают в общей форме, поскольку конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе судебных и досудебных разбирательств, где будут выясняться все конкретные нюансы.

Права

В данной части для любых профильных специалистов содержатся несколько типовых прав: на получение данных, на получение условий, необходимых для нормальной работы и т.д. Для профессии контролера рекомендуется отдельно упомянуть право на принятие мер, необходимых для профилактики нарушений. Это значит, что при обнаружении нарушений в машине он может просто не выпустить её на трассу. Также лучше отдельно упомянуть право на ведение специального регистрационного журнала, где отображаются результаты предварительной проверки машины. Включение этих прав базируется на Приказе Минтранса №296 от 08 августа 2018.

Для контролера транспортных средств, чью позицию описывают специальные приказы Минтранса, очень важно составить качественную должностную инструкцию, чьи положения не противоречат рекомендуемым нормам. В противном случае компания-работодатель, если возникнет аварийная ситуация, может быть привлечена к дополнительной ответственности. Поэтому текст инструкции должен обязательно согласовываться с юристом и другими специалистами. Только после данного согласования документ можно отдавать директору компании. Далее инструкция распечатывается с соблюдением всех требуемых атрибутов официального документа, и с ней знакомится сам сотрудник в процессе приема на работу. Окончательным этапом введения должностной инструкции в действие является её подписание руководителем компании, специалистами, с которыми согласовывалось данное назначение, и самим контролером автотранспортных средств.

Понятие

Контролер технического состояния АТС — это специалист, который обеспечивает их абсолютную исправность перед выходом на линию. Эту должность могут занимать соответствующие профстандарту водители, диспетчеры или другие сотрудники, несущие ответственность за безопасность дорожного движения.

Особенности должности

Иногда встречаются некорректные названия этой должности: например, механик или контролер по выпуску автотранспорта на линию. Единственный верный вариант — контролер технического состояния АТС. Это важно учесть при составлении должностной инструкции и ведении документации компании.

Специалисту, занимающему должность, необходимо досконально разбираться в устройстве, технических характеристиках автотранспортных средств, а также владеть знаниями о техрегламенте, в котором представлены стандарты допуска ТС к эксплуатации и периодичность техосмотра.

Регламентация

Существует несколько нормативных документов, содержащих информацию о необходимости наличия в автотранспортных компаниях должности контролера технического состояния АТС, а также полный перечень требований к данному специалисту.

К таковым относятся:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ № 9 (15.01.2021 г.).
  2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
  3. Положение о Министерстве транспорта РФ, утвержденное в правительственном постановлении № 395 (30.07.2004 г.).

Обязанности

Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств включают:

  • полную проверку ТС на наличие неисправностей;
  • проверку соответствия АТС нормам и стандартам допуска к эксплуатации;
  • расчет оптимальной периодичности проведения технического осмотра для каждой машины;
  • выполнение ремонта поврежденных автотранспортных средств;
  • проведение инструктажа водителей, донесение самых важных сведений, касающихся их автомобилей;
  • проверка комплектности водительской аптечки и средств индивидуальной защиты;
  • предоставление водителям консультаций относительно актуальных изменений в законодательстве;
  • заполнение путевых листов, учетных журналов;
  • надежное и ответственное хранение документов, полученных в магазинах запчастей или автосервисах;
  • проверку исправности тахографов.

Требования

Требования к представителям данной профессии утверждены в приказе Министерства транспорта № 282, действующего с 2021 года вместо предыдущего приказа № 287. Согласно данному документу, контролер технического состояния АТС должен иметь стаж работы в сфере обслуживания авто не менее трех лет, а также образование в любой из следующих отраслей:

  • техническое обслуживание, ремонт автомобильного транспорта;
  • техника и технологии наземного транспорта.

На заметку. Через пять лет после завершения учебы такой специалист должен проходить переподготовку, а в процессе работы повышать свою квалификацию.

Обязательность наличия

Должность контролера технического состояния АТС является обязательной в организациях, занимающихся перевозками. К ним относятся:

  • службы пассажирского и маршрутного такси;
  • компании, осуществляющие пассажирские перевозки;
  • компании по грузоперевозкам.
     

Специально обученный сотрудник, который обеспечивает надлежащий контроль за техническим состоянием всех единиц автомобильного транспорта, должен быть в штате компаний, занимающихся любым видом перевозок.

Ответственность

В российском законодательстве предусмотрена административная ответственность в тех случаях, если на предприятии отсутствует профессиональный контролер техобслуживания АТС, либо сотрудник, занимающий должность, не прошел соответствующее обучение. Размер штрафов составляет:

  • для должностных лиц — до 20 000 рублей;
  • для организаций — до 100 000 рублей.

Обучение

Чтобы устроиться на должность контролера техсостояния автотранспортных средств, необходимо пройти соответствующее обучение.

Ознакомиться со всеми специальностями, которые дают возможность работать контролером, можно, изучив перечни профессий (с кодом 23.00.00), представленные в заведениях среднего и высшего профобразования.

В качестве альтернативного варианта можно пройти необходимое обучение на курсах, предлагающих на выбор три варианта получения знаний: очный, заочный, дистанционный.

Такие учебные центры имеют государственную лицензию и выдают дипломы установленного образца по завершении учебы и прохождении итогового тестирования. Представительства таких учреждений имеются практически во всех региональных центрах и крупных городах (например, образовательный центр «Энергия»). Пройти обучающий курс можно в дистанционном онлайн-режиме, выбрав для себя удобное время.

На кого рассчитано

Обучающая программа профподготовки контролера технического состояния АТС рассчитана на сотрудников компаний-перевозчиков, отвечающих за безопасность дорожного движения. Проходить курсы обучения необходимо автослесарям и автомеханикам, желающим занять данную должность.

Результат обучения

По завершении учебной программы слушатели курса должны уметь:

  • выполнять тщательную проверку автомобилей перед каждым выходом на линию и по возвращении;
  • своевременно отправлять ТС на ремонт;
  • регулярно следить за расходом топлива и других технических жидкостей.
     

Полученные знания и навыки подтверждаются выдачей дипломов и удостоверений о дополнительном профессиональном образовании, профпереподготовке и повышении квалификации.

Программа курса

Программа курса обучения контролеров технического состояния ТС состоит из теоретической и практической части.

Стоимость обучения в среднем составляет 7 000–10 000 рублей. Его продолжительность — от двух с половиной недель до трех месяцев.

Слушатели курса для контролеров технического состояния авто в ходе учебы приобретают практические навыки и теоретические знания, касающиеся:

  • особенностей и правил работы с диагностическим оборудованием для АТС;
  • основ общего трудового и транспортного законодательства;
  • нормативных актов, регламентирующих безопасность дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств;
  • документации по техобслуживанию и ремонту элементов подвижного состава автотранспорта;
  • технических характеристик, конструктивных особенностей и устройства, назначения и эксплуатации разных видов транспорта;
  • технических требований к ТС, подвергавшимся ремонту или вернувшимся из рейса в автопарк;
  • инструкций и рекомендаций по пожарной безопасности, охране труда.
     

Кроме того, сотрудники, прошедшие курсы повышения квалификации и итоговое тестирование, получают:

  • информацию об актуальных способах и инструментах контроля технического состояния авто;
  • профессиональные навыки применения диагностических средств для автотранспорта;
  • практическое закрепление профессиональных навыков;
  • полный спектр знаний в области нормативно-правовой базы в сфере техосмотра, диагностики, ремонта, реставрации авто.
     

На курсах предлагаются к изучению следующие учебные программы:

Название учебной программы

Продолжительность курса обучения

Вид выдаваемого документа

Повышение квалификации по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств»

102 часа

(2,5 недели)

Удостоверение

Профессиональная переподготовка «Контролер технического состояния АТС»

502 часа

(3 месяца)

Диплом

Самый простой и удобный способ прохождения обучения, повышения квалификации или профпереподготовки — дистанционный. Среди его преимуществ:

  • отсутствие географической привязки;
  • выбор наиболее удобного времени для лекций;
  • возможность совмещения с работой или учебой;
  • грамотно разработанные учебные программы, гарантирующие максимальный охват темы;
  • стоимость ниже, чем при традиционной очной форме обучения.

Должностная инструкция

Должностной инструкцией называют документ, в котором определены обязанности, права и производственные полномочия сотрудников предприятия.

Она составляется в трех экземплярах, первый из которых хранится в отделе кадров организации, второй — у непосредственного руководителя подразделения, а третий — у сотрудника, занимающего соответствующую должность.

Необходимость

Должностная инструкция – необходимый документ для эффективного управления персоналом. Она одновременно выполняет несколько функций:

  1. Является основой для оценки результатов труда и ориентиром для принятия решения сотрудниками о повышении квалификации или прохождении переподготовки.
  2. Служит руководством сотрудников к действию. Позволяет определить, выполнение каких функций от него ожидается, а также узнать критерии оценки результатов.
  3. Предоставляет информацию для отбора наемных работников, позволяет справедливо оценить степень соответствия кандидатов на должность.
  4. Позволяет сортировать и ранжировать должности сотрудников и работы, которые они выполняют, при разработке оптимальных схем оплаты труда.

Основные принципы составления документа

Четких требований к разработке и содержанию должностной инструкции нет. Составлением данного документа занимается непосредственный руководитель отдела или всего предприятия на основе особенностей и направления деятельности.

Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств включает в себя несколько основных пунктов, которые могут дополняться или изменяться в зависимости от специфики организации:

  • предисловие (вводная часть);
  • общие сведения;
  • права и обязанности;
  • ответственность;
  • условия труда;
  • оценка качества работы специалиста;
  • заключение.
     

При составлении документа следует как можно корректнее и подробнее излагать информацию каждого пункта — это обеспечит простоту контроля за работой транспортного отдела.

В предисловии к должностной инструкции необходимо указать следующие сведения:

  • дату утверждения документа;
  • должность, Ф.И.О. сотрудника, ответственного за разработку инструкции;
  • информацию о согласовании текста документа с высшим руководством организации;
  • перечень законодательных документов и нормативных актов, находящихся в основе текста инструкции: приказы Министерства транспорта, технический регламент.

Общие положения

В разделе об общих положениях должны быть перечислены административные факторы работы контролера технического состояния автотранспорта:

  • название приказа, в соответствии с которым сотрудник был назначен на должность;
  • фамилия, имя и отчество ответственного лица, назначившего на такую должность;
  • разряд и другие профессиональные характеристики, определяющие категорию сотрудника;
  • Ф.И.О. начальника, у которого в подчинении находится сотрудник, а также Ф.И.О., должность лица, отдающего распоряжения при отсутствии начальства;
  • требования к специалисту, установленные законодательством: образование, квалификация, стаж работы и др.;
  • сведения о заключении договора, случаи освобождения от занимаемой должности;
  • главные тезисы, которыми руководствуется контролер технического состояния транспорта в своей профессиональной практике.

Функции

Следующий раздел должностной инструкции посвящен функциям, обязанностям, возлагаемым на контролера технического состояния автомобильного транспорта. При необходимости здесь указываются технические характеристики и сведения о каждом ТС, находящемся в автопарке компании.

Главными функциями контролера, перечисленными в этом разделе, являются:

  • регулярная проверка транспортного средства и контроль безопасности;
  • устранение неисправностей перед выпуском авто на рейс;
  • выполнение планового технического обслуживания на СТО, а также ведение внутренней и сопроводительной документации;
  • проведение инструктажа для водителей и других сотрудников, находящихся в подчинении, перед выходом в рейс;
  • в случае возникновения автотранспортного происшествия — доставка пострадавшего автомобиля до места стоянки;
  • ведение рабочих журналов, в которых фиксируются сведения о неисправностях АТС, а также об их участии в ДТП.
     

При поступлении на должность этому специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния автотранспортных средств. В ней рассматриваются правила и требования относительно выполнения каждого типа работ: ремонта, технического обслуживания, обращения с воспламеняющимися материалами и пр.

Ответственность

Ответственность контролера технического состояния автотранспорта — важная часть должностной инструкции, в которой перечисляются все существующие виды нарушений, влекущие за собой дисциплинарные наказания. Сюда относятся несоблюдение требований инструкций, установленного распорядка рабочего дня.

За наличие правонарушений в области безопасности дорожного движения на контролера распространяется административная и уголовная ответственность.

В данном разделе документа также отдельно прописывается информация о возмещении материального ущерба по гражданскому и трудовому кодексу.

Другими важными пунктами раздела инструкции об ответственности контролера являются:

  • правила проведения предрейсового, послерейсового контроля;
  • перечень допустимых методов проверки, приборов и инструментов для диагностирования АТС;
  • список задач для выполнения;
  • сведения о запретах и мерах предосторожности;
  • информация об ответственности за передачу ТС водителю, который не прошел медицинское освидетельствование либо не имеет прав для управления ТС.
     

Дополнительно в этом разделе размещается информация о:

  • запрете отправки автомобилей с неисправностями в поездку;
  • проведении проверки ТС после прохождения ремонта под личную ответственность контролера;
  • необходимости соблюдения требований пожарной и электрической безопасности.

Права

Контролер АТС наделен следующими правами:

  • запрещать выезд водителя на линию или принимать иные меры для предотвращения нарушений в определенных случаях;
  • требовать от начальства полное материально-техническое обеспечение рабочего места — в частности, спецодежда, обувь, а также средства индивидуальной защиты должны предоставляться;
  • освобождаться от работы на период занятий по повышению квалификации;
  • запрашивать необходимую в работе документацию из других отделов компании.
     

Помимо перечисленных прав, сотруднику в полной мере предоставляются другие права, установленные Трудовым кодексом РФ.

Заключение

В заключительной части документа содержатся Ф.И.О. и подписи руководителя предприятия, руководителя транспортного отдела, руководителя отдела кадров, а также самого контролера технического состояния ТС.

Пример

Образцы должностных инструкций контролера технического состояния автомобилей, актуальные для 2022 года, можно найти на специализированных сайтах, где собрана бесплатная для скачивания трудовая документация:

  • https://specworkgid.ru
  • https://assistentus.ru
  • https://www.kdelo.ru

Найти и скачать должностную инструкцию в интернет-изданиях, предназначенных для руководителей предприятий и специалистов кадровых служб.

Актуальный пример должностной инструкции контролера технического состояния ТС доступен по ссылке для подробного ознакомления.

Вопросы и ответы

  1. С какими должностями можно совмещать должность контролера технического состояния автотранспортных средств и какой карьерный рост предполагается в этом направлении?

    По совместительству работать контролерами имеют право водители, диспетчеры, автослесари и автомеханики, которые прошли соответствующую подготовку. Относительно карьерного роста — данная профессия перспективна и востребована на предприятиях, имеющих отношение к перевозкам и автомобилям. Если компания небольших масштабов, контролер может впоследствии претендовать на должность руководителя транспортного отдела.

  2. Какие знания являются обязательными для контролера?

    Этот специалист обязан досконально разбираться в конструкции и правилах обслуживания ТС, применяемых законодательных нормах, особенностях документооборота в данной сфере, а также факторах безопасности труда.

Решение Челябинского областного суда от 01.12.2021 по делу N 7-954/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию незарегистрированного транспорта или не прошедшего техосмотр, с подложными регистрационными знаками, имеющего неисправности.
Решение: Отказано.На оснвоании приказа N 219 от 18 декабря 2018 года на контролера технического состояния У., возложена обязанность в виде организации и проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию, контроль и проверка технического состояния автомобилей, прицепов, механизмов дорожных машин, возвращающихся с линии на места стоянок; контролер несет ответственность за нарушение требований нормативных актов РФ. С указанной должностной инструкцией У. ознакомлен под роспись.

Введение штатной должности и выполнение обязанностей контролера по выпуску автотранспорта служат в транспортных организациях одной цели — обеспечению безопасности дорожного движения. Законодатель строго регламентирует и допуск к выполнению контрольных функций, и их порядок.

НПА, регулирующие деятельность контролера технического состояния транспортных средств

Организации, имеющие транспортные средства, эксплуатируют их следующими способами:

  • перевозят пассажиров и грузы на основании договоров (фрахтования или перевозки) — п. 2 ст. 20 196-ФЗ;
  • перемещают материальные объекты и лиц (кроме водителя) — перевозка автобусами и грузовыми автомобилями без договоров (например, для собственных нужд) — п. 2 ст. 20 ФЗ 196;
  • эксплуатируют только легковые автомобили и только для собственных нужд.

Во всех случаях в организации проводится ежедневный контроль технического состояния транспортного средства — предрейсовый и по возвращению к месту стоянки. Порядок контроля регламентируется Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2021 № 9 — для субъектов транспортной деятельности.

Контролер технического состояния транспортного средства и требования к нему

Согласно названному порядку, контроль осуществляется:

  • самим субъектом транспортной деятельности — обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств выполняет штатный работник;
  • либо обязанности передаются по договору работнику сторонней компании или индивидуальному предпринимателю.

В любом случае должность устанавливают в штатном расписании (п. 2 ст. 20 ФЗ 196, п. 16 Приказа Минтранса № 368). Некоторые организации поручают исполнение трудовой функции контролера технического состояния автотранспортных средств сотруднику в порядке совмещения, в том числе водителю (ст. 60 ТК). Последний вариант чаще встречается в случае использования легковых автомобилей для собственных нужд:

  • для названной категории автомобилей также предусмотрен технический контроль. Это следует из ст. 20 ФЗ 196, п. 2.3.1 ПДД РФ, п. 9 правил по охране труда на автомобильном транспорте (Приказ № 871);
  • такие организации или ИП к назначенному ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения и техническое состояние автопарка профессиональные и квалификационные требования предъявлять не обязаны;
  • его аттестация, в соответствии с Приказом Росавтотранса № 283, не проводится.

Справка. Организации, использующей легковой автомобиль для себя, отдельный контролер иногда не обязателен. По умолчанию, ответственным за обеспечение БДД и за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств является руководитель.

Иные требования к организациям и ИП:

  • занимающимся всеми видами профессиональных перевозок, перечисленными в п. 2 ст. 20 ФЗ 196;
  • оказывающим услуги по контролю за техническим состоянием транспорта.

Перечисленные организации обязаны соблюдать профессиональные и квалификационные требования к контролерам.

Образование, стаж, требуемые для контролера технического состояния транспортных средств

В качестве примера, индивидуальный предприниматель-водитель, занимающийся перевозками, при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки сможет проводить предрейсовый контроль самостоятельно. На что обратить внимание:

  • к имеющим среднее профессиональное образование (специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») или высшее образование не предъявляются требования к стажу;
  • сотрудника организации с высшим образованием (любым) допустят к работе контролером после специализированной профессиональной подготовки;
  • все сотрудники обсуждаемых организаций обязаны перед допуском к работе пройти аттестацию в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минтранса № 283.

Необходимые знания и умения контролера находятся в п. 15 Приказа Минтранса № 282.

Необходимые знания контролера

Список профессиональных навыков и умений более обширный.

Необходимые умения контролера

Обязанности технического специалиста

Выполняемые в процессе предрейсового осмотра обязанности контролера по выпуску автотранспорта на линию определяются законодательно установленной Приказом Минтранса № 9 процедурой (п. 3-13).

Кратко о процедуре ежедневного осмотра

Порядком установлено:

  1. Проведение КТС во время подготовки к выполнению водителем (группой) рейса — в течение одного (нескольких) рабочего дня с оформлением путевого листа (одного).
  2. Время для осмотра — любой интервал с въезда ТС на парковку после смены (рейса) до выезда.
  3. Непосредственно осмотр и оценка состояния ТС.
  4. По итогам каждого осмотра сведения о неисправности или исправности транспорта отражаются в журнале и путевом листе.
  5. Журнал ведется как в бумажном, так и в электронном виде.

Справка. Среди обязательных реквизитов журнала такой реквизит как «Ф.И.О. водителя транспортного средства» не значится.

Самый объемный пункт содержит перечень систем и характеристик автотранспортных средств, включенных в проверку (пп. 1-9 п. 7 Приказа № 9). Для удобства контролеру готовят бланк регулярного контроля, он содержит перечень оцениваемых элементов.

Список элементов ТС, подлежащих предрейсовому контролю, стр. 1

Список элементов ТС, подлежащих предрейсовому контролю, стр. 2

Обязанности контролера и его должностная инструкция

Трудовые обязанности контролера предпочтительнее зафиксировать в должностной инструкции, документ составляется с использованием ГОСТ Р 7.0.97-2016. В помощь при разработке — Приказы Минтранса № 9 и № 282.

Справка. В качестве методической поддержки разумно использовать профессиональный стандарт 33.005 «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.03.2015 № 187н. Стандарт не имеет отношения к обсуждаемому виду занятости, но функции, выполняемые специалистом по техническому контролю и диагностике транспортных средств (обязанности описаны в разделе 3.2), близки с перечнем функций контролера предрейсового состояния ТС. Формулировки легко «ложатся» на деятельность специалиста по КТС. Должностная инструкция имеет стандартную структуру. Раздел с описанием обязанностей выглядит следующим образом:

Раздел «Должностные обязанности» инструкции контролера по выпуску ТС

Права и ответственность специалиста, их описание в ЛНА не имеют особенностей, все в соответствии с действующим законодательством.

Права и ответственность в должностной инструкции

УТВЕРЖДАЮ

Наименование организации

Наименование должности

___________________/ Ф.И.О. /

«____» _______________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта

Общие положения

Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта назначается на должность приказом Генерального директора.

К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта подчиняется (название должности), в своей работе руководствуется Законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере контроля технического состояния транспортных средств, а также настоящей должностной инструкцией.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен знать:

нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;

нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;

устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;

основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;

порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь:

проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта обязан:

проводить контроль технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места) предназначенного для стоянки транспортного средства;

осуществлять проверку наличия технических неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090;

при наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств, проверять работоспособность, состояние и исправность систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям, установленным пунктами 14-27 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) принятому решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г.;

вести учет прохождения предрейсового или предсменного контроля в журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств;

вносить в журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств следующие сведения:

  • наименование марка, модель транспортного средства;
  • государственный регистрационный номер транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица проводившего контроль;
  • дата, время проведения контроля;
  • показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
  • отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
  • подпись лица, проводившего контроль.

в случае если выявлено наличие технических неисправностей, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств, немедленно доложить об этом название должности;

в случае если не выявлено наличие технических неисправностей, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств, на основании записи о пройденном контроле внесенной в журнал, проставлять на путевом листе дату, время проведения контроля, отметку «выпуск на линию разрешен», подпись, фамилию и инициалы контролера;

ежедневно до время докладывать название должности о результатах предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта имеет право:

вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

требовать от руководства содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав;

повышать свою квалификацию;

запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности специалиста, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;

представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников;

получать от работников информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта несет ответственность:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией – в соответствии с действующим трудовым законодательством;

за другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности, в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации, в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

С инструкцией ознакомлен: ________________________ подпись                                     «___»___________20__г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Testo 465 руководство по эксплуатации
  • Centek кондиционеры инструкция к пульту как пользоваться
  • Дюфалак инструкция по применению для собаки
  • Шпаклевка по дереву axton инструкция по применению
  • Вирфотен инструкция по применению цена отзывы аналоги цена