Должностная инструкция начальника мобилизационного отдела учреждения организации

Начальник отдела (отделения) планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов

Начальник отдела (отделения) планирования, предназначения,

подготовки и учета мобилизационных ресурсов

Должностные обязанности. Руководит работой отдела (отделения) планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов. Проводит работу по повышению квалификации кадров. Организует работу по реализации приказов и директив вышестоящих органов военного управления. Осуществляет контроль за выполнением требований служебных документов. Разрабатывает план проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов военного комиссариата. Осуществляет приписку мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Организовывает вручение гражданам, пребывающим в запасе, и руководителям организаций, имеющих задание на выделение транспортных средств, мобилизационных предписаний и сводных нарядов. Выполняет задачи по обеспечению мобилизационного развертывания войск на территории, закрепленной за военным комиссариатом. Осуществляет при содействии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления призыв по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, а также поставку транспортных средств в воинские части в сроки и объемах, которые установлены планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов. Обеспечивает в период мобилизации и в военное время мобилизационные потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований за счет местных ресурсов. Обеспечивает условия для сохранения работниками отдела (отделения) государственной тайны. Участвует в разработке мероприятий, направленных на обеспечение секретности работ и сохранности документов, в проведении профилактических мер по предотвращению утрат документов и разглашению секретных сведений. Разрабатывает методические документы (инструкции, рекомендации, информационные письма), касающиеся планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов. Проводит занятия и сборы с работниками организаций и военнообязанными, закрепленными за военным комиссариатом.

Должен знать: законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, в том числе регламентирующие деятельность военных комиссариатов; порядок подготовки и проведения мобилизационной работы военных комиссариатов; правила обеспечения защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации; порядок оповещения о мобилизации; порядок работы по воинскому учету, бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе; порядок подготовки и накопления в запасе военно-обученных ресурсов; порядок учета техники, гужевого и вьючного транспорта организаций, граждан, а также имущества организаций и ремонтных организаций; порядок работы по комплектованию соединений и воинских частей мобилизационными людскими и транспортными ресурсами; порядок сбора и доставки мобилизационных людских ресурсов и поставки мобилизационных транспортных ресурсов при мобилизации; порядок взаимодействия с комплектуемыми соединениями и воинскими частями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в части учета мобилизационных ресурсов; порядок работы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных ресурсов; порядок планирования мероприятий по проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Старший офицер запаса и стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет.

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

    Наименование                                                  УТВЕРЖДАЮ
    организации
                                                 __________________________
                                                 (руководитель организации)
    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    начальника (руководителя) отдела              ___________/_____________
    мобилизационной подготовки аварийного центра    (личная   (расшифровка)
    гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <*>  подпись)    подписи)
    "___"__________ ____ N ____                   "___"____________ ____ г.
    г. ____________                                        М.П.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность начальника (руководителя) отдела мобилизационной подготовки аварийного центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее — «Работник»).

1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя Организации.

1.3. Работник подчиняется непосредственно __________________ Организации.

1.4. На должность Работника назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», дополнительную подготовку по специальной программе и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.5. Работник должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные, руководящие и методические документы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности АС в условиях ЧС;

— организационную структуру управления АС и перспективы ее развития;

— планы мероприятий по ГО и требования обеспечения устойчивого функционирования АС в ЧС;

— порядок составления установленной отчетности;

— организацию и методы подготовки персонала АС и работников служб системы ГО и ЧС;

— порядок обеспечения режима секретности, сохранения государственной и коммерческой тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; требования к организации работы на АС;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ___________________________.

1.7. В подчинении Работника находятся: _______________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Работник:

2.1. Осуществляет руководство мобилизационной подготовкой подразделений и персонала атомной станции (АС) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

2.2. Обеспечивает выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления системой гражданской обороны (ГО) к действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, по сохранению устойчивой работы АС.

2.3. Организует разработку и выполнение планов мероприятий по ГО и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

2.4. Осуществляет контроль постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи системы ГО и ЧС АС.

2.5. Организует оповещение и информирование подразделений АС о чрезвычайных ситуациях.

2.6. Осуществляет планирование и проведение мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медицинской защите работников АС, осуществлению спасательных и других неотложных мероприятий при ЧС природного и техногенного характера.

2.7. Организует обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам ГО и ЧС.

2.8. Принимает меры по созданию и совершенствованию служб ГО АС и комплектованию их личного состава средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля.

2.9. Участвует в планировании финансирования подготовки персонала АС по выполнению мероприятий по ГО и ЧС.

2.10. Организует обучение и контролирует подготовку по утвержденным специальным программам личного состава органов управления системой ГО и ЧС АС, службы ГО и работников АС.

2.11. Участвует в работе по созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС.

2.12. Контролирует сохранение и обновление технических и других ресурсов, необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС, содержание в постоянной готовности пунктов управления системы ГО и ЧС АС.

2.13. Контролирует фонд защитных сооружений АС. Участвует в разработке мер экономического, правового, организационного и социального характера, направленных на создание условий, способствующих предотвращению ЧС и уменьшению их последствий.

2.14. Осуществляет разработку положений и инструкций о порядке действий персонала в случае возникновения угрозы безопасности АС, проведение обучения и тренировок персонала АС в различных вероятностных ситуациях, разъяснительной работы с помощью средств массовой информации.

2.15. Обеспечивает взаимодействие с территориальными и ведомственными системами ГО и ЧС.

2.16. Организует подготовку документации о деятельности служб системы ГО и ЧС в очагах поражения по ликвидации последствий применения современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.17. Обеспечивает сбор и обобщение оперативной информации о состоянии радиационной и химической обстановки, о привлекаемых силах и средствах локализации и ликвидации ЧС для принятия необходимых решений.

2.18. Организует совместно с подразделениями АС работу по прогнозированию вероятности возникновения ЧС и оценке их возможных последствий.

2.19. Организует деятельность комиссии по ЧС на АС и участвует в работе межведомственных комиссий по организации пожарной охраны.

2.20. Обеспечивает разработку и представление в установленном порядке отчетных данных о работе отдела.

3. ПРАВА

3.1. Работник имеет право:

— на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

— на предоставление ему рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

— на предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

— на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— на получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности;

— на взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;

— представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Работник вправе требовать от Работодателя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

4.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

4.4. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.5. Причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

    ___________________________       _______________       _______________
      (наименование должности         (личная подпись)        (расшифровка
     руководителя структурного                                  подписи)
          подразделения)
    "___"__________ ____ г.
    СОГЛАСОВАНО
    (указать всех заинтересованных лиц
     и их подписи)
    ___________________________       _______________       _______________
                                      (личная подпись)       (расшифровка
                                                                подписи)
    "___"__________ ____ г.
    С инструкцией ознакомлен:         _______________       _______________
                                      (личная подпись)       (расшифровка
                                                                подписи)
    "___"__________ ____ г.

———————————

<*> Постановление Минтруда РФ от 31.12.2003 N 94 (ред. от 24.04.2008) «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций атомной энергетики, промышленности и науки».

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделе мобилизационной подготовки администрации городского округа город Стерлитамак

1. Общие положения

1.1. Отдел мобилизационной подготовки образуется Решением Совета городского округа город Стерлитамак и является структурным подразделением администрации городского округа.

1.2. Штаты отдела утверждаются главой администрации  городского округа. Должности, предусмотренные штатным расписанием отдела относятся к муниципальным должностям муниципальной службы Республики Башкортостан.

1.3. Настоящее положение определяет функции, права и обязанности отдела мобилизационной подготовки администрации городского округа город Стерлитамак

1.4. Отдел мобилизационной подготовки создается в целях организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также контроля за их проведением в администрации городского округа и организациях.

1.5. В своей работе отдел  мобилизационной подготовки руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом «О военном положении», федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О государственной тайне», Конституцией Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами по вопросам мобилизационной подготовки, функционирования в период мобилизации и в военное время органов местного самоуправления и организаций, а также настоящим положением.

1.6. Отдел мобилизационной подготовки осуществляет свою работу во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации городского округа, а также в пределах своей компетенции – с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.

1.7. Отдел  мобилизационной подготовки возглавляется начальником отдела, назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке главой администрации городского округа по согласованию с заведующим отделом мобилизационной подготовки Аппарата Правительства Республики Башкортостан,  Управлением по работе с территориями и кадрами Администрации Президента Республики Башкортостан.

Другие работники отдела назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке по представлению начальника отдела мобилизационной подготовки.

1.8. Начальник отдела мобилизационной подготовки подчиняется непосредственно главе администрации городского округа. Не допускается возложение на отдел мобилизационной подготовки несвойственных ему функций, а также объединение его с другими структурами подразделениями.

Должностные оклады работников отдела мобилизационной подготовки устанавливаются на уровне должностных окладов основных категорий работников администрации городского округа.

1.9. На должность начальника отдела мобилизационной подготовки назначается лицо, имеющее высшее образование, а также стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет.

2. Функции отдела мобилизационной подготовки

2.1. Отдел мобилизационной подготовки в целях организации мероприятий мобилизационной подготовки и контроля за их проведением осуществляет следующие функции:

а) разрабатывает предложения по проведению в администрации городского округа мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и направленных на выполнение установленных мобилизационных заданий (заказов) и задач по мобилизационной подготовке, а также на реализацию мер, осуществляемых в условиях военного времени;

б) разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в условиях военного времени администрацией городского округа и организациями;

в) организует разработку планов мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизационных планов и планов перевода на работу в условиях военного времени администрации городского округа;

г) организует разработку нормативных правовых актов и методических документов по вопросам мобилизационной подготовки и функционирования в условиях военного времени администрации городского округа и организаций;

д) определяет порядок подготовки сведений, необходимых для организации централизованного руководства мобилизационной подготовкой в администрации городского округа и организациях;

е) организует подготовку должностных лиц администрации городского округа и организаций к работе в условиях военного времени, в том числе на запасных пунктах управления;

ж) контролирует в рамках своей компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке в администрации городского округа и организациях;

з) подготавливает предложения по обеспечению сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва в случае ликвидации организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы),  или возникновения иных обстоятельств, связанных с отчуждением или переходом указанного имущества к другим лицам;

и) подготавливает предложения по источникам и размерам финансирования, мерам экономического стимулирования организаций, выполняющих мероприятия по мобилизационной подготовке, обеспечивает заключение договоров о проведении указанных мероприятий и осуществляет контроль за выполнением заключенных договоров, а также целевым использованием выделенных средств и реализацией мер экономического стимулирования;

к) осуществляет контроль за организацией воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации и работающих в администрации городского округа и организациях;

л) готовит предложения по замене специалистов, работающих в администрации городского округа и убывающих по мобилизации и в военное время;

м) организует проведение учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов в администрации городского округа;

н) организует повышение квалификации работников отдела мобилизационной подготовки;

о) организует проведение научных исследований по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации администрации городского округа и организаций;

п) обеспечивает подготовку документов по рассмотрению вопросов мобилизационной подготовки на суженных заседаниях администрации городского округа и осуществляет контроль за выполнением принятых решений;

р) проводит анализ выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке и состояния мобилизационной готовности к выполнению мобилизационных заданий (заказов) и задач на военное время в администрации городского округа и организациях, который отражается  в докладах и ежегодно в установленном порядке представляется в вышестоящий орган исполнительной власти, представляет по их запросу необходимые отчеты, справки, другую информацию по мобилизационной подготовке;

с) принимает участие в пределах своей компетенции в разработке планов и иных документов, связанных с подготовкой к работе в условиях военного времени администрации городского округа и организаций;

т) организует  контроль готовности системы оповещения администрации городского округа и функционирования дежурной службы;

у) участвует в разработке планов по подготовке специальных формирований и техники, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с мобилизационным заданием;

ф) доводит показатели и задания мобилизационного плана экономики до организаций;

х) участвует в разработке плана территориальной обороны;

ц) организует сбор и обработку сведений единого банка данных объектов оборонной инфраструктуры;

ч) оказывает содействие военному комиссариату г.Стерлитамака и Стерлитамакского района по повышению его мобилизационной готовности в мирное время и в условиях военного времени.

ш) осуществляет контроль за обеспечением сохранности государственной тайны, а также иных сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, в части, касающейся мобилизационной подготовки.

2.2. Отдел мобилизационной подготовки в целях организации мобилизации и контроля за ее проведением осуществляет следующие функции:

а) при объявлении мобилизации готовит предложения для принятия главой администрации городского округа и руководителями организаций необходимых решений по вопросам перевода администрации и организаций на условия военного времени и обеспечения режима военного положения;

б) организует проведение мероприятий по переводу администрации городского округа и организаций на работу в условиях военного времени в соответствии с планами перевода;

в) осуществляет контроль за вводом в действие мобилизационных планов администрации городского округа и организаций и нормативных правовых актов, принимаемых в период мобилизации и в военное время;

г) разрабатывает предложения и осуществляет мероприятия по подготовке к введению на территории плана нормированного снабжения населения продовольственными  и непродовольственными товарами.

2.3. После завершения проведения мобилизационных мероприятий отдел мобилизационной подготовки осуществляет деятельность, связанную с подготовкой документов и мероприятий, обеспечивающих функционирование администрации городского округа и организаций в военное время, в том числе связанных с разработкой военно-хозяйственного плана.

3. Права и обязанности отдела мобилизационной подготовки

3.1. Отдел мобилизационной подготовки в пределах своей компетенции имеет следующие права и обязанности:

а) ведет служебную переписку по вопросам мобилизационной подготовки;

б) запрашивает у структурных подразделений администрации городского округа и организаций, а также органов исполнительной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления и организаций информацию, необходимую для выполнения отделом возложенных на него функций;

в) передает в случае необходимости информацию по вопросам мобилизационной подготовки структурным подразделениям администрации городского округа и организаций, а также органам исполнительной власти, органам военного управления, органам местного самоуправления и организациям;

г) организует и проводит совещания по вопросам мобилизационной подготовки с участием структурных подразделений администрации городского округа и организаций, а также органов исполнительной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления и организаций;

д) привлекает в установленном порядке работников структурных подразделений администрации городского округа и специалистов организаций к выполнению мероприятий по мобилизационной подготовке;

е) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами в области мобилизационной подготовки.

4. Права и обязанности начальника отдела мобилизационной подготовки

4.1. Начальник отдела мобилизационной подготовки:

а) руководит деятельностью отдела мобилизационной подготовки и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на отдел функций;

б) контролирует деятельность структурных подразделений администрации городского округа и организаций по вопросам, входящим в компетенцию отдела мобилизационной подготовки;

в) докладывает главе администрации о выполнении мероприятий, входящих в компетенцию отдела мобилизационной подготовки;

г) визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности отдела мобилизационной подготовки;

д) участвует при обсуждении вопросов, относящихся к деятельности мобилизационного отдела, в работе коллегий администрации городского округа, входит в состав и  осуществляет функции секретаря суженного заседания администрации городского округа и секретаря постоянно действующей технической комиссии администрации городского округа;

е) осуществляет работу по подбору, подготовке и переподготовке кадров отдела мобилизационной подготовки;

ж) несет персональную ответственность за обеспечение сохранности государственной тайны, а также иных сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, в части касающейся мобилизационной подготовки;

з) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами в области мобилизационной подготовки.

5. Трудовые отношения

5.1. Отдел комплектуется на основании штатного расписания.

5.2. Все штатные сотрудники отдела принимаются на работу и увольняются распоряжением главы администрации на основании личного заявления и письменного трудового договора.

5.3. Организация оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, функциональные права и обязанности сотрудников, иные условия регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка администрации городского округа, должностной инструкцией и иными актами, регулирующими трудовые отношения.

6. Ликвидация и реорганизация отдела

6.1. Прекращение деятельности отдела мобилизационной подготовки происходит путем его ликвидации или реорганизации.

6.2. Решение о прекращении деятельности отдела принимает Совет городского округа город Стерлитамак.

Ответ эксперта

Ответила Конюхова Е.В., эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, на вебинаре Контур.Школы «Воинский учет: всё, что нужно знать работодателю в сентябре 2022 года».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ организации обязаны создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники). Их основное назначение — выполнить мобилизационное задание (заказа), а затем вести воинский учет (ст. 11 31-ФЗ).

Это значит, что мобилизационный орган создают только организации, у которых есть мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе. В этом случае необходимо разработать положение о мобилизационном органе и определить его права, обязанности и функции.

Обратите внимание, что речь тут только об организациях, предприниматели мобилизационные органы не создают и мобилизационных работников не назначают.

Для проведения оповещения граждан по месту их работы создаются штабы оповещения (п. 9 Порядка призыва граждан по мобилизации, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2006 № 852).

Абсолютно все работодатели-организации, у которых есть работники с мобилизационными предписаниями, создают штабы оповещения. Суть работы штаба в том, что при объявлении военного положения или мобилизации, штаб сообщает об этом своим работникам, которые имеют мобилизационное предписание.

extern

В Экстерне всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

В организации при создании штаба оповещения издается приказ руководителя, в котором определяются:

  • схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан–владельцев транспортных средств;
  • ответственные должностные лица и их обязанности;
  • схема организации связи;
  • порядок выделения автотранспорта для организации оповещения.

Штаб должен был быть еще 21 сентября. В его обязанности входило известить работников о начале мобилизации, собрать их и доставить к близлежащему пункту сбору, остановке автобуса, железнодорожного транспорта и т.д.

Если штаба нет и не было, то важно проверить, что вы оповестили сотрудников с мобилизационными предписаниями об их обязанности явиться в военкомат без повесток при объявлении мобилизации. Если работник не явится в военный комиссариат, работодатель обязан известить военкомат, что у него есть такие работники и что их оповестили об обязанности прибыть (Федеральный закон от 28.09.38 № 53-ФЗ, Постановление Правительства от 27.11.2006 № 719).

Еще больше материалов по мобилизации: статьи, вебинары, ответы на вопросы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пылесос витек 1833 с аквафильтром инструкция
  • Морская вода классическая инструкция по применению
  • Производственная инструкция машиниста крана козлового крана
  • Маматрина спрей для носа цена инструкция по применению взрослым
  • Практическое руководство для экстрасенсов