-
Налоговый инспектор: кто это и чем занимается?
-
Что должен знать и уметь специалист по налогам
-
Какие личные качества нужны хорошему налоговику
-
Плюсы и минусы профессии
-
Где работают налоговые инспекторы и какая у них зарплата
-
Как стать налоговым инспектором
Один из основных источников дохода любого государства – налоги, безвозмездные принудительные платежи (взносы) в общий котел. Из них в том числе формируется государственный бюджет, который обеспечивает жизнедеятельность государства: работу управленческого аппарата, силовых структур, стабильное функционирование социальных служб, системы здравоохранения, образования и т. д. Поэтому появились налоги тогда, когда возникло государство.
Сбором податей (дани, пошлин, оброков) в разное время занимались феодалы, цари, князья, губернаторы, фискалы, земские комиссары, помещики, податные инспекторы. Сегодня за своевременное пополнение государственной казны отвечают налоговые инспекторы. Поговорим об особенностях этой профессии.
Налоговый инспектор: кто это и чем занимается?
Налоговый инспектор – это специалист, который следит за тем, чтобы и граждане (физические лица), и предприятия разного уровня (юридические лица) своевременно и в полном объеме вносили регулярные платежи в бюджет. Сотрудник налоговой инспекции состоит на государственной гражданской службе. Его главная задача – контроль за соблюдением налогового законодательства, а значит, соблюдение и защита прав и налогоплательщиков, и государства.
Чем же занимается налоговый инспектор? Он:
-
проводит камеральные и выездные проверки, если выявляются нарушения – применяет штрафные санкции;
-
проверяет финансовую документацию (отчеты, приходно-расходные ордеры, декларации, сметы, бухгалтерские книги) и выявляет сокрытие денежных средств;
-
сводит данные бухучета и бухгалтерской отчетности;
-
собирает и анализирует информацию о финансах;
-
работает с документами (составляет отчеты, договоры, оформляет декларации о доходах);
-
следит за тем, как поступают налоговые и прочие платежи в бюджет;
-
выявляет нарушителей и отправляет должникам (частным лицам или компаниям) требования об уплате налогов;
-
контролирует все налоговые поступления и сборы, оплату задолженностей;
-
определяет процент взимаемых налогов в зависимости от величины доходов;
-
контролирует правильность использования контрольно-кассовой техники;
-
проводит встречные проверки у контрагентов юридических лиц;
-
отслеживает попытки мошенничества при получении физлицами налоговых вычетов (например, предоставление фальшивых справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи недвижимости);
-
проверяет сомнительные поступления на счет;
-
ведет налоговую статистику;
-
консультирует налогоплательщиков.
Налоговый инспектор постоянно взаимодействует со смежными подразделениями. При этом специалист отвечает за достоверность получаемой и передаваемой информации, ее сохранность и неразглашение сведений, содержащихся в документах.
Что должен знать и уметь специалист по налогам
Инспектору налоговой службы приходится работать с представителями самых разных сфер деятельности – строительства и производства, торговли и банковской системы, полиграфии и проектирования и т. д. Для выполнения служебных обязанностей на должном уровне специалисту понадобятся:
-
знание Конституции РФ, основ налогового права, нормативных актов, регулирующих деятельность налоговой службы;
-
понимание экономики предприятий разных сфер деятельности;
-
знание основ арбитража;
-
умение пользоваться современными информационными технологиями;
-
знание основ профессиональной этики;
-
владение всеми видами и формами отчетности, ведения бухучета, документации;
-
знание основ статистики и аудита;
-
понимание особенностей экономической безопасности предприятия;
-
владение основами анализа.
Налоговый инспектор должен уметь работать с большими объемами информации, представлять ее в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и т. д.
Какие личные качества нужны хорошему налоговику?
Налоговый инспектор занимается не только оформлением документов, формированием сводок или отчетов. Значительную часть времени ему приходится работать с людьми, в том числе выяснять, не пытаются ли они скрыть что-либо, уйти от ответственности. Поэтому хороший налоговый инспектор – это универсальный специалист, выполняющий одновременно функции разведчика, следователя, психолога, аналитика и умеющий сохранять беспристрастность. В этом ответственном деле ему пригодятся такие личные качества, как:
-
педантичность;
-
эрудиция;
-
стрессоустойчивость и неконфликтность;
-
инициативность и исполнительность;
-
аналитическое мышление;
-
умение концентрироваться;
-
вежливость и корректность в общении;
-
честность и требовательность;
-
хорошая память;
-
умение выполнять монотонную работу;
-
готовность постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки;
-
наблюдательность;
-
умение работать в команде;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
способность быстро принимать решения;
-
внимание к деталям, дотошность;
-
усидчивость и кропотливость.
Холерикам, людям импульсивным, с взрывным темпераментом такая работа не подойдет.
Плюсы и минусы профессии
Налоговый инспектор – интересная специальность с хорошими перспективами роста. Однако, как у любой другой профессии, у нее есть свои преимущества и недостатки. Начнем с проблемных моментов, о которых стоит знать в первую очередь:
-
монотонность работы;
-
поскольку законодательство часто обновляется, необходимо постоянно актуализировать свои знания;
-
работа с большими объемами информации требует постоянной концентрации, что может быть утомительно;
-
ненормированный рабочий день;
-
высокий уровень ответственности;
-
серьезные физические и психоэмоциональные нагрузки (особенно во время сдачи отчетности);
-
приходится ездить в командировки (иногда продолжительные).
К плюсам профессии налогового инспектора можно отнести:
-
престижность государственной службы;
-
стабильную «белую» зарплату, которая складывается из оклада, надбавок, премий и предусматривает различные компенсации и льготы;
-
статус госслужащего и полный соцпакет;
-
возможность постоянно развиваться, совершенствовать профессиональные навыки, получать новый опыт;
-
востребованность на рынке труда;
-
возможность карьерного роста и применения своих знаний, умений и навыков в любой другой сфере.
Налоговый инспектор – компетентный специалист в области финансов и права, а значит, он сможет помочь не только своим клиентам, но и самому себе, своему ближайшему окружению.
Где работают налоговые инспекторы и какая у них зарплата
Выбор организаций, где трудятся налоговые инспекторы, невелик – это государственные структуры, которые занимаются сбором налогов с физических и юридических лиц, а именно – налоговые службы и инспекции федерального и регионального уровня. При этом у специалистов есть все возможности для стабильного карьерного роста, который предполагает и увеличение заработной платы.
Опытные налоговики могут со временем сменить государственную службу на консалтинг и стать налоговым консультантом, оказывать юридическую поддержку или уйти в сферу экономики или даже политики.
Заработная плата налогового инспектора складывается из
-
оклада, который зависит от региона, статуса инспекции, отдела, специализации, должности, занимаемой сотрудником,
-
ежемесячной премии, размер которой определяет эффективность служащего,
-
надбавок и дополнительных выплат.
Уровень заработной платы налоговых инспекторов в России, по данным HH.ru, – от 11 400 до 100 000 рублей.
Как стать налоговым инспектором
Если вы лишены амбиций, никогда не стремились к карьерному росту и готовы работать рядовым специалистом налоговой службы, достаточно иметь среднее профессиональное образование в сфере финансов, бухучета, государственного и муниципального управления, налогообложения. Опыт работы не важен, и конкурсный отбор проходить не придется.
А вот чтобы занять должность специалиста-эксперта, старшего налогового инспектора, уверенно подниматься по карьерной лестнице дальше, необходимо иметь высшее профильное образование – юридическое, финансовое или экономическое. Направление – «Налоги и налогообложение». Конкурс на замещение таких должностей проходит несколько раз в год.
Поскольку налоговое законодательство регулярно обновляется, специалистам, которые рассчитывают продвигаться по службе, стоит периодически освежать свои знания. В НИПКЭФ можно обучаться дистанционно, без отрыва от работы. После того, как вы пройдете повышение квалификации, налоги станут вашей любимой сферой деятельности!
- 1. Коротко о процедуре камеральной проверки
- 2. Чем занимается камеральная служба
- 3. Структура отдела камеральной проверки.
- 3.1. Обязанности начальника
- 3.2. Обязанности заместителя начальника
- 3.3. Обязанности налоговых инспекторов
- 4. Деление отдела камеральной проверки по секторам
- 4.4. Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва
При сдаче отчетности налогоплательщиком, в ФНС запускается процедура камеральной проверки, которая проверяет декларации на предмет полноты и своевременности уплаченных налогов в казну государства.
Законодательством РФ утверждены порядка 20 видов налогов, и по каждому предусмотрена отчетность.
Для обработки поступающей информации в ФНС сформирована отдельная служба. В статье речь пойдет о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, какие обязанности и полномочия возложены на сотрудников.
Коротко о процедуре камеральной проверки
Проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого создан отдел камеральных проверок в налоговой службе.
Порядок проведения проверки описан ст. 88 НК РФ
Объектом проверки назначается оформленная декларация. В ее отсутствие служба оперирует другими данными о налогоплательщике, имеющимися у ФНС.
С января 2019 срок проверки – 2 месяца. Но если в процессе выявлены ошибки, возможно продление проверки до трех месяцев по умолчанию, без уведомления организации об этом.
По прошествии срока, если не найдено нарушений, проверка заканчивается. Об успешном окончании процедуры можно узнать в электронной программе инспекции в личном кабинете налогоплательщика.
При обнаружении, несоответствий, ошибок, умышленных нарушений инспекция принимает соответствующие меры:
- запрашивает уточненный документ;
- организует выездную проверку;
- при нарушении законодательства возможен временный запрет на осуществление деятельности организации, «заморозка» банковских счетов, возбуждение уголовного дела для налогоплательщика.
Проверяемый резидент имеет право не согласиться с решением ФНС и ответно обжаловать его в суде.
Подробнее можно почитать в статье камеральная налоговая проверка.
Чем занимается камеральная служба
Камеральный отдел входит в состав Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам того района, за которым закреплен.
Основные задачи, которые решает камеральный отдел — это контроль налогоплательщиков на предмет своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет государства, в соответствии с правилами, регулируемыми законодательством РФ.
Налоги, действующие на территории РФ, уплачиваются в государственные, местные и региональные бюджеты.
На сегодняшний день действуют следующие основные налоги:
- Федеральные:
- на добавленную стоимость(НДС);
- на доходы физических лиц (НДФЛ);
- на прибыль;
- акцизы;
- единый социальный (ЕСН);
- государственная пошлина;
- другие.
- Региональные:
- транспортный (ТН);
- на имущество организаций (НИ).
- Местные:
- Земельный;
- на имущество физических лиц.
Организация может выбрать для себя вид налогового учета, в зависимости от условий ведения деятельности:
- упрощенная система (УСН);
- система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.
Законодательные нормативы, которыми руководствуется служба в работе:
- конституция РФ;
- кодекс налоговый РФ;
- федеральные законы и другие указы, распоряжения и акты Президента и Правительства РФ и иных законодательных органов власти;
- прочие документы.
Структура отдела камеральной проверки.
Управление отделом строится линейно, приказы и указания передаются от вышестоящего начальника, который держит в руках полное управление. Но он не имеет права отдавать приказы подчиненным минуя их непосредственного руководителя.
Обязанности начальника
Это специалист высокой квалификации с опытом работы в налоговых структурах. Грамотный в вопросах налогового и государственного законодательства. Организатор и лидер по натуре.
- На его плечах лежит организация отдела, кадровые вопросы, разработка регламента для каждого сотрудника отдела.
- Взаимодействует с контролирующими, законодательными, судебными органами со средствами СМИ.
- В срочном порядке отслеживает и применяет на практике новшества касательно работы отдела.
- Выносит окончательные заключения по итогам проверок.
- Инициирует меры наказания для нарушителей, вплоть до уголовных.
- Ведет отчетную работу перед подразделениями ФНС и вышестоящим руководством.
Обязанности заместителя начальника
Подчиняется непосредственно начальнику. В его отсутствие исполняет обязанности руководителя.
Должен хорошо знать нормативные государственные налоговые бухгалтерские документы, должностные регламенты подчиненных, нормы ТБ и ОТ, методы работы со СМИ и гражданами.
В его ведомстве:
- кадровые вопросы;
- публичные выступления;
- участие в судебных разбирательствах;
- участие в принятии решения о приостановлении движения денежных средств на счетах компании, прекращении ее деятельности в случаях, утвержденных налоговым правом;
- также он ответственен за хранение секретной информации отдела и за архив как в бумажном, так и электронном виде.
Обязанности налоговых инспекторов
Старший налоговый инспектор руководит отдельным сектором камерального отдела. Таковых штатных единиц может быть несколько, в зависимости от количества секторов. Сотрудник должен обладать лидерскими качествами и углубленно знать нормативы и законодательную базу того отдела, которым руководит.
Обязанности старшего инспектора:
- координирует проведение камеральных проверок;
- собирает и анализирует информацию о лице, подавшем декларацию;
- общается с налогоплательщиками, по вопросам нарушения проведения камеральной проверки;
- уполномочен письменно запрашивать уточненные документы или вызывать свидетелей для дачи показаний;
- участвует в решении вопросов по правонарушениям, составление протоколов;
- вносит предложения по мерам наказания в случае налогового правонарушения;
- анализирует возможные схемы ухода от выплат налогов.
Налоговые инспекторы подчиняются старшему налоговому инспектору. Это сотрудники с высшим образованием, разбирающиеся в основах законодательных, налоговых и бухгалтерских нормативов, владеющие компьютером на уровне пользователя.
На рабочих местах инспекторы:
- проверяют правильности расчета уплаченных налогов в отчетных декларациях, на основании нормативов и других отчетов от налогоплательщика;
- по итогам выверки оформляют результаты, в случае успешного прохождения заносят информацию в электронную базу ФНС;
- при обнаружении ошибок сообщают об этом старшим инспекторам;
- по указанию руководства готовят запросы в юр отдел и отдел урегулирования задолженностей;
- готовят платежные документы, уведомления и справки по востребованию для организаций и физ. лиц.
Деление отдела камеральной проверки по секторам
У камеральной службы может быть несколько подразделов. Количество зависит от территории обслуживания, которую охватывает конкретное подразделение ФНС
За каждым закреплены отдельные функции, подробно прописанные в местных управленческих инструкциях, которые разрабатывает и утверждает начальник отдела, оперируя налоговым и трудовым правом.
Содержание инструкции по каждому отделу выглядит условно так:
- отдел камеральных проверок 1, чем занимается;
- какова численность сотрудников;
- ФИО руководителя;
- подробная должностная инструкция каждого сотрудника, и т. д.
Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва
Отдел состоит из 6 секторов, каждый работает с соответствующей категорией налогоплательщиков.
- Отдел камеральных проверок 1 – ответственен за 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, администрирует страховые взносы, и торговые сборы по ИП.
- Отдел камеральных проверок 2 – администрируют вопросы по НДС для организаций, отслеживает полноту уплаты, правомерность возмещения, применения налоговой ставки 0%.
- Отдел камеральных проверок 3 – в его ведомстве налог на прибыль. Также инспекторы ответственны за отчетности по налогу на доходы физ. лиц. При проверке изучают состав облагаемого дохода, налоговые вычеты, порядок удержания и внесения в бюджет, сверяют правильность оформления деклараций 6-НДФЛ, 2-НДФЛ.
- Отдел камеральных проверок 4 – занимается вопросами единого социального налога, а также транспортного земельного и имущественного налога как организаций, так и физ. Лиц.
- Отдел камеральных проверок 5 – курирует вопросы и отчетность организации, работающих по упрощенке УСН, ЕНВД.
- Отдел камеральных проверок 6 – занимается должниками, резидентами, не подавшими вовремя отчетность. Сотрудники отдела сводят итоги проверки, общаются с налогоплательщиками, готовят отчеты, списки нарушителей для предоставления в юр отдел и отдел урегулирования задолженности.
Единого правила распределения функций между секторами нет. Каждый филиал инспекции устанавливает свой порядок работы, в зависимости от территории, которую контролирует.
В каждом конкретном ФНС подразделов камерального отдела может быть больше или меньше. Распределение категорий налогоплательщиков, которых обслуживает каждое подраздел, тоже может быть различным.
Многие гадают о том, как работают налоговые инспекторы: какими базами пользуются, как выбирают жертв. А между тем, многое есть в открытых источниках. Привожу выдержки из текста должностного регламента инспектора отдела выездных проверок. В нем много страниц — я выбрал самое интересное, но все равно текста много. Тем не менее – это занимательно, рекомендую. Привожу выдержки.
Итак,
Должностной регламент старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №__ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы.
Старший государственный налоговый инспектор обязан:
Где и с кем ищут компании для проверок
- в целях обеспечения эффективной работы отдела выездных проверок № 3 своевременно и добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять должностные обязанности в соответствии с настоящим Регламентом; формировать информационные ресурсы о налогоплательщике, осуществлять сбор информации из внешних и внутренних источников и внесение ее в информационные ресурсы о налогоплательщиках, определять на ее основе критерии риска совершения налоговых правонарушений,
- в т.ч. использовать в своей работе: информацию, поступающую с использованием Удаленного доступа к информационным ресурсам, сопровождаемым МИ ФНС России по ЦОД (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, «Банковские счета», «Беларусь-обмен», «Поиск сведений», «Ведомость учета принятых и введенных налоговых деклараций», Сведения о физических лицах), ПИК «ЕГАИС», ПИК «Таможня-Ф», ПИК «ГТД», «Прием сведений из пограничной службы», ПИК «НДС», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», ПК ВАИ, СОУН, БИК «Банки», ПК «Недействительные паспорта»; сайт «ФНС России» и т.д.);
- информацию, полученную из внутренних источников ПК «Система ЭОДе» (по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- по бухгалтерской и налоговой отчетности; ИР «Камеральные налоговые проверки», «Выездные налоговые проверки»;
- ИР «Расчеты с бюджетом»;
- ИР «Учет контрольно-кассовой техники»;
- ПИК «Предпроверочный анализ»;
- ПИК «Досье рисков», ПИК «ВНП-отбор», ПИК «Схемы», ПИК «Налоговый мониторинг и предпроверочный анализ на основе среднеотраслевых индикаторов», иные информационные ресурсы);
- информацию о налогоплательщиках, полученную налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией (Сведения от Транспортной инспекции о выданных карточках на осуществление грузоперевозок;
- органов МВД России;
- ГИБДД МВД России;
- органов прокуратуры;
- органов местного самоуправления;
- сведения от Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ;
- сведения от Федеральной таможенной службы;
- Федеральной регистрационной службы;
- сведения Миграционной службы РФ и т.д.);
- информацию, полученную налоговым органом по запросам (в банки (сведения по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, представляющих «нулевую» отчетность);
- оптовых баз и организаций (об оптовых покупателях (поставщиках) со значительным объемом полученных (поставленных) товаров);
- администраций рынков (сведения об арендаторах торговых мест);
- энерго- и теплоснабжающих организаций, предприятий водоснабжения об объемах потребляемой электро- и теплоэнергии, воды, топлива и др. ресурсов;
- лицензирующих органов (о выданных, приостановленных и изъятых лицензиях на различные виды деятельности) и т.д.;
- иную информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), средства массовой информации, сеть Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами;
Анализ информации и вынесение решения о проверке
- проводить целевой отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок в соответствии с Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2009 №ММ-8-2/41дсп@ , Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденными приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@.
- проводить предпроверочный анализ всей имеющейся в распоряжении инспекции информации о ликвидируемой организации (анализ представленной налогоплательщиком налоговой и бухгалтерской отчетности, сопоставление соответствующих показателей с иными сведениями, поступившими из внутренних и внешних источников; анализ ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН на предмет причастности руководителей и учредителей ликвидируемой организации к «проблемным» налогоплательщикам, к участникам схем уклонения от налогообложения и т.п.).
- по результатам проведенного анализа не позднее 5-ти рабочих дней со дня поступления в налоговый орган информации о начале ликвидации организации либо выносится решение о проведении выездной налоговой проверки, либо подготавливается для утверждения начальником инспекции докладная записка с мотивированным заключением об отсутствии целесообразности проведения выездной налоговой проверки.
- проводить предпроверочный анализ всей имеющейся в распоряжении инспекции информации о реорганизуемой (ликвидируемой) организации (анализ представленной налогоплательщиком налоговой и бухгалтерской отчетности, сопоставление соответствующих показателей с иными сведениями, поступившими из внутренних и внешних источников; анализ ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН на предмет причастности руководителей и учредителей реорганизуемой (ликвидируемой) организации к «проблемным» налогоплательщикам, к участникам схем уклонения от налогообложения и т.п.).
- по результатам проведенного анализа не позднее 5-ти рабочих дней со дня поступления в налоговый орган информации о начале реорганизации (ликвидации) организации либо выносится решение о проведении выездной налоговой проверки, либо подготавливается для утверждения начальником инспекции докладная записка с мотивированным заключением об отсутствии целесообразности проведения выездной налоговой проверки, в соответствии с Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2009 №ММ-8-2/41дсп@;
- проводить предпроверочный анализ на основании собственной информации об организации-правопреемнике и сведений, полученных от налогового органа, в котором ранее состояла на учете реорганизованная организация, в целях принятия решения о включении в план проведения выездных налоговых проверок либо о необходимости его корректировки в отношении правопреемников реорганизованных или изменивших местонахождение налогоплательщиков, в соответствии с Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2009 №ММ-8-2/41дсп@;
- в соответствии с Рекомендациями «О проведении предпроверочного анализа налогоплательщика», утвержденного письмом ФНС России от 10.11.2011 №АС-5-2/1367дсп@ проводить предпроверочный (автоматизированный) анализ (составление простых и сложных аналитических таблиц) производственно-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, динамики финансовых и экономических показателей, их анализ в сравнении по годам.
- формировать «досье» на налогоплательщиков, установление круга (группы) взаимосвязанных лиц с построением схемы движения денежных средств, товарных потоков и т.д.
- обобщать полученную информацию и проводить целенаправленный отбор налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок и проверок соблюдения законодательства по применению ККТ;
- проводить полный комплекс мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, отобранных для включения в план проведения выездных налоговых проверок в соответствии с Рекомендациями «По осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду с использованием подставных организаций», утвержденными письмом ФНС России от 30.03.2011 №АС-5-2/322дсп@;
- осуществлять предварительную подготовку и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов), обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщика и периодам их проверки;
- предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов инспекции, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов,
- вносит предложения о мероприятиях налогового контроля, которые необходимо провести в ходе выездной налоговой проверки, определяет предполагаемые суммы доначислений по результатам выездной налоговой проверки;
- принимать участие в направлении в срок до 10 декабря (10 марта, 10 июня, 10 сентября) текущего года проектов планов выездных налоговых проверок на следующий квартал на рассмотрение в Управление и осуществляет их защиту в ходе заслушивания;
- подготавливать и вносить в утвержденный план выездных налоговых проверок корректировки, связанные с указаниями вышестоящего налогового органа, необходимостью проведения проверки ликвидируемой организации, мотивированными запросами правоохранительных органов, других налоговых органов и т.д.;
Отдельно — про мигрирующие компании
- в соответствии с Рекомендациями ФНС России от 18.11.2011 №АС-5-2/1398дсп@ «Об осуществлении мероприятий налогового контроля при изменении места нахождения организации (миграции)» не позднее следующего рабочего дня после получения сведений о «миграции» налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок на текущий квартал или в случае наличия у него факта превышения суммы заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость над суммой уплаченного налога в бюджет за текущий период и (или) предшествующие 2 года, инициирует незамедлительное заседание рабочей группы для рассмотрения вопроса о назначении (не назначении) выездной налоговой проверки;
- в случае если «мигрирующий» налогоплательщик в налоговом органе по предыдущему месту нахождения не был включен в план проведения выездных налоговых проверок, в месячный срок со дня получения пакета документов, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности организации по всем налогам, и периодам, которые ранее не были охвачены выездными налоговыми проверками, но возможность проведения которых не утрачена.
За что похвалят инспектора
Эффективность профессиональной служебной деятельности старшего государственного налогового инспектора оценивается по следующим показателям:
- выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;
- своевременности и оперативности выполнения поручений;
- качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);
- профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);
- способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
- творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
- осознанию ответственности за последствия своих действий.
Приказ ФНС России от 22.12.2016 N ММВ-7-4/699@
(ред. от 10.04.2017)
«Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы»
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2017 N 45278)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.
Отдел камеральных проверок в налоговой службе
В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами — налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок, не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.
Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:
- прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
- проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
- проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
- рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
- сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.
В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:
- проверка поступившей отчетности,
- по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
- отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.
Этапы камеральной налоговой проверки
Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.
Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
- данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
- проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
- проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
- выявляются причины и основания для углубленной проверки;
- если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.
При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению, отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).
На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.
Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки, экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.
Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).
На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).
Сроки камеральной проверки
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.
При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:
- 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
- 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
- 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
- еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.