Должностная инструкция педагога психолога в школе по фгос

Должностная инструкция педагога-психолога в школе

Должностная инструкция педагога-психолога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в школе составлена на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г, в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями от 17 февраля 2023 года), ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года), а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Должность педагога-психолога школы относится к категории педагогических работников.
1.3. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается приказом директора школы.
1.4. На должность педагога-психолога назначается лицо:

  • имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы сотрудника;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.6. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.
1.7. Педагог-психолог в своей работе соблюдает требования должностной инструкции психолога школы, сотрудничает с администрацией, учителями, классными руководителями, социальным педагогом школы, со специалистами ПМПК.
1.8. Во время отсутствия в школе педагога-психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.9. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральными законами Российской Федерации;
  • указами Президента Российской Федерации;
  • решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания несовершеннолетних;
  • декларацией прав и свобод человека;
  • конвенцией по правам ребенка;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • нормативными документами, регулирующими вопросы охраны труда, техники безопасности, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, здравоохранения и профориентации;
  • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения;
  • приказами директора школы;
  • настоящей должностной инструкцией педагога психолога в соответствии с ФГОС, а также трудовым договором.

1.10. Педагог-психолог должен знать:

  • приоритетные направления развития и совершенствования образовательной системы Российской Федерации;
  • ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся и воспитанников, их социальной защиты;
  • общую педагогику, общую и педагогическую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную и медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию и психосоматику;
  • основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психологии труда, психогигиены, профориентации, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
  • методы активного обучения и социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
  • основы доврачебной медицинской помощи.
  • методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
  • формы, методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • основы работы с персональным компьютером, электронной почтой, браузерами, текстовым редактором, мультимедийным проектором;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разной возрастной категории, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • Правила внутреннего трудового распорядка школы;
  • требования охраны труда и пожарной безопасности.

1.11. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.12. Психолог обязан соблюдать инструкцию по охране труда педагога-психолога школы, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Функции педагога-психолога

Основными направлениями работы педагога-психолога являются:
2.1. Защита прав и свобод несовершеннолетних обучающихся.
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
2.3. Консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Психодиагностика.
2.5. Психопрофилактика.
2.6. Психологическое консультирование.
2.7. Психокоррекция и развитие.

3. Должностные обязанности педагога-психолога школы

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Составляет перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование, предоставляет анализ работы за год.
3.2. Проводит просветительную, коррекционную, консультационную, диагностическую, психопрофилактическую работу с учащимися, их родителями (законными представителями).
3.3. В полной мере обеспечивает психологическое сопровождение образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
3.4. Педагог-психолог в соответствии с ФГОС осуществляет психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений:

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
  • сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся;
  • поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
  • формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
  • развитие психологической культуры в области использования ИКТ;
  • социально-психологическая адаптация обучающихся к условиям школы с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;
  • профилактика формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.

3.5. Использует в работе:

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень школы);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

3.6. Осуществляет мониторинг и оценку эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы общеобразовательной организации.
3.7. В соответствии с планом или по запросам преподавателей, классных руководителей, администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности несовершеннолетних, интересы и склонности каждого ребенка.
3.8. Участвует в приеме детей в образовательное учреждение с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителями составляет программу индивидуальной работы с несовершеннолетними для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе.
3.9. Выполняет психологическое обследование обучающихся при переходе к уровню начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, составляя совместно с учителями программу индивидуальной работы с учащимися с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе.
3.10. Проводит психологическую диагностику, используя передовые образовательные технологии, включая информационные, а также используя цифровые образовательные ресурсы.
3.11. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу с детьми, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также в сфере современных информационных технологий.
3.12. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива образовательного учреждения, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
3.13. Составляет заключения исходя из материалов диагностического обследования с целью ориентации педагогического коллектива и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития несовершеннолетних.
3.14. Анализирует достижение и подтверждение школьниками уровней развития и образования (образовательных цензов).
3.15. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогов и педагогического коллектива, учитывая при этом развитие личности учащихся, используя для обработки информации текстовые редакторы и электронные таблицы.
3.16. Принимает обязательное участие в организации психолого-педагогических консилиумов с целью психолого-педагогического анализа поведения несовершеннолетних для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.
3.17. Самостоятельно разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии обучающихся.
3.18. Проводит индивидуальные и групповые консультации несовершеннолетних по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, профориентации, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, самовоспитания и т.п.
3.19. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в совещаниях при директоре, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных годовым планом работы школы, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.20. Проводит работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с несовершеннолетними (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует сотрудников школы по профессиональным и личным проблемам.
3.21. Систематически ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы согласно установленной форме.
3.22. Обеспечивает безопасное проведение психологической работы.
3.23. Неукоснительно соблюдает права и свободы школьников.
3.24. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.25. Соблюдает этические нормы психолога, этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.
3.26. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета психолога оборудованием.
3.27. Вносит предложения по улучшению образовательной деятельности, доводит до сведения администрации о недостатках в обеспечении образовательной и воспитательной деятельности, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей, ухудшающих психологический климат в школе и указывает на формирование условий необходимых для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних.
3.28. Содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.29. Способствует гармонизации социальной сферы общеобразовательного учреждения, осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.30. Способствует развитию у обучающихся готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях жизненного и профессиональному самоопределению.
3.31. Определяет факторы, которые препятствуют развитию учащихся, принимает меры по оказанию психокоррекционной, реабилитационной и консультативной психологической помощи.
3.32. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
3.33. Участвует в планировании и разработке развивающихся и коррекционных программ образовательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности несовершеннолетних.
3.34. Осуществляет психологическую поддержку одаренных детей, всячески содействует их творческому развитию и поиску.
3.35. Систематически ведет профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете.
3.36. Определяет степень различного вида нарушений социального развития у обучающихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.37. Способствует формированию психологической культуры несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), педагогов школы, в том числе и культуру полового воспитания.
3.38. Формирует базу диагностических методик для обследования участников образовательной деятельности.
3.39. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.40. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права педагога-психолога школы

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Участвовать в управлении школы в порядке, определяемом Уставом.
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.3. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. По вопросам, находящимся в компетенции педагога-психолога, вносить на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов и форм работы; замечания по деятельности сотрудников образовательного учреждения; предлагать свои варианты устранения имеющихся в деятельности школы недостатков.
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.
4.6. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.7. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.8. Самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы данной работы, определять очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в конкретный период.
4.9. Запрашивать лично или по поручению администрации от классных руководителей и учителей-предметников информацию и документацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
4.10. На создание администрацией школы условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4.11. Отказываться от выполнения приказов или распоряжений администрации школы в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога.
4.12. Иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
4.13. Приглашать педагогов, родителей, учащихся на индивидуальные беседы.
4.14. В случае необходимости рекомендовать родителям провести обследование ребёнка на ПМПК.
4.15. Давать консультации учителям, воспитателям, классным руководителям, родителям (законным представителям) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.

5. Ответственность педагога-психолога

5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, своих должностных обязанностей, установленных данной инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение образовательному учреждению и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности психолога школы

6.1. С целью организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет психолога размещается в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащается соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т.п.
6.2. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. При составлении графика работы психолога учитывается необходимость выполнение работы по повышению квалификации.
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы психолога на четверть утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти.
6.4. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности, проведенных мероприятиях объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.5. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Получает от руководителя психологической службы управления образования, методического кабинета информацию организационно-методического характера.
6.7. Работает в тесном контакте с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), воспитателями, социальным педагогом школы, библиотекарем.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.9. Передает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.10. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию педагога-психолога с администрацией и педагогами школы.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____________202__г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____________202__г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для педагога-психолога

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

«СОГЛАСОВАНО»

«____»______________20___г.

председатель профсоюзного комитета

МБОУ «Алеко-Кюельская

 СОШ – агропрофиля»

Слепцова С.С.

____________________

«УТВЕРЖДАЮ»

 «____»______________20___г.

И.о.директора МБОУ

«Алеко-Кюельская

 СОШ  им. Г.Г.Софронова»

Третьякова М.Ю.

____________________

Должностная инструкция

Педагога-психолога

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.

1.3. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 

2. Квалификационные требования

2.1. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы.

3. Функциональные обязанности

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

3.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;

3.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;

3.3. оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса;

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.4. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

3.5. содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;

3.6. способствует гармонизации социальной сферы школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

3.7. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им  различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

3.8. оказывает помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;

3.9. проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.10. проводит мониторинговую, диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;

3.11. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

3.12. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;

3.13. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным;

3.14. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

3.15. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

3.16. формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;

3.17. консультирует работников школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

3.18.  принимает участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

3.19. знает приоритетные направления развития образоааательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;

3.20. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим)

3.21. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.22. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

3.23. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.24. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

3.25. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.26. использует методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

3.27. выполняет правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

3.28. организует профилактику наркомании и токсикомании среди обучающихся; проведение мониторинговых исследований среди обучающихся по распространению и употреблению психоактивных веществ; проведение диагностику (анкетирование, групповая, индивидуальная работа) на предмет выявления лиц, склонных к аддиктивному поведению

4. Права

Педагог-психолог имеет право на основе Федерального Закона РФ 120 статьи 14 пункта 4:

 Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ).

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/ или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

5. Взаимодействие

Педагог-психолог:

5.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;

5.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

5.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;

5.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера;

5.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Ответственность

6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий.

6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

6.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

С инструкцией ознакомлен(а)

«____»________________20__г.       ________________(_______________________)

                                                                                           (подпись)            

Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции педагога-психолога .doc

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1. Общий раздел

  1. Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
  2. Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
  3. На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
  4. Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
    • средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
    • соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
    • опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
  5. Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
    • профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
    • теоретические основы психологии и педагогики;
    • особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
    • принципы проведения психолого-педагогических исследований;
    • правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
    • правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
    • приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
    • правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
    • теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
    • способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
    • передовые техники в области педагогики и психологии;
    • нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
    • правила ведения документооборота;
    • кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
    • правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
    • правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
  6. На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
    • действующими законами;
    • профильными стандартами и правилами;
    • внутренней документацией учреждения;
    • сведениями из данной инструкции.

2. Обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие функции:

  1. Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
  2. Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
  3. Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
  4. Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
  5. Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
  6. Участие в составлении образовательных планов учреждения.
  7. Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
  8. Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
  9. Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
  10. Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
  11. Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
  12. Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
  13. Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
  14. Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
  15. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
  16. Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:

  1. Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
  2. Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
  3. Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.

4. Права

Педагог-психолог владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
  2. Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
  3. Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
  4. Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
  5. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.

Что нужно помнить при составлении инструкции

В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.

Стандартная форма инструкции:

  • Общая часть.
  • Трудовые функции специалиста.
  • Его ответственность.
  • Его права.

Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.

Наиболее востребованные дополнительные части:

  • Условия для работы.
  • Должностные связи.
  • Критерии оценки достигнутых результатов.

Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.

Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.

Общая часть

Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.

Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.

Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.

Права

В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.

Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бравекто инструкция по применению в ветеринарии
  • Dexp 3m2ityl b инструкция по применению
  • Фитосвечи ушные от серных пробок инструкция по применению
  • Микроволновая печь samsung мс28н5013 инструкция по применению
  • Винилин при гастрите инструкция по применению отзывы