Должностная инструкция педагога психолога в вузе

Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции педагога-психолога .doc

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1. Общий раздел

  1. Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
  2. Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
  3. На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
  4. Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
    • средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
    • соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
    • опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
  5. Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
    • профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
    • теоретические основы психологии и педагогики;
    • особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
    • принципы проведения психолого-педагогических исследований;
    • правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
    • правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
    • приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
    • правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
    • теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
    • способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
    • передовые техники в области педагогики и психологии;
    • нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
    • правила ведения документооборота;
    • кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
    • правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
    • правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
  6. На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
    • действующими законами;
    • профильными стандартами и правилами;
    • внутренней документацией учреждения;
    • сведениями из данной инструкции.

2. Обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие функции:

  1. Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
  2. Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
  3. Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
  4. Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
  5. Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
  6. Участие в составлении образовательных планов учреждения.
  7. Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
  8. Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
  9. Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
  10. Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
  11. Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
  12. Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
  13. Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
  14. Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
  15. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
  16. Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:

  1. Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
  2. Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
  3. Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.

4. Права

Педагог-психолог владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
  2. Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
  3. Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
  4. Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
  5. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.

Что нужно помнить при составлении инструкции

В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.

Стандартная форма инструкции:

  • Общая часть.
  • Трудовые функции специалиста.
  • Его ответственность.
  • Его права.

Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.

Наиболее востребованные дополнительные части:

  • Условия для работы.
  • Должностные связи.
  • Критерии оценки достигнутых результатов.

Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.

Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.

Общая часть

Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.

Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.

Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.

Права

В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.

Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома

ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

«___»  __________  20____  года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

педагога — психолога

  1. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность воспитателя.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реабилитационного и образовательного процесса.

1.3. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

— высшее образование по профильным направлениям.

1.5. Логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

Педагог — психолог должен знать:

— Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан;

— Декларацию прав человека.

— Конвенцию о правах ребенка.

— Основные международные  документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.

— Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.

— Инструктивно-нормативные документы вышестоящих органов и социально-психологической службы.

-. Учредительные документы учреждения.

— Этические нормы психолога.

— Дисциплины: общая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская, возрастная и семейная психология, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, нейропсихология,  патопсихология, соматопсихология, основы дефектологии, психотерапии и сексологии, психогигиена, профориентация, психологическое консультирование и психокоррекция, принципы и методические основы формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида, психопрофилактика, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга.

— Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

Педагог-психолог должен уметь:

— Использовать качественные и количественные методы психологического обследования.

— Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.

— Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития ребенка.

— Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

— Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы.

— Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием ребенка.

— Проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми.

— Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности детей, препятствующие нормальному протеканию процесса развития.

— Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации  родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2 ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

2.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной и реабилитационной среды учреждения.

2.3. Психологическое консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

2.4. Психологическая коррекция поведения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.5. Психологическая диагностика детей.

2.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного и реабилитационного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Психопрофилактика.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 Педагог-психолог выполняет следующие  должностные обязанности:

3.1. Проводит необходимые диагностические исследования и интерпретирует их результаты с целью выявления уровня психического развития ребенка, направленного в учреждения в соответствии с возрастными нормами.

3.2. Разрабатывает рекомендации в рамках индивидуальной программы реабилитации и  абилитации ребенка, направленного в учреждения.

3.3. Совместно с другими специалистами учреждения обеспечивает реализацию индивидуальных программ реабилитации  и абилитации ребенка с учетом возрастных особенностей и оценивает эффективность их выполнения, заполняя индивидуальную карту реабилитации ребенка.

3.4. Проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Взаимодействует с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка, направленного в учреждения.

3.6. Проводит просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляет обучение родителей основам психологических знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

3.7. Знакомит специалистов центра, осуществляющих образовательную и реабилитационную деятельность с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья,  с современными исследованиями в области психокоррекции. Консультирует по проблемам взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации  и другим профессиональным вопросам.

3.8. Разрабатывает рекомендации по выбору путей общеобразовательного и трудового обучения детей и подростков, находящихся в учреждении. Обеспечивает психологическое сопровождение процесса обучения.

3.9. Занимается пропагандой психологических аспектов здорового образа жизни среди детей и подростков, находящихся в учреждениях.

3.10. Разрабатывает рекомендации по созданию оптимальной социально-психологической среды в учреждении.

3.11. Формулирует и обосновывает реабилитационное психологическое заключение. Проводит статический анализ показателей психологической диагностики и реабилитации.

3.12. Ведет отчетно-учетную документацию, оформляет протоколы результатов оказания психологической помощи, прогноза и рекомендаций.

3.13. Соблюдает и исполняет стандарты качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания.

3.14. Соблюдает требования противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право:

4.1. На материально-техническое и методическое обеспечение своей профессиональной деятельности.

4.2.Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. В пределах своей компетенции сообщать директору учреждения о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности учреждения (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

4.5. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него с разрешения руководителя учреждения.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;

5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;

5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;  за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;

5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;

5.6. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;

5.7. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.8. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.9. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.10. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:22

Регистрация в Конференции

Эта форма доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат метотрексат инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитена
  • Экспресс синяк крем инструкция по применению
  • Star wars jedi fallen order руководство по тактике кашиик
  • Ркн цфо руководство