Должностная инструкция по охране труда лаборанта в школе

Должностная инструкция лаборанта в школе

Должностная инструкция лаборанта

1. Общие положения должностной инструкции лаборанта

1.1. Настоящая должностная инструкция лаборанта в школе разработана в соответствии с ФФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998г №37 в редакции от 27 марта 2018г; с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного соответственно Приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года) и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года), а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Лаборант общеобразовательного учреждения назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы из числа лиц:

  • имеющих среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и трудовой стаж по профилю не менее двух лет. Лицо, которое не обладает специальной подготовкой или необходимым стажем работы, но имеет достаточный практический опыт, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено директором на должность лаборанта школы.
  • соответствующих требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющих личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющих ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.3. Лаборант непосредственно подчиняется заместителю директора по АХЧ и выполняет работы под руководством учителей специализированных кабинетов (химии, физики, биологии).
1.4. В своей профессиональной деятельности лаборант в школе руководствуется Конституцией Российской Федерации, ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся школы; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, руководящими, нормативными и справочными материалами по тематике своей работы.

1.5. Лаборант также руководствуется Уставом и локальными правовыми актами, настоящей должностной инструкцией лаборанта в школе, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Лаборант школы соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.6. Лаборант школы должен знать:

  • руководящие, нормативные и справочные материалы, которые, так или иначе, касаются тематики его работы;
  • организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции, руководства, методические и другие нормативные документы по ведению лабораторного хозяйства в общеобразовательном учреждении;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • специфику требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего, среднего общего образования в рамках предмета;
  • классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования и реактивов (в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»);
  • лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее безопасной эксплуатации;
  • свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения с ТСО;
  • требования к оснащению и оборудованию специализированных учебных кабинетов и лаборантских;
  • порядок обеспечения кабинета учебным лабораторным оборудованием, приборами и реактивами;
  • прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов в кабинете;
  • порядок размещения учебного лабораторного оборудования и реактивов в кабинете, правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, лабораторной посуды и реактивов;
  • порядок проведения профилактического и текущего ремонта лабораторного учебного оборудования в школе;
  • порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ по предмету;
  • основы законодательства о труде в Российской Федерации;
  • Правила внутреннего трудового распорядка учебного заведения;
  • инструкцию по охране труда для лаборанта кабинета химии;
  • инструкцию по охране труда лаборанта физики;
  • инструкцию по охране труда лаборанта кабинета биологии;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарии, гигиены труда.

1.7. Лаборант образовательного учреждения должен знать положения должностной инструкции лаборанта школы, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Функции лаборанта

2.1. Оказание помощи учителю (учителям) в организации и проведении учебных занятий в образовательном учреждении, обслуживании и поддержании в рабочем состоянии оборудования учебных кабинетов.
2.2. Наладка и поддержание приборов, лабораторного оборудования и ТСО в исправном состоянии, подготовка к его использованию во время проведения плановых лабораторных, практических и демонстрационных работ в кабинете.
2.4. Правильное хранение и рациональное использование приборов, лабораторного оборудования, химических реактивов и препаратов.

3. Должностные обязанности лаборанта

Лаборант школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Внимательно следит за исправностью лабораторного оборудования, приборов, технических средств обучения.
3.2. Тщательно контролирует наличие и исправность ученических рабочих мест, розеток, освещения, индивидуальных средств защиты, первичных средств пожаротушения, содержимого медицинской аптечки.
3.3. Осуществляет в соответствии с должностной инструкцией лаборанта в школе и указаниями учителя, заведующего кабинетом и расписанием занятий необходимые подготовительные и прочие вспомогательные операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ.
3.4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру, химические реактивы, лабораторную посуду и другие технические средства обучения) к проведению экспериментов, опытов, занимается осуществлением его проверки, наладки и простой регулировки согласно разработанным инструкциям и другой имеющейся документации.
3.5. При проведении лабораторных и практических работ обеспечивает учеников школы всеми необходимыми для их проведения оборудованием, материалами, реактивами и тому подобное.
3.6. Дает консультации учащимся, по возможности корректирует их действия во время выполнения лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
3.7. Контролирует соблюдение учениками образовательного заведения правил поведения в кабинете при выполнении лабораторных и практических работ.
3.8. Выполняет различные вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми занятиями.
3.9. Ведет учет всех расходуемых материалов, составляет отчетность в соответствии с установленной формой.
3.10. Размножает по указанию заведующего кабинетом, необходимые дидактические материалы.
3.11. Собирает после окончания лабораторных, практических и экспериментальных работ используемое лабораторное оборудование, химические реактивы, приборы, раздаточный материал, проводит внимательную проверку его количества и исправности.
3.12. Приводит в надлежащий порядок оборудование после проведения лабораторных, практических, демонстрационных работ; при необходимости осуществляет его мытье и чистку с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации.
3.13. Осторожно помещает отработанный материал и химические реактивы в специальную тару для отходов и по необходимости нейтрализует их.
3.14. Осуществляет правильное хранение имеющегося лабораторного оборудования, препаратов, приборов, а также правильную маркировку и аккуратное хранение реактивов.
3.15. Строго соблюдает установленные правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности.
3.16. Проявляет заботу о расширении материальной базы обслуживаемого кабинета (кабинетов), составляет по поручению заведующего кабинетом заявки на необходимое оборудование и расходуемые материалы, поддерживает связи с методическим кабинетом.
3.17. Принимает активное участие в разработке инструкций по охране труда при проведении лабораторных и практических работ в специализированном кабинете школы.

4. Права лаборанта

Лаборант школы имеет право:
4.1. Категорически запрещать пользоваться неисправным оборудованием (приборами, инструментами, лабораторной посудой, техническими средствами обучения и т.д).
4.2. Незамедлительно пресекать явные нарушения школьниками правил техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при пользовании оборудованием и материалами.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся общеобразовательного учреждения во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, различных реактивов и препаратов.
4.4. Принимать участие в процессе разработки инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ.
4.5. Принимать активное участие в разработке необходимых изменений технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ.
4.6. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности кабинета, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ.
4.7. Получать от непосредственного руководства и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, которые необходимы для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Требовать от учеников школы соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил поведения и требований техники безопасности в специализированном кабинете.
4.9. Периодически повышать свою квалификацию.

5. Ответственность лаборанта в школе

5.1. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции лаборанта, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, в том числе за неиспользование прав, которые предоставляются настоящей инструкцией, а также принятие решений, повлекших дезорганизацию образовательной деятельности, лаборант школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
За грубое нарушение своих трудовых обязанностей, должностной инструкции лаборанта в школе в качестве дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение.
5.2. За нарушение существующих правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы лаборант школы привлекается к административной ответственности в том порядке и в случаях, которые предусматриваются административным законодательством.
5.3. За виновное причинение учебному заведению или участникам образовательных отношений (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих прямых должностных обязанностей, а также неиспользование прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией для лаборанта в школе, работник несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, лаборант освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».

6. Взаимоотношения и связи по должности лаборанта

6.1. Лаборант работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть под строгим руководством заведующего специализированным кабинетом, план работы представляет на утверждение директору общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Исполняет обязанности других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их вынужденного временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.).
6.4. В период каникул, которые не совпадают с отпуском, выполняет (с учетом квалификации) различные хозяйственные и оформительские работы по распоряжению заведующего кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.5. Проходит обязательный инструктаж по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности, изучает требования своей должностной инструкции лаборанта школы под руководством заведующего соответствующим кабинетом или заместителя директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе.
6.6. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового, а также организационно-методического характера, осуществляет знакомство под расписку с соответствующими документами.
6.7. Занимается профессиональной деятельностью в тесном контакте с учителями соответствующих предметов.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию лаборанта разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции лаборантов в школе
Должностная инструкция для учителя химии в школе

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Скачать Инструкцию для инженера по оборудованию

Задать вопрос по заполнению документа

Инструкция по охране труда для лаборанта

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда старшего лаборанта.

1.2. Лаборанту необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.3. На лаборанта могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

·       опасность заражения персонала при контактах с инфицированным биологическим материалом;

·       напряжение зрения при длительной работе на ПК (ПЭВМ), а также при микроскопировании;

·       опасность травмирования инструментами или осколками посуды, используемой в процессе работы;

·       повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

·       нерациональные конструкции и расположение элементов рабочего места, что вызывает необходимость поддержания вынужденной рабочей позы, напряжение мышц, общее утомление и снижение работоспособности;

·       недостаточное освещение рабочего места;

·       повышенный уровень токсических веществ в воздухе рабочей зоны, образующихся в процессе работы.

1.4. Лаборант извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. Лаборанту следует:

·       оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

·       перед проведением лабораторных работ мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду;

·       после посещения туалета мыть руки с мылом;

·       не принимать пищу.

1.6. К работе лаборантом допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Лаборант должен использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты.

1.8. Лаборанту необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.9. При работе старшего лаборанта должна быть укомплектована аптечка с набором необходимых изделий медицинского назначения.

1.10. Лаборант должен соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.11. Лаборанту необходимо:

·       соблюдать правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

·       выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

·       применять безопасные приемы выполнения работ;

·       уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

·       знать местонахождение и уметь применять первичные средства пожаротушения.

1.12. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этих целей местах.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть и застегнуть на все пуговицы санитарную одежду (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды. Подготовить средства индивидуальной защиты.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.2. Проверить работу местной вытяжной вентиляции, воздушного душирования и оснащенность рабочего места.

2.3. Проверить исправность и целостность инвентаря, инструмента, лабораторных приспособлений.

2.4. Подготовить рабочее место для безопасной работы:

·       обеспечить наличие свободных проходов;

·       проверить устойчивость производственного стола, стеллажа, прочность крепления оборудования к фундаментам и подставкам;

·       надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь на рабочем столе, подставке;

·       удобно и устойчиво разместить инструмент, приспособления;

·       проверить внешним осмотром:
– достаточность освещения рабочей поверхности;
– отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
– надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
– наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом);
– отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
– состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости);
– отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях рабочих столов.

2.5. Произвести необходимую сборку оборудования, правильно установить и надежно закрепить съемные детали и механизмы.

2.6. Убедиться в целостности лабораторной посуды.

2.7. Лаборатория должна быть укомплектована аптечкой первой помощи. Проверить наличие аптечки первой помощи и первичных средств пожаротушения.

2.8. Тщательно проветрить помещение лаборатории.

2.9. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправные оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. Допускается применение металлических стремянок-лестниц. Работа с ящиков и других посторонних предметов запрещается.

3.5. Избегать контакта кожи и слизистых оболочек с кровью и другими биологическими материалами.

3.6. Работать с исследуемым материалом необходимо в резиновых перчатках, избегая уколов и порезов.

3.7. При транспортировке биоматериал должен помещаться в пробирки, закрывающиеся резиновыми или полимерными пробками, а сопроводительная документация – в упаковку, исключающую возможность ее загрязнения биоматериалом. Не допускается помещать бланки направлений в пробирки с кровью или иными биологическими материалами.

3.8. Транспортировка должна осуществляться в закрытых контейнерах, регулярно подвергающихся дезинфекционной обработке.

3.9. Все повреждения кожи на руках должны быть закрыты лейкопластырем или напальчниками.

3.10. При пипетировании крови следует использовать автоматические пипетки, а в случае их отсутствия – резиновые груши. Запрещается пипетирование крови ртом.

3.11. При открывании пробок, бутылок, пробирок с кровью или другими биологическими материалами следует не допускать разбрызгивания их содержимого.

3.12. При хранении потенциально инфицированных материалов в холодильнике необходимо помещать их в полиэтиленовый пакет.

3.13. Растворы для нейтрализации концентрированных кислот и щелочей должны находиться на стеллаже (полке) в течение всего рабочего времени.

3.14. При включении электрооборудования в сеть необходимо проверить соответствие напряжения прибора, указанного в паспорте, напряжению в сети, а также наличие заземления.

3.15. Используемые нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, быть доступны для легкой очистки и должны устанавливаться на теплоизолирующее негорючее основание.

3.16. Следует следить за целостностью стеклянных приборов, оборудования и посуды и не допускать использования в работе предметов, имеющих трещины и сколы.

3.17. Рабочие места для проведения исследований мочи и кала, биохимических, серологических и гормональных исследований должны быть оборудованы вытяжными шкафами с механическим побуждением вентиляции.

3.18. Скорость движения воздуха в полностью открытых створках вытяжного шкафа должна быть 0,3 м/с.

3.19. Створки (дверцы) вытяжного шкафа во время работы следует держать максимально закрытыми (опущенными с небольшим зазором внизу для тяги). Открывать их можно только на время обслуживания приборов и установок. Приподнятые створки должны прочно укрепляться приспособлениями, исключающими неожиданное падение этих створок. Газовые и водяные краны вытяжных шкафов должны быть расположены у передних бортов (краев) и установлены с учетом невозможности случайного открытия крана.

3.20. При эксплуатации центрифуг необходимо соблюдать следующие требования:

·       при загрузке центрифуги стаканами или пробирками соблюдать правила попарного уравновешивания;

·       перед включением центрифуги в электрическую сеть необходимо проверить, хорошо ли привинчена крышка к корпусу;

·       включать центрифугу в электрическую сеть следует плавно при помощи реостата, после отключения надо дать возможность ротору остановиться, тормозить ротор рукой запрещается;

·       по окончании цикла центрифугирования открывать центрифугу можно не ранее чем через 15 минут после ее остановки, после работы центрифугу следует осмотреть и протереть.

3.21. При эксплуатации воздушных или жидкостных термостатов запрещается ставить в них легковоспламеняющиеся вещества. Очистку и дезинфекцию термостата следует проводить только после отключения его от электросети.

3.22. При эксплуатации рефрижераторов (холодильников) не допускается закрывать вентиляционные отверстия и затруднять охлаждение конденсаторного блока. Перестановка и перемещение без холодильников должны проводиться при участии специалиста.

3.23. Слив отходов летучих веществ, распространяющих резкий, неприятный запах, должен осуществляться в раковину, расположенную в вытяжном шкафу, с подведенным к ней водопроводным краном.

3.24. Лабораторные столы для микроскопических и других точных исследований должны располагаться у окон.

3.25. Для предотвращения переутомления и порчи зрения при микроскопировании и пользовании другими оптическими приборами необходимо обеспечить освещение поля зрения, предусмотренное для данного микроскопа или прибора. При работе не следует закрывать неработающий глаз, работать попеременно то одним, то другим глазом. При утомлении зрения следует делать перерывы в работе.

3.26. Рядом с каждыми аналитическими весами необходимо иметь дополнительные светильники.

3.27. В случае отсутствия централизованной подачи газов баллоны со сжатыми газами должны быть надежно установлены и закреплены в вертикальном положении. Баллоны должны иметь предохранительные колпаки. Их нельзя помещать в места, освещаемые прямыми солнечными лучами, вблизи нагревательных и отопительных приборов. Расстояние от радиаторов и других отопительных приборов до баллонов должно быть не менее 1 м, а от источников тепла с открытым огнем – не менее 5 м. Баллоны не должны соприкасаться с электрическими проводами и кабелями.

3.28. Выпуск газа из баллона должен осуществляться через редуктор, предназначенный исключительно для данного газа. Вентиль редуктора следует открывать медленно. Не допускается нахождение во время открывания вентиля баллона перед редуктором по направлению оси штуцера вентиля. При опорожнении баллона в нем должно оставаться избыточное давление не менее 0,5 кг/см.

3.29. Для использования разрешаются только баллоны, имеющие надписи и окраску, установленную требованиями для данного газа, снабженные защитными колпаками.

3.30. В помещении лаборатории запрещается:

·       оставлять без присмотра зажженные горелки и другие нагревательные приборы, держать вблизи горящих горелок вату, марлю, спирт и другие воспламеняющиеся вещества и предметы;

·       убирать случайно пролитые огнеопасные жидкости при зажженных горелках и включенных электронагревательных приборах;

·       зажигать огонь и включать электроосвещение, электрооборудование (приборы, аппараты), если в лаборатории пахнет газом. Предварительно необходимо определить и ликвидировать утечку газа и проветрить помещение. Место утечки газа определяется с помощью мыльной эмульсии;

·       наливать в горящую спиртовку горючее, пользоваться спиртовкой, не имеющей металлической трубки и шайбы для сжатия фитиля;

·       проводить работы, связанные с перегонкой, экстрагированием, растиранием вредных веществ и т. д., при неработающей или неисправной вентиляции;

·       при работе в вытяжном шкафу держать голову под тягой, пробовать на вкус и вдыхать неизвестные вещества, наклонять голову над сосудом, в котором кипит какая-либо жидкость;

·       хранить на рабочих столах и стеллажах запасы токсических, огне- и взрывоопасных веществ, хранить и применять реактивы без этикеток, а также какие-либо вещества неизвестного происхождения;

·       курить, а также хранить и принимать пищу, пользоваться косметикой в рабочих помещениях;

·       выполнять работы, не связанные с заданием и не предусмотренные методиками проведения исследований;

·       загромождать проходы и коридоры, а также подходы к средствам пожаротушения.

3.31. Во время работы лаборант должен неукоснительно соблюдать требования асептики и антисептики, правила личной гигиены. Требовать того же от ассистентов. Перед и после каждого контакта с материалом лаборант должен мыть руки с последующей их обработкой одним из лицензированных бактерицидных препаратов.

3.32. Запрещается работать на несправном оборудовании, с поврежденными разъемами, без заземления, при снятых стенках корпуса.

3.33. Запрещается самостоятельно производить ремонт электромедицинского и другого электрооборудования: открывать корпус, заменять лампы, предохранители, разъемы, шнуры и пр. Запрещается использовать оборудование для не предназначенных для него работ или в несоответствующих условиях.

3.34. Запрещается:

·       включать электроприборы и работать с ними, стоя на влажном полу;

·       прикасаться влажными руками к включенному оборудованию;

·       выдергивать вилку за шнур;

·       ставить на электрооборудование емкость с жидкостью или препаратами;

·       использовать электроплитки с открытой спиралью.

3.35. При работе использовать средства индивидуальной защиты.

3.36. Дезинфицировать и мыть руки с мылом всякий раз при выходе из помещений, перед едой и смене работы (дезинфицирующие растворы: 2% раствор перекиси водорода, 70% этиловый спирт).

3.37. При работе с кровью пациентов пользоваться только автоматическими пипетками.

3.38. При загрязнении кровью спецодежды или рабочего места надо застирать одежду, вымыть стол и руки 3% перекисью водорода.

3.39. Для дезинфекции различных лабораторных объектов в работе пользоваться 1–3% раствором хлорамина или аналитом, автоклавированием и кипячением. Текущую уборку помещений лаборатории проводить только с применением дезрастворов.

3.40. Воздух в помещении боксов периодически должен подвергаться дезинфекции с помощью бактерицидных ламп.

3.41. В случае пореза стеклом нужно сначала внимательно осмотреть рану и извлечь из нее осколки стекла, если они есть, а затем обмыть раненное место 2% раствором перманганата калия, смазать йодом и завязать бинтом или заклеить лейкопластырем.

3.42. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

3.43. Содержать рабочее место в чистоте, не загромождать демонстрационный стол посторонними предметами, своевременно убирать с пола упавшие предметы и др.

3.44. Не загромождать рабочее место, проходы к нему и между оборудованием, столами, стеллажами, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы стендами, инвентарем, приспособлениями.

3.45. Хранить приборы и оборудование в шкафах.

3.46. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы.

3.47. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.

3.48. Не принимать пищу, не курить на рабочем месте.

3.49. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.

3.50. При проведении работ соблюдать Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

3.51. В случае обнаружения нарушений отключить оборудование и поставить в известность руководителя.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды, сырья, продукта и т. п.; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.

4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.3. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом руководителю.

4.4. В случае загорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.

4.5. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

4.6. При разливе ЛВЖ и органических веществ объемом до 50 мл погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 100 мл, удалить сотрудников из лаборатории, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством вне лаборатории. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

4.7. При разливе ЛВЖ и их загорании, немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4.8. В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.9. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем – шину.

4.10. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении – наложить жгут.

4.11. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и при необходимости организована его доставка в учреждение здравоохранения.

4.12. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках руководство предприятия (или старшего по смене) поставить в известность.

4.13. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить приборы от электрической сети. При отключении электророзетки не дергать за электрический шнур.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборатории в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.

5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

5.4. Закрыть вентили водопровода.

5.5. Проветрить помещение лаборатории.

5.6. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

5.7. Выключить электроосвещение, закрыть лабораторию на ключ.

5.8. О замеченных неисправностях сообщить непосредственному руководителю работ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ
ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель
ППО

________Е.В
Тещаева

Протокол
№01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор
МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.Ходова

Приказ №68-о
от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И
Я

по охране труда

для лаборанта кабинета химии

ИОТ-004-2020

с.
Широкое

2020г.

И Н С Т Р
У К Ц И Я

по охране
труда для лаборанта кабинета химии

ИОТ-004-2020

1.      ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая
инструкция распространяется на лаборанта кабинета химии МБОУ «Широковская
школа» и является нормативным актом об охране труда, содержит обязательные для
соблюдения работниками требования при выполнении им работ.

1.2. Инструкция
разработана на основе Методических рекомендаций по разработке государственных
требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от
17.12.02 № 80.

1.3.  Инструкция
действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.

1.4. По данной
инструкции лаборант кабинета химии инструктируется перед началом работы
(первичный инструктаж), а потом через каждые 6 месяцев (повторный инструктаж).

1.5.  К работе
допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр (1 раз в год), имея
допуск к работе в санитарной книжке, обучение и проверку знаний по вопросам
охраны труда, а также инструктаж до начала работы.

1.6.  Режим работы
лаборанта устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка и
определяется графиком
работы.

1.7.  Рабочим местом
лаборанта являются лаборантская и кабинет химии.

1.8.  Лаборант работает
под руководством заведующего кабинетом, учителя химии и оказывает помощь
учителю химии в организации и про­ведении учебных занятий, поддержании
правильного хранения химиче­ских реактивов, обслуживании и поддержании в
рабочем состоянии учеб­ного оборудования, сохранении первичных средств
пожаротушения.

1.9.  Лаборант должен:

·  Знать специфику работы школы, расположение отдельных объектов, участков
и пр.;

· 
Соблюдать
правила пожарной безопасности;

· 
Знать
номера телефонов вызова пожарной части
(101), милиции (102), «скорой помощи» (103);

· 
Уметь
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от несчастных случаев;

·  
Выполнять
правила внутреннего трудового распорядка;

·  
На
территории школы передвигаться только по дорожкам, тротуарам, переходам,
специально предназначенным для этого, держась правой стороны;

·  
Быть
внимательным во время работы, не заниматься посторонними делами.

1.10.   Опасные и вредные
производственные факторы:

·  физические (повышенная
температура; опасное напряжение в электрической сети; технические средства
обучения (ТСО); лабораторное оборудование; система вентиляции; режущие и
колющие инструменты

·  химические (пыль;
вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении
демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ, вещества 7 группы
хранения);

·  психофизиологические
(напряжение внимания).

1.11. 
 При
работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и
индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный,
очки защитные, респиратор, перчатки резиновые.

1.12. 
Не
допускать присутствия учащихся и посторонних лиц в лаборантской.

1.13. 
Кабинет
химии должен быть укомплектован аптечкой с набором необходимых медикаментов и
перевязочными средствами.

1.14. 
В
процессе работы лаборант кабинета химии должен соблюдать правила ноше­ния
спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллектив­ной защиты,
соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.15.    Лаборант
обязан соблюдать правила пожарной безопаснос­ти, знать места расположения
первичных средств пожаротушения.

1.16.    Запрещается:

·       
использование
самодельных приборов и нагревательных приборов с открытой спиралью;

·       
хранить
реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными
карандашом по стеклу, растворы щелочей – в склянках с притертыми пробками, а
легковоспламеняющиеся и горючие жидкости – в сосудах из полимерных материалов;

·       
выбрасывать
в канализацию реактивы, сливать растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

·       
хранить
любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и
растворов;

·       
менять
относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из
заводской тары реактивы и материалы.

1.17.  Проведение любых
опытов и демонстрационных экспериментов с использованием летучих веществ
осуществлять только в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.

1.18.  Не допускается
совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с
другом.

1.19.  Реактивы в
первичной таре  хранятся только в лаборантской. Разрешается первичную тару
размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы
VIII группы
хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или
практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них находятся
у заведующего кабинетом или учителя.

1.20.  При наличии у реактива
или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должна быть
в случае утраты дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: «Огнеопасно»
(красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно»
(голубая), «Беречь от воды» (зеленая).

1.21.  Сосуды с ЛВЖ и ГЖ
размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На
дно насыпается песок слоем не менее 0,05
м или укладывается листовой асбест слоем 0,01
м. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 0,01
м. Ящик должен иметь сбоку металлические ручки. Устанавливается ящик не ближе
двух метров от нагревательных устройств. Разрешается вместо этого ящика
использовать любые прочные переносные металлические сосуды типа бачка,
контейнера для транспортировки кинопленки и др. объемом около 10
л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри.

1.22.  Диэтиловый эфир не
должен храниться более 1 года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует
подвергнуть эфир обработке в соответствии с рекомендациями

1.23.  Реактив 5 группы
хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера).

1.24.  Растворы формалина
с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

1.25.  Щелочные металлы (II группа
хранения) допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над
металлом должен быть не менее 0,01 м. Ампулы с щелочными металлами и кальцием
хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.

1.26.  Реактивы VII
группы хранятся только в сейфе, ключи от которого находятся у директора и
заведующего кабинетом. На внешней дверце сейфа приводится опись реактивов,
утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс
или объемов.

1.27.  Приготовление
растворов из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора
аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в
вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде.

1.28. 
 В
случае травматизма лаборант кабинета химии обязан немедленно проинформировать о
случившемся учителя, дежурного администратора и школьную медицинскую сестру.
При необходимости – оказать доврачебную помощь.

1.29.   На рабочем месте
запрещается распивать спиртные напитки, курить.

1.30.   Лаборант имеет
право отказаться от порученной работы, если сложилась ситуация, опасная для его
здоровья или для людей, которые его окружают, окружающей среды.

1.31.   Невыполнение
требований инструкции по охране труда и производственной санитарии является
нарушением трудовой дисциплины, за что виновный работник может быть привлечен к
дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно
законодательству в зависимости от тяжести и последствий допущенных нарушений
(ст.ст. 81, 192 ТК РФ).

2.        
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.  Осмотреть лаборантскую
и кабинет, проверить (визуально) исправность электропроводки, лабораторного и
сантехнического оборудования, системы вентиляции, мебели, ТСО; целостность
оконных стекол и сохранность реактивов.

2.2.  Проверить наличие
и исправность  инвентаря для тушения пожара.

2.3.  Осмотреть и
подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы.

2.4.  В случае
обнаружения неисправности приборов и оборудования лаборант обязан немедленно
поставить в известность учителя и администрацию школы.

2.5.  При работе с
токсичными и (или агрессивными) веществами необходимо надеть соответствующую
спецодежду и приготовить к использованию средства индивидуальной защиты. Работы
осуществлять в халате из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только
спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах.

2.6.  Путем
кратковременного включения проверить работоспособность вытяжного шкафа.

2.7.  Получить задание у
учителя химии.

2.8.  Подготовить
необходимое оборудование, лабораторную посуду, реактивы, приборы.

2.9.  Во время движения
к работе и с работы соблюдать осторожность,   правила дорожного движения,
учитывать погодные условия и качество дорог и дорожных покрытий.

3.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 

3.1. 
Соблюдать личную безопасность и требования настоящей
инструкции.

3.2. 
Лаборант кабинета химии присутствует на уроке при
проведении каждой лабораторной работы и демонстрации опытов, на которых следит
за соблюдением ТБ учащихся.

3.3. 
При работе с лабораторной посудой необходимо
соблюдать следующие требования:

·       
При
сборке приборов из стекла запрещается применять повышенные усилия;

·       
Стеклянную
трубку разрешается вставлять в отверстие пробки, смазанное глицерином или
смоченное водой. Пробку следует держать в пальцах левой руки, а правой
вставлять в нее трубку. При этом стекло следует проворачивать, и конец его не
должен упираться в ладонь;

·       
Обработка
стекла производится в защитных очках. Разламывать трубки после надпила можно,
только защитив руки какой-либо тканью. Использовать для этой цели полотенце
запрещается. После разлома острые концы следует оплавить или обработать
наждачной бумагой;

·       
Осколки,
образовавшиеся при резке или случайном повреждении стеклянного сосуда,
необходимо немедленно убрать с помощью щетки и совка;

·       
При
мытье посуды щетками (ершами) разрешается направлять дно сосуда только от себя
или вниз. Для мытья посуды можно применять мыло, кальцинированную соду, моющие
средства, раствор соды с массовой долей 5—10%, раствор фосфата натрия или
гексаметафосфата натрия с массовой долей 10%;

·       
При
мытье посуды необходимо надевать резиновые перчатки, а в случае использования
агрессивных жидкостей – надевать защитную маску;

·       
Тонкостенную
посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая
вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз;

·       
Недопустимо
нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри;

·       
При
нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь
предмет, а затем вести местный нагрев.

3.4.
Демонтаж приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и
3 классов опасности производится в следующем порядке:

·       
если
в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и
исследования его отбеливающих свойств), заливают все склянки доверху
нейтрализующим раствором. В широкий сосуд, наполненный этим же раствором,
опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. После выдержки в течение 10
мин раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой;

·       
сосуд,
в котором получался хлор взаимодействием перманганата калия или оксида марганца
(IV) с соляной кислотой, также заполняют нейтрализующим раствором. Жидкость из
него сливают в сосуд для отработанных растворов;

·       
для
приготовления нейтрализующего раствора к 1 литру воды прибавляют 10–12 г
безводного сульфита натрия или 20–25 г гипосульфита натрия десятиводного
(закрепитель-фиксаж для фотографии);

·       
колокол
после проведения под ним реакции взаимодействия йода с алюминием ополаскивают
этим раствором до исчезновения всех кристаллов или протирают тампоном,
смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках;

·       
сосуды,
в которых производилось сжигание фосфора и серы в кислороде, открывают в
работающем вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Сосуд с оксидом серы (IV)
ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом
фосфора (V) ополаскивают чистой водой и сливают ее в сосуд для отработанных
растворов;

·       
сосуд,
в котором получался углеводород действием серной кислоты на хлорид натрия,
заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для
отработанных растворов. Работать следует в очках и перчатках;

·       
при
получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной
температуры заливают водой и оставляют на 20—30 минут. Получившийся раствор
сливают в сосуд для отработанных растворов.

3.5.Разливать
в меньшие емкости концентрированную азотную, серную, уксусную, муравьиную,
соляную кислоты, водный раствор аммиака, а также готовить их растворы нужно
только при включенной вентиляции в вытяжном шкафу или на открытом воздухе.

3.6.Для
приготовления растворов из твердых щелочей и концентрированных кислот
используется фарфоровая лабораторная посуда, которая наполовину заполняется
холодной водой, а затем небольшими дозами (тонкой струей при непрерывном
перемешивании) добавляется растворяемое вещество. При приготовлении растворов
жидкость большей плотности небольшими дозами вливают в жидкость меньшей
плотности. Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до
растворения всего вещества. После охлаждения раствор доводится до нужного
объема добавлением воды.

3.7.Твердые
щелочи растворяются путем медленного прибавления к воде небольшими кусочками
при непрерывном перемешивании образующегося раствора. Навески твердой щелочи
разрешается брать пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Использовать для этой
цели металлические ложечки или насыпать щелочи из склянок через край
запрещается.

3.8.
Для взвешивания едкие и токсичные реактивы помещают в фарфоровую выпарительную
чашу, установленную на весы. Использовать бумагу для этой цели запрещается.

3.9. Растворы
наливают из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю,
оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливают жидкость.

3.10.
При работе со щелочными металлами не допускается соприкосновение их с водой или
с галогенсодержащими соединениями в отсутствие растворителей. Работать со
щелочными металлами в помещении, относительная влажность которого длительно
превышает 75% запрещается.

3.11.Резать
щелочные металлы (литий и натрий), кальций необходимо на фильтровальной бумаге
сухим острым ножом. С целью снятия верхнего перекисного слоя первичная резка
указанных металлов производится в широком стеклянном сосуде типа чаши
кристаллизационной под слоем трансформаторного масла или керосина. Отходы
(обрезки) щелочных металлов собираются в толстостенную посуду и полностью
заливаются обезвоженным керосином или маслом.

3.12.Химические
опыты следует выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в
приборах, в тех условиях и порядке, которые указаны в руководстве по проведению
эксперимента.

3.13.Выдача
учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих
необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%.

3.14.   Опыты,
сопровождающиеся выделением вредных паров и газов, производятся только в
вытяжном шкафу при исправно действующей вентиляции.

3.15.   Установленные в
вытяжном шкафу приборы,  в которых проводятся эксперименты с
легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами, ограждаются (со стороны
створок шкафа) защитным экраном из оргстекла.

3.16.   Не допускается
брать реактивы незащищенными руками. Использовать фарфоровые ложки, шпатели или
совочки.

3.17.   Нельзя выливать в
раковины остатки кислот, щелочей, сернистых соединений, огнеопасных жидкостей,
а также растворы, полученные после опыта. Эти вещества следует сливать в
предназначенные для этой цели склянки.

3.18.   Насыпать или
наливать реактивы следует на столе (сухие – над листом бумаги, жидкие – над
противнем).

3.19.   Для нейтрализации
пролитых на стол или пол кислот или щелочей в кабинете химии должны стоять
склянки с приготовленными заранее нейтрализующими растворами (соды и уксусной
кислоты).

3.20.   Не допускается
держать огне- и взрывоопасные вещества вблизи открытого огня и сильно нагретых
предметов.

3.21.   Не допускается
оставлять без присмотра горящие газовые горелки, спиртовки, а также включенные
электронагревательные приборы.

3.22.   При работе с
легковоспламеняющимися огне- и взрывоопасными реактивами не следует носит
одежду из синтетических или смешанных тканей.

3.23.   При возникновении
ситуаций, которые могут привести к травматизму или несчастным случаям, следует
остановить работу и сообщить о возникшей ситуации учителю химии.

3.24.   При возникновении
ситуации, приведшей к травмированию, необходимо принять меры по оказанию
пострадавшему доврачебной помощи.

3.25.   Следить, чтобы
учащиеся не приносили в кабинет химии посторонние предметы и не использовали их
в эксперименте.

3.26.   При переходе из
кабинета в кабинет, переходе на другой этаж, перемещении по школе и её
территории соблюдать осторожность, учитывать покрытие полов, перемещаться
спокойным ровным шагом, на лестнице придерживаться за перила. Необходимо
помнить, что во время уроков технический персонал проводит влажную уборку
полов  и при передвижении по влажным полам рекреации  (особенно 1-ый и 2-ой
этаж) надо быть предельно внимательным.

3.27.   Учитывая покрытие
крыльца школы в холодное и сырое  время года быть особенно осторожным при
перемещении.

3.28.   Находясь в школе
соблюдать санитарно-гигиенические требования и личную гигиену.

3.29.   Необходимо всегда
надевать соответствующую верхнюю одежду и обувь в зависимости от времени года и
состояния погоды. Обувь должна быть прочной, устойчивой, на удобном низком
каблуке. Одежда не должна мешать свободному передвижению. Во время нахождения в
школе верхнюю одежду необходимо снять.

3.30.   Выполнять
необходимо только ту работу, которая предусмотрена вашей должностной
инструкцией.

3.31.   При использовании
хозяйственного инвентаря соблюдать правила безопасности.

3.32.   При получении
травмы немедленно обратиться к медсестре, доложить администрации школы.

4.         
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.Аварийные ситуации могут возникнуть при:

­  нарушении
правил электробезопасности;

­  коротком
замыкании в электросети;

­  поломке
электро– и другого оборудования;

­  при
неисправности систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции;

­  нарушении
правил пожаробезопасности;

­  пожаре;

­  аварийном
состоянии стен, пола, потолка, фрамуг;

­  стихийных
бедствиях .

4.2. В аварийных ситуациях необходимо:

­  вывести из
кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации;

­  поставить в
известность администрацию;

­  принять меры по
исключению доступа посторонних лиц к местам пожара (аварии);

­  принять меры в
ликвидации пожара (аварии).

4.3.Если имеются потерпевшие, необходимо оказать им
доврачебную медицинскую помощь, а при необходимости вызвать “скорую медицинскую
помощь”.

4.4.В случае попадания химических веществ на кожу,
глаза – немедленно смыть их проточной водой с мылом.

4.5.В случаях резкого изменения температуры веществ
после их смешивания в колбах, сосудах, возникновения обильных испарений, резких
запахов  необходимо принять меры к эвакуации учащихся из кабинета,
сообщить о случившемся учителю, при необходимости вызвать специалистов МЧС.

4.6.В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла
убирать голыми рука. Для этого используются щетки и совок.

4.7.Во всех случаях ухудшения самочувствия при
выполнении работ с химическими реактивами необходимо вызвать врача независимо
от состояния пострадавшего.

5.         
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

5.1.  После окончания
каждой лабораторной и практической работы собрать оборудование с рабочих мест
учащихся.

5.2.  Проследить, чтобы
учащиеся привели своё рабочее место в порядок и покинули кабинет сразу после
окончания урока.

5.3.  Все использованное
оборудование в чистом виде сложить на место.

5.4.  Отработанные
кислоты и щелочи собираются раздельно в специальную посуду, и после
нейтрализации сливаются в канализацию или в специально отведенное для этих
целей место.

5.5.  Пролитые кислоты
или щелочи немедленно засыпаются песком, нейтрализуются, и лишь после этого
проводится уборка.

5.6.  По окончании
работы следует немедленно выключить электроприборы, закрыть водопроводные
краны.

5.7.  В соответствии с
указаниями учителя произвести разборку приборов и уборку рабочих мест.

5.8.  Уборку реактивов и
мытье химической посуды производить с использованием средств индивидуальной
защиты.

5.9.  Запрещается
выливать остатки кислот, щелочей и других жидкостей, полученных в результате
опыта, после проведения лабораторных занятий в канализацию.

5.10.   Сосуды, в которых
проводились эксперименты с ЛВЖ и другими органическими реактивами, после сливания
из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ промывают горячим раствором
карбонатов натрия или калия. Отработанный раствор сливают в соответствующий
сосуд. Содержимое колбы в эксперименте по получению диэтилового и
уксусно-этилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эмалированный сосуд и
поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических
соединений и остывания до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для
отработанных растворов. Операции выполнять в перчатках и очках.

5.11.   Содержимое сосудов
после экспериментов с фенолом и анилином перемещают в сосуд для хранения
отработанных ЛВЖ. Перед промыванием чистой водой их ополаскивают соответственно
содовым раствором или раствором серной кислоты с массовой долей 10—15%.
Жидкость после ополаскивания сливают в сосуд для хранения отработанных
растворов.

5.12.   По окончании
эксперимента приборы немедленно выносятся из помещения кабинета (лаборатории) в
комнату для лаборанта или ставятся в работающий вытяжной шкаф.

5.13.   Проверить
отключение электроприборов, освещения, закрыть окна.

5.14.   Сделать влажную
уборку.

5.15.   Привести в порядок
свое рабочее место.

5.16.   Снять спецодежду,
средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом. 

5.17.   При обнаружении
неисправности доложить администрации школы.

5.18.   Выходя из лаборантской
и кабинета выключить свет, закрыть двери  на ключ.

5.19.  
О
всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации.

Зам. по УВР                                                                                                                   Л.Е.
Горова

СОГЛАСОВАНО:

Специалист по охране труда                                                                                        И.А.
Николаева

Учитель
химии                                                                                                              Н.Н.
Положай

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как скачать ватсап на компьютер без телефона пошаговая инструкция
  • Гиацинтовая мазь инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Руководство фсб российской федерации
  • Ротокан инструкция по применению состав препарата
  • Фармикс для животных инструкция по применению