Должностная инструкция по специальности «Медицинский психолог»
Вы можете скачать должностную инструкцию медицинского психолога бесплатно.
Должностные обязанности медицинского психолога.
Утверждаю
________________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование учреждения, его ________________________
организационно- правовая форма) (директор; иное лицо
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
00.00.201_г.
м.п.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА
______________________________________________
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность медицинского психолога _____________________ (далее – «предприятие»).
Название учреждения
1.2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и дополнительное образование по медицинской психологии и документ о присвоении звания _____________________ квалификационной категории.
(II, I, высшей)
1.3. Назначение на должность медицинского психолога и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.
1.4. Медицинский психолог подчиняется непосредственно _____________________
(заведующему отделением,
заместителю главного врача,
главному врачу)
1.5. Медицинский психолог должен знать:
— законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
— медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), общую и дифференциальную психологию, психологию личности, возрастную психологию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику;
— основы психологического консультирования и психотерапии;
— декларацию прав и свобод человека;
— методы диагностики и способы коррекции аномального развития личности;
— современные методы активного обучения,
— основы социально-психологического тренинга общения;
— психологию труда;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;
— основы трудового законодательства Российской Федерации
— правила внутреннего трудового распорядка;
1.6. Во время отсутствия медицинского психолога (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.
II. Должностные обязанности
Медицинский психолог:
2.1. Оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, осуществляя работу по психокоррекции, психопрофилактике и психологическому консультированию пациентов.
2.2. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
2.3. Корректирует аномальное развитие личности пациента, выявляя и исправляя условия, препятствующие или затрудняющие его развитие.
2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
2.5. При содействии лечащего врача разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы, в которых учитываются индивидуальные, половые и возрастные факторы пациентов.
2.6. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их способностей, пожеланий и ситуационных возможностей.
2.7. Строго соблюдает принципы врачебной этики.
2.8. Проводит оценку по эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий, исходя из изменений состояния здоровья пациента.
2.9. Проводит обучение медицинского персонала по вопросам, связанным с медицинской, социальной психологией и деонтологией.
III. Права
Медицинский психолог имеет право:
3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.
3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.
3.4. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.
3.5. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
III. Ответственность
Медицинский психолог несет ответственность:
4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией
4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.
4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.
За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов медицинский психолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
Должностная инструкция медицинского психолога
1. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность медицинского психолога.
2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.
3. Медицинский психолог должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Медицинский психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя медицинской организации в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Медицинский психолог непосредственно подчиняется руководителю медицинской организации или его заместителю.
2. Должностные обязанности
Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
3. Права
Медицинский психолог имеет право:
1. самостоятельно устанавливать диагноз психологического состояния и проводить лечение по специальности; участвовать в определении тактики ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; при необходимости привлекать в установленном порядке врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных;
2. вносить предложения руководству по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по улучшению организации и условий своей трудовой деятельности;
3. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
4. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
5. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
6. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
Медицинский психолог пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
4. Ответственность
Медицинский психолог несет ответственность за:
1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
6. соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);
7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов медицинский психолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
метки: Психолог, Работа, Практик, Поликлиника, Психологический, Беседа, Инструкция, Проведение
Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | петрозаводский |
Вид работы | Отчет по учебно-ознакомительной практике |
Название дисциплины | Психология |
Тема | Психологическая служба на предприятии |
Фамилия студента | Михайленко |
Имя студента | Ирина |
Отчество студента | Александровна |
№ контракта | |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание | |
Направление на практику |
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………2
Основная часть…………………………………………………………………………………5
1. Структура психологической службы, должностные инструкции и документация психолога детской поликлиники…………………………………………………………5
1.1. Структура психологической службы детской поликлиники………………………5
1.2. Должностные инструкции психолога детской поликлиники………………………6
1.3. Документация психолога детской поликлиники……………………………………7
2. Организация работы и практические задачи, решаемые во время практики………8
2.1. Организация работы во время практики……………………………………………8
2.2. Практические задачи, решаемые во время практики………………………………8
2.3. Перечень невыполненных заданий…………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………….11
Глоссарий…………………………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………………………16
Приложения………………………………………………………………………………18
Введение
Я проходила учебно-ознакомительную практику по направлению подготовки «Психология» в детской поликлинике, относящейся к ГБУЗ «Сегежская ЦРБ». Сроки практики с 26 января 2012 года по 01 февраля 2012 года.
Учебно-ознакомительная практика является важнейшей частью профессиональной подготовки психолога, т.к. направлена на формирование первоначальных умений и навыков психолога- практика. Практика направлена на достижение следующих целей:
— познакомить студента с психологической службой в медицинской сфере;
— знакомство со спецификой деятельности психолога в детской поликлинике, познакомить с правами и должностными обязанностями психолога;
— освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, работать совместно с коллегами по работе;
— закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического
применения, обучение навыкам решения практических задач;
— познакомить студента с содержанием, формами, методами и оформлением результатов практической деятельности психолога, освоить методы наблюдения и беседы;
— формирование профессиональной позиции психолога, освоение профессиональной этики;
— составить отчет об учебно-ознакомительной практике.
В процессе учебно-ознакомительной практики мною были выполнены следующие работы и задания:
1) Ознакомление со структурой психологической службы в детской поликлинике;
2) Ознакомление с функциями психологической службы в детской поликлинике;
3) Ознакомление с документацией психолога в детской поликлинике;
4) Наблюдение за приемом психолога;
5) Работа с детьми и их родителями: проведение первичной консультации, проведение беседы об адаптации ребенка к ДДУ с родителями; проведение анкетирования родителей с целью выявления психологических проблем у ребенка; проведение с детьми тестов «проективные методики» и др.;
6) Анализ эффективности работы психолога в детской поликлинике;
7) Выполнение отчета по практике.
В процессе прохождения учебно-ознакомительной практики проблем и затруднении не было.
Основная часть
Структура психологической службы, должностные инструкции и документация психолога детской поликлиники
1.1. Структура психологической службы в детской поликлинике
В начале практики я ознакомилась со структурой психологической службы детской поликлиники, с должностными инструкциями и с документацией психолога.
Непосредственным руководителем моей практики была Ирина Николаевна Мотрич — психолог детской поликлиники ГБУЗ «Сегежская ЦРБ». Она приняла меня в качестве практиканта доброжелательно, провела беседу в ознакомительном порядке, рассказала кратко о своей работе. В ходе нашего разговора я получила полную информацию о содержании своей практики.
Вся наглядная документация, должностные инструкции, планы мероприятий по выполнению непосредственной работы клинического психолога, тесты, игры и задания-вопросники, картотека пациентов находятся в упорядоченной раскладке. При необходимости можно незамедлительно ими воспользоваться. Всё это очень помогает в сборе материала при ведении беседы с пациентом и наблюдении за людьми, обратившимися за помощью, соблюдая при этом медицинские и этические аспекты по принципу « не навреди».
Психолог детской поликлиники Сегежской ЦРБ – специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Психология». В своей работе руководствуется нормативными документами МЗ и социальной защиты РФ, участвует в оформлении медицинской документации установленного образца.
Психолог детской поликлиники — специалист, владеющий различными методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. В своей работе взаимодействует с врачами других специальностей (логопед, невропатолог, психиатр, хирург, участковый педиатр, гинеколог и др.).
Психолог работает совместно с психологами образовательных учреждений и при необходимости осуществляет выходы в школы и в ДДУ для проведения тренингов на интересующие учащихся и педагогов темы. [1]
Подчиняется непосредственно заведующему педиатрическим отделением поликлиники, заместителю главного врача по амбулаторно-поликлинической работе. Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.
1.2. Должностные инструкции психолога детской поликлиники
Психолог осуществляет прием пациентов по графику приемов, утвержденному администрацией ЦРБ. Специалист оказывает специализированную психологическую помощь детскому населению Сегежского района, их родителям, социально-неблагополучным семьям. Содействует повышению психологической защищенности семьи и укреплению ее психического здоровья, особенно семьям, имеющим трудности в воспитании детей. Способствует повышению психологической культуры детского населения, создает атмосферу взаимопонимания и созидания, взаимного уважения среди детей, их родителей и их семей. При необходимости изучает факторы семейного неблагополучия, составляет комплексный план мероприятий по работе с семьей при наличии добровольного согласия членов семьи, проводит семейную психотерапию.
Психолог не имеет права назначать медикаментозного лечения пациентам, поэтому основная его задача воздействовать на психику человека словом, при этом безукоризненно соблюдать этические принципы деятельности и основные права в своей практике, применяя методы психологической науки. При подозрении на наличие у ребенка какой-либо органической патологии психолог обращается за консультацией к специалистам медицинского или иного профиля или отправляет ребенка к ним на консультацию. Психолог обязан обеспечивать конфиденциальность сведений о семье, ребенке, подростке и других лицах, полученных в процессе работы, содействовать охране прав личности в соответствии с конвенцией по охране прав ребенка. Не реже 1 раза в 5 лет психолог повышает свою квалификацию по клинической психологии на циклах усовершенствования в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и аккредитацию.
Психолог несет ответственность за последствия своих заключений, действий и высказываний в отношении своих пациентов и их родственников в соответствии с действующим законодательством.[2] [3]
1.3. Документация психолога детской поликлиники
1. Амбулаторная карта пациента (ф. №112);
2. Должностные и функциональные обязанности психолога
3. Журнал учета пациентов;
4. Методические указания по работе практического психолога детской поликлиники ГБУЗ «Сегежская ЦРБ» от 20 06. 2006 года;
5. Примерный годовой план работы психолога;
6. Трудовой договор психолога;
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 09. 07. 1998 года и др.
Специальная документация психолога:
1.Анкета «Вы и Ваш ребенок» (бланк анкеты Приложение № 1);
2. Карты психологического обследования ребенка, карты психического развития ребенка;
3. Коррекционная карта. Схема беседы и рекомендации родителям;
4. Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед и др.;
5. Психологические характеристики, психологическое заключение;
6. Методические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации и др.
Организация работы и практические задачи, решаемые во время практики
После ознакомления со структурой и должностными инструкциями психолога детской поликлиники я наблюдала за приемом психолога и проводила анализ ее работы. Затем я самостоятельно (под контролем руководителя) выполняла следующие практические задачи: определяла уровень нервно-психического развития у детей в возрасте 12 месяцев (профилактический прием); проводила беседу с мамой об адаптации ее ребенка к ДДУ, а с ребенком проводила тест «Узнавания фигур»; проводила анкетирование матери девочки по анкете «Вы и Ваш ребенок»; проводила с мальчиком тест «Несуществующее животное» (рисунок Приложение № 2) и др.
В конце практики я анализировала эффективность работы психолога и выполнила отчет по учебно-ознакомительной практике.
2.2. Практические задачи, решаемые во время практики
Наблюдение за приемом психолога. На приеме мать с сыном 13 лет. Жалобы матери на ухудшение успеваемости у ребенка, его невнимательность, рассеянность и неуверенность в себе. Цель моего наблюдения в данном случае – установление факта существования явлении замкнутости и выявления медико-социального риска для их типологизации. Во время беседы в форме общения психолога и пациента мною велся учет внешних проявлений, связанных непосредственно с испытуемыми, их психическим состоянием (выражение глаз, мимика, моторика, речь), делались записи регистрируемых признаков и некоторых установочных фраз из разговора психолога. Я следила за интонацией психолога во время диалога. Психолог проявляла профессиональный интерес к матери и сыну как к объекту восприятия и наблюдения для формирования на этой основе конкретных перцептивных знаний и психологических факторов, а так же способности к отражению внутреннего мира другого человека и эмоциональной сопричастности друг с другом. Она изучала их личности и интересы в жизни, осознанность поступков, выявляя информацию о социальном положении и событиях прошлой жизни.
Исследуемый занимал одну и ту же позу, во взгляде замечалось напряжение, выражал равнодушие, был застенчив. За ним замечено понижение настроения, снижение жизненно-важных (витальных) побуждений, пубертатная истощаемость (ухудшение успеваемости, нарушение внимания, легкость возникновения реакции на замечания родителей), пессимистическая оценка себя и своего положения – это признаки начального проявления синдрома депрессии, характерного для некоторых подростков в период полового созревания. Мать проявляла доброжелательность, легко общалась.[4]
Психолог постоянно поддерживала контакт с собеседниками, следя за их поведенческими реакциями, умело и правильно задавала основные и поддерживающие беседу вопросы каждому опрашиваемому, чтобы сделать внешний и внутренний анализ проблемы. Применяла последовательность вопросов для упорядочения диалога. Вопросы задавала без внушительного влияния, спокойным голосом, чтобы получить информационно-содержательный ответ. Для формирования обобщающих психологических выводов не перебивала собеседников, провоцировала высказаться больше.
В результате цель беседы была достигнута: мальчик подтвердил согласие к стремлению личностного максимализма и самоутверждению.[5] [6]
Проведение теста «Несуществующее животное». Цель исследования — изучение личности. Относится к проективным методикам. Исследуемый — мальчик 9 лет.
Оценка показателей. Положение рисунка в нижней части — ребенок не уверен в себе, обладает низкой самооценкой, подавлен, нерешителен, у него отсутствует тенденция к самоутверждению. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Боязнь активности. На голове расположены уши (значение- значимость мнения окружающих о себе).
Открытый рот без прорисовки языка и губ трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия, тревожность. Резкая прорисовка радужки глаз — человеку своственно переживание страха. Однотипность и однонаправленность формы лап — конформность суждений и установок в принятии решений. Хвосты выражают отношение к собственным действиям. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Падающее движение вниз — недовольство собой, сомнение в собственной правоте. Прорисовка линии контура фигуры — защита от окружающих (со страхом и тревогой).
Характер линий рисунка — жирная с нажимом — означает тревожность. Название рисунку ребенок не придумал. [7]
В результате тестирования можно сделать вывод, что ребенок не уверен в себе, подавлен и тревожен. Необходимо провести несколько психологических бесед для выявления причин такого поведения и их устранения.[8] [9]
2.3. Перечень невыполненных заданий
В процессе практики я не выполнила тест Шмишека на диагностику акцентуации характера подростков, не выполнила тест интеллекта Векслера. До совершенства не отработала вопросы овладения диагностико-клинической беседы для более глубокого осмысления вопроса проблемы личности. Мне необходимо совершенствовать навыки клинического психолога.
Заключение
В период прохождения учебно-ознакомительной практики мною выполнялась работа помощника психолога с целью овладения практическими знаниями и методической подготовкой с учетом этических норм (не допуская предвзятости к консультируемым) и правил работы.
Мне очень понравилось работать с психологом детской поликлиники. Я пыталась перенять ее опыт, уверенно давать родителям и детям конкретные рекомендации по выявленной проблеме. Наблюдая за беседой психолога, я старалась определить значимость проблемы, с которой обратились пациенты и выявить методы ее решения. Училась вести диалог, примечая последовательность вопросов, делала заметки об интонации психолога, формировала навыки наблюдения. Училась анализировать ситуацию с целью выяснения индивидуально-психологических особенностей личности, включалась в работу психолога. Убедилась, что наблюдение один из важнейших методов исследования. Для успешной организации и проведения психологических наблюдений необходимо следовать плану и программе исследования, уметь фиксировать поведенческие признаки и их выраженность. Нужно стараться максимально возможно решать задачи, возникающие в ходе исследования с оценкой внешних обстоятельств, сопутствующих наблюдению.
За время практики я научилась анализировать проблему пациента и определять последовательность работы по ее устранению. Узнала, что существует огромное количество диагностических тестов и методик для работы с пациентами. Также отработала навыки по работе современными диагностическими и коррекционными средствами для работы психолога («Волшебный лабиринт», задачник Г. Остера, кубики Никитина, «Цветные дорожки», логические карточки и т.д.).
В предложения по совершенствованию организации работы психологической службы могу порекомендовать взять на работу дополнительно одного или двух психологов для более полного охвата осмотрами психолога детей Сегежского района. Также предлагаю организовать выезды психолога в отдаленные поселки района для проведения работы с детьми и педагогами. Для улучшения качества работы специалиста необходимо постоянно оснащать кабинет психолога современными диагностическими средствами.
Я сделала вывод о большой значимости практики для себя. Прохождение практики помогло мне составить полное и цельное представление о структуре и функциях психологической службы в детской поликлинике, а также о содержании работы психолога в поликлинике. Для себя я определила конкретные вопросы, которые буду совершенствовать в процессе дальнейшей учебы и работы в области психологии. Мне необходимо овладеть навыками планирования своей деятельности, научиться уточнять неясности, задавать встречные вопросы, при принятии решения продолжать беседу. Во время беседы выражать только профессиональный интерес к объекту исследования. Психологически грамотно учиться подготавливать и вести беседу, для достижения хорошего контакта между исследователем и опрашиваемым, вырабатывать гибкость тактики.
Я решила, что работа психолога детской поликлиники очень интересна, важна и ответственна. Умелая психологическая беседа не только дает информацию психологу и проверку психического статуса клиента, но и помогает ему выйти из затруднений и предопределить пути к саморазвитию личности.
.
Глоссарий
СОГЛАСОВАНО Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») ______________Р.Х. Гиниятуллина «___» __________ 20____ года |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») _____________ З.Д. Ганеева «___» __________ 20____ года |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
педагога — психолога
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность воспитателя.
1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реабилитационного и образовательного процесса.
1.3. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.4. Требования к образованию и обучению работника:
— высшее образование по профильным направлениям.
1.5. Логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.
Педагог — психолог должен знать:
— Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан;
— Декларацию прав человека.
— Конвенцию о правах ребенка.
— Основные международные документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.
— Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.
— Инструктивно-нормативные документы вышестоящих органов и социально-психологической службы.
-. Учредительные документы учреждения.
— Этические нормы психолога.
— Дисциплины: общая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская, возрастная и семейная психология, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология, соматопсихология, основы дефектологии, психотерапии и сексологии, психогигиена, профориентация, психологическое консультирование и психокоррекция, принципы и методические основы формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида, психопрофилактика, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга.
— Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
Педагог-психолог должен уметь:
— Использовать качественные и количественные методы психологического обследования.
— Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.
— Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития ребенка.
— Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
— Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы.
— Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием ребенка.
— Проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми.
— Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности детей, препятствующие нормальному протеканию процесса развития.
— Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2 ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
2.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной и реабилитационной среды учреждения.
2.3. Психологическое консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
2.4. Психологическая коррекция поведения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.5. Психологическая диагностика детей.
2.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного и реабилитационного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Психопрофилактика.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Проводит необходимые диагностические исследования и интерпретирует их результаты с целью выявления уровня психического развития ребенка, направленного в учреждения в соответствии с возрастными нормами.
3.2. Разрабатывает рекомендации в рамках индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка, направленного в учреждения.
3.3. Совместно с другими специалистами учреждения обеспечивает реализацию индивидуальных программ реабилитации и абилитации ребенка с учетом возрастных особенностей и оценивает эффективность их выполнения, заполняя индивидуальную карту реабилитации ребенка.
3.4. Проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Взаимодействует с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка, направленного в учреждения.
3.6. Проводит просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляет обучение родителей основам психологических знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
3.7. Знакомит специалистов центра, осуществляющих образовательную и реабилитационную деятельность с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, с современными исследованиями в области психокоррекции. Консультирует по проблемам взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации и другим профессиональным вопросам.
3.8. Разрабатывает рекомендации по выбору путей общеобразовательного и трудового обучения детей и подростков, находящихся в учреждении. Обеспечивает психологическое сопровождение процесса обучения.
3.9. Занимается пропагандой психологических аспектов здорового образа жизни среди детей и подростков, находящихся в учреждениях.
3.10. Разрабатывает рекомендации по созданию оптимальной социально-психологической среды в учреждении.
3.11. Формулирует и обосновывает реабилитационное психологическое заключение. Проводит статический анализ показателей психологической диагностики и реабилитации.
3.12. Ведет отчетно-учетную документацию, оформляет протоколы результатов оказания психологической помощи, прогноза и рекомендаций.
3.13. Соблюдает и исполняет стандарты качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания.
3.14. Соблюдает требования противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.
4. ПРАВА
Педагог-психолог имеет право:
4.1. На материально-техническое и методическое обеспечение своей профессиональной деятельности.
4.2.Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями предусмотренными настоящей инструкцией.
4.4. В пределах своей компетенции сообщать директору учреждения о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности учреждения (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
4.5. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него с разрешения руководителя учреждения.
4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;
5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;
5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;
5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей; за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;
5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;
5.6. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;
5.7. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.
5.8. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.9. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.10. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:22
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Медицинского психолога
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность медицинского психолога [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Медицинская организация).
1.2. Медицинский психолог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.
1.3. Медицинский психолог относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].
1.4. Медицинский психолог подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Медицинской организации.
1.5. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.6. Медицинский психолог отвечает за:
- эффективное исполнение поручаемой ему работы;
- соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
- сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.
1.7. Медицинский психолог должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан;
- Декларацию прав и свобод человека;
- медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику);
- методы психологического консультирования;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
- психологию труда;
- деонтологию;
- психологию профессионального общения;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.8. Медицинский психолог в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.9. В период временного отсутствия медицинского психолога его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Медицинский психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
2.2. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.
2.3. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.
2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
2.5. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных.
2.6. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
2.7. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.
2.8. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
2.9. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
В случае служебной необходимости медицинский психолог может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Медицинский психолог имеет право:
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности медицинского психолога, подчиненных ему служб и подразделений.
3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции медицинского психолога.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.
3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Медицинский психолог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы медицинского психолога осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы медицинского психолога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы медицинского психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.
6. Право подписи
6.1. Медицинскому психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.
(подпись)
Детский врач-психолог
Содержание
- Профессиональная характеристика детского врача-психолога
- В каких случаях следует обращаться к детскому врачу психологу?
- Основные направления деятельности детского врача психолога
- Основные положения, права и обязанности детского врача-психолога
- Каталог детских врачей-психологов в городах России:
В некоторых медицинских учреждениях для детей в штате имеются детские врачи-психологи, в сферу деятельности которых входит диагностика и оценка пациентов.
Профессиональная характеристика детского врача-психолога
Детский врач-психолог – специалист, изучающий особенности детской психики, эмоциональное и психологическое развитие ребенка, а также разбирающийся в причинах, которые вызывают у ребенка определенные реакции на совершенно обыденные, с точки зрения взрослых, проблемы и явления. Детский психолог должен понимать ребенка и «разговаривать с ним на одном языке».
Специалист данного профиля должен иметь высшее образование по специализации «Медицинская психология».
Цель врача-психолога – изучение психологии личность пациента. Основополагающим принципом является лечение больного, а не болезни.
Задачами медицинского психолога являются:
- использование методов психотерапии, психодиагностики, психокоррекции, психогигиены, деонтологии, психопрофилактики;
- налаживание медико-психологической помощи.
Детский врач-психолог должен иметь глубокие знания по медицине, психологии, биологии, социологии, а также разбираться в педиатрии, психиатрии, неврологии, хирургии и пр.
В каких случаях следует обращаться к детскому врачу психологу?
Консультация детского врача-психолога необходима:
- при задержке психического развития ребенка;
- при аутизме;
- при гиперактивности;
- при энурезе;
- при недостаточном внимании к ребенку;
- при энкопрезе.
Итак, мы разобрались, что лечит детский врач-психолог. Помимо этого, детский врач-психолог занимается коррекцией поведения детей любого возраста, работает с подростками, с беременными женщинами, оказывает помощь во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста, предоставляет услуги по психологическому консультированию и др.
Основные направления деятельности детского врача психолога
Прием детского врача-психолога заключается:
- В решении диагностических задач. Сюда входят – диагностика патологий, развития ребенка, его способностей, особенностей личности, отношений между родителями и детьми, по необходимости – диагностика персонала.
- В проведении консультирования. Помимо оказания консультационной помощи родителям в решении существующих проблем, можно давать им ориентиры о расширении диапазона такой помощи, путем указания адресов городских учреждений сопутствующего профиля.
- В использовании методов психотерапии и психокоррекции.
Индивидуальный прием детского врача-психолога окажет помощь ребенку в преодолении возрастных проблем, определении его индивидуальных способностей, поможет разобраться в его характере и наладить отношения с родителями.
Кроме этого, детский медицинский психолог поможет при частом беспрестанном плаче ребенка, беспокойном сне, ночных страхах, плохом аппетите. А также: задержке речевого развития, неправильном произношении.
Специалист также поможет малышу справиться:
- с проблемой боязни общения со сверстниками;
- привычкой сосать пальцы, скрипеть зубами, разговаривать во сне, грызть ногти;
- с боязнью темноты, чужих людей, собак и др.
Основные положения, права и обязанности детского врача-психолога
Имеется должностная инструкция детского врача-психолога, согласно которой:
- Для получения должности детский врач-психолог нужно иметь высшее психологическое образование, пройти дополнительную специализацию по профилю «Медицинская психология».
- Назначает на должность и освобождает от работы детского врача психолога руководитель учреждения приказом, согласно поданному заявлению врача.
- Детский врач-психолог обязан подчиняться указаниям заведующего отделением и руководителя учреждения.
Детский врач психолог должен знать:
- методы диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний по профилю;
- нормативные и инструктивные материалы, касающиеся специальности;
- медицинскую психологию, педиатрию, детскую и возрастную психологию, общую психологию, психологию личности, психогигиену, психотерапию, основы психокоррекции и психологического консультирования, психодиагностику, психопрофилактику.
Детский врач-психолог обязан:
- проводить работу по оказанию помощи в восстановлении психического здоровья и коррекции отклонений развития личности меленьких пациентов;
- осуществлять психологическое консультирование, психопрофилактику, психокоррекцию пациентов;
- проводить психодиагностические исследования и наблюдения за пациентами;
- разрабатывать индивидуальные программы восстановления психического здоровья больных;
- руководить работой среднего медицинского персонала, который находится у него в подчинении;
- повышать свою квалификацию;
- правильно оформлять медицинские документы.
Права детского врача-психолога:
- проходить аттестацию на получение категории;
- проходить переподготовку через определенное количество лет;
- заниматься научной работой;
- работать по совместительству в том же лечебном учреждении, либо в других;
- принимать участие в совещаниях и конференциях по вопросам профессиональной деятельности.
Детский врач-психолог отвечает за своевременность и качество выполнения своих обязанностей, организацию работы, выполнения приказов и распоряжений руководства.
Каталог детских врачей-психологов в городах России:
- Москва
- Абакан
- Адлер
- Азов
- Аксай
- Александров
- Альметьевск
- Анапа
- Ангарск
- Апатиты
- Арамиль
- Арзамас
- Армавир
- Артём
- Архангельск
- Асбест
- Астрахань
- Аша
- Балаково
- Балашиха
- Барнаул
- Батайск
- Белгород
- Белово
- Березники
- Березовский
- Бийск
- Благовещенск
- Бор
- Братск
- Бронницы
- Брянск
- Бугульма
- Бузулук
- Великий Новгород
- Верхняя Пышма
- Видное
- Владивосток
- Владимир
- Волгоград
- Волгодонск
- Волжск
- Волжский
- Вологда
- Волхов
- Воркута
- Воронеж
- Воскресенск
- Выборг
- Вязьма
- Гатчина
- Геленджик
- Георгиевск
- Глазов
- Губкин
- Дзержинск
- Дзержинский
- Дмитров
- Долгопрудный
- Домодедово
- Дубна
- Егорьевск
- Ейск
- Екатеринбург
- Елабуга
- Железногорск
- Железнодорожный
- Жуковский
- Звенигород
- Зеленоград
- Зеленодольск
- Златоуст
- Иваново
- Ивантеевка
- Ижевск
- Йошкар-Ола
- Иркутск
- Истра
- Ишим
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Каменск-Уральский
- Каменск-Шахтинский
- Камышин
- Кемерово
- Керчь
- Кимры
- Кинешма
- Киров
- Кировск
- Клин
- Ковров
- Коломна
- Колпино
- Комсомольск-на-Амуре
- Конаково
- Копейск
- Королёв
- Кострома
- Котельники
- Котлас
- Красногорск
- Краснодар
- Красное Село
- Краснокамск
- Красноярск
- Кронштадт
- Кропоткин
- Кумертау
- Курган
- Курск
- Ленинск-Кузнецкий
- Липецк
- Лиски
- Лобня
- Ломоносов
- Лыткарино
- Люберцы
- Магнитогорск
- Майкоп
- Мариинск
- Миасс
- Минеральные Воды
- Минусинск
- Мичуринск
- Мончегорск
- Московский
- Мурманск
- Муром
- Мытищи
- Набережные Челны
- Нальчик
- Наро-Фоминск
- Находка
- Нефтеюганск
- Нижневартовск
- Нижнекамск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Нижняя Тура
- Нововоронеж
- Новокузнецк
- Новомосковск
- Новороссийск
- Новосибирск
- Новотроицк
- Новочебоксарск
- Новочеркасск
- Ногинск
- Ноябрьск
- Обнинск
- Одинцово
- Октябрьский
- Омск
- Орёл
- Оренбург
- Орехово-Зуево
- Орск
- Осинники
- Отрадное
- Павловский Посад
- Пенза
- Первоуральск
- Пермь
- Петергоф
- Петрозаводск
- Подольск
- Псков
- Пушкин
- Пушкино
- Пятигорск
- Раменское
- Ревда
- Реутов
- Россошь
- Ростов
- Ростов-на-Дону
- Руза
- Рыбинск
- Рязань
- Салават
- Самара
- Санкт-Петербург
- Саранск
- Саратов
- Саров
- Северодвинск
- Сергиев Посад
- Сибай
- Славянск-на-Кубани
- Смоленск
- Соликамск
- Солнечногорск
- Сосновый Бор
- Сочи
- Ставрополь
- Старый Оскол
- Стерлитамак
- Сургут
- Сызрань
- Сыктывкар
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тихвин
- Тобольск
- Тольятти
- Томск
- Торжок
- Тосно
- Троицк
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Усолье-Сибирское
- Уссурийск
- Усть-Илимск
- Уфа
- Ухта
- Фрязино
- Хабаровск
- Ханты-Мансийске
- Химки
- Чайковский
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Черкесск
- Черноголовка
- Чехов
- Чита
- Шадринск
- Шахты
- Шелехов
- Щелково
- Щербинка
- Электросталь
- Юбилейный
- Якутск
- Ярославль
Для поиска нужного вам детского врача-психолога, вам следует выбрать ваш город и позвонить по указанному телефону для записи на консультацию или прием.
Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции педагога-психолога .doc
Образец должностной инструкции педагога-психолога
1. Общий раздел
- Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
- Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
- На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
- Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
- средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
- соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
- опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
- Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
- профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
- теоретические основы психологии и педагогики;
- особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
- принципы проведения психолого-педагогических исследований;
- правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
- правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
- приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
- правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
- теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
- способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
- передовые техники в области педагогики и психологии;
- нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
- правила ведения документооборота;
- кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
- правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
- правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
- На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
- действующими законами;
- профильными стандартами и правилами;
- внутренней документацией учреждения;
- сведениями из данной инструкции.
2. Обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие функции:
- Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
- Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
- Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
- Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
- Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
- Участие в составлении образовательных планов учреждения.
- Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
- Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
- Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
- Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
- Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
- Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
- Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
- Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
- Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
- Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.
3. Ответственность
Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:
- Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
- Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
- Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.
4. Права
Педагог-психолог владеет следующими правами:
- Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
- Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
- Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
- Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
- Условия для работы.
- Должностные связи.
- Критерии оценки достигнутых результатов.
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.