Должностная инструкция регента церковного хора скачать

1. Обеспечить своевременную явку и хорошую посещаемость на службы и спевки певцов клироса храма X.
2. Привлекать необходимые голоса для обеспечения надлежащего качества пения по согласованию с настоятелем храма X.
3. Проводить службы и спевки в храме X, где под проведением спевок подразумевается разучивание нотного материала и церковных произведений, повышение качества исполнения церковных произведений певцами хора. В процессе службы регент должен обеспечивать ровный, не рваный ход службы, своевременно и точно давая тон певцам хора, и обеспечивая уверенный показ вступлений и снятий в начале и конце церковных песнопений.
4. Обеспечить на клиросе благоговейную обстановку, соответствующую духу православного церковного пения, способствуя воцерковлению певцов и принятию ими церковных таинств.
5. Обеспечить дисциплину во время службы, в которую входит отсутствие посторонних разговоров, недопустимость использование мобильных телефонов для посещения социальных сетей, стояние во время чтения Евангелия и важных моментов службы, недопущение конфликтов и перебранок между хористами.

Надо понимать, что реализация всех вышеперечисленных пунктов — огромная, высококвалифицированная работа, и ее надлежащее исполнение должно оплачиваться на высоком уровне (гораздо выше рядового хориста, а не на 10-15% сверху).

Если настоятель и регент довольны друг другом, в храме всегда будет нормальная, дружеская атмосфера на клиросе. Если же регент не доволен настоятелем, в молитве не будет единства. Регент будет думать о том, как ему тяжело работается «под гнетом». Настоятель будет думать, «как ему не повезло с регентом, который только и думает, что о деньгах».

Ищите компромиссы.

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Первый Международный съезд регентов и певчих Русской Православной ...

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens

— правитель, властелин, или
regere
— управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

Среди них:

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.

Хор мальчиков пел божественно

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

Среди них:

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

— Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?

— В детстве я занималась иным видом творчества: несмотря на то, что папа мечтал купить мне скрипку, я с 7-ми лет занималась в танцевальном кружке и 10 лет солисткой танцевала на сцене.

Уже потом, воцерковившись, когда Господь по Своей великой милости привел меня в Церковь, у меня появилось огромное желание быть все время в храме и чем-то послужить Богу. Это было не просто, так как тогда у меня на руках была лежачая больная мама. Вскоре Господь сподобил меня потрудиться псаломщицей в храме иконы Божией Матери Знамение в Ховрине, рядом с которым жила.

До этого я никогда не пела и не читала, но моя душа горела желанием всему научиться, поэтому с Божией помощью постепенно я стала осваивать это мастерство. Я читала шестопсалмие, каноны на утрени, часы. Очень много тренировалась дома, отмечала в книгах ударные слоги; заранее приходила в храм, смотрела, какие каноны должна читать на утрени, делала закладки, параллельно привыкая к церковнославянскому языку и изучая Богослужебный устав.

Ощущение благодарности к Богу меня не покидает до сих пор, ведь без Его помощи и благодати я бы не справилась. Затем был период в моей жизни, когда я регентовала в Заиконоспасском монастыре.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

церковный хор

Регент — это начальник церковного хора. А характер начальника — тема интересная, не так ли? Вот и поговорим об интересном. Вообще, я уже писал о том, каким вообще должен быть церковный регент. Но в той статье не была затронута тема скверного характера регентов, и текущая статья призвана исправить это упущение.

Мне повезло. Регент нашего храма, под руководством которого я сейчас пытаюсь издавать певческие звуки, учился не абы у кого, а у самого Матфея Мормыля! Это поистине уникальный опыт пения и обучения у столь же уникального регента. Да что скупиться на слова! Алфавит не будет протестовать, если мы назовем о. Матфея самым известным регентом второй половины 20-го века! Мы еще вернемся к этому легендарному человеку, а пока я, как водится, слегка подведу дорогих читателей к главной мысли статьи. И начну, как и положено страдающему бешенством пера клирошанину с жалобных воплей.

Наверное, не найдется такого певчего, которого бы ни разу не обидел регент. Если Вы читаете эту статью и поете на клиросе долгие годы, и ни разу не обиделись на регента — можно ли мне прислать домой частичку вашей одежды? Я верю, что смогу одним прикосновением исцелиться от многих болезней, а ваша тень, как у апостола Петра, будет исцелять больных и изгонять бесов. Ибо вы воистину святы…

Я обижался на регентов не счесть сколько раз. Я уходил из-за обиды на регентов с клироса. Я даже писал один раз на своего регента докладную ректору ВУЗа! У меня есть полный ассортимент разнообразных обид — от сочных, как тухлый персик в лицо оскорблений, до ударов по ребрам. Я даже слышал, как регенты проклинают певчих, желая гибели «и детям и всему роду». Это кажется убийственным, шокирующим…но ведь было.

А теперь мне хочется дать всему этому оценку. И возможно, даже выступить примирителем певчих и регентов. Ибо я не так давно обрел опыт регентства (причем помимо моей воли) и некий острый опыт теперь брызжет из меня, как лимонный сок на хорошо прожаренный шашлычок. Что ж, опыт делает нашу жизнь острее и грех не воспользоваться этой пикантной приправой.

ХОЧУ БЫТЬ РЕГЕНТОМ…

Говорят эти слова самые разные люди. Я часто слышал их от милых, добрых, прекрасных душой и телом молоденьких православных девушек, чья красота была подобна букету полевых ромашек. Я слышал эти слова от звероподобных мужей, чей внешний вид заставил бы обзавидоваться прожженных рокеров. Меня всегда искренне удивляло, как столь разные по виду, характеру, и намерениям люди могут желать одного и того же?

Я всегда задавался одним вопросом…Который трудно даже описать одной фразой. Вот юная ласточка в белом платочке с розовыми ямочками на щечках хочет быть регентом. Определенно, она видит себя Марией, с тихим уютным восторгом устроившаяся у ног Христа и жадно внимающая каждому слову и жаждущая тоже что-то эдакое сказать в ответ. Нежно розовое и чистое.

Но что думает при мысли о регентстве ярый «рокер»? Неужели и у него в груди при мысли о регентстве расцветает нежным рассветом японская сакура и от нежности ко Христу и идее служения ему же слегка перехватывает дыхание? И если ответ «да, в любом искреннем сердце живет желание сделать службу лучше и угодить Богу», мы плавно подходим к другому столь же важному вопросу «тогда как так получается, что и юный цветок и старый рокер в итоге становятся жесткими, зачастую очень авторитарными руководителями, чей внешний вид (а иногда и внутренний мир) очень даже соответствуют работникам НКВД?

Через какое-же горнило испытаний проходят эти люди, если ковер из розовых лепестков плавно мутирует и превращается в минное поле, на котором неопытный клирошанин может подорваться, потеряв в процессе руку или ногу…

Да, я знаю. Я играю с огнем. Ведь мою статью читают в том числе и регенты. И мое ковыряние в их чувствах может весьма напоминать попытку ковырнуть что-то эдакое и блестящее в конструкции атомного реактора. Процесс весьма затейлив и по своему безрассудно весел, пока над полями не повисает радиоактивное облако. Что ж, в нашем случае роль облака выполнит неиллюзорный гнев регентов всех мастей, что прочитают сей опус, но ведь цель статьи — примирить обе стороны, а для этого мне волей-неволей просто нужно взглянуть на ситуацию глазами обеих сторон. И то, что я начал с наиболее массовой стороны (рядовых певчих) — не более чем случайность. Выданные литературной музой карты так легли.

Но мы продолжим…

Остановившись на скороспелом выводе, что юный подосиновик под радиоактивным облучением клиросного горнила рано или поздно становится грибовидным облаком.

ПУТЬ ДО РЕГЕНТА…

Чтобы оценить фокус, надо внимательно зреть в корень, то есть, следить за руками фокусника. Где роль оного выполняет мачеха-судьба. Любая девушка, которая хочет регентовать, редко когда понимает, с какими трудностями она столкнется в этом процессе. О трудностях хотелось бы поговорить более плотно…

На клиросе во весь рост встает проблема под моим индивидуальным названием «Хитрое тщеславие».

Каждый человек по своему тщеславен. Мы пока не мертвы, не прошли через процедуру частного суда. И определенно не обрели святость. Вообще, мой опыт работы на клиросе показывает — клирошане воистину воины, ибо все, как побывавшие в сабельной рубке казаки, покрыты рублено-рваными шрамами. Я писал об этом, но мне трудно это не повторить, ибо мне пока не довелось видеть святых на клиросе. Полным сочувствия сердцем я говорю — мы берем на себя крест быть нервными, вечно перегруженными и не очень то милыми. Ради умилительной молитвы других.

Данный абзац не даром озаглавлен выражением «хитрое тщеславие». Все певчие хотят признания и позитивного подкрепления. Все хотят и похвалы и высокого статуса и осознания своей ведущей роли на маленьком клиросом кораблике. Вот только регент — один. А вокруг него толпа людей со своими маленьким тщеславными тайнами. И хотя мы все друг другу иногда искренне, а иногда вымученно улыбаемся, у нас у всех (обязательно!) есть тайные мечты…

Кто-то видит регентом себя, кто-то очень хочет руководить, но боится ответственности. И включается в подпольную работу, как и положено шпионам — хитрое тщеславие. Как часто мы, завидуя регенту и его статусу, начинаем ему перечить? Или делать странные комментарии отнюдь не поддерживающего свойства? Или даже просто излучать что-то эдакое…недоброжелательное.

Юный регент-цветочек, поставленный настоятелем или архиереем руководить хором вдруг (с огромным для себя удивлением) обнаруживает, что между ней и толпой таких же цветочков вдруг вырастает поблескивающая инеем отчуждения стеночка. Былая подруга почему-то общается холодновато и вообще ведет себя странно. А певчие так реагируют на каждое твое слово, будто ты произносишь обвинительную прокурорскую речь на важном процессе.

Все просто. Что есть деньги? Это смазка межличностных отношений. Хорошие деньги примиряют людей с недостатками друг друга. Но клирос — не место генерации больших денег. И далеко не всегда мы испытываем духовную радость и жажду служить Христу. И выползают на свет Божий все те наши сокровенные желания, которые просыпаются тогда, когда нет иных подкреплений в виде денег либо власти.

Мы — хотим славы, бедные тщеславные люди. Мы — хотим признания. А регент — отнюдь не батарейка, излучающая в пространство энергию признания. Не каждому регенту достанет сил и времени хвалить после каждого чиха своего певчего, тем паче сосед все-равно обидится «он низит и вступает на втором такте, почему похвалили его, а не меня».

И рано или поздно регент, которую как клопы под ковром, покусывают тайные мечты остальных клирошан начинает робко так, а потом все громче и громче тявкать в ответ. Что же удивляться, что от частого употребления челюстных мышц, лик регента превращается в хорошую такую пасть как у бультерьера. Или даже вернее — вожака волчьей стаи.

ЛОГИКА ВОЛЧЬЕЙ СТАИ…

Певчие тоже охотятся, только предметом их охоты является не свежая оленина, а красивое исполнение как отдельного произведения, так и в целом службы. Как и в волчьей охоте, необыкновенно важна командная работа. Если стая будет работать плохо, на ужин будет разве что кусок мокрого снега вместо теплого парного мяса.

В пении так же…Если не все выкладываются на всю катушку, а поют, уткнувшись в сотовый телефон, или не столько поют, сколько мяукают, у регента, как у вожака стаи есть только один вариант действия — грозно рыкнуть на аутсайдеров, возможно, даже потаскав отличников лени за загривок. И пусть в мире людей процесс выглядит мягче, резкий окрик или грозная речь иногда служат хорошим отрезвляющим и стимулирующим фактором перед славной охотой на Всенощном бдении.

Щенку-волчонку будет очень непросто своим нежным парным дыханием и вялым потявкиванием заставить встать матерых волков в боевую стойку и ринуться за добычей. На это способен лишь матерый вожак, закаленный в клиросных боях и вызывающий опаску даже своей характерной улыбкой удава Каа…

Притом что волчий вожак, как ни крути, априори свободен от ответственности и отвечает за упущенную добычу лишь перед своим урчащим желудком. Регент же упущенной в процессе охоты нотой может вызвать дух самого Зевса, вселив его в настоятеля. А поскольку хоть процесс пения и коллективный, а молнией по загривку придется получать от «Зевса» конкретно регенту.

Вот и выходит, что поработав регентом пару лет новичок, с удивлением сравнивая себя со старыми фото, может не узнать в звероподобном выражении собственного лица себя старого. О да, не смотря на то, что почти каждый более-менее воцерковленный певчий мечтает стать регентом, мало кто до конца понимает, на какие жертвы идут люди этой должности и кем им приходиться быть в процессе работы, чтобы пение хоть как-то сдвинулось с мертвой точки.

Я не даром начал статью с анонса о том, что наш текущий регент учился у самого Матфея Мормыля. И потому знает, как вел службы и спевки легенда регентского дела конца 20-го века. Я наслушался историй, как плохо поющий семинарист мог просто вылететь в окно аудитории или с клироса. Меня ввергли в оторопь некоторые методы разучивания материала.

Вот идете вы по территории Лавры, весь такой в умильных мыслях и тихой молитве. И вдруг с отчаянным воплем в окно вылетает отнюдь не худенький семинарист, и кубарем катится по дорожке, издавая в процессе совсем не смиренные звуки. Вот какие будут у вас мысли? Парнишку нашли кредиторы? Напали бандиты? А это всего лишь рядовая спевка и тенор отправился в «полет» — учить партию ))

Представьте себе, что идет спевка, и вас — дрожащего паренька или молоденькую девчушку вызывает о. Матфей к себе на ковер перед всем хором. Скорее всего, он расслышал в общем семинарском могучем рыке вашу неверно выведенную мелодию. И вот вы перед всем хором семинаристов начинаете ему сдавать партию, или пропевать сложный участок. Один раз спели, другой…уже идет второй десяток. Вам уже дурно. Хор пыхтит, дуется и злится, всем скучно (ведь работа идет только с вами). Но о. Матфею не привыкать. Могучий окрик и процесс продолжается.

Уж казалось бы. Монах-регент. Это должно быть само смирение. «Ага, щаззз…» Держите карман шире. Это был могучий саблезубый волк, создавший из неотесанной своры могучую, работающую как один организм стаю. Ибо иначе он не стал бы легендой. Ибо иначе вся эта разношерстная свора искусала и оставила бы помирать на молодом снегу оказавшегося слишком слабым вожака, выбрав себе другого. Покрепче духом.

И ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?

Чтобы не превращать скромную статью в могучий богатырский эпос (или передачу «в мире животных»), постараюсь сделать сухую выжимку. Если вы, дорогой читатель, стали бы когда-нибудь регентом (или вы уже регент) — вы бы быстро поняли, что ваш характер начинает сначала малозаметно, а потом все заметнее и заметнее меняться. И отнюдь не в сторону умягчения сердца. Все более отрастающие саблезубые клыки начинают ощутимо упираться в подушку во время сна. И это — нормальный атрибут вашего профессионального роста (а вовсе не камертон в руке).

Главное в этом процессе — не утратить человечность. Ведь о. Матфея Мормыля любили! Боялись, но и любили. Люди все-же не волки и способны чувствовать и заботу, и любовь. Да и я весьма щедро разродился словесами про то, каким должен быть регент для своего хориста. Иногда — строгим отцом. Иногда — любящей матерью. А иногда — бескомпромиссным начальником.

Мне хочется упасть на колени и тихо и трепетно поцеловать следы тех регентов, которые в процессе своей работы не скатились в озлобленность, а сохранили истинно человеческое лицо и сумели твердость в рабочих методах совместить с любящим и заботливым сердцем. Таким людям мне хочется сказать — Вы воистину люди. И вы — подлинные офицеры воинства небесного Царя. «Аве, Цезарь…» (с)

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

российские учебные заведения, где обучают регентов и певчих

Наглядно данные о таких учебных заведениях представлены в таблице – СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ

Сборник содержит примерные формы должностных инструкций работников религиозных организаций. 

Для разработки должностных инструкций штатных помощников настоятеля по образованию и катехизации, миссионерскому и молодежному служению приведены рекомендации к деятельности, утвержденные профильными Синодальными отделами Русской Православной Церкви. 

Также в сборник включен Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению (единого профиля), утвержденный Священным Синодом в 2021 г.

Электронное издание, стоимость —  540 руб.

КУПИТЬ>>

Содержание

1. Примерные формы должностных инструкций основных категорий работников приходов

  • алтарник
  • бухгалтер
  • дворник
  • звонарь

  • кадровик

  • казначей

  • кассир

  • кладовщик

  • певчий

  • просфорник

  • псаломщик

  • распространитель церковной утвари и религиозной литературы

  • регент

  • ризничий

  • староста

  • сторож

  • уборщик

2. Рекомендации к деятельности

  • штатный помощник настоятеля по миссионерскому служению
  • штатный помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации
  • штатный помощник настоятеля по молодежному служению

3. Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению
(единого профиля)

Приблизительное время чтения: 16 мин.


print

Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами,  что он должен уметь и где этому учат в проекте «Фомы» «Люди в храме».

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

popov
Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

img_4901
Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал». А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей. В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

shherba-ne-ve

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.

В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос. Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. — Прим. ред.). Так и пошло мое обучение.

Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих,  — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.

Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.

Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.

Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».

????????????????????????????????????

В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив. Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом. Вообще, быть начальником всегда тяжело.

Как-то я отдыхала в Белоруссии в сельской глубинке и пошла в храм на службу. Весь хор — это матушка и 3-4 старушки лет по 70. Я попросилась к ним попеть. Меня взяли, но я чувствую, как-то странно они на меня смотрят, подозрительно. И не могу понять почему. Так прошла половина службы. А поют они все без нот, на слух. Честно говоря, было трудно даже с моим музыкальным образованием понять логику: как дается тон, для каких голосов — выглядело это как полное народное творчество. Потом обстановка потеплела и допели мы службу на одном дыхании. После нее старушки удивленно спросили, откуда я знаю их распевы. Я ответила, что вообще с их творчеством не знакома и пела так, как показывали. И тут матушка сказала такую вещь, которую, как мне кажется, можно взять всем регентам на заметку: «Понимаете, к нам часто из города приезжают регенты или просто певчие, закончившие регентские школы. Они начинают с нами петь и говорят: вот здесь так, тут не то поете, а здесь вообще фальшивите. Это очень неприятно. Они приедут, скажут, что у нас все неправильно и плохо, побудут у нас две недели, внесут смуту и уедут. А мы-то остаемся. И получается, человек приехал, раскритиковал, как правильно петь не показал и уехал. А вы первый человек, который ни слова не сказал и пел с нами так, как будто здесь вырос. Поэтому мы удивились». Это было для меня самой большой похвалой.

Для меня регент — это не профессия, а служение. По профессии я концертный органист и музыковед, играю органные концерты, преподаю. Еще я руковожу детским хором, любительским хором, который поет литургии на немецком языке, веду кружок «Азы православия» и координирую молодежную деятельность в Соборе.

Александра Малярова

Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва

img_0460
Фото Владимира Ештокина

Мое первое музыкальное учебное заведение — это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.

Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.

Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.

Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.

img_1019
Фото Владимира Ештокина

Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.

Регентом может стать и абсолютно светский человек, не церковный, но люди сразу будут это ощущать. Бывают регенты, которые воспринимают это как служение.

Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.

img_0989
Фото Владимира Ештокина

Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.

Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины. Это очень важно для любого человека.

Георгий Вивдич

Регент храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье при общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва

vivdich-1
Фото Владимира Ештокина

Я был крещен в 4 года, но моя семья — люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.

Вначале я посещал храм только из музыкального интереса. Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.

Однажды я приехал в этот собор, когда не было службы. Я сидел, молился и услышал пение хора, который репетировал где-то в дальней комнате. И я начал молиться: «Господи, дай мне возможность хоть раз в жизни спеть в этом хоре, ощутить, что это такое». В это время мимо проходил священник, я с огромным волнением подошел к нему и сказал: «Отче, я хочу петь в хоре!». Он удивился и повел меня за собой прямо на репетицию! Могу сказать, что на тот момент мне было 16, я был учеником музыкальной школы, не более того. Мы зашли в комнату, он подозвал регента и сказал: «Вот, смотрите, нашел под лестницей». Я представился: «Георгий. Я бас-баритон». И вдруг все присутствующие начинают смеяться: оказывается, во время репетиции один из певцов возмущался тем, что в басовой партии не хватает людей и петь тяжело, на что регент с улыбкой посоветовала ему помолиться, чтобы кто-нибудь пришел. И через 10 минут захожу я… Этот случай серьезно укрепил мою веру во Христа.

vivdich
Фото Владимира Ештокина

Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал. Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.

Спустя год я переехал в Москву и поступил в музыкальное училище при Консерватории им. П.И. Чайковского. По приезде я сразу пошел в храм иконы Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, о хоре которого много слышал. Меня, как музыканта и любителя церковного пения, поразило звучание Московского Синодального хора за богослужением. Я не сдержал своих эмоций, подошел к регенту Александру Пузакову и попросился петь у него в хоре. После прослушивания он сказал: «Сейчас мы Вас возьмем на ученическую ставку, а дальше будет видно». И это «дальше видно» длится уже 6 лет.

Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем.

Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство — это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.

На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.

Это не так. Регент — это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.

Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.

Во время Литургии я пытаюсь донести людям через музыку все Тайное, что происходит во время Евхаристии.

Анастасия Тимофеева

Второй регент митрополичьего архиерейского хора при Свято-Духовом кафедральном соборе, Минск, Белоруссия

anastasiya-timofeeva-neve

Когда мне было 6 лет, двоюродная сестра привела меня первый раз в храм — просто взяла с собой за компанию. До этого момента у нас в семье тема Церкви, Бога и духовенства была под запретом: у отца была «личная обида» на Бога из-за смерти его первой жены. Но крестили меня сразу после рождения, видимо, просто по традиции.

Музыкальную школу закончить у меня не получилось — через несколько занятий родители меня оттуда забрали. Они понимали, что я попросилась туда ходить для того, чтобы впоследствии петь на клиросе — я мечтала об этом с самого детства.

Когда я подросла, стала ездить за город в женский монастырь. Матушка-игуменья сама предложила мне пойти на хор, и я с радостью согласилась. Доставала всех там без конца и края: а это что, а это зачем, а что сейчас читают, а как книга называется? Так и научилась. По началу тихонько подпевала вторым альтом и боялась сфальшивить.

Время шло, я пела как умела. В 11 классе я захотела остаться в монастыре, но сестры, учитывая мой возраст, отговорили и предложили поступить в регентскую школу. В целом я была не против, но меня очень беспокоило отсутствия базового музыкального образования: я мало что понимала в нотах, кто может взять такого человека?

Здесь на помощь снова пришла моя сестра, которая тоже училась в этой регентской школе: она помогла достать старое разбитое фортепиано «Беларусь», которое заняло половину комнаты.

Отцу осталось только вздохнуть: «Все нормальные люди поступают в вуз, а ты в регентское училище».

Интересно, что я набрала самое большое количество баллов из всех поступивших. Даже преподаватель по фортепиано мне не верила, что у меня элементарного музыкального образования.

Первый раз я регентовала в домовом храме нашего епархиального управления. Как сейчас помню, это было отдание Рождества Богородицы. Я стою, рядом со мной наша преподавательница для подстраховки. Я ей говорю: «Матушка, у меня пол из-под ног уходит, это нормально?..» Думаю, это вполне можно сравнить с первой службой священника или дьякона, они тоже очень переживают.

timofeeva

Самое приятное даже не тогда, когда хвалят, а когда к тебе подойдут и скажут: «Сегодня очень хорошо было молиться, когда вы пели». А когда просто говорят: «Вы так замечательно пели», это вообще не показатель — мы всегда неплохо поем.

Самое сложное — это найти золотую середину в общении с хором. Все же люди разные, тем более у нас поет много профессионалов из оперного театра. Тяжело всем одновременно быть и другом, и начальником. А другом быть необходимо, но и повышать голос иногда приходится, без этого никак.

В идеале регент должен иметь хорошее образование, петь и отлично знать церковный устав вместе со всеми распевами. Терпение, любовь к своему делу и любознательность — основа всего. Это особенно важно, если у тебя ощутимый недостаток в знаниях.

Для меня регентство — это профессия-служение. Ты можешь развиваться как духовно, так и профессионально за счет постоянной практики и изучения литературы.

Бывает тяжело: кто-то отвлекся, кто-то ходит, кто-то в телефон уставился или пошел чаю заварить. Стоишь и понимаешь, что тон задавать просто некому. Приходится давать нагоняй хористам даже несмотря на то, что некоторые мне в отцы годятся и вообще давно поют в оперном театре.

Еще я регентую в минском епархиальном управлении и работаю в канцелярии Духовной академии. Дома люблю посидеть с книгой или просто повышивать крестиком, — занятие бесхитростное, зато отлично прочищает мозги.

Читайте также:

Люди в храме: работник свечного ящика

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным  ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

как стать регентом

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники  хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа — не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

 российские учебные заведения,
где обучают регентов и певчих

Наглядно данные  о таких учебных заведениях представлены в таблице — СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Административное руководство функции
  • Практическое руководство по иглорефлексотерапии табеева
  • Алфлутоп состав препарата в уколах инструкция
  • Меркурий 234 art 03 pr инструкция по применению
  • Вектор бест д димер инструкция по применению