ГУО «КРОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» БАРАНОВИЧСКОГО РАЙОНА |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы Н.Ф.Силицкая |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
01.09.2021 №
РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ВОЕННО-
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию относится к категории служащих, занятых в образовании.
2. На должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию назначается лицо с правом ношения военной формы, имеющее:
высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах
Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях
Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших
командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских
учреждений высшего образования;
высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”,
“Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в
Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских
формированиях Республики Беларусь или освоивших программы
подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных
кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
3. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию назначается на должность и освобождается от неё приказом директора учреждения образования.
4. В своей деятельности руководитель по военно-патриотическому воспитанию руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-ХІІ «О воинской обязанности и воинской службе», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс, указами и декретами президента Республики Беларусь, решениями правительства и Министерства образования Республики Беларусь, органов управления образования по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, пожарной защиты, а также локальными правовыми актами учреждения образования, распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию соблюдает конвенцию и Закон Республики Беларусь о правах ребенка.
5. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-ХІІ «О воинской обязанности и воинской службе», иные нормативные правовые акты, учебно-методическую документацию по вопросам функционирования и развития системы образования, правам ребенка; программно-планирующую документацию по военно-патриотическому направлению деятельности; современные образовательные технологии; основы педагогики и психологии, теории и методики воспитания, правила охраны жизни и здоровья детей; требования к мерам безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы образовательного процесса; правила оказания первой помощи; основы законодательства о труде; требования по охране труда; правила пожарной безопасности.
2. ФУНКЦИИ.
6. Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию исполняет следующие обязанности:
7. планирует , организует и осуществляет воспитание учащихся по военно-патриотическому воспитанию;
8. обеспечивает реализацию идеологии белорусского государства в области обеспечения военной обязанности;
9. формирует у юношей и девушек патриотическое осознание и марально-психологические качества, необходимые для защиты Отечества;
10. формирует у юношей и девушек необходимые знаний и умения для участия в военно-патриотических играх «Орленок», «Зарница», «Многоборье допризывника»;
11. проводит профориентационную работу, направленную на продолжение учащимися образования в учреждениях образования государственных органов систем обеспечения национальной безопасности;
12. координирует вопросы, касающиеся организации допризывной подготовки учащихся;
13. организует взаимодействие учреждения образования с воинской частью, с ДОСААФ, ГРОЧС, военным комиссариатом;
14. оказывает помощь военным комиссариатамв отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов систем обеспечения национальной безопасности;
15 ведет учет военнообязанных в учреждении образования и предоставляет соответствующие отчеты в военные комиссариаты;
16. организует проведение мероприятий с учащимися по военно-патриотическому воспитанию;
17. осуществляет планирование по военно-патриотическому воспитанию;
18. способствует социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ;
19. участвует в методической работе учреждения образования,
20. соблюдает права и свободы обучающихся;
21. осуществляет связь с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам воспитания;
22. обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования;
23. соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса;
24. изучает, анализирует и использует в своей работе передовой педагогический опыт, вносит предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса;
25. ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию;
26. постоянно повышает свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию;
27. оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
28. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
29. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, общественных местах, соответствующие положению учителя;
30. в каникулярный период может привлекаться к работе в пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием с выполнением функций по педагогическим должностям, не требующих дополнительного специального образования;
31. обеспечивает исполнение требований документов по охране жизни и здоровья учащихся, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
ОБЯЗАННОСТИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию обязан:
32. соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
33. использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
34. проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
35. немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
36. исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
37. выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями;
38. в случае отсутствия средств индивидуальной защиты немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя;
39. оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
40. при возникновении пожара в здании или возгорании постройки на территории школы-сада сообщает об этом в пожарную команду или милицию. До прибытия пожарных принимает меры по ликвидации пожара и эвакуации людей;
41. обеспечивать соблюдение на вверенном участке работы противопожарного режима, осуществлять повседневный контроль за выполнением требований пожарной безопасности. По окончании рабочего дня обеспечивать проведение уборки рабочего места, отключение электроэнергии. Перед закрытием помещений проводить их тщательный осмотр;
42. проходить противопожарный инструктаж;
43. не допускать загромождения путей эвакуации и первичных средств пожаротушения;
44. обеспечивать личное знание правил пользования первичными средствами пожаротушения и инструкции по пожарной безопасности;
45. доводить до сведения директора учреждения образования о возникновении аварийных ситуаций, способных привести к взрыву, пожару, а также создающих угрозу жизни и здоровью работников и детей, принимать необходимые меры по обеспечению эвакуации людей и первоочередной ликвидации пожара и других чрезвычайных ситуаций;
46. выполнять требования Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности» и правил пожарной безопасности.
ПРАВА
Учитель имеет право:
47. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом школы;
48. на защиту профессиональной чести и достоинства;
49. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
50. защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
51. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
52. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
53. повышать квалификацию;
54. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать их к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных уставом и правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы;
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В установленном законодательством Республики Беларусь порядке руководитель по военно-патриотическому воспитанию несет ответственность за:
55. жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
56. за не обеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса (в период проведения внеурочных мероприятий, на перерывах во время дежурства);
57. нарушение прав и свобод обучающихся;
58. за исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, руководитель по военно-патриотическому воспитанию несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;
59. за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка руководитель по военно-патриотическому воспитанию может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
60. за виновное причинение учреждению образования или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей руководитель по военно-патриотическому воспитанию несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Инструкция разработана
заместителем директора по
воспитательной работе О.А.Райская
СОГЛАСОВАНО:
На заседании профсоюзного комитета.
Протокол от ______________№______
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию относится к категории специалистов.
2.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом директором государственного учреждения образования «Полошковская средняя школа Климовичского района» (далее — учреждение образования) по согласованию с отделом по образованию Климовичского районного исполнительного комитета.
3.На должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию назначается лицо, имеющее высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, и опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь или в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоение программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования; или высшее образование и переподготовку по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь или в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоение программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
4.В случае временного отсутствия руководителя по военно-патриотическому воспитанию (отпуск, временная нетрудоспособность и др.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке работник, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
5.В своей деятельности руководитель по военно-патриотическому воспитанию руководствуется:
5.1.нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими документами по вопросам функционирования и развития системы образования, правам ребенка;
5.2.уставом учреждения образования;
5.3.приказами директора учреждения образования;
5.4.правилами внутреннего трудового распорядка;
5.5.настоящей должностной инструкцией.
6.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию должен знать:
6.1.Кодекс Республики Беларусь об образовании;
6.2.Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»;
6.3.иные нормативные правовые акты, учебно-методическую документацию по вопросам функционирования и развития системы образования, правам ребенка;
6.4.программно-планирующую документацию по военно-патриотическому направлению деятельности;
6.5.современные образовательные технологии;
6.6.основы педагогики и психологии, теории и методики воспитания;
6.7.правила охраны жизни и здоровья детей;
6.8.требования к мерам безопасности;
6.9.санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы образовательного процесса;
6.10.правила оказания первой помощи;
6.11.основы законодательства о труде;
6.12.требования по охране труда;
6.13.правила пожарной безопасности.
ГЛАВА 2
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
7.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию исполняет следующие обязанности:
7.1.планирует, организует и осуществляет на основании учебно-программной документации образовательной программы и требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов воспитание учащихся по военно-патриотическому направлению в учреждениях образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования;
7.2.обеспечивает в учреждении образования реализацию идеологии белорусского государства в области обеспечения военной безопасности в части, касающейся гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи;
7.3.формирует у юношей и девушек патриотическое осознание и морально-психологические качества, необходимые для защиты Отечества, а также для обязательной подготовки граждан к военной службе;
7.4.формирует у юношей и девушек необходимые знания и умения для участия в республиканских военно-патриотических соревнованиях, мероприятиях;
7.5.принимает участие в реализации программ воспитания по военно-патриотическому направлению деятельности;
7.6.создает условия для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами обучающегося для продолжения обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности;
7.7.обеспечивает строгое соблюдение требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по допризывной подготовке и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время их проведения;
7.8.изучает и внедряет передовые формы и методы военно-патриотического воспитания, организации и проведения мероприятий по данному направлению;
7.9.внедряет в практику работы учреждения образования новые формы работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию;
7.10.анализирует эффективность образовательных программ и программ воспитательной работы учреждения образования в части военно-патриотического воспитания обучающихся;
7.11.координирует вопросы, касающиеся организации допризывной подготовки учащихся учреждения общего среднего образования, в том числе взаимодействие с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр) учреждений высшего образования и других, с целью повышения престижа военной службы среди учащейся молодежи;
7.12.взаимодействует с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр) учреждений высшего образования по организации проведения учебно-полевых сборов с учащимися, организации оздоровительных лагерей военно-патриотической направленности;
7.13.взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся;
7.14.оказывает помощь военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, проводит соответствующую организационно-педагогическую работу;
7.15.ведет учет военнообязанных в учреждении образования и представляет соответствующие отчеты в военные комиссариаты;
7.16.участвует в обеспечении образовательного процесса при проведении занятий по военно-патриотическому воспитанию необходимым оборудованием и инвентарем;
7.17.взаимодействует с представителями органов системы национальной безопасности по обеспечению инвентарем и средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;
7.18.ведет учет, надлежащее хранение и сохранность учебного оборудования и инвентаря;
7.19.организует подготовку команд обучающихся и обеспечивает их участие в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности, в том числе совместно с руководителем физического воспитания осуществляет подготовку учащихся к участию в республиканской олимпиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитники Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
7.20.осуществляет контроль за соблюдением требований по охране труда, а также правил пожарной безопасности в местах проведения занятий, мероприятий при реализации образовательных программ и программ воспитательной работы учреждений образования;
7.21.участвует в работе педагогического совета, методических объединений, семинаров, конференций и т.д.;
7.22.постоянно повышает свой профессиональный уровень;
7.23.несет ответственность за обеспечение безопасных условий для обучающихся при организации образовательного процесса, на закрепленной территории учреждения, принимает меры к обеспечению санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, пожарной безопасности, пропускного режима;
7.24.несёт ответственность за состояние оборудования, инвентаря, мебели и т.п., находящегося в учебном кабинете, проводит паспортизацию учебного кабинета, ведет в установленном порядке учебно-планирующую документацию учебного кабинета;
7.25.сопровождает детей во время экскурсий, соревнований, мероприятий и т.п.;
7.26.хранит служебную тайну, не разглашает без соответствующего разрешения;
7.27.соблюдает правовые, нравственные и этические нормы поведения в учреждении образования, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению.
7.28.уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
7.29.проходит предварительные медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
7.30.принимает участие (согласно годовому плану работы учреждения) в работе совета учреждения образования, педагогического совета, совещаний при директоре, при заместителях директора; родительских собраниях, а также методических и иных мероприятиях, проводимых вышестоящей организацией;
7.31.немедленно сообщает дежурному администратору о происшедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим;
7.32.знает и выполняет требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению безопасности и дисциплины», Устава учреждения образования, Правил внутреннего трудового распорядка, соблюдает производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину, правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности, пропускной и внутриобъектовый режимы, санитарно-гигиенические нормы и правила учреждения образования;
7.33.приостанавливает проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни или здоровья обучающихся, и докладывает об этом директору учреждения образования, в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися во время образовательного процесса;
7.34.проходит в установленном порядке инструктаж по вопросам охраны труда и пожарной безопасности;
7.35.своевременно и в полном объеме выполнят должностные обязанности, указанные в данной инструкции.
ГЛАВА 3
ПРАВА
8. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право:
8.1.вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями;
8.2.знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей;
8.3.повышать свою квалификацию в установленном порядке;
8.4.требовать от руководства учреждения образования оказания содействия в осуществлении своих обязанностей;
8.5.принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации);
8.6.в пределах своей компетенции сообщать руководству учреждения образования обо всех недостатках в деятельности учреждения (отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению;
8.7.представлять интересы учреждения образования во взаимоотношениях с иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию;
8.8.подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;
8.9.имеет право на защиту профессиональной и личной чести и достоинства.
ГЛАВА 4
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
9.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору учреждения образования, заместителям директора.
10.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию осуществляет взаимодействие с работниками учреждения образования по вопросам, входящим в его компетенцию.
ГЛАВА 5
ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
11.Результаты работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию оценивает директор учреждения образования, заместители директора, учитывая сложность выполняемых трудовых функций, качество труда, инициативность, самостоятельность и др.
12.Руководитель по военно-патриотическому воспитанию несет ответственность за:
12.1.неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией − в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;
12.2.правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности − в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;
12.3.причинение материального ущерба (вреда) учреждению образования, работникам, обучающимся при исполнении своих должностных обязанностей – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
12.4.несоблюдение правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, производственной санитарии, распоряжений руководства учреждения образования – в соответствии с требованиями правовых актов Республики Беларусь и локальных актов;
12.5.несоблюдение Устава учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, нарушение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, пропускного режима − в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;
12.6.необеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса, в период проведения внеурочных мероприятий − в переделах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Директор учреждения образования Е.В.Томашова
«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»
Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.
В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).
1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.
Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).
Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.
Руководитель ВПВ имеет право:
проводить учебные занятия по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X–XI классах учреждений общего среднего образования;
проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);
проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.);
осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка / Учебные программы факультативных занятий.
В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;
Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;
Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);
Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);
Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);
инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);
иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.
Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.
2. Планирование работы руководителя ВПВ.
Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.
Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).
К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.
Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:
- Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год
- 2.Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
- Планирование деятельности на учебный год.
Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.
При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:
мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;
взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).
3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.
При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:
массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;
групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;
индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.
В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.
Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).
Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.
С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования.
Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:
максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);
пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;
развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;
взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;
качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).
4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.
При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:
классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;
педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;
библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;
педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;
руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;
учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;
законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;
представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:
— обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
— организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;
— организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.
При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:
информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);
интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;
вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;
рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;
музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;
военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;
библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;
видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;
художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;
сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).
На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.
Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).
Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.
«О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»
В целях дальнейшего совершенствования военно-патриотического воспитания обучающихся считаем целесообразным принять дополнительные меры по активизации соответствующего направления работы.
В Республике Беларусь создана система кадетского образования, в каждом регионе функционируют кадетские училища, имеющие богатый опыт в сфере военно-патриотического воспитания, подготовленные кадры, необходимую материально-техническую базу. Данные учреждения образования тесно взаимодействуют с учреждениям общего среднего образования (далее – УОСО) своих регионов.
Справочно: На базе ГУО «Могилевское областное кадетское училище имени Героя Советского Союза Евгения Николаенко» создан областной Центр патриотического воспитания, основными задачами которого являются:
проведение организационно-методических мероприятий в рамках сложившейся системы патриотического воспитания;
взаимодействие и координация деятельности областного Центра с учреждениями общего среднего образования Могилевской области, воинскими частями и военизированными формированиями, общественными организациями при проведении мероприятий патриотической направленности, подготовке и проведении военно-патриотических и историко-патриотических мероприятий, посвященных юбилейным и памятным событиям в истории Беларуси;
изучение военной истории и традиций Республики Беларусь, обеспечение популяризации достижений военно-исторической науки, поднятие престижа военной службы;
формирование начальных практических навыков по основам военной службы;
противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения учащихся и др.
В этой связи считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создания на базе кадетских училищ ресурсных центров по военно-патриотическому воспитанию и организовать их взаимодействие с УОСО региона на основе заключения договоров о сотрудничестве или разработке главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома планов работы (взаимодействия).
В настоящее время на базе УОСО во всех регионах созданы и функционируют различные ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.). Оценивая их работу, следует помнить о следующих критериях деятельности: осуществление учреждением образования методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки деятельности других учреждений образования по одному или нескольким направлениям развития образования; эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям развития образования для других учреждений образования.
Анализ информации, размещенной на сайтах ресурсных центров, показывает в ряде случаев низкую методическую ценность данных ресурсов. Как правило, на сайтах размещаются положения, планы работы, перечень нормативных правовых и иных документов, отчеты (фотоотчеты) о проведении мероприятий, ссылки на иные ресурсы. Целесообразно также размещение видеоматериалов (ролики, фильмы и др.), презентаций, методических разработок (сценариев мероприятий, рекомендаций, консультаций и др.), созданных на базе соответствующих ресурсных центров, имеющих универсальный характер и доступных для скачивания. Содержательное наполнение сайта должно быть ориентировано не только на руководителей по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководители ВПВ), но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.). Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.11.2021 № 819 «Об организации работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию» регулярно осуществляется изучение организации работы руководителей ВПВ в УОСО. Анализ показывает, что в УОСО определенная часть руководителей ВПВ являются внутренними совместителями (в отдельных районах этот показатель составляет 65 %); используется практика дробления ставки на части (до 0,25 ставки). Анализ деятельности руководителей ВПВ позволяет констатировать, что соответствующие специалисты-совместители меньше мотивированы и включены в организацию внеучебной деятельности учащихся патриотической направленности (чаще ведут факультативные занятия, руководят объединениями по интересам иной направленности), реже преподают предмет «Допризывная и медицинская подготовка», чем основные работники. При трудоустройстве необходимо принимать на работу руководителя ВПВ как основного работника, недопустимо дробить ставку на части.
Хорошо зарекомендовала себя практика создания районных методических объединений руководителей ВПВ. Их деятельность ориентирована на решение конкретных профессиональных затруднений, оказание помощи менее опытным специалистам. Целесообразно обеспечить создание методических объединений руководителей ВПВ в каждом районе и поручить организационно-методическое сопровождение их деятельности конкретным специалистам (управлений (отделов) по образованию, учебно-методических кабинетов и др.).
С целью повышения эффективности военно-патриотического воспитания в УОСО целесообразно осуществить следующие меры:
шире использовать интерактивные формы и методы работы: дискуссионные (диалоговые площадки, диспуты, дебаты, дискуссии, решение конкретных ситуаций), игровые (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, профориентационные игры, игровое проектирование, инсценирование, театрализация и др.);
организовать проведение совместных для учащихся и их законных представителей мероприятий патриотической направленности, в том числе в шестой школьный день;
активизировать работу по организации факультативных занятий, деятельности объединений по интересам военно-патриотического профиля;
обеспечить регулярное обновление информации о мероприятиях военно-патриотической направленности (проведение акций и мероприятий, военно-спортивных игр, деятельности музея (музейной комнаты), объединений по интересам и др.) на стендах, официальном сайте и социальных сетях;
регулярно рассматривать вопросы качества организации военно-патриотического воспитания, деятельности руководителя ВПВ на педагогических советах, совещаниях при директоре, заместителе директора по воспитательной работе и др., учитывая динамику проявлений критерия «гражданственность и патриотизм» при оценке уровня воспитанности учащихся;
совершенствовать материально-техническую базу, оснащение учебных кабинетов для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения военно-спортивных игр и соревнований.
Информацию о результатах выполнения вышеназванных поручений необходимо включить в годовой отчет по мониторингу организации шестого школьного дня и представить до 30 мая 2022 г. в Министерство образования.
По организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:
высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;
высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.
Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.
При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ‑ «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы.
Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
- Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
- Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.
Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.
В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).
1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.
Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).
Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.
Руководитель ВПВ имеет право:
проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);
проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.
В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;
Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;
Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);
Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);
Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);
инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);
иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.
Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.
Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.
2. Планирование работы руководителя ВПВ.
Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.
Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).
К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.
Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:
1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год
2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
3. Планирование деятельности на учебный год.
Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.
При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:
мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;
взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).
Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.
Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.
3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.
При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:
массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;
групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;
индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.
В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.
Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).
Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.
С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).
Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:
максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);
пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;
развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;
взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;
качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).
4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.
При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:
классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;
педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;
библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;
педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;
руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;
учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;
законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;
представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:
— обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
— организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;
— организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.
При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:
информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);
интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;
вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;
рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;
музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;
военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;
библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;
видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;
художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;
сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).
На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.
Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).
Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.
РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- Общие положения
- Настоящая инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики руководителя по военно-патриотическому воспитанию, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь.
1.2 Руководитель по военно-патриотическому воспитанию назначается и освобождается от должности по представлению директора школы из числа лиц, имеющих высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь или в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоение программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование»
1.3 Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
1.4 В своей деятельности руководитель по военно-патриотическому воспитанию руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Правилами охраны жизни и здоровья детей, санитарными нормами и правилами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
- Функции.
2.1 Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:
организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания и морально-психологических качеств, способствующих готовности к выполнению задач по защите Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.
организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
- Должностные обязанности.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию выполняет следующие обязанности:
3.1 Организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
3.2 Проведение профориентационной работы для осознанного выбора ими обучения в военных (МВД, МЧС) учреждениях образования;
3.3 Осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с военными комиссариатами:
3.4 Координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся.
3.5 Изучает и внедряет передовые формы и методы военно-патриотического воспитания, организации и проведения мероприятий по данному направлению
3.6 Обеспечивает строгое соблюдение требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по допризывной подготовке и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время их проведения
3.7 Изучает и внедряет передовые формы и методы военно-патриотического воспитания, организации и проведения мероприятий по данному направлению. Внедряет в практику работы учреждения образования новые формы работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию.
3.8 Анализирует эффективность образовательных программ и программ воспитательной работы учреждений образования в части военно-патриотического воспитания обучающихся.
3.9 Участвует в обеспечении образовательного процесса при проведении занятий по военно-патриотическому воспитанию необходимым оборудованием и инвентарем.
3.10 Совместно с руководителем физического воспитания организует подготовку команд учащихся в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности.
3.11 Участвует в работе педагогического совета, совещаний, методических объединений, семинаров, конференций. Постоянно повышает свой профессиональный уровень.
3.12 Должен знать:
законодательные акты Республики Беларусь в области образования и нормативно – правовые документы по вопросам образования, правам ребенка.
основы педагогики, общую психологию отношений, теорию и методику воспитательной работы.
основы трудового законодательства
основы государственной молодежной политики
основные направления и перспективы развития образования, воспитания и педагогической науки
- Правила и нормы охраны труда
Работник выполняет следующие обязанности по охране труда (согласно ст.15 Закона об охране труда) :
соблюдает требования по охране труда , правила поведения на территории и в помещениях учреждения образования;
проходит в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
Немедленно сообщает нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, несчастном случае, произошедшем в учреждении, оказывает содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в учреждения здравоохранения;
Исполняет другие обязанности предусмотренные законодательством
- Права
4.1. Повышать свою квалификацию за счет организации, в том числе выписывать для служебного пользования периодические издания, освещающие технологию выполняемых работ.
4.2. Вносить предложения по совершенствованию организации и технологии работы.
4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.4. На членство в профессиональном союзе.
4.5.На предоставление в установленном законодательном порядке отгулов за работу в выходные, праздничные и иные дни, объявленные Правительством Республики Беларусь нерабочими.
4.6 Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса, факультативные занятия военно-патриотической направленности, осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
- Взаимоотношения (связи по должности)
5.1. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора учреждения образования по воспитательной работе
5.2 Руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с заместителем директора учреждения образования по воспитательной работе, с руководителем по физическому воспитанию, учителями, классными руководителями, педагогом-организатором, педагогом социальным.
- Оценка работы и ответственность
6.1. Работу руководителя по военно-патриотическому воспитанию оценивает заместитель директора по воспитательной работе.
6.2. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию ответственность:
6.2.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определённых действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
6.2.2. За совершённые в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения – в пределах, определённых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
6.2.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определённых
действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
6.2.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, педагог социальный может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
свернуть