|
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 |
|
т/факс 8-495-355-00-00, ОГРН 1037700077403 |
kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
Согласовано
Утверждаю
Заместитель директора по социализации,
Директор __________________ В.А.Тихонов
воспитанию и безопасности
__________________ В.С.Харламов «_____»______________
2017г.
«_____»______________ 2017г.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Руководителя службы психолого-педагогического
сопровождения
ГБОУ Школы в Капотне
Настоящая должностная инструкция разработана и
утверждена на основании трудового договора с руководителем службы
психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне и в соответствии с
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых
актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения
относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется
приказом директора школы, которому он непосредственно подчиняется в своей
работе.
1.2. На должность руководителя службы психолого-педагогического
сопровождения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по
направлению подготовки управление в области организации
морально-психологического обеспечения со стажем работы на педагогических или
руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование
и дополнительное профессиональное образование в области социально-правовой или
психолого-педагогической специализации, со стажем работы на педагогических или
руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3. В своей деятельности руководитель службы психолого-педагогического
сопровождения руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы
воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения,
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и
распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Руководитель
службы психолого-педагогического сопровождения соблюдает Конвенцию о правах
ребёнка.
1.4. На период временного отсутствия руководителя службы
психолого-педагогического сопровождения его обязанности могут быть возложены на
педагога-психолога или социального педагога из числа наиболее опытных
работников службы психолого-педагогического сопровождения.
2.
Функционал.
Основными функциями, выполняемыми
руководителем службы психолого-педагогического сопровождения, являются:
2.1. Изучение состояние
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ГБОУ Школе
в Капотне.
2.2. Осуществление информационного
обеспечения работников службы психолого-педагогического сопровождения.
2.3. Организация контроля и анализа результатов
деятельности работников службы психолого-педагогического сопровождения.
2.4. Анализ эффективности деятельности
службы психолого-педагогического сопровождения.
2.5. Установление сотрудничества с
органами психолого-педагогического сопровождения.
2.6. Содействие охране прав личности в
соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3. Должностные обязанности.
3.1. Руководитель службы
психолого-педагогического сопровождения организует текущее и перспективное
планирование деятельности, проводит регулярный анализ итогов деятельности службы
ППС, выявляет пути повышения качества работы, осуществляет текущий и конечный
контроль рабочего процесса. Ведет соответствующую отчетно-учетную
документацию, разрабатывает программы деятельности службы ППС по различным направлениям,
организует учет и хранение результатов проводимых исследований.
3.2. Координирует методическую работу
классных руководителей по реализации психолого-педагогических планов и
программ, а также оказывает помощь в разработке необходимой методической
документации, осуществляет контроль за качеством и объективностью оценки
результатов коррекционно-развивающей помощи воспитанникам и обучающимся,
консультативной помощи родителям. 3.3. Организует просветительскую работу в
форме семинаров, практических занятий и тренингов с целью оказания методической
помощи в области социальной и педагогической психологии, принимает участие в
разработке инновационных программ и технологий и оказывает помощь
педагогическим работникам в их усвоении.
3.4. Анализирует и обобщает результаты
экспериментальной работы по направлениям деятельности, принимает участие в
подготовке и проведении аттестации психолого-педагогических работников.
3.5. Способствует обеспечению сохранности
оборудования и методического оснащения, соблюдению санитарно-гигиенических
требований, правил охраны труда, действует от имени службы ППС и представляет
её интересы в инстанциях.
4. Права
Руководитель службы психолого-педагогического
сопровождения имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства ГБОУ Школа в Капотне,
касающимися его деятельности.
4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по
совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей
инструкцией.
4.4. Принимать участие в разработке стратегии развития учреждения, в
создании программ психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса. В психологической экспертизе образовательных программ, в работе
конференций, совещаний, семинаров, собраний, советов, в аттестации
психолого-педагогических работников. Вносить предложения о совершенствовании
работы учреждения.
4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб ГБОУ
Школа в Капотне, получать информацию и документы, необходимые для выполнения
своих должностных обязанностей.
4.7. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания
содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
4.9. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
5. Ответственность
Руководитель службы психолого-педагогического
сопровождения несет ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ГБОУ Школы в Капотне,
иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы,
должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, — в пределах,
определенных действующим трудовым законодательством РФ.
5.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах,
определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
трудовой деятельности, — в пределах, определенных действующим административным,
уголовным, гражданским законодательством РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по
должности.
Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения:
6.1. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и
каждый отчетный период. План работы утверждается директором ГБОУ Школы в
Капотне не позднее пяти дней с начало планируемого периода.
6.2. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в
течение десяти дней по окончании каждого отчетного периода.
6.3. Получает от директора ГБОУ Школы в Капотне информацию нормативно-правового
и финансово-хозяйственного характера знакомится под расписку соответствующими
документами.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в
свою компетенцию, с другими сотрудниками ГБОУ Школы в Капотне.
6.5. Информацию, полученную на совещаниях и семинарах различного
уровня, передает директору непосредственно после ее получения.
6.6. Руководит
деятельностью: педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов.
Обновлено: 18.05.2023
1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.4. Педагог-психолог в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, Уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.
3. Должностные обязанности
3.1. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи: психокоррекционной, реабилитационной, консультативной.
3.4.Оказывает помощь обучающимся воспитанникам, родителям, лицам их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.5.Ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению.
3.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
3.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся воспитанников, содействует их развитию и поиску.
3.8. Определяет степень умственных, физических, эмоциональных отклонений в развитии обучающихся воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.9. Формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей, лиц их заменяющих, в том числе культуру полового воспитания.
3.10. Консультирует работников школы, в целях практического применения психологии, ориентированной на повышении социально-психологической компетентности обучающихся воспитанников, педагогических работников, родителей, лиц их заменяющих.
3.11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.12.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.13. Участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы, штаба воспитательной работы.
3.14. Соблюдает эстетические нормы поведения в школе, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.15. Выполняет разовые поручения директора.
3.16. Участвует в городских, общешкольных субботниках.
Педагог –психолог имеет право:
4.1.Самостоятельно избирать формы, приемы, методы проведения учебно-воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики преподавания.
4.2. В целях надлежащей организации занятий давать учащимся обязательные распоряжения время проведения занятий.
4.3. Вызывать от лица школы родителей учащегося в необходимых случаях.
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.6. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев предусмотренных Законом.
4.7. Аттестоваться на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.8.Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в пунктах 3 настоящей Инструкцией, а также за нарушение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка для работников школы.
5.3. 3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовке педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. 3а виновное причинение школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке к в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает в режиме 18 часовой рабочей недели (0,5 ставки) установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе в течении 10 дней по окончанию каждой учебной четверти.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правовою и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после её получения.
1. Общие положения
1.1. Руководитель психологической службы назначается на должность и увольняется с должности приказом директора согласно ТК РФ.
1.2. Подчиняется непосредственно директору Центра, опосредованно – заместителям директора.
1.3. Осуществляет общее руководство лабораторией согласно Положению о лаборатории научно-экспериментальной работы.
1.4. Имеет высшее профессиональное образование, стаж работы психологом не менее 3 лет.
1.5. Должен знать:
- Законодательные и нормативные документы по образованию и дополнительному образованию;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Современные тенденции о развитии образования, воспитания, дополнительного образования;
- Основы психологии, педагогики, физиологии, гигиены, теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения управленческих задач;
- Основы управленческой и финансово-хозяйственной деятельности;
- Основы профессиональной психологической деятельности;
- Основы исследовательской деятельности, способы организации индивидуального и коллективного исследований;
- Трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила технической безопасности.
2. Должностные обязанности
2.1. Направляет деятельность психологической службы; участвует в определении содержания деятельности службы; организует работу по постановке общих задач и их выполнению;
2.2. Составляет перспективную программу деятельности службы.
2.3. Принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
2.4. Оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.6. Осуществляет взаимодействие с профильными организациями и учреждениями.
2.7. Анализирует и обобщает результаты работы службы, организует коллективный анализ деятельности и результатов.
2.8. Ведет отчетную документацию, периодически отчитывается о работе службы.
2.9. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.10. Участвует в работе общих административных совещаний, педагогических советов Центра, в решении общих административных вопросов.
2.11. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся.
2.12. Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей.
2.13. Отслеживает, анализирует, обобщает и доводит до сведения администрации результаты деятельности психологической службы, прогнозирует пути ее развития.
2.14. Консультирует работников Центра по вопросам развития Центра, практического применения психологии.
2.15. Взаимодействует с руководителями различных подразделений Центра и административным отделом по вопросам, связанным с психологическим обеспечением образовательного процесса.
3. Права по должности
3.1. На свободу выбора и использования определенного направления психологической деятельности; работа в русле различных техник и отраслей психологии.
3.2. На получение информации о деятельности педагогов Центра.
3.3. Имеет общие права педагогических работников Центра, закрепленные законодательными и нормативным и документами.
4. Ответственность
4.1. Несет материальную ответственность за состояние и сохранность имущества службы.
4.2. Отвечает за сохранность жизни и здоровья детей Центра.
4.3. Несет ответственность за качественное и своевременное выполнение службой программ деятельности.
4.4. Отвечает за техническую безопасность работы службы и выполнение норм охраны труда.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
(ГБОУ Школа в Капотне)
109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29
ИНН / КПП 7723138571/772301001
Заместитель директора по социализации, Директор __________________ В.А.Тихонов
воспитанию и безопасности
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Руководителя службы психолого-педагогического сопровождения
ГБОУ Школы в Капотне
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с руководителем службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется приказом директора школы, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.
1.2. На должность руководителя службы психолого-педагогического сопровождения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки управление в области организации морально-психологического обеспечения со стажем работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области социально-правовой или психолого-педагогической специализации, со стажем работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3. В своей деятельности руководитель службы психолого-педагогического сопровождения руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
1.4. На период временного отсутствия руководителя службы психолого-педагогического сопровождения его обязанности могут быть возложены на педагога-психолога или социального педагога из числа наиболее опытных работников службы психолого-педагогического сопровождения.
2. Функционал.
Основными функциями, выполняемыми руководителем службы психолого-педагогического сопровождения, являются:
2.1. Изучение состояние психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ГБОУ Школе в Капотне.
2.2. Осуществление информационного обеспечения работников службы психолого-педагогического сопровождения.
2.3. Организация контроля и анализа результатов деятельности работников службы психолого-педагогического сопровождения.
2.4. Анализ эффективности деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.
2.5. Установление сотрудничества с органами психолого-педагогического сопровождения.
2.6. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3. Должностные обязанности.
3.1. Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения организует текущее и перспективное планирование деятельности, проводит регулярный анализ итогов деятельности службы ППС, выявляет пути повышения качества работы, осуществляет текущий и конечный контроль рабочего процесса. Ведет соответствующую отчетно-учетную документацию, разрабатывает программы деятельности службы ППС по различным направлениям, организует учет и хранение результатов проводимых исследований.
3.2. Координирует методическую работу классных руководителей по реализации психолого-педагогических планов и программ, а также оказывает помощь в разработке необходимой методической документации, осуществляет контроль за качеством и объективностью оценки результатов коррекционно-развивающей помощи воспитанникам и обучающимся, консультативной помощи родителям. 3.3. Организует просветительскую работу в форме семинаров, практических занятий и тренингов с целью оказания методической помощи в области социальной и педагогической психологии, принимает участие в разработке инновационных программ и технологий и оказывает помощь педагогическим работникам в их усвоении.
3.4. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы по направлениям деятельности, принимает участие в подготовке и проведении аттестации психолого-педагогических работников.
3.5. Способствует обеспечению сохранности оборудования и методического оснащения, соблюдению санитарно-гигиенических требований, правил охраны труда, действует от имени службы ППС и представляет её интересы в инстанциях.
Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства ГБОУ Школа в Капотне, касающимися его деятельности.
4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.4. Принимать участие в разработке стратегии развития учреждения, в создании программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В психологической экспертизе образовательных программ, в работе конференций, совещаний, семинаров, собраний, советов, в аттестации психолого-педагогических работников. Вносить предложения о совершенствовании работы учреждения.
4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб ГБОУ Школа в Капотне, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.7. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
4.9. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
5. Ответственность
Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения несет ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ГБОУ Школы в Капотне, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
5.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения:
6.1. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый отчетный период. План работы утверждается директором ГБОУ Школы в Капотне не позднее пяти дней с начало планируемого периода.
6.2. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в течение десяти дней по окончании каждого отчетного периода.
6.3. Получает от директора ГБОУ Школы в Капотне информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера знакомится под расписку соответствующими документами.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с другими сотрудниками ГБОУ Школы в Капотне.
6.5. Информацию, полученную на совещаниях и семинарах различного уровня, передает директору непосредственно после ее получения.
6.6. Руководит деятельностью: педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Образец должностной инструкции педагога-психолога
1. Общий раздел
- Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
- Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
- На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
- Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
- средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
- соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
- опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
- Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
- профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
- теоретические основы психологии и педагогики;
- особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
- принципы проведения психолого-педагогических исследований;
- правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
- правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
- приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
- правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
- теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
- способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
- передовые техники в области педагогики и психологии;
- нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
- правила ведения документооборота;
- кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
- правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
- правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
- На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
- действующими законами;
- профильными стандартами и правилами;
- внутренней документацией учреждения;
- сведениями из данной инструкции.
2. Обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие функции:
- Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
- Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
- Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
- Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
- Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
- Участие в составлении образовательных планов учреждения.
- Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
- Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
- Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
- Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
- Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
- Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
- Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
- Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
- Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
- Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.
3. Ответственность
Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:
- Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
- Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
- Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.
4. Права
Педагог-психолог владеет следующими правами:
- Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
- Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
- Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
- Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
- Условия для работы.
- Должностные связи.
- Критерии оценки достигнутых результатов.
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.
— руководитель психологической службы является штатным работником, который осуществляет руководство психологическим обеспечением деятельности предприятия. Он подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам. Ему подчинены все сотрудники данной службы;
— на должность руководителя психологической службы на конкурсной основе назначается специалист с высшим образованием, имеющий стаж работы не менее трех лет. Назначение и увольнение руководителя психологической службы от занимаемой должности производится приказом директора предприятия;
— в своей деятельности руководитель психологической службы руководствуется нормативно-правовыми документами;
— он должен знать специализацию и особенности работы предприятия, стратегию его развития, правовые нормы труда, а также должен владеть в совершенстве специальными психологическими знаниями;
— основной целью деятельности руководителя является организация психологического обеспечения подбора, оценки, расстановки и обучения персонала предприятия.
2) Функциональные обязанности (10 положений).
3) Права (9 положений).
4) Ответственность (5 положений).
5) Поощрения (4 положения).
1. Руководитель психологической службы является штатным работником, осуществляет руководство психологическим обеспечением деятельности предприятия. Руководитель психологической службы подчиняется заместителю директора предприятия по кадровым вопросам. Руководителю психологической службы подчинены все сотрудники данной службы.
2. На должность руководителя психологической службы на конкурсной основе назначается специалист с высшим психологическим образованием, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет. Назначение и освобождение руководителя психологической службы от занимаемой должности производится приказом директора предприятия.
3. Руководитель психологической службы в своей работе руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
— Гражданский кодекс РФ;
— План экономического и социального развития предприятия;
— Положение об оплате труда;
— Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор;
— Организационно-методологические принципы психологической службы;
— Другими нормативными актами и документами по вопросам его деятельности и настоящей Инструкцией.
4. Руководитель психологической службы должен знать: специализацию и особенности работы предприятия; стратегию развития предприятия; основы трудового и хозяйственного законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; общую психологию; дифференциальную психологию; социальную психологию; психологию труда; психологию управления. А также в совершенстве владеть соответствующим психодиагностическим инструментарием; иметь навыки научного исследования и опыт преподавания психологических дисциплин.
5. Основной целью деятельности руководителя психологической t службы является организация психологического обеспечения подбора, оценки, расстановки и обучения персонала предприятия.
II. Функциональные обязанности
1. Руководитель психологической службы реализует стратегию психологического сопровождения труда каждого сотрудника и психологическое обеспечение работы предприятия в целом.
2. Организует работу подразделения на основе применения прогрессивных форм и методов управления и распространения передового опыта работы в области практической психологии.
3. Принимает меры по совершенствованию профессионально-психологического отбора при приеме на работу.
4. Обеспечивает наилучшие социально-психологические условия для использования знаний и опыта сотрудников предприятия.
5. Проводит работу по воспитанию кадров в духе строгого соблюдения интересов предприятия, укрепления трудовой и производственной дисциплины, развитию инициативы и трудовой активности сотрудников.
6. Представляет в аттестационную комиссию психологический анализ трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников. Лично принимает участие в работе аттестационной комиссии.
7. Участвует в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников.
8. Организует динамическое психологическое наблюдение за сотрудниками (регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих фактов в быту и на работе и т. д. ) и отражает результаты этого наблюдения в индивидуальных карточках сотрудника.
9. По заданию генерального директора проводит психологический анализ управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений.
10. Организует обучение персонала основам психологических знаний и приемам саморегуляции.
1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач от структурных подразделений (отделов, служб, участков) в рамках компетенции службы.
2. Пользоваться услугами вычислительного центра, библиотеки, множительной лаборатории предприятия при решении задач. А также пользоваться услугами социальных и оздоровительных учреждений. Для осуществления профессиональной деятельности психологу выделяется отдельный рабочий кабинет и кабинет психологической разгрузки, которые оборудуются электронно-вычислительной и аудио-, видеотехникой, учебными и методическими пособиями, диагностическими методиками.
3. Проводить индивидуально-психологические и социально-психологические обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.
4. Вносить предложения дирекции предприятия о совершенствовании структуры и работы службы.
5. Разрабатывать должностные инструкции для подчиненных работников на основе типовых должностных инструкций и осуществлять контроль за их выполнением. Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении работников в соответствии со ст. 131 и ст. 134 КЗоТ РФ и о взыскании с работников за нарушение трудовой дисциплины в соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ.
6. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады при составлении штатного расписания и премировать работников в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты.
7. Организовывать и проводить оперативные совещания предприятия по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.
8. Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психологическим проблемам. Обращаться к другим специалистам за консультацией.
9. Привлекать специалистов из других предприятий (организаций) по разрешению генерального директора.
Руководитель психологической службы несет ответственность:
1. За несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данной Инструкций.
2. За несвоевременное и некачественное предоставление исходной информации по решаемым задачам генеральному директору, его заместителю по кадровым вопросам и в структурные подразделения.
3. За необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий службы, указанных в плане экономического и социального развития.
4. За нарушение правил охраны труда, техники безопасности.
5. За нерациональное использование трудовых, материальных, технических, энергетических и финансовых ресурсов.
1. Моральное поощрение руководителя психологической службы осуществляется при образцовом выполнении функциональных обязанностей приказом директора предприятия мерами согласно ст. 131 КЗоТ РФ. За особы трудовые заслуги заместитель директора по кадровым вопросам может представить руководителя психологической службы к мерам поощрения, предусмотренными ст. 134 КЗоТ РФ: благодарность, выдача премии, награждение Почетной грамотой, представление к правительственной награде или почетному званию.
2. Материальное поощрение руководителя психологической службы осуществляется по следующим показателя качества его труда: качество и своевременность проводимых обследований, надежность принимаемых на их основе решений, качество оформления заключений и рекомендаций и уровень трудовой дисциплины в подразделении.
3. Руководитель психологической службы поощряется (вознаграждается или премируется) сверх установленного оклада за выполнение следующих показателей:
— уменьшение потерь рабочего времени на 1 работника;
— уменьшение текучести кадров;
— увеличение надежности работы персонала (уменьшение возможной величины сбоев в работе по вине работников);
— увеличение коэффициента равномерности загрузки персонала работой;
— повышение уровня трудовой дисциплины;
— увеличение качества труда персонала предприятия;
— своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в структурных подразделениях.
4. Оценку работы руководителя психологической службы осуществляет заместитель генерального директора предприятия по кадровым вопросам.
Читайте также:
- Функция трапециевидной мышцы кратко
- Все для детского сада песни танцы сценарии
- Работа юриста в суде при рассмотрении дела кратко
- Наказание по закону это кратко
- Какова тема и основная мысль произведения маленький принц кратко
1. Общие положения
1.1. Руководитель психологической службы назначается на должность и увольняется с должности приказом директора согласно ТК РФ.
1.2. Подчиняется непосредственно директору Центра, опосредованно – заместителям директора.
1.3. Осуществляет общее руководство лабораторией согласно Положению о лаборатории научно-экспериментальной работы.
1.4. Имеет высшее профессиональное образование, стаж работы психологом не менее 3 лет.
1.5. Должен знать:
- Законодательные и нормативные документы по образованию и дополнительному образованию;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Современные тенденции о развитии образования, воспитания, дополнительного образования;
- Основы психологии, педагогики, физиологии, гигиены, теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения управленческих задач;
- Основы управленческой и финансово-хозяйственной деятельности;
- Основы профессиональной психологической деятельности;
- Основы исследовательской деятельности, способы организации индивидуального и коллективного исследований;
- Трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила технической безопасности.
2. Должностные обязанности
2.1. Направляет деятельность психологической службы; участвует в определении содержания деятельности службы; организует работу по постановке общих задач и их выполнению;
2.2. Составляет перспективную программу деятельности службы.
2.3. Принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
2.4. Оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.6. Осуществляет взаимодействие с профильными организациями и учреждениями.
2.7. Анализирует и обобщает результаты работы службы, организует коллективный анализ деятельности и результатов.
2.8. Ведет отчетную документацию, периодически отчитывается о работе службы.
2.9. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.10. Участвует в работе общих административных совещаний, педагогических советов Центра, в решении общих административных вопросов.
2.11. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся.
2.12. Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей.
2.13. Отслеживает, анализирует, обобщает и доводит до сведения администрации результаты деятельности психологической службы, прогнозирует пути ее развития.
2.14. Консультирует работников Центра по вопросам развития Центра, практического применения психологии.
2.15. Взаимодействует с руководителями различных подразделений Центра и административным отделом по вопросам, связанным с психологическим обеспечением образовательного процесса.
3. Права по должности
3.1. На свободу выбора и использования определенного направления психологической деятельности; работа в русле различных техник и отраслей психологии.
3.2. На получение информации о деятельности педагогов Центра.
3.3. Имеет общие права педагогических работников Центра, закрепленные законодательными и нормативным и документами.
4. Ответственность
4.1. Несет материальную ответственность за состояние и сохранность имущества службы.
4.2. Отвечает за сохранность жизни и здоровья детей Центра.
4.3. Несет ответственность за качественное и своевременное выполнение службой программ деятельности.
4.4. Отвечает за техническую безопасность работы службы и выполнение норм охраны труда.