Должностная инструкция секретаря школы рб в образовании

Мы используем файлы cookie для обеспечения функционирования нашего сайта, а также сбора и
анализа информации
о
его работе. Вы можете разрешить все файлы cookie, нажав «Разрешить все», или управлять ими по отдельности,
нажав
«Настроить».
Нажимая «Разрешить все», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки
файлов cookie.

Вы можете настроить файлы cookie, кроме необходимых. Отмена некоторых cookie может повлиять на работоспособность
сайта.

Должностная инструкция секретаря школы

Должностная инструкция секретаря

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция секретаря школы разработана на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37 в редакции от 27 марта 2018г, с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция секретаря определяет основные функции, устанавливает должностные обязанности, права и ответственность, а также взаимоотношения в коллективе сотрудника, занимающего в школе должность секретаря.
1.3. Секретарь образовательного учреждения назначается и освобождается от должности в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации и трудовым договором.
1.4. На должность секретаря принимается лицо:

  • имеющее среднее профессиональное образование в сфере делопроизводства без предъявления требования к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в сфере делопроизводства без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Секретарь непосредственно подчиняется заместителю директора по административно-хозяйственной части.
1.6. В своей профессиональной деятельности секретарь обязан руководствоваться:

  • Уставом общеобразовательного учреждения;
  • трудовым договором;
  • приказами и распоряжениями директора общеобразовательного учреждения;
  • законами и иными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • данной должностной инструкцией секретаря руководителя школы;
  • нормативными документами, касающимися ведения делопроизводства;
  • утвержденной инструкцией по охране труда секретаря в школе.

1.7. Секретарь школы обязан знать:

  • структуру образовательного учреждения и его кадрового состава;
  • государственные стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
  • правила орфографии и пунктуации русского языка;
  • правила эксплуатации оргтехники;
  • правила пользования приемно-переговорным устройством, факсом, множительным устройством, сканером, компьютером;
  • правила работы с компьютерными программами, а именно с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базами данных, электронной почтой, браузерами;
  • технику создания, обработки, передачи и хранения документов;
  • правила деловой переписки;
  • правила составления деловых писем с использованием деловых образцов;
  • основы этики и эстетики;
  • правила делового общения;
  • способы оказания первой помощи;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

1.8. Секретарь школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

Основными направлениями в работе секретаря школы являются:
2.1. Выполнение технических функций по обеспечению и обслуживанию работы директора общеобразовательного учреждения и его заместителя;
2.2. Ведение делопроизводства.

3. Должностные обязанности секретаря школы

3.1. Секретарь школы имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Прием всей поступающей в общеобразовательное учреждение корреспонденции и передача ее в соответствии с указаниями директора конкретным сотрудникам для использования в процессе работы либо для подготовки ответов;
3.2. Ведение делопроизводства, в том числе и в электронном виде;
3.3. Предоставление в установленные сроки в Управление образования списков всех классов (контингента образовательного учреждения) и списка всех преподавателей каждого учебного года;
3.4. Оперативное внесение текущих изменений в составе контингента учащихся, преподавателей и других сотрудников общеобразовательного учреждения;
3.5. Подготовка проектов приказов и распоряжений по движению контингента учащихся;
3.6. Оформление личных дел детей, принятых на обучение в образовательное учреждение;
3.7. Ведение алфавитного журнала всех учащихся;
3.8. Выполнение различных операций с использованием компьютерной техники по программам, предназначенным для сбора, обработки и предоставления информации;
3.9. Контроль над своевременным рассмотрением и подготовкой документов и распоряжений, принятых к исполнению конкретными сотрудниками общеобразовательного учреждения;
3.10. Составление различных писем, запросов и других документов, а также подготовка ответов авторам обращений по поручению директора образовательного учреждения или его заместителя;
3.11. Ведение контроля исполнения сотрудниками общеобразовательного учреждения изданных приказов и распоряжений, а также соблюдения сроков исполнения указаний и поручений директора образовательного учреждения, взятых на контроль;
3.12. Вызов сотрудников и учащихся по поручению директора общеобразовательного учреждения;
3.13. Выполнение работы по подготовке общих собраний сотрудников школы, заседаний педагогического совета, а также совещаний, проводимых директором образовательного учреждения (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня совещания и их регистрация);
3.14. Контроль обеспечения директора общеобразовательного учреждения канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, а также создание условий, способствующих эффективной работе директора образовательного учреждения;
3.15. Формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности и сдача в архив в установленные сроки;
3.16. Прием личных заявлений сотрудников школы, учащихся и их родителей (или законных представителей) на подпись директору образовательного учреждения;
3.17. Выполнение работы согласно данной должностной инструкции секретаря школы, соблюдение инструкций по охране труда при выполнении работ и эксплуатации компьютерной техники;
3.18. Организация приема посетителей, а также содействие оперативному рассмотрению просьб и предложений сотрудников образовательного учреждения.
3.19. Секретарь школы должен вести работу:
— в соответствии с графиком, утвержденным директором образовательного учреждения;
— в тесном взаимодействии с педагогическим, административным и обслуживающим персоналом.

4. Права

Секретарь школы имеет право:
4.1. Получать своевременную индивидуальную консультацию по вопросам работы с электронным журналом;
4.2. Запрашивать у сотрудников образовательного учреждения, а в соответствующих случаях и у администрации, необходимую информацию и материалы, а также объяснения о причинах задержки выполнения контролируемых поручений;
4.3. Привлекать сотрудников к исполнению поручений администрации образовательного учреждения;
4.4. Требовать от сотрудников доработки документов, которые были подготовлены с нарушением установленных правил составления и оформления документов;
4.5. Визировать проекты документов, связанных с управленческой деятельностью образовательного учреждения;
4.6. Знакомиться с должностной инструкцией секретаря-делопроизводителя школы, другими инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;
4.7. Вносить на рассмотрение администрации общеобразовательного учреждения свои предложения по улучшению работы с документами, совершенствованию форм и методов управленческого труда с учетом применения средств организационной и вычислительной техники.

5. Ответственность

Секретарь несет ответственность:
5.1. Дисциплинарную, предусмотренную за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, представленных в данной должностной инструкции секретаря школы, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, а также за нарушение Устава и других локальных правовых актов образовательного учреждения;
5.2. Административную ответственность, предусмотренную за нарушение по его вине правил противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических правил, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.3. Материальную ответственность, предусмотренную за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества образовательного учреждения, неправомерное его использование или иной ущерб, причиненный образовательному учреждению, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За разглашение персональных данных обучающихся, родителей (законных представителей), работников школы, а также за несоблюдение норм профессиональной этики.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Секретарь:
6.1. Работает по графику, составленному из 40 часовой недели и утвержденному директором школы.
6.2. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Секретарь в процессе своей деятельности взаимодействует с административным, педагогическими и обслуживающим персоналом по вопросам проверки выполнения поручений отдела образования, приказов и указаний директора школы, кадровой деятельности школы.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию секретаря со всеми работниками школы.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию секретаря школы разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Должностным инструкциям работников школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Секретаря школы

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция секретаря школы разработана на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37 в редакции от 27 марта 2018 года, с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Данная должностная инструкция секретаря школы определяет основные функции, устанавливает должностные обязанности, права и ответственность, а также взаимоотношения в коллективе сотрудника, занимающего в школе должность секретаря.

1.3. Секретарь школы назначается и освобождается от должности в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации и трудовым договором.

1.4. На должность секретаря школы принимается лицо:

  • имеющее среднее профессиональное образование в сфере делопроизводства без предъявления требования к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в сфере делопроизводства без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Секретарь школы непосредственно подчиняется заместителю директора школы по административно-хозяйственной части.

1.6. В своей профессиональной деятельности секретарь школы обязан руководствоваться:

  • Уставом школы;
  • трудовым договором;
  • приказами и распоряжениями директора общеобразовательного учреждения;
  • законами и иными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • нормативными документами, касающимися ведения делопроизводства;
  • утвержденной инструкцией по охране труда.

1.7. Секретарь школы обязан знать:

  • структуру образовательного учреждения и его кадрового состава;
  • государственные стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
  • правила орфографии и пунктуации русского языка;
  • правила эксплуатации оргтехники;
  • правила пользования приемно-переговорным устройством, факсом, множительным устройством, сканером, компьютером;
  • правила работы с компьютерными программами, а именно с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базами данных, электронной почтой, браузерами;
  • технику создания, обработки, передачи и хранения документов;
  • правила деловой переписки;
  • правила составления деловых писем с использованием деловых образцов;
  • основы этики и эстетики;
  • правила делового общения;
  • способы оказания первой помощи;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

1.8. Секретарь школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

Основными направлениями в работе секретаря школы являются:

  • Выполнение технических функций по обеспечению и обслуживанию работы директора школы и его заместителя;
  • Ведение делопроизводства.

3. Должностные обязанности

Секретарь школы имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Прием всей поступающей в школу корреспонденции и передача ее в соответствии с указаниями директора конкретным сотрудникам для использования в процессе работы либо для подготовки ответов.

3.2. Ведение делопроизводства, в том числе и в электронном виде.

3.3. Предоставление в установленные сроки в Управление образования списков всех классов (контингента школы) и списка всех преподавателей каждого учебного года.

3.4. Оперативное внесение текущих изменений в составе контингента учащихся, преподавателей и других сотрудников школы.

3.5. Подготовка проектов приказов и распоряжений по движению контингента учащихся.

3.6. Оформление личных дел детей, принятых на обучение в школу.

3.7. Ведение алфавитного журнала всех учащихся.

3.8. Выполнение различных операций с использованием компьютерной техники по программам, предназначенным для сбора, обработки и предоставления информации.

3.9. Контроль над своевременным рассмотрением и подготовкой документов и распоряжений, принятых к исполнению конкретными сотрудниками школы.

3.10. Составление различных писем, запросов и других документов, а также подготовка ответов авторам обращений по поручению директора школы или его заместителя.

3.11. Ведение контроля исполнения сотрудниками школы изданных приказов и распоряжений, а также соблюдения сроков исполнения указаний и поручений директора образовательного учреждения, взятых на контроль.

3.12. Вызов сотрудников и учащихся по поручению директора школы.

3.13. Выполнение работы по подготовке общих собраний сотрудников школы, заседаний педагогического совета, а также совещаний, проводимых директором школы (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня совещания и их регистрация).

3.14. Контроль обеспечения директора школы канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, а также создание условий, способствующих эффективной работе директора образовательного учреждения.

3.15. Формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности и сдача в архив в установленные сроки.

3.16. Прием личных заявлений сотрудников школы, учащихся и их родителей (или законных представителей) на подпись директору школы.

3.17. Выполнение работы согласно данной должностной инструкции секретаря школы, соблюдение инструкций по охране труда при выполнении работ и эксплуатации компьютерной техники.

3.18. Организация приема посетителей, а также содействие оперативному рассмотрению просьб и предложений сотрудников школы.

3.19. Секретарь школы должен вести работу в соответствии с графиком, утвержденным директором школы, в тесном взаимодействии с педагогическим, административным и обслуживающим персоналом.

4. Права

Секретарь школы имеет право:

4.1. Получать своевременную индивидуальную консультацию по вопросам работы с электронным журналом.

4.2. Запрашивать у сотрудников школы, а в соответствующих случаях и у администрации, необходимую информацию и материалы, а также объяснения о причинах задержки выполнения контролируемых поручений.

4.3. Привлекать сотрудников к исполнению поручений администрации школы.

4.4. Требовать от сотрудников доработки документов, которые были подготовлены с нарушением установленных правил составления и оформления документов.

4.5. Визировать проекты документов, связанных с управленческой деятельностью школы.

4.6. Знакомиться с должностной инструкцией секретаря-делопроизводителя школы, другими инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.

4.7. Вносить на рассмотрение администрации школы свои предложения по улучшению работы с документами, совершенствованию форм и методов управленческого труда с учетом применения средств организационной и вычислительной техники.

5. Ответственность

Секретарь школы несет ответственность:

5.1. Дисциплинарную, предусмотренную за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, представленных в настоящей должностной инструкции, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, а также за нарушение Устава и других локальных правовых актов школы.

5.2. Административную ответственность, предусмотренную за нарушение по его вине правил противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических правил, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. Материальную ответственность, предусмотренную за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества образовательного учреждения, неправомерное его использование или иной ущерб, причиненный школе, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За разглашение персональных данных обучающихся, родителей (законных представителей), работников школы, а также за несоблюдение норм профессиональной этики.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Секретарь школы:

6.1. Работает по графику, составленному из 40 часовой недели и утвержденному директором школы.

6.2. Получает от директора и заместителей директора школы информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Секретарь в процессе своей деятельности взаимодействует с административным, педагогическими и обслуживающим персоналом по вопросам проверки выполнения поручений отдела образования, приказов и указаний директора школы, кадровой деятельности школы.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию секретаря со всеми работниками школы.

6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Контактная информация:

 347042, Ростовская область, г.Белая Калитва, ул.Энгельса, 17

 Руководитель: Владимирова Марианна Викторовна

 Телефон: 8 (863 83) 2-67-52

 E-mail: bkschool2@mail.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
21 октября 2011 г. № 105

О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих

На основании подпункта 7.1.2 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53, изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2011 г.

Приложение

к постановлению
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

21.10.2011 № 105

Избранное

ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК, ЗАВЕДУЮЩИЙ)

Должностные обязанности. Осуществляет руководство образовательной, учебно-методической, производственно-хозяйственной, финансово-экономической, иной деятельностью учреждения образования, обособленных подразделений в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом учреждения. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, планирует его работу. Совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, Устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования и др. Руководит работой советов, создаваемых в учреждении. Организует контроль за выполнением их решений. Определяет и утверждает структуру управления учреждением, штатное расписание в установленном порядке. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников учреждения. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров и других работников. Утверждает должностные (рабочие) инструкции работников, положения о структурных подразделениях в соответствии со штатным расписанием, трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками. Создает условия для повышения их профессионального мастерства, использования ими новых форм и методов обучения, воспитания и хозяйствования, участия в экспериментальной и инновационной деятельности. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Формирует и обеспечивает сохранность контингента обучающихся и их социальную защиту. Создает необходимые условия для реализации образовательных программ специального образования, для формирования социально-бытовой компетенции лиц с особенностями психофизического развития, подготовки их к самостоятельной жизни в обществе. Осуществляет функции государственного опекуна (попечителя) обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.). Осуществляет меры по устройству их на воспитание в семьи и организует работу с замещающими семьями. Принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного управления, организациями, общественностью, законными представителями обучающихся. Содействует деятельности методических объединений, общественных педагогических организаций, других общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством Республики Беларусь. Обеспечивает рациональное использование средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Представляет учреждение образования в государственных органах, общественных и иных органах, организациях. Несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования, реализацию образовательных программ, программ воспитания, за качество образования, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, средств обучения, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, требований законодательства об охране окружающей среды, подготовку, учет и хранение документации. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников и обучающихся. Защищает имущественные интересы учреждения в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам функционирования и развития системы образования, правам ребенка; постановления республиканских, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и образования; достижения современной психолого-педагогической науки и практики, теорию и методы управления образовательным процессом; основы физиологии и гигиены; основы экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; порядок разработки и заключения коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; административное, трудовое и хозяйственное законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», стаж работы в должностях педагогических работников, должностях руководителей, работа которых соответствует направлению деятельности учреждения образования, не менее 5 лет.

В институте повышения квалификации и переподготовки кадров без права юридического лица – высшее образование, ученая степень или ученое звание, стаж работы в должностях педагогических работников, должностях руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению деятельности учреждения образования, не менее 5 лет.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) МАСТЕРСКОЙ

Должностные обязанности. Обеспечивает работу по организации и проведению производственного обучения, практических занятий обучающихся, осуществлению производственной деятельности, выполнения хозяйственных работ. Проводит работу по оснащению мастерской оборудованием, компьютерами, инструментами, нормативной и технической документацией и другими средствами обучения, обеспечению сырьем, материалами, необходимыми для реализации образовательных программ. Организует ученические (рабочие) места обучающихся и рабочие места мастеров производственного обучения учреждений образования в соответствии с нормативными требованиями. Организует разработку и утверждение инструкционных и технологических карт. Разрабатывает планы производственного обучения, практики совместно с мастерами производственного обучения и преподавателями, составляет графики загрузки мастерской. Обеспечивает проведение запланированных видов производственной деятельности обучающихся. Контролирует техническое состояние оборудования,других средств обучения и обеспечивает их исправное состояние. Содействует внедрению в обучение современных технологий и передовых методов труда. Анализирует результаты производственной деятельности, качество выполняемых работ и выпускаемой продукции. Обеспечивает рациональное использование средств обучения, сырья, материалов, ведет их учет, составляет необходимую отчетную документацию. Обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Обеспечивает оснащение мастерской средствами пожаротушения, обеспечивает исправное состояние путей эвакуации, противопожарной сигнализации, средств индивидуальной защиты. Принимает меры по предотвращению травматизма при организации образовательного процесса, оказывает доврачебную помощь при травмах, несчастных случаях, сопровождает, при необходимости, пострадавшего в медицинское учреждение. Поддерживает помещения мастерской в соответствующем санитарно-гигиеническом состоянии. Систематически работает над повышением своей профессиональной квалификации.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, воспитания, правам ребенка; учебные планы и учебные программы, инструкции и методики по производственному обучению; технологию и организацию производственных процессов; технику и оборудование, правила и нормы их эксплуатации, проведение текущего ремонта; основы экономики, педагогики, возрастной психологии и физиологии; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, соответствующее профилю (направлению деятельности) производственной (учебно-производственной) мастерской, стаж работы по направлению деятельности не менее 2 лет.

ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ

Должностные обязанности. Осуществляет комплексное научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях образования местных исполнительных и распорядительных органов, общее руководство организационной и хозяйственной деятельностью учебно-методического кабинета. Обеспечивает контроль за всеми видами его деятельности. Осуществляет анализ результатов, непосредственно отвечает за качество работы кабинета по всем направлениям, обеспечивает постоянное повышение ее эффективности. Организует изучение и анализ состояния образовательного процесса в учреждениях образования, качества знаний, умений и навыков обучающихся по соответствующим образовательным программам, учебным предметам. Анализирует уровень преподавания, качество знаний обучающихся, подготавливает аналитические материалы, вносит предложения и консультирует педагогических работников по совершенствованию учебно-методической работы. Организует работу по изучению, обобщению и пропаганде передового педагогического опыта, оказанию помощи педагогическим работникам учреждений образования в освоении, использовании нетрадиционных форм и методов реализации содержания образовательных программ. Участвует в подготовке, проведении научно-методических и учебно-методических мероприятий (методических выставок, олимпиад, семинаров и других). Обеспечивает создание банка данных передового педагогического опыта. Устанавливает творческие связи по учебно-методической работе между учреждениями образования, другими организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, общественностью, средствами массовой информации. Своевременно и качественно составляет отчеты по учебно-методической работе региона. Осуществляет подбор и расстановку кадров, определяет их функциональные обязанности. Утверждает штатное расписание кабинета. Организует работу по направлению педагогических работников учреждений образования для получения дополнительного образования взрослых. Решает в установленном порядке социальные вопросы коллектива. Обеспечивает учет, сохранность и развитие материально-технической базы, соблюдение трудовой, финансовой и штатной дисциплины, выполнение коллективного договора, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Представляет учебно-методический кабинет во всех органах государственного управления, общественных и иных органах и организациях.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития образования, по правам ребенка; теорию и методику организации образовательного процесса и управленческой деятельности; вопросы организации методической работы в регионе, учреждении образования; основы реализующих в учреждениях образовательных программ, изучаемых учебных дисциплин (учебных предметов), научные методы и формы организации педагогической деятельности; порядок и технологию разработки учебно-программной документации, методических разработок и рекомендаций, средств обучения для обеспечения образовательного процесса; методы учета, анализа и контроля деятельности учреждения; педагогику, психологию, физиологию детей и подростков, основы управления, психологии и социологии, трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», стаж работы в должностях педагогических работников не менее 5 лет.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА (НАЧАЛЬНИКА, ЗАВЕДУЮЩЕГО) ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ РАБОТЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ)

Должностные обязанности. Руководит организацией образовательного процесса по основному направлению деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-производственной работе, производственному обучению) в учреждении образования (кроме учреждений высшего образования, академии последипломного образования, института повышения квалификации и переподготовки, института развития образования). Организует разработку учебно-программной документации образовательных программ, учебно-методической документации, программно-планирующей документации воспитания в учреждении образования, текущее и перспективное планирование по направлению деятельности. Организует и руководит методической работой, работой по методическому обеспечению образовательного процесса по направлению деятельности. Координирует педагогическую деятельность руководителей структурных подразделений, учреждения образования, педагогических работников по выполнению образовательных программ, программ воспитания и обеспечивает их полное и качественное выполнение. Оказывает педагогическим работникам учреждения образования необходимую помощь по разработке необходимой учебно-методической документации, проведению учебных занятий и внеучебных мероприятий, освоению и разработке инновационных программ и технологий. Организует работу (участвует в организации работы) по приему и выпуску обучающихся, работе по комплектованию классов (групп), переводу обучающихся на последующий курс (год) обучения, подготовке и проведению текущей (промежуточной) и итоговой аттестации, конкурсов, олимпиад и т.п. Организует проведение профориентационной работы с обучающимися. Осуществляет анализ трудоустройства выпускников, их закрепляемости и профессионального роста. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса по направлению деятельности, уровнем знаний и умений обучающихся и объективностью оценки результатов их подготовки. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для законных представителей несовершеннолетних обучающихся по вопросам их обучения и воспитания. Организует работу по изучению и организует внедрение передового педагогического опыта, опыта идеологической работы. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Составляет расписание учебных занятий (воспитательных мероприятий, занятий объединений по интересам) и других видов педагогической деятельности с обучающимися. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Анализирует результат педагогической деятельности в учреждении образования. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в работе по подготовке заседаний совета (педагогического, методического совета) учреждения образования. Организует и контролирует выполнение его решений по курируемым вопросам. Организует проведение (принимает участие в организации проведения) психолого-педагогических исследований, семинаров, работу методических объединений, научно-практических конференций и т.д. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения, подборе и расстановке кадров, установлению объема их педагогической работы (педагогической нагрузки).

По направлению учебной работы осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, соблюдением требований, предъявляемых к организации процесса обучения. Организует работу факультативов, консультаций.

По направлению воспитательной и идеологической работы организует воспитательную деятельность на основе анализа уровня воспитанности обучающихся, с учетом особенностей, традиций учреждения образования, социума и возможностей педагогического коллектива. Непосредственно координирует и направляет идеологическую и воспитательную работу педагогических работников, в том числе выполняющих обязанности классных руководителей, кураторов, а также работников библиотеки учреждения образования. Оказывает этим работникам организационную и методическую помощь. Координирует работу социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Организует физкультурно-оздоровительной работу с обучающимися, работу объединений по интересам при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Анализирует, контролирует и пропагандирует эту деятельность. Принимает меры по сохранению контингента обучающихся. Осуществляет планирование организационно-воспитательной работы на учебный год. Обеспечивает организацию занятости обучающихся в свободное от учебы время, в том числе в шестой школьный день. Организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся. Оказывает педагогическую поддержку и методическую помощь в формировании и работе органов ученического (студенческого) самоуправления, общественных объединений обучающихся. Координирует работу по профилактике правонарушений, вредных зависимостей среди обучающихся. Привлекает представителей организаций, общественных объединений к воспитанию и организации свободного времени обучающихся. Обеспечивает контроль и координирует работу по организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, созданию надлежащих жилищно-бытовых условий для их проживания в общежитиях.

По направлению учебно-методической работы изучает состояние образовательного процесса, содержание, формы и методы обучения и их эффективность, выявляет существующие противоречия и проблемы. Анализирует результативность работы педагогического коллектива, вносит предложения по ее совершенствованию. Руководит работой методического совета (секций) и других методических формирований учреждения образования. Оказывает методическую и практическую помощь педагогическим работникам в осуществлении образовательного процесса, проведении мероприятий. Обеспечивает разработку и совершенствование методического обеспечения учебного процесса. Осуществляет общее руководство экспериментальной (инновационной) работой, организует разработку учебно-программной документации образовательных программ, учебно-методической документации учреждения образования при проведении педагогических экспериментов, исследований. Обеспечивает взаимодействие учреждения образования с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой учащихся и соблюдением требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Участвует в составлении расписания учебных занятий и внеучебных мероприятий. Организует работу по выявлению, систематизации и внедрению передового педагогического опыта, обеспечивает информирование педагогического коллектива о новых подходах в организации и методическом обеспечении образовательного процесса.

По направлению производственного обучения (производственной работы) в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования обеспечивает выполнение учебных планов и программ по производственному обучению. Организует производственную деятельность обучающихся. Организует, координирует и контролирует работу мастеров производственного обучения учреждения образования, руководителей практики, других работников, осуществляющих производственное обучение и организацию производительного труда обучающихся. Организует работу по заключению договоров с организациями о совместной деятельности по организации и совершенствованию производственного обучения учащихся, совместной деятельности по совершенствованию подготовки квалифицированных рабочих, созданию баз для прохождения практики. Выявляет потребности производства в кадрах и требования к уровню квалификации выпускников. Руководит работой по развитию рационализации и изобретательства, технического творчества, внедрению педагогически целесообразных форм производственно-коммерческой деятельности. Анализирует работу педагогического коллектива по организации и осуществлению производственного обучения. Осуществляет анализ трудоустройства выпускников, их закрепляемости и профессионального роста. Вносит предложения и принимает меры по совершенствованию производственного обучения и производительного труда обучающихся.

По всем направлениям деятельности вносит предложения, участвует, принимает меры в оснащении учебных кабинетов, лабораторий, мастерских современным оборудованием и другими современными средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов соответствующей учебно-методической и художественной литературой, подписными изданиями. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетности, создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, правам ребенка; педагогику, педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; основы экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; основы административного, трудового и хозяйственного законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование и переподготовка по профилю «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», стаж работы в должностях педагогических работников, должностях руководителей не менее 3 лет.

В учреждении дошкольного образования – высшее образование по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Педагогика детства», стаж работы в должностях педагогических работников, должностях руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению деятельности в учреждении дошкольного образования, не менее 3 лет.

В центре коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации – высшее образование по профилю «Педагогика» (группы специальностей «Специальное образование» или «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая поддержка») либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка с присвоением квалификации «учитель-дефектолог», «педагог-психолог», стаж работы в должностях педагогических работников, должностях руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению деятельности в центре коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации, не менее 3 лет.

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

Должностные обязанности. Организует внеучебную работу с обучающимися в учреждениях образования, участвует в организации идеологической и воспитательной работы. Координирует деятельность объединений по интересам, детских, молодежных и иных общественных объединений. Содействует их образованию, реализации целей и задач, предусмотренных уставами этих формирований. Организует работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы, инициативу, самодеятельность, потребности обучающихся. Создает условия обучающимся для развития способностей, таланта, организации свободного времени на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Формирует общую культуру обучающихся, обеспечивает организацию здорового образа жизни. Организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с учреждениями культуры, спорта, общественными объединениями. Создает и развивает сеть объединений по интересам. Организует занятость обучающихся в летний период. Содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Организует и участвует в реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы воспитания. Участвует в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, выставок, смотров, слетов, соревнований, конференций, семинаров и других образовательных мероприятий. Ведет установленную планирующую и учетно-отчетную документацию. Совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, определяющие направления и перспективы развития образования; программно-планирующую документацию воспитания; основы социальной педагогики и психологии, физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей, основы творческой деятельности обучающихся; методику выявления и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию профилей творческой деятельности обучающихся; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-интернате, профессионально-техническом колледже, колледже, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего, среднего специального образования, – высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам-организаторам в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Должностные обязанности. Осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на социальную адаптацию обучающихся, оказание им психологической помощи и оптимизацию образовательного процесса. Проводит оценку индивидуально-психологических свойств обучающихся и других участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов посредством психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций. Взаимодействует с субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи. Проводит совместно с педагогами социальными, учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами углубленные психодиагностические обследования обучающихся, нуждающихся в психологической помощи и поддержке. Организует и проводит индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, направленную на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам. Ведет психологическое консультирование, направленное на содействие участникам образовательного процесса в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений. Оказывает психологическую помощь в подготовке к самостоятельной жизни и труду, социализации, самосовершенствовании и самореализации личности, профориентации обучающихся, профессиональной деятельности работников. Проводит работу по развитию способностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Проводит психологическую профилактику, направленную на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности обучающихся и межличностных отношений. Содействует созданию благоприятного психологического климата в группах и коллективах. Оказывает помощь семье в гармонизации детско-родительских взаимоотношений, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Ведет работу по распространению психологических знаний, повышению степени информированности участников образовательного процесса о возможностях психологической помощи в образовательном процессе. Проводит научно-методическую работу с педагогическими работниками, включающую психологическое обеспечение образовательных программ, проектов, планов; формирует банк методов и методик оказания психологической помощи. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников, обучающих программ и др. Разрабатывает новые коррекционные и психопрофилактические программы. Участвует в апробации новых психодиагностических методик. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических работников. Повышает свою профессиональную компетентность. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сфере образования и деятельности педагога-психолога, прав и свобод личности, социальной защиты обучающихся; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребенка; основы трудового законодательства; правила охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» по соответствующей специальности с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог» либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка с присвоением квалификации «Педагог-психолог».

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам-психологам в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ

Должностные обязанности. Осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на осуществление комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов обучающихся, их воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: учреждении образования, семье, по месту жительства, в молодежных и детских объединениях и т.д. Обеспечивает социально-педагогическую помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов. Ведет работу с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями в семье. Организует учет обучающихся, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в государственной помощи и защите, опеке (попечительстве), находятся в экстремальных ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди обучающихся правонарушений, преступлений, пьянства, токсикомании, наркомании, СПИДа и т.д. Пропагандирует и содействует внедрению среди обучающихся, их семей здорового образа жизни. Обеспечивает социально-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и способствует их социальной адаптации в обществе. Содействует становлению и развитию у обучающихся общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил поведения в обществе, внутренней потребности в самовоспитании и самоконтроле. Оказывает им помощь в организации различных видов социально-значимой деятельности свободного времени, социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь участникам образовательного процесса. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с местными исполнительными и распорядительными органами, организациями, в том числе общественными. Содействует развитию и распространению замещающих форм семейного воспитания (приемных семей, детских домов семейного типа и др.). Проводит просветительскую работу по профилактике социального сиротства среди населения. Повышает профессиональную компетентность и мастерство.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сфере образования и деятельности педагога-психолога; общую социальную и семейную педагогику; возрастную и социальную педагогику и психологию; методику социально-педагогической диагностики, валеологию, организацию социально-педагогической деятельности с различными категориями обучающихся; этические нормы и требования к личности и профессиональной деятельности социального педагога; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» по соответствующей специальности с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный» либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный».

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам социальным в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

УЧИТЕЛЬ

Должностные обязанности. Осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, программ воспитания. В учреждениях специального образования, специальных классах осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом степени тяжести имеющихся у них нарушений, а также специфики преподаваемого учебного предмета. В детских школах искусств реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, способствует социализации, формированию художественной культуры личности в процессе освоения различных направлений деятельности художественного профиля (музыкального, изобразительного, театрального, хореографического и т.д.), организует и осуществляет концертно-исполнительскую, музыкально-просветительскую, выставочную деятельность обучающихся и творческих коллективов, приобщает обучающихся к мировой и национальной культуре, содействует выбору и последующему получению образования в сфере культуры. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого учебного предмета. Обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объеме выполнение учебных планов и учебных программ. Участвует в разработке учебно-программной документации, осуществлении ее корректировки. Осуществляет планирование по учебному предмету, разрабатывает структурные элементы научно-методического обеспечения. В соответствии с расписанием подготавливает и проводит учебные занятия (занятия) с использованием разнообразных педагогических форм, методов, приемов и средств, обеспечивает воспитательную и идеологическую составляющую учебных занятий. Проводит факультативные занятия, (в детских школах искусств занятия по учебным предметам по выбору), консультации. Осуществляет дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (проверку знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, и использованием современных технологий) и организационно-воспитательную работу (классное руководство, организацию и выполнение работы по обеспечению процесса обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях и др.). Содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, формирует у них умения и навыки самоанализа и самооценки своей учебной деятельности. Способствует социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ. Участвует в методической работе учреждения образования, совершенствовании научно-методического обеспечения преподавания учебного предмета и образовательного процесса в целом. Изучает индивидуальные качества обучающихся, содействует развитию их способностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению. Соблюдает права и свободы обучающихся. Осуществляет связь с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания. Способствует формированию коллектива обучающихся и развитию ученического самоуправления. Обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования. Осуществляет учет успеваемости и посещаемости обучающихся. Участвует в планировании и организации воспитательной и идеологической работы с обучающимися во внеучебное время. Соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса. Изучает, анализирует и использует в своей работе передовой педагогический опыт, вносит предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса. Ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию. Постоянно повышает свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам функционирования и развития системы образования (в том числе в регионе), защиты прав обучающихся; образовательный стандарт по уровню образования; педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену образовательного процесса; прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся; вопросы формирования коллективов обучающихся и управления ими; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и лабораторий; средства обучения и их дидактические возможности; достижения педагогической науки и передового педагогического опыта; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-интернате, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования – высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующее преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.

В детской школе искусств – высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере культуры (направление «Искусство музыкальное») либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и среднее специальное образование по специальностям в сфере культуры (направление «Искусство музыкальное») или переподготовка по специальностям в сфере культуры (направление «Искусство музыкальное») без предъявления требований к стажу работы.

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются учителям в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ТИФЛОПЕДАГОГ, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ)

Должностные обязанности. Осуществляет коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития, реализует образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Осуществляет работу, направленную на коррекцию нарушений психофизического развития детей. Проводит психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития с согласия или в присутствии его законного представителя, выявляет образовательные потребности ребенка, определяет формы организации его обучения и воспитания. Оказывает раннюю комплексную помощь детям с фактором риска в развитии, их законным представителям, осуществляет сопровождение развития детей с особенностями психофизического развития. Участвует в комплектовании групп, классов для организации учебных занятий в зависимости от структуры и степени тяжести имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению и (или) ослаблению физических и (или) психических нарушений, устранению ограничений активности. Рекомендует оптимальные условия обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, создает банк данных, прослеживает динамику развития каждого ребенка для максимального охвата специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью. Обеспечивает адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития. Решает задачи обеспечения образовательного процесса специальными средствами обучения и социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития. Осуществляет коррекционно-развивающую работу, направленную на укрепление физического и психического состояния ребенка. Создает условия для максимально возможного вовлечения обучающихся в социально-экономическую жизнь общества. Осуществляет профессиональную деятельность, связанную с восстановлением речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, применяет современные методы, приемы диагностики и реабилитации. Проводит методическую и консультативную работу. Повышает свой образовательный и квалификационный уровень, совершенствует профессиональную компетентность. Разрабатывает, изучает, систематизирует, обобщает педагогический опыт по вопросам специального образования, применяет новейшие достижения науки и практики. Оказывает организационно-методическую помощь работникам учреждений образования по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития. Ведет систематическую работу с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания обучающихся. Пропагандирует дефектологические знания, милосердное и гуманное отношение общества к лицам с особенностями психофизического развития средствами массовой информации и другими формами работы.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании; иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, определяющие направления и перспективы развития системы образования, специального образования, прав ребенка; возрастную, социальную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии детей; санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование») или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Специальное образование».

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются учителям-дефектологам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, сурдопедагогам, олигофренопедагогам) в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

СЕКРЕТАРЬ УЧЕБНОЙ ЧАСТИ

Должностные обязанности. Оформляет личные дела обучающихся, протоколы приемной комиссии учреждения образования, ведет документы в установленном порядке по учету обучающихся. Разрабатывает приказы и распоряжения по движению контингента обучающихся. Обрабатывает и оформляет сдачу личных дел обучающихся в архив. Оформляет книжки успеваемости, билеты учащихся, студенческие билеты, журналы учебных занятий. Ведет учет выдачи документов об образовании, документов об обучении в установленном порядке, учет часов учебной работы преподавателей, учет посещаемости учебных занятий обучающимися. Работает в тесном контакте с преподавателями, заведующими отделениями, бухгалтерской службой учреждения образования. Принимает участие в разработке учебного расписания. Оформляет заявки на учетно-отчетную документацию.

Должен знать: методические документы и материалы по вопросам делопроизводства в учреждении образования, правила эксплуатации диктофонов, магнитофонов, приемно-переговорных устройств; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации, правила внутреннего распорядка; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Среднее специальное образование либо общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по паянию
  • Рисперидон инструкция по применению детям раствор
  • Гентос инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Видеорегистратор vehicle blackbox dvr инструкция на русском языке скачать
  • Бурана 600 из финляндии инструкция по применению