Должностная инструкция секретаря в доу по профстандарту

Должностная инструкция секретаря ДОУ (профстандарт)

Должностная инструкция секретаря детского сада

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция секретаря в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с Профессиональным стандартом 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №333н от 15 июня 2020 года; с учетом Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2023 года; Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006г «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями от 29 декабря 2022 года, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей секретаря заведующего ДОУ, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Секретарь назначается и освобождается от должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и трудовым договором с работником.
1.4. На должность секретаря принимается лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат или среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование;
  • с опытом выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя при среднем профессиональном образовании не менее 2 лет;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Секретарь непосредственно подчиняется заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу).
1.6. На время отпуска и временной нетрудоспособности секретаря его обязанности могут быть возложены на делопроизводителя или другого сотрудника дошкольного образовательного учреждения. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу заведующего, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.7. В своей деятельности секретарь детского сада руководствуется должностной инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, инструкцией по охране труда для секретаря ДОУ (детского сада), Конституцией и законами Российской Федерации, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся его трудовой деятельности, Уставом и локальными актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами заведующего и трудовым договором между работником и работодателем. Также, секретарь в ДОУ руководствуется:

  • Федеральным законом от 27.07.2006г №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральным законом от 22 октября 2004г № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Федеральным Законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;
  • Методическими рекомендациями по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • иными постановлениями, распоряжениями, приказами и иными руководящими и нормативными документами, относящимися к ведению делопроизводства;
  • правилами орфографии и пунктуации;
  • правилами охраны труда и пожарной безопасности, производственной санитарии, а также правилами работы на компьютере и иной оргтехнике;
  • Уставом и локальными актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего детским садом.

1.8. Секретарь должен знать:

  • виды документов, их назначение;
  • виды номенклатур, общие требования к номенклатуре дел;
  • грамматические правила русского языка;
  • нормативные правовые акты, нормативно-методические документы, государственные стандарты, определяющие порядок документационного обеспечения управления;
  • деловой протокол;
  • инструкции по делопроизводству и другим локальным нормативным актам, устанавливающим порядок реализации управленческих процедур;
  • источники управленческой информации;
  • классификацию управленческой информации, виды управленческой информации;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению совещаний и переговоров;
  • методику отбора источников информации;
  • методы обработки информации с применением современных технических средств коммуникаций и связи, вычислительной техники;
  • общие требования к срокам исполнения документов и контрольным функциям службы документационного обеспечения;
  • основы административного права и трудового законодательства Российской Федерации;
  • основы документной лингвистики;
  • основы правильной организации труда и методы повышения его эффективности;
  • основы управления временем;
  • особенности оформления планировщика (на электроном и бумажном носителях);
  • особенности формирования баз данных в дошкольном образовательном учреждении;
  • порядок оформления документов для командировки и отчетных документов по командировкам работников детского сада;
  • порядок работы с документами, схемы документооборота;
  • порядок формирования и оформления дел;
  • правила ведения, подготовки и оформления протокола и других документов, создаваемых в процессе подготовки совещаний при заведующем;
  • правила выдачи и использования документов из сформированных дел;
  • правила делового общения, делового этикета;
  • правила документационного обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • правила защиты конфиденциальной информации;
  • правила организации контроля исполнения документов и типовые сроки исполнения документов;
  • правила организации приема посетителей в ДОУ;
  • правила подготовки и передачи дел в архив дошкольного образовательного учреждения;
  • правила поддержания и развития межличностных отношений;
  • правила подписания и утверждения документов;
  • правила работы с входящими, исходящими и внутренними документами;
  • правила речевого этикета;
  • правила сервировки чайного (кофейного) стола, приготовления и подачи горячих напитков;
  • правила согласования документов в ДОУ (внутреннего и внешнего);
  • правила составления аналитических справок по контролю исполнения документов;
  • правила составления и оформления информационно-справочных, управленческих документов и служебных писем;
  • правила составления организационных документов (приказов);
  • правила установления контакта, поддержания и развития межличностных отношений;
  • правила хранения дел, приказов, в том числе документов ограниченного доступа;
  • правовые основы управления (основы административного, трудового и гражданского права);
  • принципы и правила планирования рабочего времени;
  • принципы, способы информирования работников дошкольного образовательного учреждения;
  • руководящий состав детского сада и его подразделений;
  • современные информационные технологии работы с документами;
  • состав организационной техники, ее устройство и порядок работы с ней;
  • специфику основной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • стандарты и рекомендации по оборудованию помещения приемной;
  • структуру ДОУ, порядок взаимодействия подразделений и служб, распределение функций между структурными подразделениями;
  • функции, задачи дошкольного образовательного учреждения, ее связи по вертикали и горизонтали;
  • образцы подписей лиц, имеющих право подписания и утверждения документов, и ограничения их зон ответственности;
  • телефонные контакты заведующего дошкольным образовательным учреждением;
  • требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;
  • требования, предъявляемые к документам в соответствии с нормативными актами и государственными стандартами;
  • требования, предъявляемые к управленческой информации;
  • формы предоставления управленческой информации;
  • этику делового общения, этикет.

1.9. Секретарь должен уметь:

  • анализировать причины невыполнения задач;
  • вести и использовать в работе базу данных телефонных контактов заведующего;
  • вести сроковую картотеку;
  • вести учетные регистрационные формы, использовать их для информационной работы и работы по контролю исполнения решений и приказов заведующего;
  • вносить и отслеживать информацию на электронном и/или бумажном носителе;
  • выбирать оптимальные способы информирования работников ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников, вышестоящие организации о планируемых мероприятиях;
  • выбирать оптимальный ритм работы;
  • документировать разные этапы процедуры подготовки и проведения совещаний;
  • использовать современные средства сбора и обработки контрольной информации;
  • использовать современные технологии сбора и передачи информации;
  • использовать справочно-правовые системы;
  • использовать средства коммуникации для передачи поручений заведующего;
  • использовать средства коммуникационной оргтехники для получения и передачи информации;
  • использовать установленные правила и процедуры коммуникации внутри дошкольного образовательного учреждения;
  • использовать офисный пакет (текстовый редактор, электронные таблицы, презентации);
  • обеспечивать информационную безопасность деятельности детского сада;
  • обеспечивать конфиденциальность в приемной и кабинете заведующего;
  • обеспечивать работу приемной заведующего во время его отсутствия;
  • обеспечивать сохранность документов, хранящихся в приемной и кабинете заведующего дошкольным образовательным учреждением;
  • оказывать помощь заведующему ДОУ в распределении его рабочего времени;
  • определять приоритетность и очередность выполнения работ и эффективно распределять рабочее время;
  • организовывать и обеспечивать личные контакты заведующего;
  • организовывать процесс подготовки к проведению совещания при заведующем;
  • осуществлять контроль исполнения поручений заведующего работниками;
  • осуществлять обработку и структурирование информации;
  • осуществлять распечатывание и ксерокопирование;
  • осуществлять проверку достоверности, полноты и непротиворечивости данных, исключение дублирования информации;
  • осуществлять регистрацию, накопление и передачу, систематизированное хранение и выдачу информации в требуемой форме;
  • осуществлять сбор, обработку информации, необходимой для заведующего ДОУ, ее анализ в соответствии с требованиями краткости, четкости формулировок, своевременности поступления, точности и достоверности, оптимальности систематизации, непрерывности сбора и обработки;
  • осуществлять систематизацию получаемых и передаваемых данных;
  • оформлять командировочные документы;
  • передавать информацию, документы и материалы участникам совещания при заведующем;
  • печатать и редактировать тексты служебных документов;
  • пользоваться унифицированными формами документов;
  • пользоваться электронной почтой;
  • предоставлять данные в едином и удобном для восприятия формате;
  • применять в соответствии с назначением средства организационной техники, канцелярские принадлежности, информационно-коммуникационные технологии;
  • применять способы делового общения;
  • принимать меры по разрешению конфликтных ситуаций;
  • производить подготовку дел для передачи в архив детского сада;
  • производить поиск информации в базах данных, вести информационно-справочную работу на основе различных комбинаций поисковых признаков;
  • работать с персональным компьютером (ноутбуком), каталогами (папками) и файлами, сканером;
  • работать с входящей, исходящей, внутренней документацией;
  • работать с информацией, анализировать и представлять ее в систематизированном виде, в виде сводных документов;
  • разрабатывать номенклатуру дел ДОУ с учетом действующих нормативно-методических документов;
  • расставлять приоритеты, выделять важное и срочное;
  • сглаживать конфликтные и сложные ситуации межличностного общения;
  • сервировать чайный (кофейный) стол во время проведения кофе-пауз;
  • соблюдать служебный этикет, правила делового этикета и протокола;
  • создавать имидж секретаря, соответствующий имиджу детского сада;
  • создавать и поддерживать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения;
  • создавать условия, обеспечивающие эффективную работу заведующего;
  • составлять и оформлять нормативные акты, организационные и методические документы, сводные, отчетные, статистические документы;
  • учитывать психологические особенности личности при различных видах профессионального общения;
  • выбирать и оформлять планировщик;
  • формировать и оформлять дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел дошкольного образовательного учреждения.

1.10. Секретарь в детском саду должен быть ознакомлен с должностной инструкцией секретаря заведующего ДОУ, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в дошкольном образовательном учреждении.
1.11. Секретарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями секретаря являются:
2.1. Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности заведующего ДОУ:
2.1.1. Оказание помощи заведующему в планировании рабочего времени.
2.1.2. Планирование рабочего дня секретаря.
2.1.3. Организация телефонных переговоров заведующего.
2.1.4. Организация работы с посетителями в приемной.
2.1.5. Организация подготовки мероприятий с участием заведующего.
2.1.6. Организация исполнения решений и осуществление контроля исполнения поручений заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.1.7. Организация и поддержание функционального рабочего пространства приемной и кабинета заведующего.
2.1.8. Составление и оформление управленческой документации.
2.1.9. Организация работы с документами в приемной.
2.1.10. Организация хранения документов.
2.1.11. Обеспечение заведующего ДОУ информацией.
2.1.12. Организация информационного взаимодействия заведующего с сотрудниками.
2.1.13. Организация командировок заведующего и сотрудников детского сада.

3. Должностные обязанности секретаря

3.1. В рамках трудовой функции оказания помощи заведующему в планировании рабочего времени:

  • информирует заведующего дошкольным образовательным учреждением о регламенте намеченных встреч, совещаний и заседаний, педагогических советов и иных мероприятий;
  • предупреждает о приближении времени намеченных мероприятий, согласовывает временные планы;
  • согласовывает телефонные переговоры с представителями вышестоящих организаций, с попечителями, руководителями иных образовательных учреждений;
  • согласовывает встречи и мероприятия с сотрудниками ДОУ и профсоюзным комитетом, с родителями и родительским комитетом, иными советами и комитетами дошкольного образовательного учреждения;
  • формирует резерв времени для непредвиденных ситуаций;
  • вносит информацию в планировщик (органайзер).

3.2. В рамках трудовой функции планирования рабочего дня секретаря:

  • согласовывает планы с планами и сроками работы заведующего дошкольным образовательным учреждением;
  • распределяет рабочее время (на день, неделю, перспективу);
  • переносит невыполненные запланированные задачи;
  • выполняет типичные ежедневные дела;
  • выбирает и оформляет планировщик секретаря;
  • ведет дневник (на электронном и /или бумажном носителе).

3.3. В рамках трудовой функции организации телефонных переговоров заведующего:

  • ведет базу телефонных контактов заведующего детским садом;
  • соединяет заведующего с конкретными абонентами;
  • регистрирует поступающие в приемную телефонные звонки;
  • перенаправляет отдельные телефонные звонки заместителям заведующего;
  • получает необходимую информацию и передает санкционированную информацию по телефону;
  • устанавливает контакт с собеседником, поддерживает и развивает деловую беседу в процессе телефонных переговоров.

3.4. В рамках трудовой функции организации работы с посетителями в приемной:

  • организовывает личный прием посетителей заведующим ДОУ;
  • устанавливает порядок приема для различных категорий посетителей;
  • ведет журнал предварительной записи на прием, журнал посещений, регистрирует посетителей;
  • содействует оперативному рассмотрению жалоб, просьб и предложений сотрудников дошкольного образовательного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников, иных посетителей;
  • осуществляет прием личных заявлений сотрудников, родителей (законных представителей);
  • организовывает прием представителей организаций, являющихся шефами ДОУ, членов попечительского совета, партнеров дошкольного образовательного учреждения и т.д.;
  • сервирует чайный (кофейный) стол в кабинете заведующего детским садом;
  • принимает меры по сохранению конфиденциальной информации в ходе приема посетителей и их нахождения в приемной и кабинете заведующего.

3.5. В рамках трудовой функции организации подготовки мероприятий с участием заведующего:

  • информирует работников дошкольного образовательного учреждения о намечающемся совещании, педсовете, ином мероприятии;
  • подготавливает и вывешивает на информационный стенд повестку дня мероприятия с участием заведующего;
  • помогает в подготовке доклада заведующего ДОУ, презентационных материалов;
  • рассылает приглашения лицам, приглашенным на проводимое мероприятие.

3.6. В рамках трудовой функции организации исполнения решений, осуществления контроля исполнения поручений заведующего:

  • документально оформляет решения заведующего;
  • доводит до сведения работников дошкольного образовательного учреждения приказы и распоряжения заведующего;
  • координирует деятельность по исполнению решений заведующего;
  • ведет сроковый текущий и предупредительный контроль;
  • проверяет исполнение поручений заведующего в установленный срок;
  • предупреждает сотрудников об истечении срока исполнения поручений заведующего детским садом;
  • фиксирует исполнение поручений;
  • составляет отчеты и аналитические справки о выполнении поручений и решений заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3.7. В рамках трудовой функции организации и поддержания функционального рабочего пространства приемной и кабинета заведующего:

  • организовывает приемную заведующего в соответствии с требованиями эргономики и культуры труда;
  • осуществляет контроль обеспечения заведующего ДОУ канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники;
  • ухаживает за комнатными растениями в приемной и кабинете заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3.8. В рамках трудовой функции составления и оформления управленческой документации:

  • составляет проекты распорядительных (приказы, распоряжения) и информационно-справочных документов (служебные письма, справки, докладные и служебные записки);
  • составляет различные письма, запросы, готовит ответы авторам обращений по поручению заведующего ДОУ;
  • печатает служебные документы и другие материалы;
  • размножает служебные документы;
  • контролирует прохождение документов в дошкольном образовательном учреждении (согласование, подписание и утверждение).

3.9. В рамках трудовой функции организации работы с документами в приемной:

  • получает, предварительно рассматривает и сортирует документы, поступающие в приемную заведующего дошкольным образовательным учреждением;
  • подготавливает документы для рассмотрения заведующим;
  • ведет учет документов, поступающих на имя заведующего ДОУ;
  • в соответствии с указаниями заведующего организовывает передачу документов исполнителям (конкретным сотрудникам) для использования в процессе работы либо для подготовки ответов;
  • составляет и предоставляет в установленные сроки в орган управления дошкольного образования списки, отчеты и другую статистическую информацию по воспитанникам и сотрудникам детского сада;
  • оперативно вносит текущие изменения в состав контингента воспитанников, педагогических и других работников дошкольного образовательного учреждения;
  • ведет журнал регистрации личных дел, алфавитную книгу учета детей, иные журналы и документы согласно номенклатуре дел секретаря;
  • создает и ведет базу данных документов, проводит информационно-справочную работу;
  • контролирует исполнение документов и поручений заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3.10. В рамках трудовой функции организации хранения документов:

  • корректирует номенклатуры дел секретаря и заведующего детским садом;
  • формирует и оформляет дела постоянного, долговременного сроков хранения;
  • подготавливает и передает дела в архив дошкольного образовательного учреждения.

3.11. В рамках трудовой функции обеспечения заведующего ДОУ информацией:

  • собирает и перерабатывает информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений;
  • проверяет достоверность, полноту и непротиворечивость данных, исключает дублирование информации;
  • предоставляет данные в едином и удобном для восприятия формате;
  • выявляет наиболее значимые критерии систематизации информации;
  • формирует и использует базу данных в дошкольном образовательном учреждении.

3.12. В рамках трудовой функции организации информационного взаимодействия заведующего с сотрудниками:

  • информирует сотрудников дошкольного образовательного учреждения о решениях заведующего, совещаниях и заседаниях, педагогических советах и иных мероприятиях;
  • знакомит сотрудников под подпись с соответствующими документами;
  • организовывает обмен информацией между заместителями заведующего и иными должностными лицами дошкольного образовательного учреждения;
  • оповещает сотрудников о предстоящих мероприятиях и вызывает их по поручению заведующего;
  • информирует заведующего об обращениях сотрудников по рабочим и личным вопросам;
  • информирует заведующего об обращениях родителей (законных представителей) воспитанников.

3.13. В рамках трудовой функции организации командировок:

  • подготавливает проект приказа о служебной командировке;
  • выписывает командировочное удостоверение и регистрирует его при необходимости;
  • подготавливает документы к поездке;
  • уточняет дату, должности, фамилии в программе командировки.

3.14. При использовании электронного оборудования, в том числе клавиатуры, компьютерной мыши ежедневно дезинфицирует их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.15. Обеспечивает защиту прав и свобод детей, родителей (законных представителей), работников ДОУ при обработке персональных данных.
3.16. Строго соблюдает конфиденциальность персональных данных и требования по защите и безопасности персональных данных при их обработке, недопущение их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия другого законного основания.
3.17. Соблюдает культуру и этику общения с персоналом дошкольного образовательного учреждения, воспитанниками и родителями (законными представителями), посетителями.
3.18. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, является примером для дошкольников.
3.19. Информирует заведующего, а при его отсутствии – дежурного администратора о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызове скорой медицинской помощи.
3.20. Соблюдает правила использования сети Интернет.
3.21. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте.
3.22. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, инструктажи по охране труда и пожарной безопасности.
3.23. Секретарь заведующего ДОУ соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в дошкольном образовательном учреждении.
3.24. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою профессиональную компетенцию.
3.25. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
3.26. Секретарю запрещается использовать неисправную мебель, электрооборудование, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения, курить в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения.


скачать: Положения для ДОУ
99 положений пакетом или поштучно. Дата обновления: 23.01.2023 г

4. Права

Секретарь заведующего имеет право:
4.1. Получать информацию, в том числе и конфиденциальную, в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
4.2. Запрашивать лично или по поручению заведующего от работников дошкольного образовательного учреждения информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4.3. Требовать от администрации ДОУ создания оптимальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности секретаря.
4.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4.5. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей секретаря, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.6. Знакомиться с проектами решений заведующего, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.7. Предоставлять заведующему на рассмотрение предложения по улучшению деятельности дошкольной образовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции секретаря.
4.8. Участвовать в работе органов самоуправления дошкольным образовательным учреждением, в работе общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых секретарем должностных обязанностей.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением секретарем норм профессиональной этики.
4.11. На моральное и материальное поощрение, награждения по результатам профессиональной деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.12. Секретарь заведующего ДОУ имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке секретарь несет ответственность:

  • за неправомерное использование предоставленных должностной инструкцией прав и полномочий, а также использование их в личных целях;
  • за разглашение конфиденциальной информации, полученной в результате выполнения должностных обязанностей, персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей);
  • за достоверность предоставляемой информации заведующему, ее своевременную подготовку;
  • за неоказание или несвоевременное оказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от заведующего ДОУ несчастного случая;
  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных должностной инструкцией секретаря ДОУ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего детским садом и иных локальных нормативных актов, подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка секретарь может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм секретарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления трудовых функций секретарь несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Секретарь выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели, и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Секретарь самостоятельно планирует свою деятельность. План работы секретаря согласовывается непосредственно с заведующим.
6.3. Получает от заведующего ДОУ информацию нормативно-правового характера.
6.4. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и сотрудниками детского сада, информирует их о решениях заведующего, совещаниях и заседаниях, педагогических советах и иных мероприятиях.
6.5. Вовремя сообщает заведующему об информации, приказах, распоряжениях и иной документации, поступившей по электронной почте, информирует о намеченных встречах, совещаниях и заседаниях, иных мероприятиях.
6.6. Сообщает заведующему и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.
6.7. Информирует заведующего о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности. Вносит предложения по устранению недостатков, по оптимизации своей деятельности.
6.8. Информирует заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) о недостатках в канцелярских принадлежностях, бумаге и иных расходных материалах, о поломках мебели и оргтехники, в электрооборудовании, водопроводной и отопительной системах.
6.9. Во время отсутствия секретаря его обязанности выполняет сотрудник, имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный приказом заведующего. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.
6.10. Информирует заведующего (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) – об аварийных ситуациях в работе систем электроснабжения и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у заведующего ДОУ, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления секретаря с настоящей инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего дошкольным образовательным учреждением, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»_________202__г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для ДОУ по профстандарту

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в России появляется новый вектор развития профессиональных квалификаций, который представляет собой совокупность механизмов регулирования:

  • спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и
  • предложения квалификаций со стороны системы образования.

Национальная система должна быть построена на основе:

  • разработки комплекса профессиональных стандартов, закрепляющих требования к квалификациям,
  • проведения обучения и подготовки кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также
  • построения системы оценки соответствия работников требованиям профессиональных стандартов.

В Указе также было дано поручение Правительству разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов!

Что такое профессиональный стандарт

В ст. 195.1 Трудового кодекса РФ дается определение двух взаимосвязанных понятий:

  • квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть это комплекс показателей, которые необходимы для выполнения определенного вида профессиональной деятельности и которые позволяют оценить соответствие работника конкретной должности;
  • профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т.ч. выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты разрабатываются на виды профессиональной деятельности и включают описание квалификационных требований к группе должностей. Например, есть отдельные профстандарты, охватывающие деятельность:

  • по документационному обеспечению управления,
  • административно-хозяйственную,
  • по архивному делу и т.д.

Все профессиональные стандарты имеют одинаковую структуру, утвержденную приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта». Объясним структуру профстандарта (для наглядности смотрите далее процитированный фрагмент профстандарта на сером фоне с нашими цифровыми отметками в кружках, одинаковыми цифрами помечена однотипная информация, которая фигурирует в разных блоках стандарта).

Начинается профстандарт с так называемой «функциональной карты вида профессиональной деятельности» в разделе II. В этой карте выделяются основные направления деятельности, которые осуществляются в данной профессиональной области. В терминологии профстандартов они называются «обобщенными трудовыми функциями» (отмечено «1»). Для каждой обобщенной трудовой функции установлен уровень необходимой квалификации работника (отмечено «6») и состав «трудовых функций» («2»).

Следом за функциональной картой идет раздел III c блоками, в которых более подробно характеризуется каждая обобщенная трудовая функция («1»). В рамках этой характеристики перечисляются трудовые функции («2») и конкретизируется содержание работ по ним. То есть перечисляются мелкие операции или «трудовые действия» (отмечено «3»), из которых каждая работа состоит.

Для каждой обобщенной трудовой функции названы возможные наименования должностей / профессий («4»), которые могут осуществлять эту деятельность, а также определены требования к образованию и обучению («5»), опыту практической работы, могут быть установлены особые условия допуска к работе и др.

На сайте Минтруда России можно посмотреть список всех принятых отечественных профессиональных стандартов, там удобно находить нужный. В программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru размещены:

  • реестр профессиональных стандартов,
  • реестр областей и видов профессиональной деятельности,
  • реестр трудовых функций, а также
  • классификационные справочники (включая ЕТКС и ЕКС).

На начальной странице интернет-ресурса есть кнопка «Найти профессиональный стандарт» (отмечена цифрой 1 на Рисунке 1), которая позволяет искать профессиональные стандарты по различным показателям («2» там же), например, по трудовой функции, виду профессиональной деятельности и др.

Рисунок 1. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» на сайте Минтруда России по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru

Какие профессиональные стандарты регулируют деятельность специалистов в сфере ДОУ

Деятельность специалистов, занятых в сфере документационного обеспечения управления, регулируется двумя основными профессиональными стандартами:

  • Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией1 и
  • Специалиста по управлению документацией организации2.

Также к этой области частично можно отнести профессиональные стандарты:

  • Специалиста по управлению персоналом3 (для должностей, связанных с ведением кадрового делопроизводства) и
  • Корпоративного секретаря4 (для должностей, обеспечивающих деятельность хозяйственных обществ).

Названные профессиональные стандарты в реестре отнесены к Административно-управленческой и офисной деятельности и имеют коды соответственно 07.002, 07.004, 07.003 и 07.006.

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» включает обобщенные трудовые функции, отмеченные во фрагменте этого документа цифрами «1».

К должностям, обеспечивающим эти функции, относятся:

  • секретарь-администратор (традиционно работник с таким функционалом в организациях называется «секретарь на ресепшн»), он занимается приемом и распределением телефонных звонков, организует работу с посетителями;
  • делопроизводитель, который осуществляет некоторые (в основном технические) функции по работе с документами, организацию их текущего хранения и подготовку к передаче в архив;
  • секретарь руководителя, нацеленный на решение задач, связанных непосредственно с деятельностью руководителя организации, включая планирование его рабочего дня, организацию телефонных переговоров, командировок, работу с посетителями в приемной руководителя, организацию работы с документами и др.;
  • помощник руководителя, деятельность которого связана с информационным обеспечением деятельности руководителя (она имеет большую аналитическую составляющую, чем деятельность секретаря руководителя).

Фрагмент документа

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н)

В целом, какие должности по данному профстандарту какие обобщенные функции выполняют и к какому уровню квалификации относятся, лучше показать таблицей.

Таблица 1. Трудовые функции, описанные профстандартом «Специалист по органи- зационному и документационному обеспечению управления организацией»

Профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации» включает следующие обобщенные трудовые функции:

  • документационное обеспечение управления организацией,
  • руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией,
  • управление документацией организации.

К должностям, обеспечивающим эту деятельность, относятся:

  • документовед или специалист подразделения документационного обеспечения управления (ДОУ), который осуществляет все виды работ по ДОУ, занимается организацией документооборота, проектированием и внедрением СЭД, организацией оперативного хранения документов;
  • руководитель подразделения ДОУ (департамента, управления, службы, отдела), который возглавляет работу подразделения и несет ответственность за все виды работ по ДОУ в организации;
  • управляющий документацией или заместитель руководителя организации по вопросам управления документацией – специалист, выведенный на второй уровень управления, занятый вопросами стратегического планирования и организацией построения системы управления документацией организации.

Таким образом, первый профильный профстандарт в сфере ДОУ в большей степени включает работы, связанные с обеспечением деятельности руководителя, дает характеристику секретарским должностям разных категорий, а также может быть применен в небольшой организации для работников, совмещающих функции секретаря и делопроизводителя.

А второй профильный профстандарт нацелен на обеспечение деятельности отдельного структурного подразделения – службы ДОУ в средней или крупной организации. Он также включает характеристику управляющего документацией, наличие которого характерно для крупных корпораций, в них деятельность по управлению документами приравнена по значимости к производственной, финансовой, проектной и иным ключевым сферам деятельности.

Профстандарты или квалификационные справочники?

Кроме профессиональных стандартов типовые квалификационные требования определены в таких нормативно-методических документах, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Пример 1

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих поиском в справочной правовой системе удалось найти характеристики для 10 специалистов, в наименовании которых фигурирует слово «секретарь» (и тут надо обращать внимание не только на подходящие наименования специальности, но и на сферу деятельности организации):

1. В Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) нашлись:

  • корпоративный секретарь акционерного общества,
  • секретарь-машинистка,
  • секретарь незрячего специалиста,
  • секретарь руководителя;
  • ученый секретарь.

2. В Квалификационных характеристиках должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н):

  • секретарь учебной части.

3. В Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н):

  • ученый секретарь совета учреждения,
  • ученый секретарь совета факультета (института).

4. В Квалификационных характеристиках должностей работников культуры, искусства и кинематографии (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н):

  • ученый секретарь библиотеки, централизованной библиотечной системы;
  • ученый секретарь музея (зоопарка).

А «референт» в ЕКС нашелся только один – лишь в Квалификационных характеристиках должностей работников организаций атомной энергетики (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).

В отличие от профстандартов квалификационные справочники построены таким образом, что содержат характеристики для каждой отдельной должности, работы или профессии. Анализ ЕКС показывает, что он недостаточно точно отражает реалии современного рынка труда – называет не все должности, не учитывает актуальные требования к уровню образования специалистов, содержит лаконичные характеристики квалификации работников и описание их должностных обязанностей.

Работа по подготовке профстандартов велась буквально последние годы, некоторые разрабатываются в текущий момент, некоторые, прежде разработанные, уже обновляются. Потому профстандарты являются самыми актуальными документами, содержащими требования к квалификациям работников. Кроме того, к их разработке привлекаются эксперты из образовательных учреждений, государственных органов и бизнес-сообщества, что позволяет подготовить более всесторонние характеристики различных видов профессиональной деятельности. Они дают более широкие возможности для работы по улучшению качества персонала.

На данный момент и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты приравнены по своей значимости. Но обратите внимание на абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, где говорится, что в случае, когда для какой-либо должности, специальности или профессии в правовых актах РФ установлены особые условия, определенные компенсации, льготы или ограничения, эти должности (специальности, профессии) должны называться в соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартом.

Работодатели при этом вправе самостоятельно выбирать, на какой нормативно-методический документ ориентироваться.

Однако следует отметить, что разработчики профессиональных стандартов старались увязывать новые наименования с уже существующими в различных классификаторах и справочниках. Так в разделе I «Общие сведения» наименование вида профессиональной деятельности указывается с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), а в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» наименование должностей и профессий соотносятся с ЕКС и ЕТКС. И только в случае отсутствия аналога в соответствующей графе профессионального стандарта стоит прочерк.

В случае противоречий, в т.ч. в части квалификационных требований, между профессиональными стандартами и квалификационными справочниками, рекомендуется пользоваться профстандартами, как документами более современными, однако это остается на усмотрение работодателя.

В перспективе, когда будет разработан весь объем профессиональных стандартов и будут покрыты все отрасли и виды профессиональной деятельности, планируется отмена ЕКС и ЕТКС. Однако этот процесс, скорее всего, будет проходить в течение достаточно длительного времени.

Для кого профстандарты обязательны

Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 57 ТК РФ применение профессиональных стандартов является обязательным в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами «с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений». В этом случае наименование таких должностей (профессий или специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать положениям профстандартов, охватывающих эти виды деятельности.

Более детально вопросы применения профстандартов раскрыты в ст. 195.3 ТК РФ: если какие-либо квалификационные требования, необходимые работнику для осуществления конкретной трудовой функции, установлены в правовых актах РФ, применение профессиональных стандартов в отношении этих требований является обязательным.

При этом другие квалификационные требования из этих же профстандартов, обязательность которых не установлена законом, могут быть использованы работодателем в качестве основы для определения своих требований к квалификации работника. Другими словами, могут применяться частично, дополняться или изменяться работодателем с учетом специфики организации и выполняемой работы.

Также для государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, действует постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Данной категории организаций это постановление предписывает иметь утвержденные планы по организации применения профессиональных стандартов. Такие планы должны включать список подлежащих к применению профессиональных стандартов, сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении кадрового состава, список локальных нормативных актов, применяемых с целью реализации положений профессиональных стандартов. Также в этих планах определяются этапы применения профессиональных стандартов. Реализация указанных планов должна быть завершена 1 января 2020 г. С этого момента для данных категорий организаций профстандарты окончательно становятся обязательными в части требований к квалификации, необходимой для выполнения трудовой функции.

Направления использования профессиональных стандартов в организации

Исходя из содержания профессиональных стандартов (в частности, в сфере ДОУ), можно выделить следующие направления их применения в практической деятельности организации:

1. Они могут применяться для построения служб ДОУ в различных по масштабу организациях. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции представляют собой участки работы по ДОУ, которые могут быть поручены как отдельным сотрудникам, так и целым структурным подразделениям, включенным в состав службы. Трудовые функции сгруппированы по определенным направлениям деятельности, что позволяет правильно распределить работу в соответствии с логикой делопроизводственного процесса.

2. Наименования должностей, включенных в профессиональные стандарты, могут являться основой для подготовки штатного расписания.

3. Также профессиональные стандарты применяются с целью разработки локальных нормативных актов организации и в первую очередь должностных инструкций работников. В них из профстандартов следует позаимствовать квалификационные требования, выполняемые функции и должностные обязанности.

4. Перечисленные в стандарте трудовые действия являются теми элементами работы, которые можно нормировать. Используя формулы расчета необходимой численности, построенные на основе определения трудоемкости всех видов нормируемых и ненормируемых работ, можно рассчитать явочную численность5 работников службы ДОУ.

5. В стандартах для каждой обобщенной трудовой функции (должности) установлены уровни квалификации работников. Эти уровни утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В их описании даются такие показатели, как «полномочия и ответственность». Например, для 1 уровня квалификации установлено, что это «деятельность под руководством», для 2 – «деятельность под руководством с элементами самостоятельности», для 7 – деятельность «с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений». Используя этот инструмент, можно построить систему должностей службы, установить их подчиненность.

6. Поскольку в стандартах дается подробная характеристика умений и знаний, необходимых для выполнения трудовых функций, они могут быть использованы для подготовки планов и программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников.

7. Также с учетом этих показателей могут быть разработаны тестовые и иные контрольно-измерительные материалы для проведения аттестаций работников.

Кроме того, может проводиться независимая оценка квалификации работников или соискателей, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности / должность. Это процедура подтверждения соответствия квалификации человека положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, проводится независимым центром оценки квалификаций. Данная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сама оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204. Профессиональный экзамен может проводиться как по инициативе соискателя за его счет, так и по направлению работодателя за счет средств работодателя.

Процедура предполагает предоставление соискателем в центр оценки квалификаций установленного комплекта документов, рассмотрение центром этих документов, информирование соискателя о месте, времени, дате проведения профессионального экзамена и проведение такого экзамена.

Результаты экзамена оформляются установленным в Правилах комплектом документов и направляются в Совет по профессиональным квалификациям. Совет проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче соискателю свидетельства о квалификации, направляет сведения об этом в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения их в реестр.

На основании решения Совета по профессиональным квалификациям центр оценки квалификаций выдает соискателю свидетельство о квалификации в течение 30 дней со дня проведения экзамена.

Независимая оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей.

Таким образом, работодатель вправе, но не обязан направлять работников на прохождение НОК, и если работодатель хочет направить работника на прохождение оценки квалификации, то только с его согласия, сохраняя при этом за работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).

Также следует иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ нет основания для увольнения работника, квалификация которого по результату экзамена независимым центром оценки квалификации признана несоответствующей профессиональному стандарту.

В этом случае работодатель может обучить работника, доведя его квалификацию до установленного в стандарте уровня, или провести аттестацию работника, по результатам которой в случае неудовлетворительных результатов расторгнуть трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Направление на оценку в независимый центр не является законодательно установленной обязанностью работодателей. Даже те организации, для которых профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 г., могут проводить оценку квалификации своих работников с помощью любых форм: аттестации своими силами, сертификации в независимом центре и др.

Аттестация является важной процедурой в том случае, если по результатам проверки соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта работодатель предполагает увольнять работников по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если нет, и организация просто хочет «подтянуть» уровень сотрудников, она может обойтись без сложной процедуры аттестации, а провести, например, экзамен или тестирование, которое установит соответствие работника требованиям профстандарта, и далее на основании его результатов могут быть составлены планы обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.

Должностей в сфере ДОУ, для которых обязательна независимая оценка, нет.

Свидетельство о квалификации выдается соискателю, прошедшему экзамен в центре оценки квалификации (ЦОК), и принадлежит ему. Срок действия свидетельства определяется советами по профессиональным квалификациям и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Этот срок устанавливается советами в зависимости от темпов развития каждого конкретного вида профессиональной деятельности (обновления технологий, необходимых знаний и умений).

Как и любой другой документ об образовании, работник или соискатель может предоставить это свидетельство работодателю. В ТК РФ этот документ не назван в числе обязательных, которые человек должен предъявить работодателю при трудоустройстве. Поэтому соискатель может (но не обязан) принести на собеседование оригинал свидетельства, а работодатель может снять с него копию и поместить ее в личное дело работника.

Если работник получил неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, ему выдается не сертификат, а заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя. В этом случае работодатель может принять решение о проведении аттестации или о необходимости обучения работника, но может и проигнорировать результаты оценки, если работник ему действительно важен.

Учитывая, что независимая оценка – дело добровольное, работник не обязан уведомлять работодателя о ее прохождении (и результатах), а работодатель не обязан это как-либо контролировать и требовать от работника сертификат, даже если работник такую оценку прошел.

Работодатель вправе с письменного согласия работника направить его на такую проверку в ЦОК за счет работодателя. Только в этом случае организация имеет право затребовать сертификат.

Сведения о сертификатах, полученных гражданами, передаются в соответствующий реестр. Но там сейчас можно найти свидетельство по регистрационному номеру и дате выдачи, а вот поиск по Ф.И.О. пока не производится.

ЦОК – не «проверяющий орган». Он скорее обслуживает интересы работников и работодателей, например, когда работодатель хочет понять квалификацию (соответствие профстандарту) работника либо претендента на должность, либо когда человек хочет документально подтвердить свою квалификацию.

Государство планомерно и очень настойчиво развивает тему профстандартов и ЦОК, создавая все больше регулирующих правовых актов, ведя огромную работу по созданию профстандартов. Очевидно, это связано с желанием повысить эффективность труда. И если государство задалось этой целью, оно обязательно доведет дело до конца. А пока независимая оценка – дело добровольное (и не пользующееся большой популярностью, поскольку платное), но это может и поменяться.

На самые наболевшие вопросы, связанные с направлением работодателем сотрудников на обучение, ответим в следующем номере

1. Общие положения

1.1. На должность делопроизводителя в ДОУ может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 276н от 6 мая 2015 г.

1.2. Делопроизводитель в ДОУ должен иметь среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) по программам подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки по профилю деятельности.

1.1. Особыми условиями допуска к работе являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,  установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.3. Делопроизводителя назначает и освобождает от занимаемой должности заведующим ДОУ в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

1.4. Делопроизводитель относится к категории технических исполнителей и находится в прямом подчинении у заведующего дошкольным  общеобразовательным учреждением.

1.5. Делопроизводитель ДОУ обязан знать:

  • Государственный стандарт РФ «Делопроизводство и архивное дело»;
  • нормативные правовые акты и нормативно-методические документы, положения, инструкции и иные материалы и документы по ведению делопроизводства в ДОУ;
  • современные информационные технологии работы с документами;
  • порядок работы с документами;
  • схемы документооборота;
  • правила работы с входящими, исходящими и внутренними документами;
  • правила организации и формы контроля исполнения документов в общеобразовательном учреждении;
  • типовые сроки исполнения документов;
  • принципы работы со сроковой картотекой;
  • назначение и технология текущего и предупредительного контроля;
  • правила составления аналитических справок по организации работы с документами и контролю исполнения документов;
  • правила документационного обеспечения деятельности общеобразовательного учреждения;
  • виды документов, их назначение;
  • требования, предъявляемые к документам в соответствии с нормативными актами и государственными стандартами;
  • правила составления и оформления информационно-справочных, организационных, управленческих документов;
  • правила создания и ведения баз данных служебных документов в образовательной организации;
  • системы электронного документооборота;
  • правила и сроки отправки исходящих документов;
  • методические рекомендации по выполнению работы с документами в общеобразовательных учреждениях;
  • порядок контроля прохождения служебной документации и материалов;
  • структуру общеобразовательного учреждения и состав сотрудников;
  • виды номенклатур, общие требования к номенклатуре, методика ее составления и оформления;
  • порядок формирования и оформления дел, специфика формирования отдельных категорий дел;
  • правила хранения дел, в том числе с документами ограниченного доступа;
  • правила выдачи и использования документов из сформированных дел;
  • критерии разделения документов на группы в соответствии с ценностью информации, содержащейся в них;
  • порядок создания, организации и документирования работы экспертной комиссии;
  • правила составления и утверждения протокола работы экспертной комиссии;
  • правила составления и утверждения акта о выделении документов, не подлежащих хранению;
  • правила технической обработки и полного оформления дел постоянного и временного сроков хранения;
  • правила составления описи дел постоянного и временного сроков хранения в соответствии с действующими нормативно-методическими документами;
  • правила передачи дел в архив общеобразовательного учреждения;
  • правила использования телефона, факса, ксерокса, принтера, сканера, компьютера;
  • правила работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базой данных, электронной почтой, интернет браузерами;
  • технологию создания, обработки, передачи и хранения различных документов;
  • правила деловой переписки, составления и набора деловых писем с применением типовых образцов;
  • делопроизводство и его ведение;
  • требования по сохранности служебной информации, защите персональных данных;
  • основы этики и эстетики;
  • правила делового общения;
  • гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.

1.6. Делопроизводитель ДОУ должен уметь:

  • работать со всей совокупностью информационно-документационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
  • пользоваться справочно-правовыми системами;
  • пользоваться автоматизированными системами учета, регистрации, контроля и информационно-справочными системами при работе с документами ДОУ;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для работы с документами, в том числе для ее оптимизации и повышения эффективности;
  • организовывать работу по учету, хранению и передаче в соответствующее структурное подразделение документов текущего делопроизводства;
  • использовать номенклатуру дел при изучении структуры общеобразовательного учреждения, составлении описей дел;
  • организовывать работу по формированию дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел ДОУ;
  • правильно и своевременно формировать документы в дела с учетом их специфики;
  • систематизировать документы внутри дела;
  • обеспечивать сохранность и защиту документов общеобразовательного учреждения;
  • пользоваться перечнями документов и анализировать фактическое содержание имеющихся в деле документов при определении сроков их хранения;
  • оформлять обложки дел постоянного и временного сроков хранения в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  • производить структурную систематизацию дел;
  • осуществлять техническую обработку и полное оформление дел постоянного и временного сроков хранения;
  • составлять опись дел постоянного и временного сроков хранения в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

1.7. Делопроизводитель ДОУ систематически улучшает свои знания, повышает квалификацию и профессиональное мастерство с помощью теоретической подготовки и практической деятельности.

1.8. Делопроизводитель ДОУ должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.

2. Должностные обязанности

Делопроизводитель в ДОУ осуществляет выполнение следующих обязанностей:

2.1. В рамках трудовой функции организации работы с документами:

2.1.1. прием и первичная обработка входящих документов в ДОУ;

2.1.2. предварительное рассмотрение и сортировка документов на регистрируемые документы и не регистрируемые;

2.1.3. подготовка входящих документов для рассмотрения заведующим ДОУ;

2.1.4. регистрация входящих документов;

2.1.5. организация доставки документов исполнителям;

2.1.6. ведение базы данных документов ДОУ;

2.1.7. ведение информационно-справочной работы;

2.1.8. обработка и отправка исходящих документов;

2.1.9. организация работы по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства;

2.1.10. контроль исполнения документов в организации.

2.2. В рамках трудовой функции организации текущего хранения документов:

2.2.1. разработка номенклатуры дел ДОУ;

2.2.2. проверка правильности оформления документов и отметки об их исполнении перед их формированием в дело для последующего хранения;

2.2.3. формулирование заголовков дел и определение сроков их хранения;

2.2.4. формирование дел;

2.2.5. контроль правильного и своевременного распределения и подшивки документов в делаю

2.3. В рамках трудовой функции организации обработки дел для последующего хранения:

2.3.1. проверка сроков хранения документов, составление протокола работы экспертной комиссии по подготовке документов к хранению, акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;

2.3.2. составление внутренней описи дел для особо ценных документов;

2.3.3. оформление дел постоянного, долговременного сроков хранения;

2.3.4. оформление обложки дел постоянного, долговременного сроков хранения;

2.3.5. составление описи дел постоянного, долговременного сроков хранения;

2.3.6. передача дел в архив ДОУ.

2.4. Организовывает внедрение, ведение (в том числе автоматизированное) и развитие систем документации, включая электронные документы.

2.5. Ведет прием поступающей на имя заведующего дошкольным образовательным учреждением корреспонденции (электронной почты) регистрирует ее и выполняет систематизацию согласно принятому в ДОУ порядку, после ее рассмотрения заведующим передает по назначению исполнителям для применения в ходе их деятельности или подготовки ответа.

2.6. Ведет постоянный учет, картотеку прохождения документов, контролирует их исполнение, выдает требуемые справки по зарегистрированным документам.

2.7. Выполняет отправку исполненной корреспонденции адресатам, ведет учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизирует и хранит документы текущего архива.

2.8. Осуществляет учет часов работы работников дошкольного образовательного учреждения, в установленные сроки заполняет и сдает в бухгалтерию табель учета рабочего времени работников ДОУ. Следит за соблюдением сотрудниками графиков работы, сообщает работникам об изменениях в графике работы заблаговременно, под роспись.

2.9. Занимается оформлением трудовых договоров и личных дел, устраивающихся на работу сотрудников, обрабатывает и оформляет передачу личных дел сотрудников в архив.

2.10. Формирует личные дела воспитанников, посещающих ДОУ.

2.11. Ведет книгу движения воспитанников.

2.12. Осуществляет учет воспитанников льготных категорий.

2.13. Готовит проекты приказов по движению контингента детей.

2.14. Ведет книги приказов.

2.15. Печатает приказы по основной деятельности, иные приказы. Знакомит сотрудников детского сада с приказами под подпись в день их издания.

2.16. Согласно распоряжениям заведующего ДОУ печатает и оформляет требуемую документацию для ведения воспитательно-обучающего процесса в детском саду, выполнения годового плана.

2.17. Занимается подготовкой общих собраний работников ДОУ, сбором необходимых материалов, оповещением участников о времени, месте, повестке дня совещания и их регистрацией.

2.18. Является секретарем административного совещания при заведующем ДОУ.

2.19. В границах своей компетенции участвует в составлении программы развития делопроизводства дошкольного образовательного учреждения, вносит предложения по вопросам усовершенствования делопроизводства.

2.20. Обеспечивает защиту прав и свобод детей, родителей (законных представителей) при обработке персональных данных.

2.21. Строго соблюдает конфиденциальность персональных данных и требования по защите и безопасности при их обработке, недопущение их распространения без согласия субъекта или наличия другого законного основания.

2.22. Соблюдает законность целей и способов обработки персональных данных сотрудников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

2.23. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.

2.24. Выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности  и антитеррористической защищенности в детском саду.

3. Права

Делопроизводитель детского сада имеет полное право:

3.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

3.2. Принимать участие в управлении ДОУ в порядке, установленном Уставом.

3.3. На рабочее место, которое соответствует всем требованиям охраны труда и противопожарной безопасности.

3.4. На передачу документов для исполнения и на требование от исполнителей грамотного и правильного оформления требуемых документальных материалов.

3.5. На запрашивание от администрации ДОУ, получение и применение информационных материалов, нормативных и правовых документов, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться со всеми имеющимися материалами его личного дела, отзывами о своей работе, жалобами и иными документами, отражающими оценку его труда, предоставлять по ним пояснения.

3.7. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников ДОУ.

3.8. На своевременную и в полном объеме выплату заработной платы согласно своей квалификации, количеству и качеству выполненной работы.

3.9. Отказаться от выполнения работ при возникновении угрозы жизни и здоровью вследствие нарушения требований по охране труда.

3.10. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, исключая случаи предусмотренные законом.

3.12. На защиту своих профессиональных интересов самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката), в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с несоблюдением норм профессиональной этики.

3.13. На вступление в профсоюзы для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

3.14. Получать социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

4.1. За невыполнение или нарушение без уважительных причин данной должностной инструкции делопроизводителя в ДОУ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего ДОУ и других локально-нормативных актов, а также за принятие решений, повлекших нарушение воспитательно-образовательного процесса, делопроизводитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном Трудовым Законодательством Российской Федерации.

4.2. За применение, даже однократно, способов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, делопроизводитель может освобождаться от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарной ответственности.

4.3. Несет дисциплинарную ответственность за сохранность документации, находящейся в кабинете делопроизводителя.

4.4. Привлекается к дисциплинарной ответственности за разглашение служебной и конфиденциальной информации, информации о персональных данных сотрудников и детей дошкольного образовательного учреждения.

4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил делопроизводитель может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.

4.6. За любое виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с выполнением (невыполнением) своих прямых должностных обязанностей делопроизводитель детского сада несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Делопроизводитель ДОУ:

5.1. Выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели, и утвержденному заведующим ДОУ.

5.2.  Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией, бухгалтерией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом детского сада, с родителями детей (лицами их заменяющими).

5.3. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.

5.4. Вовремя сообщает заведующему ДОУ и его заместителям об информации, приказах, распоряжениях и иной документации, поступившей по электронной почте.

5.5. Во время отсутствия делопроизводителя его обязанности выполняет сотрудник, имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный приказом заведующего ДОУ. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.

6. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

Эффективность профессиональной служебной деятельности делопроизводителя оценивается по следующим показателям:

6.1. Выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины.

6.2. Своевременности и оперативности выполнения поручений.

6.3. Качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок).

6.4. Профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами).

6.5. Способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты.

6.6. Творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям.

6.7. Осознанию ответственности за последствия своих действий.

7. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

7.1. Внесение изменений в должностную инструкцию осуществляется в следующих случаях:

  • при изменении должностных прав и обязанностей;
  • при возложении на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесения иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.

7.2. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

7.3. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

7.4.  Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция лица ответственного за противодействие коррупции в доу
  • Flex руководство на русском
  • Оформление продажи квартиры самостоятельно пошаговая инструкция
  • Гастрософт таблетки инструкция по применению от чего помогает взрослым
  • Корвалол инструкция по применению в каплях от чего помогает взрослым