Должностная инструкция специалиста по валютному контролю

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

КонсультантПлюс: примечание.

До 31.12.2022 включительно приостановлены проверки соблюдения валютного законодательства, за исключением случаев, определенных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 977.

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 п. 1 ч. 3 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в п. 2 ч. 3 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке; документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров; документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке; счета-фактуры; переводные векселя;

(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 16.10.2019 N 341-ФЗ, от 17.02.2021 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) паспорт сделки;

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

(п. 13 введен Федеральным законом от 05.07.2007 N 127-ФЗ)

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в частях 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

(п. 15 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 181-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 511-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

(п. 16 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 181-ФЗ)

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;

(п. 17 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 181-ФЗ)

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

(п. 18 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

19) договоры страхования, указанные в частях 4 и 4.4 статьи 19 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие заключение сделок, указанных в части 4.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов;

(п. 19 введен Федеральным законом от 03.04.2018 N 64-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 246-ФЗ, от 17.02.2021 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства;

(п. 20 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

21) документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, в соответствии с частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона;

(п. 21 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

22) договоры, заключаемые между резидентами и связанные с заключением и исполнением внешнеторговых договоров (контрактов) о передаче нерезидентам товаров, выполнении для них работ, об оказании им услуг, о передаче им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, при осуществлении расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива; документы, определяющие условия такого переводного (трансферабельного) аккредитива, включая извещение банка, открывшего переводной (трансферабельный) аккредитив, содержащее условия переводного (трансферабельного) аккредитива, поручение получателя средств — резидента на перевод аккредитива в пользу второго получателя средств — резидента (вторых получателей средств — резидентов), которому (которым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств), извещение уполномоченного банка, который является уполномоченным на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), о переводе аккредитива в пользу второго получателя средств — резидента (вторых получателей средств — резидентов).

(п. 22 введен Федеральным законом от 16.10.2019 N 341-ФЗ)

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в абз. 4 ч. 5 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 406-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 7 ч. 5 ст. 23 (в ред. ФЗ от 22.12.2020 N 446-ФЗ) не применяется к некредитным финансовым организациям, осуществляющим виды деятельности, указанные в ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ, бюро кредитных историй, кредитным рейтинговым агентствам.

Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 5.1 ст. 23 (в ред. ФЗ от 22.12.2020 N 446-ФЗ) не применяется к некредитным финансовым организациям, осуществляющим виды деятельности, указанные в ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ, бюро кредитных историй, кредитным рейтинговым агентствам.

5.1. Уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в отношении валютных операций резидентов, получивших доступ к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, получают документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При представлении резидентами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля документов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в электронной форме с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности такие документы признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 ч. 6.1 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

6.1. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 278 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 ст. 23 дополняется ч. 6.1-1 (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

6.2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляет контроль за исполнением юридическими лицами — резидентами, являющимися участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), требования о зачислении в полном объеме и в установленный срок на банковские счета таких юридических лиц в уполномоченных банках наличных денежных средств, указанных в абзаце тринадцатом части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 28.06.2021 N 224-ФЗ)

6.3. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля в целях контроля за своевременным зачислением на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица — резидента, являющегося участником международной выставки, проводимой в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), наличных денежных средств, указанных в абзаце тринадцатом части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, не позднее трех рабочих дней со дня внесения наличных денежных средств на банковский счет такого резидента запрашивают у Центрального банка Российской Федерации представленную ему таможенным органом в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи информацию о декларациях на товары, указанных в абзаце четырнадцатом части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации по запросу уполномоченного банка передает ему в электронном виде (при наличии) информацию о декларациях на товары, указанных в абзаце четырнадцатом части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона. Обмен такой информацией между Центральным банком Российской Федерации и уполномоченными банками осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации, а также в объеме и форматах, которые определяются Центральным банком Российской Федерации и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 28.06.2021 N 224-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 ст. 23 дополняется ч. 6.4 (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в абз. 1 ч. 7 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Акционерное общество «Российский экспортный центр» обязано соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна акционерному обществу «Российский экспортный центр» при осуществлении им своих полномочий.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ)

(часть 8 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, акционерным обществом «Российский экспортный центр» органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна акционерному обществу «Российский экспортный центр» при осуществлении им своих полномочий.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

8.2. Представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 настоящей статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 и части 4 статьи 24 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 406-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 31.07.2020 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 ст. 23 дополняется п. 9.2 (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

10. Уполномоченные банки, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и профессиональные участники рынка ценных бумаг передают информацию в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 406-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в ч. 13 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

13. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, имеющуюся у них информацию о зачислении юридическими лицами — резидентами, являющимися участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), на свои банковские счета в уполномоченных банках наличных денежных средств, указанных в абзаце тринадцатом части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации, а также в объеме и форматах, которые определяются Центральным банком Российской Федерации и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 13.1 введена Федеральным законом от 28.06.2021 N 224-ФЗ)

14. Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 настоящей статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

(часть 14 введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в ч. 15 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(часть 15 введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в ч. 16 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).

16. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(часть 16 введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. При осуществлении обмена информацией в электронном виде в соответствии с настоящим Федеральным законом органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 17 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Что бухгалтеру нужно знать о валютном контроле

Сегодня иностранными товарами и услугами никого не удивишь, ну кроме бухгалтеров, которым постоянно подкидывают новые фишки со стороны валютного контроля. Сегодня будем разбираться что такое валютный контроль, какие нюансы и тонкости поджидают бухгалтера в компании, которая решила заняться внешнеэкономической деятельностью.

Что бухгалтеру нужно знать о валютном контроле

Сегодня иностранными товарами и услугами никого не удивишь, ну кроме бухгалтеров, которым постоянно подкидывают новые фишки со стороны валютного контроля. Сегодня будем разбираться: что такое валютный контроль, какие нюансы и тонкости поджидают бухгалтера в компании, которая решила заняться внешнеэкономической деятельностью.

Что такое валютный контроль?

Все расчеты по внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации должны совершаться исключительно с использованием безналичного расчета через банк, который уполномочен совершать подобные операции. Ваше предприятие попадает под валютный контроль, если оно:

  1. Проводит оплату товаров или услуг, которые были предоставлены ему компаниями, зарегистрированными за рубежом.
  2. Получает денежные средства от иностранных компаний за поставку товаров или оказание услуг.
  3. Рассчитывается с гражданином иностранного государства, который находится на территории Российской Федерации.

Валютный контроль проводится для доказательства правомерности расчетов в иностранной валюте и обоснованности поступления денежных средств на счета российских компаний. Главный закон, регулирующий валютные операции — № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Бесплатное сопровождение сделок, консультации по валютному контролю в МТС Банк

Как проводится валютный контроль

Для организации проведения валютного контроля сотрудник финансовой организации запросит у организации всю необходимую информацию о сделке в электронном виде. Для этого необходимо подготовить следующий комплект документов:

  • справку о валютных операциях (списания или поступления денежных средств) в произвольной форме;
  • договор с уникальным номером контракта;
  • если контракт заключен на сумму менее 200 000 рублей, то действует правило упрощенной проверки и предоставлять сканированные документы не требуется;
  • если в процессе составления договора стороны допустили ошибки или предоставили неполную информацию, то банк должен сообщить об этом обоим контрагентам.

Уникальные условия для всех участников ВЭД от МТС Банк здесь

В какой срок нужно подать документы для валютного контроля

Все документы подаются в установленные сроки и если где-то медлить нельзя совсем, то с некоторыми операциями можно немного подождать.

  1. Списание денежных средств — информация подается в дату распоряжения;
  2. Зачисление валюты — в течение 15 рабочих дней необходимо уведомить валютный контроль;
  3. Ввоз или вывоз товаров, подлежащих декларированию или не декларируемым — до подачи декларации или до предоставления справки включительно;
  4. Перевод валюты в другой банк или уступка права — уведомить в течение 30 рабочих дней.

Как видите, самые горящие сроки у списания денежных средств, то есть вывода валюты за границу РФ. Несоблюдение требований к предоставлению отчетных документов грозит штрафом до 50 000 рублей на юридическое лицо и до 30 000 рублей на ответственное физическое лицо.

Все для внешнеэкономической деятельности есть у МТС Банк.

Если будут ошибки при валютном контроле — банк скажет вам об этом?

Да, с недавнего времени банки обязаны сообщать об ошибках, найденных в документах при проведении процедуры валютного контроля. Раньше такой опции не было и все ошибки в документах приводили к срывам сроков контракта, штрафам и прочим бедам, но теперь законодательно установлена обязанность банков сообщать об ошибках.

Самыми распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проведения контроля являются:

  • не полная информация о товарах и услугах, реализуемых компанией;
  • нет даты составления контракта;
  • нет конкретики в описании продукции, только общие сведения;
  • отсутствуют сроки исполнения обязательств по контракту;
  • есть противоречивые пункты в контракте;
  • не указана валюта расчетов;
  • ошибки в реквизитах.

Банк строго контролирует все операции, связанные с валютой. Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня.

Все, что бухгалтеру нужно знать о валютных операциях: их видах, особенностях бухгалтерского и налогового учета вы можете прочитать здесь.

А нужен ли валютный счет?

Безусловно, все операции проводятся в безналичном формате с использованием специального валютного счета. Счета открываются под нужную вам валюту и конвертация денежных средств происходит непосредственно на этом счету.

Когда актуально открыть валютный счет:

  • вы получаете иностранную валюту от партнеров в качестве оплаты;
  • вы оплачиваете партнерам поставку товаров или оказание услуг;
  • у вас есть сотрудники за рубежом, которым нужно платить в иностранной валюте;
  • у вас оформлен валютный кредит.

Попробуйте бесплатно валютный счет от МТС Банка с выгодной конвертацией и валютным контролем от 0,1% от суммы сделки.

Откройте валютный счет для бизнеса

Выгодная конвертация и бесплатный анализ сделок

Какая нормативная база регулирует валютный контроль

Валютный контроль в РФ осуществляется на основании следующих основных нормативных документов:

федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ и инструкция Банка России «О порядке предоставления резидентами…» от 16.08.2017 № 181-И.

Кроме того, могут выходить различные постановления правительства, регулирующие вопросы валютного контроля. В 2022 году выпущены указы Президента РФ с корректировками существующих норм закона в связи с введенными санкциями. Но отмены валютного контроля в 2022 году, конечно, не произошло.

С 01.01.2024 в закон № 173-ФЗ о валютном контроле вносятся изменения федеральным законом от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Некоторые новые положения о валютном регулировании и валютном контроле заработали с 14.07.2022:

  1. Расширен перечень операций, которые допустимо проводить между резидентами. Разрешены операции, совершаемые за пределами РФ, между находящимися за пределами РФ филиалами медорганизаций и резидентами РФ (кроме наличных расчетов с юрлицами-резидентами).

Важно не путать валютное и налоговое резидентство. В чём разница и что означает каждое из них, мы расскажем ниже в статье.

О резидентстве читайте наши статьи:

  • «Налоговый резидент РФ — это»;
  • «Соотношение понятий валютного и налогового резидента».
  1. Скорректирован порядок определения налогового органа по месту учета резидента. Если у физлица нет места жительства, места пребывания или недвижимости на территории РФ, то все документы о движении денежных средств по счетам в иностранных банках можно представить в любой налоговый орган.

Далее разберем основные понятия закона о валютном контроле.

Основные понятия в валютном контроле

Одним из основных понятий в валютном законодательстве является резидентство.

Налоговый резидент — это лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в году. От гражданства это не зависит.

Валютными резидентами, согласно подп. 6 п. 1 ст. 1 закона 173-ФЗ) и валютные нерезиденты (подп. 7 п. 1 ст. 1 закона 173-ФЗ, являются:

Валютный контроль — это соблюдение требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами.

Таким образом, валютный контроль физических лиц производится наравне с валютным контролем юридических лиц в 2023 году.

Осуществляют валютный контроль органы и агенты валютного контроля.

Контроль ведется за валютными операциями.

Валютные операции — это операции с валютными ценностями. К валютным ценностям относятся не только деньги в иностранной валюте, но и внешние ценные бумаги.

Агенты и органы валютного контроля имеют право производить следующие операции:

ВАЖНО! До 31.12.2022 приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства. Приостановление не распространяется на нарушения по нормативным актам, принятым после 24 февраля 2022 года и устанавливающим особый порядок работы в связи с недружественными действиями некоторых стран.

Бухучет валютных операций мы описывали в статье.

Основные правила проведения валютных операций

Не все валютные операции разрешены. Какие операции можно проводить, а какие запрещены, рассмотрим ниже.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По общему правилу операции между резидентами в валюте запрещены. Но есть некоторые исключения.

Операции между нерезидентами, а также между нерезидентами и резидентами могут осуществляться без ограничений.

Подробнее о валютных операциях между резидентами и нерезидентами мы рассказывали в материале.

ВАЖНО! Рассчитываться с иностранными работниками наличной валютой нельзя!

Ограничения 2022 года

В связи с действиями недружественных иностранных государств, а также проведением СВО в валютный контроль в 2022 году были внесены некоторые корректировки.

Были наложены ограничения на операции резидентов с лицами из недружественных стран. К таким операциям относятся предоставление кредитов и займов в рублях и валюте, а также операции, по которым возникает право собственности на ценные бумаги или недвижимость.

Кроме того, особый порядок действует на следующие операции:

  • зачисление резидентами иностранной валюты (дивиденды от российских организаций) на свои счета за пределами РФ;
  • переводы денежных средств (дивиденды от российских организаций) без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

ВАЖНО! Репатриация валюты — это возврат денежных средств на территорию Российской Федерации. Каждый участник ВЭД должен своевременно обеспечивать репатриацию валюты.

Подробнее о репатриации валюты мы писали в статье.

ВАЖНО! Требование об обязательной продаже валютной выручки отменено Указом президента от 08.08.2022 № 579 и возвращаться к ней не планируется. 

С 2023 года внесены корректировки в расчеты наличными между резидентами и нерезидентами Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433. Ознакомиться с изменениями можно, получив бесплатный онлайн-доступ к правовой системе КонсультантПлюс.  

Валютный контроль в банке

Далее опишем порядок валютного контроля в банке для чайников, то есть простыми словами и алгоритмами.

Для того чтобы рассчитываться с иностранными поставщиками и покупателями в валюте, необходимо открыть валютный счет в России. Для возможности открывать такие счета у банка должна быть соответствующая лицензия. Также можно открывать счета в иностранных банках.

ВАЖНО! Об открытии и закрытии счетов в зарубежных банках следует уведомлять налоговую. Также необходимо составлять отчеты о движении денежных средств в иностранных банках и представлять их в налоговую. По валютным счетам, открытым в российских банках или в их зарубежных филиалах, такой обязанности нет.

Для работы с валютой необходимо открыть в банке валютный счет, также автоматически открывается транзитный счет. Для каждой валюты отдельный валютный счет.

Правила осуществления операций с валютой регулируются инструкцией Банка России № 181-И. Степень валютного контроля напрямую зависит от суммы контракта и от того, экспорт это или импорт.

Самые простые для валютного контроля по 181-И контракты — до 600 тысяч рублей. Если контракт заключен в валюте, то его сумма в валюте пересчитывается в рубли на дату заключения или последнего изменения. Для таких контрактов достаточно сообщить в банк только код вида операции. Коды приведены в приложении 1 инструкции 181-И. Код передается в банк при зачислении валюты на транзитный счет, списании валюты или рублей с соответствующих счетов по иностранному контракту. Иногда могут быть запрошены дополнительные документы.

Подробнее о кодах вида валютной операции мы писали в статье.

Более дорогие контракты требуют усиленного валютного контроля в банке:

  • По контрактам от 600 тысяч до 3 миллионов рублей (импортные и кредитные договоры) и 10 миллионов (экспортные договоры) в банк предоставляется пакет документов. В обязательном порядке запрашивается сам контракт, а также сопроводительные документы: инвойсы, декларации, накладные, счета-фактуры.
  • Контракт на сумму свыше 3 миллионов (импорт и кредит) и 10 миллионов рублей (экспорт) должен быть поставлен на учет в банке. Постановка на учет — присвоение уникального номера контракта валютного контроля.

До 01.03.2018 не присваивали уникальный номер, а создавали паспорт сделки для валютного контроля в банке.

Лимиты по контрактам указаны в соответствии с последней редакцией инструкции 181-И по валютному контролю. До марта 2022 года лимиты были не 600 тысяч, а 200 тысяч; не 10 миллионов, а 6 миллионов. Лимит 3 миллиона остался прежним.

Нюансы работы с контрактами, превышающими 600 тысяч

Итак, банк вправе запросить документы по тем контрактам, которые суммарно не дотягивают до постановки на учет, больше 600 тысяч рублей. Это, помимо контракта и сопроводительных документов, могут быть самые разнообразные бумаги:

  • документы, удостоверяющие личность физлица;
  • документы, подтверждающие регистрацию юрлица;
  • свидетельство о постановке на учет;
  • документы, удостоверяющие право собственности на недвижимость;
  • таможенные декларации;
  • документы, подтверждающие родство;
  • уведомление об открытии счета или вклада за пределами РФ.

Можно запрашивать не все документы, а только те, которые имеют непосредственное отношение к сделке.

Сроки подачи пакета документов:

  • при поступлении валюты на транзитный счет — не позднее 15 дней после зачисления денег;
  • при списании валюты — одновременно с распоряжением о списании денег;
  • при списании рублей — одновременно с платежным поручением на списание.

ВАЖНО! Перечисление рублей по расчетным счетам производится платежными поручениями, а перевод валюты — распоряжениями.

Ставим контракт на учет в банке

Ниже на схеме приведены сроки постановки на учет контракта в целях валютного контроля:

Посмотрите, какие нужны документы для постановки на учет контракт:

Банк присваивает уникальный номер — УНК — для валютного контроля на следующий день после получения пакета документов.

Банку необходимо сообщить ожидаемый срок репатриации валюты:

  • при импорте — это срок поставки товара (оказания услуг) или возврата аванса;
  • при экспорте — это срок поступления выручки в банк;
  • при кредитном договоре — срок возврата основного долга и процентов.

Осенью 2022 года в связи с возможными затруднениями в работе с иностранными контрагентами и с банками следует особенно внимательно отслеживать сроки поставок товаров, получения выручки, сроки возврата авансов для валютного контроля.

ВАЖНО! Указом президента от 08.08.2022 № 579 разрешено проводить валютные операции и в не уполномоченных банках в связи с введенными санкциями. 

После исполнения обязательств по контракту в банк сдают справку о подтверждающих документах для валютного контроля. Бланк справки представлен в приложении 6 инструкции № 181-И. Представить ее следует:

  • если товар подлежит декларированию — не позднее 15 дней с последнего дня месяца, когда проставлена отметка о дате выпуска товара;
  • если товар не подлежит декларированию — не позднее 15 дней с последнего дня месяца, в котором оформлены подтверждающие документы.

Как заполнить справку о подтверждающих документах, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в образец готового документа.

Что будет за нарушение валютного законодательства

Нарушения и санкции за них в сфере валютного законодательства определены в ст. 15.25 КоАП РФ.

ВАЖНО! Если нарушение обусловлено ограничительными мерами недружественных стран, то с 24.07.2022 производство по такому нарушению прекращается.

Еще об ответственности за незаконные валютные операции читайте здесь.

Приведем некоторые виды нарушений валютного законодательства:

  • незаконные валютные операции (например, расчеты с иностранными работниками наличными, расчеты по валютным операциям, минуя счета в уполномоченном банке) — от 30% до 40% от суммы незаконно валютной операции;
  • непредставление резидентом отчета о переводе денежных средств без открытия счета в банке с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранцем, — от 30% до 40% от суммы зачисленных средств;
  • непредставление в налоговую информации об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета в иностранном банке — от 4 000 до 5 000рублей (на граждан); от 40 000 до 50 000 рублей (на должностных лиц); от 800 000 до 1 000 000 рублей (на юридических лиц);
  • несвоевременная репатриация — 1/150 ключевой ставки от незачисленной вовремя суммы за каждый день просрочки или предупреждение.

Как суды работают со ст. 15.25 КоАП? Оформите пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» и переходите к судебной практике. Это бесплатно.

Итоги

Операции с иностранными контрагентами подлежат контролю со стороны государства. Валютный контроль осуществляется таможенными органами, банками и налоговой. Проводить валютные операции можно только через уполномоченные банки, но в 2023 году действует послабления для этого условия, если в оношении уполномоченного банка введены санкции. Чем выше стоимость контракта, тем больше контрольных мероприятий проводится. В 2023 году в связи с введением санкций валютный контроль проходит с некоторыми послаблениями и внесены коррективы в порядок расчета наличными между резидентом и нерезидентом. 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ МЕНЕДЖЕРУ ВЭД. ОБЯЗАННОСТИ МЕНЕДЖЕРА ВЭД. Обязанности СПЕЦИАЛИСТА по ИМПОРТУ. Обязанности СПЕЦИАЛИСТА по ЭКСПОРТУ 

Составили типовую вакансию для Менеджер по ВЭД, проанализировав рынок труда и массив вакансий для Менеджеров ВЭД, ассистентов менеджера ВЭД, таможенных специалистов по импорту/ экспорту, поставкам… и т.п. 

На этом основании нами был разработан учебный курс «Повышения квалификации для Менеджеров ВЭД», программу которого мы постоянно шлифуем и дорабатываем (код курса VTD-k01). 

Кроме того, особенностью наших курсов является активное применение кейс-метода в обучении. Т.е. проведение практических занятий с решением ситуационный задач и заданий, что позволяет лучше понять и усвоить сложный материал, а потом применить навыки в практической работе. 

Мы стремимся помочь Вам РОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО! УЧИТЬСЯ у ПРАКТИКОВ! Успешно СТРОИТЬ КАРЬЕРУ!

Пусть Вас не пугает термин «повышение квалификации», для программ дополнительного образования взрослых, это означает что курс оринтирован на слушателей, у которые уже есть базовое высшее или среднее -специальное образование. Любое образование выше указанных уровней — это уже повышение квалификации, даже если для Вас это новое направление.

Кроме того, недостающие навыки и знания можно получить на краткосрочных, как правило однодневных семинарах. 
Все краткосрочные семинары по теме ВЭД, таможня, логистика — см.
Полный календарь мероприятий на год

Призываем наших подписчиков начинающих и уже опытных мастеров ВЭД написать свои комментарии по ТИПОВОЙ ВАКАНСИИ, дописать чего на Ваш взгляд не хватает. 

С Вашей помощью мы обновим нашу учебную программу и сделаем наши курсы ещё привлекательнее и «вкуснее». 

Типовая Вакансия для Менеджер по ВЭД: 

Должностные обязанности Менеджера ВЭД: 

— Размещение и отслеживание заказов от поставщиков, проверка подтверждений.

— Контроль подписания договоров, дополнительных соглашений, спецификаций с поставщиками. 

— Ведение делопроизводства с иностранным контрагентом.

— Закупочная логистика. Организация, контроль и управление заказами импортного /российского сырья. Работа с поставщиками: оформление договоров, согласование условий/цен, рекламации, взаиморасчеты.

— Участие в подготовке сопроводительных и разрешительных документов; заказ сертификатов соответствия или деклараций соответсвия; при необходимости, оформление разрешений и лицензий. 

— Организация поставок, работа с перевозчиками и экспедиторами; контроль сроков прихода на таможенные склады (СВХ) и склад компании.

 — Подготовка пакета документов для таможенного оформления на территории РФ; работа с таможенным брокером / представителем; Оформление документов по запросы таможенного органа, или по запросу таможенного представителя для целей таможенного оформления (декларирования).

— Перевод технической и товаросопроводительной документации. Перевод документов с английского языка, или координация работы по переводу коммерческих и пр.документов у сторонных переводчиков; легализация документов и апостилирование. 

— Расчёт транспортной составляющей, таможенного оформления и сопутствующих услуг; расчет таможенных платежей. 

— Оформление заявок на оплату поставщикам товаров, предоставление документов для осуществления оплат, контроль взаиморасчетов с поставщиками; 

— Понимание логистической цепочки и этапов движения грузов для разных типов перевозок, в т.ч. контейнеров (импорт/экспорт). 

— Проверка и передача документов, связанных с закупкой и доставкой товара, в др. отделы компании; 

— Работа по актам склада по фактам недостачи, брака, пересорта товара, оформление и предъявление претензий поставщикам. 

— Ведение справочников в 1C, электронных архивов; 

— Участие в переговорах с поставщиками, командировки;

— Участие в продвижении продукции, организации и участие в выставочной деятельности.

— Ввод заказов и отгрузочных документов в систему 1С или др. систему учета.

Должностные обязанности Руководителя международного отдела. Должностные обязанности Руководителя ВЭД: 

  • Управление и развитие проектом — производство и реализация продукцией предприятиятия.

  • Стратегическое планирование.

  • Анализ внутренних и внешних рынков.

  • Переговоры с первыми лицами компаний — клиентами, поставщиками, заказчиками, гос. органами.

  • Финансовая отчетность о внешнеэкономической деятельности.

  • Анализ и прогноз продаж.

  • Развитие экспортного и импортного направления.

  • Организация эффективного взаимодействия всех подразделений компании.

  • Генерирование идей по развитию предприятия.

  • Управление и контроль за персоналом предприятия (таможенный отдел, отдел логистики, отжел продаж и т.п.)

  • Управление бюджетами, оптимизация расходов при максимальной прибыли.

  • Осуществление управления всеми операциями предприятия с точки зрения контроля финансов.

  • Управление бизнес-процессами по созданию и продвижению продукцией на внешних рынках.

 Требования для Менеджера ВЭД:

 — опыт работы от 2 лет в сфере ВЭД и внешней логистики; 

— опыт работы с импортными и российскими поставщиками; 

— английский язык (+ 2й иностранный будет преимуществом) – свободный (разговорный и письменный), уровень выше среднего; 

— уверенный пользователь ПК: 1С, MS Office (Exsel, Word); 

— знание законов и нормативно-правовых актов в области ВЭД и логистики; таможенного дела; Инкотермс; 

— опыт в проведении презентаций, знание основ маркетинга; 

— личные характеристики: способность работать с большим массивом информации в условиях дефицита времени;

— высокие коммуникативные навыки;

— опыт работы на руководящей должности на рынке B2B;

— ответственность за финансовый результат.

Звоните или пишите нам, будем рады Вашим обращениям!

Полный календарь мероприятий:  https://sferaved.ru/kursy_ved_ctoimost

Формы обучения: дневные и вечерние группы, группа выходного дня, индивидуальное обучение и дистанционно в формате вэбинар.

Для записи в группу, получения договора и счёта отправьте заявку или позвоните:

Место проведения: Невский пр. 22-24, С.-Петербург

Запись и доп.инфо: +7 981 145 13 68 ( Viber WhatsApp)

#КурсыВЭД #СеминарПроВЭД #БилетыпоВЭД #проВЭД #обучуТаможне #курсыДекларанта #тренингСПб #семинарСПб #курсыДекларирования #курсыДекларанта #курсыБрокера #курсыПоТаможне #таможняСПб #таможня #электронноеДекларирование #переводы #ЕАЭС #СеминарыВЭД #КурсВЭД #СеминарВЭД #таможняиВЭД #ТаможняСПб #ЛогистуВЭД #Логистика #курсыБухгалтеру #КурсВЭДБухгалтеру #СеминарВЭДБухгалтеру #ВЭДдляБухгалтера #ВЭДиВалютныйКонтроль #ВалютныйКонтроль #ЗапасыЗакупки #ПереводчикВЭД #МенеджерВЭД #МенеджеруВЭД #СпециалистВЭД #закупки #запасы #СфераВЭД #вакансииВЭД #вакансииТаможня #вакансииЛогистика #РаботаВЭД 

Ссылка на Академию ВЭД и Логистики «СФЕРА»© обязательна http://sferaved.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морские путешествия династии мин в китае под руководством чжэн хэ
  • Противовирусные препараты трекрезан цена инструкция по применению взрослым
  • Как пользоваться ноутбуком для начинающих инструкция по применению
  • Л с страчунский с н козлов руководство для врачей
  • Kessebohmer подъемные механизмы инструкция по монтажу