Должностная инструкция учителя нвп в школе

           «УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_______201__г

ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ОРГАНИЗАТОРА

НВП

                                         
1. Общие положения

1.1.
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной
характеристики преподавателя-организатора НВП учреждения образования,
утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 338
от 13 июля 2009 года, Министра труда и социальной защиты населения Республики
Казахстан №141 от 28.06.03 г. и Квалификационных характеристик отдельных
должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий,
общих для всех сфер деятельности, утвержденных приказом Министра труда и
социальной защиты населения Республики Казахстан №119-п от 30.05.03 г.,
коллективного договора школы №05020487 от 05.01.2009 г., Устава школы №1102/22
от 08.07.2010 г. При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации
об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы
Министерства образования Республики Казахстан.

1.2.
Преподаватель-организатор НВП назначается и освобождается от должности
директором школы.

1.3.
Преподаватель-организатор НВП должен иметь высшее профессиональное образование
и специальную подготовку по гражданской обороне (ГО) или высшее военное
образование или среднее военное образование без предъявления требований к стажу
работы.

1.4.
Преподаватель-организатор НВП подчиняется непосредственно директору школы и его
заместителям.

  
1.5. В своей деятельности преподаватель-организатор НВП руководствуется
Конституцией и законами Республики Казахстан (в том числе «Об образовании», «Об
обороне», «О гражданской обороне»), Указами Президента Республики Казахстан,
решениями Правительства Республики Казахстан, и органов управления 
образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания, обороны, ГО и
обеспечения функционирования учреждения при чрезвычайных ситуациях; правилами и
нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также
Уставом и локальными правовыми актами школы (в том  числе Правилами
внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора,
настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Преподаватель-организатор
НВП соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

                                                          2. Функции

Основными
направлениями деятельности преподавателя-организатора НВП являются:

2.1.
преподавание основ НВП

2.2.
организация в соответствии с законодательством допризывной подготовки
обучающихся и учета военнообязанных;

2.3.
организация и проведение в школе мероприятий по ГО;

2.4.
подготовка школы к работе в условиях стихийных бедствий;

                                          3. Должностные обязанности

Преподаватель-организатор
НВП выполняет следующие должностные обязанности:

3.1.
осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ
безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки;

3.2.
способствует формированию общей культуры личности обучающихся; соблюдает их
права и свободы;

3.3.
организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные
занятия, прикладную физическую подготовку;

3.4.
использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения; повышает
свою квалификацию;

3.5.
участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и
здоровья обучающихся и работников школы, в работе Педагогического совета и совещаний
при директоре;

3.6.
взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам
обеспечения безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки и ГО;

3.7.
совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского
обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к
военкоматам;

3.8.
оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные
заведения;

3.9. ведет
учет военнообязанных в школе и представляет соответствующие отчеты в
военкоматы;

3.10.
разрабатывает план ГО школы;

3.11.
организует занятия по ГО с работниками школы;

3.12.
готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие
мероприятия по ГО;

3.13.
участвует в обеспечении функционирования школы при возникновении различных
чрезвычайных ситуаций;

3.14.
обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и
формирований ГО в надлежащей готовности;

3.15.
проводит практические занятия и тренировки по действиям обучающихся и работников
школы в экстремальных ситуациях;

3.16.
обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение
обучающимися правил безопасности при проведении занятий по курсам основ
безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за
сохранность имущества ГО, принятого им на ответственное хранение по разовым
документам;

3.17.
проводит обучение, консультации, инструктажи работников школы и обучающихся по
вопросам безопасности жизнедеятельности;

3.18.
участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, происшедших с
работниками, обучающимися, в осуществлении административно-общественного
контроля по вопросам охраны труда;

3.19.
проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.20.
соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах,
соответствующие общественному положению педагога;

                                                                4. Права

Преподаватель-организатор
НВП имеет право:

4.1.
участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на
защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3.
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;

4.4.
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные
пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.5.
повышать квалификацию;

4.6.
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.7.
давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения,
относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать
обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных
Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы;

                                                      5. Ответственность

     В
установленном трудовым кодексом РК порядке преподаватель-организатор НВП

несет
ответственность:

5.1. за
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным
планом и графиком учебного процесса;

5.2. за
жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, нарушение прав
и свобод обучающихся.

5.3. За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора
школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей,
установленных настоящей Инструкцией, преподаватель-организатор НВП несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым кодексом РК.

5.4. За
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение
иного аморального проступка преподаватель-организатор НВП может быть освобожден
от занимаемой должности в соответствии с трудовым кодексом РК и Законом
Республики Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не
является мерой дисциплинарной ответственности.

5.5. За
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей
преподаватель-организатор НВП несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым кодексом РК и (или) гражданским
законодательством.

                            6. Взаимоотношения. Связи по должности

Преподаватель-организатор
НВП:

6.1.
работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и
утвержденному директором школы;

6.2.
планирует мероприятия по ГО на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
План мероприятий утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала
планируемого периода;

6.3.
представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более
пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной
четверти;

6.4.
получает от директора школы информацию нормативно-правового, директивного и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими
документами;

6.5.
визирует приказы директора школы по вопросам ГО, НВП, допризывной подготовки,
охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

6.6.
систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию,
с администрацией и работниками школы;

Должен
знать:
 Конституцию Республики Казахстан, законы
Республики Казахстан «Об образовании», «О языках в Республике
Казахстан», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О
борьбе с коррупцией», «О браке и семье», «О государственных
социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в
Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах»,
«О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями», «О профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности» и другие нормативные правовые акты, определяющие
направления и перспективы развития образования; методику преподавания предмета,
воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов
и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности;
основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
основы права и научной организации труда, педагогики и психологии;
государственные общеобязательные стандарты образования; педагогику,
педагогическую психологию; достижения педагогической науки и практики; основы
экономики, законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.

Заместитель
директора

по УВР

_____________

(подпись)

__________________

(расшифровка
подписи)

С
инструкцией ознакомлен(а):

_____________

(подпись)

__________________

(расшифровка
подписи)

«Утверждено»

Приказом № 1-03/191

от 01.09.2010 г.

Директор СОШ №23

Макулов С.И.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ОРГАНИЗАТОРА

НВП

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики преподавателя-организатора НВП учреждения образования, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 338 от 13 июля 2009 года, Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан №141 от 28.06.03 г. и Квалификационных характеристик отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности, утвержденных приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан №119-п от 30.05.03 г., коллективного договора школы №05020487 от 05.01.2009 г., Устава школы №1102/22 от 08.07.2010 г. При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Республики Казахстан.

1.2. Преподаватель-организатор НВП назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Преподаватель-организатор НВП должен иметь высшее профессиональное образование и специальную подготовку по гражданской обороне (ГО) или высшее военное образование или среднее военное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Преподаватель-организатор НВП подчиняется непосредственно директору школы и его заместителям.

   1.5. В своей деятельности преподаватель-организатор НВП руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан (в том числе «Об образовании», «Об обороне», «О гражданской обороне»), Указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, и органов управления  образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания, обороны, ГО и обеспечения функционирования учреждения при чрезвычайных ситуациях; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том  числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Преподаватель-организатор НВП соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности преподавателя-организатора НВП являются:

2.1. преподавание основ НВП

2.2. организация в соответствии с законодательством допризывной подготовки обучающихся и учета военнообязанных;

2.3. организация и проведение в школе мероприятий по ГО;

2.4. подготовка школы к работе в условиях стихийных бедствий;

3. Должностные обязанности

Преподаватель-организатор НВП выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки;

3.2. способствует формированию общей культуры личности обучающихся; соблюдает их права и свободы;

3.3. организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные занятия, прикладную физическую подготовку;

3.4. использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения; повышает свою квалификацию;

3.5. участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся и работников школы, в работе Педагогического совета и совещаний при директоре;

3.6. взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки и ГО;

3.7. совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам;

3.8. оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения;

3.9. ведет учет военнообязанных в школе и представляет соответствующие отчеты в военкоматы;

3.10. разрабатывает план ГО школы;

3.11. организует занятия по ГО с работниками школы;

3.12. готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО;

3.13. участвует в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;

3.14. обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности;

3.15. проводит практические занятия и тренировки по действиям обучающихся и работников школы в экстремальных ситуациях;

3.16. обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО, принятого им на ответственное хранение по разовым документам;

3.17. проводит обучение, консультации, инструктажи работников школы и обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности;

3.18. участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися, в осуществлении административно-общественного контроля по вопросам охраны труда;

3.19. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.20. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

4. Права

Преподаватель-организатор НВП имеет право:

4.1. участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.5. повышать квалификацию;

4.6. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.7. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы;

5. Ответственность

В установленном трудовым кодексом РК порядке преподаватель-организатор НВП

несет ответственность:

5.1. за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

5.2. за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, преподаватель-организатор НВП несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым кодексом РК.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка преподаватель-организатор НВП может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым кодексом РК и Законом Республики Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей преподаватель-организатор НВП несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым кодексом РК и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Преподаватель-организатор НВП:

6.1. работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. планирует мероприятия по ГО на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План мероприятий утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового, директивного и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам ГО, НВП, допризывной подготовки, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и работниками школы;

Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О языках в Республике Казахстан», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О борьбе с коррупцией», «О браке и семье», «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности» и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; методику преподавания предмета, воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права и научной организации труда, педагогики и психологии; государственные общеобязательные стандарты образования; педагогику, педагогическую психологию; достижения педагогической науки и практики; основы экономики, законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.

Требования к квалификации с определением обязанностей для получения

соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю высшего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использовать формы и методы активного обучения, уметь организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методиками анализа учебно-методической работы по предмету, составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения, уметь руководить творческими семинарами, работой творческих групп, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет, или ученой степени доктора наук и стаж работы в должности учителя не менее 1 года;
 

специалист высшего уровня квалификации высшей категории:  должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет; или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или ученой степени доктора наук стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;
специалист среднего уровня квалификации второй категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь использовать формы и методы активного обучения, организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации первой категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации второй категории, кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; проводить диагностическую работу с обучающимися; руководить работой творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, иметь публикации в педагогических изданиях по проблемам образования.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
специалист среднего уровня квалификации высшей категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать авторские программы преподавания предмета; новые учебные программы и педагогические технологии, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.
Требования к квалификации: учителей информатики, музыки, пения, рисования, НВП, технологии, физической культуры, черчения, учителей специальных дисциплин специализированных учебных заведений, учителей предметов вариативной части Базисного учебного плана (валеологии, самопознании, прикладной экономики, экологии и других):

специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование или высшее образование по соответствующей специальности.
специалист высшего уровня квалификации второй категории: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или высшее образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
специалист высшего уровня квалификации первой категории: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет или высшее образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет или ученой степени доктора наук и стаж работы в должности учителя не менее 1 года.
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:   высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или высшее образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 6 лет или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или ученой степени доктора наук и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет.
специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) по соответствующей специальности.
специалист среднего уровня квалификации второй категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет.
специалист среднего уровня квалификации первой категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
специалист среднего уровня квалификации высшей категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.
Дополнительно для учителя малокомплектных организаций образования требования к квалификации: высшее педагогическое образование с правом преподавания смежных дисциплин или техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) с правом преподавания смежных дисциплин.
Дополнительно для учителя начальных классов организаций образования требования к квалификации: высшее педагогическое образование или техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное).

Примечание: лица, окончившие средние школы с XI педагогическим классом до 1995 года, относятся к специалистам среднего уровня квалификации.

Как стать учителем НВП: особенности специальности, требования к образованию

Главная картинка статьи Как стать учителем НВП: особенности специальности, требования к образованию

Designed by katemangostar/freepik

С 2023 года в российские школы вернутся уроки начальной военной подготовки, которые будут преподаваться в рамках ОБЖ. Обучение скорее всего будет возложено на учителей ОБЖ, однако, им скорее всего потребуется дополнительная подготовка.

Кто такие учителя НВП

В советских школах был полноценный курс начальной военной подготовки для старшеклассников, где их учили навыкам обращения со стрелковым оружием, объясняли тактику ведения стрелкового боя, оказания помощи раненым, а также действиям в условиях чрезвычайно ситуации (пожар, наводнение, химико-бактериологическое заражение и т.д.). Целью уроков была подготовка юношей к срочной армейской службе.

В постсоветский период обязательные уроки НВП были отменены и частично заменены предметом Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), где основной учебный материал представлен теорией. Уроки военной подготовки сохранялись в виде факультатива в некоторых школах, либо в формате центров допризывной подготовки (доп. образования для подростков).

Теперь уроки НВП хотят вернуть для всех школьников в виде отдельного модуля «Элементы НВП», в которую будут включены:

  1. Элементы строевой подготовки;

  2. Изучение оружия (автомат Калашникова, гранаты);

  3. Средства индивидуальной защиты;

  4. Навыки практической стрельбы из мелкокалиберного оружия;

  5. Подготовка к сдаче ГТО;

  6. Действия подразделения в стрелковом бою и т.д.

Кто же такие учителя НВП? Отдельно такой должности в школах нет. Поэтому чаще всего учитель НВП преподает одновременно и ОБЖ. В некоторых случаях оба предмета совмещает учитель физкультуры, если это возможно.

Обычно это педагоги-мужчины, проходившие срочную службу в армии. Иными словами, отдельного профстандарта для этой специальности не предусмотрено.

Тем не менее, возможны и исключения, например, в школах, где есть внеклассные занятия или факультативы, посвященные военной подготовке. Здесь, как правило, с детьми занимается преподаватель-инструктор по НВП.

Как стать учителем нвп в школе

Designed by freepic.diller/freepik

Обязанности учителя НВП в школе

Должностные инструкции для подобных специалистов подразумевают ряд специфических видов деятельности:

  1. Допризывная подготовка учащихся старших классов;

  2. Проведение внеурочных, факультативных занятий, прикладных занятий по физической культуре и спорту;

  3. Участие в организации методической работы, охраны труда работников школы;

  4. Взаимодействие с различными органами исполнительной власти, а также некоммерческими организациями по вопросам ГО;

  5. Организация допризывных медицинских комиссий совместно с органами здравоохранения для постановки юношей на воинский учет;

  6. Проведение практических занятий со школьниками по действию в чрезвычайных ситуациях (например, при пожаре);

  7. Следит за соблюдением пожарной безопасности, отвечает за совершенствование материально-технической базы школы и многое другое.

Как стать учителем (преподавателем) НВП

Специальность, безусловно, подходит только для учителей, поэтому обязательный минимум — среднее профессиональное или высшее педагогическое образование.

Однако в данном случае педагогу потребуется пройти повышение квалификации сроком 144 академических часа. Курс так и называется — «Учитель (преподаватель) начальной военной подготовки». Такой лучше всего подходит учителям ОБЖ, которым и предстоит преподавать НВП в ближайшем будущем.

Можно ли стать учителем НВП без педагогического образования?

Да, такой вариант возможен. Он идеально подойдет военнослужащим запаса: офицерам, сержантам и старшинам, которые по тем или иным причинам больше не могут исполнять свои обязанности. Также неплохо справятся спасатели или пожарные МЧС на пенсии.

Однако в данном случае обязательно нужна профессиональная переподготовка по соответствующему профилю. Курсы достаточно длительные — до 1040 ак. часов обучения (130 рабочих дней), поэтому целесообразно проходить их заочно.

Возможность пройти такие курсы предоставляют многие педагогические институты, желательно выбирать тот, который ближе всего по месту жительства.

Как отмечают эксперты, потребность в учителях НВП в ближайшее время возрастет, причем желательно, чтобы преподавали эту дисциплину именно бывшие военные, которые не понаслышке знакомы со службой в армии и её особенностями.

Как стать учителем нвп в школе

Designed by Asphotofamily/freepik

Зарплата учителя НВП в 2023 году

Что касается заработка, то уместнее всего говорить о ставке учителя физкультуры или ОБЖ, который совмещает основной предмет с факультативом.

Зарплата учителя ОБЖ в школе зависит от региона проживания, поэтому может колебаться от 25000 до 45000 рублей в месяц. Вероятно, когда будет введет тот самый модуль «Элементы НВП», последует и доплата за дополнительную нагрузку.

Вопрос — ответ

Кто может вести уроки НВП в школе?

Для преподавания НВП требуется педагогическое образование, поэтому чаще всего эти уроки ведут учителя физкультуры, начальных классов или ОБЖ. Тем не менее, им также нужна дополнительная подготовка (повышение квалификации) по данному предмету

Когда в школу вернут уроки НВП?

Министерство просвещения РФ обозначило возвращение уроков НВП в 2023—2024 учебном году. Они будут представлены в рамках школьного курса по основам безопасности жизнедеятельности отдельным модулем «Элементы НВП»

Можно ли переучиться на учителя НВП на курсах проф. переподготовки?

Для специалистов без педагогического образования предусмотрены курсы профессиональной переподготовки по направлению «Учитель (преподаватель) НВП», которые можно пройти дистанционно в педагогических вузах или учебных центрах. Сроки обучения составляют от 600 академических часов.

Преподаватель-организатор
начальной военной подготовки:


подчиняется
руководителю учебного заведения и
отвечает за начальную
военную
подготовку учащихся и строгое соблюдение
правил безопасности при проведении
занятий;


проводит занятия по начальной военной
подготовке и факультативно, руководит
кружками по изучению основ военного
дела;


систематически повышает свои
профессиональные и педагогические
знания и навыки;


совместно с педагогическим коллективом
учебного заведения проводил работу по
военно-патриотическому воспитанию
учащихся;


содействует в обеспечении проведения
медицинского обследования юношей
допризывного возраста;


проводит работу и оказывает содействие
местным органам военного управления
по отбору и подготовке граждан для
поступления в военно-учебные заведения.

Работа
преподавателя-организатора начальной
военной подготовки регламентируется
расписанием занятий, планом мероприятий,
проводимых во внеурочное время, и его
личным планом, утвержденным руководителем
учебного заведения.

Преподаватели-организаторы
могут привлекаться к дежурству по
учебному заведению.

Преподавателю-организатору
начальной военной подготовки необходимо
знать:


нормативные правовые акты Республики
Казахстан по вопросам обучения и
воспитания с учетом специфики начальной
военной подготовки и курса «Основы
безопасности жизнедеятельности»;


основы педагогики, психологии;


правила охраны жизни и здоровья
обучающихся;


основы трудового законодательства;


правила охраны труда;


организационные структуры системы
предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях;


основные принципы и методы защиты
населения при стихийных и экологических
бедствиях, крупных производственных
авариях, катастрофах, а также защиты от
современных средств поражения;


приемы оказания первой доврачебной
помощи.

Основная
литература

1.
Конституция Республики Казахстан;

2.
Закон Республики Казахстан «Об обороне
и Вооружённых силах Республики Казахстан»
от 7 января 2005г;

3.
Закон Республики Казахстан «О воинской
обязанности и воинской службе»;

4.
Постановление правительства Республики
Казахстан «О начальной военной подготовке»
от 1 ноября 1996г.;

5.
Постановление правительства Республики
Казахстан № 449 от 24 мая 2006г. «О подготовке
граждан к воинской службе»

6.
Военная доктрина Республики Казахстан
от 10 февраля 2000 г.

7.
Стратегия Республики Казахстан (Программа
20-30);

8.
Сборник нормативных документов и
программ начальной военной подготовки;

9.
Директивы Министра обороны РК Министерства
образования и науки РК

Тема 8 Основы нравственно психологической подготовки учащихся к службе в Вооружённых Силах Республики Казахстан План лекции

  1. Введение.

  2. Концепции
    нравственно – психологической подготовки
    молодёжи.

  3. Военно-патриотическое
    воспитание молодёжи на современном
    этапе.

  1. Введение

Стратегия
Президента «Казахстан 2030», «Комплексная
программа воспитания в организациях
образования РК на 2003-2006 годы» указывают
основные условия для воспитания
поликультурной личности ребенка,
свободно адаптируемой в условиях
современного общества с принципами
демократии и рыночной экономики.

Правительство
Республики Казахстан придает большое
значение вопросам воспитания Казахстанского
патриотизма и гражданского становления
детей и молодежи. Об этом свидетельствует
Указ Президента «Об усилении работы по
казахстанскому патриотизму» и мероприятия
Министерства образования и науки по
реализации Указа Президента РК «О
государственной символике Казахстана»
от 24.01.96 г. №2797, закона

«О государственном
языке», закона Республики Казахстан
«Об обороне, Постановления Правительства
РК от 01.11.96 г. № 1340 «О начальной военной
подготовке».

В
целях реализации Министерством
образования и науки РК были разработаны
нормативные документы и программы по
начальной военной подготовке. В них
большое внимание уделяется патриотическому
воспитанию молодежи и основам безопасности
жизнедеятельности учащихся.

В
связи с этим возрастает роль образовательных
учреждений, детских и молодежных
организаций, в которых происходят
духовно-нравственные становления
молодежи, подготовки их к самостоятельности
жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Северо-Казахстанская область

Район им. Габита Мусрепова

Буденновская средняя школа.

«Требования к преподавателю- организатору НВП в процессе организации военно- патриотического воспитания»

Преподаватель-организатор НВП: Злобин А.А.

  1. год.

Содержание

Введение

1. Требования к преподавателю-организатору НВП в процессе организации военно-патриотического воспитания

2. Работа преподавателя- организатора НВП по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной деятельности

2.1. Методическая характеристика основных типов уроков НВП, организация уроков

2.2. План-конспект урока по теме «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества»

2.3. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования

Заключение.

1. Требования к преподавателю-организатору в процессе организации военно-патриотического воспитания

Преподаватель- организатор НВП реализует цели и задачи воспитания (в данном случае – военно-патриотического), организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественно-политическую и спортивно-оздоровительную деятельность учащихся, направленную на их всестороннее развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики. В нашей стране работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт, вносят вклад в развитие теории учебно-воспитательного процесса. многим из них присвоены почетные звания.

Одним из важнейших направлений перестройки общеобразовательной и профессиональной школы является разработка конкретных мер по дальнейшему совершенствованию работы учителей, направленной на коренное улучшение качества обучения и воспитания подрастающих поколений.

В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическое и практическое содержание.

Учительская работа относится к весьма сложным профессиям. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей деятельности. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямой ответ. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень профессиональной умелости и педагогического мастерства.

Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства преподавателю необходимо в деталях представлять структуру педагогической деятельности, а также систему относящихся к ней теоретических знаний и практических умений и навыков. Психолого-педагогические исследования показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность некоторых из этих видов деятельности и те требования к педагогу, которые вытекают из них.

Нельзя осуществлять воспитание, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания и т.д. для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня развития учащихся, их интересов, склонностей, круга общения, характера их деятельности вне школы и т.д.

Исключительно важной является ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении преподавателя определять линию воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты. На основе такой диагностики он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к изучаемому предмету, конкретизирует цели и задачи. Подобная деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

Существенное место в работе учителя занимает информационно-объяснительная деятельность. Все обучение и воспитание в той или иной форме основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями – это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как важнейший источник научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической информации (знаний). Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое значение того учебного предмета, который он преподает, его идейно-политическая убежденность. От того как педагог владеет учебным материалом, зависят качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, идейно-политическая направленность и насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у учащихся умений и навыков.

Несомненно все вышесказанное относится и к преподавателям- организаторам НВП.

Не оспаривая важность и значение других школьных дисциплин, отмечу, что никакой другой предмет не требует от преподавателя таких организаторских способностей, такой идейной убежденности, которыми должен обладать преподаватель- организатор НВП. Ведь преподаватель- организатор НВП , помимо теоретических и практических занятий, в идеале, должен развить у учащихся такие чувства, как дисциплина, патриотизм, коллективизм, чувство долга и многие другие.

Выделяясь из ряда общеобразовательных школьных предметов, НВП предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню преподавателя-организатора.

Основная цель деятельности преподавателя-организатора НВП, на мой взгляд, это подготовка школьников к суровым реалиям «взрослой» жизни, привитие им чувства гражданского долга. Только собственным примером, своей личной убежденностью преподаватель может заинтересовать и повести за собой школьников. Только тогда он может добиться эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Работа преподавателя- организатора НВП по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной деятельности.

2.1 Методическая характеристика основных типов уроков НВП.

Учитывая все вышеизложенное в первой главе работы, можно констатировать значительные отличия НВП от других школьных дисциплин, а следовательно, необходимость определенных отличий в структуре курса, организации изучения материала.

Современная дидактика представляет собой теоретическую науку, посвященную вопросам содержания образовательного процесса, закономерностям процесса обучения и воспитания. Специфические особенности различных школьных дисциплин рассматриваются конкретными методиками преподавания. Таким образом, методика НВП – наука о целях, задачах и содержании ее как школьного учебного предмета, о формах и методах организации обучения, применяемых для достижения образовательных и воспитательных целей предмета.

Тематическое планирование. Считается полезным перед началом учебного года составить календарный план проведения уроков с тем, чтобы распределить фактические часы по темам и срокам прохождения. Данный подход является полезным еще и потому, что появляется возможность соотнести изучаемые в курсе НВП темы с аналогичными или близкими по смыслу разделами смежных дисциплин.

При составлении годового плана работы может быть предусмотрено тематическое планирование. Обучение значительно более эффективно, если один урок не похож на другой по его форме и используемым методам, если темы и разделы курса связаны между собой, т.е. если учителем разрабатываются не отдельные уроки, а системы уроков. Система уроков позволяет более логично, рационально организовать образовательный процесс, активнее использовать самостоятельную деятельность школьников, поэтапно формировать предусмотренные государственным образовательным стандартом умения и навыки, точнее определять материал, требующий более полного закрепления и обобщения.

Поурочное планирование. Поурочный план входит неотъемлемой составной частью в систему уроков. Однако в его структуре должны найти свое отражение особенности конкретного класса. Кроме того, подробно разрабатывается логический стержень изучаемой темы, подбираются наиболее подходящие формы и методы образовательного процесса. определяются действия учителя и предполагаемая реакция на эти действия со стороны учащихся. Планируется количество источников знания и их использование. Наиболее общая форма поурочного плана представлена в таблице 1. желательно также отразить в плане необходимые для проведения урока средства обучения, раздаточный материал.

Таблица 2.1

Образовательно-воспитательные задачи урока, содержание урока, в т.ч. в каждой его структурной части.

Источники знаний и методы обучения.

Деятельность

Уровни познавательной деятельности учащихся.

учителя

ученика

Как бы ни была хорошо спланирована деятельность преподавателя- организатора НВП, и насколько бы хорошо не были разработаны конспекты уроков, в своей деятельности я сталкиваюсь с некоторыми не поддающимися алгоритмизации параметрами. К ним может быть отнесено:

  • изменение порядка уроков в результате заболевания преподавателя другого предмета;

  • тема занятий на одном из предыдущих уроков данного учебного дня;

  • уровень подготовленности учащихся к усвоению запланированного материала;

  • индивидуальное настроение отдельных учащихся или класса в целом.

Подобные факторы при неблагоприятном стечении обстоятельств могут полностью сорвать выполнение задач урока по запланированной теме, если учителю не удастся, оценив состояние учащихся, быстро изменить форму урока, ибо использовать другие методы.

Классификация методов преподавания. Все методы преподавания можно сгруппировать по нескольким фундаментальным признакам. Это: источник знаний; характер действий учителя; характер действий ученика.

При использовании этих признаков в качестве критериев легко выделить три группы методов обучения – словесные, наглядные, практические. Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово. При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия. Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе практической работы.

Разделение методов на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, бать активными.

Выбор методов обучения и уровней познавательной деятельности учащихся. Методы обучения НВП обуславливаются содержанием предмета и должны обеспечивать усвоение указанного содержания учащимися. При этом необходимо отметить, что ошибка в методе обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, соответствие метода изучаемому материалу – важнейшее условие качества педагогической деятельности. К счастью, одно и то же содержание не всегда требует одного единственного метода. В этом случае основными критериями в выборе учителя должны служить познавательные возможности учеников, степень сложности материала или заданий, временной фактор и наличие (отсутствие) предполагаемого данным методом источника знаний.

Уровень познавательной деятельности закладывается учителем на стадии подготовки урока и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия. Выделяются:

  • рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися;

  • репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, т.е. организацией вопросно-ответной формы изложения материала;

  • эвристический уровень отличается снижением активной роли учителя на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя подводят учащихся к пониманию материала;

  • исследовательский уровень характеризуется только контролем со стороны учителя, а учащиеся самостоятельно выполняют задания.

Кроме того, необходимо упомянуть основные формы проведения уроков: фронтальная; групповая и индивидуальная.

Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп: речевые; наглядные; практические; контрольные; мнемонические Выпускники старших классов школ пребывают в том возрасте, когда перед ними открывается новая, взрослая жизнь. Для юношей она начинается со сложного испытания в виде военной службы в Вооруженных силах. Военная служба – это жизнь, подчиненная особым, причем достаточно строгим законам, в которой для молодого человека все пугающе незнакомо, непонятно. Сможет ли призывник безболезненно войти в эту жизнь и выдержать ее особенно на первых порах, в немалой степени зависит от преподавателя- организатора НВП. Однако прежде, чем помогать будущему воину, педагог должен хорошо представлять, что есть человек в семнадцать лет, каковы его мироощущения, в каких знаниях он нуждается в преддверии военной службы. Для преподавателя, взявшего на себя нелегкую, но благородную задачу – заложить первые кирпичики в основание духовно-нравственной крепости будущего защитника Отечества, надо ясно видеть конечную цель своей работы.

Изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой темы.

В заключение следует подчеркнуть, что на восприятие материала, отношение к нему оказывает влияние не только его «интенсивность» для учащегося. Эта характеристика вообще крайне субъективна. В первую очередь на учащихся оказывает стимулирующее влияние сама личность учителя, манера его речи, поведение, а часто – настроение и внешний вид.

2.2 План-конспект урока по теме «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества»

Цель урока: Ввести и закрепить понятие патриотизм и воинский долг. Учащиеся должны узнать, что такое воинский долг, что вкладывается в понятие «патриотизм», а также уяснить необходимость службы в армии, как одного из проявлений исполнения гражданского долга.

Основные понятия: Отечество, честь, долг, воинский долг, патриотизм, подвиг.

Форма проведения урока: работа с гипертекстом, сочетающая в себе закрепление и объяснение материала. Помимо гипертекста, предлагается и другое упражнение-тест, которое позволит учащимся расширить понятие «патриотизм».

Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?».

Объяснение материала.

Военнослужащий – это прежде всего гражданин Республики Казахстан. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РК.

Военнослужащий – защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Республики Казахстан.

Военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать свою Родину, с честью выполнять свой воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства – Республики Казахстан. Чувство патриотизма — основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм — это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения.

Мы все дети одной Родины — Казахстана. Какие бы политические, экономические события ни происходили, как бы сложно и трудно нам не жилось в определенные отрезки времени, Казахстан остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина — это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество — понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество — это не только прошлое,. Не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего свою государственность.

Наше государство – Республика Казахстан — раскинулось на площади 7.2 млн. кв. км. и занимает центральную часть Евразии.

Казахстан граничит с 5 государствами по суше, и с 4 по Каспийскому морю. Общая протяженность границ Казахстана составляет 15 000 км, из них 12 000 км — сухопутных, 3000 км — морских.

Просторы страны пересекают крупные реки, протяжённость которых превышает 1000 км.: Ертыс, Иле, Сырдарья, Орал, Есил, Тобол, Шу. В стране имеется более 85000 тысяч озер..

Разнообразна и природа нашей страны — от лесостепей и степей на севере до обширных пустынь на юге.

Россия располагает значительными запасами полезных ископаемых, в ее недрах сосредоточенна почти вся таблица Менделеева.

По состоянию на 1 октября 2010 года население Казахстана составляло 16,3 млн человек. В состав Республики Казахстан входят 14 областей

Государственный язык нашей Родины — это казахский язык. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных казахстанской границей. В РК всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

Родина — это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм — духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.

Для военнослужащих патриотизм проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независимым от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности. Мораль (нравственность) — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долга и чести.

Долг есть нравственные понятия обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть — есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно сформулировать для себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков.

Высшим выражением дога в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение его гражданского долга.

Воинский долг — нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии международными обязательствами страны.

В мирной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского владения вверенным орудием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества знает яркие примеры беззаветного служения Родине и выполнения воинского долга казахстанскими и советскими воинами. Во все времена подвиги казахских батыров почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

Патриотизм и верность воинскому долгу в первую очередь проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно ежедневно выполнять свои служебные обязанности. Верность защитников Отечества воинскому долгу выражается в постоянной морально-психологической и физической профессиональной подготовке к вооруженной его защите, готовности к преодолению любых трудностей при несении службы в условиях мирного и военного времени.

Без патриотизма и верности воинскому долгу нет защитника Отечества, а есть просто наемник, выполняющий свои обязанности за деньги, всегда готовый перейти туда, где больше заплатят.

Патриотизм и верность воинскому долгу – это те моральные и духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

Упражнение 1. «Это подвиг?»

Предложить учащимся письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Приведите пример воинского подвига, совершенного казахстанским, советским солдатом (2 — 3).

  2. Есть ли в обычной, мирной жизни место подвигу? Если да, то приведите примеры.

  3. Какая участь могла бы ждать Казахстан на разных этапах его истории, не имей он мужественных батыров?

  4. В чем заключается воинский долг? Его выполнение это подвиг или обязанность военнослужащего?

Домашнее задание.

1. Узнать, у кого из учащихся дедушки, бабушки и другие родственники сражались с врагом в великой отечественной войне. Подготовиться к обсуждению на следующем уроке почему они воевали? Как они относятся к защите Отечества? Можно надеяться, что в ответах будут примеры, свидетельствующие о глубоком понимании старшими поколениями военной службы как не только тяжелого, опасного, но и необходимого труда, обеспечивающего выживание нации.

3. Составить кроссворд на тему «Казахстанская армия».

2.4 Опытно-экспериментальная работа по теме исследования

Сейчас наблюдается эволюция ценностных ориентаций молодежи от нравственных, духовных в сторону прагматических. Часто нравственным считается то, что приносит доход. Сухая статистика констатирует катастрофическое падение ориентации молодых на военную службу.

Для выяснения военно-патриотического мировоззрения старшеклассникам предлагается небольшая анкета-опросник.

Анкета для выявления уровня военно-патриотического развития.

Укажите дату рождения (год, число, месяц).

Фамилия, Имя, Отчество (по желанию).

Как вы относитесь к службе в ВС РК?

Хотели бы, чтобы кто-то из Ваших родных был военным?

Какие виды войск Вы знаете?

Что для Вас значит понятие Родина?

Что для Вас значит понятие честь, достоинство?

Гордитесь ли Вашей страной?

Хотели бы Вы стать офицером Казахстанской Армии или получить военно-техническую специальность?

Важна ли дисциплина при воспитании гражданина – будущего защитника Отечества?

Что такое патриотизм для Вас?

Что такое военный патриотизм?

Как Вы относитесь к срочной (по призыву) службе? К службе по контракту?

В каких видах (родах) войск Вы хотели бы служить?

Что значит знамя (флаг) для воинской части (корабля)?

Что Вас не устраивает в современной армии?

Дайте определение воинскому долгу.

Поставьте дату опроса (число, месяц, год).

После проведения данной анкеты делается анализ ответов и корректируется работа по военно-патриотическому воспитанию как в ходе проведения уроков по данному разделу, так и ряда внеклассных мероприятий.

Заключение.

Патриотизм – это любовь к Родине; преданность своему Отечеству, своему народу.

Анализ философских подходов к определению патриотизма убеждает в многогранности этого понятия. Его современная трактовка перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, педагогов — А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.

В «Концепции патриотического воспитания» патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Я считаю, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

Полагаю, что объективным показателем патриотизма является моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство сепг это
  • Что относится ко 2 этапу принятия мер действия руководства организации холдинга ржд сдо смбд
  • Datalogic qd2430 руководство
  • Модус регулятор роста сингента инструкция по применению
  • Руководство для воспитателей детских садов 1938