Должностная инструкция заведующей библиотекой в школе

Должностная инструкция заведующего библиотекой школы

Должностная инструкция заведующей библиотекой

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция заведующего библиотекой в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.03.2011 N 251н; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Заведующий библиотекой назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. На должность заведующего библиотекой принимается лицо:

  • имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Заведующий библиотекой непосредственно подчиняется заместителю директора по административно-хозяйственной части.
1.5. В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации.
1.6. Заведующий библиотекой руководствуется также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией заведующего библиотекой школы, требованиями охраны труда и пожарной безопасности, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
1.7. Заведующий библиотекой должен знать:

  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
  • постановления Правительства РФ, определяющие развитие культуры;
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде общеобразовательного учреждения;
  • теорию и практику библиотечного дела;
  • основы библиотековедения и библиографии;
  • основы трудового законодательства, организации труда;
  • основы экономики и управления библиотечным делом: отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний;
  • технологию библиотечных процессов;
  • механизацию и автоматизацию библиотечных процессов;
  • методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
  • современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, различные информационные системы автоматизации библиотечной деятельности), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • порядок составления отчетности о работе библиотеки;
  • правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара;
  • соблюдать инструкцию по охране труда заведующего библиотекой.

1.8. Заведующий школьной библиотекой должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий в случае чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

2. Функции

Основными направлениями деятельности заведующей библиотекой являются:
2.1. Организация работы школьной библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.
2.2. Информационное обеспечение учебно-воспитательной деятельности в школе.
2.3. Формирование библиотечного фонда.
2.4. Учет библиотечного фонда и обеспечения установленной отчетности.

3. Должностные обязанности заведующего библиотекой

Заведующая библиотекой выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.
3.2. Разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке школы, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору общеобразовательного учреждения.
3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.4. Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.5. Организует доступ обучающихся к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) по всем учебным предметам, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
3.6. Развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий.
3.7. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.
3.8. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.
3.9. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.
3.10. Способствует продвижению лучших образцов документов, информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.
3.11. Использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии.
3.12. Отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.
3.13. Организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги.
3.14. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.
3.15. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.
3.16. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.
3.17. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.18. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.
3.19. Обеспечивает своевременное составление, утверждение и предоставление отчетной документации.
3.20. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении.
3.21. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями) и по приглашению классных руководителей посещает родительские собрания.
3.22. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

4. Права

Заведующий школьной библиотекой имеет право:
4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.
4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.
4.3. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.
4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательную деятельность, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.5. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.6. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.7. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, заведующая библиотекой несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Заведующая библиотекой несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по ее вине.
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки заведующий библиотекой привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности заведующей библиотекой
Заведующая библиотекой:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.4. Взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
6.5. Устанавливает и поддерживает связи с централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками.
6.6. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности в школьной библиотеке

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Заведующего школьной библиотекой

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция заведующего библиотекой в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.03.2011 года №251н; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Заведующий библиотекой назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. На должность заведующего библиотекой школы принимается лицо:

  • имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Заведующий библиотекой подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. В своей деятельности заведующий школьной библиотекой руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры;
  • руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
  • правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • Уставом общеобразовательного учреждения;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • требованиями охраны труда и пожарной безопасности;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

1.6. Заведующий школьной библиотекой должен знать:

  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
  • постановления Правительства РФ, определяющие развитие культуры;
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы;
  • теорию и практику библиотечного дела;
  • основы библиотековедения и библиографии;
  • основы трудового законодательства, организации труда;
  • основы экономики и управления библиотечным делом: отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний;
  • технологию библиотечных процессов;
  • механизацию и автоматизацию библиотечных процессов;
  • методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
  • современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, различные информационные системы автоматизации библиотечной деятельности), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • порядок составления отчетности о работе библиотеки;
  • правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара;
  • инструкцию по охране труда.

1.7. Заведующий школьной библиотекой должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий в случае чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.

2. Функции

Основными направлениями деятельности заведующей школьной библиотекой являются:

2.1. Организация работы школьной библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2.2. Информационное обеспечение учебно-воспитательной деятельности в школе.

2.3. Формирование библиотечного фонда.

2.4. Учет библиотечного фонда и обеспечения установленной отчетности.

3. Должностные обязанности заведующего библиотекой

Заведующая библиотекой школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2. Разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке школы, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору школы.

3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.4. Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.5. Развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий.

3.6. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.7. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.8. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.

3.9. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.10. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.11. Способствует продвижению лучших образцов документов, информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.

3.12. Использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии.

3.13. Отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.

3.14. Организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги.

3.15. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.16. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.17. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, требования данной должностной инструкции заведующей библиотекой, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки школы.

3.18. Обеспечивает своевременное составление, утверждение и предоставление отчетной документации.

3.19. Соблюдает этические нормы поведения в школе.

3.20. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями) и по приглашению классных руководителей посещает родительские собрания.

3.21. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

4. Права

Заведующий школьной библиотекой имеет право:

4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

4.3. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательную деятельность, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

4.5. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.6. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

4.7. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

Заведующий школьной библиотекой:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, заведующая библиотекой несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. Заведующая библиотекой несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по ее вине.

5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки заведующий библиотекой привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заведующая библиотекой в школе:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.2. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.4. Взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

6.5. Устанавливает и поддерживает связи с централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками.

6.6. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

С инструкцией ознакомлен ____/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПК школы

________О.М. Мельник

Протокол № 12 от 28.12.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

 _______Н.С. Перминова

Приказ № 330-о от 28.12.2015г.

ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ

ЗАВЕДУЮЩЕГО
БИБЛИОТЕКОЙ

(ДИ-09-2015)

1. Общие
положения

1.1.  Настоящая
должностная инструкция заведующего библиотекой разработана на основе
Конституции  Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации,
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об
образовании в Российской Федерации», тарифно-квалификационной характеристики заведующего библиотекой,
утвержденной приказом
 Минздравсоцразвития
РФ от 30.03.2011г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства
и кинематографии»
, Положения о разработке должностных инструкций
МБОУ «Широковская школа» (утвержденного приказом директора школы от
16.11.2015г. № 279-о), в соответствии со штатным расписанием, Правилами
внутреннего трудового распорядка.

1.2.  Настоящая
должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и
ответственность заведующего библиотекой в МБОУ «Широковская школа».

1.3.  Заведующий
библиотекой относится   к   категории   специалистов,  назначается на должность
и освобождается от нее приказом директора  школы.

1.4.  На должность заведующей библиотеки назначается лицо, имеющее
высшее или среднее профессиональное образование
без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование,
курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.5.  Заведующий
библиотекой подчиняется непосредственно директору школы.

1.6.  В своей
деятельности заведующий библиотекой руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
 законодательством Российской Федерации о культуре,
образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской
Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами
вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации
библиотечного труда, учета, инвентаризации;
трудовым законодательством; действующими
нормативными документами по вопросам выполняемой работы; правилами и нормами
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и
локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового
распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной
инструкцией), трудовым договором.

1.7.  Заведующий
библиотекой должен знать:

     приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации;

     законы и иные нормативные правовые
акты, регламентирующие образовательную деятельность;

     Конвенцию о правах ребенка;

     достижения современной
психолого-педагогической науки и практики;

     психологию;

     основы физиологии, гигиены;

     методы формирования основных
составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной,
правовой);

      теорию и практику
библиотечного дела;

     руководящие документы вышестоящих
органов по вопросам библиотечной работы;
 

     нормативные и методические документы по вопросам
библиотечной работы;

     основы экономики и управления библиотечным делом;

     достижения отечественных и зарубежных библиотек;

     технологию библиотечных процессов;

     правила, методы автоматизации и механизации
библиотечных процессов;

     основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
 

     основы этики и эстетики, правила делового  общения;

     основы организации труда;

     основные вопросы законодательства о труде;

     правила внутреннего трудового распорядка;

     правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.8.  Режим
работы устанавливается согласно Правилам внутреннего трудового распорядка
школы, по графику, утверждённому директором школы.

1.9.  Самостоятельно планирует работу библиотеки
на каждый учебный год. План и отчет о работе утверждаются директором.

1.10.   Работает в тесном контакте с учителями,
родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается
информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и
педагогическими работниками школы.

1.11.   Взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам
финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного
фонда с данными бухгалтерского учета.

1.12.   Основной функцией заведующего библиотекой является: организация работы библиотеки как
образовательного, информационного и культурного учреждения; обеспечение
учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и
информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других
категорий читателей; формирование у читателей навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями
информации, поиску, отбору и критической оценке информации; совершенствование
традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

1.13.   На время
отсутствия заведующего библиотекой (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности
исполняет другой работник, назначенный приказом директора школы. Данный работник
приобретает соответствующие  права и несет ответственность
за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2.    
Должностные
обязанности

Заведующий библиотекой выполняет следующие
должностные обязанности:

2.1. Организует
работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение
библиотечного фонда.

2.2. Разрабатывает, утверждает,
вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.

2.3. Составляет планы и отчеты
работы библиотеки в соответствии с планом учебно-воспитательной работы, график
работы библиотеки и предоставляет их на утверждение директору школы.

2.4. Ведет и несет
ответственность за достоверность библиотечной учетно-финансовой документации: —
 инвентарной
книги, книг суммарного учета (отраслевых и учебных документов), дневника работы
школьной библиотеки, тетради замены документов, утерянных читателями и принятых
взамен, читательских формуляров, актов на поступление и списание документов;
картотеки фонда учебников и учебных пособий; актов о проведении инвентаризации
и проверок фонда.

2.5. Использует в работе
технические и информационные средства, новые информационные технологии.

   овладевает навыками начального
пользователя ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными
программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня;

   применяет новые информационные
технологии в деятельности библиотеки школы;

   участвует  в
создании новой информационно-образовательной среды путем использования в
библиотеке средств (возможностей) информационных технологий;

   осуществляет компьютеризацию
основных библиотечных процессов: комплектование, учет, создание базы учебной
литературы;

   использует информационные ресурсы
сети Интернет для пополнения библиотечного фонда  (при
наличии компьютера и доступа к Интернету);

   работает с информационными
ресурсами на различных небумажных носителях           (аудио-, видео-, 
CD, DVD), с образовательными
Интернет-ресурсами;

   осуществляет информационную
поддержку педагогов школы средствами информационных технологий;

   использует наглядность в
предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов, указателей,
рекомендательных списков  и т.д.;

2.6. Обеспечивает режим работы
библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой, отвечает за эстетику
оформления библиотечного помещения.

2.7. На основе изучения
состояния фонда и читательского спроса

    формирует библиотечный фонд в соответствии с
образовательными программами школы;

    осуществляет комплектование документов и их учет
(прием, выдачу, выбытие);

    организует техническую и аналитико-синтетическую
(классификацию, каталогизацию)  обработку
полученных документов;

    обеспечивает систематико-алфавитную расстановку
документов в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией;

    оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и
буквенных разделителей, оформляет книжные выставки и тематические полки;

    организует фонд особо ценных документов;

    изучает и анализирует состав фонда и его
использование;

    проводит периодические проверки фонда, согласно приказу
директора;

    обеспечивает требуемый режим хранения и физической
сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности;

    осуществляет выявление утративших
научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их
своевременное списание по установленным нормам и правилам;

    обеспечивает контроль за выданными читателям
документами;

    осуществляет
оформление подписки на периодические издания, контроль за доставкой и
регистрацию.

2.8. Отвечает за
обеспечение учебного процесса учебной литературой (в соответствии с бланком
заказа Федерального и Регионального компонентов) – в рамках своей компетенции.

2.9. Ведет
библиотечную учетно-финансовую документацию учебного фонда и несет
ответственность за ее достоверность.

2.10. Организует
работу с учебным фондом:

     комплектует учебный фонд в соответствии с
образовательной программой школы на основании бланка-заказа  Федерального и Регионального
компонентов;

     осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие
документов);

     проводит техническую обработку полученных
документов;

     организует размещение и хранение учебников в
отдельном помещении в соответствии с инструкцией;

     осуществляет изучение состава фонда и анализ его
использования;

     проводит периодические проверки фонда, следит за
правильностью его расстановки;

     осуществляет выявление устаревших и ветхих
документов;

     проводит своевременное списание устаревших и ветхих
документов по установленным нормам и правилам;

     обеспечивает
контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного
возврата учебников и учебных пособий.

2.11. Координирует
взаимодействие работы с администрацией школы по формированию заказа на учебную
литературу, проводит согласование данных бланка-заказа  с завучем,  заведующими методических
объединений и учителями-предметниками.

2.12. Оформляет
дополнительные заявки на недостающие учебники в связи с изменениями контингента
учащихся.

2.13. Информирует
преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

2.14. Проводит
совместную работу с администрацией школы по сохранности учебного фонда.

2.15. Осуществляет
сверку  данных балансового
учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета (сверка с бухгалтерией
один раз в год, срок- январь).

2.16. организует
дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей
на абонементе, в читальном зале:

     изучает читательские интересы; проводит
индивидуальные беседы, анкетирование;

     составляет коллективные и индивидуальные планы
чтения;

     проводит анализ
читательских формуляров.

2.17. Организует,
ведет, редактирует и несет ответственность за справочно-библиографический
аппарат библиотеки, информационные материалы на традиционных и машиночитаемых
носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует
справочно-информационный фонд и несет ответственность за его состояние.

2.18. Организует
дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание
читателей на абонементе и в читальном зале: педагогических работников,
учащихся, осуществляет перерегистрацию читателей в начале учебного года.

2.19. Развивает
информационно-библиографическую грамотность педагогов и учащихся в рамках
консультаций или специально организованных занятий.

2.20. Способствует
продвижению лучших образцов документов, информации с помощью тематических
подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.

2.21. Организует
совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с
учащимися по пропаганде книги.

2.22. Сопровождает
учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов.

2.23. Обеспечивает
информационное обслуживание родителей учащихся школы.

2.24. Формирует
библиотечный актив и проводит работу с ним.

2.25. Оформляет
подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

2.26. Принимает
в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным
фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей,
утратой или порчей книг.

2.27. В
часы для внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность
расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших,
утративших научно-познавательную ценное используемых читателями, а также ветхих
документов и нуждающихся в ремонте и реставрации.

2.28. Повышает свою
квалификацию и профессиональное мастерство.

2.29. Выполняет
отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права

Заведующий библиотекой
имеет право:

3.1.  Знакомиться с проектными решениями
руководства, касающимися его деятельности.

3.2.  Вносить предложения по
совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией
обязанностями.

3.3.  Самостоятельно выбирать
формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана
работы школы.

3.4.  Участвовать с правом
совещательного голоса в заседании Педагогического совета школы.

3.5.  Принимать участие в
работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его
деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.

3.6.  Давать обязательные для
исполнения указания обучающимся и работникам по вопросам, касающимся соблюдения
правил пользования библиотекой.

3.7.  Получать   от    руководителей   
структурных    подразделений, специалистов информацию  и  документы, 
необходимые  для выполнения своих должностных обязанностей.

3.8.  Запрашивать от
работников школы, а в необходимых случаях и от администрации нужную информацию
и материалы, а также объяснения о причинах задержки выполнения контролируемых
поручений.

3.9.  Знакомиться с жалобами
и другими документами, содержащими оценку его работы,  давать по ним
объяснения.

3.10.   Изымать и реализовывать
документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда.

3.11.   В пределах своей компетенции
сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе
исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.12.   Требовать от руководства оказания
содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.13.   Требовать создание
организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных
обязанностей и предоставление необходимого оборудования.

3.14.   Получать все предусмотренные
законодательством социальные гарантии.

3.15.   Повышать свою профессиональную
квалификацию.

4.     Ответственность

Заведующий библиотекой несет
ответственность:

4.1.  За неисполнение или ненадлежащее
исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового
распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и
противопожарной защиты, законных распоряжений директора школы и иных локальных
нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей
инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заведующий
библиотекой несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2.  Несет
полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг,
принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной
ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по ее вине.

4.3.  За передачу данных по
школе, индивидуальных данных работников школы и учащихся, по указанию
 директора школы, другим  организациям, юридическим и физическим
лицам;

4.4.  За разглашение информации об общеобразовательном
учреждении, относящейся к коммерческой тайне.

4.5.  За копирование документов, передачу
третьим лицам информации связанной с деятельностью общеобразовательного
учреждения без разрешения руководства учреждения.

4.6.  За правонарушения, совершенные в
процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим
административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7.  За причинение материального ущерба общеобразовательному
учреждению,  в пределах, установленных действующим административным, уголовным
и гражданским законодательством.

4.8.  За неправомерное использование
предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

С инструкцией ознакомлен(а):

_____________

Дата

_____________

Подпись

_____________

ФИО

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция контролера гку организатор перевозок
  • Полисорб инструкция по применению детям 2 года при поносе дозировка
  • Альвет порошок для собак инструкция по применению
  • Простамол уно инструкция по применению цена в казахстане
  • Арбидол инструкция по применению взрослым для лечения гриппа капсулы