Должностные инструкции для школы екс что это

В данном разделе представлены образцы типовых должностных инструкций работников школы, которые обновлены с учетом последних изменений в законодательстве РФ (2023 год), разработаны на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Предлагаемые должностные инструкции для школы новые, составленные с учетом ФГОС начального, среднего и полного общего образования, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 декабря 2022 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

Должностные инструкции школы по Профстандартам!

должностные инструкции для школы по Профстандартам

Каждый работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязан знать и выполнять свою должностную инструкцию, которая определяет его функции, круг должностных обязанностей, права и ответственность. Мы распределили все должностные инструкции работников школы по разделам на должностные инструкции администрации школы, учителей и обслуживающего персонала.

Должностные инструкции администрации школы по ЕКС

В данном перечне инструкций представлены должностные инструкции администрации школы, а именно: должностные инструкции директора школы, заместителей директора (завучей школы). Работники администрации обязаны знать и строго соблюдать свои должностные обязанности.

  1. Должностная инструкция для директора школы
  2. Должностная инструкция заместителя директора школы по УВР
  3. Должностная инструкция заместителя директора по ВР
  4. Должностная инструкция заместителя директора по УМР
  5. Должностная инструкция заместителя директора школы по АХР
  6. Должностная инструкция заместителя директора школы по АХЧ
  7. Должностная инструкция заместителя директора школы по ИКТ
  8. Должностная инструкция заместителя директора по безопасности
  9. Должностная инструкция заместителя директора по МР
  10. Должностная инструкция главного бухгалтера школы

Административные работники школы несут ответственность за порядок осуществления учебно-воспитательной деятельности образовательной организации, организацию методической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности школы. Административно-регулятивные действия работников школы составляют основу трудовых функций указанного персонала образовательной организации. Данные трудовые функции представлены на нашем сайте для ознакомительного просмотра. Более подробную информацию Вы найдёте в данном разделе.

Должностные инструкции
педагогического персонала школы по ЕКС

В данном списке инструкций представлены должностные инструкции педагогического персонала школы, а именно: должностные инструкции социального педагога, педагога-организатора и преподавателя-организатора ОБЖ, классного руководителя, учителей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, воспитателя ГПД, педагога дополнительного образования, тьютора, старшего вожатого и вожатого.

  1. Должностная инструкция старшего методиста в школе
  2. Должностная инструкция методиста в школе
  3. Должностная инструкция для социального педагога школы
  4. Должностная инструкция педагога-организатора школы
  5. Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ
  6. Должностная инструкция учителя
  7. Должностная инструкция учителя начальных классов
  8. Должностная инструкция учителя русского языка и литературы
  9. Должностная инструкция учителя иностранного (английского) языка
  10. Должностная инструкция учителя математики
  11. Должностная инструкция учителя информатики
  12. Должностная инструкция учителя физики
  13. Должностная инструкция учителя биологии
  14. Должностная инструкция учителя химии
  15. Должностная инструкция учителя географии
  16. Должностная инструкция учителя истории и обществознания
  17. Должностная инструкция учителя ОБЖ
  18. Должностная инструкция учителя изобразительного искусства
  19. Должностная инструкция учителя музыки
  20. Должностная инструкция учителя физической культуры
  21. Должностная инструкция учителя технологии
  22. Должностная инструкция учителя-логопеда
  23. Должностная инструкция учителя-дефектолога
  24. Должностная инструкция тьютора
  25. Должностная инструкция старшего вожатого
  26. Должностная инструкция вожатого
  27. Должностная инструкция классного руководителя в школе
  28. Должностная инструкция дежурного классного руководителя
  29. Должностная инструкция воспитателя в школе
  30. Должностная инструкция воспитателя ГПД (группы продленного дня)
  31. Должностная инструкция педагога дополнительного образования

Перечисленный педагогический персонал общеобразовательной школы осуществляет комплекс мероприятий по социально-педагогическим методикам, перечисленным в должностных инструкциях, которые направлены на организацию научно-практической, эстетической, оздоровительно-спортивной и досуговой деятельности обучающихся.

Должностные инструкции
учебно-вспомогательного персонала школы по ЕКС

Ниже представлены должностные инструкции учебно-вспомогательного персонала школы, а именно: должностные инструкции психолога, библиотекаря школы, секретаря, делопроизводителя, бухгалтера, инструктора по труду, инструктора по физической культуре, медсестры, лаборантов и системного администратора.

  1. Должностная инструкция школьного психолога
  2. Должностная инструкция заведующей библиотекой
  3. Должностная инструкция библиотекаря школы
  4. Должностная инструкция педагога-библиотекаря
  5. Должностная инструкция секретаря учебной части школы
  6. Должностная инструкция секретаря в школе
  7. Должностная инструкция делопроизводителя в школе
  8. Должностная инструкция бухгалтера в школе
  9. Должностная инструкция инструктора по труду
  10. Должностная инструкция инструктора по физической культуре
  11. Должностная инструкция врача-педиатра
  12. Должностная инструкция медицинской сестры школы
  13. Должностная инструкция диетсестры в школе
  14. Должностная инструкция лаборанта в школе
  15. Должностная инструкция лаборанта кабинета биологии
  16. Должностная инструкция лаборанта химии
  17. Должностная инструкция лаборанта физики
  18. Должностная инструкция лаборанта кабинета информатики
  19. Должностная инструкция системного администратора школы

Учебно-вспомогательный персонал общеобразовательной школы осуществляют профессиональную деятельность на основе вышеперечисленных должностных инструкций. Данные работники оптимизируют выполнение учебно-воспитательного процесса.

Должностные инструкции
обслуживающего и технического персонала школы по ЕКС

От того, с какой ответственностью работники выполняют свои должностные обязанности, согласно перечисленным должностным инструкциям обслуживающего персонала, зависит качественный уровень условий для осуществления образовательного процесса в школе.

  1. Должностная инструкция шеф-повара (заведующего производством) столовой школы
  2. Должностная инструкция повара школьной столовой
  3. Должностная инструкция кухонного работника школьной столовой
  4. Должностная инструкция калькулятора в школе
  5. Должностная инструкция уборщицы в школе
  6. Должностная инструкция гардеробщика
  7. Должностная инструкция рабочего по обслуживанию здания школы
  8. Должностная инструкция слесаря-сантехника
  9. Должностная инструкция дворника в школе
  10. Должностная инструкция сторожа в школе
  11. Должностная инструкция водителя школьного автобуса

Обслуживающий и технический персонал школы несёт ответственность за подержание в надлежащем состоянии внешней и внутренней части здания общеобразовательного учреждения или общеобразовательной организации и прилегающей территории. Текст должностных инструкций по ЕКС можно незначительно дополнить и откорректировать.

Перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандартам

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Регистрация в Конференции

Эта форма доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

Представляем для скачивания обновленные с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации типовые должностные инструкции работников школы.

Должностные инструкции работников школы

Должностные инструкции работников школы разработаны на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» с учетом ФГОС начального, среднего и полного общего образования, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 31 июля 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

Введение образовательных стандартов второго поколения последовательно затронуло все аспекты ведения школьного обучения. У многих руководителей возникла необходимость утвердить должностные инструкции работников школы новые, в полной мере отвечающие положениям ФГОС касательно:

  • изменений в организации работы педагогов;
  • изменений условий ведения образовательного процесса, влияющих на порядок профессиональной деятельности непедагогических работников.

Обновление школьной базы документов, определяющих круг обязанностей и ответственности сотрудников, позволяет создать оптимальные условия реализации учебно-воспитательного процесса, обеспечить последовательное утверждение новых норм предоставления образовательных услуг.

В условиях внедрения инноваций в обучение важно рационально распределить обязанности между педагогическим составом, обеспечить оптимальные условия для развития единой образовательной среды в ОУ, расширения существующей материально-технической базы.

Новые должностные инструкции работников школы, определяющий организационно-правовой статус сотрудников, способствуют:

  • Уточнению специализации педагогов и непедагогических работников, закреплению нового круга должностных обязательств.
  • Регламентированию квалификационных требований, осуществляемому с учетом последних изменений.
  • Выявлению факта дублирования функций, перераспределения отдельных должностных обязанностей с целью избежать ситуаций бесконтрольного протекания отдельных сфер учебного процесса.
  • Поиску взаимосвязи работников, выполняющих профессиональные обязанности на смежных должностях, что способствует организации новых рабочих групп и позволяет оптимизировать условия рабочей среды.
  • Справедливой оценке деятельности отдельных сотрудников.
  • Реализации улучшенной управленческой модели, гарантирующей эффективную регуляцию по кадровой работе и контролю качества учебно-воспитательного процесса.

Введение инноваций в систему образования предусматривает качественное обновление порядка педагогической работы, внеурочной деятельности, введение практики многоэтапного мониторинга совершенствования учебной среды, а также увеличение роли ИКТ. Соответственно руководители образовательных организаций имеют законные основания пересмотреть должностные обязанности учителей-предметников, педагогов-организаторов и представителей административного состава школы.

Актуальные требования, предъявляемые к документообороту в образовательном учреждении, предусматривают наличие должностных инструкций для всех групп работников.

Перечень новых должностных инструкций определяется численностью учащихся и кадровой политикой образовательного учреждения. Следует отметить, что должностные инструкции относятся к локальным актам, не имеющим срока давности, поэтому при условии отсутствия необходимости внесения изменений документы, определяющие круг обязанностей и прав по конкретным должностям, можно оставить без изменений.

Основные положения должностных инструкций в школе

Должностные инструкции содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников школы, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Раздел «Требования к квалификации»

Содержит необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника школы, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

Раздел «Должен знать»

Содержит основные требования, предъявляемые к работнику школы в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел «Должностные обязанности»

Содержит перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику школы, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям.

При доработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников школы возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Образцы должностных инструкций работников общеобразовательных учреждений (школ)

  • Должностные инструкции руководящего состава общеобразовательных учреждений (школ)
  • Должностные инструкции специалистов общеобразовательных учреждений (школ)
  • Должностные инструкции технических исполнителей общеобразовательных учреждений (школ)
  • Должностные инструкции рабочих общеобразовательных учреждений (школ)

Порядок составления новых должностных инструкций работников школы

Новые должностные инструкции разрабатываются на основании документов, утративших актуальность по причине внедрения новых образовательных стандартов, и готовых шаблонов. Обязанность по составлению документации такого типа может быть возложена на школьного секретаря, заместителя руководителя или директора образовательного учреждения.

Ответственность за наличие должностных инструкций, количество которых должно соответствовать действующему кадровому составу, возлагается на начальника отдела кадров или школьного бухгалтера. Документацию следует заверить подписью директора школы и подписью ответственного сотрудника, которая является подтверждением факта ознакомления с документов в момент вступления в должность.

Требования к новым должностным инструкциям в школе

  • При написании должна соблюдаться строгая структура документа. Обязательным требованием является наличие разделов «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права», «Ответственность». Отдельно может быть вынесен раздел «Взаимоотношения», очерчивающих круг сотрудников, с которыми работник, занимающий данную должность, может обмениваться служебной информацией или делить ответственность.
  • Стиль изложения — строгий, лаконичный. Отсутствие туманных формулировок позволяет избежать двоякости трактовки при возникновении спорных ситуаций (например, необходимости отстранения работника).
  • Инструкция должна отражать реальные обязанности работника.
  • Документ должен быть составлен и заверен в трех экземплярах (для руководителя образовательного учреждения, работника и представителя кадровой службы).

Должностные инструкции для школы (профстандарт)

В соответствии с новыми требованиями должностные инструкции для педагогических и иных работников школ, общеобразовательных учреждений и организаций должны быть разработаны на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования. Работники должны быть ознакомлены с обновленными должностными инструкциями под подпись.

Приводим перечень должностных инструкций для школы по профстандартам (2020 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования.

Представленные новые должностные инструкции работников школы — лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые в 2020 году. Вы можете дополнить и изменить их с учетом конкретной деятельности педагога или рабочего, специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или образовательной организации.

Обновлено: 18.05.2023

Должностная инструкция относится к локальным нормативным актам, поправки в нее вносятся по инициативе работодателя. Часто работодатель не может изменить инструкцию без согласования с работником. Но не всегда.

Изменить должностную инструкцию можно по согласованию с работником и без него. Для каждого случая свой алгоритм действий.

Работодатель вправе изменить должностную инструкцию, если она оформлена как отдельный документ. Если должностные обязанности работника являются неотъемлемой частью трудового договора, изменить их без согласия работника сложно.

Должностная инструкция — это основной документ, который определяет задачи, функции, обязанности и ответственность работника фирмы при выполнении им работы по занимаемой должности. Работодатель самостоятельно решает, как ее оформить, когда и какие изменения с нее вносить.

Когда должностная инструкция не обязательна

Согласно части 2 статьи 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием для включения в трудовой договор.

Если в трудовом договоре отражен полный перечень трудовых обязанностей работника, утверждать отдельно должностную инструкцию необязательно.

Как изменить должностную инструкцию

Изменение условий ведения бизнеса, развитие технологий, появление новых задач — все это требует периодического изменения должностных инструкций сотрудников.

Причины, по которым чаще всего меняют должностные инструкции:

  • утверждено новое штатное расписание;
  • изменились полномочия и обязанности работников;
  • перераспределили обязанности в компании, у работников появились новые либо дополнительные обязанности;
  • внедрили новые технологии;
  • увеличили или сократили количество отделов, то есть изменили оргструктуру.

Ограничения в ТК РФ по изменению должностной инструкции

Статья 74 ТК РФ обязывает работодателя, предупреждать работника об изменениях должностной инструкции не менее чем за 2 месяца. Это еще не все требования, предъявляемые к работодателям. Если изменение должностной инструкции повлечет изменение трудовой функции работника, то сделать это без его письменного согласия нельзя. Без согласия сотрудника изменить его должностную инструкцию можно, если это временные изменения, в случаях, регулируемых ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК:

  • в случае катастрофы, аварии, несчастного случая, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии и других случаях, когда есть угроза жизни;
  • в случаях простоя по чрезвычайным обстоятельствам;
  • при необходимости предотвратить уничтожение или порчу имущества, временно заменить отсутствующего работника.

Временное изменения трудовой функции допускается на срок до 1 месяца.

Порядок внесения изменений в должностную инструкцию

Порядок внесения изменений в должностную инструкцию работника зависит от:

  • типа документа. То есть от того, как оформлена должностная инструкция: это часть трудового договора или отдельный документ;
  • статуса работника: до принятия на работу или после;
  • сути изменений — меняется трудовая функция работника или нет.

Как оформляется изменение должностной инструкции

Внесение изменений в должностные инструкции может осуществляться на основании соответствующего распоряжения (приказа) работодателя. Ознакомить работников с новой редакцией должностной инструкции следует под роспись в обычном порядке.

Правки в должностную инструкция можно внести несколькими способами:

  • утвердить новую редакцию (с изданием приказа или без него);
  • внести изменения в действующую инструкцию с помощью приказа, в котором перечислены все новые либо исправленные пункты инструкции;
  • изменить трудовые функции дополнительным соглашением к договору.

Если инструкция оформлена как отдельный документ

Если должностная инструкция оформлена отдельным самостоятельными документом, внести в нее корректировки можно одним из двух вариантов. Утвердить новую редакцию (с изданием приказа или без него). Внести изменения отдельным приказом.

Если инструкция — часть трудового договора

В таком случае нужно вносить изменения в сам трудовой договор. Для этого нужно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если трудовые функции работника меняются после корректировки должностной инструкции, согласие работника обязательно.

Если вводится новая трудовая функция

Новая трудовая функция устанавливается и вводится с исполнением положений статей 72, 72.1 Трудового кодекса РФ. Работодатель обязан предупреждать работника об изменениях должностной инструкции не менее чем за 2 месяца согласно статье 74 ТК РФ.

Если с изменением должностной инструкции у работника изменятся трудовые функции, внести поправки можно только с письменного согласия работника.

Изменение должностной инструкции по соглашению сторон

Если работник согласен с изменением должностной инструкции, и она не меняет его трудовые функции, внести изменения очень просто.

Алгоритм изменения должностной инструкции по соглашению сторон

  1. Планируемые изменения должностной инструкции обсудить устно.
  2. Подготовить проект новой должностной инструкции и получить подпись работника, выражающую его согласие.
  3. Издать приказ об утверждении нового варианта должностной инструкции.
  4. Получить подпись работника на экземпляре должностной инструкции, которая хранится в кадровых документах компании.
  5. Зафиксировать изменения в трудовом договоре, если в нем есть ссылки на должностную инструкцию. Для этого готовятся два экземпляра дополнительного соглашения.
  6. В тексте полностью прописываются пункты ТД, которые согласованы в новой редакции.

Если работник своего согласия не даст, работать он продолжит по прежней ДИ. Если изменения утвердят, распространяться они будут только для новых сотрудников, принятых на должность после утверждения новой редакции.

Изменение должностной инструкции без согласия работника

Руководитель вправе принять решение о внесении изменений в должностную инструкцию без согласия работника. В соответствии со статьей 74 ТК, руководитель предприятия обязан письменно уведомить работника об изменении должностной инструкции.

Задача уведомления — обосновать необходимость корректировки инструкции изменением организационных и технологических условий труда в организации.

Если работодатель вносит изменения в соответствии со статьей 74 ТК, а работник не согласен с меняющимися условиями и предложенными вариантами продолжения трудовых отношений, договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК.

Алгоритм изменения должностной инструкции без согласия работника

  1. Подготовить уведомление об изменении должностной инструкции не позднее чем за 2 месяца.
  2. Подготовить проект новой должностной инструкции.
  3. Издать приказ об утверждении новой должностной инструкции.
  4. Если работник не согласен, письменно предложить ему другую имеющуюся работу.
  5. Если иной работы нет или работник откажется от работы, оформить увольнение в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 НК РФ.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностные инструкции школы по Профстандартам!

Каждый работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязан знать и выполнять свою должностную инструкцию, которая определяет его функции, круг должностных обязанностей, права и ответственность. Мы распределили все должностные инструкции работников школы по разделам на должностные инструкции администрации школы, учителей и обслуживающего персонала.

Должностные инструкции администрации школы по ЕКС

В данном перечне инструкций представлены должностные инструкции администрации школы, а именно: должностные инструкции директора школы, заместителей директора (завучей школы). Работники администрации обязаны знать и строго соблюдать свои должностные обязанности.

скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление — 3 сентября 2021 года!

Административные работники школы несут ответственность за порядок осуществления учебно-воспитательной деятельности образовательной организации, организацию методической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности школы. Административно-регулятивные действия работников школы составляют основу трудовых функций указанного персонала образовательной организации. Данные трудовые функции представлены на нашем сайте для ознакомительного просмотра. Более подробную информацию Вы найдёте в данном разделе.

Должностные инструкции
педагогического персонала школы по ЕКС

В данном списке инструкций представлены должностные инструкции педагогического персонала школы, а именно: должностные инструкции социального педагога, педагога-организатора и преподавателя-организатора ОБЖ, тьютора, старшего вожатого и вожатого.

скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

Перечисленный педагогический персонал общеобразовательной школы осуществляет комплекс мероприятий по социально-педагогическим методикам, перечисленным в должностных инструкциях, которые направлены на организацию научно-практической, эстетической, оздоровительно-спортивной и досуговой деятельности обучающихся.

Должностные инструкции
учебно-вспомогательного персонала школы по ЕКС

Ниже представлены должностные инструкции учебно-вспомогательного персонала школы, а именно: должностные инструкции психолога, библиотекаря школы, секретаря, делопроизводителя, бухгалтера, медсестры, лаборанта и системного администратора.

скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

Учебно-вспомогательный персонал общеобразовательной школы осуществляют профессиональную деятельность на основе вышеперечисленных должностных инструкций. Данные работники оптимизируют выполнение учебно-воспитательного процесса.

Должностные инструкции
обслуживающего и технического персонала школы по ЕКС

От того, с какой ответственностью работники выполняют свои должностные обязанности, согласно перечисленным должностным инструкциям обслуживающего персонала, зависит качественный уровень условий для осуществления образовательного процесса в школе.

скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

Обслуживающий и технический персонал школы несёт ответственность за подержание в надлежащем состоянии внешней и внутренней части здания общеобразовательного учреждения или общеобразовательной организации и прилегающей территории. Текст должностных инструкций по ЕКС можно незначительно дополнить и откорректировать.

Один из самых серьёзных внутрикорпоративных споров – кто же должен писать должностные инструкции? Отдел кадров? Юристы? Руководство компании?

Отвечаем: Должностная инструкция составляется непосредственным руководителем сотрудника или его заместителем, после чего согласовывается с юридическим отделом (если таковой имеется) или другими подразделениями компании. Неправильно привлекать для работы над составлением инструкции отдел кадров, как часто бывает на практике. Кадровики не могут знать специфики работы каждого сотрудника компании и вынуждены подходить к составлению инструкции формально, из-за чего этот инструмент управления не работает.

Для чего нужны должностные инструкции?

Основная функция должностной инструкции – подробное описание обязанностей, полномочий, а главное, сферы ответственности сотрудника организации, занимающего конкретную должность. Но помимо этого должностные инструкции помогают лучше организовать связи между сотрудниками, определить критерии оценки полноты и качества работы сотрудника, служат основой при трудовых спорах или при проверках контролирующими органами. К сожалению, зачастую работодатель не придает значения должностным инструкциям, из-за этого часто возникают разногласия между сотрудниками и руководством: сотрудники отказываются выполнять какую-либо работу, ссылаясь на то, что это не их обязанности. Поэтому мы рекомендуем разработать должностную инструкцию перед приемом нового сотрудника на работу, чтобы избежать неприятных ситуаций в дальнейшем.

Правила оформления должностных инструкций

Должностная инструкция печатается на фирменном бланке предприятия, который содержит информацию о наименовании и местонахождении компании. В правом верхнем углу обязательно поставить гриф утверждения. В тексте самой инструкции указываются общие положения (о чем настоящая инструкция, о какой должности идет речь, какие требования выдвигаются к сотруднику, кому подчиняется и т.д.), должностные обязанности, права и ответственность.
Подписывается инструкция руководителем структурного подразделения, для которого написана должностная инструкция. В обязательном порядке указывается его ФИО, должность, ставится его подпись и дата. Ниже располагаются визы лиц, согласовавших должностную инструкцию (также с указанием ФИО, должности, проставлением подписи и даты). В самом конце должностную инструкцию подписывает сам сотрудник, занимающий эту должность (он пишет: с инструкцией ознакомлен. Должность, подпись, расшифровка подписи и дата ознакомления). Документ должен быть составлен в трех экземплярах, один экземпляр хранится у сотрудника, второй – у руководителя, третий – в отделе кадров.

Читайте также:

      

  • Формирование рабочего плана счетов организации кратко
  •   

  • Как работает в школе паспортный стол
  •   

  • Как располагают приборы при сервировке стола к ужину кратко
  •   

  • В чем состоит принципиальное отличие обычных алгебраических операций от логических булевских кратко
  •   

  • Почему наиболее быстрые темпы роста городского населения наблюдаются в развивающихся странах кратко

В. Луховицкий

Должностные обязанности учителя

  • · Какими документами, должностными инструкциями необходимо руководствоваться при составлении штатного расписания учебного заведения для педагогических и руководящих работников?
  • · Кто в образовательном учреждении создает должностные инструкции учителя? Должен  ли учитель-предметник по требованию администрации (или настоятельной просьбе) составлять  должностные инструкции  и прописывать свои должностные обязанности?
  • · Как работать, если в школе нет должностной инструкции, например, заместителя директора по воспитательной работе?
  • · Обязаны ли учителя ходить по окрестным домам и переписывать детей (заставляют под угрозой увольнения)?
  • · Обязан ли классный руководитель проводить обследования всех семей и писать акты по результатам обследования?
  • · Имеет ли право директор школы обязать учителя дежурить на улице во время перемен?
  • · Обязан ли учитель давать открытые уроки? Что делать, если в школе принимается локальный акт об обязательных открытых уроках?
  • · Какие виды планов у  меня должны быть постоянно с собой? Какие из них я должна хранить… и хранить ли свои поурочные разработки?
  • · Может ли администрация обязать классного руководителя ежедневно мыть полы в закрепленном за классом кабинете силами учащихся?
  • · Обязаны ли учителя отмывать школу после ремонта?
  • · В школе администрация заставляет подписывать приказ об участие в патрулировании по городу. Приказ составлен на основе приказа вышестоящей инстанции. Время патрулирования с 20.00 до 24.00. Объясняют нагрузкой классного руководителя. Объясните, законно ли это?
  • · Может ли администрация принудить педагога участвовать в конкурсе?
  • · Может ли учитель отказаться от посылки его на семинар, конференцию на несколько дней?
  • · Издается приказ (без печати и подписи) о том, что учитель обязан участвовать в конкурсе и сдать три детские работы. Согласия не спрашивают, работа не оплачивается. За отказ грозят выговором. Правомерны ли эти действия?
  • · В принудительном порядке (по приказу) заставляют учителей принимать участие в различных конкурсах без предупреждения, хотя времени и так не хватает. Когда отказываешься, заставляют писать объяснительную, грозя выговором.

Законодательная база

Единой, обязательной для всех учителей, должностной инструкции не существует. Трудовой кодекс не содержит о ней упоминания, законодательством не предусмотрены правила ее составления. Отсутствие должностной инструкции не является нарушением. Вместе с тем, должностная инструкция является важным документом, определяющим задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности и ответственность работника. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться работодателем как отдельный документ[1].

В каждой школе может разрабатываться свой вариант, учитывающий особенности данного образовательного учреждения. Принимая учителя на работу, директор должен  ознакомить его с должностной инструкцией. Если она отсутствует, ее функции принимает на себя трудовой договор.

Следует учитывать, что в должностной инструкции описываются обязанности не конкретного работника, а функционал определенной должности. В инструкции должна содержаться следующая информация:

— общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и уметь, занимая эту должность

– перечень работ, которые выполняет наемный работник, находясь на этой должности;

— права работника и ответственность, которую он несет при выполнении своих обязанностей.

У принимаемого на работу учителя есть только два варианта поведения: поставить свою подпись под инструкцией, таким образом согласившись с ней, либо отказаться от работы в данной школе Можно предложить директору изменить или дополнить не устраивающую работника инструкцию, но директор не обязан учитывать его мнение.

На первый взгляд может показаться, что здесь налицо полный произвол директора: что захочет, то и впишет в должностные инструкции. Но есть 2 ограничения, без которых работники были бы в полной зависимости от работодателей:

  1. Должностные инструкции не могут содержать пунктов, противоречащих трудовому законодательству и трудовому договору (должностная инструкция, в частности, не должна содержать обязанностей работника, которые прямо не следуют из трудового договора) Последующее изменение должностной инструкции не должно изменять существенных условий трудового договора.  В частности, они должны соответствовать должностным обязанностям, перечисленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих[2] (далее — ЕКС).
  2. Должностные инструкции разрабатываются работодателем с учетом мнения трудового коллектива. Содержание должностных инструкций может быть предметом обсуждения при составлении коллективного договора. То есть учитель все-таки может влиять на содержание инструкций — не прямо, а через своих представителей.

Какие же должностные обязанности учителя перечислены в ЕКС?

1. Обязанности по обучению и воспитанию обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету.

3. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

4. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической  работы.

6.  Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

К сожалению, только формулировки (2—4) достаточно точны и определенны, чтобы можно было объективно оценить, выполняет ли учитель эти требования. Что касается остальных обязанностей, то их конкретное содержание определяет работодатель. Здесь-то и возникают основные проблемы. Рассмотрим их на нескольких примерах.

Имеет ли право директор школы обязать учителя дежурить на улице во время перемен? Безусловно, потому что перемена – это не свободное время учителя, за жизнь и здоровье учащихся он отвечает все время своего нахождения в школе. Понятно, что график дежурств учителей должен быть определен приказом директора с учетом пожеланий самих учителей. Так, если учителю прелагают дежурить после второго урока, а уроки его начинаются с 4-го, то здесь очевидное нарушение[3].

Входит ли в методическую работу участие в конкурсах и семинарах, проведение открытых уроков? Конечно, да, если эти конкурсы и семинары стоят в плане работы школы. Но, с другой стороны, учитель имеет право сам определять стоящие перед ним методические проблемы и способы их решения. Следовательно, работодатель может требовать от учителя, например, участия в течение года в определенном количестве научно-методических мероприятий (совещаний, семинаров, конференций, открытых уроков), в том числе – на районном (городском, региональном) уровне, но не имеет права отправлять учителя на конкретное мероприятие, тем более что о большей части таких семинаров известно, что участие в них сугубо добровольное.

Какие виды документов (тематического планирования, планов или конспектов уроков и т.д.) должны быть у учителя?

Требование наличия каких-либо документов по учебному процессу основано на первой, второй и пятой обязанностях. Конкретный список определяется школьными методическими объединениями исходя из особенностей каждого учебного предмета. Голос школьной администрации и вышестоящих инстанций в этом вопросе не является решающим.

Обязаны ли учителя (не классные руководители) ходить по окрестным домам и переписывать детей? Вероятно, директор будет пытаться называть это защитой права детей на образование («всеобуч»). Но для учителя ребенок, живущий в соседнем доме, не является еще учеником, за него несут ответственность родители и воспитатели детского сада (если ребенок его посещает). Значит, это не входит в должностные обязанности учителя, и, если он все-таки выполняет эту работу, она должна быть оплачена отдельно.

Что касается классного руководителя, то такой должности в ЕКС нет вообще[4]. Это не случайно: работа классного руководителя во всех нормативных документах определяется как дополнение к работе учителя-предметника, наряду с проверкой тетрадей.

За классное руководство положена не зарплата, а доплата, «вознаграждение»[5]. Поэтому должностные обязанности классного руководителя определены еще хуже, чем учителя. Вероятно, должностные инструкции классного руководителя должны разрабатываться на основе Методических рекомендаций Министерства образования и науки[6].

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Отсутствие в школе должностных инструкций (неознакомление с ними работника при приеме на работу), что дает директору возможность требовать от учителей исполнения любых его распоряжений.

2. Внесение в должностную инструкцию пунктов, противоречащих трудовому законодательству (например, обязанность выполнять без дополнительной оплаты работу, не входящую по ЕКС в должностные обязанности работника).

3. Внесение в должностную инструкцию слишком общих формулировок, под которые директор может подвести любое свое требование (вариант — расширительная трактовка должностных обязанностей, перечисленных в ЕКС).

Способы защиты

1. Повторим: первое, что должен сделать нанимающийся на работу учитель — это внимательно прочитать должностную инструкцию, которую ему обязан предоставить директор. Если таковой не окажется, нужно сразу же предложить директору свою помощь в ее составлении. Составление такого рода бумаг — дело не самое приятное, так что, возможно, директор будет рад переложить на нового работника свою работу. А учителя  получат таким образом возможность вписать в инструкцию такие формулировки, которые позволят им четко понимать свои обязанности.  Например, конкретизировать методическую работу («ежемесячно участвовать в заседаниях методобъединения», «подготовить и сдать председателю методобъединения столько-то разработок уроков» и т.д.), работу с родителями («выступать на классных родительских собраниях», «вовремя доводить до сведения родителей информацию об успеваемости учащихся», «проводить индивидуальные консультации для родителей в дни, определенные планом работы школы»). При этом надо помнить, что рабочее время учителя не может превышать 36 часов в неделю[7].

2. Если учитель видит в своей должностной инструкции какие-то явные нарушения трудового законодательства, он должен обратить на это внимание директора. Возможно, здесь не злой умысел, а небрежность или правовая неграмотность. Если же директор настаивает на том, что все в инструкции написано правильно, а учитель тем не менее хочет работать в этой школе, придется поставить свою подпись и далее действовать по обстоятельствам. Как только незаконное требование затронет лично учителя, он может писать в прокуратуру и в трудовую инспекцию заявление о нарушении его трудовых прав. К сожалению, здесь невозможно заранее предусмотреть все варианты незаконных требований со стороны администрации, поэтому мы не приводим образцов таких заявлений.  Написать заявление помогут юристы из Управления образованием или региональной профсоюзной организации.

3. Наиболее сложный случай — когда директор начинает расширительно трактовать обязанности учителя. Здесь, как и в любом конфликте с работодателем, важно помнить несколько ключевых моментов:

  • Любые устные распоряжения можно воспринимать как пожелания, а не требования — серьезный разговор начинается только тогда, когда есть письменный приказ.
  • Директор — не государственный служащий, он не обязан отвечать на заявления работников в месячный срок, а вот школьный секретарь обязан вести учет всех приходящих на имя директора бумаг. Поэтому учитель, не согласный с приказом директора, должен добиться того, чтобы секретарь принял у него заявление и на копии указал дату получения. Если дело дойдет до суда, очень важно будет доказать, что учитель пытался решить конфликт с директором. Также моно посоветовать обратиться в РУНО, являющееся органом государственной власти, или в муниципальную администрацию. В таком случае директору школы будет установлен конкретный срок для ответа, так как на вышеуказанные органы власти распространяется Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым установлена обязательность рассмотрения обращений в течение 30 дней со дня регистрации.
  • Отстаивать свои права в одиночку очень сложно, поэтому необходимо добиться того, чтобы хотя бы часть коллег воспринимала этот трудовой конфликт как касающийся не одного человека, а всего коллектива. Тогда моно задействовать имеющиеся механизмы защиты через профсоюзную организацию или, если профсоюз существует только на бумаге, собирать собрание трудового коллектива и на нем формировать комиссию для ведения переговоров с директором.
  • Основная позиция учителей в этом конфликте должна выглядеть так: мы готовы работать в соответствии с должностной инструкцией, но, к сожалению, данный приказ содержит требования, превышающие те, которые указаны в инструкции. Исполнение этих видов работ (например, мытья школы после ремонта) должно оплачиваться отдельно, иначе придется писать в прокуратуру заявление о принуждении к неоплаченному труду (см. в Приложении образец заявления).

На выбор:

Прокурору … района

Гострудинспекция

от учителей …. СШ № … г…..

ФИО мжит

ФИО мжит

Заявление о понуждении к принудительному (неоплачиваемому) труду

«___» ______________ 20___г. директор школы потребовал от нас выполнить следующие действия, сославшись на положения наших должностных инструкций:

— проведение уборки помещения школы

— ночные дежурства в микрорайоне в составе добровольных дружин

— и пр.

Трудовой кодекс России (ст. 60) запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Выполнение указанных обязанностей не только не вытекает из трудового договора, но и более того, относится к компетенции иных работников, согласно их типовым должностным инструкциям.

Прошу Вас принять меры реагирования,  предупреждающие возникновение таких ситуаций впредь.

Подписи:

Дата.


[1] Письмо Роструда от 09.09.2007 №3042-6-0

[2] Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.

[3] см. об «окнах» главу Рабочее время.

[4] Хотя есть должности воспитателя (в интернате, ГПД) и вожатого.

[5] ссылка по брошюре «Как защитить права учителя и ученика?».

[6] «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов российской федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», утв. Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21

[7] см. главу Рабочее время.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство к курсу нлп практик торрент
  • Инструкция по уходу за обувью памятка
  • Инструкция по охране труда на плоскошлифовальный станок
  • Скандал в руководстве компании
  • Брелок от сигнализации super 2way инструкция