Доска бильгоу инструкция по применению скачать

Описание методической идеи

Использование балансировочной доски Бильгоу

в коррекционно -логопедическом процессе.

Методическое пособие «Развиваемся, балансируя на доске Бильгоу».

Комплект Лого-Успех с лого-мишенью

              Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают разработку специальных образовательно-коррекционных программ и форм организации работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям детей с ОВЗ. Система образования Оренбургской области адекватно реагируют на ситуацию. В последние годы реконструировано и построено большое количество детских садов, в которых открываются группы компенсирующего назначения. В связи с большим потоком детей с речевыми нарушениями перед дошкольным звеном региональной системы образования встает актуальная задача психолого-педагогического сопровождения данного контингента дошкольников.

          Методическое пособие посвящено  проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.  Тяжелое нарушение речи — сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь. Проблемы речевого развития у детей, часто связывают с нарушением работы мозжечка.

          В последнее время стали считать, что мозжечок — это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать.  Меня заинтересовал вопрос формирования мозжечка в детском возрасте. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.

        Я изучила литературу по данному вопросу, прочитала отзывы об использовании доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста с разными патологиями. Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

     ЗРР разной степени тяжести, проблемы дислексии, дисграфии, логоневроз, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм и состояние аутического спектра, алалия, заикание, отставание в развитии моторики, поведенческие нарушения, несобранность, повышенная отвлекаемость, нарушение осанки, проблемы с обучаемостью. Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д.

       Ведущая задача данного пособия состоит в том, чтобы оказать научно-методическую и практическую помощь педагогам в процессе их самообразования и саморазвития, индивидуальной методической и педагогической деятельности.                   Чтобы эти задания стали для детей с нарушениями речи интересными и неутомительными, подобран речевой материал, включающий чистоговорки, предложения, стихи, призванные заинтересовать ребенка, помочь в овладении устным материалом, развить внимание, навыки пространственной ориентировки, помогут ребенку развить мышцы артикуляционного аппарата; слуховое и зрительное внимание; память; фонематическое восприятие; расширят словарный запас ребенка, его знание и представление об окружающем мире. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

        С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

Балансировочная доска Бильгоу

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

  • Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
  • Стоя на доске, двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, рисовать восьмерку. Стоя на доске, двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за руками. Стоя на доске рисовать восьмерку и знак бесконечности носом.
  • Упражнение на дыхание. Одна рука на животе, другая на груди. По команде ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз), затем надуваем живот (3-5 раз).
  • Можно использовать пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
  • Ребенок в положении сидя «по — турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
  • Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
  • Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
  • Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
  • Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
  • Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
  • Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.
  • Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
  • Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, например, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».

Затем используются разно весовые мешочки — от легкого к тяжёлому.

Упражнения с мешочками.

  • Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
  • Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
  • Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
  • Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;
  • Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
  • Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
  • Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.

 В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.

  • Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
  • Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
  • Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
  • Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
  • Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
  • Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.
  • Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
  • Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
  • Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
  • Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
  • Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
  • Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
  • Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.
  • «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка, повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.
  • Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.
  • Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

         Следующим этапом было стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбили крючок, к нему привязали на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола.

Упражнения с мячиком — маятником.

  • Подбрасывать и ловить мячик разными руками,
  • побрасывать и ловить с хлопками;
  • подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;
  • отбивать мячик ракеткой, планкой;
  • бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.

                Упражнение с цветной планкой.

  • Отбивать мяч — маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.
  • Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.
  • Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.

Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.

Пропевание гласных звуков, балансируя на доске, с длительным удержанием кинестетической позы рук

 Пропевание гласных звуков с движениями, балансируя на доске Бильгоу

   Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение — стоя на балансире , руки опущены. Руки через стороны поднять вверх  — вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а —  выдох.
  1. «Рубим дрова» — [у]. Исходное положение — стоя, руки опущены. Прямые руки вверх —  вдох. Наклон — поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко»  —  [о]. Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед — выдох.
  1. «Держим большой мяч» — [э]. Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» — [ы]. Исходное положение  — стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед —  вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение —  стоя, руки опущены — вдох. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «И-и-и».

       Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется  с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.

      Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям

Звук [а] — хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] —  по коленям, звук [у] — удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] — тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] — удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.

    Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов

      Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Взрослый  предлагает  пропеть заданный звук, одновременно катает мяч между рук. Ребенок, стоя на доске, делает вдох и плавно катает мяч между ладошками: А-а-а.

       Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый  предлагает  ребенку, когда он услышит звук [а], кинуть  мяч об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

Логопедическое упражнение произнесения звука «А»

(Ребенок, стоя на балансировочной доске выполняет инструкции логопеда.)

Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

Повторяйте звукоподражания

Аф — аф (собака). Ква  — ква (лягушка).

Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Ой, ладушки, ладушки

Испекли оладушки,

На окно поставили (поверните руки ладонями вверх),

Остывать заставили (подуйте на ладони).

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э — Э -Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э — э -э!», изображая маленьких медведей.

Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

Игра с пальчиками. Вот моя семья

Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Загибаем большой палец

Загибаем указательный палец

Загибаем средний палец

Загибаем безымянный палец

Загибаем мизинец

Сложили кулачок

— Этот пальчик дедушка,

— Этот пальчик бабушка,

— Этот пальчик папочка,

— Этот пальчик мамочка,

— Этот пальчик я,

— Вот моя семья!

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О — О — О!» Старайтесь, чтобы ребенок повторял за вами все задания.

Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

Звукоподражания

ко — ко (курочка), но — но (поскакали на лошадке).

Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком  такую потешку:

Бом — бом, бом — бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

Звукоподражания

Му — му (корова),

ду — ду (дудочка),

уа — уа (малыш плачет),

ку — ка — ре — ку (петушок поет).

Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

Игра «Поезд»

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Едет, едет паровоз — ТУ — ТУ — У — У!

Он вагончики повез — ТУ — ТУ — У — У!

Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

     Игра «Превращалки». Играть в эту игру можно при помощи мяча, балансируя на доске. Педагог называет слово, а ребёнок меняет первый звук в названном слове на тот, который мы автоматизируем. Например, на звук «Л»: тапки-лапки, дама-лама, воск-лоск и т.д.

Игра «Сделай предмет маленьким» (тоже можно использовать мяч)

Взрослый называет слово, а ребёнок это же слово должен изменить так, чтобы оно обозначало маленький предмет, назвать ласково.

Например, для звука «Р»: арбуз — арбузик, ветер — ветерок, перо — пёрышко, роза — розочка и др.

Игра «Найди ошибку»

Говорим малышу, что кто-то перепутал слова в предложении. Просим исправить ошибки и проговорить предложение правильно.

Предлагаем предложения типа: Красный шарф надел Руслана (со звуком Р).

У шубки красивая Даша (со звуком Ш) и т.д.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно — ласкательной форме и т. д.)

Мыльные пузыри. Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Картотека упражнений на балансировочной доске Бильгоу

1

2

3

4

5

6

7

«Освоение
балансира»

«Комплекс
упражнений с мешочками»

«Комплекс
упражнений с мячом – маятником»

«Комплекс
упражнений с цветозонированной рейкой»

«Комплекс
упражнений с набором мячей»

«Комплекс
упражнений с мишенью обратной связи»

«Комплекс
упражнений с телескопической стойкой с мишенями»

Составила учитель-логопед Кабочкина Е.М.

«Освоение балансира»

1.    
Доска
располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней.

2.    
Встать
и спустится с доски: спереди; сзади; с обеих сторон.

3.    
Ребенок
в положении стоя медленно покачивается.

4.    
Встать
на доску, закрыть глаза и покачаться.

5.    
Сесть
на доску и покачаться на ней.

6.    
Стоя
на доске имитировать плавательные движения; сидя на доске имитировать
плавательные движения; двумя руками, только правой, только левой, поочередно.

7.    
Сесть
на доску «по-турецки» и покачаться.

8.    
Сидя
на доске «по-турецки» имитировать плавательные двумя руками, затем правой,
левой, поочередно.

9.    
Встать
на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

10.
Встать
на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные
движения в разные стороны.

11.
Стоя
на доске, удерживая равновесие, ловить игрушку.

12.
Стоя
на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только
правую руку, левую руку, обе руки.

13.
Стоя
на доске, делать круговые вращения руками: руки в одну сторону; обе руки в
разные стороны; по очереди в одну сторону; по очереди в разные стороны.

«Комплекс упражнений с мешочками»

1.    
Положить
на доску и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками
одновременно.

2.    
Перекидывать
один мешочек друг другу по очереди.

3.    
Подкидывать
мешочек и следить за ним глазами.

4.    
Подкидывать
мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает взрослый.

5.    
Подкидывать
мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные
стороны.

6.    
Ребенок,
стоя на доске, перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, сзади,
спереди под коленями, под правым, под левым коленом.

7.    
Ребенок
подбрасывает и ловит мешочек с хлопками.

8.    
Ловить
мешочки от взрослого одной, двумя руками.

9.    
Ребенок,
стоя на доске, удерживает мешочек на голове, удерживает два мешочка на плечах и
одновременно выполнять действия руками (хлопки, вращения, подбрасывать, ловить
мешочки).

«Комплекс упражнений с мячом – маятником»

1.     Отталкивать
мяч-маятник ладонями.

2.     Отталкивать
мяч-маятник тыльной стороной ладони.

3.     Отталкивать
мяч-маятник локтем.

4.    
Подбивать
мячик (движение вверх) раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за
минуту, одной рукой, другой, поочередно.

5.    
 

«Комплекс упражнений с цветозонированной рейкой»

Цветозонированная
рейка используется совместно с мячом-маятником.

1.    
Отталкивать
мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком
логопед, попеременно попадая в различные цвета.

2.    
Отталкивать
мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком
взрослый, попеременно попадая в различные цвета.

3.    
Отталкивать
мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально
держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.

4.    
Держать
цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым, только красным,
желтым, зеленым, черными секторами по различной траектории.

«Комплекс упражнений с набором мячей»

1.     Присесть и
положить мяч на пол, поднять мяч с пола.

2.     Катать мяч
по ноге (поочередно левой, правой, от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч
ладонью).

3.     Ловить и
бросать мяч от взрослого.

4.     Ловить и
бросать мяч от взрослого с отскоком от пола.

5.     Отбивать
мяч от взрослого.

«Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»

1.    
Попасть
в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать двумя руками.

2.    
Попасть
в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками.

3.    
Попасть
в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой.

4.    
Попасть
в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой.

5.    
Попасть
мячом-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его.

6.    
Попасть
мячом-попрыгунчиком в цифру, которую называет взрослый, и поймать его.

7.    
Попасть
мячом в заданный цвет.

8.    
Попасть
мячиком последовательно во все зеленые (красные, желтые) фигуры.

9.    
Попасть
мячиком во все квадраты (круги, треугольники).

10.
Попасть
мячиком во все не красные (желтые, зеленые) треугольники (круги, квадраты).

11.
Попасть
мячиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке.

12.
Попасть
мячиком в число, которое является ответом на заданный арифметический пример.

13.
Попасть
мячиком в фигурку-цифру-цвет, расположенную слева-справа-сверху-снизу от центра
(цифра 9).

«Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями»

Упражнения
выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается
логопедом. Стойка с мишенями применяется совместно с мячом маятником и цветной
рейкой.

1.     Оттолкнуть
мяч, но не задеть мишень, затем сбить мишень.

2.     Сбить
мячом маятником кубики, расположенные на стенде.

3.     Оттолкнуть
мяч над кубиком посередине стенда.

4.     Оттолкнуть
мяч-маятник над кубиком справа-слева от центра.

5.     Оттолкнуть
мяч слева-справа от кубика, заданного взрослым.

6.     Оттолкнуть
мяч, но не задеть мишень, затем сбить мишень (с цветозонированной рейкой).

Игровые упражнения

для использования на балансировочной доске Бильгоу

         Данные
упражнения можно использовать на начальных этапах освоения балансировочной
доски Бильгоу, когда ребенок осваивает балансир и  упражнения с мешочком.

Меняя лексическую тему можно по аналогии подобрать
соответствующие упражнения.

«Осень»

Физкультминутка

Листья
осенние тихо кружатся,               Круговые движения правой рукой

Листья
нам под ноги ложатся                  

И
под ногами шуршат, шелестят,

Будто
опять закружиться хотят.               Круговые движения левой рукой

Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»

Ребенок стоит на балансировочной доске и повторяет за
взрослым.

Дуб-рябина-сосна

Береза-ель-клен

Клен-рябина-ель

Береза-дуб-рябина

Ель-дуб-сосна

Дуб-клен-береза

Игровое упражнение «Что хорошего вы знаете
об осени»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мешочек и просит сказать, что хорошего бывает осенью. Ребенок ловит мяч
и говорит, например: «Осенью красивые листья на деревьях», «Осенью созревают
фрукты…». Затем возвращает мешочек взрослому.

Игровое упражнение «Назови осеннее
словечко»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мешочек и просит сказать «осеннее» словечко. Ребенок ловит мяч и
говорит, например: «Теплая», «Золотая…». Затем возвращает мяч (или мешочек)
взрослому.

«Овощи»

Игровое упражнение «1-3-5»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
показывает карточку с числом и овощем, ребенок называет название овоща и
согласует с числительным (можно предложить ребенку показать число на пальцах
рук).

один огурец-три огурца-пять огурцов

одна морковь-три моркови-пять морковок и т.д.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мешочек и просит назвать ласково: огурец-огурчик, картошка-картошечка,
помидор-помидорчик, свекла-свеколка, редис-редисочка.

Игровое упражнение «Какой, какая?»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мешочек ребенку. В ответ ребенок называет прилагательное с
существительным: суп из картофеля-картофельный суп, салат из моркови-морковный
салат, рассол из огурцов-огуречный рассол, икра из кабачка-кабачковая икра и
т.д.

«Деревья
и кустарники»

Физкультминутка

В
саду фруктовом яблоня                         Помахать руками над головой

Посажена
была                                         Поднять руки над головой,
сложив

Она
цветами белыми                                ладони в форме бутона

Весною
расцвела.                                     Показать,как распускается
цветок
.

Следил
наш старый дедушка,                   Изобразить дедушку

Известный
садовод,

Чтоб
наливала яблоня                              Помахать руками над головой

Румяный
сладкий плод.                            Пощипать щечки.

Игровое упражнение «Большой-маленький»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку (или мешочек) и просит назвать ласково: яблоневый
лист-яблоневый листочек, малиновый лист-малиновый листочек, вишневый лист –
вишневый листочек и т.д.

Игровое упражнение «1-3-5»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
показывает карточку с числом и изображением деревьев или кустарников, ребенок
называет картинку и согласует их названия с числительным (можно предложить
ребенку показать число на пальцах рук).

один яблоня-три яблони-пять яблонь

одна слива-три сливы-пять слив и т.д.

Игровое упражнение «Какой, какая, какое,
какие?»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мешочек ребенку, задает вопрос. В ответ ребенок называет
прилагательные: яблоко какое?-желтое, спелое. Слива какая?-синяя, вкусная.
Вишня какая?-красная, круглая, спелая.

Игровое упражнение «Один-много»

Данное упражнение можно использовать по всем
лексическим темам.

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку, называет фрукт. В ответ ребенок говорит: много…

Яблоко-много яблок

Груша-много груш

Фрукт-много фруктов

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку, произносит цепочку из четырех слов, ребенок называет
лишнее слово, объясняя свой выбор, возвращает мяч.

Малина-клубника-брусника-лимон

Рябина-капуста-боярышник-клюква и т.д.

«Фрукты»

Физкультминутка

Этот пальчик — апельсин,                Поочередно

Он, конечно, не один.                      разгибать
пальчики из кулачка
,

Этот пальчик — слива,                      начиная
с большого
.

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,                     Показывают

Фрукт для вас и для нас.                 ладошками
вокруг и на себя
.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мешочек ребенку и просит назвать ласково: Яблоко-яблочко, груша-грушка,
лимон-лимончик, апельсин-апельсинчик, мандарин-мандаринчик, абрикос-абрикосик и
т.д.

Игровое упражнение «1-3-5»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
показывает карточку с числом и изображением фрукта, ребенок называет картинку и
согласует их названия с числительным (можно предложить ребенку показать число
на пальцах рук).

одно яблоко —три яблока — пять яблок

одна груша — три груши — пять груш

один банан — три банана — пять бананов и т.д.

Игровое упражнение «Какой, какая, какое,
какие?»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку, задает вопрос. В ответ ребенок называет прилагательные:
мандарин какой? Банан какой? Груша какая? и т.д.

«Игрушки»

Физкультминутка

На большом диване в ряд            Попеременно хлопают
в ладоши и

Куклы Танины сидят:                   стучат
кулачками.

Два медведя, Буратино,                 Загибают
поочередно все пальчики.

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.             Разгибают
поочередно пальчики.

Помогаем нашей Тане                     Попеременно
хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать.                  и стучат
кулачками.

Игровое упражнение «1-3-5»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
показывает карточку с числом и игрушкой, ребенок называет название картинки и
согласует с числительным (можно предложить ребенку показать число на пальцах
рук).

один мяч-три мяча-пять мячей

одна кукла-три куклы-пять кукол и т.д.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку (или мешочек) и просит назвать ласково: матрешка-матрёшечка,
машина-машинка и т.д.

Игровое упражнение «Какой, какая, какое,
какие?»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку, задает вопрос. В ответ ребенок называет прилагательные:
Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?

Матрёшка из дерева .Какая матрёшка?

Посуда сделана из стекла. Какая  посуда?

Ведёрко сделано из  пластмассы. Какое ведёрко?

Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый
бросает мяч ребенку, произносит цепочку из четырех слов, ребенок называет лишнее
слово, объясняя свой выбор, возвращает мяч.

Машинка
– пирамидка – морковка – матрешка

Кубики
– апельсин – мячик – машинка и т.д.

Игровое упражнение «Куда спрятались игрушки?»

Закрепление употребления предлогов.

Ребенок стоит на балансировочной доске, в руках держит
любую игрушку. Взрослый просит ребенка спрятать игрушку: за голову, за спину, в
правую руку, в левую руку.

Список источников:

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление
с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 6-8 лет. – 2
иед., испр. и доп. – М.:Мозайка-Синтез, 2021. – 216с.

https://доскабильгоу.рф

https://тыия54.рф

     Многие слышали про пользу развития нейромоторных функций, про мозжечковую стимуляцию… а вот на каких принципах это развитие основано, зачем нужны тренажеры и на что стоит обратить внимание, чтобы помимо развлечения был, действительно, положительный эффект многие не знают… В этой статье мы расскажем о принципах, на которых строятся занятия по методике Бильгоу и приведем примеры упражнений на балансировочной доске Баламетрикс.

    Первым, кто отметил важность роли мозжечковой стимуляции в развитии способности детей к обучению, был Доктор Фрэнк Белгау (Бильгоу). Программа по мозжечковой стимуляции является прямым и инновационным результатом наблюдений, исследований, взаимодействий и уточнений, сделанных им за 30 лет. Его основой является балансир (балансировочная доска) Белгау, а также набор упражнений, которые наиболее эффективны для последовательного улучшения показателей чтения, успеваемости, физической координации и когнитивных способностей.

    Базовый принцип, который сформулировал Фрэнк Белгау гласит: Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга, регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их. Это один из фундаментальных принципов, который лег в основу создания балансировочной доски, а в дальнейшем, и всего комплекса тренажеров.

    Поэтому очень важно придерживаться определенной строгости в технике при выполнении упражнений:

— все упражнения выполняются одинаково и симметрично с левой и правой стороны;

— при удержании равновесия на балансировочной доске ноги ребенка располагаются равноудаленно от центра доски;

— при удержании элементов оборудования руками, руки располагаются равноудаленно от центра элемента оборудования.

   Так же стоит отметить, что при увеличении сложности на балансировочной доске, только при правильном положении тела мозг ребенка вынужден быстрее и чаще искать решения для удержания равновесия. Это приводит к увеличению скорости обработки информации, что отражается как в повседневной жизни, так и в обучении, например, в увеличении скорости чтения, счета, письма.

блок.jpg

   Еще одним важным принципом является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга: Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом.

  Чем больше разнообразного оборудования будет задействовано, тем больше связей будет установлено между различными сенсорными системами, тем эффективнее будет обрабатываться поступающая в мозг информация, быстрее и точнее формироваться реакция на внешний раздражитель, качество жизни ребенка и его успешность в жизни и учебе станут выше.

  Например, удерживая равновесие на доске и одновременно подкидывая сенсорные мешочки вверх, ребенок, выполняет координированные движения под контролем зрения, при этом успешное выполнение этого упражнения возможно толь­ко при хорошей согласованности движений рук и работы зрительной системы.

блок2.jpg

  Еще одни пример с пересечением срединной линии тела. Стоим на балансире, в правильной стойке. Правой рукой касаемся левого уха, а левую руку кладем на правое плечо. Взгляд прямо перед собой. Считаем вслух до 10-20. Меняем положение рук. А теперь попробуйте с закрытыми глазами… чувствуете разницу? Отключили зрительную систему и ощущения совсем другие.

блок 3.jpg

   Таким образом, при выполнении упражнений с применением комплекса тренажеров с балансировочной доской Бильгоу задействуются и интегрируются такие системы, как:

• моторная система;

• зрительная система;

• тактильная система;

• слуховая система;

• вестибулярная система.

  Совершенствование последней из них и успешная ин­теграция ее с другими сенсорными системами имеет при­оритетное значение в развитии мозжечка.
  Оперируя принципами и тренажерами, можно придумать много интересных и, действительно, полезных упражнений. Некоторые из них мы оформили в набор из 20 красочных карточек, где подробно описаны суть упражнения и схематически показано его выполнение. С ними заниматься гораздо веселее и эффективнее. Так же более вместе с балансировочной доской Бильгоу мы прикладываем методичку с описанием теории и рядом упражнений.

Хороших вам занятий!

Балансировочная доска для мозжечковой стимуляцииМозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Принципы мозжечковой стимуляции

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.

Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Зачем детям мозжечковая стимуляция

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

  1. уровень концентрации внимания;
  2. все виды памяти;
  3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);
  4. математические и логические способности;
  5. анализ и синтез информации;
  6. способность к планированию;
  7. работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.

Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!

Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.

Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.

Показания для занятий

Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

  • ЗРР разной степени тяжести.
  • Проблема дисграфии или дислексии.
  • ЗПР и ЗПРР.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Аутизм и другие состояния аутического спектра.
  • Алалия.
  • Логоневроз (заикание).
  • Отставания в развитии моторики и координации.
  • Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
  • Поведенческие нарушения.
  • Несобранность, повышенная отвлекаемость.
  • Нарушения осанки.
  • Проблемы с обучаемостью.

Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс

  1. улучшается моторно-зрительная координация;
  2. двигательные и интеллектуальные способности ребенка
  3. синхронизируются;
  4. улучшается концентрация внимания;
  5. развитие пространственного воображения;
  6. повышение уровня интеллекта.

Информация для родителей

  1. Занятия проводятся несколько раз в неделю.
  2. Длительность одного урока — около получаса.
  3. Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
  4. Специальной подготовки ребенка не требуется.
  5. Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
  6. Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.

Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 14.07.2022.

Особенности детей с нарушениями работы мозжечка

Если говорить именно о дисфункциях мозжечка, то в изолированном виде, они встречаются крайне редко.

Мозжечковая дисфункция может быть следствием врожденных или приобретенных патологий мозжечка.

Симптомы мозжечковой дисфункции обычно включают атаксию. Кроме того, нарушение функций мозжечка может включать следующие характеристики:

  • нарушения двигательных функций, тонуса (нарушения координации, замедление реакций при смене одного типа движений на противоположные, повышение или понижение мышечного тонуса, расстройство равномерности движения, дизартрия и т.д.);
  • нарушения высших психических функций; можно выделить следующие особенности познавательных процессов у детей с мозжечковой дисфункцией:
    • снижение нейродинамических процессов,
    • снижение функций внимания и памяти,
    • нарушение пространственного и «квазипространственного» восприятия;
    • нарушение контроля и программирования психических процессов, снижение саморегуляции,
    • нарушения речи (речь становится скандированной, замедленной, теряет плавность).

Методы мозжечковой стимуляции и программы упражнений

Мозжечковая стимуляция – это комплекс коррекционно-развивающих методик, направленных на восстановление или тренировку функций стволовых структур мозга и, непосредственно, мозжечка.

Самые актуальные программы мозжечковой стимуляции на сегодняшний день это:

  • Программа Learning Breakthrough Фрэнка Бильгоу с использованием разработанной им балансировочной доски и комплекса оборудования Balametrics;
  • Модифицированные программы Balametrics с использованием других балансировочных досок, с использованием всевозможного оборудования и большого количества упражнений;
  • Мозжечковая стимуляция и вестибулярные упражнения с задействованием оборудования из зала сенсорной интеграции (качели, гамаки, батуты);
  • Упражнения на удержание равновгесия на интерактивной платформе wi-fiit.

Строение мозжечка и его влияние на психические функции человека

Мозжечок — отдел головного мозга, который участвует в регуляции всех двигательных, произвольных и непроизвольных, актов человека, тонуса его мышц, координации движений, поддержании равновесия и определенной позы. Мозжечок оказывает своё влияние через ядерные образования среднего и продолговатого мозга, а также с помощью двигательных нейронов спинного мозга. По своей сути, мозжечок – диспетчер головного мозга, поскольку он связан и взаимодействует со всеми зонами мозга, перерабатывает всю информацию, поступающую от органов чувств. Мозжечок  играет большую роль в интегративной работе головного мозга, в связи с чем, адекватное функционирование мозжечка и связанного с ним мозолистого тела с тремя парами ножек очень важно для реализации высших психических функций человека.

На протяжении долгого времени считалось, что мозжечок – это структура мозга, которая регулирует именно координацию, равновесие, движения глаз, несмотря на накопленный  в клинических исследованиях опыт, говорящий о том, что патологии мозжечка имеют непосредственную связь с такими заболеваниями как шизофрения, аутизм, некоторые виды деменции. В настоящее время, ученые считают, что мозжечок оказывает влияние и на интеллектуальные процессы, в частности, некоторые аспекты памяти, мышление, речь, и даже эмоционально-волевую сферу человека.

История создания программы мозжечковой стимуляции Фрэнка Бильгоу «Learning Breakthrough Programm» с использованием оборудования Balametrics

На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Ф.Бильгоу Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу при поддержке ученых НАСА.

Работая со школьниками, доктор Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший, что любое действие человека влияет на функционирование его мозга. Регулярная и организованная деятельность, совершающаяся с целью совершенствования своих возможностей, развивает структуры мозга.

Методика мозжечковой стимуляции доктора Бильгоу называется так же «Прорыв в обучении» и помогает детям со всего мира справляться со школьной неуспеваемостью, дефицитом внимания, проблемами письма и чтения, в частности.

Суть методики мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough Programm

Методика мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough с применением специального комплекса оборудования Balametrics представляет собой серии упражнений и включает следующие этапы коррекционно-развивающей работы:

  • Упражнения с использованием только балансировочной доски, которая является ключевым элементом методики,
  • Упражнения с задействованием сенсорных разновесных мешочков,
  • Серия упражнений, выполняющаяся с помощью мяча-маятника на веревке (который подвешивается специальным образом на потолке),
  • Упражнения с использованием палки с разноцветными делениями-секторами,
  • Упражнения, выполняющиеся с использованием доски с цифрами на ножках разной высоты и мячиками-попрыгунчиками,
  • Серия упражнений, где задействуется стойка с целями, мяч-маятник и палка с цветными делениями (в некоторых случаях),
  • Резиновыми мячиками.

В зависимости от модификации методики мозжечковой стимуляции, оборудование может дополняться:

  • Балансировочными досками разных видов сложности,
  • Сенсорными мешочками с разным наполнением, выполненных из разного материала,
  • Мячиками, отличающимися размером, весом, «прыгучестью»,
  • Кольцебросами и так далее.

Занятия на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции

Как выглядит занятие с использованием оборудования Balametrics?

Ребенок стоит на доске определенным образом и по команде специалиста совершает различные действия, используя перечисленное выше оборудование. Примером упражнений для мозжечковой стимуляции могут быть такие задания: перекидывание мешочка из одной руки в другую, отталкивание мячика на веревке по нужной траектории или попадание резиновым мячиком-попрыгунчиком в определенную серию чисел на деревянной доске с цифрами.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему инструкцию while называют циклом с предусловием
  • Беллатаминал инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Печь harvia для бани дровяная инструкция по применению
  • Будесонид турбухалер 200 инструкция по применению взрослым
  • Обшивка сайдингом дачи своими руками пошаговая инструкция