- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Единое руководство по составлению исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения проводной связи
Единое руководство по составлению исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения проводной связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Единое руководство по составлению исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения проводной связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты
2 Состав исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения магистральных и внутризоновых линий связи
3 Состав исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения местных сетей связи
4 Состав исполнительной документации на законченные строительством волоконно-оптические кабельные линии связи (ВОЛС)
5 Рекомендации по корректировке рабочих чертежей и оформлению исполнительной документации
Экология
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. АУДИО-И ВИДЕОТЕХНИКА
Телекоммуникационные системы
Линии, соединения и цепи
Строительство
Нормативные документы
Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
Проектирование и строительство объектов связи
- «Руководство по составлению исполнительной документации, предъявляемой строительно-монтажными организациями комиссиям при приемке в эксплуатацию законченных строительством линейных сооружений городских телефонных сетей» (М, ССКТБ, 1980)
- «Руководство по составлению исполнительной документации, предъявляемой строительно-монтажными организациями рабочим комиссиям при приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных линейных сооружений кабельных линий магистральных и внутризоновых сетей связи» (М, ССКТБ, 1981)
В этой статье:
- Понятие линейного объекта в строительстве
- Оформление земли под строительство линейных сооружений
- Получение разрешения на строительство линейного объекта
- Инженерные изыскания перед строительством линейного сооружения
- 5 этапов проектирования линейных объектов
Строительство линейных сооружений имеет свои особенности. Причем многочисленные нюансы встречаются на всех этапах: начиная с оформления земельного участка для проведения работ и заканчивая разработкой конкретного проекта.
Понятно, что в подобной ситуации, впрочем, как и в любой другой, связанной с капитальным строительством, делом должны заниматься только профессионалы. Это как минимум обеспечит соблюдение прописанных в законодательстве норм.
Понятие линейного объекта в строительстве
Линейными объектами в капитальном строительстве называют сооружения, длина которых существенно превышает ширину. Таковыми являются:
- инженерные коммуникации (ЛЭП, трубопроводы всех видов, линии связи)
- транспортные проходы (мосты, тоннели, линии метрополитена);
- железные и автомобильные дороги.
Различают подземные, наземные и надземные линейные объекты. В отличие от зданий данные сооружения обладают гораздо большим масштабом, охватывающим обширные пространства нескольких регионов или даже государств.
В плане линейные конструкции представляют собой ломаную или кривую линию, пересекающуюся с другими коммуникациями и иногда с самой собой. Проектирование таких сооружений принципиально не отличается от других объектов капитального строительства. Отличия заключаются лишь в сведениях, которые требуется получить, в оформлении документации и в нюансах ее утверждения государственными и надзорными органами.
В процессе строительных работ иногда возникают споры относительно принадлежности возводимого объекта к линейным сооружениям. Так, устанавливаемая в ходе реконструкции здания автобусная остановка при наличии весомых аргументов квалифицируется как благоустройство территории. Подобная же квалификация применяется к небольшим участкам водопровода, подводимым к жилым или общественным зданиям.
В практике встречались спорные ситуации по поводу необходимости в разделении строительных проектов на линейные и нелинейные. Зачастую же в проектной документации совмещают линейные сооружения (трубопроводы) с нелинейными (наземные станции обслуживания).
При возникновении затруднений в классификации объектов застройщику рекомендуется обратиться в местный градостроительный комитет для проведения экспертизы данного объекта. Как правило, решение принимается в пользу обратившегося лица. Сотрудники комитета охотно консультируют всех, кто к ним обращается, так как в дальнейшем это позволяет избежать довольно объемных работ по корректировке проекта.
Оформление земли под строительство линейных сооружений
Различают линейные сооружения федерального и регионального значения. Кроме того, некоторые объекты (например, ЛЭП) прокладываются отдельными организациями на частной или государственной земле. Проведение линейных коммуникаций по частным владениям требует получения соответствующего разрешения от государственных служб, оформления определенной документации и внесения изменений в кадастр и технические документы после монтажных работ.
Если же затрагивается муниципальная земля, алгоритм действий будет другим. Перед началом монтажных работ юридическое или физическое лицо, производящее эти работы, обязано предварительно арендовать данный участок у муниципалитета.
Эта процедура, как правило, проводится в формате аукциона. Однако если планируется строительство линейных сооружений связи, электроснабжения, газоснабжения и других объектов федерального значения, торги не проводятся, а сразу же заключается договор аренды. Перед этим кадастровый инженер должен подготовить схему для внесения соответствующих изменений в кадастровый план. Данный этап займет не более 2 недель.
После этого заказчику нужно ходатайствовать об утверждении плана, а при необходимости и составить сервитут (если, например, линейный объект затрагивает чужой земельный участок). В последнем случае у соискателя появляется право владения участью земли, находящейся во владении другого лица. Обычно договор об установлении сервитута заключается не на безвозмездной основе, но стороны вправе договориться и об условиях компенсации.
Необходимо учитывать регулирование процессов, связанных с возведением линейных объектов, не только федеральным законодательством, но и муниципальными нормативными актами. Причем, в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к решению задач, а все планируемые действия должны быть заранее продуманы и согласованы с госорганами и контролирующими ведомствами.
Получение разрешения на строительство линейного объекта
Большая часть линейных сооружений приравнивается к капитальным строениям. Следовательно, их строительство выполняется только с разрешения органов власти, иначе такая стройка будет признана незаконной — потребуется снос возведенного объекта за счет застройщика. Во избежание подобных инцидентов необходимо заранее получать разрешение на строительство линейных сооружений, для чего можно воспользоваться соответствующей юридической услугой.
Процедура получения данного документа инициируется подачей в уполномоченный орган заявления и прилагаемой к нему документации:
- свидетельство о праве собственности на участок земли, отданный под застройку;
- градостроительный план земельного участка, полученный не позже, чем за 3 года до дня подачи указанного заявления, а также реквизиты планов планировки и межевания территории;
- проектная документация, состоящая из текстовой и графической частей;
- положительное заключение государственной экспертизы по данному проекту;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
- документальное согласие владельцев линейного объекта на его использование;
- свидетельство об аккредитации организации, выдавшей экспертное заключение;
- документация, подтверждающая факт ведения строительства на объектах культурного и исторического наследия с условием сохранения структуры и исторических сложившейся схемы данных объектов.
Действующее законодательство разрешает возводить линейные сооружения без разрешения на строительство, если возводимыми объектами являются:
- электрические установки низкого напряжения (не выше 20 кВт) и трансформаторные подстанции, работающие в комплексе с ними;
- низковольтные линии электропередач (с напряжением не выше 35 кВ), возводимые в границах городов и поселков городского типа, когда расстояние от имеющихся электросетей до границ данного земельного участка составляет не более 300 м;
- нефтепроводы и трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов с внутренним диаметром менее 300 мм на отрезках от мест подключения к кольцевым водоводам до объектов капитального строительства;
- водопроводы и трубы водоотведения диаметром не более 500 мм, рассчитанные на рабочее давление 0,3-1,2 МПа;
- газопроводы, предназначенные для транспортировки природного газа;
- кабельные сети с распределительными пунктами;
- инженерно-технические сети, проложенные внутри одного квартала или микрорайона;
- теплосети и водопроводы горячего водоснабжения;
- канализационные сети, включая объекты ливневой канализации;
- подъездные дороги, проезды и обслуживающие дороги вдоль автотрасс.
Кроме того, в законах некоторых регионов РФ предусмотрены конкретные ситуации, когда получать разрешение на строительство линейных объектов не нужно. Но каждый случай нужно рассматривать отдельно, с привлечением юриста.
Инженерные изыскания перед строительством линейного сооружения
Инженерно-изыскательские работы объединяют в себе более 20 видов исследовательских мероприятий, проводимых с целью сбора различных сведений об окружающей территории. Необходимость того или иного исследования определяется исходя из особенностей конкретного проектируемого сооружения. Например, для прокладки трубопровода по морскому дну необходимо выполнить гидрографические изыскания.
Из этих разновидностей обязательными для всех видов линейных объектов являются геодезические, геологические и экологические изыскательские мероприятия.
- Инженерно-геодезические изыскания
Это комплекс работ, в результате проведения которых создают топографические карты, ситуационные планы и другой графический материал по изучаемой местности. Данные, полученные в ходе исследований, позволяют достоверно определить рельеф территории, расположение существующих зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов.
По завершению всех этапов инженерно-геодезических изысканий составляется отчет, служащий основным документом для оценки различных условий природного и техногенного характера, при которых будет осуществляться строительство на выделенном участке.
Изыскательские мероприятия проводятся в три стадии.
Подготовительный этап включает в себя изучение архивных материалов по выполненным ранее исследованиям, спутниковых снимков и других источников данных. Наличие этих сведений позволит с одной стороны снизить стоимость полевых работ, с другой — предварительно оценить условия строительства. Также на данном этапе производится первичное трассирование будущего линейного объекта, определяя таким образом ориентировочное расположение объекта с учетом характера местности.
Непосредственные работы на участке выполняются на следующем, полевом этапе. Инженеры-геодезисты осуществляют рекогносцировку участка, производят топографическую съемку с привязкой к опорным геодезическим пунктам и т. д. Результаты проведенных полевых работ позволяют задать наиболее оптимальное расположение линейного сооружения, принимая во внимание рельеф территории, наличие массивов растительности, инженерных сетей и других объектов.
Последний этап посвящен камеральной обработке полученных на полевом этапе данных. По обработанным материалам составляется технический отчет, состоящий из введения, пояснительной записки, заключения о возможности и целесообразности строительства линейно- кабельных сооружений и других линейных объектов на данной местности. Также в состав данного отчета входит графическая часть, включающая в себя карты, планы и другую графическую информацию.
Этот документ, тем не менее, еще не является основанием для проектирования линейных сооружений. Перед этим заказчику также необходимо пройти государственную экспертизу и согласовать отчет с надзорными ведомствами, заказав соответствующую дополнительную услугу у изыскателей либо выполнив эти шаги самостоятельно.
- Инженерно-геологические изыскания
В рамках этих работ исследуется грунт. В частности, определяется его состав, физические характеристики, подверженность оползням, карстовым и другим опасным явлениям. Эти сведения помогут заказчику определить наиболее безопасное расположение линейного сооружения на местности.
Работы начинаются с подготовительного этапа, в процессе которого собираются архивные данные о грунтах на обследуемой территории. Кроме того, изучаются топографические карты, материалы аэрофотосъемки и другие источники.
Как и при геодезических изысканиях, на полевом этапе проводится рекогносцировка местности с выявлением особенностей территории. Также геологи бурят разведочные скважины для забора проб грунта и подземных вод. Глубина бурения и максимальное расстояние между выработками определяются исходя из имеющихся геологических условий в соответствии с требованиями СНиПов, касающихся инженерных изысканий.
Следующий этап — лабораторные исследования полученных образцов. Анализируется химический состав проб, их физические свойства, различные характеристики, в том числе степень коррозионного воздействия. Результаты этих исследований далее подвергаются камеральной обработке для систематизации сведений и для составления технического отчета. Помимо описания текущей геологической ситуации, в данный документ включают прогноз возможных изменений в результате строительных работ и эксплуатации линейного объекта. Технический геологический отчет поможет заказчику в выборе оптимальных материалов, в разработке мер, направленных на предотвращение опасных геологических явлений.
- Инженерно-экологические изыскания
Экологические исследования проводить также необходимо, поскольку возведенное сооружение и окружающая среда будут неизбежно взаимодействовать друг с другом. Негативное влияние объект окажет на состояние водоемов, атмосферного воздуха, грунта и других природных составляющих как в процессе строительства, так и в ходе дальнейшей эксплуатации. А учитывая значительную протяженность линейного сооружения, отрицательное воздействие будет оказано на большой территории. Окружающая среда также влияет на объект вплоть до невозможности его использования. Для выбора наиболее безопасного расположения линейного сооружения с точки зрения взаимодействия с природными факторами проводят инженерно-экологические изыскания.
Как и в рассмотренных ранее видах изыскательских работ, экологические исследования осуществляются в три стадии.
Подготовительный этап включает в себя сбор и анализ сведений, полученных из открытых и закрытых источников. В рамках полевых мероприятий экологами изучается экосистема местности, отбираются пробы почвы, воды и воздуха, предварительно оценивается состояние природной среды. Последний, камеральный этап посвящен оформлению полученных сведений в виде отчета. В документ вносятся результаты анализов проб, там же делается заключение о пригодности данного участка для ведения строительных работ, прогнозируется возможные изменения окружающей среды, даются рекомендации по минимизации отрицательного воздействия на эту среду.
Материалы данного отчета потребуются не только на предпроектном этапе строительных работ, но и в ходе дальнейшей эксплуатации линейного объекта.
5 этапов проектирования линейных объектов
Имеющиеся руководства по строительству линейных сооружений определяют следующие этапы проектирования:
- Получение техзадания
На этой стадии изучаются предоставленные материалы, при необходимости собираются дополнительные сведения.
- Разработка основной проектной части
Поставленные задачи распределяются между несколькими сотрудниками проектного отдела. Благодаря этому удается значительно сократить продолжительность проектирования.
- Разработка отдельных разделов проекта
Специалисты анализируют требования заказчика к характеристикам проектируемого сооружения. Далее производятся расчеты, направленные на определение соответствия заявленных требований особенностям и расположению городских зданий. Это необходимо для грамотного встраивания проектируемого сооружения в инфраструктуру населенного пункта, а также для достижения максимально эффективной эксплуатации этого объекта.
- Разработка проекта строительства
Осуществляется параллельно с заполнением документации. В проекте должна быть размещена исчерпывающая информация для строителей.
- Создание сметной документации
Смета содержит полный перечень строительных работ на всех этапах возведения сооружения. Материалы этого документа позволят избежать значительного превышения заложенного бюджета.
Проектная документация может также содержать раздел, посвященный мерам по обеспечению пожарной безопасности.
Какова же цель проектирования линейных объектов? Прежде всего, наличие проектной документации позволит получить разрешение на строительство. Проект подвергается экспертизе, в ходе которой проводится его всесторонняя оценка, анализируются варианты конструктивных решений и вероятность реализации этих вариантов.
Общая инструкция по строительству линейных сооружений предъявляет к оформлению проекта жесткие требования. Привлекаться к этому этапу должны исключительно опытные проектировщики. Хотя специалистам предоставлена возможность доработки проекта, это может привести к существенному увеличению временных и финансовых затрат. Подрядчик получит на руки документ только после выдачи разрешения на строительство государственными органами.
В заключение несколько слов касательно собственно строительства линейных объектов. О какой-то единой схеме или порядке действий здесь говорить не приходится – все так или иначе зависит от решаемых задач. Для прокладки дорог требуются одни работы, для строительства, к примеру, линейно-кабельных сооружений – совершенно другие. Главное тут – делать все в соответствии с заранее разработанным проектом.
Строительство линейных объектов
Какие объекты являются линейными
Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:
- в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – закон № 115-ФЗ) к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» (далее – закон № 224-ФЗ) линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
- пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:
- длина объекта намного превышает его ширину;
- объект является сооружением;
- объекту свойственна связь с земельными участками;
- в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом[1].
При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.
Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативных правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[2] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.
Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон)[3].
В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:
- прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
- проходит ли она через несколько земельных участков;
- имеет ли она значительную протяжённость[4].
Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.
Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, снабжение которого они обеспечивают.
Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.
В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.
Всегда ли линейный объект является объектом капитального строительства
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.
Иными словами, с точки зрения ГрК РФ, линейный объект – это подвид объекта капитального строительства[5]. Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.
Вместе с тем капитальность конкретного линейного объекта должна оцениваться с точки зрения наличия у него характеристик сооружения.
В пп. 23 п. 2 ст. 2 закона № 384-ФЗ предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах. Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т. д.).
Например, на проведение работ по устройству гравийной или щебёночной дороги не распространяются требования ГрК РФ, поскольку она не является сооружением[6]. Но при этом вопросы эксплуатации гравийной и щебёночной дороги регулируются дорожным законодательством[7].
По мнению Минэкономразвития России, сооружения, которые построены и введены в эксплуатацию как объекты капитального строительства (с получением разрешительной документации), с большой вероятностью относятся к недвижимости[8].
Специальные правила оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов
После вступления в силу 01.03.2015 большинства положений закона №171-ФЗ[9] процедура предоставления земельного участка для строительства линейных объектов была существенно изменена.
В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
По мнению Минэкономразвития России, по рассматриваемому основанию допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения[10]. Такую позицию не разделяют многие региональные чиновники, так что правоприменительная практика отличается в разных регионах.
Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учётом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.
Есть однако и альтернативные способы оформления прав на необходимые земельные участки.
Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге[11].
В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ возможно установление публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в следующих целях:
- строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
- складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
- реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута установлены Приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0150[12].
При этом, согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ[13] (далее – закон № 341-ФЗ), в части предоставления земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения установлено, что публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются на условиях, указанных в федеральном законе или ином нормативном правовом акте Российской Федерации, нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, нормативном правовом акте органа местного самоуправления, предусматривающих установление таких публичных сервитутов.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 254-ФЗ[14] (далее – Транспортный закон) публичные сервитуты также могут устанавливаться для строительства линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешённого использования), реконструкции объектов инфраструктуры, если такие линейные объекты инфраструктуры попадают в перечень объектов инфраструктуры в соответствии со ст. 2 Транспортного закона.
Также согласно ст. 39.33 ЗК РФ допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейных объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» допускается создание ряда объектов на публичных землях при отсутствии договора аренды (соглашения о сервитуте, публичного сервитута), в частности:
- Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство[15].
- Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Перечисленные в этом Постановлении Правительства РФ объекты строятся без получения разрешения на строительство в следующих случаях:
- линейный объект не является объектом капитального строительства, т. е. не соответствует характеристикам сооружения, предусмотренным законом № 384-ФЗ (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
- линейный объект предназначен для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно (пп. 4.4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
- линейный объект является вспомогательным объектом капитального строительства, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством РФ (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ), однако в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт не принят. Согласно позиции Верховного Суда РФ[16] основными критериями для отнесения строений и сооружений к вспомогательным являются: наличие на едином земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию; принадлежность такого сооружения к пониженному уровню ответственности; отсутствие необходимости получения разрешения на строительство. С учётом позиции Росреестра[17], к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства, создание таких объектов должно быть предусмотрено в проектной документации основного объекта капитального строительства, подобные объекты возводятся на одном земельном участке с основным объектом;
- в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 установлен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство: строительство и реконструкция линий связи и сооружений связи (кроме особо опасных, технически сложных объектов связи), водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм, автомобильных дорог IV и V категорий, парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек и ряда иных объектов;
- в силу специального закона субъекта РФ строительство отдельных линейных объектов осуществляется без оформления разрешения на строительство. Например, такие исключения установлены в областном законе Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».
Стоит обратить внимание на неоднозначность судебной практики, связанной с признанием линейных объектов объектами вспомогательного использования. Так, в ряде судебных решений от 2020-2021 гг. суды, исследуя вопрос о правовом статусе сетей, обеспечивающих одно здание и при этом расположенных на территории нескольких земельных участков, пришли к выводу, что такие сети, являясь частью основного объекта (что следует из проектной документации основного объекта), одновременно являются сооружениями (линейными объектами) вспомогательного использования, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство. При этом Арбитражный суд Дальневосточного округа[18] на основании норм ГрК РФ и ГК РФ также указал, что такие сети не могут быть признаны объектами недвижимости (и поставлены на учёт с регистрацией прав на них), в то время как Арбитражный суд Северо-Кавказского округа[19], напротив, квалифицировал такие сети как объект недвижимости и обязал регистрирующий орган зарегистрировать право собственности заявителя на указанные сети.
Логика судов представляется непоследовательной: во-первых, сеть не может являться одновременно частью основного объекта и отдельным от него (вспомогательным) линейным объектом, во-вторых, в соответствии с указанными выше позициями Верховного Суда РФ и Росреестра объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом, в-третьих, даже если признавать такую сеть вспомогательным линейным объектом, статус вспомогательного сооружения не свидетельствует об отсутствии у сети признаков объекта недвижимого имущества[20]. Тем не менее указанные позиции должны учитываться при разработке проектной документации и осуществлении регистрационных действий.
Документация, необходимая для строительства линейного объекта
В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.
При этом п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон №191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов могло осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).
На основании таких «старых» ГПЗУ могли быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).
В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона №191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ могли использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.
Стоит отметить, что в 2020 году Транспортный закон сократил избыточные процедуры, затрудняющие строительство инфраструктурных объектов, в частности, указанным законом предусмотрены следующие правила:
- утверждение проекта планировки территории до внесения изменений в документы территориального планирования;
- направление проектной документации линейного объекта на государственную экспертизу до утверждения документации по планировке территории;
- возможность временной эксплуатации линейного объекта до его ввода в эксплуатацию;
- возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
- иные особенности.
Дополнительно с 01.05.2022 установлено, что строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством (п. 14 ст. 3 Транспортного закона).
Под действие Транспортного закона подпадают приоритетные проекты по модернизации и расширению инфраструктуры, т. е. проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определёнными стратегией социально-экономического развития РФ и стратегией пространственного развития РФ, а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры (ст. 2 Транспортного закона).
В случае строительства (реконструкции) указанных выше объектов необходимо учитывать специальные правила, установленные в Транспортном законе.
Документация по планировке территории
Как отмечалось ранее, согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании ППТиПМ, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ).
На основании решения о подготовке документации по планировке территории может осуществляться подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения до утверждения документации по планировке территории. Однако в этом случае проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации только при наличии утверждённого проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта. Это положение позволяет одновременно разрабатывать документацию по планировке территории и проектную документацию, тем самым сокращая сроки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 575 в период с 13.04.2022 до 01.01.2024 не требуется принятие решения о подготовке документации по планировке территории и решения о подготовке изменений в неё, за исключением случаев, указанных в п. 1.1 ст. 45 ГрК РФ. Тем не менее в отсутствие требования о получении решения о подготовке ППТ разрешительный характер процедуры сохраняется, так как теперь вместо решения государственные органы используют «задание на проектирование» в качестве механизма контроля деятельности заявителей.
Кроме того, исходя из п. 4 ст. 4 закона №191-ФЗ, до 31.12.2015 проектная документация линейного объекта могла выполняться как на основании ППТиПМ, так и на основании ГПЗУ.
С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ГрК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 №373-ФЗ[21] (далее – закон №373-ФЗ), которым изменены требования к ГПЗУ. Данный закон содержит также переходные положения, относящиеся к градостроительной документации.
Согласно п. 1 ст. 9 закона №373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Таким образом, если линейный объект проектировался на основании ГПЗУ, выданного до 31.12.2015, то разрешение на строительство могло быть получено на основании такого «старого» ГПЗУ в течение срока, который должен быть установлен субъектом Российской Федерации, без проверки на соответствие ограничениям, фактически установленным на момент выдачи разрешения на строительство.
Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не являлось обязательным условием для строительства линейного объекта, если ГПЗУ был получен до 31.12.2015.
В ГрК РФ установлены случаи, когда разработка ППТиПМ не требуется. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ разработка указанного документа не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Такие случаи определены выше в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ. Также обратим внимание, что с учётом формулировок пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ под исключение из правила об обязательности ППТиПМ подпадают также случаи установления публичного сервитута согласно ст. 39.37 ЗК РФ. Правительством РФ могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[22], которое принято в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ и вступило в силу с 28 августа 2020 года, установлен такой перечень дополнительных случаев, а именно:
1) строительство, реконструкция:
- a) объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором–седьмом и девятом–тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утверждённого этим же Постановлением Правительства РФ (линии связи и сооружения связи (кроме особо опасных и технически сложных объектов связи), водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм и пр.);
- b) газопроводов с проектным рабочим давлением не более 1,2 мегапаскаля;
2) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
- a) строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещён линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;
- b) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
- c) общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не более 12 метров, количество этажей не превышает двух.
3) строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.
4) строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.
Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 41.1 ГрК РФ). Эти положения Правительство РФ утвердило в Постановлении Правительства РФ от 12.05.2017 № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».
Дополнительно отметим, что согласно п. 5 ст. 41 ГрК РФ в отношении линейных объектов не предусмотрена отдельная разработка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории. При этом с 1 сентября 2018 г. в соответствии с законом № 341-ФЗ для выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, достаточно подготовки проекта планировки территории (без проекта межевания территории).
Градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому определённые особенности документации по планировке территории для размещения линейных объектов могут предусматриваться законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).
Например, в Санкт-Петербурге принят закон от 22.01.2015 №4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга». Из п. 7 ст. 2 данного закона следует особенность проекта планировки территории, разрабатываемого для получения разрешения на строительство линейного объекта, – его разработка не препятствует утверждению общего проекта планировки на ту же территорию. Дополнительно стоит отметить, что в соответствии с указанным законом будет отказано в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, если территория (части территории), указанная в обращении (предложении) о подготовке документации по планировке территории, отнесена к территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории[23]
Как особый вид документации проекты планировки территории для размещения линейных объектов реализуются и в других субъектах РФ[24].
Также стоит отметить, что из комплексного толкования п.п. 2-5 ст. 45 ГрК РФ следует, что один проект планировки и межевания территории может предусматривать размещение нескольких линейных объектов только в случае, если такие объекты являются объектами одного уровня – федерального, регионального или муниципального. Поэтому в случае, если в пределах одного элемента планировочной структуры необходимо разместить линейные объекты разного уровня, то требуется утвердить несколько проектов планировки в отношении одной и той же территории.
Специальные правила о содержании документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейного объекта, предусмотрены также в приказе Минтранса России от 25.12.2020 № 573 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
До 31.12.2024 Транспортным законом могут устанавливаться особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры (ст. 10.15 закона № 191-ФЗ).
Также в соответствии с антикризисными мерами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 575[25], в период с 13.04.2022 до 01.01.2024, допускается подготовка и утверждение документации по планировке территории в отношении линейных объектов федерального и линейных объектов регионального значения, если размещение такого линейного объекта не предусмотрено документами территориального планирования.
Проектная документация в отношении линейных объектов
В соответствии с п. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщику требуется предоставить материалы, содержащиеся в проектной документации.
Исключений для строительства линейного объекта ГрК РФ не предусмотрено, поэтому при их строительстве также требуется разработка проектной документации. Требования к содержанию проектной документации в отношении линейных объектов установлены в ст. 48 ГрК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрены также особенности состава разделов проектной документации для различных линейных объектов: для автомобильных дорог, железных дорог, линий связи, магистральных трубопроводов, для сетей газораспределения и (или) газопотребления давлением до 1,2 МПа включительно.
При этом необходимо отметить, что «в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функциональной частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации[26].
В ГрК РФ также установлена особенность подготовки проектной документации и рабочей документации (в том числе путём внесения в них изменений), если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или подготовка проектной документации осуществляется до утверждения документации по планировке территории (п. 1.1 ст. 48 ГрК РФ). В указанном случае архитектурно-строительное проектирование может осуществляться в том числе в границах не принадлежащего застройщику земельного участка, в то время как по общему правилу для проектирования требуются права на такой земельный участок. Кроме того, в силу п. 1.2 ст. 48 ГрК РФ, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, не указанных в предыдущем предложении, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка осуществляется на основании утверждённой документации по планировке территории или принятого решения о подготовке документации по планировке территории.
Некоторые особенности капитального ремонта и реконструкции линейных объектов
Законодательно понятия капитального ремонта и реконструкции линейных объектов закреплены в ГрК РФ.
Согласно п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечёт за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечёт за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК РФ.
Федеральным законом от 01.07.2021 № 276-ФЗ[27] в ГрК РФ введена новая статья 52.2, посвящённая вопросам реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
Положения указанной статьи применяются при реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством РФ), их частей (далее здесь – существующие линейные объекты), в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом:
1) линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, транспортной инфраструктуры регионального значения или транспортной инфраструктуры местного значения при наличии утверждённого в соответствии с п. 12.12 ст. 45 ГрК РФ проекта планировки территории;
2) многоквартирных жилых домов, домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, если предусмотрено изменение местоположения существующих линейных объектов.
Условия осуществления реконструкции, капитального ремонта иных линейных объектов, предусматривающие изменение их местоположения, определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 52.2 ГрК РФ).
Положения указанной статьи не применяются при реконструкции, капитальном ремонте существующих сетей инженерно-технического обеспечения в целях подключения (технологического присоединения) ОКС к таким сетям в соответствии со ст. 52.1 ГрК РФ.
Правообладатели существующих линейных объектов в течение тридцати дней со дня поступления обращения в письменной форме застройщика или технического заказчика, обеспечивающего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС, указанных в п. 1 ст. 52.2 ГрК РФ, выдают застройщику, техническому заказчику технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, либо отказывают в их выдаче.
На период с 01.09.2022 по 01.09.2028 Правительством РФ утверждены состав и содержание таких технических требований и условий, правила их выдачи и досрочного прекращения их действия, а также правила определения размера затрат на их подготовку, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта[28].
Также ст. 52.2 ГрК РФ предусмотрены:
— порядок заключения договора с правообладателем существующего линейного объекта и условия, включаемые в него (п.п. 10–13);
— срок действия технических требований и условий – не может быть менее чем два года со дня их выдачи (п. 7);
— порядок согласования проектной документации по реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта с правообладателем (п. 14).
В числе прочих условий в договор с правообладателем существующего линейного объекта включаются условия о форме и сроках возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат правообладателя, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом такого объекта. Порядок определения формы возмещения установлен Постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 № 1010[29].
Также 01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ (далее – закон № 124-ФЗ)[30], которым внесены изменения в ряд законодательных актов, в т. ч. в закон № 218-ФЗ.
Среди внесённых изменений необходимо выделить[31] следующие особенности для случаев реконструкции линейного объекта, предусматривающей изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта:
— порядок подготовки технического плана – сведения о линейном объекте, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане линейного объекта на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации, содержащей сведения о линейном объекте и подготовленной в связи с реконструкцией соответствующих участка (участков) или части (частей) линейного объекта; допускается указание в техническом плане координат характерных точек контура линейного объекта только в отношении реконструированных участка (участков) или части (частей) (п. 18 ст. 24 закона № 218-ФЗ);
— лицами, уполномоченными на обращение с заявлением о государственном кадастровом учёте в связи с изменением основных характеристик линейного объекта, являются указанные в п. 1 ст. 19 закона № 218-ФЗ орган государственной власти, орган местного самоуправления, организации либо собственник объекта недвижимости (если для реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство) (п. 21 ст. 40 закона № 218-ФЗ);
— если требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон линейного объекта, орган регистрации прав осуществляет снятие с государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором были расположены такие участок (участки) или часть (части) линейного объекта, государственную регистрацию прекращения зарегистрированного права собственности на земельный участок, ранее образованный для размещения реконструированных участка (участков) или части (частей) линейного объекта, по заявлению собственника земельного участка (п. 34 ст. 70 закона № 218-ФЗ).