Единоначалие руководства директора

Одним
из основных принципов управления
является принцип единоначалия, который
формулируется следующим образом: чем
полнее взаимосвязь подчинения подчиненного
с руководителем, тем меньше вероятность
получения им противоречивых указаний
и тем выше чувство персональной
ответственности за результаты работы
.

6. Принцип безусловной ответственности.

Поскольку
ответственность, будучи взятым на себя
обязательством, не может быть делегирована,
то ни один руководитель не может за счет
делегирования освободиться от
ответственности за деятельность
подчиненных, так как именно он делегирует
полномочия и распределяет обязанности.
Подчиненные,
приняв поручение и получив необходимые
для его выполнения полномочия, несут
полную ответственность перед руководителями
за свою деятельность; руководители же
в свою очередь несут всю ответственность
за организационную деятельность
подчиненных.

7. Принцип соответствия полномочий и ответственности.

Поскольку
полномочия есть право выполнять
порученную работу, а ответственность
— это обязательство выполнить ее, то
отсюда логически вытекает, что полномочия
должны соответствовать ответственности.
Из этого очевидного обстоятельства
вытекает следующий принцип: ответственность
за те или иные действия не может превышать
предполагавшуюся объемом делегированных
полномочий, но и не должна быть меньше
ее.

Данное соответствие не носит математического
характера, оно скорее пространственно-временного
порядка, поскольку и полномочия, и
ответственность касаются выполнения
одной и той же задачи.

11
Особенности линейной, функциональной,
линейно

штабной
оргструктуры

  1. Линейный
    тип организационной структуры

    (тип прямого подчинения). Линейная
    организационная структура носит такое
    название потому, что все ее элементы
    находятся на прямой вертикальной линии
    подчинения от верхнего уровня до нижнего
    уровня. В основу линейной организационной
    структуры управления положен принцип
    единоначалия, который предполагает
    предоставление руководителю широких
    прав и полномочий для выполнения его
    функций. Менеджер имеет право единолично
    принимать решения по управлению
    подразделением и несет персональную
    ответственность за деятельность
    коллектива. Сам менеджер обычно подчинен
    вышестоящему органу управления. Однако
    руководитель этой начальственной
    структуры не имеет права без разрешения
    непосредственного руководителя
    (менеджера) отдавать распоряжения его
    подчиненным.

Достоинства:
четкая система взаимных связей, ясная
ответственность, быстрая реакция и
обратная связь в ответ на указания
вышестоящего руководства.

Недостатки:
отсутствие подразделений по планированию
производства и подготовке решений,
тенденция к волоките при решении смежных
проблем подразделений, перегрузка
менеджеров верхнего уровня.

Руководителю
низшего и среднего звена свойственны:

1)
психологический дисбаланс прав и
ответственности (ограниченность в
правах, хотя несут полную ответственность
за работу), что приводит к нервно-психическим
перегрузкам, ухудшению здоровья;

2)
ролевая неопределенность — нечеткость
распределения прав, обязанностей,
ответственности); психологическое
давление с двух сторон: подчиненные и
вышестоящее руководство, что обусловливает
повышенную тревожность и невротизацию
руководителя.

2.
Функциональный тип организационной
структуры.

Особенностью данного типа организационной
структуры является то, что каждая
структурная единица специализируется
на выполнении определенной функции.
Для промышленных предприятий, работающих
в условиях рыночной экономики, типичными
являются следующие основные функции:
планирования, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы,
производство, маркетинг, финансы.
Выполнение распоряжений руководителя
функционального подразделения в пределах
его полномочий обязательно для нижестоящих
структурных подразделений.

Достоинства
структуры
:
освобождение руководителей производственных
подразделений, от необходимости решения
специальных вопросов, возможность
использования опытных специалистов,
уменьшение потребности в экономистах.

Недостатки
структуры:

усложнение взаимосвязей, затруднение
координации действий по управлению,
проявление тенденций к чрезмерной
координации.

  1. Линейно-штабная
    структура управления
    .
    Линейно-штабная структура управления
    имеет такие же характеристики, как и
    линейно-функциональная структура. Она
    предусматривает функциональное
    разделение управленческого труда в
    штабных службах разных уровней.

Главной
задачей линейных руководителей в этом
случае является координация действий
функциональных служб и направление их
в русло общих интересов организации.
Именно по такому принципу построено
управление Москвой.

Достоинства
структуры
:
более глубокая, чем в линейной, проработка
стратегических вопросов; некоторая
разгрузка высших руководителей; хороший
первый шаг к более эффективным органическим
структурам управления при условии
наделения штабных подразделений правами
функционального руководства; возможность
привлечения внешних консультантов и
экспертов.

Недостатки
структуры:

недостаточно четкое распреде¬ление
ответственности в связи с тем, что лица,
готовящие решение, не участвуют в его
выполнении; тенденция к чрезмерной
цен¬трализации управления; многие
недостатки аналогичны недостаткам
линейной структуры, частично в более
ослабленном виде.

12
Особенности линейно

функциональной,
матричной, дивизионной оргструктур

  1. Линейно-функциональный
    тип организационной структуры. Это
    один из наиболее распространенных
    вариантов организационного построения
    предприятий. Сущность
    данного

    типа структуры заключается в том, что
    руководство производством обеспечивается
    как линейным аппаратом, так и
    функциональными.

Основу
линейно-функциональных структур
составляет «шахтный» принцип построения
и специализация управленческого процесса
по функциональным подсистемам организации:
маркетинг, финансы, плановый, производство.
По каждой из подсистем формируется
иерархия служб, так называемая «шахта»,
которая пронизывает всю организацию
сверху донизу. Результаты работы каждой
службы аппарата управления оцениваются
показателями, характеризующими выполнение
ими своих целей и задач. Линейные
руководители осуществляют непосредственное
руководство производством, каждый из
них выступает в качестве единоначальника
в соответствующем производственном
подразделении. Линейные руководители
наделяются необходимыми правами и несут
ответственность за конечные результаты
деятельности подчиненных им подразделений.
Функциональные службы (отделы: плановый,
труда и зарплаты, финансовый, бухгалтерия
и др.) ведут необходимую подготовительную
работу, осуществляют учет и анализ
деятельности предприятия, разрабатывают
рекомендации по улучшению функционирования
предприятия. На основании этих рекомендаций
линейный аппарат принимает необходимые
решения и отдает распоряжения,
обеспечивающие выполнение соответствующих
заданий. Персонал линейного аппарата
и функциональных служб непосредственно
не подчинен друг другу, однако имеет
определенные взаимные обязательства
по решению задач, стоящих перед
предприятием.

Достоинства
структуры
:
освобождение линейных руководителей
от несвойственных им функций обеспечения
производства ресурсами; возможность
координации действий между линейными
и функциональными подразделениями;
высокая степень специализации структурных
подразделений предприятия.

Недостатки
структуры
:
необходимость для линейных руководителей
постоянного согласования при решении
текущих вопросов производства, экономики,
кадров как с соответствующими
функциональными службами, так и высшим
руководством; длинная цепь команд и,
как следствие, искажение коммуникаций.

  1. Матричный
    тип организационной структуры
    .
    Впервые эта структура была предложена
    КаориИшикава и по сей день с небольшими
    изменениями функционирует на фирме
    Тоуоtа и многих других фирма. Такая
    структура управления называется также
    программно-целевой. Этот вариант
    организационной структуры основан на
    программно-целевом принципе выполнения
    работы, который предполагает разработку
    программы (проекта, темы, задания) для
    достижения конкретной цели. Руководитель,
    возглавляющий программу, наделяется
    необходимыми правами по привлечению
    соответствующих производственных и
    функциональных подразделений на время
    выполнения того или иного этапа работы.

При
этом специалисты таких подразделений,
участвующие в выполнении данного этапа
программы, продолжают подчиняться
сво¬им непосредственным руководителям.
При матричной структуре управления
может выполняться одновременно несколько
программ. Главное, чтобы для их
осуществления было достаточно
материальных, финансовых и квалифицированных
трудовых ресурсов. Таким образом, при
матричном типе организационной структуры
параллельно функционируют вертикальная
и горизонтальная линии исполнительной
власти, что требует в первую очередь от
менеджеров высшего звена управления
четкой координации проводимых работ.

Достоинства
структуры
:
ориентация на выполнение конечной цели
программы; межфункциональная координация
работы; эффективное текущее планирование;
рациональное использование качественных
ресурсов; повышение степени контроля
за работой; разгрузка высшего руководства.
Недостатки
структуры
:
трудности в обеспечении баланса власти
между руководителями вертикального и
горизонтального уровней; нарушение
коммуникаций между постоянными и
временными участниками работы; сложность
отчетности и контроля за работой; угроза
двойного подчинения для сотрудников;
высокие требования к квалификации
персонала.

  1. Дивизиональная
    структура управления
    .
    Дивизиональные (от англ. (division —
    отделение) структуры управления стали
    возникать к концу 20-х гг. XX в., когда
    резко увеличились размеры предприятий.
    Они стали многопрофильными, технологические
    процессы усложнились.

Деление
системы управления в этом виде структур
может происходить по трем видам:
1. по
продукту;
2. по группам пользователей;
3.
по географическому признаку.

Крупные
корпорации, первыми использовавшие
данные структуры управления, стали
предоставлять определенную самостоятельность
своим производственным подразделениям.
За руководством оставалась стратегия
развития, научно-исследовательские
разработки, финансовая и инвестиционная
политика. Этот тип структур сочетает
централизованную координацию и контроль
деятельности с централизованным
управлением. Ключевые фигуры в управлении
организации с дивизиональной структурой
— не руководители функциональных
подразделений, а менеджеры, возглавляющие
производственные отделения, так
называемые дивизионы.

Структуризация
по дивизионам, как правило, производится
по одному из критериев: по выпускаемой
продукции — продуктовая специализация;
по ориентации на определенные группы
потребителей — потребительская
специализация; по обслуживаемым
территориям — региональная специализация.
Пик практического использования этих
структур пришелся на 60—70-е гг. XX .

Достоинства
структуры
.
Такая структура способна обеспечить
управление многопрофильными предприятиями
с общей численностью сотрудников порядка
сотен тысяч и территориально удаленными
друг от друга подразделениями.
Дивизиональная структура обеспечивает
большую гибкость и более быструю реакцию
на изменения в окружении предприятия
по сравнению с линейной и линейно-штабной.
Отделения становятся «центрами получения
прибыли» при расширении границ их
самостоятельности наблюдается более
тесная связь производства с потребителями.

Недостатки
структуры:

большое количество «этажей» управленческой
вертикали; разобщенность штабных
структур отделений со штабами компании;
основные связи — вертикальные, поэтому
остаются общие для иерархических
структур недостатки, например, волокита,
перегруженность управленцев, плохое
взаимодействие при решении вопросов,
смежных для подразделений, и так далее;
дублирование функций на разных «этажах»,
и как следствие, очень высокие затраты
на содержание управленческой структуры;
в отделениях, как правило, сохраняется
линейная или линейно-штабная структура
со всеми ее недостатками. Органический
тип структур управления. Органические
структуры управления стали развиваться
с конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры
называются адаптивными, так как способны
быстро реагировать на изменения рынка.
Главным свойством управленческих
структур органического типа является
их способность изменять свою форму,
быстро приспосабливаясь к изменяющимся
условиям. Разновидностями структур
такого типа являются матричные
(программно-целевые), проектные и
бригадные формы структур.

13
Особенности адаптивныхоргструктур
(сетевая, многомерная, партисипативная
и.д.р.)

АДАПТИВНАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

— организационная структура фирмы,
гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая
к обновляющимся целям, задачам, функциям
фирмы и переменам во внешней экономической
среде, во внутренних условиях своей
собственной деятельности.

органиграмма

особенности

преимущества

недостатки

Бригадная
организационная структура

основу положена групповая форма
организации труда и производства)

автономная
работа рабочих групп (бригад);

самостоятельное
принятие решений рабочими группами
и координация деятельности по
горизонтали;

замена
жестких управленческих связей
бюрократического типа гибкими связями;

привлечение
для разработки и решения задач
сотрудников разных подразделений.

данная
структура наиболее эффективна в
организациях с высоким уровнем
квалификации специалистов при хорошем
техническом оснащении, в особенности
в сочетании с управлением по проектам.

сокращение
управленческого аппарата, повышение
эффективности управления;

гибкое
использование кадров, их знаний и
компетентности;

работа
в группах создает условия для
самосовершенствования;

возможность
применения эффективных методов
планирования и управления;

сокращается
потребность в специалистах широкого
профиля.

усложнение
взаимодействия;

сложность
в координации работ отдельных бригад;

высокая
квалификация и ответственность
персонала;

высокие
требования к коммуникациям.

Проектная
организационная структура

(основной
принцип – концепция проекта)

в
дополнение к действующейоргструктуре
создается группа управления проектом,
которая комплектуется из
высококвалифицированных специалистов;

группа
управления проектом выходит на разные
уровни управления и одновременно
может решать несколько проблем,
связанных с осуществлением проекта;

после
выполнения проекта структура
распадается, ее компоненты, включая
сотрудников, переходят в новый проект
или увольняются (если они работали на
контрактной основе).

лучшая
ориентация на цели проекта;

сокращение
сроков осуществления проекта;

более
эффективное текущее управление;

высокая
гибкость;

сокращение
численности управленческого персонала.

проблемы
при установлении заданий и при
распределении во времени работ;

трудности
в установлении ответственности;

очень
высокие требования к квалификации,
личным и деловым качествам руководителя
проекта;

дробление
ресурсов между проектами;

сложность
взаимодействия большого числа проектов
в компании.

Матричная
(программно-целевая) организационная
структура

группы
управления проектами имеют выход на
внешнее руководство фирмы и на
конкретных исполнителей;

принцип
двойного подчинения исполнителей –
непосредственному руководителю
функциональной служб и руководителю
проекта или целевой программы;

создаются
возможности для параллельного
осуществления проектов в рамках
программы, что позволяет сократить
сроки реализации программы;

применяется,
в основном, в наукоемких отраслях,
первенство в широком использовании
на практике принадлежит компании IBM
и компьютерному производству в целом.

лучшая
ориентация на цели проекта;

более
эффективное текущее управление;

усиление
личной ответственности руководителя
за программу в целом и за ее элементы;

вовлечение
руководителей и специалистов в сферу
активной творческой деятельности.

войное
подчинение исполнителей может привести
к сбоям и нарушениям в осуществлении
проектов;

трудности
в установлении ответственности за
работу;

возможность
конфликтов между менеджерами
функциональных подразделений и
руководителями проектов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

От мифа о трех китах, поддерживающих землю, — к трем «китам» на которых стоит, и стоять будет руководство ОО

Разговор о «трех китах», на которых не только стоит, но и поддерживает устойчивость в безбрежном океане часто штормующих условий неопределенности управление жизнедеятельностью образовательной организации, мы начнем с представления этого образа.

07men01.png

В древности некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. Верование давно забыто, а напоминание о нем все еще живет языке. «Три кита» — три важнейшие части чего-либо, основа, опора чего-либо. [1]

Однако в нашем управленческом языке, несмотря на то, что о таких трех «китах»=принципах как опоре, основе руководства в ОО мы хорошо знаем, тем не менее, каждый из них живет своей отдельной жизнью, и при этом, так уж получается, что эти «киты»=принципы в зависимости от обстоятельств, обретают разную значимость.

Непреложным принципом, который усвоил каждый директор и заведующий, является, безусловно, принцип единоначалия как главный, основной и ведущий «кит» руководства.

О делегировании руководители ОО знают, но относятся к нему с большой осторожностью, поскольку наделяя других участников управления полномочиями, у многих нет уверенности в том, что они могут разделить с другими всю меру ответственности за руководство ОО.

С третьим «китом» дела обстоят еще сложнее. Дело в том, что знание о принципе коллегиальности не всегда находит отклик в сознании руководителей, и потому, например, органы коллегиального руководства в ОО многими директорами и заведующими рассматриваются как некий требуемый сверху, но им самим не нужный атрибут, не осознаваемый ими как потребность и необходимость в управлении.

07men02.png

Изучая управление, мы часто говорили о том, как результаты управления и эффекты управленческих действий зависят от мотивационных установок руководителей. Вот и сейчас, разбираясь в принципах руководства ОО, мы увидим, что игнорирование или просто формальное отношение к делегированию и коллегиальности даже при неукоснительном соблюдении обязательного принципа единоначалия, в действительности скажется на устойчивости управления в ОО.

07men03.png

Поэтому, если руководство ОО не живет «одним днем», и не работает по правилу «после нас хоть потоп», а, наоборот, заинтересовано в сохранении «плавучести» образовательной организации в сложных современных условиях неопределенности, и намерено вести ОО в выбранном направлении, то принципы единоначалия, делегирования и коллегиальности действительно станут опорой и основой организации руководства в ОО.

От единоначалия — к коллегиальности через делегирование

Понимание и, главное, осознание необходимости соблюдения принципов делегирования и коллегиальности в руководство ОО приходит не сразу. И причиной тому в практике управленческой деятельности является… единоначалие, а точнее мощь и сила этого принципа, лежащего в основе организации руководства в образовательной организации.

С подобной картиной восприятия мы уже сталкивались, изучая администрирование, которое, как многим из нас, руководителей ОО, казалось всесильным и всё могущим до тех пор, пока мы не выяснили, что его сила и мощь действует в границах задач, связанных с организацией объектно-функционального управления в ОО [2].

07men04.png

В ходе дальнейшего изучения и погружения в проблемы управления мы не раз убеждались в том, что действуя административными методами по формуле «ничего личного, только функция» [3] и успешно решая задачи упорядочивания и функционирования управляемого объекта, администрирование начинает буксовать там, где оно сталкивается с «человеческим фактором» [4].

07men05.png

По аналогии с тем, как мы убедились в необходимости и нужности осуществить сложный переход за границы могущества администрирования «на территорию» менеджмента, который «касается человека, и только человека» (П. Друкер), нам предстоит развенчать миф о всемогуществе принципа единоначалия и необходимости соблюдения принципов делегирования и коллегиальности.

07men06.png

Перефразируем припев известной песни, которую пела А. Пугачева:

Все могут короли, все могут короли! …
Но, что ни говори, все делать одному
Не может ни один, ни один король!
Не может ни один, ни один король!

Действительно, руководитель ОО, четко и безупречно следующий ведущему и основному принципу единоначалия, о котором мы начали разговор в предыдущей теме [5], на практике не раз убеждался в том, что при всей важности и непреложности этого принципа руководства организацией, его реализация вызывает сомнения и трудности.

07men07.png

07men08.png

Как бы ни было обидно руководителям ОО слышать слова о своей некомпетентности, исходящие от вышестоящих органов управления, но в случае реализации принципа единоначалия наши условные собеседники правы.

Однако преследуемая нами цель заключается не в том, чтобы «покарать» за некомпетентность, а в том, чтобы помочь обрести необходимые знания и достичь понимания руководителями сути и смысла принципов организации руководства ОО. Поэтому мы, следуя задачам менеджмента, для которого сомнения и негативные эмоции участников деятельности говорят нам о наличии проблем, которые необходимо устранить [6], приступаем к действиям.

И действия наши будут связаны с формированием системы знаний, включающих не только знания о самих принципах единоначалия, делегирования и коллегиальности, но и о том, как эти принципы связаны между собой, и «помогая» друг другу, и со-действуя между собой, обеспечивают прочную основу организации руководства в ОО.

07men09.png07men10.png

Браво, браво, и еще раз браво! Наши условные собеседники абсолютно правы в том, что в этой системе принципов организации руководства реализация каждого из них будет в значительной степени зависеть от того, насколько правильно и компетентно в руководстве ОО исполняются все принципы.

07men11.png07men12.png

И вновь наши условные собеседники попали в самую точку! Да, действительно, внимательно читая законодательные позиции, мы не найдем в них упоминания о принципе делегирования, на основе которого должно осуществляться управление образовательной организацией.

1.png

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

Статья 26. Управление образовательной организацией

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

И, несмотря на то, что формулировку пункта 2 статьи 26 273-ФЗ наизусть знает практически каждый руководитель ОО, мы сейчас выделим в ней то словосочетание, на которое мы чаще всего не обращаем внимания.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

07men13.png

Наши условные собеседники правы в том, что именно сочетание двух противоположных по своему действию принципов становится для многих руководителей камнем преткновения в практике управления ОО.

07men14.png

04inf02_1_1.png

Сочетание — соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое. [7]

Синонимы: соединение, объединение, единство, сосуществование, комбинация и т. д. [8]

Ответить на этот сложный для практики управления вопрос мы сможем, если задумается над тем, с помощью чего мы сможем «сочетать несочетаемое»? Что поможет нам устранить эту область «конфликта» между принципом единоначалия и принципом коллегиальности?

И таким помощником в сложном деле сочетания «разнодействующих» принципов нам поможет именно делегирование — тот самый элемент в системе принципов, который становится «рукопожатным» и с принципом единоначалия, и с принципом коллегиальности.

07men15.png

Для нас, руководителей ОО, становится очень важным прояснить для себя, что принцип делегирования в организации руководства является не каким-то факультативным и необязательным управленческим действием, осуществляемым/или не осуществляемым по воле и желанию/или нежеланию руководителя=единоначальника. Этот принцип как условие, по сути, и по смыслу как раз и отражает законодательное требование сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Делегирование и «арифметика» руководства

Прояснив для себя принципиальную позицию, связанную с особой ролью принципа делегирования, мы возвращаемся к начатому нами в предыдущем разговоре [5] вопросу о функциях руководства, полномочия и ответственность в реализации которых будут осуществляться в опоре на принципы единоначалия и коллегиальности.

Картина функций руководства, которую мы начали составлять и остановились на полпути, представляет собой совокупность административно-организационных, стратегических, тактических функций и функций представительства.

По сути, это и есть тот «остов» функций, которые руководство, являясь «надфункцией», осуществляет в управлении образовательной организацией.

07men16.png

Однако осуществить эти функции руководство не сможет, если в его функциональном арсенале не будут заложены позиции, связанные с взаимодействием с коллективом работников, к которым согласно рекомендациям специалистов РАНХиГС [9, С. 10–12] относятся экспертно-консультативные, коммуникативные, воспитательные функции и функции мотивирования.

07men17.png07men18.png

Сомнения наших условных собеседников небезосновательны. Действительно, только перечень функций руководства, за названием каждой из которых стоит детализированный состав руководящих действий, которые директору или заведующему необходимо осуществлять, приводит к мысли о том, что для выполнения такой махины дел руководителю придется стать «многоруким Шивой».

07men19.png07men20.png

Наши условные собеседники затронули один из самых болезненных для практики управления вопросов, связанных с делегированием полномочий в руководстве ОО.

Многие руководители, действительно считают, что при таком объеме функций целесообразно оставить себе исполнение только самых основных, к числу которых они относят функцию представительства, стратегические и административно-организационные функции, в которых за собой они оставляют общее планирование и подведение итогов контроля работы должностных лиц и органов управления. При этом подходе к делегированию осуществление тактических функций и функций, обеспечивающих взаимодействие с коллективом, руководители возлагают на своих заместителей.

07men21.png

Другие руководители, понимая риски перегрузки своих заместителей, пытаются найти «справедливые» способы делегирования функций, и приходят к выводу, что и для заместителей тоже надо выделить только их основные функции, включающие административно-организационные и тактические функции, а также в коммуникативных функциях закрепить за ними функции информирования. Остальные же функции, такие как экспертно-консультативные, воспитательные и функции мотивирования возложить на нижестоящих в иерархии управления должностных лиц.

07men22.png07men23.png

Действительно, при всей кажущейся на первый взгляд «правильности» в подобном делегировании происходит нарушение целостности функций руководства. Для того чтобы понять это, давайте зададимся следующим вопросом. А почему, собственно, этот принцип называется именно делегированием, а не, например, передачей полномочий? Хотя в трактовках данного термина его смысл определяется именно через это словосочетание. Ответ мы найдем, отталкиваясь от слова «делегация».

04inf02_1_1.png

Делегация — собрание представителей чьих-нибудь интересов, действующих от имени обществ, сословий и т. д.; выбираются для представительства интересов или для выполнения к.-л. поручения [10].

Таким образом, делегация наделяется полномочиями от имени того, в чьих интересах она действует. При этом, наделяя делегацию полномочиями, тот, кто ее посылает, никоим образом, не утрачивает при передаче ей своих полномочий, а лишь передает ей право и наделяет ее ответственностью за выполнение конкретных задач или действий.

04inf02_1_1.png

Делегирование есть передача подчиненному задачи или действия, которое должен осуществить руководитель, вместе с необходимыми для этого полномочиями [11].

Поэтому в трактовке термина «делегирование» нам важно понимать, что речь идет всегда именно о частичной передаче полномочий и ответственности. И передавая только часть, руководитель ОО не снимает с себя ту или иную функцию, а продолжает нести полную ответственность за ее выполнение во вверенной ему в управление образовательной организации.

kk_1.png

Делегирование — это процесс передачи руководителем части собственных полномочий (прав и обязанностей) своим подчинённым с частичным возложением на них ответственности за результат. Полномочия и ответственность должны делегироваться только параллельно. Причём полномочий должно быть делегировано ровно столько, сколько необходимо для реализации выбранной ответственности.

Следует отметить, что полный объём ответственности за выполнение делегированных полномочий и определенных функций остается за руководителем, поскольку изначально это заложено в его прямые обязанности.

Е. А. Карнов [12]

07men24.png

Действительно, функции руководства и меру ответственности руководителя за их реализацию уменьшить нельзя. Тогда чем же нам может помочь делегирование?

Ответ на этот вопрос мы получим, если отойдем в своих размышлениях от привычного и так желаемого многими руководителями «вычитания» функций путем перекладывания их на плечи других исполнителей. И задумаемся над тем, что в процессе передачи части своих функций, которые возлагаются на компетентных участников управления, способных добиться результата, руководители имеют возможность получить эффект выполнения, достигнутый с помощью других. И такое происходит, если благодаря делегированию мы «умножаем» свои усилия, привлекая других участников к реализации функций руководства.

institut_problem_predprinimatelstva.png

Делегирование полномочий — это умножение сил руководителя посредством передачи части функций другим.

М. И. Станкин [13]

07men25.png

Именно такая установка на делегирование как «умножение сил руководителя» позволит нам изменить свое отношение к этому важному принципу управления, который становится важным подспорьем в практике руководства ОО.

Delegirovanie_i_upravdenie.jpg

Делегирование полномочий — один из основных навыков эффективного руководителя. Не умея эффективно и грамотно делегировать, невозможно реализовать собственный управленческий потенциал. Искусство управления — это, как говорят, достижение результатов силами других людей. В определение заложена идея эффективного делегирования подчиненным задач, обязанностей и ответственности.

Делегированию можно научиться. К счастью, делегирование полномочий относится к числу навыков, которые можно развить.

Мифы, мешающие эффективному делегированию
Миф 1: На делегирование нет времени.
Миф 2: Сотрудники недостаточно компетентны.
Миф 3: Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай сам.
Миф 4: Если вы что-то поручаете другим, люди думают, будто вы «не в теме».
Миф 5: Если вы специалист в каком-то деле, то должны заниматься им сами.

Брайан Трейси [14, С. 9, С. 14–18]

В следующей теме нашего разговора мы продолжим изучение «арифметики» делегирования, своими действиями помогающего не только умножать силы руководителя как единоначальника, но и способствующего тому, что ответственность за результат становится не формальным «делимым» и наделяемым начальством, а осознанным, значимым и разделяемым участниками управления общим достижением.

Осознание важности делегирования полномочий и ответственности станет для нас предтечей еще одного важного вывода, согласно которому еще одним «множителем сил» станет для нас, директоров и заведующих, станет принцип коллегиальности, к изучению которого как третьего «кита» руководства, нам и предстоит подступить.

ИСТОЧНИКИ

[1]. Слова, фразы и их происхождение.- URL: http://ymadrodd.blogspot.com/2015/12/tri-kita.html
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Сила и бессилие администрирования. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/sila_i_bessilie_administrirovaniya
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Администрирование: «ничего личного, только»… функция. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/administrirovanie_nichego_lichnogo_tol_ko_funkciya
[4]. Публикации с 01.09. 2019 по 01.09.2020 в разделе консультаций «Управление и менеджмент» . — URL: https://eduface.ru/consultation/management
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Предпринимаем восхождение от должностных обязанностей руководителя ОО — к функциям руководства в образовательной организации.- URL: https://eduface.ru/consultation/management/predprinimaem_voshozhdenie_ot_dolzhnostnyh_obyazannostej_rukovoditelya_oo_k_funkciyam_rukovodstva_v_obrazovatel_noj_organizacii
[6]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Дано» и «требуется» в задаче с позиций администрирования и менеджмента. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dano_i_trebuetsya_v_zadache_s_pozicij_administrirovaniya_i_menedzhmenta
[7]. Сочетание/Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949–1992. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/229162
[8]. Сочетание/ Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/168620/сочетание
[9]. Психолого-профессиональные основы деятельности руководителя [текст]: учебное пособие / Тарент И.Г., Косик С.Л. ,Часть 1. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,-2015.- 158 с., С. 10–13. — URL: https://studylib.ru/doc/2439646/psihologo-professional._nye-osnovy-deyatel._nosti
[10]. Делегация / Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/9477/ДЕЛЕГАЦИЯ
[11]. Делегирование/Wikimedia Foundation. 2010. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/891003
[12]. Карнов Е. А. Делегирование задач в образовательной организации/Корпоративный университет московского образования. — URL: https://corp-univer.ru/сетевое-издание/модели-управления-оо-и-развития-кадро/делегирование-задач-в-образовательной-организации/
[13]. Станкин М. И. Делегирование полномочий/Институт проблем предпринимательства. — URL: https://www.ippnou.ru/print/003285/
[14]. Трейси, Б. Делегирование и управление / Брайан Трейси; пер. с англ. Юлии Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 144 с. — URL: https://fileskachat.com/view/80516_71dab632fe236002e21735dce3d1c7c7.html


  • Художник —
    Владимир Алексеев
  • 01.07.2022

  •  
    Все консультации автора

Добавлено в закладки: 0

Что такое единоначалие? Описание и определение понятия.

Единоначалие – это форма управления организацией, во главе которой стоит одно лицо. Это лицо имеет право принимать любые юридические решения, которые необходимы сети или предприятию. Но ответственность за эти решения несёт также в этом случае оно единолично. Чем полномочия, предоставленные лицу, которое стоит во главе предприятия, шире, тем больше порог ответственности за итоги, которые последуют за его решениями. Принцип единоначалия можно реализовать, как на производственном предприятии, так и в органе, учреждении, некоммерческой организации.

Единоначалие — это основополагающий принцип руководства в вооружённых силах, при котором начальник (командир) наделяется всей полнотой распорядительной власти в отношении к подчинённым и несёт за все стороны жизнедеятельности и функционирования войск полную ответственность.

Основы единоначалия

ЕдиноначалиеНачальник (командир) имеет право единолично (без чьего-нибудь указания или вмешательства) отдавать распоряжения, приказы, принимать решения, обеспечивать их исполнение в согласии с положениями воинских уставов, служебных инструкций и законов государства.

Начальник (командир) имеет право отдавать приказы подчиненному и требовать их выполнения. Подчинённый должен выполнить приказ, данный ему.

Отказ подчинённого исполнить приказ начальника (командира), зависимо от законодательства государства, обстоятельств и уровня последствий, считается дисциплинарным проступком или уголовным преступлением, которое подрывает единоначалие.

Начальник (командир) несёт уголовную и дисциплинарную ответственность:

  • за неисполнение задач, которые поставлены перед формированием, возглавляемым им;
  • за отсутствие порядка, который описан в служебных инструкциях и воинских уставах, в формировании, вверенном ему;
  • за отсутствие боевой готовности формирования, подчинённого ему;
  • за отдание преступных заведомо приказов;

Конфликты в единоначалии

Единоначалие 2Фактически единственным и главным фактором подрывающим единоначалие и соответственно дисциплину в войсках, является неисполнение приказа, который отдан командиром (начальником или неповиновение.

Этот фактор приобретал и приобретает особенно важное значение в условиях войны, когда появлялись и появляются обстоятельства, при которых начальники (командиры) в силу обстоятельств, которые складываются, субъективных причин или другой личной мотивации, отдавали приказы подчинённым, которые явно нарушают морально-этические нормы, уголовное законодательство (заведомо преступный приказ) и правила ведения войны. По мировой практике, зачастую подобные преступные приказы отдают в отношении мирного населения.

В данной ситуации зависимо от принадлежности к государству, единоначалие командира можно законодательно ограничить.

Например, в вооружённых армиях большинства западноевропейских государств (а также в ВС РФ) подчинённый имеет право не исполнять приказ начальника (командира), если считает его заведомо преступным. Подчинённый при этом не понесёт никакой юридической или административной ответственности, когда невыполненный приказ являлся действительно таковым.

В согласии с международными правовыми нормами, единоначалие начальника (командира) не исключает уголовной ответственности подчинённого по международному праву за исполнение преступного заведомо приказа. При этом формулировка возможности не выполнить преступный приказ гласит так – «сознательный выбор фактически был для него возможен».

Единоначалие и коллегиальность

В единоначалии закладывается отрицательный момент. Он заключается впоследствии необдуманных или нерациональных решений, которые приняты начальником (командиром) из-за субъективной оценки по стечению обстоятельств, в итоге дезинформации противником, состоянию здоровья или другой личной мотивации при рассмотрении таких вопросов:

  • оценка в ходе боевых действий сложившейся ситуации;
  • оценка какого-нибудь аспекта функционирования формирования, возглавляемого им, в военное или мирное время;
  • кадровый вопрос (оценка личных качеств подчинённого).

Другими словами начальник (командир) в вооружённых силах при выборе важного решения подвержен также человеческому фактору.

Последствия принятия ошибочных решений в вооружённых силах во время боевых действий, приводят всегда к тяжёлым безвозвратным материальным и людским потерям. Ошибочность действий командира высокого ранга во многих случаях влияет на исход войны.

ПЕдиноначалие 3отому в вооружённых силах большинства государств предусматривают коллегиальность в принятии важного решения по какому-нибудь вопросу.

На высшем уровне формирований (род войск, объединение) это проявляется в форме военного совета.

На уровне воинских частей и соединений, подразделений – коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором проводится обсуждение поступивших боевых приказов, текущей обстановки, выслушиваются мнения начальников служб и командиров подразделений.

При этом решение, которое принято коллегиальным советом не имеет обязательный характер. Оно носит только рекомендательный характер и последнее слово при принятии окончательного решения остаётся за командиром. То есть в вооружённых силах единоначалие — выше, чем коллегиальность.

Решение коллегиального совета в редких случаях может оказаться вне области единоначалия (влияния командира). К таковым относят решение Суда офицерской чести, которое принимают члены коллегиального совета, попавшие туда на выборной основе. Командир формирования не может влиять на их решение, а может лишь обжаловать его.

Также единоначалие командира (зависимо от принадлежности к вооружённым силам) можно ограничить в кадровых вопросах. Например, командир соединения (воинской части) должен принять решение аттестационной комиссии, которая представлена старшими офицерами, которые решают вопросы об очередном увеличении воинского звания, о служебном соответствии или занятии более высокой должности каким-нибудь военнослужащим и так далее.

Меры по поддержанию единоначалия

В мирное время

Единоначалие 4Неисполнение приказа или неповиновение в вооружённых силах (вне зависимости от принадлежности к государству) за собой несёт уголовную или дисциплинарную ответственность.

Таковыми мерами наказания в мирное время являются:

  • служебное взыскание (строгий выговор, выговор, объявление о служебном несоответствии);
  • назначение внеочередных суточных дежурств;
  • ограничение карьерного (служебного) роста;
  • материальное взыскание (штрафы, ограничение жалованья);
  • понижение в должности;
  • временное отстранение от выполнения служебных обязанностей;
  • содержание на гауптвахте и арест;
  • понижение в воинском звании;
  • увольнение из рядов вооружённых сил.

В военное время

Считается что тяжёлые последствия от неисполнения приказа или неповиновения зачастую появляются в условиях боевых действий, когда исполнение боевой задачи и жизнь военнослужащих связаны непосредственно с неукоснительным исполнением всех приказов начальника (командира)

Во многих государствах в связи с этим законодательно вводились особенно жёсткие меры по принуждению к беспрекословному исполнению приказов.

Суровые дисциплинарные наказания, которые связаны с казнью военнослужащих за неисполнение боевых приказов или неповиновение зафиксированы с античных времён. Например, в Римской Империи таковым наказанием была децимация.

Мы коротко рассмотрели единоначалие: основы, конфликты, коллегиальность, меры поддержания. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Кроме того, в условиях производства существует целый комплекс более узких социально-психологических проблем. К наиболее существенным из них относятся проблема совместимости людей в производственном коллективе и создания здорового психологического климата, вопросы, связанные с психологией стимулирования труда искусство контакта руководителя с подчиненными этические моменты проявления принципа единоначалия.  [c.310]

Линейная схема характеризуется тем, что отдельные работники (службы) находятся в соподчинении.по разным иерархическим уровням. Такая организационная схема имеет ряд положительных свойств прямой путь воздействия распоряжений укрепление принципа единоначалия и личной ответственности возможность сведения к минимуму противоречивых заданий и распоряжений организованное поступление информации вышестоящему руководителю. Однако наряду с этим линейная схема имеет и недостатки, основным из которых является то, что руководитель должен обладать глубокими многосторонними знаниями производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому линейная схема применяется только при небольших объемах производства.  [c.319]

Социалистическое самоуправление реализуется также путем выборности руководителей, которые действуют по принципу единоначалия. Выборность руководителей предприятия и подразделений, бригадиров и мастеров позволяет улучшить их качественный состав и повысить ответственность за результаты работы. Руководитель предприятия или структурной единицы избирается общим собранием трудового коллектива сроком на 5 лет и утверждается вышестоящим органом. Руководитель наделяется определенными правами для организации деятельности предприятия или подразделения, несет ответственность за результаты работы перед трудовым коллективом и государством, осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия.  [c.264]

Демократический централизм обусловливает принцип единоначалия в управлении производством. Единоначалие означает, что во главе каждого звена промышленности стоит один руководитель, который наделен государством, определенными нравами для руководства коллективом работников и несет всю полноту  [c.335]

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры, организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет себе и сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пои практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.  [c.67]

ЕДИНОНАЧАЛИЕ. Согласно Клоду Джорджу-младшему, концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491 г. до н.э.. Руководители уже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд отношения между подчиненным и начальником должны быть ясными и простыми. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед ОДНИМ начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение называется в настоящее время принципом единоначалия. Это, возможно, старейший установленный принцип организации, так как Библия утверждает, что человек должен иметь только одного хозяина.  [c.322]

В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Анри Файоль включил его в свои 14 принципов организации. Поэтому большинство организаций пытаются его применять.  [c.322]

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.  [c.327]

Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия — работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.  [c.327]

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.  [c.546]

Управление социалистическим предприятием осуществляется на основе принципа единоначалия. Это означает, что предприятие и каждое производственное звено возглавляет руководитель, который наделен государством необходимыми правами для руководства работой этого звена. Реализация этого принципа означает четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника аппарата управления.  [c.438]

Сочетание единоначалия с широким привлечением специалистов и трудящихся к участию в управлении. Осуществление принципа демократического централизма предполагает четкое определение круга обязанностей, прав и ответственности каждого руководителя подразделения в аппарате управления и каждого работника. При высокой деловой и политической подготовке кадров руководителей и специалистов созданы все условия для наиболее полного осуществления принципа единоначалия. Возросшая политическая и деловая активность трудящихся способствует их творческому участию в управлении производством.  [c.104]

Общее и административное руководство осуществляется управляющим трестом, который назначается вышестоящей инстанцией (главком, объединением) и несет полную ответственность за всю деятельность треста. Управляющий руководит производственно-хозяйственной деятельностью на основе принципа единоначалия при постоянном участии в управлении всего коллектива. Управляющий распоряжается в пределах, установленных планом, и в соответствии с советским законодательством средствами и имуществом треста.  [c.273]

Линейный и функциональный принципы. Линейный при н-ц и п означает принятие решений и выдачу команд непосредственно подчиненной управляемой системе. Исполнение этих распоряжений является обязательным для всех подчиненных подразделений. Посредством линейной системы реализуется на практике принцип единоначалия. Линейное управление лежит в основе построения всех организационных и иерархических структур. Так, на предприятии осуществляется строгая подчиненность директор предприятия— -начальник цеха— -начальник установки— исполнители.  [c.112]

Принцип единоначалия предполагает тесную связь руководителя с массами, осуществление общественными организациями совместно с директором предприятия многих функций управления.  [c.25]

Управление П. п. осуществляется по принципу единоначалия при широком участии работников в управлении производством.  [c.175]

Управление социалистическим производством основывается на принципе единоначалия, означающем подчинение коллектива работников воле одного лица, которое наделено необходимыми  [c.165]

Схема управления газовой промышленностью и ее элементами (объединения, предприятия) — это совокупность звеньев, обеспечивающих выполнение функций и задач управления. В основе построения организационной структуры управления газовой промышленностью лежит производственно-территориальный принцип с линейной структурой подчинения и функциями управления, специализацией объединений, предприятий и их подразделений и служб на выполнении определенных функций. Линейная структура подчинения означает, что во главе каждого объединения (предприятия), установки, цеха, службы, участка стоит руководитель, которому подчинены все работники руководимой им организации или подразделения. Каждый работник подчинен только одному руководителю. Такое построение отражает принцип единоначалия (рис. 1).  [c.32]

Неотъемлемым элементом централизма в управлении производством является принцип единоначалия. Это означает сознательное и безусловное подчинение коллектива воле того лица, которое возглавляет тот или иной участок производства (объединение, предприятие, цех и т. д.). Единоначалие должно сочетаться с широким привлечением масс к управлению производством, контролем снизу.  [c.280]

Линейная структура обеспечивает прямое воздействие на объект управления (рис. 24.2) и предусматривает осуществление в полной мере принципа единоначалия. Система звеньев управления при такой структуре совпадает полностью с системой звеньев производства. Во главе каждого производственного коллектива стоит руководитель, которому непосредственно подчинены работники. Все управленческие функции сосредоточены в руках руководителя. Основные характеристики таких структур представлены в табл. 24.1.  [c.288]

Обеспечение принципа единоначалия  [c.289]

Удовлетворяется принцип единоначалия при одновременном углублении специализации  [c.290]

Линейная структура подчинения означает, что во главе каждого производственного подразделения (объединение, управление, завод, цех, установка, участок) стоит руководитель, которому подчинены все работники этого подразделения. Каждый работник подчинен только одному руководителю. В таком построении управления отражается принцип единоначалия и исключается двойственность подчинения.  [c.41]

Несомненно, государственный вуз представляет собой единое юридическое лицо с одним балансом и консолидированным бюджетом, неделимой собственностью, трудовым коллективом это образовательное учреждение, руководимое ректором на принципах единоначалия и коллегиальности, имеющее общую целевую функцию и общую инфраструктуру, централизованные фонды материально-технического и социального развития, общую территорию, закрепленную за вузом. Вуз по своим обязательствам несет ответственность перед обществом, государством, личностью [16].  [c.94]

Демократический централизм и социалистическое самоуправление коллектива должны сочетаться с принципом единоначалия в управлении производством. Единоначалие означает, что во главе каждого звена промышленности стоит один руководитель, который наделен государством и коллективом этого звена определенными полномочиями и правами для руководства им и несет всю полноту ответственности за состояние дел на доверенном ему участке работы.  [c.206]

Управление социалистическим предприятием осуществляется на основе принципа единоначалия. Это означает, что во главе предприятия и каждого производственного звена становится руководитель, который наделяется государством необходимыми правами для руководства работой этого звена. Реализация этого принципа означает четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника аппарата управления. Одновременно с единоначалием принятие принципа демократического централизма предусматривает широкое участие масс в управлении производством. В. И. Ленин писал Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда 1. Реализация этого принципа находит выражение в создании постоянно действующих производственных комиссий, народного контроля, проведении Советов, активов для обсуждения итогов деятельности, планов и перспектив развития.  [c.52]

Во главе треста стоит управляющий, который руководит на основе принципа единоначалия и несет полную ответственность за состояние и работу этой организации, за выполнение всех показателей плана.  [c.39]

Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.  [c.438]

Теоретической и одновременно непреложной практической базой для социалистического планирования и управления промышленностью является открытый и обоснованный В. И. Лениным принцип демократического централизма — сочетание централизованного планирования и управления и активного участия в них низовых органов, а также широких кругов трудящихся. В. И. Лениным разработаны указания по организации, планированию и управлению. Среди них наибольшее значение имеют принципы единоначалия, правильного подбора и расстановки кадров, хозрасчета и другие, развернутое изложение которых дается в соответствующих главах книги. Под знаком ленинских идей происходила дальнейшая разработка методов организации планирования и управления предприятиями.  [c.10]

Энергомашиностроительное предприятие возглавляет директор (объединение — генеральный директор), который несет полную ответственность за состояние предприятия и всю его производственно-хозяйственную деятельность. Директор должен при соблюдении принципа единоначалия опираться на актив предприятия, для чего он обязан регулярно проводить производственные совещания и хозяйственные активы, на которых обсуждаются проекты планов и другие важнейшие вопросы работы предприятий. Директор (генеральный директор) назначается и освобождается от должности вышестоящим органом (министерством).  [c.285]

В наиболее универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах [17, 43, 47] (см. рис.4 [9], приложение 1). Их существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочие линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.  [c.25]

Здесь мы представим два понятия, которые относятся к координации и линейным полномочиям и не требуют для своего понимания знания ситуационной деории управления. Это принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.  [c.322]

Согласно ПРИНЦИПУ ЕДИНОНАЧАЛИЯ, работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Или, по словам профессоров Кунца и О Доннела Чем более полным будет официальное отношение между индивидом и его единственным начальником, тем меньше возможность возникновения конфликта и тем больше чувство личной ответственности за результаты 6.  [c.322]

Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Как указывет фирма Дженерал Электрик в своем Бюллетене организации и планирования , матричная структура — это слишком сложная, трудная и порой непонятная форма организации, чтобы постоянно прибегать к ней . Очень много проблем возникает из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия. Исследования показывают, что такое наложение часто приводит к конфликтам 20. Джон Хамфри, президент Форум Корпорейшн оф Норт Америка (консультационной фирмы, специализирующейся на обучении управленческого персонала работе в условиях матричной организации), утверждает, что в таких структурах ожидаемый результат может и не просматриваться, может так и не появиться опыт межличностного общения, могут не наладиться рабочие взаимоотношения 21.  [c.346]

Партия и правительство на всех этапах коммунистического строительства уделяли большое внимание укреплению и развитию предприятий, повышению их инициативы и самостоятельности. Еще в решениях XII съезда ВКП(б) (1923г.) говорилось Корень производственного успеха или, наоборот, неудачи находится в основной промышленной единице, т. е. на фабрике и заводе . В постановлении ЦК ВКП (б) О реорганизации управления промышленностью (1929 г.) отмечалась важность технического обслуживания предприятия, правильной организации его снабжения, укрепления принципа единоначалия, укрепления дисциплины, ответственности всех — от рабочего до директора. В последующие годы вопрос о совершенствовании деятельности предприятий неоднократно обсуждался па съездах, конференциях и Пленумах ЦК КПСС. Особенно большое внимание уделил этому вопросу сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, обсудивший вопрос Об улучшений управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования . В соответствии с решениями этого Пленума разработано специальное Положение о социалистическом государственном производственном предприятии , утвержденное постановлением Совета Министров СССР 4 октября 1965 г.  [c.24]

Общее и административное руководство предприятием осуществляет руководитель — начальник управления. Он действует по принципу единоначалия, отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности. Начальник УБР (НГДУ) с помощью подведомственного ему аппарата направляет работу предприятия по производству продукции, внедрению новой и совершенствованию действующей техники, технологии и организации производства, определяет пути и методы выполнения задания народнохозяйственного плана, содействует своевременному обеспечению производства необходимыми матернально-тех-  [c.442]

Наиболее простой организационной структурой является линейное управление, сущность которой состоит в том, что все функции управления сосредоточены у руководителя (объединения, треста, СУ, участка). Ему подчинены все нижестоящие руководители и производственные ячейки. В таком построении управления отражается принцип единоначалия, уменьшается возможность противоречивых и неувязанных заданий, укрепляется личная ответственность. Однако она имеет крупный недостаток, обусловленный тем, что руководитель не может быть универсальным специалистом и охватывать все стороны деятельности предприятия, если он не пользуется помощью специализированных отделов для выполнения определенных функций. Поэтому линейная схема применяется только при небольших объемах производства.  [c.265]

Координация, или регулирование работ (функция управления), единоначалие и коллегиальность (принципы управления) в той или иной степени предполагают использование форм и методов экономического анализа. На государственных предприятиях это традиционно, как было принято и ранее (хотя практически и не всегда в достаточной мере). В коллективно-собственнических предприятиях принцип единоначалия и коллегиальности проявляется более отчетливо. Даже в частных предприятиях, где своя рука владыко , цивилизованное управление делом требует нередко коллегиально согласованных решений.  [c.32]

Руководит налоговой полицией по принципу единоначалия директор ФСНП России. Директор принимает решения лично либо совместно с коллегией, обладающей совещательными полномочиями. Директора и его заместителей назначает Президент РФ.  [c.552]

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность единоначалия и коллегиальности

Определение 1

Единоначалие и коллегиальность – это основополагающие принципы организации управления, представляющие собой противоположные и взаимно дополняющие понятия, характеризующие порядок принятия управленческих решений.

Управленческая деятельность на любом уровне, начиная от государственного и заканчивая муниципальным управлением, осуществляется в соответствии с определенными принципами, представляющими собой основополагающие начала этой деятельности. В число таких принципов включается такие принципы как единоначалие и коллегиальность как по отдельности, так и в разумном их сочетании.

Единоначалие как принцип осуществления управления

Содержание принципа управления, именуемого единоначалием, состоит в том, что руководство определенного звена системы управления любого уровня, начиная от государства и заканчивая отдельным хозяйствующим субъектом, пользуется правом осуществления единого руководства при принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. Как правило, это обусловлено тем, что в основе управления общественной жизнью любого образования находится необходимость строгого подчинения воли отдельных участников процесса воле одного лица, выступающего в качестве руководителя конкретного процесса государственного или муниципального управления.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Единоначалие в качестве организационно-правовой формы управленческой деятельности существуют во всех звеньях и уровнях системы государственного и муниципального управления.

Согласно этому принципу любую совокупность видов деятельности, осуществляемую в процессе государственного и муниципального управления, можно представить как деятельность, направленную на достижение одной и той же цели под руководством одного человека, наделенного определенным перечнем полномочий. Как следствие, сущность принципа единоначалия заключается в том, что процесс управления сотрудниками требует получения указаний от одного руководителя, но одновременно это не значит, что все решения должны приниматься этим руководителем единолично.

Сущность единоначалия в качестве принципа управления проявляется в осуществлении управления подчиненными в непосредственной форме только одним руководителем, который несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных перед вышестоящими руководителями, в то время как подчиненные отвечают за свои действия только перед своим непосредственным руководителем.

«Сочетание единоначалия и коллегиальности» 👇

Единоначалие как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, обеспечение порядка и дисциплины;
  • во-вторых, четкость разграничения и соблюдения полномочий;
  • в-третьих, ясность распределение ответственности;
  • в-четвертых, увеличение эффективности осуществления тактических действий, требующих оперативных решений, и так далее.

При этом единоначалие не лишено некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • рост авторитаризма;
  • высокий уровень субъективности принимаемых решений;
  • снижение эффективности принимаемых решений, их оптимальности и так далее.

Коллегиальность как принцип управления

Сущность коллегиальности как принципа управления состоит в необходимости обсуждения вопросов и проблем развития государства, регионов и муниципальных образований в социально-экономическом и организационном смысле.

Сущность коллегиальности в управлении проявляется в возможности учета опыта различных специалистов при подготовке того или иного управленческого решения. Коллегиальный способ работы над проблемой не всегда заканчивается принятием одного решения, он может быть направлен на выработку различных альтернатив разрешения проблемы, подготовку базы для принятия единоличного решения.

Коллегиальность как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, возможность учета опыта и знаний различных специалистов;
  • во-вторых, возможность выработки оптимального решения или сравнения различных вариантов решения той или иной проблемы;
  • в-третьих, высокая эффективность при выработке стратегии развития государства, региона или муниципального образования;
  • в-четвертых, снижение уровня авторитаризма и субъективности и так далее.

Причем коллегиальность не лишена некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • замедление процесса принятия управленческих решений;
  • снижение персонализации ответственности;
  • невозможность достижения консенсуса и так далее.

Единство коллегиальности и единоначалия в управлении

Замечание 2

Эффективное управление любыми процессами, в том числе на уровне государственного и муниципального управления, подразумевает разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.

Это сочетание обеспечивает получение следующих преимуществ:

  • во-первых, единоначалие обеспечивает четкую подчиненность лиц и органов в системе государственного и муниципального управления вышестоящим уровням и исключение возможности получения указаний через уровень управления, приводящих к беспорядку и дублированию обязанностей;
  • во-вторых, коллегиальность призвана обеспечить преодоление субъективности в системе государственного и муниципального управления, обусловленной сосредоточением власти в руках одного человека;
  • в-третьих, коллегиальность в сочетании с единоначалием приводит к снижению уровня авторитаризма в управлении;
  • в-четвертых, коллегиальность обеспечивает возможность учета опыта и знаний других лиц, обеспечивающих максимальное эффективное решение той или иной проблемы, уходя от зацикленности одного человека на определенном варианте ее разрешения;
  • в-пятых, единоначалие обеспечивает четкое распределение ответственности между руководителями различного уровня за принятые решения, при этом коллегиальность позволяет выработать оптимальное решение в их взаимодействии;
  • в-шестых, коллегиальность не исключает личной ответственности каждого государственного и муниципального служащего за осуществление тех или иных полномочий, но позволяет осуществлять их обсуждение, сопоставлять различные взгляды на проблемы и принимать совместные решения.

Реализация принципа сочетания единоначалия и коллегиальности обеспечивается посредством формирования различных комиссий, советов, слетов, конференций и иных форм выработки коллективных вариантов решений, обеспечивающих возможность последующего выбора наиболее оптимального из них.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто должен утверждать инструкции по охране труда ответ на тест
  • Супер видалиста инструкция по применению цена отзывы
  • Павлин из пластиковых бутылок пошаговая инструкция с фото для начинающих
  • Xithrone 500 mg инструкция по применению на русском языке
  • Наушники хоко беспроводные инструкция на русском языке