Единоначалие в руководстве исполнительным органом характеризуется следующими факторами

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные.

Старшие и младшие

33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;

прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Единоначалие — принцип руководства, при котором начальники (командиры) наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несут полную ответственность за все стороны деятельности вверенных им подразделений и служб. На принципе единоначалия строится система МВД России.

Единоначалие выражается в единоличном принятии начальником решений, отдаче соответствующих приказов, распоряжений и организации работы по их выполнению. Оно обусловлено природой военной организации, органов внутренних дел и призвано обеспечить беспрекословное приведение в жизнь принятых решений.

Начальники и командиры несут личную ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенных им органов, подразделений и служб, за боевую и служебную подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и моральное состояние личного состава; за состояние и сохранность вооружения, боевой и другой техники; за материальное, техническое, медицинское, бытовое и финансовое обеспечение.

Коллегиальность и единоначалие как принципы формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации

Гончаров В.В., профессор кафедры гражданского права и процесса Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой общепрофессиональных юридических дисциплин Краснодарского филиала Академии труда и социальных отношений.

Вопросы, связанные с коллегиальностью и единоначалием как принципами формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации, приобретают особую актуальность в современное время в связи с проведенными в недавнем прошлом реформами, а также в связи с важностью предмета исследования для правоприменительной практики. Автор анализирует сложившуюся систему принятия решений в сфере исполнительной власти, выдвигает ряд актуальных предложений, в том числе по наделению Председателя Правительства Российской Федерации правом привлечения к ответственности любых федеральных министров, руководителей служб и агентств (включая подчиненных непосредственно главе государства) за невыполнение решений и иных правительственных актов, принятых коллегиально на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Collegiality and sole command as principles of formation and functioning of agencies of executive power in the Russian Federation acquire special topicality in contemporary situation in connection with recent reforms and significance of the subject of study for law application practice. The author analyses current system of taking decisions in the sphere of executive authority, makes a number of topical proposals including providing of the Chairman of the Government of the Russian Federation with the right of bringing to responsibility of any federal ministers, heads of services and agencies (including those directly subordinated to the head of the state) for non-execution of decisions and other governmental acts adopted collegially at the sessions of the Government of the Russian Federation <*>.

<*> Goncharov V.V. Collegiality and Sole Command as Principles of Formation and Functioning of Agencies of Executive Power of the Russian Federation.

Коллегиальность и единоначалие являются основными исторически сложившимися организационно-правовыми формами функционирования органов власти (законодательной, судебной и исполнительной) <1>. Как отмечают исследователи, достижение баланса данных форм при организации и функционировании федеральных и региональных органов исполнительной власти является основой эффективности их работы, реализации целей и задач, стоящих перед исполнительной ветвью власти в целом <2>.

<1> Минашкин А.В. Коллегиальность и единоначалие в деятельности высшего органа исполнительной власти России // Законодательство и экономика. 2002. N 4. С. 4 — 12.
<2> Четвериков В.С. Органы исполнительной власти: понятие, правовые основы образования и признаки // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003; Маилян П.Д. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел. М., 2002; Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.

Если под коллегиальностью понимается построение и деятельность органа государственной власти на основе обсуждения и решения вопросов, а также принятия решений в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, большинством голосов (простым или квалифицированным) ряда уполномоченных лиц данного органа, то единоначалие предполагает предоставление руководителю какого-либо органа полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы.

Коллегиальность способствует всестороннему обсуждению вопроса, анализу различных точек зрения, в процессе обсуждения которых принимаются наиболее правильные и авторитетные решения. Она присуща коллегиальным органам исполнительной власти в Российской Федерации, к которым относятся, в частности, Правительство Российской Федерации, правительства российских регионов и ряд других структур федерального и регионального уровня, входящих в единую систему исполнительной власти.

Коллегиальные органы исполнительной власти, принимая решения по всем вопросам своей компетенции большинством голосов своих членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, учитывают весь спектр мнений, вариантов, проектов, управленческих решений, аккумулируют знания и опыт членов коллегиального органа, интересы структурных подразделений органа и социальных групп, представители которых входят в его состав. Кроме того, коллегиальность в государственном управлении отличает больший демократизм, что исключает возможность чрезмерной концентрации власти в руках одного должностного лица и незаконного ее присвоения. Это в конечном итоге не позволяет исполнительной власти трансформироваться в тоталитарную и авторитарную систему.

Так, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» <3> определил Правительство Российской Федерации как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Решение вопросов общегосударственной важности (принятие решений о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, о внесении Правительством законопроектов в Думу; принятие программ приватизации федеральной государственной собственности и т.д.) возможно исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации (причем данные вопросы решаются путем голосования, где у главы Правительства нет права вето на решения, принятые коллегиально). Для решения оперативных вопросов определена возможность создания такого коллегиального органа, как Президиум Правительства Российской Федерации, на котором решения принимаются большинством голосов от общего числа членов.

<3> Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Представляется, что значительная коллегиальная составляющая в работе Правительства страны обусловлена исключительным его положением в системе органов государственной власти Российской Федерации в качестве конституционного органа, выполняющего общегосударственные функции, осуществляющего исполнительную власть и наделенного для этого Конституцией Российской Федерации значительными самостоятельными компетенционными полномочиями. Предоставление Председателю Правительства Российской Федерации полномочий единовластного руководителя указанным органом может привести к фактическому двоевластию во властной исполнительной вертикали (главы государства и главы кабинета). Между тем Конституция Российской Федерации отводит Председателю Правительства Российской Федерации значительную роль в организации его работы, формировании его состава и определении структуры федеральных органов исполнительной власти.

Современную конструкцию формирования и функционирования Правительства Российской Федерации сложно считать устойчивой и успешной. Во-первых, положение руководителя Правительства страны зависит от воли Президента Российской Федерации, который вправе без объяснения причин и лишь по мотивам утраты своего доверия к кандидатуре Председателя Правительства России отправить его в отставку вместе со всем составом Правительства <4>. Во-вторых, подчиненность руководителей силовых министерств и ведомств напрямую главе государства неминуемо будет порождать конфликтные ситуации в части определения приоритета руководящих указаний обоих центров управления системой исполнительной власти. При этом неопределенность и двоевластие на федеральном уровне исполнительной власти может дестабилизировать с трудом восстановленную в 2000 — 2007 гг. исполнительную вертикаль власти.

<4> Часть 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации.

После избрания Президентом Российской Федерации Д. Медведева и назначения Председателем Правительства Российской Федерации В. Путина коллегиальная составляющая в организации и деятельности высшего исполнительного органа власти в стране претерпевает существенные изменения, которые выражаются, с одной стороны, в укреплении фигуры Председателя Правительства Российской Федерации, расширении его полномочий по координации деятельности федеральных министерств, служб и агентств, а с другой стороны, в уменьшении реального влияния главы государства на работу Правительства страны. В результате в системе исполнительной власти на федеральном уровне могут сложиться два реальных центра полномочий в лице главы государства и главы Правительства, что подчеркнет преобладание единоначалия над коллегиальностью в государственном управлении исполнительной властью.

В связи с тем что России исторически была присуща жесткая централизация государственной власти, большая роль в государственном механизме принадлежит единоличным органам государственной власти, особенно в сфере исполнительной власти: Президенту России, главам исполнительной власти субъектов страны и другим органам, действующим на основе единоначалия.

Глава государства самостоятельно принимает решения и осуществляет закрепленные за ним Конституцией России полномочия, несет личную ответственность в соответствии со ст. 93 Конституции Российской Федерации. Однако при Президенте Российской Федерации могут создаваться в качестве консультативных коллегиальных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним в соответствии с их компетенцией предложения для главы государства. Важным совещательным органом такого рода является Государственный совет Российской Федерации <5>, который содействует реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

<5> Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 36. Ст. 3633.

На уровне субъектов Российской Федерации аналогичными полномочиями обладают руководители исполнительной власти региона. Они хоть и назначаются региональным парламентом, но обладают и возможностью его роспуска, и фактически самостоятельны в формировании своих администраций.

Как показывает практика, имеющиеся в ряде субъектов Российской Федерации региональные правительства не обладают значительными коллегиальными полномочиями. Все наиболее значительные (и в соответствии с федеральным законодательством, и с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации) полномочия осуществляются руководителями регионов единолично (представление региональному парламенту проекта бюджета, кандидатов на различные должности в региональном исполнительном органе власти, если это предусмотрено местным законодательством).

Одной из форм коллегиальности в государственном управлении является создание консультативных и координационных органов. Коллегиальные совещательные органы могут создаваться как при единоличных органах (например, при Президенте России), так и при коллегиальных органах. Например, при Правительстве Российской Федерации могут создаваться консультативные и координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных. Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут образовывать коллегиальные совещательные координационные органы в виде межведомственных комиссий и межведомственные советы.

Огромную роль коллегиальность играет и в деятельности региональных органов исполнительной власти, несмотря на централизацию значительных полномочий в руках высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Однако, как отмечает Н.Ю. Хаманева, число коллегиальных органов в регионах незначительно <6>. Наиболее яркими их представителями являются региональные энергетические комиссии, что явно недостаточно для обеспечения сбалансированного сочетания коллегиальности и единоначалия в системе исполнительной власти, особенно в тех краях и областях, где высший исполнительный орган также является единоначальным.

<6> Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: ООО «Новая правовая культура», 2004.

Представляется, что структура коллегиальных органов исполнительной власти более сложная и высокоорганизованная, чем у единоначальных, и требует поддержания высокого уровня исполнительской дисциплины путем создания механизма эффективного контроля за принятием и выполнением решений коллегиальных органов исполнительной власти со стороны как вышестоящих органов управления, так и органов законодательной (представительной) и судебной ветвей власти.

По примеру федеральных органов исполнительной власти в регионах создаются при администрациях, а также отдельных органах исполнительной власти (департаментах, управлениях, комитетах) коллегии — совещательные структурные подразделения, наделенные совещательными и рекомендательными полномочиями и рассматривающие наиболее важные вопросы функционирования подразделения либо отрасли в целом.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут создавать межведомственные комиссии, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности на коллегиальной основе. Как отмечает ряд ученых, комиссии — наиболее подвижная часть структуры исполнительной власти, их создают, им часто меняют и обновляют статус, ликвидируют <7>.

<7> О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации / Коллектив авторов Института государства и права РАН // Государство и право. 1996. N 8. С. 9.

Сочетание коллегиальности с единоначалием в системе исполнительной власти выражается в наличии министерств, администраций субъектов, коллегий. Статус коллегий совещательный. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) их руководителей. Численность членов коллегии федеральных органов определяется Правительством Российской Федерации. В состав коллегии по должности входят руководители и их заместители, иные члены, назначаемые Правительством по представлению их руководителя из числа заведующих (начальников) ведущих структурных подразделений органа, его территориальных подразделений, ведущих ученых и специалистов отрасли, число которых не должно превышать пяти человек. Полномочия между членами коллегии распределяются председателем, которым по должности является руководитель.

Деятельность коллегиальных органов власти имеет ряд недостатков. Так, применительно к Правительству Российской Федерации следует отметить, что довольно затруднительным представляется проводить его заседания по каждому вопросу, так как федеральные министры (члены Правительства) в первую очередь должны руководить возглавляемыми федеральными органами исполнительной власти, более того, это затрудняет в целом функционирование системы исполнительной власти, которая является наиболее мобильной и приближенной к народу.

Кроме того, практика проведения заседаний Правительства показывает, что, во-первых, при принятии коллегиальных решений голосование очень часто не проводится (особенно если на заседании председательствует глава государства) и, следовательно, несмотря на равные права всех членов Правительства решающая роль принадлежит Председателю, во-вторых, велика роль Аппарата Правительства (вспомогательного органа Правительства), так как именно он подготавливает проекты решений (это обстоятельство еще более усугубилось тем, что руководитель Аппарата Правительства по должности является министром Российской Федерации); в-третьих, в силу того, что ряд министров в соответствии с законодательством напрямую подчинен Президенту Российской Федерации, вопросы, связанные с компетенцией данных министерств, решаются лишь при участии главы государства (как правило, в его присутствие).

Представляется, что эффективное сочетание принципов коллегиальности и единоначалия при функционировании органов исполнительной власти обеспечит результативную работу исполнительной власти.

Так, в целях достижения единоначалия в управлении единой системой исполнительной власти в стране необходимо законодательно закрепить механизм координации и контроля Правительства Российской Федерации за деятельностью региональных органов исполнительной власти с возможностью привлечения последних к ответственности за управление, повлекшее ущерб государственным и общественным интересам.

Это положение может быть реализовано путем наделения Председателя Правительства Российской Федерации полномочиями по отстранению либо временному отрешению от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, аналогичным закрепленным в п. «г» ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» <8>.

<8> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Однако полномочия по назначению временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренные ч. 9 ст. 19 вышеназванного Федерального закона, следует оставить за Президентом Российской Федерации.

Также следует наделить Председателя Правительства Российской Федерации правом привлечения к ответственности любых федеральных министров, руководителей служб и агентств (включая подчиненных непосредственно главе государства) за невыполнение решений и иных правительственных актов, принятых коллегиально на заседаниях Правительства Российской Федерации. Это ужесточит исполнительскую дисциплину среди министров и позволит функционировать Правительству как единому органу исполнительной власти с коллегиальным принятием решений.

В условиях, когда исполнительная власть и на федеральном уровне, и в регионах формируется не народом непосредственно, а главой государства и парламентскими органами, следует увеличить число коллегиальных форм в деятельности и руководстве исполнительной власти на всех ее уровнях, что, с одной стороны, позволит сохранить механизм сдержек и противовесов ветвей государственной власти, а с другой стороны — реализовать такие принципы организации и деятельности исполнительной власти, как гласность, ответственность и законность. Так, на региональном уровне следует поощрять создание коллегиальных органов управления (комитетов и комиссий).

Также необходимо законодательно расширить полномочия коллегиальных совещательных и консультативных структур при органах исполнительной власти, предоставляя в отдельных случаях им право принятия решений, обязательных для исполнения.

Достижению оптимального баланса сочетания коллегиальности и единоначалия в формировании и функционировании системы исполнительной власти в Российской Федерации будет способствовать расширение полномочий органов законодательной (представительной) и судебной власти по контролю за деятельностью единоначальных органов исполнительной власти, которые более подвержены коррупции, чем коллегиальные. Кроме того, следует увеличить полномочия по осуществлению общественного контроля за недавно созданными общественными структурами, в частности Общественной палатой Российской Федерации, например, путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство в части придания решениям данных структур статуса обязательных к исполнению всеми органами исполнительной власти.

Исполнительная
власть в субъектах РФ – это часть единой
государственной власти Российской
Федерации. Органы исполнительной власти
имеют приоритетное значение в триаде
ветвей власти, что обусловливает их
ведущую роль в управлении наиболее
важными процессами в государстве и
регионе. Федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ образуют единую систему
исполнительной власти в Российской
Федерации.

В
субъекте РФ устанавливается система
органов исполнительной власти во главе
с руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти. Структура
исполнительных органов государственной
власти субъекта РФ определяется высшим
должностным лицом субъекта РФ.

Основной
особенностью

организации исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ
является двухуровневая система правового
регулирования, обусловленная следующими
факторами: во-первых, разграничением
предметов ведения и полномочий между
Российской Федерацией и ее субъектами;
во-вторых, необходимостью обеспечения
единства системы органов исполнительной
власти. С одной стороны, субъекты РФ
самостоятельно формируют систему
органов исполнительной власти на своей
территории. С другой, федеральные органы
исполнительной власти и органы власти
субъектов РФ образуют единую систему
органов исполнительной власти в
Российской Федерации. В результате на
территории каждого субъекта Федерации
взаимодействуют различные системы
органов исполнительной власти: федеральные
органы власти; органы исполнительной
власти данного субъекта РФ, а также
муниципальные органы местного
самоуправления. Следует отметить, что
пока слабо разработан механизм
оптимального взаимодействия исполнительных
органов власти всех уровней.

Структура

исполнительных органов государственной
власти в субъектах РФ представлена в
основном двумя моделями: единоначалие
в руководстве исполнительным органом
и коллегиальность в управлении.

Первая
модель:

высшее должностное лицо, руководитель
исполнительной власти в субъекте РФ
единолично создает структуру администрации
субъекта РФ, наделяется разнообразными
полномочиями в области формирования
органов исполнительной власти, структуры
администрации, бюджета, финансов и
учета, управления собственностью,
взаимодействия с учреждениями и
предприятиями различных форм собственности
в отраслях и сферах экономического и
социально-культурного развития,
осуществляет непосредственное руководство
всеми структурными подразделениями
утвержденной структуры администрации.

К
полномочиям

высшего должностного лица относятся:

1) право
законодательной инициативы; подписания
и опубликования законов;

2) отлагательное
вето на законы;

3) исключительное
право внесения законопроектов по
бюджету, планам социально-экономического
развития региона, организационной
структуре исполнительной власти.

Большинство
уставов субъектов РФ предусматривают
механизм, сдерживающий власть высших
должностных лиц, руководителей
исполнительной власти субъекта РФ –
право представительного органа на
утверждение заместителей, структуры
администрации, расходов на ее содержание,
заслушивание ежегодных отчетов о
деятельности администрации, право
досрочного прекращения полномочий
высшего должностного лица и др.

Вторая
модель

структуры администрации субъекта РФ
предполагает учреждение Правительства
как самостоятельной организационно-правовой
формы исполнительной власти с нормативно
установленной компетенцией, полномочиями
в установлении исполнительно-распорядительных
функций. Правительство имеет два начала:
первое – оно издает общезначимые для
всего населения территории нормативные
акты, т. е. является носителем публичного
права, второе – Правительство является
юридическим лицом, те субъектом
гражданско-правовых, частноправовых
отношений, оно может заключать сделки
в сфере собственности, земли и иных
отношений.

Есть
промежуточная модель организации
администрации, когда правительство не
является юридическим лицом и не является
самостоятельным субъектом – его статус,
скорее, коллегии при губернаторе.

Разные
модели исполнительной власти субъектов
РФ не обеспечивают единое правовое и
административно-управленческое поле
в стране. В конституциях республик и
уставах не определено соотношение
актов, юридической силы тех, что издаются
на местах, и актов федерального
Правительства, у которого нет прямого
административного воздействия на
организационно-правовые органы
исполнительной власти субъектов РФ.

Органы
исполнительной власти в республиках
РФ функционируют, как правило, на основе
одного из вышеперечисленных вариантов.

1) Высший
орган исполнительной власти республики
возглавляет и формирует высшее должностное
лицо самостоятельно. В этом случае
высший орган исполнительной власти
(правительство) полностью ответственно
перед высшим должностным лицом субъекта
РФ. Это характеризует систему органов
исполнительной власти президентских
республик.

2) Высший
орган исполнительной власти имеет
«двойную ответственность»: перед высшим
должностным лицом субъекта РФ и
законодательным органом субъекта РФ.
Высшее должностное лицо не является
главой исполнительной власти
непосредственно, поскольку имеется
должность председателя правительства.
Это характерно для смешанных,
полупрезидентских республик и большинства
краев и областей.

3) При
коллегиальной системе формирования и
организации исполнительной власти в
парламентских республиках исполнительная
власть (правительство) формируется
представительным законодательным
органом власти. Это имеет место в
Удмуртской Республике, Республике
Дагестан.

Структура
республиканских органов исполнительной
власти характеризуется большим
многообразием, что вытекает из разнообразия
моделей организации системы органов
исполнительной власти в республиках.

Высшим
органом исполнительной власти в
республиках является правительство. К
его основным полномочиям относятся:

1) осуществление
мер по обеспечению законности, прав и
свобод граждан, охране собственности
и общественного порядка;

2) разработка
бюджета субъекта РФ, обеспечение его
исполнения;

3) разработка
и представление на утверждение
законодательного (представительного)
органа власти проектов планов
социально-экономического развития
субъекта РФ, отчетов об их исполнении;

4) формирование
органов исполнительной власти субъекта
РФ;

5) управление
и распоряжение собственностью субъекта
РФ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность единоначалия и коллегиальности

Определение 1

Единоначалие и коллегиальность – это основополагающие принципы организации управления, представляющие собой противоположные и взаимно дополняющие понятия, характеризующие порядок принятия управленческих решений.

Управленческая деятельность на любом уровне, начиная от государственного и заканчивая муниципальным управлением, осуществляется в соответствии с определенными принципами, представляющими собой основополагающие начала этой деятельности. В число таких принципов включается такие принципы как единоначалие и коллегиальность как по отдельности, так и в разумном их сочетании.

Единоначалие как принцип осуществления управления

Содержание принципа управления, именуемого единоначалием, состоит в том, что руководство определенного звена системы управления любого уровня, начиная от государства и заканчивая отдельным хозяйствующим субъектом, пользуется правом осуществления единого руководства при принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. Как правило, это обусловлено тем, что в основе управления общественной жизнью любого образования находится необходимость строгого подчинения воли отдельных участников процесса воле одного лица, выступающего в качестве руководителя конкретного процесса государственного или муниципального управления.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Единоначалие в качестве организационно-правовой формы управленческой деятельности существуют во всех звеньях и уровнях системы государственного и муниципального управления.

Согласно этому принципу любую совокупность видов деятельности, осуществляемую в процессе государственного и муниципального управления, можно представить как деятельность, направленную на достижение одной и той же цели под руководством одного человека, наделенного определенным перечнем полномочий. Как следствие, сущность принципа единоначалия заключается в том, что процесс управления сотрудниками требует получения указаний от одного руководителя, но одновременно это не значит, что все решения должны приниматься этим руководителем единолично.

Сущность единоначалия в качестве принципа управления проявляется в осуществлении управления подчиненными в непосредственной форме только одним руководителем, который несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных перед вышестоящими руководителями, в то время как подчиненные отвечают за свои действия только перед своим непосредственным руководителем.

«Сочетание единоначалия и коллегиальности» 👇

Единоначалие как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, обеспечение порядка и дисциплины;
  • во-вторых, четкость разграничения и соблюдения полномочий;
  • в-третьих, ясность распределение ответственности;
  • в-четвертых, увеличение эффективности осуществления тактических действий, требующих оперативных решений, и так далее.

При этом единоначалие не лишено некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • рост авторитаризма;
  • высокий уровень субъективности принимаемых решений;
  • снижение эффективности принимаемых решений, их оптимальности и так далее.

Коллегиальность как принцип управления

Сущность коллегиальности как принципа управления состоит в необходимости обсуждения вопросов и проблем развития государства, регионов и муниципальных образований в социально-экономическом и организационном смысле.

Сущность коллегиальности в управлении проявляется в возможности учета опыта различных специалистов при подготовке того или иного управленческого решения. Коллегиальный способ работы над проблемой не всегда заканчивается принятием одного решения, он может быть направлен на выработку различных альтернатив разрешения проблемы, подготовку базы для принятия единоличного решения.

Коллегиальность как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, возможность учета опыта и знаний различных специалистов;
  • во-вторых, возможность выработки оптимального решения или сравнения различных вариантов решения той или иной проблемы;
  • в-третьих, высокая эффективность при выработке стратегии развития государства, региона или муниципального образования;
  • в-четвертых, снижение уровня авторитаризма и субъективности и так далее.

Причем коллегиальность не лишена некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • замедление процесса принятия управленческих решений;
  • снижение персонализации ответственности;
  • невозможность достижения консенсуса и так далее.

Единство коллегиальности и единоначалия в управлении

Замечание 2

Эффективное управление любыми процессами, в том числе на уровне государственного и муниципального управления, подразумевает разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.

Это сочетание обеспечивает получение следующих преимуществ:

  • во-первых, единоначалие обеспечивает четкую подчиненность лиц и органов в системе государственного и муниципального управления вышестоящим уровням и исключение возможности получения указаний через уровень управления, приводящих к беспорядку и дублированию обязанностей;
  • во-вторых, коллегиальность призвана обеспечить преодоление субъективности в системе государственного и муниципального управления, обусловленной сосредоточением власти в руках одного человека;
  • в-третьих, коллегиальность в сочетании с единоначалием приводит к снижению уровня авторитаризма в управлении;
  • в-четвертых, коллегиальность обеспечивает возможность учета опыта и знаний других лиц, обеспечивающих максимальное эффективное решение той или иной проблемы, уходя от зацикленности одного человека на определенном варианте ее разрешения;
  • в-пятых, единоначалие обеспечивает четкое распределение ответственности между руководителями различного уровня за принятые решения, при этом коллегиальность позволяет выработать оптимальное решение в их взаимодействии;
  • в-шестых, коллегиальность не исключает личной ответственности каждого государственного и муниципального служащего за осуществление тех или иных полномочий, но позволяет осуществлять их обсуждение, сопоставлять различные взгляды на проблемы и принимать совместные решения.

Реализация принципа сочетания единоначалия и коллегиальности обеспечивается посредством формирования различных комиссий, советов, слетов, конференций и иных форм выработки коллективных вариантов решений, обеспечивающих возможность последующего выбора наиболее оптимального из них.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стили руководства которые включает управленческая решетка
  • Восстановительное лечение после артроскопии коленного сустава руководство для пациентов
  • Калий хлорид в ампулах цена инструкция по применению
  • Руководство ниссан марине
  • Руководство перевод на англ